[евр. араб. Эль-Урдун, Эш-Шериа], река на Ближ. Востоке длиной ок. 250 км от истоков на севере, у подножия хребта Эш-Шейх (Хермон, см. Ермон), до Мёртвого м. на юге. В ВЗ и иудаизме И. является вост. границей земли обетованной, отделяющей Ханаан от Заиорданья (Числ 34. 10-12). В НЗ И.- это прежде всего место проповеди Иоанна Предтечи и крещения Иисуса Христа (Мф 3; Мк 1. 1-11; Лк 3. 1-22; Ин 1. 28-34).
Евр. не имеет убедительной этимологии. Высказывались предположения как о семитском, так и об индоевроп. происхождении этого наименования. Наиболее часто связывают с евр. глаголом - спускаться; cогласно В. Гезениусу (Gesenius W. Thesaurus philologicus criticus linguae Hebraeae et Chaldaeae Veteris Testsmenti. Lipsiae, 1840. T. 2. P. 626), это предложение было высказано А. Реландом (Hadriani Relandi Palestina ex monumentis veteribus illustrata. Trajecti Batavorum, 1714. P. 271); из совр. авторов эту этимологию поддерживает Э. Пентюк, к-рый, основываясь на аккад. написаниях этого имени, зафиксированных в источниках из Эмара XIV-XII вв. до Р. Х., предлагает реконструкцию названия реки от корня по модели qat(a)l -an т. е. *yar(a)d-an (Pentiuc E. J. West Semitic Vocabulary in the Akkadian Texts from Emar. Winona Lake, 2001. P. 86-87). В Вавилонском Талмуде приведено мнение раввина Хийи бар Аббы, к-рый понимает происхождение слова сходным образом («Почему она [эта река] называется Иордан? Потому что она спускается от Дана» - Берахот. 55а). Мн. авторы отвергают эту этимологию, cчитая ее народной (Gehman. 1970); в частности, указывают на то, что суффикс - в древнееврейском непродуктивен (Gesenius W. Thesaurus philologicus. 1840. T. 2. P. 626). Основываясь по сути на том же общесемит. корне (протосемит. *wrd > араб. warada, евр. эфиоп. warada и др.), К. Ф. Зейбольд предлагает др. понимание семантики этого названия, к-рое он выводит из значения араб. warada - «спускаться к воде» (чтобы пить) и - «водопой» (Seybold. 1896/1897).
Л. Кёлер, принимая во внимание гл. обр. древнеперсид. данные, высказал предположение, что речь идет о слове иран. происхождения, состоящем из элементов *yar (древнеперсид. yar - год) и *don/dan (древнеперсид. danav - река) со значением «река, текущая весь год» (Köhler. 1939). Ряд авторов отмечают фонетическое сходство названий рек Средиземноморского бассейна и Европы: Ιαρδάνος на Крите (Homer. Od. III 292) и в Элиде (Idem. Iliad. VII 135), Eridanus (р. По), Rhodanus (р. Рона), Οὐαρδάνες в Сарматии (Ptolem. Geogr. V 9. 28). Из этого делались различные выводы. Так, считалось, что семит. слово со значением «река» благодаря финикийцам распространилось по Средиземноморью. Р. Харрис, а также Ф. Гоммель полагали, что эти названия восходят к индоевроп. слову, представленному в персид. и арм. языках, ward - роза (Becking. 1999). Эту линию интерпретации продолжает и В. фон Зоден, который приходит к выводу, что это «древний средиземноморский термин», однако считает, что он возник до появления как индоевропейцев, так и семитов в Леванте (см.: Görg. 1990. P. 323). Ряд этимологий, как древних, так и новых, исходит из того, что в слове присутствует наименование колена или местности Дан, где берет начало один из истоков И. Так, блж. Иероним Стридонский, исходя из греч. написания Ιορδάνες, считал, что это наименование образовано сложением названий 2 истоков - Йор и Дан (Thompson. 1992). См. также мнение раввина Хийи бар Аббы, приведенное в Вавилонском Талмуде (Берахот. 55а). Из авторов Нового времени, напр., Р. Олден приводит истолкование как «вода (река) Дана», исходя из хурритского iar - вода (Alden. 1975).
Принято географическое разделение И. на верхний - от сев. истоков до Тивериадского оз. (см. Галилейское море) и нижний - от Тивериадского оз. до Мёртвого м.
Площадь бассейна И. составляет ок. 18 тыс. кв. км. Средний уклон ок. 1,85 м/км. Река протекает по Сирийско-Африканскому рифту, и потому перепад высот в сев. и юж. части течения И. очень велик. Главные истоки, реки Эль-Хасбани (Снир), Дан и Банияс, берут начало у подножия горы Хермон на высоте ок. 520 м над уровнем моря. На высоте ок. 80 м над уровнем моря реки, слившись, образуют единое течение И. На расстоянии 14 км к югу, на высоте ок. 78 м над уровнем моря, И. впадает в болотистое оз. Хула. На 25 км южнее, на высоте ок. 200 м ниже уровня моря, И. впадает в Тивериадское оз. На этом участке уклон реки составляет 17,6 м/км. И. вытекает из Тивериадского оз. с юж. стороны и течет на юг к Мёртвому м. (ок. 410 м ниже уровня моря). На последнем, нижнем отрезке увеличивается меандрирование реки. В нижнем течении И. подпитывается еще неск. притоками: с востока - реками Ярмук и Эз-Зарка (Иавок), стекающими с горы Галаад, с запада - реками Харод и Тавор, спускающимися с горы Гилбоа (Гелвуй).
