Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

РЕМИГИЙ
59, С. 482-488 опубликовано: 10 марта 2025г. 


РЕМИГИЙ

[Лат. Remigius, Remedius; франц. Remi] († 13.01.533 (?)), св. (пам. зап. 13 и 15 янв., 1 окт.), еп. г. Ремы (ныне Реймс, Франция), апостол франков, крестивший франк. кор. Хлодвига I (481/2-511).

Источники

Крещение Хлодвига. Миниатюра из Больших французских хроник. 1375–1380 гг. (Paris. Francais 2813. Fol. 12 v)
Крещение Хлодвига. Миниатюра из Больших французских хроник. 1375–1380 гг. (Paris. Francais 2813. Fol. 12 v)

Крещение Хлодвига. Миниатюра из Больших французских хроник. 1375–1380 гг. (Paris. Francais 2813. Fol. 12 v)
Сохранились 4 письма Р., адресованные кор. Хлодвигу и галльским епископам (CPL, N 1070), и краткая стихотворная надпись на литургической чаше. Автором этой надписи Гинкмар, архиеп. Реймсский (845-882), считал Р. (Vita Remigii. 1896. P. 262). Завещание Р. известно в 2 редакциях: краткая приведена архиеп. Гинкмаром в Житии Р. (Ibid. P. 336-340), пространная - каноником Флодоардом Реймсским (Flodoardus. Historia Remensis ecclesiae. I 19). Пространная редакция обычно рассматривается как подложная. Краткую редакцию одни исследователи определяли как подлинную (Л. Дюшен, А. Леклерк), другие оспаривали это мнение (Б. Круш, Т. Моммзен). В совр. историографии подлинность краткой редакции считается доказанной (Lusse. 1997; Rouche. 2003; Haubrichs. 2010). Сидоний Аполлинарий с похвалой отзывался о сочинениях Р., к-рые впосл. были утрачены (Sidon. Apol. Ep. IX 7). Отрывочные сведения о Р., в т. ч. о крещении Хлодвига и о чудесах святого, привел св. Григорий Турский. Он упомянул о существовании «книги с его Житием, в которой рассказывается, как он воскресил мертвеца» (Greg. Turon. Hist. Franc. II 31). Возможно, именно это Житие имел в виду архиеп. Гинкмар, утверждавший, что некогда существовала «большая книга, написанная старинным почерком», в к-рой подробно рассказывалось о Р., но впосл. эта книга была утрачена (Vita Remigii. 1896. P. 250-253).

Упоминания о Р. содержатся в неск. текстах меровингской эпохи, в т. ч. в послании св. Ницетия Треверского (Трирского) и в сочинениях Венанция Фортуната. В «Хронике Фредегария», основанной на историческом труде еп. Григория Турского, о Р. упоминается в контексте повествования о кор. Хлодвиге. Рассказ о крещении Хлодвига соответствует повествованию еп. Григория Турского, за исключением нек-рых деталей. Пересказывая эпизод с «суассонской чашей», автор «Хроники...» связал его с разграблением церкви в Ремах и отождествил упомянутого там епископа с Р. (у Григория Турского этих подробностей нет). В Житии св. Ведаста, написанном Ионой из Боббио, св. Ведаст представлен как помощник Р., принявший участие в крещении кор. Хлодвига и впосл. назначенный епископом г. Атребаты (ныне Аррас).

Краткое Житие Р. (BHL, N 7150) сохранилось в многочисленных средневек. рукописях, из которых самые ранние относятся к VIII в. В нем почти нет биографических сведений, не упоминается даже о крещении кор. Хлодвига. Вместо этого в Житии приведены восхваления святого и шаблонные характеристики (усердие в молитве, щедрость к нуждающимся, попечение о пастве и т. д.), а также описано неск. чудес. Вопрос об отождествлении краткого Жития со старинным Житием Р., о к-ром упоминали св. Григорий Турский и архиеп. Гинкмар Реймсский, остается открытым. У исследователей нет единого мнения о датировке краткого Жития; одни считали, что оно было написано вскоре после кончины Р. (до 543 - Schäferdiek. 1983), другие датировали его кон. VI в. (Круш), третьи - VIII в. (Baix. 1946; Isaïa. 2010).

Пространное Житие Р. (BHL, N 7152-7164) было составлено Гинкмаром, архиеп. Реймсским и аббатом мон-ря св. Ремигия (Сен-Реми). Текст сохранился во мн. рукописях, но из-за большого объема и сложной структуры переписчики нередко его сокращали (старейшая рукопись - Arras. Bibl. municip. 199 (189), кон. X в.). Сочинение архиеп. Гинкмара Реймсского открывается прологом, в котором объясняется, почему не сохранилось старинное Житие. Основной текст состоит из 33 глав: вначале пересказано краткое Житие (с многочисленными дополнениями), затем повествуется о крещении кор. Хлодвига (с экскурсом в историю происхождения франк. монархии) и о дружественных отношениях короля с Р.; последние главы посвящены кончине святого и его посмертным чудесам (включено сказание о перенесении мощей). В конце помещены тексты завещания Р. и надписи на его серебряной раке. Пытаясь создать полное и последовательное жизнеописание святого, архиеп. Гинкмар включил в Житие все известные ему данные из более ранних источников, дополнив их вымышленными деталями и целыми эпизодами. Повествование сопровождается пространными риторическими и дидактическими отступлениями. Основной задачей Гинкмара было упрочить положение Реймсской архиепископской кафедры, которую некогда занимал Р., «апостол франков и наш покровитель». В Житии изложены взгляды архиеп. Гинкмара Реймсского на правильные отношения между монархом и епископами (в качестве образца представлены отношения кор. Хлодвига и Р.) и на положение церковного иерарха в обществе. Др. важные для Гинкмара темы - защита имущественных прав архиепископской кафедры и полномочий архиепископа Реймсского как митрополита и аббата монастыря Сен-Реми.

