[Лат. Remigius, Remedius; франц. Remi] († 13.01.533 (?)), св. (пам. зап. 13 и 15 янв., 1 окт.), еп. г. Ремы (ныне Реймс, Франция), апостол франков, крестивший франк. кор. Хлодвига I (481/2-511).
Упоминания о Р. содержатся в неск. текстах меровингской эпохи, в т. ч. в послании св. Ницетия Треверского (Трирского) и в сочинениях Венанция Фортуната. В «Хронике Фредегария», основанной на историческом труде еп. Григория Турского, о Р. упоминается в контексте повествования о кор. Хлодвиге. Рассказ о крещении Хлодвига соответствует повествованию еп. Григория Турского, за исключением нек-рых деталей. Пересказывая эпизод с «суассонской чашей», автор «Хроники...» связал его с разграблением церкви в Ремах и отождествил упомянутого там епископа с Р. (у Григория Турского этих подробностей нет). В Житии св. Ведаста, написанном Ионой из Боббио, св. Ведаст представлен как помощник Р., принявший участие в крещении кор. Хлодвига и впосл. назначенный епископом г. Атребаты (ныне Аррас).
Краткое Житие Р. (BHL, N 7150) сохранилось в многочисленных средневек. рукописях, из которых самые ранние относятся к VIII в. В нем почти нет биографических сведений, не упоминается даже о крещении кор. Хлодвига. Вместо этого в Житии приведены восхваления святого и шаблонные характеристики (усердие в молитве, щедрость к нуждающимся, попечение о пастве и т. д.), а также описано неск. чудес. Вопрос об отождествлении краткого Жития со старинным Житием Р., о к-ром упоминали св. Григорий Турский и архиеп. Гинкмар Реймсский, остается открытым. У исследователей нет единого мнения о датировке краткого Жития; одни считали, что оно было написано вскоре после кончины Р. (до 543 - Schäferdiek. 1983), другие датировали его кон. VI в. (Круш), третьи - VIII в. (Baix. 1946; Isaïa. 2010).
Пространное Житие Р. (BHL, N 7152-7164) было составлено Гинкмаром, архиеп. Реймсским и аббатом мон-ря св. Ремигия (Сен-Реми). Текст сохранился во мн. рукописях, но из-за большого объема и сложной структуры переписчики нередко его сокращали (старейшая рукопись - Arras. Bibl. municip. 199 (189), кон. X в.). Сочинение архиеп. Гинкмара Реймсского открывается прологом, в котором объясняется, почему не сохранилось старинное Житие. Основной текст состоит из 33 глав: вначале пересказано краткое Житие (с многочисленными дополнениями), затем повествуется о крещении кор. Хлодвига (с экскурсом в историю происхождения франк. монархии) и о дружественных отношениях короля с Р.; последние главы посвящены кончине святого и его посмертным чудесам (включено сказание о перенесении мощей). В конце помещены тексты завещания Р. и надписи на его серебряной раке. Пытаясь создать полное и последовательное жизнеописание святого, архиеп. Гинкмар включил в Житие все известные ему данные из более ранних источников, дополнив их вымышленными деталями и целыми эпизодами. Повествование сопровождается пространными риторическими и дидактическими отступлениями. Основной задачей Гинкмара было упрочить положение Реймсской архиепископской кафедры, которую некогда занимал Р., «апостол франков и наш покровитель». В Житии изложены взгляды архиеп. Гинкмара Реймсского на правильные отношения между монархом и епископами (в качестве образца представлены отношения кор. Хлодвига и Р.) и на положение церковного иерарха в обществе. Др. важные для Гинкмара темы - защита имущественных прав архиепископской кафедры и полномочий архиепископа Реймсского как митрополита и аббата монастыря Сен-Реми.
В следующей стадии развития агиографическая легенда о Р. представлена в «Истории Реймсской Церкви» каноника Флодоарда (сер. X в.). Излагая жизнеописание Р. в соответствии с сочинением архиеп. Гинкмара, реймсский историк, однако, избегал риторического многословия и старался дополнить фактические сведения о святом. Он привел письмо Сидония Аполлинария, пространную редакцию завещания Р., стихотворную надпись архиеп. Гинкмара, цитаты из еп. Григория Турского и др. авторов. Только в сочинении Флодоарда сохранилась эпитафия основателю ксенодохиев Аттолу, в которой упоминалось о Р. (Flodoardus. Historia Remensis ecclesiae. I 10-22). Историческое повествование Флодоарда было призвано прославить Реймсскую Церковь, напомнить о высоком статусе и влиянии, к-рыми кафедра обладала при великих предстоятелях - Р. и Гинкмаре. Документы из церковного архива, включенные в труд Флодоарда, содержат ценные сведения о развитии почитания Р. в Реймсе.
