[Коурентин; лат. Courentinus, Corentinus; бретон. Kaourintin; франц. Corentin] (VI в.?), св. (пам. зап. 12 дек.), по преданию, 1-й еп. Кемпера (ныне еп-ство Кемпер и Леон, Бретань, Франция).
Самое раннее упоминание о К. содержится в Житии св. Винвалоэ, основателя мон-ря Ландевеннек (BHL, N 8957-8958), составленном мон. Урдистеном между 860 и 884 гг. (см.: Poulin. 2009. P. 406-428). Урдистен описывал духовное и материальное процветание обл. Корнубия (Корнуай, Юго-Зап. Бретань) в эпоху кор. Градлона. Современниками Градлона были еп. К., достойный пастырь и строгий подвижник, и «аббат отшельников» Винвалоэ, духовный наследник аскета и чудотворца Тутуала (Vita Winwaloei. II 19 - Vita S. Winwaloei, primi abbatis Landevenecensis, auctore Wurdestino / Ed. C. De Smedt // AnBoll. 1888. T. 7. P. 230-232). Трудно определить, к какому времени относятся события, описанные в Житии Винвалоэ. Согласно традиц. т. зр., мон-рь Ландевеннек был основан в 485 г. (La Borderie. 1905. P. 299-300, 316-326), но совр. исследователи относят деятельность Винвалоэ к VI в. (напр.: Minard A. Uuinuualoe // Celtic Culture: A Hist. Encycl. Santa Barbara et al., 2006. Vol. 5. P. 1723-1724; Poulin. 2009. P. 398). Эта датировка подтверждается результатами археологических раскопок в Ландевеннеке (Bardel A. Les premiers bretons à Landévennec (VIe-IXe siècles) // Les premiers Bretons d'Armorique / Éd. P.-R. Giot et al. Rennes, 2003. P. 129-131). Упоминание Урдистеном легендарного правителя Градлона - самое раннее в бретон. традиции; впосл. с его именем связывали многочисленные предания. В частности, к сочинению Урдистена восходит представление о Градлоне как о щедром покровителе бретон. святых. Он упоминается в ряде подложных грамот в картулярии аббатства Ландевеннек (сер. XI в.). Согласно одной из этих грамот, К. и Винвалоэ присутствовали на совещании, созванном правителем для рассмотрения просьбы франк. послов о помощи в борьбе с язычниками (этими послами были святые Флоренций, Медард и Филиберт - Cartulaire de Landévennec. 1886. P. 558-559. N 20). По-видимому, легенда о Градлоне совмещалась с памятью о правителе Бретани Саломоне (857-874) и его отношениях с кор. Карлом Лысым (Latouche. 1911. P. 56-59).
О почитании К. в IX-XI вв. свидетельствует наличие его имени (обычно в форме «Коурентин») и памяти (1 мая) в календарях и литаниях из Бретани, Франции и Англии (см.: Fawtier-Jones. 1925. P. 30-32). Среди ранних источников - рукописи, созданные в аббатстве Ландевеннек: лекционарий в составе Четвероевангелия кон. IX - нач. X в. (Bodl. Auct. D. 2. 16. Fol. 183v; ркп. находилась во владении Леофрика, еп. Эксетера (1050-1072)) и календарь XI в. (København. Kongelige Bibl. Thott. 239; см.: Duine. 1922. P. 49-56). Имя К. значится в бретон. литаниях X-XI вв. (Loth. 1890. P. 136, 141). О почитании К. во Франции и в Англии свидетельствует пространная аквитанская литания с упоминанием ряда бретон. святых (ркп. Paris. lat. 1154. Fol. 9v (кон. IX - X в.), из аббатства св. Марциала в Лиможе; см.: Arbois de Jubainville H., d'. Quelques noms de saints bretons dans un texte du XIe siècle // Revue celtique. 1876/1878. T. 3. P. 449-450; Duine. 1922. P. 59-60), а также литании в англосакс. Псалтири X в. из Солсбери (возможно, составлена при кор. Этельстане (924/5-939), принявшем беженцев из Бретани; см.: Anglo-Saxon Litanies of the Saints / Ed. M. Lapidge. L., 1991. P. 42. N 38.102, 44.196) и в Псалтири из Реймса, вероятно, X в. (не сохр.- Duine. 1922. P. 41-46). О поминовении К. говорится в нек-рых литургических рукописях из Бретани и областей в нижнем течении Луары, напр. в календаре сакраментария-градуала из Анже (sancti Corentini episcopi - Angers. Bibl. municip. 91. Fol. 17 (IX-X вв.); см.: Duine. 1922. P. 35-37). Память «св. Коурентина, исповедника и епископа, в Корнубии» указана среди добавлений к Мартирологу Беды в рукописи, созданной на рубеже X и XI вв. в еп-стве Ле-Ман, скорее всего в аббатстве Сен-Кале (Cornubiae natale sancti Courentini confessoris atque pontificis - Vat. Barb. lat. 646 (XIV. 19); см.: Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 32; Duine. 1922. P. 7).