В следующей стадии развития агиографическая легенда о Р. представлена в «Истории Реймсской Церкви» каноника Флодоарда (сер. X в.). Излагая жизнеописание Р. в соответствии с сочинением архиеп. Гинкмара, реймсский историк, однако, избегал риторического многословия и старался дополнить фактические сведения о святом. Он привел письмо Сидония Аполлинария, пространную редакцию завещания Р., стихотворную надпись архиеп. Гинкмара, цитаты из еп. Григория Турского и др. авторов. Только в сочинении Флодоарда сохранилась эпитафия основателю ксенодохиев Аттолу, в которой упоминалось о Р. (Flodoardus. Historia Remensis ecclesiae. I 10-22). Историческое повествование Флодоарда было призвано прославить Реймсскую Церковь, напомнить о высоком статусе и влиянии, к-рыми кафедра обладала при великих предстоятелях - Р. и Гинкмаре. Документы из церковного архива, включенные в труд Флодоарда, содержат ценные сведения о развитии почитания Р. в Реймсе.

Начиная с эпохи Каролингов, образ Р. фигурировал в исторических сочинениях, в литургической поэзии (Jadart. 1896), в агиографических сказаниях. Как правило, сведения о Р. черпали из Жития, составленного архиеп. Гинкмаром Реймсским. Наибольшее распространение получили сказания о Р. в «Золотой легенде» Иакова из Варацце; подобные сказания содержались и в др. легендариях. В XIII-XIV вв. были выполнены прозаическое и стихотворное переложения Жития, составленного архиеп. Гинкмаром Реймсским, на старофранц. язык; итал. перевод Жития был издан в 1594 г. во Флоренции. В XV в. реймсский бенедиктинец Николай из Ларисвиллы (вероятно, Лер, деп. Па-де-Кале) составил неск. проповедей о Р. и описание его чудес (BHL, N 7170-7173). Р. посвящена длинная (13 сцен) мистерия в стихах, написанная в 20-х гг. XVI в. В XVII в. появились исторические труды о Р. и его почитании, напр. «Гробница великого св. Ремигия, апостола и покровителя французов» реймсского историка Гийома Марло, аббата мон-ря св. Николая (Реймс, 1647), и «О славе св. Ремигия, апостола франков и пророка» еп. Андре дю Соссе (Туль, 1661).

Жизнь

Сохранившиеся источники не позволяют воссоздать целостную картину деятельности Р. По утверждению агиографов, святой происходил из знатного рода; в кратком Житии названо имя его матери - Целиния, а архиеп. Гинкмар Реймсский упоминает имя отца - «светлейший муж» (vir clarissimus) Эмилий. Завещание Р., в котором перечислены земельные владения епископа и имена его родственников, позволяет рассматривать святого как представителя небогатой провинциальной знати, имевшей владения в городских округах Ремы, Лавдун (ныне Лан) и Свессиона (ныне Суасон). Его брат Принципий и племянник Луп (возможно, сын Принципия) занимали епископские кафедры (утверждение архиеп. Гинкмара Реймсского о том, что они последовательно были епископами в Свессионе, может быть верным; см.: Schäferdiek. 1983. S. 260). В завещании упоминаются внучатые племянники (nepotes) Р.- Претекстат Модерат, Аэций, Агатимер и пресв. Агрикола, воспитанник святого, а также внучатая двоюродная племянница Претекстата и другие родственники (диаконисса Илария, Ремигия, Профутур и Профутура). Согласно краткому Житию, еще до рождения Р. некий мон. Монтан предсказал его святость. Противоречивые данные сохранились о том, насколько образованным человеком был Р. Составленные им «речи» (declamationes) получили высокую оценку галльских знатоков словесности, в т. ч. Сидония Аполлинария, к-рый с похвалой отозвался о способностях Р. и советовал ему больше заниматься лит. творчеством. Вероятно, отзыв Сидония был известен еп. Григорию Турскому, к-рый назвал Р. «епископом весьма ученым и особенно сведущим в риторике» (Greg. Turon. Hist. Franc. II 31). Однако сохранившиеся письма святого, по мнению исследователей, не содержат признаков выдающегося лит. мастерства.

Согласно краткому Житию, Р. был возведен на епископскую кафедру в возрасте 22 лет и занимал ее 74 года (по Григорию Турскому, более 70 лет - Idem. Glor. conf. 78). Этим сведениям можно доверять, т. к. Р. в письме, написанном после смерти кор. Хлодвига (511), упоминал о своем 53-летнем епископском служении (MGH. Epp. T. 3. P. 114). Т. о., он занял кафедру ок. 460 г. В это время окончательно пало рим. владычество в Сев. Галлии, разделенной между франками и рим. военачальником Эгидием, к-рый правил самостоятельно. В сер. 80-х гг. V в. кор. Хлодвиг захватил владения Сиагрия, сына Эгидия, и начал расширять границы Франкского королевства. Сохранилось краткое назидательное письмо Р., адресованное Хлодвигу. Р. убеждал короля прислушиваться к компетентным советникам, и особенно к епископам, помогать слабым, блюсти справедливость и творить добрые дела, чтобы внушать подданным не только страх, но и любовь. Как правило, письмо Р. связывают с победой Хлодвига над Сиагрием (см., напр.: Schäferdiek. 1983. S. 262-263; Halfond. 2019. P. 34-35), но высказывалось мнение, что это толкование основано на сомнительном исправлении текста; письмо было написано скорее всего позднее, во время войны Хлодвига с вестготами (Barrett, Woudhuysen. 2016).

