[Лат. Leander; испан. Leandro] († ок. 600), св. (пам. зап. 27 февр., 13 марта), еп. г. Гиспалис (ныне Севилья, Испания). Согласно утвердившейся в историографии т. зр., был самым влиятельным церковным иерархом Вестготского королевства в кон. VI в., сыграл решающую роль в подготовке и проведении III Толетского Собора (см. Толедские Соборы), на котором было объявлено об отказе вестготов от арианства. О Л. сообщается в трудах современных ему испанских и иностранных авторов, в т. ч. лично его знавших. Однако почти все упоминания в источниках отрывочны, поэтому вопросы, связанные с жизнью и деятельностью Л., остаются предметом дискуссий. Самые подробные сведения содержатся в сочинении его брата Исидора Севильского «О знаменитых мужах» (Isid. Hisp. De vir. illustr. 28), а также в трудах св. Григория I Великого, папы Римского, в Хронике Иоанна, аббата Бикларского монастыря (см. Иоанн Бикларийский), и в актах III Толетского Собора.
Согласно Исидору, Л. стал монахом, а затем был возведен на епископскую кафедру Гиспалиса, митрополии церковной пров. Бетика (professione monachus et ex monacho Hispaliensis ecclesiae... constitutus episcopus). Время и обстоятельства избрания Л. на кафедру неизвестны. По-видимому, это произошло незадолго до 579 г., когда в Бетику прибыл св. Эрменегильд (см. Ерминингельд), сын вестгот. кор. Леовигильда (568/9-586). В пользу такой датировки свидетельствует порядок подписей испан. митрополитов под актами III Толетского Собора: имя Л. стоит после имен Масоны, еп. Эмеритского, и Евфимия, еп. Толетского (возведены на кафедры в 70-х гг. VI в.), но перед именем Пантарда, еп. Бракарского, рукоположенного в 579 или 580 г. (La Colección. 1992. P. 139-140).
Королевич Эрменегильд, управлявший Бетикой по поручению отца, вскоре отрекся от арианства, к-рое исповедовали вестготы, и принял кафолическую веру. Согласно Григорию Турскому, он сделал это под влиянием жены, франк. принцессы Ингунды (Greg. Turon. Hist. Franc. V 38), но папа Григорий Великий считал обращение Эрменегильда заслугой Л. (Leandro Hispalitano episcopo... praedicante conuersus est - Greg. Magn. Dial. III 31. 1). Вскоре Эрменегильд поднял мятеж против отца и провозгласил себя королем вестготов. Установив контроль над Гиспалисом и др. городами Бетики, он обратился за помощью к византийцам, к-рые удерживали ряд крепостей на юж. побережье Испании (по словам Григория Турского, Эрменегильд «перешел на сторону [византийского] императора»). Вероятно, Л. отправился в К-поль, чтобы убедить имп. Маврикия (582-602) оказать поддержку восставшим (см.: Thompson. 1969. P. 21). Там он познакомился с диак. Григорием (впосл. папа Римский Григорий I Великий), апокрисиарием папы Пелагия II при дворе визант. императора. Об этом Григорий Великий упоминал в прологе к соч. «Моралии» (толкование на Книгу Иова), основанному на цикле проповедей, к-рые он произнес в К-поле. Согласно Григорию, Л. прибыл в визант. столицу с поручением, связанным с «верой вестготов» (te illuc iniuncta pro causis fidei Wisigotharum legatio perduxisset - Greg. Magn. Moral. Prologus // Grégoire le Grand. Morales sur Job: Livres 1-2 / Éd. R. Gillet, A. de Gaudemaris. P., 1950. P. 114. (SC; 32)). По-видимому, миссия Л. завершилась неудачей. Григорий Турский сообщает, что кор. Леовигильд подкупил византийского префекта Испании и тот в решающий момент отказался поддержать мятежников. В 584 г., после длительной осады, королевское войско захватило Гиспалис. Бежавший из города Эрменегильд вскоре сдался победителям. Т. о., восстание было подавлено. Однако жена Эрменегильда, принцесса Ингунда, и малолетний сын Атанагильд попали в руки византийцев, к-рые отправили их в К-поль (в пути Ингунда скончалась).
