Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СВЯТОЙ ДУХ
62, С. 154-158 опубликовано: 20 октября 2025г. 


СВЯТОЙ ДУХ

Фрагмент мозаики купола «Сотворения мира» с изображением Св. Духа из собора Сан-Марко в Венеции. Нач. XIII в.
Фрагмент мозаики купола «Сотворения мира» с изображением Св. Духа из собора Сан-Марко в Венеции. Нач. XIII в.

Фрагмент мозаики купола «Сотворения мира» с изображением Св. Духа из собора Сан-Марко в Венеции. Нач. XIII в.
[греч. τὸ ῞Αγιον Πνεῦμα; лат. Spiritus Sanctus], третья Ипостась единого Бога - Троицы Пресвятой.

В Священном Писании

«Дух» (евр. xvr /  ) - важное богословское понятие ВЗ. Во время сотворения мира «Дух Божий носился над водою» (Быт 1. 2), Он создал человека (см.: Иов 33. 4). Дух Божий, или Дух Господень,- это «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис 11. 2). Он сходит на царей, священников и пророков, поставляя их на служение, открывая им тайны, являя видения. Однако Дух Божий в ВЗ лишен личностных атрибутов - это скорее дыхание Божие, Его энергия, творческая и животворящая сила.

В НЗ Он открывается не просто как таинственная сила, действующая от имени Бога, а как Божество, обладающее личными характеристиками (см. в ст. Евангелие). Кроме того, НЗ являет неразрывную связь, существующую между Сыном и С. Д. В течение земной жизни Иисуса Христа С. Д. постоянно сопутствует Ему. Еще до Его рождества ангел явился Деве Марии (см. ст. Богородица) со словами: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1. 35). Иисус рождается от Девы Марии и С. Д. (см.: Мф 1. 18-20). Прор. Иоанн Предтеча, исполненный «Духа Святого... еще от чрева матери своей» (Лк 1. 15), крестил людей «в покаяние», говоря, что Идущий за ним «будет крестить... Духом Святым и огнем» (Мф 3. 11; ср.: Мк 1. 8; Лк 3. 16). В момент крещения Иисуса С. Д. сходит в виде голубя и почивает на Нем (Лк 3. 22; см. в ст. Крещение Господне (Богоявление)). Тотчас после крещения «Иисус, исполненный Духа Святого» отводится Духом в пустыню для искушения от диавола (Лк 4. 1).

В Своей проповеди Иисус Христос многократно говорил о действии С. Д. Он предсказывал Своим ученикам, что они будут гонимы, при этом увещевал их не обдумывать заранее, что надо говорить, ибо не они будут говорить, но С. Д. (см.: Мф 10. 20; Мк 13. 11; Лк 12. 12). Иисус предупреждал, что хула «на Духа Святого не простится» человеку «ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12. 32; ср.: Мк 3. 29; Лк 12. 10).

Смерть, воскресение и прославление Христа были необходимыми условиями для того, чтобы Его ученики получили С. Д. (см.: Ин 7. 39). Об этом Христос говорил в прощальной беседе с ними, одним из лейтмотивов которой является ниспослание Утешителя: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет...» (Ин 14. 16-17); «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне...» (Ин 15. 26); «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин 16. 7-15).

После Своего воскресения Иисус явился ученикам и через дуновение послал им С. Д., говоря: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20. 22-23). В то же время Он повелел ученикам: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым... Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой;и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян 1. 4, 8).

Предреченное Иисусом Христом событие произошло в день Пятидесятницы, когда на апостолов сошли огненные языки, «и исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2. 4). С Пятидесятницы началась та миссия христ. Церкви, к-рая продолжается поныне и в к-рой действие С. Д. играет центральную роль. Именно С. Д. воспринимается в Церкви гарантом того, что учение Христа не подвергнется искажению, что Его служение будет продолжено Его учениками и последователями, что Христос будет оставаться живым и действенным Главой Церкви. С. Д.- Тот, при помощи Кого Иисус осуществляет руководство Своей Церковью, оставив Его вместо Себя: Он «другой Утешитель» (παράκλητος), Который в отличие от Иисуса не вознесется на небо, но пребудет с учениками Его вовек (см.: Ин 14. 16). Он будет говорить не от Себя, но от имени Христа (см.: Ин 16. 13-15).