Начиная с эпохи Каролингов, образ Р. фигурировал в исторических сочинениях, в литургической поэзии (Jadart. 1896), в агиографических сказаниях. Как правило, сведения о Р. черпали из Жития, составленного архиеп. Гинкмаром Реймсским. Наибольшее распространение получили сказания о Р. в «Золотой легенде» Иакова из Варацце; подобные сказания содержались и в др. легендариях. В XIII-XIV вв. были выполнены прозаическое и стихотворное переложения Жития, составленного архиеп. Гинкмаром Реймсским, на старофранц. язык; итал. перевод Жития был издан в 1594 г. во Флоренции. В XV в. реймсский бенедиктинец Николай из Ларисвиллы (вероятно, Лер, деп. Па-де-Кале) составил неск. проповедей о Р. и описание его чудес (BHL, N 7170-7173). Р. посвящена длинная (13 сцен) мистерия в стихах, написанная в 20-х гг. XVI в. В XVII в. появились исторические труды о Р. и его почитании, напр. «Гробница великого св. Ремигия, апостола и покровителя французов» реймсского историка Гийома Марло, аббата мон-ря св. Николая (Реймс, 1647), и «О славе св. Ремигия, апостола франков и пророка» еп. Андре дю Соссе (Туль, 1661).
Сохранившиеся источники не позволяют воссоздать целостную картину деятельности Р. По утверждению агиографов, святой происходил из знатного рода; в кратком Житии названо имя его матери - Целиния, а архиеп. Гинкмар Реймсский упоминает имя отца - «светлейший муж» (vir clarissimus) Эмилий. Завещание Р., в котором перечислены земельные владения епископа и имена его родственников, позволяет рассматривать святого как представителя небогатой провинциальной знати, имевшей владения в городских округах Ремы, Лавдун (ныне Лан) и Свессиона (ныне Суасон). Его брат Принципий и племянник Луп (возможно, сын Принципия) занимали епископские кафедры (утверждение архиеп. Гинкмара Реймсского о том, что они последовательно были епископами в Свессионе, может быть верным; см.: Schäferdiek. 1983. S. 260). В завещании упоминаются внучатые племянники (nepotes) Р.- Претекстат Модерат, Аэций, Агатимер и пресв. Агрикола, воспитанник святого, а также внучатая двоюродная племянница Претекстата и другие родственники (диаконисса Илария, Ремигия, Профутур и Профутура). Согласно краткому Житию, еще до рождения Р. некий мон. Монтан предсказал его святость. Противоречивые данные сохранились о том, насколько образованным человеком был Р. Составленные им «речи» (declamationes) получили высокую оценку галльских знатоков словесности, в т. ч. Сидония Аполлинария, к-рый с похвалой отозвался о способностях Р. и советовал ему больше заниматься лит. творчеством. Вероятно, отзыв Сидония был известен еп. Григорию Турскому, к-рый назвал Р. «епископом весьма ученым и особенно сведущим в риторике» (Greg. Turon. Hist. Franc. II 31). Однако сохранившиеся письма святого, по мнению исследователей, не содержат признаков выдающегося лит. мастерства.
Согласно краткому Житию, Р. был возведен на епископскую кафедру в возрасте 22 лет и занимал ее 74 года (по Григорию Турскому, более 70 лет - Idem. Glor. conf. 78). Этим сведениям можно доверять, т. к. Р. в письме, написанном после смерти кор. Хлодвига (511), упоминал о своем 53-летнем епископском служении (MGH. Epp. T. 3. P. 114). Т. о., он занял кафедру ок. 460 г. В это время окончательно пало рим. владычество в Сев. Галлии, разделенной между франками и рим. военачальником Эгидием, к-рый правил самостоятельно. В сер. 80-х гг. V в. кор. Хлодвиг захватил владения Сиагрия, сына Эгидия, и начал расширять границы Франкского королевства. Сохранилось краткое назидательное письмо Р., адресованное Хлодвигу. Р. убеждал короля прислушиваться к компетентным советникам, и особенно к епископам, помогать слабым, блюсти справедливость и творить добрые дела, чтобы внушать подданным не только страх, но и любовь. Как правило, письмо Р. связывают с победой Хлодвига над Сиагрием (см., напр.: Schäferdiek. 1983. S. 262-263; Halfond. 2019. P. 34-35), но высказывалось мнение, что это толкование основано на сомнительном исправлении текста; письмо было написано скорее всего позднее, во время войны Хлодвига с вестготами (Barrett, Woudhuysen. 2016).