Годовой сток реки, первоначально составлявший ок. 1,2 млн куб. м, на рубеже XX и XXI вв. равен ок. 850 млн куб. м. Стремительное течение и резкое падение на верхнем отрезке, извилистость и незначительная глубина на нижнем делают реку несудоходной.
Прибрежная полоса И. покрыта обильной растительностью, контрастирующей с пустынными окрестностями. Берега реки заросли иорданским тамариском, ивами, акацией, олеандром и содомскими яблонями. В древности в полосе растительности, тянущейся вдоль реки («краса Иордана» (Зах 11. 3)), водилось много диких зверей: львов (Иер 49. 19; 50. 44; Зах 11. 3; изображены на карте Мадабы), леопардов, диких кабанов. До сих пор встречаются газели, лисы, шакалы и гиены. Берега И. также служат местом стоянок для перелетных птиц. Река богата рыбой.
Верхнее течение реки представляет собой плодородную возделываемую долину. Земли вдоль нижнего И. заселены крайне неравномерно: восточный берег, область древней Переи, интенсивно осваивается, здесь расположены десятки деревень и небольшой г. Эль-Карама; на западном берегу насчитывается несколько оседлых бедуинских и израильских сельских поселений, а также г. Бейт-Шеан на месте древнего Беф-Сана.
В Новое время по И. прошла граница между гос-вами. После создания эмирата Трансиордания в 1921 г. (с 1946 королевство) и вплоть до 1948 г. И. служил его границей с брит. подмандатной территорией Палестины. После создания гос-ва Израиль в 1948 г. верхний И. стал его вост. границей с Сирией. Нижний И. и прилегающие к нему земли, на которых по плану ООН должно было быть создано араб. палестинское гос-во, перешли под иорданский контроль и оставались под ним, пока не были захвачены Израилем в ходе 6-дневной войны 1967 г. По окончании войны по И. от Ярмука до Мёртвого м. прошла линия прекращения огня между Израилем и Иорданией, а после подписания мирного договора между странами в 1994 г.- гос. граница. Верхнее течение И. и его истоки были захвачены Израилем в ходе 6-дневной войны. Территориальные претензии на истоки И. неоднократно служили поводом для локальных конфликтов между Израилем, Сирией и Иорданией.
Большая часть упоминаний И. в ВЗ связана с тем, что река являлась рубежом, водоразделом или протекала по границе между территориями. Наиболее раннее упоминание связано с рассказом о Лоте, к-рый выбрал как пастбища для своих стад «окрестность Иорданскую», она «вся... орошалась водою, как сад Господень» (ср.: Быт 13. 10).
Сыны Израилевы, вступая с востока в пределы земли обетованной, пересекли И. напротив Иерихона, и воды реки расступились перед ковчегом завета (Нав 3-4). Сам рассказ о переходе через И., по убеждению толкователей, в совр. форме является итогом достаточно сложной истории предания (Kuhnert G. Das Gilgalpassah: Diss. Mainz, 1981). В описании события и места перехода через И. говорится: «Вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла» (Нав 3. 16). Здесь же говорится, что вода остановилась, только когда священники, державшие ковчег завета, коснулись вод потока (Нав 3. 13, 15). Взятые из И. по повелению Иисуса Навина12 камней (от каждого колена - Нав 4. 20-21) были установлены как памятники либо «среди Иордана на месте, где стояли ноги священников, несших ковчег завета» (Нав 4. 8-9), либо в Галгале (Нав 4. 20), после перехода реки, где израильтяне сделали обрезание (Нав 5. 3).
После захвата Ханаана Верхний И. служил вост. границей удела колена Неффалима (Нав 19. 33-34), а Нижний И.- вост. границей уделов Иссахара (Нав 19. 22), Ефрема (Нав 16. 7), Вениамина (Нав 18. 12) и Иуды (Нав 15. 5). К востоку от И., уже за пределами Ханаана, находились уделы колен Рувима и Гада (Числ 32), а удел колена Манассии разделялся И. пополам (Нав 16. 7).
В Книге Судей Израилевых берега И.- это место постоянных сражений с моавитянами (Суд 3. 28); мадианитянами, амаликитянами, аммонитянами (Суд 6. 33; 7. 24; 8. 4); место междоусобиц (Суд 12. 5-6). Возле переправы через И. сражался с филистимлянами царь Саул (1 Цар 13. 5-7). Давид неоднократно пересекал И. в дни победоносных сражений и в дни поражений (2 Цар 10. 17; 17. 22-24; 19. 15-18, 31-41 и др.).
Прор. Илия милотью рассек и остановил воды И. (4 Цар 2. 8) и с берегов реки вознесся в огненной колеснице на небо (4 Цар 2. 11). Чудо Илии повторил прор. Елисей - после вознесения Илии Елисей, получивший дар чудотворения, взял милоть Илии, ударил ею по воде И., и вода расступилась перед ним (4 Цар 2. 14). Здесь, у И., Елисей совершил чудо с топором одного из «сынов пророков», к-рый уронил его в И.: Елисей бросил на воду кусок дерева, и топор всплыл (4 Цар 6. 6). В 4 Цар 5 передается история исцеления от проказы сир. военачальника Неемана, к-рому Елисей повелел омыться 7 раз в водах И., после чего Нееман исцелился (4 Цар 5. 11-14).
