[греч. ἄγγελος - вестник, первоначально евр. , ], в Свящ. Писании употребляется в различных значениях. В узком смысле используется для названия сотворенных Богом личных духовных существ, одна часть к-рых служит Богу, возвещает людям Его волю и исполняет Его веления (см. Ангелология), а др.- отпав от Бога, превратилась в Его врагов (см. Диавол, Демонология). Словом «ангелы» называется также последний (девятый) чин небесной иерархии «Ареопагитик». В широком смысле это слово употребляется по отношению к различным посланникам (вестникам) Божиим. А. именуется в Лк 7. 27 Иоанн Креститель, о нем же, как считают, напр., блж. Иероним, св. Ириней (Adv. Haer. III 11. 4), Тертуллиан (Adv. Iud. 9; cf. Adv. Marcion. 4. 18), идет речь в Мал 3. 1; св. Климент Римский толкует Мал 3. 1-2 как обетование Второго пришествия Христа (Ep. I 23), св. Кирилл Иерусалимский понимает этот текст как относящийся к обоим пришествиям Господа Иисуса Христа (Catech. XV 2). А. (в рус. пер.- вестниками) именуются пророки (Агг 1. 13) и даже Сам Бог как «Вестник» Своей воли (Быт 31. 11-13). В греч. тексте НЗ А. (в рус. пер.- посланными) названы ученики Иоанна Предтечи (Лк 7. 24), апостолы (вестники - Лк 9. 52), Предстоятели Церквей (Откр 1. 20).