Важнейшим достижением Р. считается обращение в христианство и крещение кор. Хлодвига. В ранних источниках содержатся противоречивые и не всегда достоверные сведения об этом событии, к-рое впосл. рассматривалось как «рождение» франк. государственности. Согласно еп. Григорию Турскому, к-рому принадлежит самое подробное описание, кор. Хлодвиг принял христианство под влиянием своей супруги, св. Клотильды, после победоносного сражения с алеманнами. Получив согласие мужа, Клотильда попросила Р. обучить его основам христ. веры, после чего епископ крестил короля в день Рождества Христова в Ремах. Вслед за королем крещение приняли его родственники и 3 тыс. франк. воинов (Greg. Turon. Hist. Franc. II 31). Сомнения в достоверности этого повествования связаны гл. обр. с идеологическим значением, к-рое франк. авторы придавали обстоятельствам крещения кор. Хлодвига. Еп. Григорий Турский представил кор. Хлодвига как «нового Константина», а Р.- как «нового Сильвестра» (отсылка к распространенному преданию о крещении рим. (византийского) имп. Константина Великого еп. (папой) Римским Сильвестром I). Под сомнение ставится и традиц. дата крещения кор. Хлодвига (25 дек. 496); мн. исследователи относили это событие к более позднему времени. Епископы Авит Вьеннский и Ницетий Треверский не упоминали о том, что Р. участвовал в крещении кор. Хлодвига, но это необязательно противоречит свидетельству еп. Григория Турского.

В ранних источниках нет однозначных сведений об отношениях Р. и Хлодвига, в частности о возможном влиянии Р. на политику франк. короля. В завещании Р. упоминал серебряный сосуд, подаренный ему кор. Хлодвигом после крещения. Сохранилось письмо Р. королю с выражением соболезнований по поводу кончины его сестры Альбофледы, к-рая, согласно еп. Григорию Турскому, умерла вскоре после крещения (MGH. Epp. T. 3. P. 112-113; ср.: Greg. Turon. Hist. Franc. II 31). Из писем Р. явствует, что он поддерживал кор. Хлодвига и желал ему благополучного правления. Выражая верноподданнические чувства, епископ называл короля хранителем отечества и победителем народов (regionum praesul, custus patriae, gentium triumphator). Впосл. епископы упрекали Р. за то, что он по распоряжению короля рукоположил недостойного кандидата во пресвитеры; в ответ Р. заявил, что епископы не вправе оспаривать это решение, т. к. обязаны своими кафедрами королю, «проповеднику и защитнику веры» (non solum praedicator fidei catholicae, sed defensor - MGH. Epp. T. 3. P. 114). Исследователи отмечали, что Р. не присутствовал на I Аврелианском (Орлеанском) Соборе, созванном кор. Хлодвигом в 511 г., и предлагали различные объяснения этого факта.

Письма Р. свидетельствуют о его сложных отношениях с соседними епископами. После кончины кор. Хлодвига (511) епископы Гераклий Паризийский, Лев (вероятно, Сансский) и Феодосий Автиссиодурский (Осерский) в оскорбительных выражениях предъявили Р. претензию в связи с поведением рукоположенного им пресв. Клавдия, к-рый занимался аферами и присвоил чужое имущество. Р. отказался отвечать за поведение Клавдия, сославшись на волю покойного короля. Самое длинное письмо Р. содержит упреки в адрес Фалькона, еп. Тунгрского (Тонгрского), который присвоил церковь в Мозомаге (ныне Музон), назначил в нее клириков и получал от нее доходы. Р. утверждал, что эта церковь находилась в его юрисдикции (Ibid. P. 115-116). Т. о., сведений о деятельности Р. почти не сохранилось, несмотря на его исключительно долгое служение в сане епископа. Источники не позволяют сделать вывод о том, что он обладал влиянием на франк. политику или пользовался авторитетом среди галльского епископата. Впосл. Р. приписывали восстановление церковных структур на севере Галлии, разрушенных за годы варварских вторжений (ср.: ActaSS. Oct. T. 1. P. 96-99). Иона из Боббио полагал, что Р. назначил 1-го епископа в Атребаты; из Жития св. Медарда можно заключить, что Р. был причастен к основанию епископской кафедры в Торнаке (ныне Турне) (см. ст. Елевферий) (Schäferdiek. 1983. S. 274-275). Впосл. архиеп. Гинкмар Реймсский приписывал Р. учреждение кафедры в Лавдуне в кон. V - нач. VI в., а Флодоард Реймсский изображал Р. покровителем монашества и наставником св. Теодориха, к-рый по его указанию основал крупный монастырь Сен-Тьерри близ Реймса. Достоверность этих свидетельств остается под вопросом (утверждения архиеп. Гинкмара и Флодоарда скорее всего безосновательны).

В народной памяти Р. остался прежде всего как чудотворец. Согласно краткому Житию, он силой молитвы потушил городской пожар и исцелил слепого, одержимого нечистым духом. Самый пространный эпизод в Житии - рассказ о девочке из знатного рода из Толозы (ныне Тулуза), в которую вселился демон. Родители отвезли девочку в Рим, к гробнице ап. Петра, но там ей было открыто, что ее может исцелить только Р. Девочку привезли в Ремы, и епископ сразу же изгнал демона, но, как только Р. удалился, она умерла. Тогда Р. вернулся и воскресил ее (ср.: Greg. Turon. Glor. conf. 78).

Перед кончиной Р. составил завещание, по к-рому бóльшая часть его имущества отошла Ремской Церкви, его племяннику, еп. Лупу, и его внучатому племяннику, пресв. Агриколе (упом. и др. наследники). Описание имущества Р. позволяет сделать вывод, что он был состоятельным, но не очень крупным землевладельцем. Основную часть имущества составляли 15 земельных участков в Ремском паге, за к-рыми были закреплены колоны и сервы (до 100 чел.). Денежные сбережения, которые насчитывали всего 83 солида, были завещаны церквам, клирикам и бедным (Jones e. a. 1957).