В НЗ И.- это прежде всего место проповеди Иоанна Предтечи, который крестил в водах И. Иисуса Христа и первым открыл Его избранному народу как Мессию-Спасителя (Мф 3; Мк 1. 1-11; Лк 3. 1-22; Ин 1. 28-34). Евангелисты-синоптики говорят о том, что служение Иоанна Предтечи проходило, с одной стороны, в «пустыне Иудейской» (Мф 3. 1), с другой - возле И. (Мф 3. 5-6; Мк 1. 5). Возможно, эти обстоятельства отсылают к образу прор. Илии, который жил «у потока Хорафа, что против Иордана» (3 Цар 17. 3-5) и в пустыне (3 Цар 19. 4). Евангелист Иоанн указывает на Вифавару (Ин 1. 28) как на место проповеди Иоанна Предтечи (в ранних рукописях Вифания), а позже сообщает, что он крестил также в Еноне близ Салима, потому что «там было много воды» (Ин 3. 23). (О смысле и символике крещения Иоанна в И. см. в ст. Иоанн Предтеча.)
Долина И. с обильно орошаемыми плодородными почвами была населена людьми с глубокой древности. К периоду нижнего палеолита относятся древнейшие следы человеческой деятельности, обнаруженные археологами на берегах И. Так, в Убайдии, на зап. берегу И., немного южнее Тивериадского оз., были обнаружены тысячи кремниевых, базальтовых и известняковых орудий, изготовленных ок. 1,4 млн лет назад, а также кости животных. Сами стоянки древнего человека не сохранились, однако тип орудий позволяет отнести памятник к ашельской культуре.
Важнейшие находки этого периода были сделаны на др. ашельской стоянке - Гешер-Бнот-Яаков, к северу от Тивериадского оз., которой ок. 780 тыс. лет. Сохранились очаги, фрагменты сожженной древесины и подвергшиеся термической обработке зерна и орехи. Эта находка признана древнейшим свидетельством намеренного использования огня человеком.
Поздний этап натуфийского периода (X-IX тыс. до Р. Х.), предшествующий появлению сельскохозяйственных поселений, в долине И. характеризуется резким демографическим скачком. Стоянки этого периода - открытые поселения, состоящие из круглых или овальных в плане хижин-мазанок, зачастую на каменной основе, с размещенными в центре очагами, были обнаружены в Байсамуне, Мунхате и Иерихоне. Натуфийские памятники долины И. демонстрируют спектр занятий жителей - собирательство, охоту и рыбную ловлю. Впервые появляются микролиты - мелкие каменные орудия в форме лезвий, служившие для создания серпов и жатвенных ножей, а также костяные изделия, украшения, гарпуны и рыболовные крючки. Свидетельств одомашнивания скота нет, однако в одном из натуфийских погребений в Эйнане, в долине Хула, был найден скелет девочки со щенком. Находка из Эйнана признана древнейшим свидетельством одомашнивания собак.
Период докерамического неолита (8500-6000 гг. до Р. Х.), знаменующий начало «сельскохозяйственной революции», характеризуется возникновением первых аграрных поселений, древнейшие из к-рых были обнаружены именно в долине И. Жители этих поселений одомашнили овец и коз, выращивали пшеницу и ячмень. Появляются сельскохозяйственные орудия труда. Впервые строятся дома из сырцового кирпича, поначалу круглой и овальной формы, затем прямоугольные. Полы в домах земляные, стены обмазаны известью и зачастую раскрашены. Наиболее полно основные характеристики эпохи представлены в поселениях, обнаруженных в Иерихоне и Мунхате, находящейся южнее Тивериадского оз. В дополнение к жилым постройкам имелись и общественные здания, свидетельствующие о высоком уровне организации поселений. Так, в Мунхате было обнаружено крупное, по-видимому общественное, здание, круглое в плане, с мощеным круглым двором. В Иерихоне сохранились следы ирригационной системы и мощная башня, вероятно имеющая культовое назначение. В Иерихоне и Байсамуне (долина Хула) под полами жилых построек были найдены обмазанные глиной и украшенные ракушками человеческие черепа.
Памятники эпохи керамического неолита (6000-4500 гг. до Р. Х.), обнаруженные в Иерихоне и Мунхате, богаты лепной обожженной керамикой с характерным шевронным орнаментом. Многолетние исследования в Шаар-ха-Голане, в вост. части долины И., на берегу р. Ярмук, позволили выделить «ярмукскую культуру» с особой техникой изготовления каменных орудий. Кремниевые ассамбляжи свидетельствуют об аграрном поселении, жители которого занимались и охотой. Среди находок - множество культовых предметов: глиняные статуэтки и гладкая галька с процарапанными схематическими изображениями, свидетельствующие о культе плодородия.
Период халколита (4500-3500 гг. до Р. Х.) характеризуется волной миграций в Ханаан нового населения со сложившейся системой религ. верований, с высокоразвитой материальной культурой и технологическими достижениями, в т. ч. в металлургии и гончарном деле. В долине И. было обнаружено ок. 70 халколитических памятников, важнейшим из к-рых является Тулайлат-эль-Гасуль (Гхассул) неподалеку от Мёртвого м., напротив Иерихона. Подобно проч. халколитическим поселениям, Тулайлат-эль-Гасуль представляет собой неукрепленный крупный поселок. Дома стояли тесно, свободное пространство между постройками было замощено камнем. Комплексы зданий состояли из длинных прямоугольных помещений с небольшими пристройками и круглыми ямами, вероятно зернохранилищами. Постройки из сырца на каменном фундаменте, стены оштукатурены. Простейшая обстановка, сложенные из сырца печи и скамьи. В одном из помещений сохранились уникальные образцы фресок, судя по всему имеющих культовое значение: процессии людей в масках, птицы, звери, 8-конечные звезды. Тулайлат-эль-Гасуль был первым обнаруженным в Палестине памятником эпохи халколита, получившим название «гхассульская культура», впосл. открытая во множестве др. мест, от Негева на юге до Голанских высот на севере с местными особенностями.
