Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

РЕМЕТА
59, С. 481-482 опубликовано: 10 марта 2025г. 


РЕМЕТА

Церковь вмч. Димитрия Солунского (XVI в.) с колокольней (1735). Фотография. 2018
Церковь вмч. Димитрия Солунского (XVI в.) с колокольней (1735). Фотография. 2018

Церковь вмч. Димитрия Солунского (XVI в.) с колокольней (1735). Фотография. 2018
(Велика-Ремета), муж. мон-рь во имя вмч. Димитрия Солунского в Сремской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен в вост. части Фрушка-Горы, между мон-рями Гргетег и Крушедол, близ с. Велика-Ремета (бывш. монастырского посада). По преданию, Р. основал серб. кор. Стефан Драгутин (см. Феоктист, прп.) в 1286 г. на месте древней обители католич. отшельников (к греч. слову «еремит» (отшельник) возводят название монастыря) ордена паулинов, но скорее всего она возникла в кон. XV - нач. XVI в. Впервые упоминается в 1543 г. в фирмане султана Сулеймана I, регулировавшего имущественные отношения, к 1562 и 1566 гг. относятся упоминания в др. источниках. Согласно записям, в Р. были переписаны в 1560 г. Четвероевангелие (МСПЦ. 336/Шишатовац), а в 1568 г.- мон. Василием, при игум. Зосиме, служебная Минея на сент. (Там же. 152/Велика Ремета; см. Суботин-Голубовић Т. Српско рукописно наслеђе од 1557. г. до сред. XVII в. Београд, 1999. С. 169-170). В XVII-XVIII вв. насельники Р. неоднократно посещали Россию для сбора пожертвований: в сент. 1622 и марте 1624 г.- игум. Антоний и иером. Георгий, в дек. 1628 г.- архим. Григорий, «попы» Иоиль и Георгий и дьяк Феодор (Москва - Сербия, Белград - Россия: Сб. док-тов и мат-лов. М.; Белград, 2009. Кн. 1. С. 221-222, 225-227, 229-231), в 1721 г.- иеромонахи Викентий и Арсений (Димитриjевић С. М. Грађа за cрпску историjу из рус. архива и б-ка. Сараjево, 1922. С. 189-194. (ССКА. 1922. Други разред. Књ. 45)). В 1709 г. в Р. был похоронен митр. Бачский Стефан (Метохиец). В 1716 г. турки сожгли обитель, но она была вскоре восстановлена трудами митр. Карловацкого Викентия (Поповича). Во время австро-турецкой войны 1737-1739 гг. в Р. с ризницей и богослужебными книгами пришли насельники во главе с наместником Михаилом из обители Раковица. 14 сент. 1739 г. реметские монахи во главе с наместниками Михаилом и Германом и раковицкие насельники во главе с наместниками Даниилом и Моисеем составили договор об объединении своих обителей (Руварац. 1906). 7 дек. 1845 г. реметский игум. Иоанн (Йованович) написал послание к российскому имп. Николаю I, в к-ром рассказал об объединении братии 2 обителей и просил на основании грамоты, выданной российским имп. Петром I Раковице, оказать помощь и Р. (Там же). После 1788 г. здесь нашли укрытие монахи мон-ря Волявча. К кон. XIX в. Р. сильно обеднела. В 1878 г. в ней проживали игум. Евлогий (Кузманович), иером. Мефодий (Любинкович), иеродиакон и 7 «душ служителей», а в 1880 г. кроме того же игумена упоминались мон. Исидор (Йованович) и неск. пожилых женщин с детьми, живших в самой обители, а остальные монахи селились по окрестным домам (Симић. 2014. С. 618). Р. была обновлена при патриархе Сербском Георгии (Бранковиче; 1890-1907).

Во время второй мировой войны Р. была разграблена и сожжена. В 1951 г. в келейных корпусах открылся дом отдыха. В 1959 г. была проведена консервация церкви, в 1970 г. устроена часовня в честь Успения Пресв. Богородицы. В 1982 г. восстановлены кровля и купол.

Монастырский комплекс представляет собой прямоугольник из 2-этажных келейных корпусов (1722-1732). В его центре располагается однонефный крестообразный храм (не позже XVI в.) с куполом, на месте притвора в 1735 г. братья Андриевичи возвели 7-ярусную колокольню высотой 38,6 м в барочном стиле (это самая высокая колокольня на Фрушка-Горе, внутри устроена часовня во имя св. Иоанна Предтечи). Фасады церкви в 30-50-х гг. XVIII в. были украшены в барочном стиле, в 1746 г. поставлен новый купол. Стены храма выложены на 2/3 из тесаного камня, верхняя часть и свод - из кирпича (кирпичная кладка была, вероятно, сделана при ремонте в 1722). Оконные проемы оформлены подобно окнам храма мон-ря Крушедол. В 1567-1568 гг. церковь была расписана, фрагменты фресок сохранились в нишах на фасаде (вмч. Димитрий Солунский, сидящий на престоле в военных доспехах) и в алтаре (в диаконнике - Богородица Оранта, а возле жертвенника - Спаситель). Иконостас 1850 г. был утрачен во время второй мировой войны, часть икон хранится в музеях. Престольные иконы были написаны московскими мастерами в 1687 г. Реликвией мон-ря является чудотворная икона Пресв. Богородицы XVI в.

