Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВИФАНИЯ
8, С. 586-589 опубликовано: 23 марта 2010г.


ВИФАНИЯ

Икона Божией Матери из мон-ря во имя святых Марфы и Марии в Вифании
Икона Божией Матери из мон-ря во имя святых Марфы и Марии в Вифании

Икона Божией Матери из мон-ря во имя святых Марфы и Марии в Вифании
Камень, на котором сидел Господь во время беседы с Марфой и Марией. Мон-рь во имя святых Марфы и Марии в Вифании
Камень, на котором сидел Господь во время беседы с Марфой и Марией. Мон-рь во имя святых Марфы и Марии в Вифании

Камень, на котором сидел Господь во время беседы с Марфой и Марией. Мон-рь во имя святых Марфы и Марии в Вифании
[греч. Βηθανία, возможно, от евр.    - дом бедных или дом Анании или от   - дом лодки (переправа)]. Селение на юго-вост. склоне Елеонской горы, в 3 км восточнее Иерусалима. Евангелисты подчеркивали близость В. к Иерусалиму (Ин 11. 18; Мф 21. 17; Мк 11. 1, 11), Евсевий Кесарийский помещал его при 2-м межевом столбе от Иерусалима (Euseb. Onomast. 58. 15), а Бурдигальский итинерарий (333 г.) - в 1500 шагах к востоку от Елеонской горы. С В. тесно связаны мн. события земного служения Иисуса Христа. Каждый раз, когда Иисус Христос шел с учениками по Иерихонской дороге в Иерусалим, их путь проходил через это селение. Здесь жила семья прав. Лазаря, к-рого Иисус Христос воскресил на 4-й день (Ин 11. 1-44). Евангелия показывают особую связь Иисуса Христа с жителями В. в последние дни перед распятием (Мк 11. 11, 12; Мф 21. 17; Лк 19. 29). Перед входом в Иерусалим Он послал своих учеников, по всей вероятности, в В., чтобы они нашли осла для въезда в город (Лк 19. 29; Мк 11. 1). Здесь же, в доме Симона прокаженного, женщина помазала главу Иисуса миром (Мк 14. 3, Мф 26. 6-7), а Мария, сестра прав. Лазаря, умастила и отерла своими волосами его ноги (Ин 12. 2-3). Именно в В. благословил Христос учеников перед Вознесением (Лк 24. 50).

В. была рано отождествлена с поселком, по-арабски именуемом Эль-Айзария (в названии отражена связь с именем прав. Лазаря). Селение сформировалось здесь лишь в христ. время, с IV в., вокруг гробницы прав. Лазаря. Древняя В. лежала выше по склону, непосредственно соседствуя с Виффагией. Гробницу прав. Лазаря показывали христианам-пилигримам уже в нач. IV в., а к концу века здесь построили храм. Время создания храма (между 330 и 390) определяется благодаря его упоминанию в переводе «Ономастикона» (ок. 330), сделанном ок. 390 г. блж. Иеронимом Стридонским (Liber locorum). Уже в 395 г. паломница Эгерия смогла наблюдать в этом храме торжественные богослужения, на к-рые собирались жители окрестностей В. и Иерусалима (Вaldi. N 575. 2). Позже «большую базилику» в В. описал еп. из Галлии Аркульф, посетивший ок. 670 г. Иерусалим. До эпохи крестоносцев здесь существовал мон-рь, и к нач. XI в. при храме в праздник Входа Господня в Иерусалим процессия начинала движение из В. (в 1008 она была запрещена халифом аль-Хакимом, но при крестоносцах возобновилась и сохранялась в XII в.). Очень точно описывает св. место «Хождение игумена Даниила» (нач. XII в.). Согласно ему, церковь стояла в 20 саженях к востоку от гробницы прав. Лазаря, имела вертикальную композицию и значительную высоту, а внутри была полностью расписана.

Гробница прав. Лазаря. Фотография. Кон. XX в.
Гробница прав. Лазаря. Фотография. Кон. XX в.

Гробница прав. Лазаря. Фотография. Кон. XX в.
Вифания. Фотография. Кон. XX в.
Вифания. Фотография. Кон. XX в.

Вифания. Фотография. Кон. XX в.

При крестоносцах иерусалимский кор. Балдуин I и лат. патриарх Арнульф передали храм каноникам Гроба Господня (не позже 1114), к-рые перевели сюда маленькую общину-приорат. В 1138 г. кор. иерусалимский Фульк Анжуйский выменял всю собственность каноников в В. и создал здесь бенедиктинский жен. мон-рь, в к-ром игуменией стала сестра кор. Мелисенды Ивета. Мон-рь был укреплен, наделен сосудами, тканями и одеяниями; была построена еще одна церковь.