Дата кончины Р. неизвестна. По свидетельству архиеп. Гинкмара Реймсского, он скончался 13 янв. (Vita Remigii. 1896. P. 318), но в Иеронимовом Мартирологе указаны др. дни его памяти - 15 янв. и 1 окт., обозначенные как «погребение» святого. Осмотр его мощей (1941) показал, что останки принадлежат очень старому человеку, чье тело подверглось бальзамированию (Goy. 1997). Хотя в завещании Р. распорядился похоронить его в базилике святых Тимофея и Аполлинария на пригородном кладбище, впосл. его гробница находилась в небольшом оратории св. Христофора (Prache. 1978. P. 7). Чтобы объяснить это противоречие, архиеп. Гинкмар сослался на Божественную волю: незримая сила заставила носильщиков остановиться возле ц. св. Христофора, где Р. и был похоронен (Vita Remigii. 1896. P. 319-321).

Почитание

После сер. VI в. во франкских источниках появляются упоминания о чудотворной гробнице Р., к-рую посещали паломники. Св. Ницетий Треверский (ок. 560) и впосл. Венанций Фортунат называли Р. в числе галльских святых, от гробниц к-рых исходила целительная сила (MGH. Epp. T. 3. P. 121; Venant. Fort. Vita Mart. IV 638). Венанций Фортунат упоминал также об оратории, посвященном апостолам Петру и Павлу, святым Мартину и Р. (Venant. Fort. Carm. II 13). Празднование памяти Р. указано в Иеронимовом Мартирологе под 15 янв. и 1 окт.; согласно еп. Григорию Турскому, поминовение святого совершалось «в начале октября» (Greg. Turon. Hist. Franc. VIII 21). Без указания даты праздник Р. упоминается и в кратком Житии. Святого рассматривали как основателя патримония Реймсской Церкви и хранителя ее привилегий. Еп. Григорий Турский описал чудо наказания человека, присвоившего церковную землю (Idem. Glor. conf. 78), а в более поздних источниках Р. представлен как страж церковных владений. Считалось, что кор. Хлодвиг подарил Р. столько земли, сколько святой мог пройти за день (Vita Remigii. 1896. P. 306-307; Flodoardus. Historia Remensis ecclesiae. I 14). Т. о., с деятельностью Р. связывали происхождение земельных владений Реймсской Церкви (Dévisse. 1976. Vol. 2. P. 1044-1047). Папа Гормизда якобы назначил Р. своим викарием в королевстве франков, что, по мнению агиографов, доказывало первенствующее положение Реймсской Церкви в Галлии (Vita Remigii. 1896. P. 312; Flodoardus. Historia Remensis ecclesiae. I 15).

Вероятно, в VI в. в пригороде Рем была построена базилика во имя Р., где находился саркофаг с его мощами (Prache. 1978. P. 7-9). Конкретные сведения о почитании гробницы Р. привел еп. Григорий Турский: гробница была окружена свечами и лампадами, на ней лежал покров, к-рый жители обнесли вокруг города, чтобы защититься от эпидемии (Greg. Turon. Glor. conf. 78; упомянутые события произошли в 543 - Schäferdiek. 1983. S. 257). Клириков, служивших в базилике, возглавлял аббат (Greg. Turon. Hist. Franc. X 19). При храме находились ксенодохии (приюты для бедных, больных и путешественников), о к-рых упоминается в эпитафии Аттолу (Flodoardus. Historia Remensis ecclesiae. I 23). В базилике были похоронены мн. преемники Р., к-рые жертвовали храму земельные владения и др. имущество (Ibid. II 5-6; Depreux. 1992. P. 122). Подобные дарения делали и знатные миряне, напр. нейстрийский майордом Вараттон (Flodoardus. Historia Remensis ecclesiae. 10). Община при базилике, состоявшая из «братьев» и «клириков» под руководством аббата, впервые упоминается в дарственной грамоте 714 г. (Diplomata, chartae, epistolae, leges aliaque instrumenta ad res Gallo-Francicas spectantia / Ed. J. M. Pardessus. P., 1849. T. 2. P. 300-301). Преобразование общины клириков в бенедиктинский мон-рь впосл. приписывали архиеп. Тильпину (748-795) (Flodoardus. Historia Remensis ecclesiae. II 17). В эпоху Каролингов мон-рь Сен-Реми был подчинен архиепископу, а его владения входили в патримоний Реймсской кафедры (Hourlier. 1960. P. 47; Prache. 1978. P. 4).

Первоначально почитание Р. было распространено гл. обр. в Ремском диоцезе и среди австразийской знати, тогда как меровингские короли не уделяли ему внимание. Положение изменилось после прихода к власти австразийского рода Пипинидов (Каролингов). Кор. Карломан (768-771) щедро одарил Реймсскую Церковь и завещал похоронить его в базилике Р. (Hourlier. 1961). Особое почитание Р. выражал имп. Людовик Благочестивый, к-рый в 816 г. выбрал Реймс местом повторной имп. коронации (Depreux. 1992. P. 117-118). По решению Майнцского Собора (813) день памяти Р. был провозглашен одним из обязательных церковных праздников (MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 270), а император подтвердил это постановление (MGH. Capit. T. 1. P. 312). В IX в. поминовение Р. совершалось 13 янв. (день кончины) и 1 окт. (перенесение мощей); эти дни памяти указывались в каролингских «исторических» мартирологах (ActaSS. Oct. T. 1. P. 59-60; Depreux. 1992. P. 118-119). В сер. IX в. был составлен оффиций Р., предположительно архиеп. Гинкмаром Реймсским (Goudesenne. 1997); в то же время, вероятно, был составлен и проприй мессы в день памяти святого (Baix. 1946). Цитаты из более раннего оффиция сохранились в сочинениях Готшалька (Lambot C. Œuvres théologiques et grammaticales de Godescalc d'Orbais. Louvain, 1945. P. 454-456). Начиная с эпохи Каролингов, почитание Р. получило распространение не только в Реймсском архиеп-стве, но и в диоцезах Кёльн, Льеж, Майнц, где находились земельные владения Реймсской кафедры (Bur. 1997. P. 64); позднее Р. стали почитать в Италии (Hourlier. 1954), а затем в Провансе и в Англии (Prache. 1978. P. 5). Поминовение Р. совершалось в разные дни, в основном связанные с перенесениями мощей святого (ActaSS. Oct. T. 1. P. 60), но наибольшую известность получил праздник 1 окт., впосл. внесенный в Римский Мартиролог (Ibid. P. 126-128; MartRom. Comment. P. 20-21; Goudesenne. 1997. P. 105-106). В современной редакции Римского Мартиролога поминовение Р. указано под 13 янв., но в Реймсе оно совершается 1 окт., а в др. диоцезах Франции - 15 янв.

