[евр. ; греч. Βηθεσδά; слав. ], название купальни (греч. κολυμβήθρα) в евангельском описании чуда исцеления Иисусом Христом расслабленного (Ин 5. 2-9), к-рая описывается как находящаяся «в Иерусалиме у Овчих ворот (ἡ προβατική)».
Название этого места часто понималось аллегорически как -дом милосердия. Греч. название дошло до нас в различных вариантах чтения, однако Βηθεσδά предпочтительнее, т. к. лучше иных соответствует евр. названию этого места, засвидетельствованному в кумран. медном свитке (3 Q 15. 11; 12 сл.; 35-65 гг. по Р. Х.). Речь идет о двойственной форме имени, на что могла повлиять особенность архитектуры этого сооружения, состоящего из 2 бассейнов. Однако отождествление евангельской В. с упомянутым в кумран. свитке местом имеет и противников (см.: Аллегро Д.-М. Сокровища медного списка: Пер. с англ. М., 1967. С. 49. Примеч. 281, 282).
Евсевий Кесарийский указывает на то, что в его время портиков у купели уже не было, однако обе части купальни по-прежнему наполнялись дождями, при этом одна из них «невероятным образом имела пурпурно-красную воду, говорят, это след когда-то омытых здесь жертвенных животных» (Euseb. Onomast. 58. 21). Блж. Иероним Стридонский в своем переводе транскрибирует греч. название как Probatica (что нашло отражение в вариантах названия этого места на картах эпохи крестоносцев: Piscina Probatica, Piscina vel Porticus). Нек-рые подробности архитектурной планировки здания содержат и др. источники: Бурдигальский итинерарий (333 г.) сообщает о двойном бассейне с 5 портиками, в к-ром «вода ... делается красной, если ее возмутить». Свт. Кирилл Иерусалимский (IV в.) уточняет, что «в Иерусалиме есть Овчая купель, с пятью портиками, четыре из которых идут вокруг нее, пятый же - в центре, и там лежит много больных» (Cyr. Hieros. Hom. in paralyt. 2. 1).
Не позднее сер. IV в. в память о чуде исцеления была построена церковь, называемая «Церковью Расслабленного» или «Церковью Овчей купели» (упом. впервые Петром Ивером в 451, затем Евтихием, Патриархом Александрийским, в 940). Недалеко от купели почиталось также место Рождества Пресв. Богородицы, где была построена церковь, соединенная с купелью. Обе церкви воспринимались паломниками как единый комплекс. Так, Пьяченцы Паломник (570) пишет: «Возвращаясь в город, мы подходим к купели... с пятью портиками, один из которых принадлежит базилике св. Марии» - вероятно, эта церковь была поставлена в портике церкви В. и они могли когда-то образовывать единый комплекс. Церкви были разрушены в эпоху мусульм. господства, но затем восстановлены крестоносцами, причем ц. прав. Анны (построенная вместо «базилики св. Марии»), поставленная к востоку от В., сохранилась до наст. времени (см. ст. Иерусалим, разд. «Церковь прав. Анны»). В «Деяниях франков» (1108) указано, что церковь стояла напротив остатков старой купели и портиков.
Остатки В. археологически изучены недостаточно, прежде всего потому, что их раскопки начали очень рано (К. Шик, 1888), сразу после того, как участок В. оказался в руках франц. правительства. Опыта подобной работы еще не было ни у доминиканцев, руководивших ею, ни у др. исследователей. Доминиканцы Библейской и археологической французской школы в Иерусалиме вернулись к этой работе в 1957-1962 гг. под рук. Р. де Во, но также не довели ее до конца.
Традиционно с Овчей купелью отождествляют руины у Овчих ворот (ворота св. Стефана), в сев.-вост. углу стены Иерусалима, немного к западу от ц. первомученика Стефана и рядом с ц. прав. Анны. Это было подтверждено находкой в 1866 г. в помещениях под основанием ц. прав. Анны древнего вотива - высеченной из мрамора ноги с греч. надписью-посвящением: «Помпея Луцилия вложила» (Vincent L.-H. Jérusalem. P., 1926. T. 2: Jérusalem nouvelle. P. 694-695). Вклад, сделанный, вероятно, исцеленной паломницей во II в. по Р. Х., а также обнаружение др. вотивов II-III вв. и открытие подземных помещений того же времени (частью естественных, частью вырубленных в скале; работы Фан дер Флита, 1896) с малыми купальнями, каналами, остатками живописи (в т. ч. роспись сводчатой галереи в помпеянском «красном» стиле) и мозаики, указывают на то, что участок, занятый сейчас ц. прав. Анны и В., был местом святилища рим. эпохи, вероятно в честь Асклепия-Сараписа, с бассейном для омовений. Больные могли ожидать исцеления в ср. стое или при расположенных рядом небольших водоемах (их следы открыты в 60-х гг. XX в.). Первоначальное толкование Л. Венсаном этих остатков как следов древнейшей церкви (Vincent. Jérusalem nouvelle. P. 717-718), затем застроенной языческим святилищем, в наст. время отвергнуто.