Важнейшим достижением Р. считается обращение в христианство и крещение кор. Хлодвига. В ранних источниках содержатся противоречивые и не всегда достоверные сведения об этом событии, к-рое впосл. рассматривалось как «рождение» франк. государственности. Согласно еп. Григорию Турскому, к-рому принадлежит самое подробное описание, кор. Хлодвиг принял христианство под влиянием своей супруги, св. Клотильды, после победоносного сражения с алеманнами. Получив согласие мужа, Клотильда попросила Р. обучить его основам христ. веры, после чего епископ крестил короля в день Рождества Христова в Ремах. Вслед за королем крещение приняли его родственники и 3 тыс. франк. воинов (Greg. Turon. Hist. Franc. II 31). Сомнения в достоверности этого повествования связаны гл. обр. с идеологическим значением, к-рое франк. авторы придавали обстоятельствам крещения кор. Хлодвига. Еп. Григорий Турский представил кор. Хлодвига как «нового Константина», а Р.- как «нового Сильвестра» (отсылка к распространенному преданию о крещении рим. (византийского) имп. Константина Великого еп. (папой) Римским Сильвестром I). Под сомнение ставится и традиц. дата крещения кор. Хлодвига (25 дек. 496); мн. исследователи относили это событие к более позднему времени. Епископы Авит Вьеннский и Ницетий Треверский не упоминали о том, что Р. участвовал в крещении кор. Хлодвига, но это необязательно противоречит свидетельству еп. Григория Турского.
В ранних источниках нет однозначных сведений об отношениях Р. и Хлодвига, в частности о возможном влиянии Р. на политику франк. короля. В завещании Р. упоминал серебряный сосуд, подаренный ему кор. Хлодвигом после крещения. Сохранилось письмо Р. королю с выражением соболезнований по поводу кончины его сестры Альбофледы, к-рая, согласно еп. Григорию Турскому, умерла вскоре после крещения (MGH. Epp. T. 3. P. 112-113; ср.: Greg. Turon. Hist. Franc. II 31). Из писем Р. явствует, что он поддерживал кор. Хлодвига и желал ему благополучного правления. Выражая верноподданнические чувства, епископ называл короля хранителем отечества и победителем народов (regionum praesul, custus patriae, gentium triumphator). Впосл. епископы упрекали Р. за то, что он по распоряжению короля рукоположил недостойного кандидата во пресвитеры; в ответ Р. заявил, что епископы не вправе оспаривать это решение, т. к. обязаны своими кафедрами королю, «проповеднику и защитнику веры» (non solum praedicator fidei catholicae, sed defensor - MGH. Epp. T. 3. P. 114). Исследователи отмечали, что Р. не присутствовал на I Аврелианском (Орлеанском) Соборе, созванном кор. Хлодвигом в 511 г., и предлагали различные объяснения этого факта.
Письма Р. свидетельствуют о его сложных отношениях с соседними епископами. После кончины кор. Хлодвига (511) епископы Гераклий Паризийский, Лев (вероятно, Сансский) и Феодосий Автиссиодурский (Осерский) в оскорбительных выражениях предъявили Р. претензию в связи с поведением рукоположенного им пресв. Клавдия, к-рый занимался аферами и присвоил чужое имущество. Р. отказался отвечать за поведение Клавдия, сославшись на волю покойного короля. Самое длинное письмо Р. содержит упреки в адрес Фалькона, еп. Тунгрского (Тонгрского), который присвоил церковь в Мозомаге (ныне Музон), назначил в нее клириков и получал от нее доходы. Р. утверждал, что эта церковь находилась в его юрисдикции (Ibid. P. 115-116). Т. о., сведений о деятельности Р. почти не сохранилось, несмотря на его исключительно долгое служение в сане епископа. Источники не позволяют сделать вывод о том, что он обладал влиянием на франк. политику или пользовался авторитетом среди галльского епископата. Впосл. Р. приписывали восстановление церковных структур на севере Галлии, разрушенных за годы варварских вторжений (ср.: ActaSS. Oct. T. 1. P. 96-99). Иона из Боббио полагал, что Р. назначил 1-го епископа в Атребаты; из Жития св. Медарда можно заключить, что Р. был причастен к основанию епископской кафедры в Торнаке (ныне Турне) (см. ст. Елевферий) (Schäferdiek. 1983. S. 274-275). Впосл. архиеп. Гинкмар Реймсский приписывал Р. учреждение кафедры в Лавдуне в кон. V - нач. VI в., а Флодоард Реймсский изображал Р. покровителем монашества и наставником св. Теодориха, к-рый по его указанию основал крупный монастырь Сен-Тьерри близ Реймса. Достоверность этих свидетельств остается под вопросом (утверждения архиеп. Гинкмара и Флодоарда скорее всего безосновательны).