Из Р. происходит портрет российского имп. Петра I (ЭРЖ-2213; холст, масло, 111,5×81 см), свидетельствующий о почитании рус. правителя среди сербов. Согласно монастырской легенде, самодержец прожил здесь 6 недель во время «бегства от стрельцов» и в благодарность за теплый прием подарил монахам свое изображение и предоставил ежегодную субсидию в 300 р., к-рую обитель получала до 40-х гг. XIX в. Однако эта легенда противоречит частично сохранившейся на подрамнике картины записи от 22 мая 1821 г., сообщающей о ее вкладе супругами Павлом и Натальей Панайтович из г. Сремски-Карловци. Портрет находился в настоятельских покоях и подобно иконе являлся предметом поклонения (Качановский В. В. Петр Великий в Сербии // ДНР. 1879. Т. 15. С. 17-19). Это произведение привлекло внимание российских исследователей и при согласии митр. Сербского Михаила (Йовановича) и при посредничестве обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева в 1880 г. было передано в С.-Петербург и вошло в коллекцию Эрмитажа. Изначально считалось, что реметский портрет является работой представителя нем. школы, но впосл. было высказано мнение, что его выполнил серб. мастер, вероятно, с некой гравюры, послужившей образцом и для портрета российского царя кисти голл. худож. Н. Верколье (1-я пол. XVIII в.),- при идентичности композиции и положения фигур, облаченных в сходные костюмы, серб. вариант отличается колористическим решением, рядом деталей и экспрессивно суровым выражением лица самодержца (см.: Бахарева. 2017). Хронологически как создание реметского изображения, так и обнаруженные в нем поновления, можно ограничить периодом с 1716/17 (2-е заграничное путешествие Петра I) по 1821 г. В 1881 г. в благодарность за портрет монахи получили из России денежную компенсацию и его копию. В годы второй мировой войны эта копия была изъята усташами, долгое время хранилась в Загребе и впосл. вернулась в Р. (Симић. 2014).

Лит.: [Руварац Д.] Манастир Раковица и Ремета // Српски Сион. Београд, 1906. Бр. 12. С. 340-343; Манастир Велика Ремета у Срему. Нови Сад, 1940; Васић П. Аутори, порекло и значаj престоних икона из ман-ра Велика Ремета // Зб. за друштвене науке. Нови Сад, 1961. Књ. 28. С. 79-94; Милановић-Jововић О., Момровић П. Фрушкогорски ман-ри. Београд, 1963. С. 24; Матић В. Звоник ман-ра Велика Ремета и његови ктитори // ЗЛУ. 1978. Књ. 14. С. 299-323; он же. Манастир Велика Ремета. Велика Ремета, 1981. Крушедол, 20092; он же. Архитектура фрушкогорских ман-ра: Касносредњевек. црквене грађевине. Нови Сад, 1984; Ракић З. Великореметске иконе из 1687. г. и њихови аутори // ЗЛУ. 1986. Књ. 22. С. 127-146; Стефановић Д. Искуство ман-ра Велика Ремета // Фрушкогорски ман-ри: Зб. радова. Нови Сад, 1990. С. 351-356; Штрасер П. Ктитори и приложници ман-ра Велика Ремета. Сремски Карловци, 2004; Ковачевић Д. Велика Ремета: Прилог за историjу ман-ра // Споменица ист. архива «Срем». Сремски Карловци, 2005. Бр. 4. С. 46-57; он же. Манастир Велика Ремета у XVIII в. // Там же. 2006. Бр. 5. С. 64-77; он же. Велика Ремета: Ман-р св. Димитриjа. Сремски Карловци, 2013; Нинковић Н. Инвентар ман-ра Велика Ремета из 1896 г. // Споменица ист. архива «Срем». 2009. Бр. 8. С. 169-192; Симић В. О портрету Петра Великог из ман-ра Велика Ремета // Три века Карловачке митрополиjе, 1713-2013: Зб. радова науч. скупа, Сремски Карловци, 1. Нов. 2013. Нови Сад, 2014. С. 611-636; Бахарева Н. Ю. «Сербский» портрет Петра I: Проблемы атрибуции // Тр. ГЭ. СПб., 2017. Т. 90: Петровское время в лицах - 2017. Мат-лы науч. конф. С. 71-80.
О. А. Кузеванов