[Евр. , ; - брат отца; греч. Αχααβ], царь Израиля (ок. 874-853 до Р. Х.), сын и наследник Амврия, один из образов богоотступничества в ВЗ (3 Цар 16. 30). Наделенный мн. достоинствами (мужеством - 3 Цар 22. 35, великодушием - 3 Цар 20. 31-34, готовностью отстаивать права своего народа - 3 Цар 20. 7-8), А. следовал религ. политике своего отца (на что указывает значение его имени). По-видимому, он принадлежал к тем израильтянам, к-рые поклонялись Яхве наряду с языческими богами исключительно ради удовлетворения своих земных интересов и потребностей. Несмотря на наличие описаний эпического характера, рисующих его с положительной стороны (напр., 3 Цар 20. 3-11), А. подвергается строгому осуждению в Свящ. Писании за идолопоклонство. Даже такой превосходный по ближневост. меркам правитель, как А., остается отрицательной фигурой с т. зр. библейского откровения.
А. находился под сильным влиянием Иезавели, дочери Тирского и Сидонского царя Итобаала (библ. Ефваала), взятой им в жены ради союза с Финикией, и стремился обеспечить себе и своему царству покровительство языческих богов (3 Цар 18. 18). Хотя Яхве и оставался главным Богом Израиля, непосредственным покровителем царя и его дома стал финикийский Ваал. Ему А. построил храм в Самарии, что превзошло прежние нечестивые деяния израильских царей (3 Цар 16. 32-33), вызвав резкое недовольство пророков Божиих. Конфликт достиг своего апогея в год засухи, предсказанной прор. Илией (3 Цар 17-19) и известной по финикийским летописям. В центре рассказа об А. лежит его противостояние пророкам Божиим, прежде всего Илии, и преступное присвоение наследственного надела израильтянина Навуфея, безвинно казненного по ложному обвинению в богохульстве и гос. измене для того, чтобы А. мог завладеть его землей (3 Цар 21). Непосредственную ответственность за злодеяния, творимые именем А., несет Иезавель. Узнав о происшедшем, А. был весьма огорчен и смирился перед пророком Божиим (3 Цар 18. 16-20; 21. 16, 27), но не нашел в себе сил не только покарать Иезавель, но и отказаться от доставшегося ему преступным путем виноградника Навуфея (3 Цар 15. 20). Даже устрашенный прор. Илией, он не отступил от идолопоклонства.
Важным направлением деятельности А. было укрепление военной мощи страны. После тяжелых поражений, понесенных Израилем от арамеев Дамаска, он занимался фортификационными работами, строительством Самарии, укреплением Мегиддо и Асора, восстановлением Иерихона. Во внешней политике Израиль достиг при А. значительного могущества, опираясь, в частности, на прочный союз с Иудеей, чей царь Иосафат подчинился А. Свидетельства из Свящ. Писания и надписей Салманасара III на монолите из Кальху и на стеле Меши, царя Моава, позволяют восстановить следующий ход событий. Ок. 857 г. до Р. Х. Венадад II, царь арамеев Дамаска (ок. 870-842), признанный в Юж. и Центр. Сирии, напал на Израиль с огромным войском, подступил к Самарии и потребовал дань. А. был готов ради спасения народа поступиться собственным богатством и даже отдать своих детей, но не имущество своих подданных, к-рое потребовал Венадад. А. прекратил переговоры и, созвав народ, разбил арамеев (3 Цар 20; Иуд. древн. VIII 14). Через год Венадад повторил поход, но был разгромлен при Афеке и сдался на милость А., к-рый со словами «Он брат мой» освободил его после заключения мирного договора. Венадад вернул Израилю все захваченные у него ранее сирийцами области и позволил израильтянам поселиться в одном из районов Дамаска. Однако освобождением Венадада А., согласно пророчеству, совершил грех, за к-рый ему суждено было расплатиться жизнью и поражением своего народа (3 Цар 20. 39-43). В последние годы правления А. покорил Моав и вступил в союз с Иудеей.
В 853 г. до Р. Х. ассир. царь Салманасар III двинулся на покорение Сирии и Палестины со 120-тысячным войском. А. вместе с Венададом, его вассалами и князьями почти всего Вост. Средиземноморья выступил против ассирийцев с отрядом почти в 2 тыс. колесниц. В битве при Каркаре союзники нанесли ассирийцам сокрушительное поражение, так что, согласно надписи Салманасара, в течение 3 лет он не осмеливался переходить Евфрат. После этой победы А. вместе с царем Иудеи Иосафатом пошел против Венадада, чтобы вернуть принадлежавший некогда Израилю г. Рамоф в галааде. Лжепророки предсказали им победу, в то время как прор. Михей предрек поражение (3 Цар 22) и был заключен А. в темницу. В битве при Рамофе (853 г. до Р. Х.) А. был тяжело ранен, но, чтобы поддержать боевой дух своего войска, оставался на колеснице, к вечеру он умер (Иуд. древн. XVIII 15. 5). Известие о его смерти прекратило войну. Тело А. увезли и похоронили в Самарии, на этом закончилось краткое военно-политическое могущество Израиля, связанное с именем А., и исполнилось пророчество (3 Цар 21. 28-29). Колесницу, залитую кровью А., омыли в пруду, и кровь царя лизали псы, как и предсказывал прор. Илия (3 Цар 21. 19; ср. 22. 38).
В святоотеческой традиции А. олицетворяет собой нечестивца и идолопоклонника, но также является примером искреннего раскаяния. Свт. Афанасий I Великий пишет, что даже А., к-рый старался, насколько возможно, «истреблять истину» (Apol. de fuga sua. 7), «по убиении Навуфея сокрушался» (Hist. arian. 68). Свт. Иоанн Златоуст часто обращается к истории А., чтобы показать, что даже грешник и нечестивец способен искренне раскаиваться в содеянном (Ad Theodorum lapsum. I 6 // PG. 48. Col. 284; De Lazaro VI 9 // PG. 48. Col. 1042).