Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СВЯТОЙ
62, С. 151-154 опубликовано: 20 октября 2025г. 


СВЯТОЙ

[греч. ἅγιος; лат. sanctus], обладающий святостью. Рус. слово «святой» возникло из праслав. svętъ, к-рое в свою очередь имеет индоевроп. происхождение (встречается в индоиранских, балтийских и др. языках; древнеинд. ведический çvântás - процветающий - см.: Фасмер М. Этимологический словарь рус. яз. М., 19872. Т. 3. С. 585, подробнее об этимологии и об истории ветхозаветного термина «святой» см. в ст. Святость). Греч. термин (так же как и его синоним ὅσιος (см. в ст. Преподобные)) перешел в христ. контекст из библейской и античной сакральной лексики, напр.: Τί δ᾿ οὕτως ἅγιον ἐν ῾Ρώμῃ... ὡς αἱ... παρθένοι... φυλάττουσαι τὸ ἄφθιστον πῦρ; - Что в Риме столь же свято, как девы, хранящие неугасимый огонь? (Plut. Tiberius et Gaius Gracchi. 15 // Idem. Vitae. 1971. Vol. 3/1. Р. 416-463). В античности термин «святой» указывал на моральное совершенство, благородство и честность, хотя не исключался и религ. контекст; люди, находившиеся под влиянием богов, и сами боги назывались святыми (Delehaye. 1927. P. 6-10). В греч. эпиграфике слово ἅγιος относилось к вост. божествам и лишь в позднюю эпоху - к греческим, которые до этого наделялись эпитетом ἱερός (священный) (Ibid. P. 21-22).

При субстантивации слово «святой», как правило, означает человека, посвятившего жизнь Богу, после смерти признанного образцом добродетельной жизни и иногда обладающего чудодейственной силой. Еще один пример бытования слова «святой» как субстантивированного прилагательного - в словосочетании «Святая Святых» (Святое Святых; см. в ст. Храм Иерусалимский). Особую трудность для понимания представляют собой косвенные падежи мн. ч. (в греч. языке), напр. в стихе из Псалтири «Дивен Бог во святых Своих» (Пс 67. 36) ἐν τοῖς ἁγίοις может происходить от формы как муж. рода οἱ ἅγιοι (святые (люди)), так и среднего - τὰ ἅγια (святилище). В синодальном переводе этого стиха отражен 2-й вариант: «Страшен Ты, Боже, во святилище Своем», а в агиографии и гимнографии традиционно принят 1-й вариант перевода: «Дивен Бог во святых [людях] Своих»; т. о. эта цитата используется в качестве аргумента против отрицания почитания святых как посредников между Богом и человеком.

Прилагательное «святой» может относиться к: 1. Богу Отцу (ангельская песнь) - «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф...» (Ис 6. 3), неск. раз в НЗ (напр.: «Отче Святой, соблюди их во Имя Твое...» - Ин 17. 11 и др.); 2. Иисусу Христу (напр.: «...что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» (Мк 1. 24), аккламация на литургии: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос...» и др.; 3. Третьей Ипостаси Пресв. Троицы - Св. Духу (неизменное наименование); 4. Бесплотным ангелам; 5. Конкретному человеку ([святой] угодник, [святой] Иоанн); 6. Церкви ([Верую] во единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» (Символ веры)), Вселенским Соборам, церковным таинствам; 7. К материальным предметам, имеющим отношение к Божественной благодати: Св. Дары, св. престол, св. вода, св. елей и т. п. (см. также ст. Агиос).

Применительно к человеку в НЗ термин «святой» обозначает людей, участвующих в Божественном домостроительстве, т. е. членов Церкви, вместо израильского народа, к-рый один в ВЗ назван «святым». В первых поколениях христиан слово «святой» относилось не к индивидуальной святости или к неким избранным внутри Церкви, но ко всем верным (Delehaye. 1927. P. 28-29). Многочисленные примеры общего наименования христиан святыми содержат Послания ап. Павла (напр.: «Всем, находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым» (Рим 1. 7) и др.); об этом также свидетельствует возглас на литургии: «Святая святым», означающий, что «Святая», т. е. Тело и Кровь Христа, подается святым, т. е. всем христианам, к-рые т. о. не только призваны к святости, но и Господь уже видит святость в верных чадах Церкви. Наряду с этим сохранялись элементы античного употребления термина «святой», напр. в отношении императоров; слово «святой» прилагалось к епископам, в т. ч. в офиц. титулатуре (Delehaye. 1927. P. 38). В первые века христианства наблюдалось существенное колебание между применением термина «святой» во мн. ч. к коллективу и в ед. ч.- к индивиду, а также между формульным употреблением и эпитетом, характеризующим подвижника. Лишь к IV в. формируется устойчивое применение термина «святой» к христианам, к-рые выделяются среди прочих как более приближенные к Богу. Индивидуальное употребление слова «святой» сначала фиксируется по отношению к авторам вероучительных текстов и к мученикам, чья память совершается в храме (Ibid. P. 57).

