[евр. , - праздничный или рожденный в праздник], первый послепленный пророк, 10-й в ряду малых пророков, автор названной его именем книги (пам. 16 дек. и в Неделю праотец). Время служения датируется достаточно точно благодаря указаниям в Агг 1-2; 1 Езд 5. 1 и 6. 14: второй год правления персид. царя Дария I (521-486 до Р. Х.), т. е. 520 г. до Р. Х. Приведенные в тексте книги даты пророческих речей согласуются с общепринятым календарем следующим образом: 1-й день 6-го месяца (1-я речь, Агг 1. 1) - 29 авг. 520 г.; 24-й день 6-го месяца (2-я речь, Агг 1. 15) - 21 сент. 520 г.; 21-й день 7-го месяца (3-я речь, Агг 2. 1) - 17 окт. 520 г.; 24-й день 9-го месяца (4-я речь, Агг 2. 20) - 18 дек. 520 г. (Balduin). О личности пророка достоверных сведений не сохранилось. Согласно жизнеописанию пророков, возможно восходящему к более раннему евр. источнику и дошедшему до нас в разных рецензиях, приписываемых святым Епифанию Кипрскому, Дорофею Тирскому и Исихию Иерусалимскому, А. родился в Вавилоне в священнической семье и юношей прибыл вместе с Зоровавелем в Иерусалим. Здесь он был очевидцем восстановления храма, а после смерти с почестями похоронен на месте упокоения священников. Историческая ситуация, в к-рой происходила проповедь А., описана в 1 Езд 1. 1-4, 5; 6. 3-5. В 538 г. до Р. Х. персид. царь Кир позволил евреям возвратиться в Иудею и восстановить иерусалимский храм. Возглавил работы правитель Иудеи Шешбацар (1 Езд 5. 14-16). Однако восстановление вскоре прекратилось из-за происков самарян (1 Езд 4. 1-24). Из-за бедности иудеи потеряли интерес к строительству храма и больше заботились об устройстве собственных жилищ (Агг 1. 4, 9).
состоит из 4-х пророческих речей, каждая из к-рых имеет точную датировку. В 1-й речи (1. 1-11) Господь через А. обличает народ, заботящийся о своих жилищах, а не о доме Божием. Как следствие этого люди живут в нищете, ибо, как говорит А., обращаясь к ним, «небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений» (1. 10). Речь пророка вдохновила преемника Шешбацара Зоровавеля, первосвящ. Иисуса, и весь остаток народа на восстановление храма (1. 12-15). Во 2-й речи (2. 1-9) А. от лица Божия говорит народу о неизменности Завета Господа: «...дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!» (2. 5). Слава второго храма превзойдет славу прежнего, ибо «придет Желаемый всеми народами» (2. 7). Мессианский смысл 2-й речи усиливается предсказанием будущего мира, к-рый на этом месте Господь даст людям, «божественного мира, который принесет спасение душам» (Феодорит Кирский, блж. С. 63). В 3-й речи (2. 10-19) Господь устами пророка обличает высокомерие строителей храма, полагавших, что работа на святом месте уже делает их святыми. А. спрашивает об этом у священников и приходит к выводу, что нечистое, коснувшись чистого, не освящается, но само оскверняет чистое (2. 10-13). Пророк призывает народ к покаянию и в подтверждение своих слов приводит Божие обещание увеличения плодородия: «Доселе ни виноградная лоза, ни смоковница, ни гранатовое дерево, ни маслина не давали плода; а от сего дня Я благословлю их» (2. 14-19). 4-я речь (2. 20-23) обращена непосредственно к Зоровавелю и содержит Божие обетование: «Потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств и истреблю силу царств языческих... В тот день... Я возьму тебя, Зоровавель... раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя...» (2. 21-23). В этом пророчестве содержится двойной смысл: во-первых, обещание благодатного охранения Божественным Промыслом Зоровавеля как представителя избранного царского рода, из к-рого произойдет Мессия, и, во-вторых, по толкованию Кирилла Александрийского, «не к Зоровавелю во всей своей истинности относилось это слово, но, вернее, оно было к Господу нашему Иисусу Христу, как прекрасно предызображенному в лице Зоровавеля» (С. 447).