Распространению почитания Р. активно способствовал архиеп. Гинкмар Реймсский, к-рый составил пространное Житие святого и, вероятно, оффиций. Усилиями архиеп. Гинкмара сложилось представление о Р. как о защитнике и покровителе Реймса и архиепископской кафедры (Depreux. 1992. P. 120-121). При архиеп. Гинкмаре было завершено строительство новой базилики в честь Р., заложенной скорее всего при его предшественнике, архиеп. Эббоне; после освящения храма в присутствии епископов-суффраганов и, возможно, кор. Карла Лысого саркофаг Р. установили в новой крипте, а мощи святого поместили в раку, обитую серебряными пластинами с драгоценными камнями (1 окт. 852). Мощи были завернуты в шелковые пелены из вост. тканей, обнаруженные при вскрытии (1941), а аббатиса Альфеида, сестра кор. Карла Лысого, вышила для мощей подушку (Hourlier. 1960. P. 48; Prache. 1978. P. 11-15; Depreux. 1992. P. 114-115). В 882 г., когда Реймсу угрожало нападение норманнов, архиеп. Гинкмар покинул город, взяв с собой раку Р., и вскоре скончался в Эперне. Его преемник Фульк (883-900) велел вернуть мощи в Реймс, где их поместили в кафедральном соборе, т. к. аббатство Сен-Реми находилось за пределами городских стен. Многочисленные чудеса, которыми сопровождалось перенесение мощей в июне 883 г., описаны в сказании мон. Ротгара (BHL, N 7166; изд.: Isaïa. 2009). Лишь через 17 лет архиеп. Геривей (900-922) в присутствии кор. Карла III Простоватого и бургундского герц. Ришара I вернул мощи в Сен-Реми (Depreux. 1992. P. 115-117). Но в 926 г., когда Реймсу угрожали венгры, мощи вновь были временно перенесены в город. Постепенно вокруг аббатства сложилось пригородное поселение, которое архиеп. Сеульф (922-925) велел обнести крепостной стеной, а кор. Людовик IV Заморский в 940 г. наделил иммунитетом (Hourlier. 1960. P. 50-51; Prache. 1978. P. 2-3). К X в. Сен-Реми было одним из крупнейших французских аббатств, но оно по-прежнему оставалось под властью архиепископа. Ок. 945 г. архиеп. Гуго из Вермандуа, надеясь получить поддержку монахов в борьбе против своего соперника, отказался от должности аббата и даровал монастырю самостоятельность, после чего аббатство было реформировано под клюнийским влиянием (см.: Misonne D. Gérard de Brogne à Saint-Remi de Reims // RBen. 1960. T. 70. N 1. P. 167-176). В 989 г. архиеп. Арнульф признал юрисдикцию аббата над бургом Сен-Реми.

Аббатство Сен-Реми достигло наивысшего благополучия в XI-XII вв. В 1-й пол. XI в. была построена новая монастырская церковь, один из самых ранних крупных романских храмов Франции (сохр. стены нефа и трансепта; см.: Prache. 1978. P. 15-24). Освящение церкви в присутствии многочисленных прелатов и паломников совершил папа Римский Лев IX (1049-1054), при этом раку Р. обнесли вокруг города (1-2 окт. 1049); освящение храма и Собор, проведенный затем понтификом, описаны в сказании мон. Ансельма (PL. 142. Col. 1415-1440; ActaSS. Oct. T. 1. P. 176-185; см.: Ibid. P. 117-120). Церковь была перестроена при аббате Пьере де Селе (1162-1181), к-рый возвел новый фасад и стрельчатые своды, а также заменил алтарную часть просторным хором, окруженным деамбулаторием с 5 капеллами; работы были завершены к нач. XIII в. Здание храма без существенных изменений сохранялось до 1918 г., когда оно сильно пострадало от бомбардировки и пожара и было отреставрировано в 30-х гг. XX в. под рук. А. Денё.