После поражения крестоносцев при Хаттине (1187) В. попала в руки султана Салах ад-Дина, часть христ. зданий была разрушена. В 1256 г. право на всю собственность в В., как захваченную врагами Христа, папа Александр IV даровал госпитальерам (см. ст. Мальтийский орден), однако вскоре это решение было отменено. В 1238 г. оба храма еще стояли, причем могиле прав. Лазаря поклонялись и мусульмане (о чем пишет нем. монах-доминиканец Бурхардт Сионский). Своды храма Марфы и Марии держались до сер. XIV в., их подробно описал монах-францисканец Николай из Поджибонси, посетивший Св. землю в 1347 г. В это время храм был в юрисдикции К-польского Патриарха, однако вскоре был превращен в мечеть (согласно сведениям итал. путешественников XIV в. Л. Фрескобальди, Гуччи и С. Сиголи), хотя армянам и грекам еще позволяли служить над гробницей по праздникам (это отметил Игнатий Смольнянин в 1405). Доминиканец Феликс Фабер (кон. XV в.), совершая паломничество в Св. землю, видел один из храмов уже в руинах; в крипте держали фураж. В 70-80-х гг. XVI в., чтобы не проходить к крипте через мечеть, хранители храма сделали к ней прямой проход снаружи и францисканцы установили там неск. алтарей.

К XIX в. в В. сохранялись: мечеть, перестроенная из «Западной церкви», возведенной крестоносцами; крипта с гробницей; остатки башни XII в.; монастырские постройки, ставшие частными домами и складами. В 1863 г. францисканцы начали скупать земли вокруг мечети. В 1949-1955 гг. они смогли начать реставрацию и раскопки остатков церквей и мон-ря, а также строительство нового храма. При этой «реставрации» все части древнего здания, кроме западной, были скрыты совр. церковью. Основные данные исследований опубликованы С. Селлером. Раскопки не были профессиональными, поэтому стратиграфия комплекса осталась неясной и даты устанавливаются по архитектурным признакам.

Центром комплекса, его основной святыней, являлась гробница прав. Лазаря. Раскопками удалось локализовать ее, а также восстановить общую схему 1-й базилики прав. Лазаря. Храм был трехнефным, размером ок. 34´ 17 м, имел внутри одну апсиду и прямоугольные пастофории, но снаружи вост. стена храма оставалась плоской; наос и алтарь соединяла прямоугольная вима, по ширине почти равная центральному нефу; в полу сохранились ясные следы от колонн. Ранняя дата - IV в.- основана на типе декорации полов цветной мозаикой с геометрическим орнаментом и соотнесении появления первого храма с анализом письменных источников. Изначально базилика доходила в своей зап. части до гробницы прав. Лазаря, но впосл. ее зап. и центральная части были уничтожены и превращены в пространство двора.

Позднее базилика была полностью перестроена (в V в., согласно Селлеру, в VI в.- по Б. Багатти, А. Миго, А. Овадии, Д. Принглу (см. библиогр.: Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb.; N. Y., 1993. Vol. 1. P. 122-137)). Ее алтарную часть отодвинули так далеко к востоку (на 12,5 м), что апсида первого храма оказалась между центральными столбами второго. Решения апсидных частей обоих храмов были схожи: как и его предшественник, новый храм, лишенный наружного апсидного выступа, изнутри имел одну полуциркульную апсиду и 2 почти квадратных пастофория по сторонам от нее. В центре нового храма (в форме прямоугольника, 29´ 19 м) стояли 4 опоры, образовывавшие квадрат со стороной 7,7 м, что позволяет предполагать возможность купольного завершения, но тонкие стены и небольшое сечение опор не дают возможности реконструировать сводчатые перекрытия над всей церковью. Боковые плоские пилястры несли знаки креста.

С запада от нового храма шел узкий внешний портик-нартекс в 5 травей под деревянной кровлей, далее - атриум. В храм вели сквозь зап. стену 3 двери с прямыми филенками, и одна - в сев. стене; вдоль юж. стены атриума стояло продолговатое узкое здание-часовня с мозаичными полами (геометрические и растительные мотивы).

