(Карьет-эль-Энаб), придорожное селение в Иудее (12 км на северо-запад от Иерусалима), к-рое отождествляют с библейским г. Кириаф Иарим, где в течение 20 лет хранили ковчег Завета (1 Цар 7. 1-2 и др.). В средневековье считалось Эммаусом НЗ, что маловероятно (см. Амуас и Куалония). Археологические исследования (1928 - Б. Р. Нёвилль, 1950 - Дж. Перротт, 1967-1971 - Г. Долльфус, М. Лешевалье) показали, что основу слоев А.-Г. составляет поселение VII в. до Р. Х. (поздняя стадия докерамического неолита - каменные дома с расписными оштукатуренными стенами, хранилища, более 30 погребений). Обнаружены отложения, близкие по времени к Рождеству Христову.
В 1142-1187 гг. А.-Г. принадлежал госпиталитам, к-рые основали там мон-рь с церковью (предположительно после 1141) над оставшейся от рим. эпохи цистерной («Источник Эммауса»), превращенной в крипту (хорошо сохранилась; раскопана в 1944 Библейской школой в Иерусалиме под руководством Р. де Во и А. М. Стеве). Церковь была основана в знак поминовения святого места, где Христос встретил 2 учеников в Эммаусе (Лк 23. 13-35). Это трехнефная базилика, прямоугольная в плане, с тремя апсидами, повышенным центральным нефом и нервюрными крестовыми сводами. Фрагментарно сохранилась роспись, к-рая датируется временем после 1170 г. (надписи лат.). До нас дошли акварели и рисунки гр. Пьелла, выполненные в 1901 г. Первоначально роспись располагалась в 3 алтарных помещениях, на сев. и юж. стенах боковых нефов и на столбах только в вост. части храма, полностью храм расписан не был. В конхе центральной апсиды было изображено Сошествие во ад. В регистрах под конхой - два ряда святых, одна из фигур епископов в юж. части сохранилась. Такая программа росписи апсиды, необычная для визант. традиции, является замыслом зап. художника. Размещение Сошествия во ад в апсиде, возможно, восходит к декорации храма Гроба Господня в Иерусалиме. В конхе юж. апсиды представлены ветхозаветные патриархи: Авраам, Исаак и Иаков. Они изображены с душами в лоне (см. Лоно Авраамово).
По сторонам от Авраама, сидящего в центре,- 2 ангела, держащие младенцев, молитвенно протягивающих ручки к патриарху. Это образы освобожденных душ - деталь уникальная для визант. и зап. искусства, указывающая на иконографию Страшного Суда. Необычно расположение фигур 3 патриархов в алтарной зоне храма - как правило, в визант. церквах этого времени они входили в цикл Страшного Суда, изображавшегося в нартексе. В конхе сев. апсиды был представлен Деисус, включавший образы благословляющего Христа на троне и предстоящих ему Богоматери и св. Иоанна Предтечи. Ниже сохранились фрагменты фигур ангелов и святого. Все 3 композиции, украшавшие алтарные конхи, связаны с иконографией Страшного Суда. На сев. стене храма в нижнем регистре сохранились фрагменты «облачного» Успения Богоматери, в верхнем - фигуры святых. На юж. стене в нижнем регистре изображено Распятие, в верхнем - отдельные фигуры святых или императоров. В композицию Распятия включены персонификации Церкви и Синагоги. Завершали декорацию храма образы 2 стоящих святых и святого воина на коне (вмч. Георгия?), представленные на сев. стене, и фигуры святых на столбах. Т. о., основная тема иконографической программы росписи - Воскресение Господне и спасение христ. душ, вероятно, была обусловлена поминовением святого места в Эммаусе, с к-рым связано основание церкви. Как полагает Г. Кюнель, в крипте церкви первоначально была изображена встреча Христа с учениками в Эммаусе, что было обычно для церквей Св. земли.В отличие от иконографической программы, отмеченной зап. чертами, стиль росписей чисто визант., предполагается, что их заказчиком мог быть имп. Мануил Комнин (Weyl Carr A. Р. 215-244). Росписи церкви принадлежали к «динамическому» течению позднекомниновского искусства посл. трети XII в. В этом монументальном и величественном стиле можно выделить 2 направления, каждое из к-рых, по мнению Кюнеля, не является результатом работы 2 мастеров, а обусловлено применением различных изобразительных средств для разных сюжетов. Так, в композициях на боковых стенах нефов трактовка фигур и одеяний приобрела геометрически абстрактный характер, а в композициях алтарной «эсхатологической» части образы более пластичны, живописны и экспрессивны.