В эпоху ранней бронзы благодаря выгодному географическому положению стратегическое значение долины И. возрастает. В дальнейшие периоды истории Св. земли на берегах И. возникали крупные адм. центры. Ранний бронзовый век (3500-2000 гг. до Р. Х.) знаменуется строительством первых городов. У истоков И. возник Лаис, идентифицируемый с Даном (Суд 18. 29). Раскопки выявили массивные каменные постройки и богатый керамический материал. Крепостные сооружения этого периода были обнаружены также в Иерихоне.
Главные находки в г. Бет-Йерахе (Хирбат-эль-Карак), расположенном к юго-западу от Тивериадского оз., на зап. берегу И., относятся к концу эпохи ранней бронзы. Прямоугольные в плане дома Бет-Йераха сначала строились из сырцового кирпича, иногда на базальтовой основе, позднее - полностью из базальта. Были открыты массивные фортификационные сооружения и крупное адм. здание, возможно, городское зернохранилище. Здесь также впервые была обнаружена характерная обливная лощеная лепная керамика, красная внутри и черная снаружи, с лепным декором. Керамические находки, резко отличающиеся от традиц. местного керамического репертуара, позволили выдвинуть предположение о миграции в Ханаан населения из района Закавказья.
Наиболее полно городская культура эпохи средней бронзы (2000-1550 гг. до Р. Х.) в долине И. представлена в Дане. Вокруг города сохранились мощнейшие фортификационные системы, включающие стены с башнями и крутые земляные валы. Обнаружен богатейший керамический материал - местная посуда высокого качества, а также импортная керамическая, в т. ч. микенская. В Телль-эль-Хайяте на восточном берегу И., по всей видимости, не существовало городских построек, однако был найден культовый центр. Череда сменявших друг друга храмов была открыта при раскопках в Тель-Китане, на зап. берегу реки. В Иерихоне обнаружены городские укрепления, жилые дома и городские кладбища с групповыми захоронениями, со множеством погребального инвентаря. Благодаря сухому и жаркому климату в погребениях сохранились деревянная утварь, мебель, корзины и даже пища.
В эпоху поздней бронзы (1550-1200 гг. до Р. Х.) важнейшим городом долины И. стал Беф-Сан. Здесь размещался 2-й по значимости после Газы егип. форпост Ханаана. Многочисленные упоминания города в документах эпохи Нового царства (на стелах и в списках городов Тутмоса III, Сети I, Рамсеса II, в документах Эль-Амарны), свидетельствующие о тесной связи с Египтом, подтверждаются археологическими находками. Раскопки выявили серию из 5 храмов эпохи поздней бронзы и раннего железа необычной для Ханаана планировки. Обнаружена также егип. цитадель города. Егип. присутствие подтверждается и найденными культовыми стелами, различными надписями, множеством мелких находок. В Беф-Сане найдены 2 царские стелы Сети I с текстами, повествующими о подавлении восстания соседних городов Хамата и Пехаля (Пеллы) и об усмирении хабиру, а также стела Рамсеса II. Большое кладбище обнаружено к востоку от И., в Телль-эль-Сайдии. Способ захоронений и погребальный инвентарь свидетельствуют о егип. культурной принадлежности усопших.
В эпоху железа (с 1200 г. до Р. Х.) Беф-Сан сохранил стратегическое значение и неоднократно переходил из рук в руки. Беф-Сан упомянут в ВЗ как город, к-рый не смогли покорить сыны Израилевы - он остался филистимским (Нав 17. 11-13; Суд 1. 27). На стенах города были выставлены на всеобщее обозрение тела Саула и его сыновей (1 Цар 31. 10). В правление Соломона здесь находился крупный адм. центр израильской монархии (3 Цар 4. 12). Археологические находки эпохи раннего железного века свидетельствуют о продолжении егип. влияния. По всей видимости, город был захвачен филистимлянами: раскопки выявили слой пожара и разрушения с характерной для филистимской культуры расписной керамикой. На местном кладбище обнаружено неск. десятков антропоморфных саркофагов. На нек-рых гробах, выполненных в т. н. гротескном стиле, изображены шлемы, украшенные перьями, напоминающие шлемы воинов «народов моря», известных по рельефам из Мединет-Абу в Египте. Филистимляне, по-видимому, отстраивали разрушенный город. В X-VIII вв. до Р. Х. город снова перестроили. К этому периоду железного века относятся складские помещения и адм. здания.
В Дане в эпоху железа II (1000-587 гг. до Р. Х.) Иеровоамом I было возведено главное святилище Северного царства (3 Цар 12. 29-30). «Возвышенность», открытая археологами, представляет собой широкий внутренний двор с алтарем. Культовый комплекс неоднократно подновлялся вплоть до эллинистического периода. К эпохе железа относится и комплекс городских ворот с вертикальными камнями - мацебот. Здесь была обнаружена стела с арам. надписью, упоминающая царя «из дома Давидова».
На западном берегу И. с кон. XX в. ведутся интенсивные раскопки в Тель-Рехове - израильском городе X-IX вв. с мощными постройками из сырца с использованием деревянных балок. Здесь было обнаружено также культовое сооружение с мацебот и культовой утварью и со множеством импортных керамических сосудов финик. и кипрского производства. Необычной находкой в Тель-Рехове стали пчелиные ульи из глины и соломы, цилиндрической формы. По всей видимости, город был разрушен вскоре после смерти царя Ахава, ок. 850 г. до Р. Х. Раскопки этого памятника играют сегодня важную роль в научных дискуссиях о царстве Давида и Соломона.