Если синоптические Евангелия были посвящены преимущественно рассказу о земном служении Христа, а Евангелие от Иоанна и апостольские Послания - богословскому осмыслению этого служения, то Деяния святых апостолов являются прежде всего свидетельством о благодатном действии С. Д. в основанной Христом Церкви. Не случайно в правосл. Церкви чтение Деяний начинается на пасхальной литургии, а завершается к празднику Пятидесятницы. Действие С. Д. на верующих описывается там при помощи выражений «исполниться Духа Святого» (см.: Деян 4. 8, 31; 9. 17; 13. 9, 52), «принять Духа Святого» (см.: Деян 8. 15, 17); говорится также о сошествии С. Д. на верующих (см.: Деян 8. 39; 10. 44; 11. 15). Знаком сошествия С. Д. нередко служило говорение на языках (см.: Деян 19. 1-6). При этом нек-рые свидетельства указывают на то, что С. Д. сходит на учеников не в момент крещения, а при возложении рук сразу после него. Так, о том, что это были самостоятельные тайнодействия, свидетельствует рассказ о самарянах, к к-рым пришли ап. Петр и ап. Иоанн Богослов помолиться о сошествии на них С. Д. «Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» (Деян 8. 16-17).

Сошествие Св. Духа на апостолов. Миниатюра из Молитвенника св. Этельвольда. 971–984 гг. (Lond. Brit. Lib. Add. 49598. Fol. 67v)
Сошествие Св. Духа на апостолов. Миниатюра из Молитвенника св. Этельвольда. 971–984 гг. (Lond. Brit. Lib. Add. 49598. Fol. 67v)

Сошествие Св. Духа на апостолов. Миниатюра из Молитвенника св. Этельвольда. 971–984 гг. (Lond. Brit. Lib. Add. 49598. Fol. 67v)
Присутствие С. Д. в раннехрист. Церкви во многом подобно присутствию Бога Яхве среди народа израильского. С. Д. принимал живое и непосредственное участие в жизни христ. общины: говорил с учениками (см.: Деян 13. 2; 21. 11), посылал их на проповедь (см.: Деян 13. 4), поставлял на служение (см.: Деян 20. 28). Принимая те или иные решения, апостолы ощущали действие С. Д. и объявляли о принятом решении словами: «Угодно Святому Духу и нам» (Деян 15. 28). Этой фразой, указывающей на совместное творчество (синергию) С. Д. и людей в выработке догматических формулировок, впосл. начинались вероопределения Вселенских Соборов. Поэтому соборные догматы в правосл. Церкви всегда признавались богодухновенными и не подлежащими пересмотру.

Если в ВЗ присутствие Божие вызывало прежде всего благоговейный трепет и ужас, то действие С. Д. в новозаветной Церкви наполняет ее членов радостью и побуждает их «говорить слово Божие с дерзновением» (Деян 4. 31). В то же время иногда действие С. Д. через апостолов приводило всех в «великий страх» (см.: Деян 5. 5, 11), как это случилось после внезапной смерти Анании и Сапфиры (см.: Деян 5. 1-10). Характерно, что для ап. Петра «солгать Духу Святому» и «солгать Богу» - синонимы, что подтверждает веру апостолов в Божество С. Д.

Кроме того, непозволительным воспринималось стремление получить благодать С. Д. за деньги. Об этом свидетельствует история Симона Волхва, к-рый, «увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деян 8. 18-20). В последующие века Церковь неустанно боролась с симонией - дачей взяток за рукоположение в священный сан: согласно канонам, извержению из сана подлежали и тот клирик, к-рый получил рукоположение за деньги, и рукоположивший его епископ.

О С. Д. говорится в Соборных посланиях, в частности, в 1-м Послании ап. Петра, где Он назван «Духом Христовым» (1 Петр 1. 11), «Духом Славы» и «Духом Божиим», почивающим на тех, кого злословят «за имя Христово» (1 Петр 4. 14). Посланный с небес С. Д., Который действовал в пророках, действует в благовестниках христ. веры, апостолах Христовых (см.: 1 Петр 1. 11-12). Ап. Петр призывает христиан очищать души «послушанием истине чрез Духа» (1 Петр 1. 22), напоминая, что украшением их должен быть «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1 Петр 3. 4).

По учению ап. Иоанна Богослова, причастность С. Д. является признаком пребывания человека в Боге: «Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего» (1 Ин 4. 13). Апостол говорит о том, что Христос пришел «водою, кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина» (1 Ин 5. 6). Христиане тоже спасаются через дух, воду и кровь (см.: 1 Ин 5. 8), т. е. через крещение, мученичество и причастие С. Д. Говоря о необходимости испытания духов, апостол предупреждает о лжепророках: «Духа Божия [и духа заблуждения] узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1 Ин 4. 2-3). Т. о., критерием для распознавания С. Д. и отличения Его от ложных духов является вера в Воплощение.