В народной памяти Р. остался прежде всего как чудотворец. Согласно краткому Житию, он силой молитвы потушил городской пожар и исцелил слепого, одержимого нечистым духом. Самый пространный эпизод в Житии - рассказ о девочке из знатного рода из Толозы (ныне Тулуза), в которую вселился демон. Родители отвезли девочку в Рим, к гробнице ап. Петра, но там ей было открыто, что ее может исцелить только Р. Девочку привезли в Ремы, и епископ сразу же изгнал демона, но, как только Р. удалился, она умерла. Тогда Р. вернулся и воскресил ее (ср.: Greg. Turon. Glor. conf. 78).
Перед кончиной Р. составил завещание, по к-рому бóльшая часть его имущества отошла Ремской Церкви, его племяннику, еп. Лупу, и его внучатому племяннику, пресв. Агриколе (упом. и др. наследники). Описание имущества Р. позволяет сделать вывод, что он был состоятельным, но не очень крупным землевладельцем. Основную часть имущества составляли 15 земельных участков в Ремском паге, за к-рыми были закреплены колоны и сервы (до 100 чел.). Денежные сбережения, которые насчитывали всего 83 солида, были завещаны церквам, клирикам и бедным (Jones e. a. 1957).
Дата кончины Р. неизвестна. По свидетельству архиеп. Гинкмара Реймсского, он скончался 13 янв. (Vita Remigii. 1896. P. 318), но в Иеронимовом Мартирологе указаны др. дни его памяти - 15 янв. и 1 окт., обозначенные как «погребение» святого. Осмотр его мощей (1941) показал, что останки принадлежат очень старому человеку, чье тело подверглось бальзамированию (Goy. 1997). Хотя в завещании Р. распорядился похоронить его в базилике святых Тимофея и Аполлинария на пригородном кладбище, впосл. его гробница находилась в небольшом оратории св. Христофора (Prache. 1978. P. 7). Чтобы объяснить это противоречие, архиеп. Гинкмар сослался на Божественную волю: незримая сила заставила носильщиков остановиться возле ц. св. Христофора, где Р. и был похоронен (Vita Remigii. 1896. P. 319-321).
После сер. VI в. во франкских источниках появляются упоминания о чудотворной гробнице Р., к-рую посещали паломники. Св. Ницетий Треверский (ок. 560) и впосл. Венанций Фортунат называли Р. в числе галльских святых, от гробниц к-рых исходила целительная сила (MGH. Epp. T. 3. P. 121; Venant. Fort. Vita Mart. IV 638). Венанций Фортунат упоминал также об оратории, посвященном апостолам Петру и Павлу, святым Мартину и Р. (Venant. Fort. Carm. II 13). Празднование памяти Р. указано в Иеронимовом Мартирологе под 15 янв. и 1 окт.; согласно еп. Григорию Турскому, поминовение святого совершалось «в начале октября» (Greg. Turon. Hist. Franc. VIII 21). Без указания даты праздник Р. упоминается и в кратком Житии. Святого рассматривали как основателя патримония Реймсской Церкви и хранителя ее привилегий. Еп. Григорий Турский описал чудо наказания человека, присвоившего церковную землю (Idem. Glor. conf. 78), а в более поздних источниках Р. представлен как страж церковных владений. Считалось, что кор. Хлодвиг подарил Р. столько земли, сколько святой мог пройти за день (Vita Remigii. 1896. P. 306-307; Flodoardus. Historia Remensis ecclesiae. I 14). Т. о., с деятельностью Р. связывали происхождение земельных владений Реймсской Церкви (Dévisse. 1976. Vol. 2. P. 1044-1047). Папа Гормизда якобы назначил Р. своим викарием в королевстве франков, что, по мнению агиографов, доказывало первенствующее положение Реймсской Церкви в Галлии (Vita Remigii. 1896. P. 312; Flodoardus. Historia Remensis ecclesiae. I 15).