Важный археологический памятник конца периода железа - Телль-эль-Мазар со следами разрушений времени нашествия Синаххериба и Навуходоносора. В небольшом г. Дейр-Алла была обнаружена раннеарамейская надпись на штукатурке, упоминающая провидца Валаама (Числ 22. 5-41).
В персид. период И. по-прежнему остается вост. границей Иудеи. В птолемеевский и селевкидский периоды плодородные земли на восточном берегу И. частично находились под контролем евр. семейства Товиадов. Тогда же возникало Десятиградие - союз свободных эллинистических городов. Число городов союза и границы их влияния постоянно менялись, однако все эти города находились в Заиорданье; Пелла (Табакат-Фахль) и Гадара (Умм-Кайс) - непосредственно на берегах И. Только один город союза располагался на зап. берегу реки - Ниса-Скифополь, известный во времена ВЗ как Беф-Сан. После хасмонейских завоеваний долина И. полностью перешла под иудейский контроль. На возвышенностях вдоль реки были построены хасмонейские крепости, а затем дворцы царя Ирода Великого и его преемников: Кипрос, Архелаида, Александрион, Фасаэль. В верховьях И. возник город со святилищем Пана - Панеада (Кесария Филиппова, ныне Банияс). Обширный комплекс зимних дворцов возведен в Иерихоне. Благодаря доходному промыслу опобальзама долина И. превращается в один из самых процветающих районов Иудеи.
В рим. период, особенно при императорах Адриане и Септимии Севере, развитие получают города Десятиградия. Крупный римский курорт был обнаружен в Хаммат-Гадере, между Ярмуком и И.
Римляне построили первые мосты через И., к-рые затем восстанавливали крестоносцы. Остатки величественного рим. моста обнаружены в месте слияния И. и Ярмука.
После разрушения Иерусалима в 70 г. римлянами в Пелле (Euseb. Hist. eccl. III 5. 3) и др. городах Десятиградия возникли христ. общины. В визант. период в Скифополе, Гадаре, Пелле, Иерихоне разворачивалось широкомасштабное храмовое строительство. В пустынных местах возле И. селились отшельники, и со временем основывались мон-ри. Археологические раскопки выявили древние монашеские центры в Иерихоне и его окрестностях, в Архелаиде, в Дейр-Хаджале. Особенно известны Иоанна Предтечи монастырь на Иордане и Каламон. На карте Мадабы (ок. 565) обозначено множество крупных и мелких населенных пунктов вдоль реки.
В рим. и визант. периоды в регионе существовали евр. общины. В Хамате, Рехове, Иерихоне, Нааране и Скифополе обнаружены синагоги с декоративными мозаичными полами и посвятительными надписями на арам. языке.
После араб. завоевания 638 г. И. по-прежнему оставался границей провинций: земли к западу от реки относились к пров. Фаластин, к востоку - к пров. Эль-Урдун. В Иерихоне был возведен зимний дворец омейядского халифа эль-Валида (Хирбат-эль-Мафджар, т. н. дворец Хишама). Землетрясение 747 г. разрушило и дворец, и большую часть городов Десятиградия, после этого вплоть до Нового времени крупные населенные пункты в долине И. не возникали.
Крестоносцы выстроили на возвышенностях вдоль реки несколько небольших цитаделей и замок Бельвуар (Кохав-ха-Ярден).
В правление прокуратора Иудеи Куспия Фада (44 - ок. 46 г. по Р. Х.) некто Февда, выдававший себя за пророка, вывел на И. много народа, чтобы перейти реку, разделив ее воды своим словом. Однако посланные прокуратором солдаты схватили и обезглавили его (Ios. Flav. Antiq. XX 5. 1; ср.: Деян 5. 36).
Мн. толкователи упоминают эпизод с 7-кратным омовением Неемана, к-рый хотел исцелиться. Число 7 является не только символическим, обозначающим полноту чего-либо, но и часто (напр., у вавилонян) доминирует в ритуале очищения грехов (Rengstorf K. H. ῾Επτά // ThWNT. 1935. Bd. 2. S. 624; об истории текста и толкования см.: Baumgart N. C. Gott, Prophet und Israel: Eine synchrone und diachrone Auslegung der Naamanerzählung und ihrer Gehasiepisode (2Kön 5). Lpz., 1994; Smelik K. A. D. Das Kapitel 2 Könige 5 als literarische Einheit // Dielheimer Blätter zum Alten Testament u. seiner Rezeption in der alten Kirche. Heidelberg, 1988. Bd. 25. S. 29-47; Smith W. A. Naaman and Elisha // Religious Education. Chicago, 1994. Vol. 89. N 2. P. 205-219).
В ВЗ и раннем иудаизме вода И. не рассматривается как имеющая особые свойства, т. к. она, как «смешанная», непригодна для ритуала очищения грехов (Парах. 8. 10), для омовения исцеленного от проказы и нечистого (Микваот. 1. 8); но в ней можно плавать и, судя по всему, проводить омовения прозелитов (Rengstorf. 1959. S. 610-613). Раввин Иехуда бен Элай, давая урок ученикам, однажды совершил в водах И. ритуальное омовение (Ibid. S. 600; Вавилонский Талмуд. Берахот. 22a). Слова Иов 40. 18 («вот, он (бегемот.- Авт.) пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его») получают толкование уже в раввинистической экзегезе: «...сколько (воды) Иордан собирает за шесть месяцев, столько пьет бегемот одним глотком» (ср.: Billerbeck. Kommentar. Bd. 4. S. 1160-1161); иначе это место толкуется в кумран. Таргуме Иова 11Q 10: «Когда Иордан [омывает] свой берег, он верит, что Бог его принимает» (Beyer K. Die aramäischen Texte vom Toten Meer. Gött., 1984. Bd. 1. S. 296-297).