Учение о С. Д. занимает существенное место в Посланиях ап. Павла. В его богословском видении действие С. Д. неразрывно связано с искупительным подвигом Христа. Апостол призывает христиан к «жизни по духу», видя в этом залог будущего воскресения: «Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим 8. 8-17). По учению ап. Павла, когда христианин обращается к Богу в молитве, он молится не сам от себя, но С. Д. в нем молится Отцу: «Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим 8. 26-27).

В 1-м Послании к Коринфянам, говоря о тайной и сокровенной премудрости Божией, ап. Павел утверждает, что эту премудрость Бог открывает духовным людям посредством С. Д.: «Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов» (1 Кор 2. 9-16).

Предостерегая коринфских христиан против небогоугодной жизни, ап. Павел восклицает: «Разве не знаете, что вы - храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы» (1 Кор 3. 16-17). Недопустимость блуда объясняется тем, что тела христиан суть члены Христовы и храм С. Д. (см.: 1 Кор 6. 15-19).

Особое внимание апостол уделяет многообразию даров и действий С. Д. в Церкви Христовой. По его учению, все служения в Церкви распределяются С. Д., и все они необходимы для сохранения единства, целостности и полноты церковного организма: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело,- так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор 12. 4-13).

Божество Святого Духа

Св. Дух на Этимасии между двумя апокалиптическими животными. Мозаика капеллы св. Матроны ц. Сан-Приско в г. Санта-Мария-Капуя-Ветере, Италия. Ок. сер. V в. Фото: И. А. Орецкая
Св. Дух на Этимасии между двумя апокалиптическими животными. Мозаика капеллы св. Матроны ц. Сан-Приско в г. Санта-Мария-Капуя-Ветере, Италия. Ок. сер. V в. Фото: И. А. Орецкая

Св. Дух на Этимасии между двумя апокалиптическими животными. Мозаика капеллы св. Матроны ц. Сан-Приско в г. Санта-Мария-Капуя-Ветере, Италия. Ок. сер. V в. Фото: И. А. Орецкая

В полемике с арианством во 2-й пол. IV в. Церковь на Вселенском II Соборе утвердила учение о Божестве С. Д., осудив духоборцев (см. ст. Духоборчество), или македониан (по имени еп. К-польского Македония I), учивших, что С. Д. не равен Отцу и Сыну и не является Богом. В период, предшествовавший Собору, учение о С. Д. было предметом разногласия не только между православными и арианами, но и в среде самих православных. В частности, нек-рые правосл. авторы из осторожности избегали называть С. Д. Богом, ограничиваясь применением к Нему термина «Господь», подобно тому как ап. Павел не применял термин «Бог» к Сыну Божию. Свт. Василий Великий в трактате «О Святом Духе» также не называл С. Д. «единосущным» (ὁμοούσιον) Отцу и Сыну, предпочитая употреблять более нейтральный термин - «равночестный» (ὁμότιμον).

Напротив, свт. Григорий Богослов с ревностью защищал учение о Божестве С. Д. на II Вселенском Соборе и после его окончания. Исходя из идеи постепенного уяснения догматов путем развития догматической терминологии, свт. Григорий считал необходимым применение термина «Бог» не только по отношению к Сыну, что в его время стало общепринятым среди православных, но и по отношению к С. Д. Ариане в споре с православными настаивали на том, что вера в божество С. Д. не основывается на Свящ. Писании. В ответ на это свт. Григорий указывал на то, что отказ от использования внебиблейских терминов означает не что иное, как полную стагнацию догматического богословия. Сам Христос не сказал в Евангелии всего, что необходимо знать христианину о Боге: Христос продолжает открывать Бога людям через посредство С. Д., т. е. новозаветное откровение продолжается в Церкви.