Вероятно, в VI в. в пригороде Рем была построена базилика во имя Р., где находился саркофаг с его мощами (Prache. 1978. P. 7-9). Конкретные сведения о почитании гробницы Р. привел еп. Григорий Турский: гробница была окружена свечами и лампадами, на ней лежал покров, к-рый жители обнесли вокруг города, чтобы защититься от эпидемии (Greg. Turon. Glor. conf. 78; упомянутые события произошли в 543 - Schäferdiek. 1983. S. 257). Клириков, служивших в базилике, возглавлял аббат (Greg. Turon. Hist. Franc. X 19). При храме находились ксенодохии (приюты для бедных, больных и путешественников), о к-рых упоминается в эпитафии Аттолу (Flodoardus. Historia Remensis ecclesiae. I 23). В базилике были похоронены мн. преемники Р., к-рые жертвовали храму земельные владения и др. имущество (Ibid. II 5-6; Depreux. 1992. P. 122). Подобные дарения делали и знатные миряне, напр. нейстрийский майордом Вараттон (Flodoardus. Historia Remensis ecclesiae. 10). Община при базилике, состоявшая из «братьев» и «клириков» под руководством аббата, впервые упоминается в дарственной грамоте 714 г. (Diplomata, chartae, epistolae, leges aliaque instrumenta ad res Gallo-Francicas spectantia / Ed. J. M. Pardessus. P., 1849. T. 2. P. 300-301). Преобразование общины клириков в бенедиктинский мон-рь впосл. приписывали архиеп. Тильпину (748-795) (Flodoardus. Historia Remensis ecclesiae. II 17). В эпоху Каролингов мон-рь Сен-Реми был подчинен архиепископу, а его владения входили в патримоний Реймсской кафедры (Hourlier. 1960. P. 47; Prache. 1978. P. 4).
Первоначально почитание Р. было распространено гл. обр. в Ремском диоцезе и среди австразийской знати, тогда как меровингские короли не уделяли ему внимание. Положение изменилось после прихода к власти австразийского рода Пипинидов (Каролингов). Кор. Карломан (768-771) щедро одарил Реймсскую Церковь и завещал похоронить его в базилике Р. (Hourlier. 1961). Особое почитание Р. выражал имп. Людовик Благочестивый, к-рый в 816 г. выбрал Реймс местом повторной имп. коронации (Depreux. 1992. P. 117-118). По решению Майнцского Собора (813) день памяти Р. был провозглашен одним из обязательных церковных праздников (MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 270), а император подтвердил это постановление (MGH. Capit. T. 1. P. 312). В IX в. поминовение Р. совершалось 13 янв. (день кончины) и 1 окт. (перенесение мощей); эти дни памяти указывались в каролингских «исторических» мартирологах (ActaSS. Oct. T. 1. P. 59-60; Depreux. 1992. P. 118-119). В сер. IX в. был составлен оффиций Р., предположительно архиеп. Гинкмаром Реймсским (Goudesenne. 1997); в то же время, вероятно, был составлен и проприй мессы в день памяти святого (Baix. 1946). Цитаты из более раннего оффиция сохранились в сочинениях Готшалька (Lambot C. Œuvres théologiques et grammaticales de Godescalc d'Orbais. Louvain, 1945. P. 454-456). Начиная с эпохи Каролингов, почитание Р. получило распространение не только в Реймсском архиеп-стве, но и в диоцезах Кёльн, Льеж, Майнц, где находились земельные владения Реймсской кафедры (Bur. 1997. P. 64); позднее Р. стали почитать в Италии (Hourlier. 1954), а затем в Провансе и в Англии (Prache. 1978. P. 5). Поминовение Р. совершалось в разные дни, в основном связанные с перенесениями мощей святого (ActaSS. Oct. T. 1. P. 60), но наибольшую известность получил праздник 1 окт., впосл. внесенный в Римский Мартиролог (Ibid. P. 126-128; MartRom. Comment. P. 20-21; Goudesenne. 1997. P. 105-106). В современной редакции Римского Мартиролога поминовение Р. указано под 13 янв., но в Реймсе оно совершается 1 окт., а в др. диоцезах Франции - 15 янв.