В Свящ. Писании о пророчествах А. пишет Ездра (1 Езд 5. 1-2); Агг 2. 23 цитируется в кн. Иисуса, сына Сирахова (Сир 49. 13). Слова Господни «еще раз... Я потрясу небо и землю, море и сушу» (Агг 2. 6-7) изъясняет св. ап. Павел (Евр 12. 26-27). В Септуагинте псалмы 145-148 надписаны именами А. и Захарии, в Вульгате - 111, 145 и 146, в Пешитто - 125, 126 и 145-148, что, возможно, указывает на богослужебное употребление их в период жизни этих пророков.
Памяти пророков в Византии праздновались в дни Рождественского поста, подготовительные к празднику Рождества Христова. В Месяцесловах с X в. память А. фиксируется регулярно: в Типиконе Великой ц. (X в.) отмечена память А. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 132-133); есть она и в к-польском Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского. Студийский устав, а также богослужебные Минеи к нему (Сергий (Спасский). Т. 1. С. 449, 477) содержат под 16 дек. празднование А. В слав. Минеях (XII в. Син. № 162. Л. 121-125) указана служба, полностью совпадающая с последованием в печатных книгах. Мессинский Типикон (1131) предписывает совершение службы с Аллилуия в этот день (Arranz. Typicon. P. 70), так же как и древние списки Иерусалимского устава (XII в. Sin. Gr. 1096 - Дмитриевский. Т. 3. C. 36). Канон А. («тяжкого», т. е. 7-го, гласа), вошедший в печатные греч. и слав. Минеи, составленный прп. Феофаном Начертанным († 845), с акростихом « » (греч. Θεοσδότους ὑμνοῦμεν ̓Αγγαίου λόγους), вписанным в тропари и богородичны, известен уже по ранним спискам студийских слав. Миней (Gottesdienstmenäum. S. 469-507). Он же сохранился в Иерусалимской греч. Минее (1-я пол. XIV в. Син. Греч. № 447. Л. 92-95). Из греч. рукописей известен канон (1-го гласа), начинающийся «Προφήτην ἅγιον καὶ ἄγγελον Θεοῦ» (XIV в. Paris. Gr. 1623. Fol. 48v - 52; XI в. Sin. Gr. 583. Fol.106-111v) (Ταμεῖον. Ν 354. Σ. 127). Служба, печатаемая в совр. рус. Минеях, совпадает с последованием печатных греч. Миней. В первопечатном рус. Типиконе 1610 г., как и в совр., А. указана служба с Аллилуия, в греч.- служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова).
Иконография А. отвечает общей типологии изображения пророков - А. облачен в хитон и гиматий, в левой руке свиток (текст на развернутом свитке Агг 1. 7, 8), правая рука либо благословляет, либо в жесте приятия благодати (обращена раскрытой ладонью вовне). Устоявшейся иконографии А. не существовало. Одно из первых известных изображений - в мозаиках алтаря кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае, 550-565 гг. (погрудное изображение средовека с темными короткими волосами). В миниатюрах из Толкований на Книги пророков (Кон. Х - нач. XI в. Torino. В 12) А.- молодой, безбородый, с темными короткими волосами, со свитком в руках. В миниатюре из Книги пророков (XIII в. Vat. Gr. 1153) А. представлен в образе величавого старца с длинными волосами с проседью, прядями спускающимися на грудь и плечи.
Предположительно изображение А. было в росписи нач. XV в. ц. арх. Михаила в Сковородском мон-ре. В Книге пророков 1489 г. (РГБ.) А. представлен в полный рост седым старцем с короткими волнистыми волосами. Хитон серо-голубой, гиматий цвета разбеленного санкиря. Правая рука в жесте именословного благословения, в левой - развернутый свиток. Одно из ранних изображений А. в пророческом ряду иконостаса сохранилось на иконе 1497 г. из Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря (ГРМ). А. представлен по пояс в центре трехчастной композиции (вместе с пророками Нафаном и Самуилом) седым старцем с клиновидной бородой. На нем синий хитон и малиновый гиматий. Правая рука скрыта в складках, в левой - свернутый свиток. В иконописном подлиннике новгородской редакции, XVI в., А. описан «аки Илья пророкъ. Ризы санкирь сь бълилы. Исподъ лазорь»; в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. ХVШ в., «как старец с круглою бородою», произносящий: «Положите сердца ваши в пути ваши» (Ч. 2. § 132. № 20).