Свт. Григорий ссылался на крещальную практику Церкви: «Если Дух не достоин поклонения, как Он обоживает меня в крещении? Если же достоин поклонения, как не достоин и почитания? А если достоин почитания, как Он - не Бог? Здесь одно связано с другим: это поистине золотая и спасительная цепь. От Духа - наше возрождение, от возрождения - воссоздание, а от воссоздания - познание о достоинстве Воссоздавшего» (Greg. Nazianz. Or. 31. 28). Свт. Григорий доказывал, что божество С. Д. засвидетельствовано Свящ. Писанием, которое ясно показывает, что Он есть Бог и неразрывно связан с Сыном: «Христос рождается - Дух предваряет; Христос крестится - Дух свидетельствует; Христос искушаем - Дух возводит Его в пустыню; Христос совершает чудеса - Дух сопутствует Ему; Христос возносится - Дух преемствует» (Ibid. 29). Имена С. Д., употребляемые в Свящ. Писании, свидетельствуют о Его Божестве, и качества, которыми Он наделен в Свящ. Писании, тоже свойственны Богу, а не тварному существу: «Он делает меня храмом, обоживает и ведет к совершенству, почему и предваряет крещение, и взыскуется после крещения. Он действует так, как действует Бог, разделяясь в огненных языках и разделяя дары, делая людей апостолами, пророками, евангелистами, пастырями и учителями» (Ibidem).

Отвергнув ересь духоборцев, II Вселенский Собор признал С. Д. равным Отцу и Сыну, существенно расширив Никейский Символ веры: лаконичное выражение «И в Духа Святого» было заменено на «И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном поклоняемого и славимого, проглаголавшего чрез пророков» (ACO II. Vol. 1(2). P. 276; см. ст. Никео-Константинопольский Символ веры) (см. также в статьях Бог, Троица Пресвятая).

Святой Дух и Церковь

. Св. отцы, развивая евангельское учение и экклезиологию ап. Павла, тесно связывали с действием С. Д. бытие Церкви и ее существенные свойства - единство, святость и непогрешимость. Так, согласно сщмч. Иринею Лионскому, С. Д. является гарантом богословской истины через апостольское преемство иерархии: «…проповедь Церкви повсюду постоянна и пребывает неизменно и имеет свидетельство от пророков и апостолов и всех учеников в начальные времена и в средние и последние, и во всем устроении Божием, и Его твердом действовании относительно спасения человека, которое содержится в нашей вере: ее-то, приняв от Церкви, мы соблюдаем, и она всегда чрез Духа Божия, как драгоценное сокровище в прекрасном сосуде, сохраняет свою свежесть и делает свежим самый сосуд, в котором содержится. Ибо этот дар Божий вверен Церкви, как дыхание [жизни] дано первозданному человеку для того, чтобы все члены, принимающие его, оживотворялись; и в этом содержится общение со Христом, то есть Дух Святой, залог нетления, утверждение нашей веры и лестница для восхождения к Богу… Ибо где Церковь, там и Дух Божий; и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать, а Дух есть истина» (Iren. Adv. haer. III 24. 1).

Свт. Кирилл Александрийский указывал на то, что единство христиан через евхаристическое причастие Христу неотделимо от их единения в С. Д., ибо «все, одного и того же приняв Духа, разумею Святого, соединяемся некоторым образом и друг с другом и с Богом... Как сила святой Плоти делает сотелесными тех, в ком она будет, таким точно, думаю, образом единый во всех нераздельно живущий Дух Божий приводит всех к единству духовному... Итак, одно все мы в Отце и Сыне и Святом Духе, одно, разумею, по тождеству свойств, и по однообразию в религии и общению со святой плотию Христа, и по общению с одним и Святым Духом» (Cyr. Alex. In Ioan. XI 11).

Крещение Господне. Миниатюра из Евангелия Раввулы. VI в. (Laurent. Plut. I.56. Fol. 4r)
Крещение Господне. Миниатюра из Евангелия Раввулы. VI в. (Laurent. Plut. I.56. Fol. 4r)

Крещение Господне. Миниатюра из Евангелия Раввулы. VI в. (Laurent. Plut. I.56. Fol. 4r)
Среди правосл. авторов, тесно связывавших экклезиологию и пневматологию, выделяются А. С. Хомяков, протопресвитеры Николай Афанасьев и Иоанн Мейендорф, а среди католических - кард. И. Конгар. Тему особого домостроительства С. Д. разрабатывал В. Н. Лосский.

В совр. католицизме учение о Церкви претерпело пневматологическое восполнение: Церковь есть храм С. Д., Который именуется ее нетварным жизненным началом (principium) и душой, управителем, подающим многочисленные духовные дары, осуществляющим общение (communio) и вселенское единение верных (см.: Mystici corporis (an. 1943): [Энциклика папы Пия XII] // Denzinger. Enchiridion. N 3807-3808, 3811; CVatII. LG. 13, 7; UR. 2; ККЦ. 797-801). Во 2-й пол. XX в. пневматология выделилась в зап. христ. догматике в отдельный тематический раздел.