Григорий Великий - единственный автор, к-рый упоминал о причастности Л. к восстанию Эрменегильда. В испан. источниках восстание описывается как беззаконный мятеж «тирана» (tyrannum filium - Ioannes Biclarensis. Chronicon. 582. 2), к-рый привел к междоусобной борьбе вестготов (Gothi... bifarie divisi mutua caede vastantur - Isid. Hisp. Chron. 408a) и имел тяжелые последствия для «римского» (кафолического) населения страны (Ioannes Biclarensis. Chronicon. 579. 3). В VI в. восстания и выступления узурпаторов, к-рыми сопровождалась смена правителей, дестабилизировали положение в Вестготском королевстве. Поэтому испан. авторы положительно воспринимали деятельность кор. Леовигильда, который подавил ряд мятежей, устранил влиятельных магнатов, успешно противостоял византийцам и упрочил контроль над страной. Большинство испан. клириков лояльно относились к Леовигильду из-за его религ. политики. Король рассматривал арианство как «готскую веру», а православие - как «веру римлян», стремясь предотвратить попытки религ. прозелитизма (см.: Thompson. 1969. P. 31-39, 105-109). Во время восстания Эрменегильда, участники к-рого поддерживали кафолических клириков и преследовали ариан, баланс между вестготами-арианами и правосл. населением был нарушен. С целью облегчить возвращение вестготов, принявших кафолическую веру, в арианство Леовигильд отменил арианский обычай повторного крещения (Ioannes Biclarensis. Chronicon. 580. 2); позднее он отменил также исповедание веры Аримино-Селевкийского Собора, признав Сына равным Отцу, но отрицая равенство Св. Духа (см. ст. Духоборчество) (Greg. Turon. Hist. Franc. VI 18). Лояльность церковных иерархов к кор. Леовигильду обусловила их отрицательное отношение к восстанию Эрменегильда. Испан. авторы игнорировали религ. мотивы мятежников и умалчивали о роли Л. в восстании. Упоминания об Эрменегильде и о его обращении в кафолическую веру отсутствуют как в актах III Толетского Собора, так и в письмах папы Григория Великого, отправленных в Испанию (в «Диалогах» Григорий прославлял Эрменегильда как мученика).
Нет сведений о том, когда и при каких обстоятельствах Л. вернулся в Испанию. В письме, составленном не ранее 591 г., Лициниан, еп. Нов. Карфагена, упоминал, что «несколько лет тому назад» (ante paucos annos) Л. «поспешно» прибыл в Испанию из «царского города» (К-поля) и посетил Нов. Карфаген (remeans de urbe regia... festinens pertransiit - Greg. Magn. Reg. epist. I 41a; см.: Martyn. 2006). По-видимому, это произошло после подавления восстания Эрменегильда, но до кончины кор. Леовигильда (весна 586). Под 585 г. в Хронике Иоанна Бикларского сообщается: «Прославился Леандр, епископ Гиспальской Церкви» (Leander Hispalensis ecclesiae episcopus clarus habetur - Ioannes Biclarensis. Chronicon. 585. 7). Точное значение этой записи трудно установить; оно могло быть связано с возвращением Л. в Испанию из К-поля. Подавив мятеж Эрменегильда, король стал притеснять видных готов-кафоликов. Так, еп. Масона Эмеритский и аббат Иоанн Бикларский были на время отправлены в изгнание. Григорий Великий в повествовании о кончине Леовигильда упоминал, что король «ранее жестоко притеснял» Л. (quem prius uehementer adflixerat - Greg. Magn. Dial. III 31. 6). Возможно, епископ также подвергся кратковременной ссылке.
