[евр. , - отец мира, покоя], 3-й сын царя Давида от Маахи, дочери Фалмая, царя Гессура (2 Цар 3. 3). В Библии особо отмечена красивая внешность А. (2 Цар 14. 25-26). Когда старший сын Давида Амнон обесчестил сестру А. Фамарь, А. приютил ее у себя в доме (2 Цар 13. 1-20). Давид, узнав об этом, не стал наказывать Амнона, но А. решил отомстить старшему брату. Через 2 года на празднике стрижки овец, устроенном А. в г. Ваал-Гацоре, Амнон был убит по его приказу (2 Цар 13. 23-29). После убийства А. 3 года скрывался в Гессуре у своего деда Фалмая (2 Цар 13. 37-38). По прошествии этого срока военачальник Иоав, видя, что отношение царя к А. изменилось, с помощью одной женщины из Фекои уговорил Давида, чтобы тот позволил А. вернуться из изгнания. Царь согласился, но запретил А. появляться перед ним (2 Цар 14. 1-24). В течение 2 лет А. жил в Иерусалиме, не встречаясь с Давидом (2 Цар 14. 28). Дважды А. безуспешно просил Иоава, чтобы тот посодействовал его личной встрече с отцом. Тогда А. приказал своим слугам сжечь принадлежащий Иоаву участок ячменного поля (2 Цар 14. 29-30). Добившись т. о. встречи с Иоавом, А. наконец предстал перед Давидом (2 Цар 14. 31-33), к-рый простил А. Однако А. задумал овладеть престолом Давида. Он завел себе пышную свиту и настраивал против Давида всякого приходящего к царю за решением судебных тяжб. Своим внешним благоволением и вниманием А. заискивал перед людьми: «...и вкрадывался Авессалом в сердце израильтян» (2 Цар 15. 1-6). Приобретя т. о. многочисленных сторонников из разных колен Израилевых, А. решился на восстание против отца. Я. М. Богородский предполагал, что в число сторонников А. входили опытные воины армии Давида, друзья Урии Хеттеянина, возмущенные тем, как царь поступил с ним, отняв жену Вирсавию (2 Цар 11. 2-17). Через 40 лет после воцарения Давида (согласно Иосифу Флавию, через 4 года после примирения с Давидом (Иуд. древн. VII 9. 1)) А. под предлогом принесения жертвы удалился в Хеврон, взяв с собой из Иерусалима 200 чел. В Хевроне к восстанию присоединился царский советник Ахитофел (2 Цар 15. 7-12). Известие о мятеже А. застало Давида врасплох. Он принял решение покинуть Иерусалим и отправился на восток со своей семьей, слугами и царской гвардией - хелефеями и фелефеями. Согласно надписанию, 3-й псалом был сочинен Давидом в это время. Во дворце остались только наложницы Давида, а также первосвященники Садок и Авиафар, к-рые вместе с другом царя Хусием Архитянином должны были сообщать ему обо всех действиях А., без боя вступившего в Иерусалим. После занятия Иерусалима А. по совету Ахитофела овладел наложницами своего отца (2 Цар 16. 20-22). Затем Ахитофел посоветовал А. отправиться в погоню за Давидом, к-рый еще не успел собрать значительные силы. Хусий убедил А. не следовать этому совету, а собрать большую армию из всех колен Израилевых, чтобы победить Давида (2 Цар 17. 1-14). В результате этого Давид получил необходимое время для того, чтобы перейти на противоположную сторону Иордана, в Маханаим, и там собрать свои силы. Ахитофел, поняв, что А. допустил роковую ошибку, отправился к себе домой и повесился (2 Цар 17. 22-23). А. назначил главнокомандующим своей армией Амессая, племянника Давида (2 Цар 17. 26). Давид разделил свои войска на 3 части: одной командовал Иоав, другой - Авесса, царский племянник, третьей - Еффей Гефянин, филистимлянин, перешедший на сторону Давида. Сам царь не возглавил войско, а остался в Маханаиме. Единственной его просьбой было оставить в живых А. (2 Цар 18. 1-5). Сражение состоялось в Ефремовом лесу. Опытные воины Давида, знакомые с труднопроходимой местностью, нанесли сокрушительное поражение армии А., уничтожив 20 тыс. врагов. А. пытался скрыться верхом на муле, но запутался длинными волосами в ветвях дуба и повис. Иоав, ослушавшись Давида, лично пронзил 3 стрелами А., беспомощно висящего на дубе, а оруженосцы добили его. Оставшиеся в живых люди А. разбежались, а тело его было брошено в глубокую яму, и над ним навалена куча камней (2 Цар 18. 6-17). Давид, узнав о гибели А., горько оплакивал сына (2 Цар 18. 32-33).