Крестоносцы начали перестраивать храм прав. Лазаря, по-видимому уже в 1099 г. Незначительные перестройки были и в XII в.- возможно, возникла необходимость заменить деревянную кровлю на свод (в юж. нефе сохранился слегка стрельчатый крестовый свод; предполагается, что травеи боковых нефов перекрывались так же). Были приложены контрфорсы, а полы настланы белым мрамором. В зап. конце церкви и в нартексе в это время появились захоронения, открытые в наст. время раскопками.

Мон-рь при крестоносцах имел 2 храма: старую базилику прав. Лазаря и построенную (между 1114 и 1175) к западу от нее «Западную церковь», стоявшую прямо над гробницей, вход в к-рую перекрывал коробовый свод, несший одновременно хор новой церкви, т. о., вокруг гробницы прав. Лазаря возникла крипта. Новый храм был, освящен в память святого, старая церковь уже в нач. XII в. получила новое освящение и стала Марфо-Мариинской.

«Западную церковь», исчезнувшую к наст. времени почти полностью, реконструируют по описаниям паломников (напр., Теодориха, 70-е гг. XII в.) и обмеру о. Люки Тоеннессена, сделанному на рубеже XIX-XX вв. (см. Saller. Fig. 20). В то время была еще видна часть ее юж. апсиды, внешняя стена центральной апсиды и стены нефа. Это была трехнефная базилика (41´ 25 м) с 3 полукруглыми апсидами, из к-рых наружу выступала центральная, а боковые были скрыты в толще вост. стены. Построенная из гладких тесаных блоков, церковь имела 4 поперечных нефа, напоминая по композиции храм аббатства св. Анны в Иерусалиме (ок. 1140). Вост. часть стояла на сводах, скрывающих перепад скальной поверхности, под к-рыми помещалась крипта. В наст. время остатки храма используются как мечеть, но своды XII в. сохранились почти всюду. В помещении мечети (7´ 11 м) справа от входа находится кенотаф, к-рый мусульмане признают гробницей прав. Лазаря, а в зап. стене - заложенный проход в прямоугольную палатку (3,30´ 2,70 м). Христиане спускаются теперь с сев. стороны, через дверь и лестницу, высеченную францисканцами в скале в 1613 г. с разрешения турок. Ступени ведут к погребальной камере размером 2,50´ 2,30 м, отчасти вырубленной в скале, почитаемой христианами гробницей прав. Лазаря.

От зданий аббатства, основанного крестоносцами, сохранились руины. Древнейшая из них - зал (16´ 5 м) с вост. стороны от клуатра между 2 храмами. Стены возвышаются на 6 м, пол покрыт мозаикой. Зап. (верхняя) часть мон-ря была занята жилыми помещениями, а вост. (нижняя) - кухнями и хранилищами. Архитектурное оформление XII в. сохранилось в вост. части обхода клуатра и в нек-рых прилегавших к нему помещениях. Среди уцелевших фрагментов декорации - средневек. коринфские капители, капители с личинами, часть аркатуры со скульптурами ангелов и др. фрагменты. Живопись в храмах не сохранилась, и о ее существовании в «Западной церкви» неизвестно.

Лит.: Saller S. J. Excavations at Bethany (1949-1953). Jerusalem, 1957; Ovadiah A. Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land. Bonn, 1970. р. 29-31; Baldi D. Enchiridion Locorum Sanctorum: Doc. S. Evangelii Loca Respicientia. Jerusalem, 19823.
Л. А. Беляев

Церковное строительство в В. в XIX-XX вв.

Рядом с гробницей прав. Лазаря в XIX-XX вв. был построен ряд церковных сооружений: греч. правосл. мон-рь во имя святых Марфы и Марии (мон-рь Встречи), часовня Марфы и комплекс зданий на рус. участке, правосл. и католич. церкви, посвященные прав. Лазарю. Кроме гробницы прав. Лазаря важным объектом поклонения в В. являлось место, где Марфа и Мария встретили идущего в их селение Иисуса Христа. В различные периоды оно указывалось по-разному: в IV-XIII вв.- к западу от гробницы прав. Лазаря (в «полумиле», по Эгерии (384); «вдале версты», согласно игум. Даниилу (XII в.)), с XIV в.- к востоку от нее (начиная с Николая из Поджибонси (1346-1350)). Позднейшие паломники локализуют место встречи в 0,5-1 км к востоку от совр. В. и связывают его с памятным камнем, на к-ром сидел Спаситель. Свидетельства о камне также противоречивы: католики помещают его слева от совр. шоссе на Иерихон (Storme. P. 66), правосл. греки - справа, русские - слева, на своем участке.