Распространению почитания Р. активно способствовал архиеп. Гинкмар Реймсский, к-рый составил пространное Житие святого и, вероятно, оффиций. Усилиями архиеп. Гинкмара сложилось представление о Р. как о защитнике и покровителе Реймса и архиепископской кафедры (Depreux. 1992. P. 120-121). При архиеп. Гинкмаре было завершено строительство новой базилики в честь Р., заложенной скорее всего при его предшественнике, архиеп. Эббоне; после освящения храма в присутствии епископов-суффраганов и, возможно, кор. Карла Лысого саркофаг Р. установили в новой крипте, а мощи святого поместили в раку, обитую серебряными пластинами с драгоценными камнями (1 окт. 852). Мощи были завернуты в шелковые пелены из вост. тканей, обнаруженные при вскрытии (1941), а аббатиса Альфеида, сестра кор. Карла Лысого, вышила для мощей подушку (Hourlier. 1960. P. 48; Prache. 1978. P. 11-15; Depreux. 1992. P. 114-115). В 882 г., когда Реймсу угрожало нападение норманнов, архиеп. Гинкмар покинул город, взяв с собой раку Р., и вскоре скончался в Эперне. Его преемник Фульк (883-900) велел вернуть мощи в Реймс, где их поместили в кафедральном соборе, т. к. аббатство Сен-Реми находилось за пределами городских стен. Многочисленные чудеса, которыми сопровождалось перенесение мощей в июне 883 г., описаны в сказании мон. Ротгара (BHL, N 7166; изд.: Isaïa. 2009). Лишь через 17 лет архиеп. Геривей (900-922) в присутствии кор. Карла III Простоватого и бургундского герц. Ришара I вернул мощи в Сен-Реми (Depreux. 1992. P. 115-117). Но в 926 г., когда Реймсу угрожали венгры, мощи вновь были временно перенесены в город. Постепенно вокруг аббатства сложилось пригородное поселение, которое архиеп. Сеульф (922-925) велел обнести крепостной стеной, а кор. Людовик IV Заморский в 940 г. наделил иммунитетом (Hourlier. 1960. P. 50-51; Prache. 1978. P. 2-3). К X в. Сен-Реми было одним из крупнейших французских аббатств, но оно по-прежнему оставалось под властью архиепископа. Ок. 945 г. архиеп. Гуго из Вермандуа, надеясь получить поддержку монахов в борьбе против своего соперника, отказался от должности аббата и даровал монастырю самостоятельность, после чего аббатство было реформировано под клюнийским влиянием (см.: Misonne D. Gérard de Brogne à Saint-Remi de Reims // RBen. 1960. T. 70. N 1. P. 167-176). В 989 г. архиеп. Арнульф признал юрисдикцию аббата над бургом Сен-Реми.
Аббатство Сен-Реми достигло наивысшего благополучия в XI-XII вв. В 1-й пол. XI в. была построена новая монастырская церковь, один из самых ранних крупных романских храмов Франции (сохр. стены нефа и трансепта; см.: Prache. 1978. P. 15-24). Освящение церкви в присутствии многочисленных прелатов и паломников совершил папа Римский Лев IX (1049-1054), при этом раку Р. обнесли вокруг города (1-2 окт. 1049); освящение храма и Собор, проведенный затем понтификом, описаны в сказании мон. Ансельма (PL. 142. Col. 1415-1440; ActaSS. Oct. T. 1. P. 176-185; см.: Ibid. P. 117-120). Церковь была перестроена при аббате Пьере де Селе (1162-1181), к-рый возвел новый фасад и стрельчатые своды, а также заменил алтарную часть просторным хором, окруженным деамбулаторием с 5 капеллами; работы были завершены к нач. XIII в. Здание храма без существенных изменений сохранялось до 1918 г., когда оно сильно пострадало от бомбардировки и пожара и было отреставрировано в 30-х гг. XX в. под рук. А. Денё.