Иисус Христос принимает в И. крещение от Иоанна Предтечи (Мк 1. 9 пар.) (об Иоанновом крещении см. в ст. Иоанн Предтеча). Но в дальнейшем И. не играет заметной роли в служении Иисуса Христа.
Толкование наименования И. как «схождение» (καταβαίνων) встречается у Оригена (Orig. Hom. in Luc. Fragm. 51 // SC. 87. P. 499) и Амвросия Медиоланского (descensio; Ambros. Mediol. De Abr. II 6. 34; Idem. De Job. IV 4. 14 // CSEL. Vol. 32. T. 2. P. 276; ср.: Idem. De fuga saec. 2. 12). Христиане считали это название состоящим из 2 частей Ιόρ и Δάνος, видимо, по причине того, что Иосиф Флавий называл один из источников И.- Δάνος (Ios. Flav. Antiq. I 10. 1 (глосса?); Philost. Hist. eccl. 7. 3b; Ps.-Chrysost. In Jordanem Fluvium // PG. 61. Col. 725; Hieron. In Matth. III 16. 13). В дальнейшем эта традиция сохраняется (Theodos. De situ Terrae Sanctae. 2; Anon. Placent. Itinerarium. 7).
В раннехрист. письменности ветхозаветные тексты, упоминающие И., получают различные толкования. Прежде всего они связаны с богословием крещения. Посох, с к-рым в руках патриарх Иаков перешел И. (Быт 32. 10), рассматривается как символ Креста (Aphr. Demonstr. 4. 6; ср.: Iust. Martyr. Dial. 86. 2). Чудо с топором, совершенное прор. Елисеем (4 Цар 6. 1-7), получает типологическое толкование у сщмч. Иустина (Iust. Martyr. Dial. 86. 6; ср.: Iren. Adv. haer. V 17. 4). У Тертуллиана И. понимается как символ мира сего, погрязшего в грехе, но освобожденного Крестом Христовым (Tertull. Adv. Iud. 13. 19). Чудо о топоре, утонувшем и всплывшем, прообразует сошествие Христа в преисподнюю (in inferni profunda descendens) и Его воскресение (Aug. Contr. Faust. 12. 35). Род человеческий по своей гордыне освободился от руки Божией и погрузился в реку изобилия, И.- знак этого мира, где все подчинено желанию добиться изобилия и получить удовольствие (Caes. Arel. Serm. 130. 1). Но есть и положительные толкования И. Переход израильтян через реку, так же как и переход через Чермное м. во времена исхода, является самым распространенным в святоотеческой традиции символом крещения (см., напр.: Ambros. Mediol. De Myst. 9. 51; Did. Alex. De Trinit. 2. 14 // PG. 39. Col. 697). Ориген разделял эти 2 события: переход через Чермное м. он сопоставлял с оглашением катехуменатов, а переход через И. соотносил уже непосредственно с крещением (Orig. In Ioan. comm. 6. 43-45; Idem. In Ios. 1. 4; 4. 1; Daniélou J. Sacramentum future. P., 1950. P. 233-245).
Блж. Феодорит Кирский видит в этом переходе указание на крещение Христа в водах И. (Theodoret. Quaest. in Jos. 2). Это христологическое истолкование раскрывается в правосл. богослужении, в песнях канона на Богоявление: «По разделении Иордана в древности народ израильский проходит по суше, прообразуя Тебя, Всесильного, Который ныне по струям неукоснительно проводишь тварь на неуклонную и лучшую стезю» (На Богоявление, 2-й канон, глас 2, песнь 7 - цит. по: Виссарион (Нечаев), еп. Толкование на паремии. СПб., 18942. Т. 1. С. 434).
Разделение вод И. (Нав 3. 16) показывает, что с боговоплощением (in adventu arcae Dei, i. e. adventu corporeo) часть человечества освобождается от греха и смерти, др. часть погружается в море, т. е. в мир, остающийся под проклятием греха (Hilar. Pict. De myster. 2. 7). У Исидора Севильского это разделение указывает на существующие различия между принявшими крещение христианами, одни из к-рых вкушают сладость благодати, другие же вновь приобщаются к горечи греха (Isid. Hisp. In Jos. 2. 3 // PL. 83. Col. 372).
Автор приписываемого свт. Иоанну Златоусту соч. «О реке Иордане» (In Jordanem Fluvium) подчеркивал (PG. 61. Col. 725), что, т. к. И. течет не в живое, а в Мёртвое м., он является образом преходящей жизни. Число камней, взятых из И. (12), истолковывается как указание на число апостолов (Greg. Nyss. In bapt. Christ.; Prudent. Carmina. 59-60 // CCSL. 126. P. 393). Эти камни - вечные памятники (memoriale usque in aeternum) не потому, что они не исчезнут, если даже прейдут небо и земля, но потому, что они суть указание на вечность (aeternum aliquid significant - Aug. Locut. in Hept. 6. 4). Согласно свт. Иларию Пиктавийскому, 12 камней означают учение апостолов, сохраненное из закона (apostolica doctrina prolata ex lege - Hilar. Pict. De myster. 2. 6). Они - фундамент апостолов (ср.: Hieron. Ep. 108. 12. 4; Ps.-Chrysost. In Jordanem Fluvium // PG. 61. Col. 726; ср.: Isid. Hisp. In Jos. 5 // PL. 83. Col. 373).