На расстоянии ок. 1 км к востоку, на Иерихонской дороге, расположен греч. жен. мон-рь, освященный во имя святых Марфы и Марии, называемый также мон-рем Встречи (греч. Μονὴ τῆς Προϋπαντήσεως). Соборный храм в визант. стиле и монастырские здания построены в 1882-1883 гг. на месте средневек. церкви (предположительно ц. во имя равноап. Марии Магдалины) архим. Спиридоном, уроженцем Кипра (в 1891-1897/98 Патриарх Антиохийский). Рядом возвышается 4-ярусная колокольня. Храм расписан в сер. ХХ в. рус. монахинями. Главной святыней является находящийся справа от алтаря, под небольшим престолом, камень, на к-ром сидел Спаситель, беседуя с Марией и Марфой; здесь также находится чудотворная икона Божией Матери. Игумения - Евпраксия, в обители - 10 монахинь (Δίπτυχα. 2003. Σ. 1168). От обители в Вербную субботу совершается большой крестный ход к гробнице прав. Лазаря.

План храмового комплекса в Вифании: 1. Гробница прав. Лазаря (до IV в.). 2. Первая церковь (IV в.). 3. Вторая церковь (V-VI вв.). 4. Клуатр монастырь 5. Храмы и территория аббатства времен крестовых походов (1099 - XII в.).
План храмового комплекса в Вифании: 1. Гробница прав. Лазаря (до IV в.). 2. Первая церковь (IV в.). 3. Вторая церковь (V-VI вв.). 4. Клуатр монастырь 5. Храмы и территория аббатства времен крестовых походов (1099 - XII в.).

План храмового комплекса в Вифании: 1. Гробница прав. Лазаря (до IV в.). 2. Первая церковь (IV в.). 3. Вторая церковь (V-VI вв.). 4. Клуатр монастырь 5. Храмы и территория аббатства времен крестовых походов (1099 - XII в.).
Гробница прав. Лазаря. Гравюра. 1844 г.
Гробница прав. Лазаря. Гравюра. 1844 г.

Гробница прав. Лазаря. Гравюра. 1844 г.

Напротив мон-ря Встречи расположен рус. участок площадью 2 тыс. кв. м, с 4 зданиями и часовней, приобретенный в 1909 г. начальником Русской духовной миссии (РДМ) в Иерусалиме архим. Леонидом (Сенцовым). До первой мировой войны были возведены 2 каменных 2-этажных корпуса для паломников перпендикулярно один к другому, устроена цистерна и владение ограждено каменной стеной (по отчету о состоянии РДМ в Иерусалиме 1914 г., стоимость земли и строений оценивалась в 40 тыс. р.). В годы первой мировой войны участок был занят тур. солдатами, а затем почти 20 лет пребывал в запустении.

В 30-х гг. XX в. здесь создается Вифанская жен. община на средства шотландок Барбары-Стеллы Робинсон и Аликс Спрот, к-рые под духовным влиянием архиеп. Анастасия (Грибановского), управлявшего тогда РДМ в Иерусалиме, принимают православие и затем монашество: первая с именем Мария, вторая - Марфа. Архиерейский Синод РПЦЗ назначил мон. Марию (Робинсон) настоятельницей Вифанской общины. Вскоре община была переведена на рус. гефсиманский участок с ц. во имя равноап. Марии Магдалины. Мон. Марфа (Спрот) осталась в В. руководить открытой ими в 1937 г. рус. школой для араб. девочек. В 1938 г. было построено новое здание школы, а прежнее превращено в пансионат для учащихся и воспитательниц, в нем устроена также домовая церковь. Школа действует до наст. времени, в ней обучается ок. 60 чел. В программе кроме обычных предметов Закон Божий, Свящ. история, история Церкви. В старших классах раньше изучали рус. язык.

В 1934 г., во время проведения работ, на территории был найден прямоугольный обтесанный камень, напоминающий плиту, обычно помещаемую над входом в храм. На нем по-гречески выбита надпись: «Здесь Марфа и Мария впервые услышали от Господа слово о воскресении из мертвых. Господь...» (далее текст обрывается). На месте обретения камня, свидетельствующего о том, что именно здесь почиталось в древности место встречи Спасителя с Марфой и Марией, была воздвигнута небольшая часовня с полусферическим куполом - т. н. Часовня Марфы. Здесь в Лазареву субботу духовенство совершает торжественное богослужение с водосвятием и крестным ходом. Участок и школа находятся в ведении РПЦЗ.