В этом узком значении словом «святой» (за исключением отдельных случаев, о к-рых см. ниже) называют человека, при жизни преуспевшего в умножении добродетелей, борьбе со страстями и с грехами, призванного Богом к определенному служению и особо отмеченного Божественной благодатью, что часто выражается в обладании С. духовными дарами, напр. даром исцеления, прозорливости и т. п.; по воле Божией совершаются чудеса при жизни по молитвам С. и после его смерти. С. следует Христу и становится сопричастным Ему по благодати; к этой цели призваны все христиане: «Но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; Ибо написано: «Будьте святы, потому Я свят» (1 Петр 1. 15-16). Большинство С. проводили жизнь в лоне Церкви, однако в нек-рых случаях человек становился С. в последние минуты жизни, иногда далекой от праведности, как Благоразумный разбойник и нек-рые мученики, напр. мч. Вонифатий Римский и другие, крестившиеся собственной кровью. Хотя пути к святости могут быть различны, в ее основе лежит покаяние, всецелое вручение своей жизни Христу и принятие Его искупительной Жертвы. Многообразие путей, в результате к-рых каждый человек может стать С., привело к их систематизации и появлению ликов, или чинов, святости (подробнее см. в ст. Святость).

Несмотря на то что сутью понятия «святой» является максимально возможная причастность человека Богу, С. не представляет собой человека безгрешного или бесстрастного, свободного от необходимости видеть свои грехи и стремиться к покаянию. Составленные С. молитвы свидетельствуют о том, что они сознавали себя кающимися грешниками, уповающими на бесконечную милость Божию. В агиографии нередко встречаются примеры духовного падения С., даже если он уже долгое время проводил праведную жизнь, но при этом должно последовать покаяние и полное исправление в дальнейшем земном пути. Именно четкое видение своих грехов, к-рое приводит не к отчаянию, а ко все более усердному сопротивлению искушениям и к надежде на Бога является важнейшим качеством С. Прп. Иоанн Дамаскин дает такое определение понятия «святой»: «Богами же, и царями, и господами называю их не по природе, но потому, что они царствовали над страстями и преодолели их, и в неизменном виде сохранили Божественный образ и подобие, по которому были созданы... Они соединились с Богом, приняв Его в себя, и сделались по причастию и благодати тем же, что Он является по природе» (Ioan. Damasc. De fide orth. IV 15) (см. ст. Обожение). Т. о., мы можем говорить о разном богословском наполнении термина «святой» по отношению к обоженному человеку, к-рый уже достиг святости, и к подвижнику, к-рый свят, потому что стремится к Богу.

Почитание святых

догматически утверждено на неск. заседаниях Вселенского VII Собора. Изображение святых на иконах и в росписях храмов является важнейшей частью их культа (см. ст. Иконопись). В совр. Церкви народное почитание С. завершается канонизацией - причислением подвижника Церковью к лику святых. Однако в эпоху неразделенной Церкви почитание С. понималось не столько как юридический акт, сколько как одно из проявлений литургической практики. Особой процедуры канонизации не засвидетельствовано на Западе до кон. X в., в Византии она формировалась до конца существования империи. Преимущественно почитание С. в Византии так и осталось частью не правовой, но духовной составляющей церковной жизни. В совр. католич. Церкви канонизации часто предшествует беатификация, т. е. причисление праведника к лику блаженных. Важную роль в христ. почитании С. играет почитание его мощей, а также благоговейное отношение к реликвиям, связанным с его земной жизнью: одежде С., предметам его быта и т. п. Хотя почитание останков духовных авторитетов есть также в практике буддизма и почитание погребений и реликвий - в исламе, особое отношение к мощам является отличительной чертой православной и католической традиций. Церкви, мон-ри, где хранятся мощи чтимых святых, с раннего времени являются объектами паломничества.

Еще одним проявлением почитания С. стало возникновение посвященной ему агиографической традиции, к к-рой помимо Житий (см. ст. Житийная литература) относятся похвальные слова и проповеди, касающиеся С., рассказы об обретении и (или) о перенесении его мощей, собрания прижизненных и посмертных чудес и др. Хотя термин «агиография» греч. происхождения (от ἅγιος - святой и γράφω - пишу), в новогреческом языке слово ἁγιογραφία означает «иконопись, икона». В XIX в. более употребителен был термин «агиология». В наст. время агиология - один из разделов богословия, изучающий святость и святых как проявление благодати Божией в мире. Святым также посвящено большое число богослужебных текстов (см. ст. Гимнография). В 1-е воскресенье после праздника Пятидесятницы отмечается Собор всех святых, в субботу Сырную - Собор всех преподобных, а во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в РПЦ - Собор всех святых, в земле Русской просиявших. Кроме того, существует церковная традиция учреждать особые дни общей памяти местных святых: Собор Воронежских святых и др.