В средние века К. почитали как основателя и 1-го епископа Кемперской кафедры; его имя возглавляет перечни епископов в картулярии аббатства Кемперле и в Кемперском картулярии, составленные не ранее XII в. Однако до сер. IX в. достоверные сведения о епископской кафедре в Кемпере отсутствуют (Duchesne. Fastes. T. 2. P. 370-371). В грамоте кон. IX - нач. X в. из картулярия аббатства Ландевеннек среди свидетелей назван Хуарветен, «епископ св. Коурентина» (Huaruuethen episcopo sancti Chourentini - Cartulaire de Landévennec. 1886. P. 560-562. N 24; о датировке грамоты см.: Guillotel. 1982. P. 284). В перечнях епископов Хуарветен (Харнгветен, Харнотаотен) упомянут как 6-й предстоятель Кемперской кафедры. В более поздних источниках титул «епископ св. Коурентина» не засвидетельствован; предстоятели кафедры именовались епископами Корнуая (Cornubiensis) или Кемпера (Corisopitensis).
Во Франции важнейшими центрами почитания К. были мон-ри св. Маглория (Сен-Маглуар) в Париже и Мармутье близ Тура, где хранились мощи святого. В 1-й пол. X в., когда Бретань подвергалась нападениям викингов, мощи мн. святых были вывезены во Францию. Так, после разорения аббатства Ландевеннек в 913 или 914 г. монахи покинули Бретань и вернулись только после того, как герц. Алан II (936-952) начал вытеснять норманнов с захваченных ими земель. Согласно сказанию о перенесении мощей св. Маглория (сохр. в редакции XII в.), Сальватор, еп. Алета, укрылся от викингов в мон-ре Леон (близ совр. Динана), где собралось множество клириков, бежавших из разных церквей и мон-рей Бретани. Забрав мощи святых, книги и церковные ценности, под рук. еп. Сальватора они направились во Францию; по пути к ним присоединилось духовенство из Доля (ныне Доль-де-Бретань) и Байё. В Париже их принял герц. Гуго Великий (936-956), предоставивший бретонцам ц. св. Варфоломея, при к-рой вскоре возник мон-рь св. Маглория. Среди реликвий, привезенных бретон. клириками в Париж, были мощи К. Согласно Ю. Гийотелю, исход духовенства из Бретани состоялся не позднее 930 г., возможно в 920 г., согласно датировке в анналах аббатства Редон (Guillotel. 1982. P. 269, 292-300). Впосл. мощи К. или их части хранились не только в Париже, но и в др. местах, прежде всего в мон-рях Мармутье и Сен-Сольв в г. Монтрёй (Монтрёй-сюр-Мер, деп. Па-де-Кале).