Положение аббатства ухудшилось в XIII в., когда оно перешло под контроль короля, а бург Сен-Реми был включен в состав города (Poussin. 1857. P. 62-65; Prache. 1978. P. 3). После введения режима комменды в 1473 г. и особенно после того, как должность аббата в 1551 г. была присоединена к архиепископской кафедре, мон-рь начал приходить в упадок; его возрождение было связано с включением в 1627 г. в конгрегацию мавристов. Архиеп. Робер де Ленонкур (1508-1532) подарил аббатству 10 гобеленов со сценами жизни и чудес святого, которые вывешивали в хоре во время больших праздников (Poussin. 1857. P. 222-237; Weigert. 2016). По заказу его племянника, кард. Робера де Ленонкура, в 30-х гг. XVI в. была выполнена монументальная гробница-мавзолей для раки Р., украшенная статуями 12 пэров Франции и установленная за главным алтарем (ActaSS. Oct. T. 1. P. 121-122; Poussin. 1857. P. 182-185). В 1643 г. ювелиру Антуану Лесписье была заказана новая серебряная рака, в к-рую в 1650 г. вложили старинную раку, изготовленную архиеп. Гинкмаром Реймсским (Givelet e. a. 1896). Во время вскрытия в 1646 г. мощи Р. обнаружили нетленными (ActaSS. Oct. T. 1. P. 122-123; Givelet e. a. 1896. P. 303-307, 331-333). Почти все средневек. здания аббатства, кроме церкви, были разрушены пожаром в ночь на 16 янв. 1774 г.; на их месте возвели новые сооружения. Во время Французской революции (1789-1799) аббатство было закрыто, церковь передана приходу, в остальных помещениях расположился госпиталь. В окт. 1793 г., в период якобинского террора, гробницу Р. разрушили, а мощи закопали вместе с останками неизвестного солдата. В 1795 г. мощи Р. были опознаны и вскоре возвращены в церковь; с того времени они неоднократно подвергались освидетельствованию, чтобы исключить сомнения в их подлинности (Cerf. 1866; Tourneur. 1877). В 1824 г. святыню поместили в медную раку, а в 1847 г. восстановили гробницу-мавзолей, использовав при этом уцелевшие статуи. Во время празднования 1400-летия крещения кор. Хлодвига (1896) для мощей Р. изготовили раку из позолоченной бронзы. В 1906 г., после принятия закона об отделении Церкви от гос-ва, кард. Луи Жозеф Люсон велел тайно вывезти мощи в аббатство Маредсу (Бельгия), где они хранились до 1914 г. Святыню вывозили из Реймса во время первой мировой войны, а затем в 1940 г., в период герм. наступления. После возвращения в 1941 г. в Реймс мощи были освидетельствованы при участии историков и медиков (Goy. 1997).
Совр. исследователи прослеживают связь между почитанием Р. и монархической идеологией, начиная с правления имп. Людовика Благочестивого (814-840). Стремясь обозначить преемственность франк. монархии и напомнить подданным об особом положении франков как «избранного народа», в 816 г. Людовик Благочестивый принял имп. помазание от папы Римского в Реймсе. Он провозгласил Р. крестителем и покровителем «нашего франкского народа», небесным защитником королевства (Depreux. 1991; Isaïa. 2010). Еще ранее Алкуин именовал Р. «учителем франков» (Francorum doctor - см.: Depreux. 1992. P. 124), но представление о святом как о просветителе франков сложилось только благодаря усилиям архиеп. Гинкмара Реймсского. В речи, произнесенной во время коронации Карла Лысого в 869 г. в Меце, архиеп. Гинкмар упомянул о крещении кор. Хлодвига и его подданных Р., апостолом франков, и о коронации имп. Людовика Благочестивого. По словам архиеп. Гинкмара, после крещения Р. помазал кор. Хлодвига на царство ниспосланным с небес миром, «которое и сейчас у нас имеется» (Annales Bertiniani / Ed. G. Waitz. Hannover, 1883. P. 104-105. (MGH. Script. Rer. Germ.; 5)). Миро (хризма), чудесным образом явленное для помазания Хлодвига, упоминается и в оффиции Р., к-рый, возможно, также составил архиеп. Гинкмар (см.: Depreux. 1991. P. 243-247). Высказывалось мнение, что предание о чудесном мире возникло после обнаружения стеклянного сосуда во время вскрытия гробницы и перенесения мощей Р. в 852 г. (Oppenheimer. 1953). Опираясь на прецеденты с кор. Хлодвигом и имп. Людовиком Благочестивым, архиеп. Гинкмар Реймсский претендовал на исключительное право совершать коронацию (помазание) западнофранк. государей: 1 окт. 856 г., в день памяти Р., он совершил помазание Юдифи, дочери кор. Карла Лысого, к-рая должна была стать англосакс. королевой; в 869 г. он помазал кор. Карла Лысого, а в 877 г.- его преемника кор. Людовика II Заику. По-видимому, в то время идеи архиеп. Гинкмара Реймсского не получили широкого признания (Carozzi. 1997). Однако в каролингских мартирологах Адона Вьеннского и Узуарда Р. был представлен как креститель франков, к-рых отождествляли с населением Западнофранкского королевства (Depreux. 1992. P. 112-113). Усилиями архиеп. Фулька, который энергично насаждал идеи своего предшественника Гинкмара, в кон. IX в. окончательно утвердилось представление о Р. как об апостоле франков. Архиеп. Фульк даже добился от папы Формоза подтверждения этого титула Р. (Flodoardus. Historia Remensis ecclesiae. IV 2; см.: Depreux. 1992. P. 124-129; Bur. 1997. P. 57-58). В X в. Р. нередко представляли как покровителя западнофранк. монархии (Roberts. 2014) и приписывали архиепископу Реймсскому исключительное право короновать франк. королей и императоров (Flodoardus. Historia Remensis ecclesiae. II 19).