Довольно рано возникло представление о С. как о покровителе. Свт. Григорий Нисский в гомилии о вмч. Феодоре Тироне обращается к нему как к «невидимому другу» (ἀόρατος φίλος) и призывает прийти к почитающим его (Greg. Nyss. De St. Theodoro martyre // PG. 46. Col. 748). Т. о. отмечается связь христиан и С., который становится их защитником от земных бед, помощником и ходатаем пред Богом; со временем появляется представление о личном С.-покровителе наряду с ангелом-хранителем. Феномен такого «невидимого спутника» (Браун. 2004. С. 63) из потустороннего мира был присущ и античному религ. сознанию: «Теологи утверждают, что всякому человеку при самом рождении... дается такое божество, как бы для того, чтобы направлять его поступки; являются же они в видимом образе лишь очень немногим, тем, кто выделились особенными добродетелями» (Amm. Marc. Res gest. 21. 14. 3). Представление о С. как о личном покровителе и о его связи с именем христианина также формируется довольно рано: в Житии Макрины Младшей (1-я треть IV в.) ее брат свт. Григорий Нисский пишет: «Макриной ее звали в миру; а было у нее еще настоящее, тайное имя, открытое в видении. Когда мать рожала ее, то трижды видела во сне, что держит на руках своего ребенка, а величественная фигура, дева-мученица Фекла, называет ее Феклой. Она воистину рожала вторую Феклу» (Greg. Nyss. De vita Macr. // PG. 46. Col. 961). Эта связь между христианином и С. получила отражение в таинстве Крещения, когда происходит наречение имени, к-рое может отличаться от мирского.

В позднейшей традиции С. может выступать покровителем не только конкретного человека, но и профессиональных сообществ или групп людей, объединенных неким общим признаком, на основании совпадения дня памяти С. и дня образования того или иного сообщества (напр., мц. Татиана - покровительница рус. студенчества), но чаще на основании особо выраженной черты земного подвига С., напр., св. Моника, мать блж. Августина, еп. Гиппонского,- покровительница христ. матерей. Особенно популярно обращение к святым, к-рые при жизни были врачами, как к целителям (вмч. Пантелеимон, святые Косма и Дамиан и др.). Обычай молиться определенному С. в конкретных жизненных обстоятельствах, как правило, связан с его житием или характером: так, мч. Вонифатию Римскому, отличавшемуся разгульным образом жизни, принято молиться об избавлении от страсти винопития. На Западе весьма развито представление о С.- покровителе города (Orselli A. L'idea e il culto del santo patrono cittadino nella littertura latina cristiana. Bologna, 1965), есть оно и в правосл. Церкви: напр., вмч. Димитрий Солунский - покровитель (πολιοῦχος) г. Фессалоника.

В протестантизме существует разное отношение к почитанию С.: у реформатов оно отрицается, у англикан - присутствует в определенных формах, близких к католическим, у лютеран считается адиафорной традицией. Отрицали почитание святых нек-рые средневек. еретические течения (павликиане, богомилы и др.). Феномен почитания людей, посвятивших жизнь Богу и особо преуспевших в духовном делании, существует также в индуизме, буддизме, исламе, хасидизме.

Лит.: Срезневский. Словарь. Т. 3. С. 107-110; Delehaye H. Sanctus. Brux., 1927; Brown P. The Cult of the Saints: Its Rise and Function in Latin Christianity. Chicago, 1981 (рус. пер.: Браун П. Культ святых: Eго становление и роль в лат. христианстве / Пер.: В. В. Петров. М., 2004); Fowden G. The Pagan Holy Man in Late Antique Society // JHS. 1982. Vol. 102. P. 33-59; Δετοράκης Θ. Εισαγωγή στη σπουδή των αγιολογικών κειμένων. Ρέθυμνο, 1992; Живов В. М. Святость: Кр. cлов. агиогр. терминов. М., 1994. С. 75-78, 90-99; Πάσχος Π. Β. Οι άγιοι φίλοι του Θεού: εισαγωγή στην Αγιολογία της Ορθοδόξου Εκκλησίας. Αθήνα, 1997; Никулина Е. Н. Агиология: Курс лекций. М., 2008. С. 6-9; Τσάμης Δ. Αγιολογία της Ορθόδοξης Εκκλησίας. Θεσ., 2010; Bartlett R. Why Can the Dead Do Such Great Things? Princeton, 2013.
О. Н. Афиногенова
Ключевые слова:
Агиография. Основные понятия Святой, обладающий святостью
См.также:
АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах
БЕССРЕБРЕНИКИ
БЛАГОВЕРНЫЙ 1) эпитет, 2) титул, 3) именование лика
БОГОСЛОВ богосл. термин