Несмотря на отсутствие мощей святого, почитание К. в Бретани продолжалось. О святом упоминается в лит. произведениях XII в. Согласно 3-му Житию св. Тутгуала (BHL, N 8353), К. оказал св. Павлу Аврелиану помощь в борьбе со смертоносной эпидемией, опустошавшей Бретань (La Borderie A., de. St. Tudual: Texte des trois Vies les plus anciennes de ce saint et de son très ancien office // Mémoires de la Société archéologique des Côtes-du-Nord. Sér. 2. St.-Brieuc, 1885/1886. T. 2. P. 105; см.: Poulin. 2009. P. 380). О К. как о благочестивом отшельнике, жившем на берегу моря, говорится в стихотворном «Романе об Аквине», составленном скорее всего в кон. XII в. и посвященном борьбе Карла Великого с кор. сарацинов Аквином за власть над Бретанью (образ Аквина основан на воспоминаниях о предводителе норманнов Инконе, к-рый разорял Бретань в X в.). Спасаясь от Карла Великого, Аквин обнаружил келью К., служившего мессу св. Мартину; святой чудесным образом избежал нападения сарацинов и выдал их местонахождение французам (окончание поэмы утрачено - Le roman d'Aquin, ou La conqueste de la Bretaigne par le roy Charlemaigne: Chanson de geste du XIIe siècle / Éd. F. Joüon des Longrais. Nantes, 1880. P. 116-118; см.: Fawtier-Jones. 1925. P. 27-28).
Агиографическое сказание о К. (XII-XIII вв.) сохранилось лишь во фрагментах и в поздних переработках; его содержание и датировка текста остаются предметом дискуссии. Только часть агиографических сочинений о К. опубликована; как правило, издатели не учитывали весь круг сохранившихся источников, допускали ошибки в эдиционной технике и анализе текстов. Впервые сочинение, представленное как Житие К., было издано Ф. Пленом (Plaine. 1886. P. 118-153), к-рый обнаружил его в сборнике агиографических текстов, созданном в 1664 г. для болландиста Даниэла ван Папенбрука (Brux. 3472 (8495-8505). Fol. 70-73v). В сборник были включены тексты из рукописей, хранившихся в аббатстве Сен-Сольв в Монтрёе и впосл. утраченных. Житие К. содержало обширные лакуны, к-рые Плен восполнил по литургическим чтениям в дни памяти К. (1 мая и 12 дек.) из печатного Кемперского бревиария (Плен называл его «Кемперским санкторалом» и датировал 1500 г.; чаще всего это издание датируют 10-ми гг. XVI в.). В приложении Плен опубликовал фрагменты чтений, не включенные им в реконструкцию Жития, и выдержки из др. источников (подробнее см.: Fawtier-Jones. 1925. P. 7-14). Согласно Р. Ларжильеру, сокращенная версия сказания о К. содержится в литургических чтениях из бревиария 1472 г., переписанного в диоцезе Кемпер клириком Жаном де л'Эпином (Paris. lat. 1294. Fol. 244v), и в чтениях из «старого бревиария» еп-ства Сен-Бриё (сохр. в копии XVII в.- Paris. fr. 22321. P. 728-729; см.: Largillière. 1925. P. 91). Схожие с ними чтения включены в рукописный бревиарий из Ландерно (XV в.- Merdrignac B. L'espace et le sacré dans les leçons de bréviaires de l'Ouest armoricain consacrées aux saints bretons (XVe-XVIe siècles) // Annales de Bretagne et des pays de l'Ouest. Rennes, 1983. T. 90. N 2. P. 273-274). А. Оэ обнаружил текст др. версии сказания о К. в копии, выполненной бретон. историком доминиканцем Огюстеном дю Пазом († 1631) (Paris. fr. 22362. Fol. 60-69v; см.: Largillière. 1925. P. 91-95). Текст был опубликован Э. С. Фавтье-Джонс (Fawtier-Jones. 1925. P. 38-56; об ошибках, допущенных в этом издании, см.: Largillière. 1925. P. 96-100). Дю Паз не указал источники скопированного им текста, к-рый составлен из фрагментов неск. произведений. Нек-рые фрагменты заимствованы из кратких версий сказания о К., но в распоряжении дю Паза также была более ранняя, возможно первоначальная, версия текста (из нее заимствованы пространные повествования о встрече К. с отшельником Примаэлом, о паломнике, убившем угря, о вразумлении гордой женщины, помощи невинному юноше и наказании вора). Вероятно, именно этот текст был положен в основу кратких версий сказания о святом.