Тема христ. крещения присутствует и в толковании рассказа об омовении Неемана (4 Цар 5. 1-14) (Iren. Fragm. Gr. 35 // PG. 7b. Col. 1248), к-рое само понимается толкователями как «великая тайна крещения» (Orig. Hom. in Luc. 33. 5 // SC. 87. P. 398; ср.: Tertull. Adv. Marcion. IV 9. 7-8; Greg. Nyss. In bapt. Christ.; Did. Alex. De Trinit. 2. 14 // PG. 39. Col. 700; Ambros. Mediol. In Luc. 4. 49-52 // CCSL. 14. P. 123-124; Idem. De sacr. I 5. 13-15); как «великая тайна Иордана» (Orig. Comm. ad Joh. 6. 244 // SC. 157. P. 312; ср.: Ambros. Mediol. De Myst. 4. 19).
Описание мифологического чудовища в Иов 40. 23 («Сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы?») толкователи также связывали с крещением. Согласно свт. Кириллу Иерусалимскому, Иисус побеждает Своим крещением диавольского дракона (Сyr. Hieros. Catech. 3. 11). Иулиан Арианин, напротив, считает, что потоки воды И. не могли повредить бегемоту (диаволу), ибо телесное не может повредить бестелесному (Julianus Arianus. Commentarius in Iob. 139 // PTS. 1973. Bd. 14. S. 286-287).
Слова прор. Захарии об уничтожении «надменности (φρύαγμα) Иордана» (Зах 11. 3 (LXX); Vulgata: superbia; в слав.- шатание) указывают, согласно Дидиму Слепцу, на уничтожение еретиков (Did. Alex. In Zach. 4. 44 // SC. 85. P. 822); блж. Иероним видел в них указание на разрушение Иерусалимского храма (Hieron. In Zach. III 11. 3 // CCSL .76A. P. 850).
В апокрифическом Житии Адама и Евы сообщается, что, когда раскаявшийся Адам вступил в воды И., они остановились и оставались без движения 40 дней (Vita Adam et Eva. 8. 17). В «Евангелии Филиппа» (81a) говорится, что Иисус явил в И. начало Царства Небесного (ср.: Ménard J. É. L'Évangile selon Philippe. P., 1967. P. 200-201). Согласно одному из т. н. неизвестных Евангелий (NTApo. Bd. 1. S. 85), Иисус совершил на И. чудо, повелев произойти непосредственно друг за другом посеву и поспеванию плодов, как свидетельство всесилия Божия, создающего жизнь из смерти (Ibid. S. 83). В апокрифическом «Евангелии Псевдо-Матфея» (35-36) отражена легенда, согласно к-рой в гроте недалеко от брода через И., к к-рому ведет дорога из Иерихона, жила львица со львятами. Из страха перед ней никто не мог пройти по этой дороге. Когда Христос пришел к И., львы поклонились Ему, и Он вместе с ними перешел через И., воды которого расступились. Блж. Иоанн Мосх рассказывал, что в одном из мон-рей недалеко от И., по преданию, жил мон. Герасим, у которого был верный ему лев по имени Иордан. Он не смог пережить смерть Герасима и умер на могиле монаха (Ioan. Mosch. Prat. spirit. 107). Когда авва Агиодул размышлял на берегу И., что стало с 12 камнями, положенными Иисусом Навином на дне И., воды реки расступились, и он увидел эти камни. «Повергшись на землю, он воздал хвалу Богу и удалился» (Ibid. 11).
в долину И. и к упомянутым в Свящ. Писании местам этого региона существовало на протяжении мн. веков (можно допустить, что уже сщмч. Пионий (250 г.; пам. 11 марта; в Зап. Церкви 1 февр.) говорит об этом в защитительной речи (Μαρτύριον τοῦ ἁγίου Πιονίου. 4. 18 // Ausgewählte Märtyrerakten / Hrsg. R. Knopf, G. Krüger. Tüb., 1965. S. 47). Паломники из Александрии брали с собой воду И., чтобы благословлять ею отплывающие корабли; в реку окунали льняное полотно и одежду и сохраняли их до времени собственного погребения (Anon. Placent. Itinerarium. 11).
Свидетельства паломников о месте крещения, указывающие не на русло реки, но на один из ее берегов (уже в Бурдигальском итинерарии сообщается об отдалении этого места от Мёртвого м. на 5 миль (Itiner. Burdigal. 598)), вызвали споры исследователей о месте расположения здесь первых христ. церквей и мон-рей. Возведенную уже при имп. Анастасии I (491-518) ц. Иоанна Предтечи (Theodos. De situ Terrae Sanctae. 20) одни исследователи локализовали на вост. берегу И., в долине Харрар (Donner. Pilgerfahrt. 1976. S. 216, 385; Keel O., Küchler M. Orte und Landschaften der Bibel. Zürich etc., 1984. Bd. 2. S. 530 ff.), другие - на зап. берегу (Avi-Yonah M. The Madaba Mosaic Map. Jerusalem, 1954. P. 39); см. также в статьях Вифавара, Крещение Господне). Во время раскопок, начатых в 1996 г. на вост. берегу И., была обнаружена церковь, отождествляемая археологами с постройкой имп. Анастасия. Сохранились фундаменты стен и арок, мраморные плиты и напольные мозаики (подробнее в ст. Крещение Господне). Монастырь Иоанна Предтечи на Иордане первоначально возник на вост. берегу реки, впосл. неоднократно разрушался и восстанавливался на новом месте; существующее в наст. время здание расположено в 10 км от Иерихона, на зап. берегу, в 600 м от реки (см. также статьи Герасима Иорданского монастырь; Каламон).