Григорий Великий и Исидор Севильский приписывали Л. решающую роль в отречении от арианства кор. Реккареда I (586-601), младшего сына и преемника Леовигильда. Согласно преданию, изложенному Григорием Великим, Леовигильд, испытывая раскаяние из-за гибели Эрменегильда, во время предсмертной болезни призвал Л. и завещал ему обратить Реккареда в кафолическую веру (Greg. Magn. Dial. III 31. 6). Менее чем через год после вступления на престол Реккаред принял правосл. крещение и на собрании арианских церковных иерархов заявил о намерении «вернуть весь народ готов и свевов к миру и единению с христианской Церковью» (Ioannes Biclarensis. Chronicon. 587. 5). Вскоре он передал православным церквам и мон-рям ранее конфискованное у них имущество. На III Толетском Соборе (май 589) арианство было запрещено, а правосл. вера стала офиц. религией Вестготского королевства. Согласно Иоанну Бикларскому, в Соборе приняли участие 72 епископа. Л. руководил заседаниями Собора вместе с Евтропием, аббатом Сервитанского мон-ря (summa tamen synodalis negotii penes sanctum Leandrum Hispalensis ecclesiae episcopum et beatissimum Eutropium monasterii Servitani abbatem fuit - Ioannes Biclarensis. Chronicon. 590. 1). Епископ произнес заключительную речь, посвященную обращению вестготов в кафолическую веру. Возможно, он составил также вступительную речь кор. Реккареда, являвшуюся фактически пространным исповеданием веры (La Colección. 1992. P. 50-64). Среди постановлений Собора - 23 анафематизма, направленные против арианства, и 23 дисциплинарных канона. Испан. епископы впервые вынесли решения, связанные с гражданским управлением (в определенных случаях они могли контролировать чиновников; женщин, виновных в сожительстве с клириками, карала светская власть). Утверждение королем постановлений III Толетского Собора, получивших силу закона, стало важным прецедентом; каноны последующих Соборов также становились частью вестгот. законодательства. Решения III Толетского Собора во многом способствовали утрате вестгот. идентичности, смешению готов с «римским» населением Испании.
Вскоре после 589 г. на провинциальных Соборах были вынесены постановления, уточнявшие и дополнявшие отдельные каноны III Толетского Собора. В ц. Св. Иерусалим в Гиспалисе собрались 7 епископов Бетики под рук. Л. (4 нояб. 590). Они рассмотрели темы отчуждения церковного имущества епископами и сожительства клириков с женщинами. Королевские судьи с разрешения епископа должны были продать виновную женщину в рабство, исключив возможность продолжения незаконной связи (Concilios visigóticos e hispano-romanos / Ed. J. Vives. Madrid; Barcelona, 1963. P. 151-153).
После возвращения в Испанию Л. вступил в переписку с Григорием I Великим, избранным на Папский престол в 590 г. В «Диалогах», составленных, вероятно, ок. 593-594 гг., понтифик называл Л. «давним другом» (dudum mihi in amicitiis familiariter iuncto - Greg. Magn. Dial. III 31. 1). Епископ отправил в Рим отчет о III Толетском Соборе. В ответном письме (апр. 591) Григорий Великий поздравил его с обращением кор. Реккареда и всех вестготов, а также ответил на вопросы, связанные с обрядом крещения (Idem. Reg. epist. I 41). Указывая на то, что арианские клирики крестили троекратным погружением, Л. спрашивал понтифика, допустимо ли совершать однократное погружение, чтобы не уподобляться еретикам (высказывалось мнение, что однократное погружение практиковалось в Испании со времен раннего христианства и его не следует считать правосл. реакцией на особенности арианского обряда; см.: Smyth. 2007). С таким же вопросом Л. обратился к свт. Иоанну IV Постнику, патриарху К-польскому (582-595), с которым, возможно, познакомился во время пребывания в столице Византийской империи. Патриарх отправил Л. подборку мнений отцов Церкви о желательности троекратного погружения (Isid. Hisp. De vir. illustr. 26). Однако Григорий Великий заявил, что разнообразие обрядов не имеет большого значения и не препятствует единству Вселенской Церкви, хранящей истинную веру (in una fide nil officit sanctae ecclesiae consuetudo diuersa), поэтому не следует спорить о несущественных предметах, «пересчитывая количество погружений». По мнению понтифика, троекратное погружение символизирует Св. Троицу, однократное - единство Бога. Разногласия, связанные с обрядом крещения, скорее всего не прекратились при жизни Л. В 633 г. участники IV Толетского Собора (канон 6) высказались в пользу однократного погружения, ссылаясь в т. ч. на суждения Григория Великого (La Colección. 1992. P. 189-193).
Впосл. кор. Реккаред также отправил письмо Григорию Великому, известив его о своем отречении от арианства и присоединении к Вселенской Церкви. Король с похвалой отзывался о Л., к-рый часто рассказывал ему о понтифике. Извиняясь за задержку с письмом, Реккаред утверждал, что вскоре после Собора он направил в Рим неких аббатов, но они потерпели кораблекрушение близ Массилии (ныне Марсель) и вернулись в Испанию (Greg. Magn. Reg. epist. IX 227a). В ответном письме, датированном авг. 599 г., Григорий Великий одобрил действия короля, в т. ч. его отказ отменить законы, направленные против иудеев, и посоветовал ему не добиваться восстановления прежней границы между вестгот. и визант. владениями в Испании, т. к., по его словам, это было выгодно только византийцам (Ibid. 229). Тогда же понтифик послал Л. паллий, к-рый следовало надевать во время мессы. По-видимому, это означало, что он присвоил Л. полномочия папского викария в Испании (Ibid. 228).