Небольшой храм в честь Воскрешения Лазаря был возведен в 1952-1953 гг. над руинами средневек. ц. прав. Лазаря (т. н. Восточная церковь) итал. архитектором-францисканцем А. Барлуцци (освящен 2 апр. 1954). Храм построен в форме равноконечного креста (ок. 17´ 17 м; сторона подкупольного квадрата 7,70 м), глухие стены из твердых пород вифлеемского камня увенчаны невысоким куполом, поднятым на восьмерике барабана. Единственным источником света является застекленное круглое отверстие в кессонированном куполе (oculus), из-за необычного освещения храм производит впечатление мавзолея, надгробного сооружения. В зап. рукаве креста через специальные люки в полу видны 2 фрагмента древней апсиды. Др. фрагменты фундамента, колонн и мозаичного пола экспонируются в церковном дворе. Между сев. и вост. рукавами креста возвышается башня-колокольня; гладкая поверхность стен, отсутствие окон (за исключением бойницы в одном из ярусов) делают ее похожей на обелиск.

Выше по склону от гробницы, рядом с развалинами башни Мелисенды, находится греч. правосл. ц. во имя прав. Лазаря, построенная в 1965-1968 гг. по инициативе архим. Серафима, настоятеля Лавры Саввы Освященного, на участке, принадлежащем Лавре. Храм 2-этажный, в фундамент нижней церкви включена часть сев. стены средневек. лат. храма. Художественное убранство храма завершено в 90-х гг., в нижней церкви установлен деревянный резной иконостас греч. работы.

Лит.: Мефодий (Кульман), еп. Св. Земля. П., 1961. С. 96-102; Нехуштай Ш. Ш. Рус. деятельность в Палестине в конце Османского периода. Хайфа, 1984 (на иврите; рус. пер. изд.: Б-ка РДМ, Иерусалим. Ркп.); Storme A. Bethany. Jerusalem, 1992; Палестина - Россия: связь времен: Спец. вып. / Лига Араб. гос-в. М., 1993. С. 29-30; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdome of Jerusalem: A Corpus. Camb.; N. Y., 1993. Vol. 1. P. 122-137; Ραπτόπουλος Ζ. Ταξιδεύοντας στήν ῾Αγία Γῆ. Λεμεσός, 1996. Σ. 135-138; Τσουλιάς Θ. Α. Τα Πανάγια Προσκυνήματα των Αγίων Τόπων. Κατερίνη, 19995. Σ. 125-127; Лисовой Н. Н. Приди и виждь: свидетельства Бога на земле. М., 2000. С. 117-122; Россия в Св. Земле: Док-ты и мат-лы / Под ред. Н. Н. Лисового. М., 2000. Т. 1. С. 700; Т. 2. С. 134, 136, 145.
Н. Н. Лисовой
Ключевые слова:
География библейская, область библеистики, изучающая географические представления библейских авторов, а также историческую географию региона, с которым связаны события библейской истории Археология библейская, отрасль библеистики, изучающая Священное Писание в свете открытий, совершаемых археологией на Древнем Востоке - в Малой Азии, Месопотамии, Восточном Средиземноморье, Египте и др. связанных с ними территориях Новозаветные реалии Священная (Христианская) топография: святые места, монастыри, храмы Вифания, селение на юго-восточном склоне Елеонской горы , в 3 км восточнее Иерусалима
См.также:
ВИФАВАРА вариант названия места на р. Иордан, где совершал Крещение св. Иоанн Предтеча
ВИФЕЗДА название купальни в евангельском описании чуда исцеления Иисусом Христом расслабленного
ВИФФАГИЯ селение на склоне Елеонской горы, недалеко от Вифании
ЕЛЕОНСКАЯ ГОРА короткий горный кряж, облегающий Иерусалим с востока
БЕЙТ-ДЖАЛА сел. у сев.-зап. окраины Вифлеема
ВИФСАИДА город, упомянутый в НЗ, родина апостолов Филиппа, Андрея Первозванного и Петра
ГАЛИЛЕЙСКОЕ МОРЕ одно из названий озера на севере Израиля, встречающееся в Новом Завете
ГАЛИЛЕЯ область Сев. Палестины, с к-рой связаны мн. события библейской истории и зарождение христ. Церкви
ГОЛГОФА место в Иерусалиме, где был распят Иисус Христос
ИОРДАН река на Ближнем Востоке