Пролог Жития, сохранившийся (не полностью) только в болландистском сборнике 1664 г., посвящен восхвалению добродетелей святого, к-рые противопоставлены порокам духовенства. К. род. в знатной бретон. семье, с детства отличался благочестием и успехами в учебе. Решив стать отшельником, он поселился у источника близ сел. Пломодьерн (к северо-западу от Кемпера). В источнике обитала рыба, от к-рой К. ежедневно отрезал небольшой кусок для пропитания; на следующий день рыба оказывалась невредимой. Кор. Градлон, охотившийся в этой местности, послал к отшельнику слуг с повелением приготовить трапезу. Отрезав кусок чудесной рыбы, К. отдал его королевскому повару; слуги Градлона стали высмеивать святого, но приготовленной пищи оказалось достаточно для всех, кто сопровождал короля. Обнаружив, что рыба осталась невредимой, удивленный Градлон подарил К. свою резиденцию и окрестные земли (aulam regiam et totam terram circumadiacentem et nemoram, scilicet totum quod habebat in plebe illa). Некий слуга короля по примеру К. поймал рыбу и отрезал от нее кусок, но чуда не произошло. Увидев израненную рыбу, святой исцелил ее и отпустил на волю, чтобы подобное не повторилось. После этого К. посетил пресв. Примаэла, отшельника, жившего в месте, где не было воды. Когда отшельник отправился за водой, святой помолился и ударил посохом о землю, и немедленно забил источник (в копии дю Паза этот эпизод (в 2 версиях) приведен после рассказа о рукоположении К.; согласно пространной версии, впосл. источник стал местом паломничества накануне дня памяти К. (1 мая). Один из паломников, заметив в источнике большого угря, убил его, и за это им овладел злой дух. Др. паломники отнесли его в находившийся поблизости ораторий и стали молиться Богу и К.; через неск. дней одержимый получил исцеление). Узнав об этом чуде, святые Патерн и Махут (Мало) посетили К., жившего у источника в Керфёнтёне (ad Villam Fontis; ныне в черте Кемпера). Святому нечем было кормить гостей, но в источнике чудесным образом появились угри, а вода превратилась в вино. Благодаря этому событию К. прославился как праведник и чудотворец. В обл. Корнубия не было епископа, поэтому жители послали подвижников К., Винвалоэ и Тудина к св. Мартину, представленному в сказании как архиепископ Турский. Св. Мартин признал К., самого кроткого и смиренного из них, достойным епископского сана. К. попросил св. Мартина возвести Винвалоэ и Тудина в достоинство аббатов, но архиепископ ответил, что К. должен сделать это самостоятельно во избежание дурного примера. Т. о., по словам агиографа, св. Мартин предвидел, что впосл. настоятели монастырей обл. Корнуай будут обращаться за утверждением к архиепископу Турскому, нарушая законные права епископа Кемпера (Plaine. 1886. P. 138; Fawtier-Jones. 1925. P. 40-41).