Положение аббатства ухудшилось в XIII в., когда оно перешло под контроль короля, а бург Сен-Реми был включен в состав города (Poussin. 1857. P. 62-65; Prache. 1978. P. 3). После введения режима комменды в 1473 г. и особенно после того, как должность аббата в 1551 г. была присоединена к архиепископской кафедре, мон-рь начал приходить в упадок; его возрождение было связано с включением в 1627 г. в конгрегацию мавристов. Архиеп. Робер де Ленонкур (1508-1532) подарил аббатству 10 гобеленов со сценами жизни и чудес святого, которые вывешивали в хоре во время больших праздников (Poussin. 1857. P. 222-237; Weigert. 2016). По заказу его племянника, кард. Робера де Ленонкура, в 30-х гг. XVI в. была выполнена монументальная гробница-мавзолей для раки Р., украшенная статуями 12 пэров Франции и установленная за главным алтарем (ActaSS. Oct. T. 1. P. 121-122; Poussin. 1857. P. 182-185). В 1643 г. ювелиру Антуану Лесписье была заказана новая серебряная рака, в к-рую в 1650 г. вложили старинную раку, изготовленную архиеп. Гинкмаром Реймсским (Givelet e. a. 1896). Во время вскрытия в 1646 г. мощи Р. обнаружили нетленными (ActaSS. Oct. T. 1. P. 122-123; Givelet e. a. 1896. P. 303-307, 331-333). Почти все средневек. здания аббатства, кроме церкви, были разрушены пожаром в ночь на 16 янв. 1774 г.; на их месте возвели новые сооружения. Во время Французской революции (1789-1799) аббатство было закрыто, церковь передана приходу, в остальных помещениях расположился госпиталь. В окт. 1793 г., в период якобинского террора, гробницу Р. разрушили, а мощи закопали вместе с останками неизвестного солдата. В 1795 г. мощи Р. были опознаны и вскоре возвращены в церковь; с того времени они неоднократно подвергались освидетельствованию, чтобы исключить сомнения в их подлинности (Cerf. 1866; Tourneur. 1877). В 1824 г. святыню поместили в медную раку, а в 1847 г. восстановили гробницу-мавзолей, использовав при этом уцелевшие статуи. Во время празднования 1400-летия крещения кор. Хлодвига (1896) для мощей Р. изготовили раку из позолоченной бронзы. В 1906 г., после принятия закона об отделении Церкви от гос-ва, кард. Луи Жозеф Люсон велел тайно вывезти мощи в аббатство Маредсу (Бельгия), где они хранились до 1914 г. Святыню вывозили из Реймса во время первой мировой войны, а затем в 1940 г., в период герм. наступления. После возвращения в 1941 г. в Реймс мощи были освидетельствованы при участии историков и медиков (Goy. 1997).

Покровитель французской монархии

Совр. исследователи прослеживают связь между почитанием Р. и монархической идеологией, начиная с правления имп. Людовика Благочестивого (814-840). Стремясь обозначить преемственность франк. монархии и напомнить подданным об особом положении франков как «избранного народа», в 816 г. Людовик Благочестивый принял имп. помазание от папы Римского в Реймсе. Он провозгласил Р. крестителем и покровителем «нашего франкского народа», небесным защитником королевства (Depreux. 1991; Isaïa. 2010). Еще ранее Алкуин именовал Р. «учителем франков» (Francorum doctor - см.: Depreux. 1992. P. 124), но представление о святом как о просветителе франков сложилось только благодаря усилиям архиеп. Гинкмара Реймсского. В речи, произнесенной во время коронации Карла Лысого в 869 г. в Меце, архиеп. Гинкмар упомянул о крещении кор. Хлодвига и его подданных Р., апостолом франков, и о коронации имп. Людовика Благочестивого. По словам архиеп. Гинкмара, после крещения Р. помазал кор. Хлодвига на царство ниспосланным с небес миром, «которое и сейчас у нас имеется» (Annales Bertiniani / Ed. G. Waitz. Hannover, 1883. P. 104-105. (MGH. Script. Rer. Germ.; 5)). Миро (хризма), чудесным образом явленное для помазания Хлодвига, упоминается и в оффиции Р., к-рый, возможно, также составил архиеп. Гинкмар (см.: Depreux. 1991. P. 243-247). Высказывалось мнение, что предание о чудесном мире возникло после обнаружения стеклянного сосуда во время вскрытия гробницы и перенесения мощей Р. в 852 г. (Oppenheimer. 1953). Опираясь на прецеденты с кор. Хлодвигом и имп. Людовиком Благочестивым, архиеп. Гинкмар Реймсский претендовал на исключительное право совершать коронацию (помазание) западнофранк. государей: 1 окт. 856 г., в день памяти Р., он совершил помазание Юдифи, дочери кор. Карла Лысого, к-рая должна была стать англосакс. королевой; в 869 г. он помазал кор. Карла Лысого, а в 877 г.- его преемника кор. Людовика II Заику. По-видимому, в то время идеи архиеп. Гинкмара Реймсского не получили широкого признания (Carozzi. 1997). Однако в каролингских мартирологах Адона Вьеннского и Узуарда Р. был представлен как креститель франков, к-рых отождествляли с населением Западнофранкского королевства (Depreux. 1992. P. 112-113). Усилиями архиеп. Фулька, который энергично насаждал идеи своего предшественника Гинкмара, в кон. IX в. окончательно утвердилось представление о Р. как об апостоле франков. Архиеп. Фульк даже добился от папы Формоза подтверждения этого титула Р. (Flodoardus. Historia Remensis ecclesiae. IV 2; см.: Depreux. 1992. P. 124-129; Bur. 1997. P. 57-58). В X в. Р. нередко представляли как покровителя западнофранк. монархии (Roberts. 2014) и приписывали архиепископу Реймсскому исключительное право короновать франк. королей и императоров (Flodoardus. Historia Remensis ecclesiae. II 19).