Коронации каролингских монархов проводились разными прелатами и в разных местах, но значение Реймса повышалось по мере ослабления Западнофранкского королевства: владения последних Каролингов находились в Реймсской церковной пров.; монархи называли Р. своим покровителем и защитником гос-ва, их обычно хоронили в аббатстве Сен-Реми (McKitterick R. The Carolingian Kings and the See of Rheims, 882-987 // Ideal and Reality in Frankish and Anglo-Saxon Society: Studies Presented to J. M. Wallace-Hadrill / Ed. P. Wormald. Oxf., 1983. P. 228-249; Depreux. 1991; Bur. 1997. P. 58-60). Так, в 893 г. кор. Карл III Простоватый был возведен на престол в Реймсе и делал пожертвования Сен-Реми; его супруга Фредеруна была помазана на царство перед мощами Р. и впосл. похоронена в Сен-Реми. Свергнув Карла Простоватого, гр. Роберт I в 922 г. организовал собственную коронацию в Реймсе. Людовик IV Заморский в 936 г. был коронован архиепископом Реймсским в Лане и в 954 г. похоронен в Сен-Реми; там же впосл. похоронили его вдову Гербергу. В Сен-Реми был коронован (954) и погребен (986) их сын Лотарь. Правители из династии Капетингов уделяли меньше внимания почитанию Р., рассматривая как своих покровителей святых Мартина Турского и Дионисия Парижского. Однако они следовали традиции последних Каролингов и принимали помазание в Реймсе или по крайней мере от архиепископа Реймсского. В 999 г. архиепископ получил от папы Сильвестра II привилегию, закрепившую за ним исключительное право короновать франц. монарха (Jaffé. RPR. N 3908). В связи с коронацией Филиппа I (1059) архиеп. Гервасий (Жерве де Беллем) высказал претензию на церковное первенство во Франции, опираясь на подложную привилегию папы Гормизды (Bur. 1997. P. 65-66). Папа Римский Урбан II отверг притязания архиепископа Реймсского, но признал его право короновать франц. короля, связав эту привилегию с крещением кор. Хлодвига (25 дек. 1089 - Jaffé. RPR. N 5415). После этого прерогатива архиепископа Реймсского в основном получила признание. Коронация Людовика VI (1108), проведенная по политическим причинам архиепископом Сансским в Орлеане, стала предметом ожесточенной полемики. Т. о., к XII в. Р. стал рассматриваться как один из важнейших франц. святых - покровителей королевства.
Архиеп. Гинкмар Реймсский в Житии Р. (Vita Remigii. 1896. P. 296-297) и затем каноник Флодоард Реймсский (Flodoardus. Historia Remensis ecclesiae. I 13) изложили предание о происхождении чудесного мира: во время крещения кор. Хлодвига клирик, к-рому было поручено принести миро, опоздал, но спустившийся с неба голубь принес в клюве флакон с миром. Это предание получило известность благодаря историческому труду Аймоина из Флёри (ок. 1000). Однако самое раннее упоминание об использовании чудесного мира связано с коронацией Людовика VII, совершённой в 1131 г. папой Римским Иннокентием II (Bur. 1997. P. 69-70). После этого миро использовалось при каждой коронации, проводившейся в Реймсе. Стеклянный флакон (ампула) с миром, заключенный в реликварий из серебра и золота, хранился в монументальной гробнице Р. в аббатстве Сен-Реми. Перед коронацией аббат (впосл. великий приор) в сопровождении монахов и монастырских вассалов торжественно переносил флакон в кафедральный собор. В 1793 г. представитель Конвента Ф. Ж. Рюль публично уничтожил флакон, но горожане сохранили нек-рые осколки и даже часть содержимого. В 1823 г. остатки флакона и мира поместили в новый реликварий, к-рый использовали во время коронации Карла X (1825). Святыня хранится в резиденции архиепископа Реймсского.