Нек-рые протестант. сообщества уделяют особое внимание харизматическим служениям и явлениям в древней Церкви, к-рые впосл. были утрачены или отменены. Так, у пятидесятников наблюдается стремление к возрождению говорения на языках. Однако правосл. Церковь относится к этому феномену скептически, отнюдь не считая его необходимым следствием благодатных даров С. Д. Уже ап. Павел критически высказывался о том, что говорение на незнакомом языке не назидает Церковь (см.: 1 Кор 14. 2-5). Утрата в церковной жизни специальных институтов пророчества, целительства и говорения на языках не означает, с правосл. т. зр., оскудения в ней даров С. Д. Все эти дары и служения несомненно присутствуют в Церкви, только в иных формах.

Исхождение Святого Духа

В силу исторических обстоятельств важное место в догматическом отношении занимает также тема внутритроичного исхождения С. Д. Она возникла из-за сделанной на лат. Западе в VI в. прибавки к Символу веры, согласно к-рой Он исходит не только от Отца, но «и от Сына» (Filioque), что привело к длительной и до сих пор не разрешенной полемике сначала между лат. и визант. богословами, а после разделения Церквей - между католиками и православными.

Острота вопроса определялась, кроме прочего, тем, что вост. отцы не считали Filioque выражением частного богословского мнения, но воспринимали его как вторжение в ту область, которая охраняется Свящ. Преданием, - в область богооткровенных догматов. С их т. зр., внесение каких бы то ни было изменений в Символ веры, утвержденный авторитетом Вселенских Соборов, является недопустимым. К тому же это нововведение противоречит многочисленным свидетельствам святоотеческой письменности об ипостасном исхождении (ἐκπόρευσις; processio) С. Д. от Отца (подробно см. в ст. Filioque).

Лит.: Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. СПб., 18834. Т. 1. С. 239-253; Хомяков А. С. Церковь одна // Собр. соч. М., 19075. Т. 2. С. 3-25; Meyendorff J. The Holy Spirit in the Church // John XXIII Lectures. N. Y., 1966. Vol. 1: Byzantine Christian Heritage. P. 68-75; idem. The Holy Spirit as God // The Holy Spirit / Ed. D. Kirkpatrick. Nashville, 1974. P. 76-89; idem. The Theology of the Holy Spirit // Idem. Catholicity and the Church / SVTQ. Crestwood (N. Y.), 1983. P. 15-29; Афанасьев Н. Н., протопр. Церковь Духа Святого. П., 1971; Congar Y. Je crois en l'Esprit Saint. P., 1979-1980. 3 t.; Kasper W. Gegenwart des Geistes: Aspekte der Pneumatologie. Freiburg i. Br., 1979; Лосский Вл. Н. Мистическое богословие. М., 1991. С. 118-148; Bobrinskoy B. Communion du Saint-Esprit. Begrolles-en-Mauges, 1992; Müller G. L. Der Heilige Geist: Pneumatologie. Graz, 1993; Hilberath B. J. Pneumatologie. Düss., 1994; Kärkkäinen V.-M. Pneumatology: The Holy Spirit in Ecumenical, International, and Contextual Perspective. Grand Rapids, 2002; Pneumatologie in der Alten Kirche / Hrsg. W.-D. Hauschild, V. H. Drecoll. Bern, 2004. (Traditio christiana; 12); Иларион (Алфеев), еп. Православие. М., 2008. Т. 1: История, каноническое устройство и вероучение правосл. Церкви. С. 408-414, 464-473.
Митр. Иларион (Алфеев)
Ключевые слова:
Пневматология (Учение о Святом Духе) Богословие. Основные понятия Святой Дух, третья Ипостась единого Бога - Троицы Пресвятой
См.также:
ДУХ Дух, 1) Дух Божий; 2) дух человеческий; 3) дух, духи, бесплотные силы невидимого мира
АБСОЛЮТ термин философии и богословия
АКЦИДЕНЦИЯ термин, обозн. преходящий, несущественный или случайный признак
АНТИНОМИЯ в философии и богословии - противоречие между двумя логически обоснованными положениями
АНТРОПОЛОГИЯ раздел богословия, посв. раскрытию учения Церкви о человеке
АПОСТАСИЯ отступление, отрицание религиозных догматов