На карте из Мадабы Вифавара (место крещения, согласно Ин 1. 28, вариант ранних рукописей) изображена на зап. берегу И. (изначально это место относили к вост. берегу - Orig. Comm. ad Joh. 6. 204-206 // SC. 157. P. 285-287) с подписью: «Вифавара св. Иоанна Предтечи». На восточном берегу изображен «Айнон, где сейчас Сапсафас», что напоминает сообщение блж. Иоанна Мосха (Ioan. Mosch. Prat. spirit. 1), хорошо знакомого с топографией местности, о том, что один монах при иерусалимском патриархе Илии I (II) (494-516) основал на вост. берегу И., в миле от места крещения, лавру Сапсас.
Песнопения в честь И. в большом количестве содержатся в богослужебном последовании праздника Богоявления (6 янв.) и его пред- и попразднства. Сюжеты этих песнопений основаны преимущественно на евангельском повествовании о крещении Христа Иоанном Предтечей (Мф 3. 13-17; Мк 1. 9-11; Лк 3. 21-22; Ин 1. 29-34). В текстах церковные песнотворцы наделяют И. человеческими чертами: он трепещет, видя Господа, приходящего к нему, чтобы креститься от Иоанна, и в страхе поворачивает свое русло вспять: (3 янв., седален 5-го гласа по 2-м стихословии); (3 янв., канон авторства Иосифа 4-го гласа, 1-я песнь, 4-й тропарь); (стихира 5-го гласа на 6-м часе в навечерие Богоявления); (7 янв., кондак авторства Романа Сладкопевца 6-го гласа); (в день Богоявления седален по 2 стихословиям 4-го гласа); ᾿Ιορδάνης στρέφεται εἰς τὰ ὀπίσω, βλέποντες τὸν πλαστουργὸν αὐτῶν βροτὸν κα γυμνόν (Иордан возвращается вспять, видя Творца своего в человеческом облике и нагого - 2 янв., анонимный канон 1-го гласа, 5-я песнь, 2-й тропарь; см.: AHG. T. 5. P. 34).
Иисус Христос, погружаясь в воды И., одевается в них, как в одежду: ... ... (3 янв., канон Феофана 8-го гласа, 9-я песнь, 2-й тропарь), и тем самым Он облачает Церковь «во одежду нетления»: Σήμερον ὁ Χριστὸς ἐνδιδύσκεται σεπτῶς ᾿Ιορδάνου ὕδατα, τὴν ἐκκλησίαν στολίζων τὸ τῆς ἀφθαρσίας ἔνδυμα τῷ φωτισμῷ τοῦ βαπτίσματος (Днесь Христос благочестно оделся в воды Иорданские, Церковь одевая во одежду нетления просвещением крещения - 6 янв., канон Андрея Критского 4-го гласа, 1-я песнь, 6-й тропарь; см.: Ibid. P. 126).
«Во Иордан» сходит Св. Дух: ῞Αγιον πνεῦμα κα εὐθὲς τὸ ἐξ ὕψους καταβὰν ἐν ᾿Ιορδάνῃ (Святой Дух и правый в вышних сошел во Иордан - 8 янв., анонимный канон 2-го гласа, 8-я песнь, 3-й тропарь; см.: Ibid. P. 197); в его водах происходит явление Пресв. Троицы: (канон на Богоявление авторства Космы Маюмского 2-го гласа, 8-я песнь, 3-й тропарь).
В иорданских водах происходят важные в сотериологическом смысле события: Своим крещением Христос восставляет падшего Адама и сокрушает «змиев главы» - (канон на Богоявление авторства Андрея Критского 2-го гласа, 1-я песнь, 1-й тропарь); (10 янв., богородичен 3-й песни канона 1-го гласа на повечерии); ῾Ο τὸν πάλαι πεσόντα ᾿Αδὰμ ἐπανορθώσας ᾿Ιορδάνου τοῖς ῥείθροις (В древности падшаго Адама восставив в струях Иорданских - 7 янв., анонимный канон 2-го гласа, 7-я песнь, 2-й тропарь; см.: Ibid. P. 151); ῾Ο ὑπὸ δούλου, Χριστέ, βαπτισθες ἐν ᾿Ιορδάνῃ κα συντρίψας ἐν αὐτῷ τὰς κεφαλὰς τῶν δρακόντων (Рабом, Христе, крещенный во Иордане, и сокрушив в нем главы змиев - 9 янв., анонимный канон 1-го гласа, 7-я песнь, 1-й тропарь; см.: Ibid. P. 205).
Своим крещением в И. Христос подает обетование на очищение грехов, которое верующие получают в таинстве Крещения: (5 янв., канон утрени 1-го гласа, 3-я песнь, 2-й тропарь); ῎Ερχεται πρὸς ᾿Ιορδάνην ὁ ποιητὴς ᾿Ιορδάνου, ἵνα τὰς ἡμῶν ἁμαρτίας καθάρῃ τοῖς ὕδασιν (Приходит к Иордану Творец Иордана, да наши грехи очистит водами - 5 янв., анонимный канон 2-го гласа, 6-я песнь, 1-й тропарь; см.: Ibid. P. 109); ...συναΐδιος Λόγος, ᾿Ιησοῦς ὁ Χριστός, ὁ ἐλθὼν ἐν τοῖς ῥείθροις ᾿Ιορδάνου καθᾶραι πᾶσαν φρένα κα φωτίσαι πάντας ἡμᾶς... (...совечное Слово, Иисус Христос, пришедший во струях Иорданских очистить всякий ум и просветить всех нас...- 6 янв., канон Андрея Критского, 4-го гласа, 2-я песнь, 6-й тропарь; см.: Ibid. P. 129).