Образ А. послужил примером гордыни и честолюбия как в христ., так и в иудейской традиции. Свт. Андрей Критский сравнивает греховную душу с А. в его страстных и сластолюбивых стремлениях: « » (Великий канон. Вторник, песнь 7, тропарь 2). «Авессалом гордился волосами своими, поэтому он и повис волосами своими... И за то, что он обманул три сердца: отца, судей и всего народа, три стрелы пронзили его собственное сердце» (Мишне-Сота I. 7-8).
(могила А., мавзолей А.) традиционно называют одну из «царских гробниц» Иосафатовой долины р. Кедрона, за вост. стеной Старого города (см. ст. - Иерусалим), о к-рой упоминает уже Иосиф Флавий (Иуд. древн. X 7), описывая ее как «мраморный столб» в 2 стадиях от Иерусалима. Комплекс датируется не ранее 2-й пол. I в. до Р. Х. Это типичное для раннеэллинистической Палестины сооружение - семейная гробница, состоящая из 8 вырубленных в скале прямоугольных камер (т. н. пещера Иосафата) с локулами для тел. Квадратную площадку перед входом в гробницу почти целиком занимает отдельно стоящий памятник - невысокий монолитный кубический четверик, высеченный прямо из скалы, с ионическими полуколоннами на фасадах, «несущими» дорический фриз и карниз егип. стиля. Куб увенчан глухой ротондой-барабаном, вытянутой в тонкий конус каменной кладки, увенчанной каменным цветком с собранными лепестками. Памятник является замечательным примером применения композитного стиля в евр. искусстве эпохи Второго храма. Его отождествление с именем А.- позднее, фольклорное. Вряд ли эта гробница может быть напрямую связана с построенным А. себе еще при жизни памятником «в царской долине», упоминаемым ВЗ (2 Цар 18. 18). Также она не имеет непосредственного отношения к месту гибели А. (2 Цар 18. 18) в т. н. Ефремовом лесу (вероятно, на Восточном берегу р. Иордан в окрестностях Маханаима в Галааде).
На миниатюрах А. предстает молодым человеком с длинными черными волосами, облаченным в воинские доспехи и плащ. Наиболее распространено изображение его гибели, иконографически точно передающее текст 2-й Книги Царств. Впервые оно было представлено на миниатюре рукописи Титули из б-ки Амброзиана в Милане, IV в. Образ А. нередко появляется в обширных циклах, посвященных истории царя Давида, как в монументальных росписях, так и в миниатюрах: в 8 сценах росписи потолка ц. св. Иоанна в Мюстере (Швейцария), 800 г.; в иллюстрациях к псалмам 3 (Давид, удаляющийся от А.) и 143 (смерть А.) в Хлудовской Псалтири (ГИМ. Син. Греч. № 129. Л. 3, 140об., IX в.) и Псалтири из мон-ря Пантократора на Афоне (Pantokr. 61. Fol. 232, IX в.); на миниатюрах Библии Сан-Исидоро в Леоне (Испания) (Fol. 138v, 139, 960 г. ) и др.