[англ. Glueck] Нельсон (1901, Цинциннати, шт. Огайо, США - 1971, там же), один из израильских основоположников археологии библейской, ученик У. Ф. Олбрайта, внесший вклад в полевые исследования Сиро-Палестинского региона (особенно Иордании) и в создание методики территориального обследования (см. ст. География библейская).
Окончил ун-т в Цинциннати (1920), затем Еврейский объединенный колледж (Hebrew Union College; 1923); получил диплом раввина. В ранний период находился под влиянием директора колледжа Моргенштерна (один из последователей Ю. Велльгаузена, сторонник изучения ВЗ на широком фоне древневост. культуры). Из этой школы Г. вынес представление о сложности и неоднозначности исторической информации, содержащейся в библейских текстах. Отправившись в том же году в Германию, он продолжил образование в Берлине и Йене, где защитил диссертацию на тему о понятии «хе́сед» (правда) в ВЗ (Йена, 1926). Во время учебы Г. понял большую роль археологического исследования в библеистике. Вскоре Олбрайт предложил Г. возможность реализовать свои интересы при раскопках на Бейт-Мирсиме в качестве работника Американских школ исследования Востока. Г. выработал собственный метод, основанный на тщательном изучении древней палестинской керамики, составлении ее типологии и прослеживании развития одного типа от зарождения до исчезновения, иногда в течение неск. стадий культуры.
В 1932-1947 гг. Г. совершил исследовательское путешествие по пустынным районам Трансиордании и пустыни Негев (территория ветхозаветных гос-в Аммона, Эдома и Моава). Он составил точные планы, описал и сфотографировал ок. 1500 дотоле неизвестных памятников. Его умение датировать объекты по керамическому материалу обеспечило прорыв в исследованиях. Г. удалось заполнить лакуны на археологической карте Сиро-Палестинского региона, отразив на ней результаты сплошного обследования территории, а не только наиболее заметных памятников, т. о., он ввел в археологию библейских территорий абсолютно новую тогда технику сплошного картографирования поселений, к-рые существовали на определенный период.
Результаты полевых исследований Г. были опубликованы в 1934-1951 гг. в научных журналах, прежде всего в ежегоднике Американских школ исследований Востока в Аммане. Но главные выводы были сделаны в 2 его монографиях, рассчитанных на обычного читателя (The Other Side of the Jordan, 1940; The River Jordan, 1946).
Методика Г. в восстановлении исторической действительности и соотнесении ее с текстом ВЗ состояла в выстраивании параллелей между наблюдаемыми на археологических памятниках явлениями и их возможным отражением в Библии. Г. предполагал, напр., что фиксируемый археологией кризис в кон. III тыс. до Р. Х. и постепенное запустение ранее густозаселенных районов, возможно, подтверждают библейский рассказ о гибели городов Содома и Гоморры (Быт 19). Следующие 700 лет, т. е. весь период развитого бронзового века, согласно Г., изученные районы территории совр. Иордании были заселены исключительно кочевниками и этим резко отличались от земель к западу от реки. Возврат к оседлой жизни и формирование нового слоя поселений приходится, по мнению Г., на XIII в. до Р. Х. и связан как с наступлением раннего железного века, так и с формированием новых общностей населения, известных в ВЗ как аммонитяне, эдомитяне, моавитяне и израилиты. Не ранее этого времени датировал Г. возникновение повествования об исходе и о завоевании Ханаана.
Такие умозаключения Г. создали образ археолога-библеиста, уверенного в историчности текста ВЗ, видевшего в нем надежную основу для интерпретации любых древностей Сиро-Палестинского региона. Этот образ позднее навлек на него резкие упреки в отсутствии критического анализа источников. Его оппоненты (напр., амер. гебраист Л. Финкельстайн, дат. археолог Франкен и др.) неоднократно критиковали риторические высказывания Г. (такие, напр., как уверенное заявление о том, что «ни одно археологическое открытие никогда не вступало в противоречие с данными Библии. Было проведено множество исследований, которые в общих чертах и в деталях подтвердили библейский взгляд на историю» - Rivers in the Desert. 1959. P. 31).
Из крупных раскопок, к-рыми руководил Г., наиболее известны работы на руинах набатейского храма в Хирбет-эль-Таннур (1937) и на Телль-эль-Хелейфех (между Элатом и Акабой, в 1938-1940). Последний был открыт незадолго до этого и сопоставлен с упоминаемым в ВЗ портом Ецион-Гавер. Г. принял эту идентификацию, датировав памятник по результатам раскопок между Х и V вв. до Р. Х. Раскопав большое здание с мощными стенами, Г. трактовал его как сложную конструкцию медеплавильного назначения, соотнеся с сообщениями о медных украшениях храма царя Соломона (ср.: 3 Цар 7; Иер 52. 20). Последующие работы показали, что дата была сильно занижена: сооружение, вероятно, возникло не ранее VIII в.
Начавшиеся в 70-х гг. XX в. работы в Иордании заставили мн. исследователей пересмотреть ряд общих выводов Г. Созданная им картина развития территории с раннего бронзового века в целом принята, но соотносимость конца этого периода с формированием повествования об исходе и о завоевании этой территории мн. учеными отвергается. Более того, оказалось, что карта постоянных поселений II тыс. до Р. Х. к востоку от Иордана дает ту же плотность объектов, что и карта зап. берега (по крайней мере в сев. и центральной частях), причем этот массив поселений имеет сходную историю развития. В целом соотнесенность появления аммонитян, эдомитян и моавитян с началом железного века принимается (1200-1000 гг. до Р. Х.), но дата, предложенная для их расписной керамики Г., многими считается слишком ранней.
2-я половина жизни Г. связана с Еврейским объединенным колледжем в Цинциннати, президентом к-рого он стал в 1947 г. и в к-ром основал существующую до наст. времени Школу библейской археологии.