По словам Лициниана, на обратном пути из К-поля в Испанию Л. имел при себе текст первоначальной редакции «Моралий», полученный от Григория Великого (см.: Meyvaert. 1995). Согласно Исидору Севильскому, «Моралии» были составлены по инициативе Л., к-рому Григорий посвятил сочинение (Isid. Hisp. De vir. illustr. 27). В июле 595 г. Л. получил от понтифика соч. «Пастырское правило», а также неполный текст окончательной редакции «Моралий» (без книг 11-22) (Greg. Magn. Reg. epist. V 53). По-видимому, Л. не получил остальные части сочинения, т. к. их не было в распоряжении Исидора (Meyvaert. 1995. P. 63-65).
Дата кончины Л. неизвестна. Последнее адресованное ему письмо Григория Великого было составлено в авг. 599 г.; понтифик упоминал, что Л. жаловался на приступы подагры. Преемником Л. на Гиспальской кафедре стал его брат Исидор. По словам Ильдефонса Толетского, Исидор († 4 апр. 636) занимал кафедру 40 лет, следов., он стал епископом ок. 596 г. (см.: García Moreno. 1974. P. 94). Однако, согласно стихотворной эпитафии в честь Л., Исидора и их сестры Флорентины, Л. умер 2 марта 602 г. (Martín. 2010). Эту датировку обычно считают ошибочной, т. к. Исидор утверждал, что Л. скончался раньше кор. Реккареда, умершего скорее всего в дек. 601 г.
Исидор Севильский называл важнейшими сочинениями Л. полемический трактат против ариан в 2 книгах, составленный за пределами Испании (вероятно, в К-поле), и другой антиарианский труд в форме вопросов и ответов. Эти сочинения не сохранились. Исидор упоминал также «Книжицу о наставлении посвященных дев и презрении к миру» (CPL, N 1183), написанную Л. для своей сестры Флорентины, собиравшейся стать монахиней. Краткая и пространная (содержит главы с 3. 7 по 12. 5 и 14) версии этого сочинения, известного как устав Л., сохранились в неск. испан. рукописях. Самые ранние рукописи, в которых содержится текст «Книжицы...», представляют собой сборники уставов и др. сочинений, предназначенных для монахов (Scorial. a.I.13. Fol. 98v-108v; Lond. Brit. Lib. Add. 30055. Fol 109v-110r; обе - 1-я пол. X в.).
«Книжица...» открывается пространным прологом, в к-ром Л. восхваляет девство как наивысшее состояние человека. Основная тема пролога - брак посвященной девы с Богом. Отказываясь от мирских забот и удовольствий, дева принимает Христа как Жениха, Брата и Друга, получая от Него свадебный дар - Его кровь, пролитую ради спасения людей. Из любви к Жениху дева должна воспитывать в себе добродетели и искоренять пороки. Этой теме посвящена 2-я ч. трактата, состоящая из 31 главы. Здесь Л. дает Флорентине советы, касающиеся жизни в монашеской общине, отношений с людьми и частных вопросов. По его мнению, монахиня должна осознавать важность общежития, при котором отсутствуют частная собственность, социальные и имущественные различия. Л. советовал сестре избегать конфликтов с другими монахинями, служить им, словно Самому Христу, сохранять доброжелательное отношение к окружающим, уклоняться от сплетен и клеветы, воспитывать в себе смирение и сохранять душевную чистоту. В одежде и пище необходимо сохранять умеренность (использование дорогой одежды, украшений и косметики - признак неверности невесты Жениху). Все свободное время следовало посвящать молитве и чтению; при этом Л. предостерегал сестру от букв. понимания нек-рых книг ВЗ. Автор подчеркивает, что монахиня должна не только следить за своим поведением, но и резко ограничить круг общения. Девам следовало избегать контактов с мужчинами, особенно молодыми, и с мирскими женщинами, а также разговоров наедине (по мнению Л., так поступал Христос). В заключительной главе «Да не пожелает дева вернуться в мир» Л. утверждает, что Флорентина, вступив в мон-рь, освободилась от всех мирских уз и начала новую жизнь. Возвращение к прежней жизни стало бы огромной ошибкой, подобной греху жены Лота (Быт 19. 26). Напоминая о том, как их мать, тосковавшая по родным местам, смирилась с тем, что ей суждено умереть на чужбине, Л. от своего имени и от имени брата Исидора желал сестре «претерпеть до конца и спастись».
