Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВИФФАГИЯ
8 опубликовано: 21 апреля 2010г.


ВИФФАГИЯ

Воскрешение прав. Лазаря. Роспись Виффагийской стелы. XII в.
Воскрешение прав. Лазаря. Роспись Виффагийской стелы. XII в.

Воскрешение прав. Лазаря. Роспись Виффагийской стелы. XII в.
[греч. Βηθφαγῆ от арам.   - дом смокв], селение на склоне Елеонской горы, недалеко от Вифании, откуда было начато торжественное шествие Христа в Иерусалим (Мф 21. 1; Мк 11. 1; Лк 19. 29). Археологические находки свидетельствуют о заселении этого места во II в. до Р. Х.- VIII в. по Р. Х. (Murphy-O'Connor. P. 132). Часто упоминается в раввинистической лит-ре как окраина Иерусалима, где, напр., еще можно вкушать пасхального агнца (Billerbeck. Kommentar. Bd. 1. S. 839). В. располагалась между старой рим. дорогой и Вифанией (Finegan. P. 90), исследователи отождествляют ее с совр. Джабаль-эт-Тур или Кафр-эт-Тур.

В описаниях Св. земли IV-VIII вв. не говорится о к.-л. церковных строениях на месте В. Епифаний Монах (1-я пол. IX в.) упоминает о многовековой маслине в В., ветви к-рой паломники срезали на праздник Входа Господня в Иерусалим (Повесть Епифания. С. 28). C IX в. появляются свидетельства паломников о камне, с к-рого Спаситель воссел на осла (большой кусок мрамора, согласно монаху Бернарду.- Wilkinson. P. 152-153). В «Хождении» рус. игум. Даниила (нач. XII в.) говорится о «столпе» (т. е. башне или колонне), стоявшей на этом месте (Житие и хождение Даниила. С. 34). Два каменных похожих на башни здания также упоминаются в «Описании Св. Земли» Иоанна из Вюрцбурга (ок. 1165), причем в одном из них помещалась церковь (Itinera Hierosolymitana Crucesignatorum. P. 248). Прекрасная церковь или часовня во имя Спасителя в В., внутри к-рой находился камень, с к-рого Христос воссел на осла, описывается в 70-х гг. XII в. Теодорихом (Libellus de Locis Sanctis. P. 29). С нач. XIII в. при этой церкви был устроен мон-рь, но в XIV в., по сообщению августинского мон. Иакова из Вероны, он уже был разрушен и лежал в руинах (Le pèlerinage. P. 202).

В июле 1877 г. крестьянами дер. Джабаль-эт-Тур был обнаружен большой монолитный камень в форме правильного куба с остатками живописи. Участок был приобретен францисканцами, начались раскопки, и выяснилось, что камень находился внутри небольшой однонефной церкви эпохи крестоносцев. В 1883 г. на фундаменте средневек. церкви была воздвигнута католич. капелла, к-рая перестраивалась в 1897 г., была расширена и расписана фресками в 1950-1954 гг. под рук. арх. А. Барлуцци. В наст. время здесь находится францисканский мон-рь.

Камень, получивший название Виффагийская стела, в XII в. был покрыт фресками с 4 сторон: на зап. изображена встреча Иисуса Христа с Марфой и Марией, на юж.- Воскрешение прав. Лазаря, на сев.- 2 апостола, ведущие в В. ослицу и осленка, на вост.- «Вход Господень в Иерусалим», росписями также была покрыта верхняя сторона камня. В 1950 г. фрески были отреставрированы. Сохранившийся фрагмент лат. надписи на одной из сторон содержит название «Виффагия». Происхождение и назначение камня не имеет единого толкования. Зап. паломники видят в нем камень, с к-рого Спаситель воссел на осла, но он для этого слишком велик. К тому же с одной из сторон в стеле имеется небольшая ниша непонятного назначения. Возможно, в храме крестоносцев камень служил престолом (Мефодий (Кульман), еп. С. 73). Сейчас камень находится слева от алтаря и окружен декоративной железной решеткой. Отсюда начинается крестный ход католиков в Неделю ваий. На участке мон-ря находятся также неск. древнеевр. гробниц рим. времени (в т. ч. одна с откатывающимся камнем, аналогичным тому, к-рым, согласно Евангелиям, был закрыт вход в могилу прав. Лазаря).

Над францисканским мон-рем, на вершине холма, расположен греч. правосл. муж. мон-рь в честь Входа Господня в Иерусалим. Его строительство было начато в нач. ХХ в. (сохр. ворота с греч. и рус. надписями того времени), но было прервано первой мировой войной и возобновлено только в 80-х гг. XX в. Григорием, митр. Тивериадским. Монастырский комплекс включает небольшой храм, митрополичий дом и сень над условным местом, где воссел на осла Спаситель. От этого мон-ря начинают крестный ход в Вербное воскресенье.