В. образована парой больших купелей (открытых бассейнов). Частью они вырублены в скале, частью обложены отесанным камнем; купели разделял каменный барьер шириной 6 м, в к-ром имелись каналы для стока воды. Поскольку значительная часть памятника лежит под густонаселенной частью города, полная форма купелей до сих пор неизвестна. Примерные размеры малой (сев.) купели ок. 40´ 50 м : 50 и 53 м (север и юг); 40 м (восток и запад); большой (юж.) купели ок. 50´ 60 м : 58 и 66 м (север и юг), 49,5 и 48 м (восток и запад); объем вмещаемой воды (при средней глубине 13,4 м) - ок. 3 тыс. кв. м. Возможно, что один из портиков был сооружен на разделяющем купели барьере (толщиной 6-6,5 м), а остальные - по их сторонам.
Подробно изучены только более поздние сооружения, занимавшие часть сев. купели: 2 цистерны, одна (в юго-вост. углу сев. купели) - перекрытая сводом емкость, вытянутая по оси запад-восток (16´ 6 м), у к-рой 3 стороны вырублены в скале, сев. сложена из камня (ее нижняя часть датирована рим. эпохой).
Дата создания купелей археологически не установлена, они могут восходить к рубежу III-II вв. до Р. Х., т. е. к строительной деятельности первосвящ. Симона (220-195 гг. до Р. Х., ср. Еккл 50. 1-3); в это время здесь уже могло быть место отправления языческого культа. Архитектурное оформление памятника (5 портиков, типы колонны и т. п.) обычно относят к эпохе Ирода Великого (при раскопках собрано много капителей, баз и стволов колонн, типичных для этого времени; в 1932 на юж. стене юж. купели отмечено евр. граффито - вероятно, оно оставлено до восстания Бар-Кохбы). Во II в. по Р. Х. римляне могли перестроить комплекс в храм, посвященный Асклепию.
В 1962 г. в В. были изучены остатки трехнефной базилики визант. эпохи. Ее зап. часть с главным входом и центральная апсида стояли на барьере, разделявшем купели; сев. неф опирался на кладку цистерны рим. времени, а юж.- на мощную субструкцию, образованную серией арок. Подземная часть языческого святилища, помещавшаяся к востоку от обоих бассейнов, была засыпана, и на ней поставлена алтарная часть базилики - возможно, символизируя победу христианства. Храм имел 3 нефа и 3 равные полукруглые апсиды; центральный неф равнялся шириной скальному барьеру (ок. 6 м); общая ширина храма 18-19 м при длине 45 м. Церковь была вымощена мраморной плитой, а в нартексе сохранилась часть мозаики пола, в к-рой использованы изображения крестов (полагают, что это может служить указанием на постройку храма до 427, когда такие изображения были запрещены декретом Феодосия II, однако в Палестине такие мотивы встречаются и в VI-VII вв.).
Исследователи датировали разрушение базилики 614 г. и отметили существование на ее месте маленькой часовни над сев. нефом вплоть до эпохи халифа Хакима, когда и она была уничтожена (1009). К сожалению, руины визант. базилики использовались крестоносцами как источник материалов при строительстве соседней ц. прав. Анны (не позднее 1102) и были полностью разобраны. Вместо базилики В. крестоносцы поставили новую однонефную церковь (известна в источниках под названием Мутье (Moutier), т. е. мон-рь) в юго-вост. углу сев. купели. Эта церковь стояла на субструкции из 5 параллельных коробовых сводов, к-рые в свою очередь опирались на 4 высеченных из скалы пилона и поддерживали 5 портиков, перекрытых сводами. Особая лестница позволяла паломникам спуститься под визант. свод, в угол цистерны, где, как они полагали, произошло чудо исцеления расслабленного (эта часть конструкции сохр. и демонстрируется по сей день).