В «Книжице...» содержится множество цитат из Свящ. Писания и аллюзий на него. Автор использовал широкий круг источников, среди к-рых видное место занимают письмо блж. Августина монахиням (Aug. Ep. 211) и письмо блж. Иеронима Евстохии (Hieron. Ep. 22), посвященные темам девственности и жен. аскезы. Вопрос о зависимости «Книжицы...» от Устава Бенедикта остается дискуссионным (см.: Leandro de Sevilla. 1979. P. 31-39). Несмотря на то что в средние века сочинение Л. рассматривалось как монашеский устав, оно является скорее риторическим увещевательным письмом, в котором представлена авторская трактовка основных принципов духовной жизни и аскезы (напр.: Giordano. 1985).
В актах III Толетского Собора сохранилась пространная речь Л. под названием «Гомилия во славу Церкви в связи с обращением готов» (Homelia in laude ecclesiae ob conversionem gentis) (CPL, N 1184). Исидор не упоминает ее среди сочинений Л., но его авторство не подвергается сомнению. В пышных риторических выражениях автор описывает торжество кафолической Церкви, принявшей в свое лоно целый народ, который до того враждебно относился к православной вере. Обращение готов описывается как победа Христа и разрушение преграды между христианами, воздвигнутой сатаной, изобретателем всех ересей. Л. подчеркивает важность единства Церкви, в к-рой собраны люди, исповедующие истинную веру. В речи содержится ряд библейских цитат; использованы труды святителей Амвросия Медиоланского и Григория Великого, Кассиодора и особенно блж. Августина.
Среди сочинений Л. Исидор называл «множество посланий» папе Григорию Великому и различным епископам, а также письмо брату (Исидору или Фульгенцию) «о том, что не следует бояться смерти». Согласно Исидору, Л. составил также ряд литургических текстов, в т. ч. сборник молитв, основанных на текстах Псалтири, в 2 редакциях (duplici editione), отдельные молитвы для мессы и богослужений суточного круга, песнопения. Возможно, некоторые тексты сохранились в богослужебных книгах испано-мосарабского обряда без указаний на авторство. Ж. Пинель приписывал Л. и Исидору создание сборника коллект Liber Psalmographus, к-рый сохранился во фрагментах (см.: Pinell J. Liturgica hispánica. Barcelona, 1998. P. 45-46, 76-96; реконструкция Пинеля: Liber Orationum Psalmographus: Colectas de salmos del antiguo rito hispánico / Ed. J. Pinell. Barcelona; Madrid, 1972). По мнению Э. Флореса, Л. был автором проповеди в день памяти мч. Винцентия, которая в рукописях приписывалась блж. Августину, Льву Великому и Максиму Тавринскому (CPL, N 1185; см.: Flórez. 1860. P. 196).
В испанских рукописных бревиариях XIII-XV вв. сохранилось несколько кратких Житий Л. в форме литургических чтений, основанных на соч. Исидора «О знаменитых мужах», «Истории Испании» архиеп. Родриго Хименеса де Рады и др. источниках (Martín. 2014). Вымышленные сведения о святом содержатся в Житии Л., Исидора, Фульгенция и Браулиона, составленном в XIII в. в Сарагосе. В этом источнике Л. и его братья представлены как сыновья кор. Леовигильда, якобы сына кор. франков Лиубы (в действительности Леовигильд был братом вестгот. кор. Лиувы I); их матерью названа Феодосия, дочь Северина, сына Теодориха Великого и дукса Карфагенской пров. В Житие включены 2 пролога, автором к-рых назван папа Григорий Великий (Idem. 2007).
Местное почитание Л. в Севилье началось после завоевания города в 1248 г. Фернандо III Святым, королем Кастилии и Леона. По преданию, мощи святого хранились в кафедральном соборе (их перенесение праздновалось 6 апр.); с 1543 г. святыня находится в Королевской капелле. Л. почитается как покровитель архиеп-ства Севилья и еп-ства Уэльва.