Ист.: Житие и хождение Даниила, Русския земли игумена // ППС. 1883. Т. 1, вып. 3. (Вып. 3) [игум. Даниил]; Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест 1-й пол. IX в. // ППС. 1886. Т. 4, вып. 2. (Вып. 11) [Епифаний мних. Житие равноап. Елены]; Le pèlerinage du moine augustin Jacques de Vérone (1335) // Revue de l'Orient latin. 1895. Vol. 3 [Иаков из Вероны]; Theodoricus [of Würzburg] Libellus de Locis Sanctis / Hrsg. M. L. und W. Bulst. Hdlb., 1976 [Теодорих]; Wilkinson J. Jerusalem Pilgrims before the Crusaders. Warminster, 1977 [монах Бернард]; Itinera Hierosolymitana Crucesignatorum (saec. XII-XIII) / Ed. S. de Sandoli. Jerusalem, 1978. Vol. 2. (SBF: Col. maior; 24) [Иоанн Вюрцбургский].
Лит.: Bagatti B. Le pitture della stele di Betfage // La Terra Santa. 1946. T. 21. P. 98-101; idem. Le pitture medievali della pietra di Betfage // Liber annuus SBF. 1950/1951. T. 1. P. 227-246; Corbo V. Il rinnovato santuario di Betfage // La Terra Santa. 1955. T. 31. P. 338-341; Мефодий (Кульман), еп. Св. Земля. П., 1961; Saller S. J., Testa E. The Archeological Setting of the Shrine of Bethphage. Jerusalem, 1961; Finegan J. The Archeology of the New Testament. Princeton, 1969. Vol. 1. P. 88-91; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdome of Jerusalem: A Corpus. Camb.; N. Y., 1993. Vol. 1. P. 157-160; Ραπτόπουλος Ζ. Ταξιδεύοντας στήν ῾Αγία Γῆ. Λεμεσός, 1996. Σ. 135-138; Murphy-O'Connor J. The Holy Land: An Oxford Archaeol. Guide from earliest times to 1700. Oxf., 1998; Τσουλιάς Θ. Α. Τα Πανάγια Προσκυνήματα των Αγίων Τόπων. Κατερίνη, 19995. Σ. 128; Лисовой Н. Н. Приди и виждь: Свидетельства Бога на земле. М., 2000. С. 123, 126-127.
Н. Н. Лисовой
Ключевые слова:
Археология христианская, раздел археологии, изучающий древности раннехристианских общин и государств Монастыри на Святой Земле Святая Земля (Палестина) География библейская, область библеистики, изучающая географические представления библейских авторов, а также историческую географию региона, с которым связаны события библейской истории Археология библейская, отрасль библеистики, изучающая Священное Писание в свете открытий, совершаемых археологией на Древнем Востоке - в Малой Азии, Месопотамии, Восточном Средиземноморье, Египте и др. связанных с ними территориях Новозаветные реалии Топография новозаветная Церковная архитектура. Святая Земля Священная (Христианская) топография: святые места, монастыри, храмы География историческая Виффагия, селение на склоне Елеонской горы, недалеко от Вифании
См.также:
ЕЛЕОНСКАЯ ГОРА короткий горный кряж, облегающий Иерусалим с востока
ВИФЕЗДА название купальни в евангельском описании чуда исцеления Иисусом Христом расслабленного
АЙН-КАРЕМ сел. юго-западнее Иерусалима,почитаемое как одно из возможных мест рождения Иоанна Предтечи
ВИФАВАРА вариант названия места на р. Иордан, где совершал Крещение св. Иоанн Предтеча
ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства
ВИФСАИДА город, упомянутый в НЗ, родина апостолов Филиппа, Андрея Первозванного и Петра
ГЕФСИМАНИЯ местность у подножия Елеонской (Масличной) горы, к востоку от Иерусалима , вблизи долины Иосафата (Кедронской); место молитвы Господа Иисуса Христа перед взятием под стражу и Крестной смертью
ГОЛГОФА место в Иерусалиме, где был распят Иисус Христос
АБУ-ГОШ придорожное селение в Иудее (12 км на северо-запад от Иерусалима)
БЕЙТ-САХУР св. место в окрестн. Вифлеема
ВИФАНИЯ Селение на юго-вост. склоне Елеонской горы , в 3 км восточнее Иерусалима
ГАЛИЛЕЙСКОЕ МОРЕ одно из названий озера на севере Израиля, встречающееся в Новом Завете
ГЕРАСА один из крупнейших городов Десятиградия
ИОРДАН река на Ближнем Востоке
АККО морской порт и крепость севернее мыса Кармель (Израиль)
АМФИПОЛЬ древн. город в Македонии, на вост. берегу р. Стримон, кот. посетил ап. Павел
АСКАЛОН г. на юге Израиля, один из 5 главных филистимских городов
АСОР город на севере Ханаана
АШДОД один из 5 глав. филистимских городов
БЕЙТ-ДЖАЛА сел. у сев.-зап. окраины Вифлеема
ВАСАН древняя область, вероятно, занимающая территорию к северу от Галаада
ВЕФИЛЬ [евр. - дом Бога], название местности и города на Иудейском нагорье