Коронации каролингских монархов проводились разными прелатами и в разных местах, но значение Реймса повышалось по мере ослабления Западнофранкского королевства: владения последних Каролингов находились в Реймсской церковной пров.; монархи называли Р. своим покровителем и защитником гос-ва, их обычно хоронили в аббатстве Сен-Реми (McKitterick R. The Carolingian Kings and the See of Rheims, 882-987 // Ideal and Reality in Frankish and Anglo-Saxon Society: Studies Presented to J. M. Wallace-Hadrill / Ed. P. Wormald. Oxf., 1983. P. 228-249; Depreux. 1991; Bur. 1997. P. 58-60). Так, в 893 г. кор. Карл III Простоватый был возведен на престол в Реймсе и делал пожертвования Сен-Реми; его супруга Фредеруна была помазана на царство перед мощами Р. и впосл. похоронена в Сен-Реми. Свергнув Карла Простоватого, гр. Роберт I в 922 г. организовал собственную коронацию в Реймсе. Людовик IV Заморский в 936 г. был коронован архиепископом Реймсским в Лане и в 954 г. похоронен в Сен-Реми; там же впосл. похоронили его вдову Гербергу. В Сен-Реми был коронован (954) и погребен (986) их сын Лотарь. Правители из династии Капетингов уделяли меньше внимания почитанию Р., рассматривая как своих покровителей святых Мартина Турского и Дионисия Парижского. Однако они следовали традиции последних Каролингов и принимали помазание в Реймсе или по крайней мере от архиепископа Реймсского. В 999 г. архиепископ получил от папы Сильвестра II привилегию, закрепившую за ним исключительное право короновать франц. монарха (Jaffé. RPR. N 3908). В связи с коронацией Филиппа I (1059) архиеп. Гервасий (Жерве де Беллем) высказал претензию на церковное первенство во Франции, опираясь на подложную привилегию папы Гормизды (Bur. 1997. P. 65-66). Папа Римский Урбан II отверг притязания архиепископа Реймсского, но признал его право короновать франц. короля, связав эту привилегию с крещением кор. Хлодвига (25 дек. 1089 - Jaffé. RPR. N 5415). После этого прерогатива архиепископа Реймсского в основном получила признание. Коронация Людовика VI (1108), проведенная по политическим причинам архиепископом Сансским в Орлеане, стала предметом ожесточенной полемики. Т. о., к XII в. Р. стал рассматриваться как один из важнейших франц. святых - покровителей королевства.

Архиеп. Гинкмар Реймсский в Житии Р. (Vita Remigii. 1896. P. 296-297) и затем каноник Флодоард Реймсский (Flodoardus. Historia Remensis ecclesiae. I 13) изложили предание о происхождении чудесного мира: во время крещения кор. Хлодвига клирик, к-рому было поручено принести миро, опоздал, но спустившийся с неба голубь принес в клюве флакон с миром. Это предание получило известность благодаря историческому труду Аймоина из Флёри (ок. 1000). Однако самое раннее упоминание об использовании чудесного мира связано с коронацией Людовика VII, совершённой в 1131 г. папой Римским Иннокентием II (Bur. 1997. P. 69-70). После этого миро использовалось при каждой коронации, проводившейся в Реймсе. Стеклянный флакон (ампула) с миром, заключенный в реликварий из серебра и золота, хранился в монументальной гробнице Р. в аббатстве Сен-Реми. Перед коронацией аббат (впосл. великий приор) в сопровождении монахов и монастырских вассалов торжественно переносил флакон в кафедральный собор. В 1793 г. представитель Конвента Ф. Ж. Рюль публично уничтожил флакон, но горожане сохранили нек-рые осколки и даже часть содержимого. В 1823 г. остатки флакона и мира поместили в новый реликварий, к-рый использовали во время коронации Карла X (1825). Святыня хранится в резиденции архиепископа Реймсского.

Соч.: MGH. Epp. T. 3. P. 112-116.
Ист.: CPL, N 1070-1073; BHL, N 7150-7173; ActaSS. Oct. T. 1. P. 59-187; Fredegarius Scholasticus. Chronicae. III 16, 21 // MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 98-99, 101; Ionae Vitae sanctorum Columbani, Vedastis, Iohannis / Ed. B. Krusch. Hannover; Lpz., 1905. P. 309-320. (MGH. Script. Rer. Germ.; 37); Venant. Fort. Vita sancti Remedii // Idem. Opera pedestria / Ed. B. Krusch. B., 1885. P. 64-67. (MGH. AA; T. 4. Pars 2); Vita Remigii episcopi Remesis auctore Hincmaro // MGH. Scr. Mer. 1896. T. 3. P. 239-349; Flodoardus. Historia Remensis ecclesiae = Flodoard von Reims. Die Geschichte der Reimser Kirche / Hrsg. M. Stratmann. Hannover, 1998. (MGH. SS; 36); Sacramentaire et martyrologe de l'abbaye de Saint-Remy: Martyrologe, calendrier, ordinaires et prosaire de la métropole de Reims (VIIIe-XIIIe siècles) / Éd. U. Chevalier. P., 1900; Richier. La Vie de St. Remi: Poème du XIIIe siècle / Éd. W. N. Bolderston. L., 1912; Иаков Ворагинский. Золотая легенда / Пер.: И. И. Аникьев, И. В. Кувшинская. М., 2017. Т. 1. С. 141-143; 2018. Т. 2. С. 369-371; Miracula S. Remigii, episcopi Remensis seculo XIV ex codice Bruxellensi 5538-39 // AnBoll. 1885. T. 4. P. 337-343; Le mystère de St. Remi / Éd. J. Koopmans. Gen., 1997.
Лит.: Poussin C. Monographie de l'abbaye et de l'église de St.-Remi de Reims. Reims, 1857; Cerf Ch. Authenticité des reliques de St. Remi. Reims, 1866; Aubert A. Histoire de St. Remi, 436-532. Chalons-sur-Marne, 18722; Tourneur V. Étude sur les reliques de St.-Remi. Reims, 1877; Avenay É., d'. St. Remi de Reims, apôtre des Francs (437-533). Lille, 1896; Givelet Ch. e. a. L'ancienne châsse de St. Remi // Travaux de l'Académie nationale de Reims. 1896. T. 97. P. 293-355; Jadart H. La vie de St. Remi dans la poésie populaire // Ibid. P. 115-169; Baix F. Les sources liturgiques de la Vita Remigii de Hincmar // Miscellanea historica in honorem A. de Meyer. Louvain, 1946. T. 1. P. 211-227; Oppenheimer F. The Legend of the St. Ampoule. L., 1953; Hourlier J. Extension du culte de St. Remy en Italie // EGreg. 1954. T. 1. P. 181-185; idem. Le monastère de St.-Remi de Reims et ses abords au Moyen Âge // Mémoires de la Société d'agriculture, commerce, sciences et arts du département de la Marne. 1960. T. 75. P. 37-56; idem. L'affaire de Neuilly-Saint-Front (814-876) // Ibid. 1961. T. 76. P. 61-74; Jones A. H. M. e. a. The Authenticity of the «Testamentum S. Remigii» // RBPH. 1957. T. 35. N 2. P. 356-373; Dévisse J. Hincmar, archevèque de Reims (845-882). Gen., 1976. 3 vol.; Prache A. St.-Remi de Reims: L'œuvre de Pierre de Celle et sa place dans l'architecture gothique. Gen.; P., 1978; Platelle H., Celletti M. C. Remigio // BiblSS. Vol. 11. Col. 104-113; Schäferdiek K. Remigius von Reims: Kirchenmann einer Umbruchszeit // ZKG. 1983. Bd. 94. S. 256-278; Depreux Ph. St. Remi et la royauté carolingienne // RH. 1991. T. 285. N 2. P. 235-260; idem. «Imbuendis ad fidem prefulgidum surrexit lumen gentibus»: La dévotion à St. Remi de Reims aux IXe et Xe siècles // Cah. Civ. Med. 1992. T. 35. N 138. P. 111-129; Bonne J.-C. Les ornements de l'histoire: (À propos de l'ivoire carolingien de St. Remi) // Annales: Histoire, Sciences Sociales. P., 1996. T. 51. N 1. P. 37-70; Bur M. Aux origines de la «religion de Reims»: Les sacres carolingiens: Un réexamen du dossier, 751-1131 // Clovis: Histoire et mémoire / Éd. M. Rouche. P., 1997. Pt. 2. P. 45-72; Carozzi C. Du baptême au sacre de Clovis selon les traditions remoises // Ibid. P. 29-43; Goudesenne J.-F. La musique de l'ancien office de St. Remi retrouvée (VIIIe-IXe siècles) // Ibid. P. 103-128; Goy J. Les reliques de St. Remi apôtre des Francs // Ibid. P. 649-657; Lusse J. А propos du testament de St. Remi // Ibid. Pt. 1. P. 451-467; Rouche M. La destinée des biens de St. Rémi durant le Haut Moyen Âge // Idem. Le choc des cultures: Romanité, Germanité, Chrétienté durant le Haut Moyen Âge. Villeneuve d'Ascq, 2003. P. 85-105; Isaïa M.-C. Retour à Reims: Édition critique de l'«Historia relationis» de Rotgar de Saint-Remi (883-900) (BHL 7166) // Parva pro magnis munera: Études de littérature latine tardo-antique et médiévale offertes à Fr. Dolbeau par ses élèves. Turnhout, 2009. P. 445-491; eadem. Remi de Reims: Mémoire d'un saint, histoire d'une église. P., 2010; eadem. The Bishop and the Law, according to Hincmar's Life of St. Remigius // Hincmar of Rheims: Life and Work / Ed. R. Stone, Ch. West. Manchester, 2015. P. 170-189; Haubrichs W. Testamentum Remigii: Les appellations des servi, coloni et parentes dans le testament de l'évêque St. Remi de Reims // Nouvelle revue d'onomastique. P., 2010. T. 52. P. 155-185; Roberts E. Flodoard, the Will of St. Remigius and the See of Reims in the 10th Cent. // Early Medieval Europe. Oxf. etc., 2014. Vol. 22. N 2. P. 201-230; Barrett G., Woudhuysen G. Remigius and the «Important News» of Clovis Rewritten // Antiquité Tardive. Turnhout, 2016. T. 24. P. 471-500; Weigert L. J. Between Mass and «Mystère»: The Life of St. Remigius and the Ceremonial Function of Choir Tapestries // Europe's Rich Fabric: The Consumption, Commercialisation, and Production of Luxury Textiles in Italy, the Low Countries and Neighbouring Territories (14th-16th Cent.). Farnham, 2016. P. 69-89; Halfond G. I. Bishops and the Politics of Patronage in Merovingian Gaul. Ithaca; L., 2019.
А. А. Королёв
Ключевые слова:
Епископы Римско-католической Церкви Святые Римско-католической Церкви Почитание святых в Римско-католической Церкви Ремигий († 13.01.533 (?)), епископ г. Ремы (ныне Реймс, Франция), апостол франков, крестивший франкского короля Хлодвига I (481/2-511), святой (пам. зап. 13 и 15 янв.., 1 окт.)
См.также:
ГЕРМАН (ок. 495 - 576), еп. г. Паризии, св. (пам. 28 мая)
ЕВСЕВИЙ († 371), еп. г. Верцеллы (ныне Верчелли, Италия), церковный деятель и богослов, боролся с арианской ересью, свт. (пам. зап. 15 дек.)
ИЛАРИЙ (ок. 315 - 367), свт. (пам. зап. 13 янв.), еп. Пиктавийский, богослов, отец и учитель Церкви
ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ († 636), еп. Гиспальский, лат. церковный писатель, богослов, энциклопедист; католич. св. (пам. 4 апр.)
ИУЛИАН (до 644 - 690), св. (пам. зап. 14 янв., 29 янв.), еп. г. Толет, церковный писатель
КЕНТИГЕРН († 612 или 614?), св. (пам. зап. 13 янв.), еп., почитается как основатель еп-ства Глазго (Шотландия)
КОРЕНТИН [Коурентин] (VI в.?), св. (пам. зап. 12 дек.), по преданию, 1-й еп. Кемпера (ныне еп-ство Кемпер и Леон, Бретань, Франция)
ЛЕАНДР († ок. 600), св. (пам. зап. 27 февр., 13 марта), еп. г. Гиспалис (ныне Севилья, Испания)