Согласно сказанию, К. был образцовым пастырем и много сделал для укрепления христ. веры и Церкви в Корнубии; в этом ему помогали аббаты Винвалоэ и Тудин. После смерти К. от его мощей совершались чудеса, к ним приходили паломники со всей Бретани; в честь святого была построена соборная церковь. Пытаясь собрать средства для завершения строительства, клирики по инициативе соборного апокрисиария (в пространной версии дю Паза названо его имя - пресв. Тудгуал) вынесли мощи К. на рыночную площадь. Некая знатная дама, имевшая при себе лишь немного воска (pauxillum cerae), устыдилась, что не может сделать достойное приношение, и ушла домой. В наказание за гордыню она лишилась способности двигать рукой, но, осознав содеянный грех, обратилась за помощью к К. Явившись во сне, святой велел женщине отправиться в собор, где она получила исцеление по молитве перед его мощами. Далее в пространной версии, переданной дю Пазом, повествуется о юноше, к-рого «придворные разбойники» (palatini praedones) ложно обвинили в некоем преступлении, заковали в цепи и заперли в большом сундуке. Во сне ему явился К., который посохом разбил сундук; затем с юноши спали оковы - т. о. все убедились в его невиновности. Среди паломников, собравшихся в Кемпере по случаю освящения собора, был вор Рапсадул, «сын Велиала», укравший на ярмарке клубок шелковых нитей (glomum fili serici). По возвращении домой вор заболел лихорадкой, у него отнялась половина тела. В ответ на мольбу об исцелении К. явился вору во сне и обещал простить его, если он вернет украденное и публично покается. По дороге в Кемпер диавол искушал вора, уговаривая его вернуться домой, но К. вновь явился ему и велел продолжить путь. Достигнув Кемпера, вор рассказал клирикам о том, что с ним произошло, совершил покаяние и получил исцеление. В Кемперском бревиарии сообщалось о 2 др. чудесах К. (изд.: Plaine. 1886. P. 156-161). Разбойники (viri bellicosi), ворвавшиеся в мон-рь Мармутье, захватили «большую бочку св. Мартина» (grandem tonnam sancti Martini) и стали выливать из нее вино. По молитве монахов к К. отверстие в бочке закупорилось, и вино больше не вытекало; разбойники в страхе покинули монастырь. Алан Каньяр, гр. Корнуая (ок. 1020-1058), страдал от болезни глаз; по совету жены Юдифи он подарил кемперскому собору земельные владения и получил исцеление.
Возможно, в состав первоначального сказания о К. входил также рассказ о перенесении мощей святого в Мармутье (копия текста (XV в.) из Кемперского пассионария - Plaine. 1886. P. 154-156; см.: Fawtier-Jones. 1925. P. 8). Согласно этому источнику, в эпоху нашествия викингов бретонцы, пытаясь спасти мощи святых, поручили французам сохранить реликвии. Врагов удалось остановить, однако «лживые и алчные французы» отказались вернуть святыни в Бретань. Поэтому мощи К. остались в аббатстве Мармутье, но «дух» святого, пребывавший «в Бретани, на епископской кафедре Корнуая», продолжал творить чудеса (Britones... de praesentia spiritus gratulantur... Spiritus enim sancti Chorentini Britanniae et cathedrali sedi Cornubiae presens adesse creditur).
В отличие от Плена, к-рый считал реконструированный им текст древним Житием К., составленным в IX в. (Plaine. 1886. P. 65-69), большинство исследователей признавали невозможность восстановить первоначальное сказание о К. Ни одна из сохранившихся версий не дает полного представления о форме и содержании утраченного текста, за исключением неск. фрагментов в компиляции дю Паза. Возможно, сказание о К. представляло собой сборник чудес (Fawtier-Jones. 1925. P. 36-37; Bourgès. 1998) или Житие святого (Largillière. 1925. P. 95, 105). Это произведение скорее всего было составлено в Кемпере не ранее X в., когда мощи святого были вывезены из Бретани, и не позднее 1219 г. (под этой датой впервые упом. часть мощей К., хранившаяся в соборе). По мнению Фавтье-Джонс, сказание о К., созданное в XI-XII вв., возможно, с использованием более раннего Жития, было дополнено ок. 1236 г. (Fawtier-Jones. 1925. P. 20-23, 33-37). Обвинения агиографа в адрес духовенства (епископы стремились к власти и роскоши, угнетали подчиненных и присваивали налоги; священники пренебрегали пастырскими обязанностями, занимались вымогательством и сутяжничеством, угодничали перед знатью) характерны для авторов XII-XIII вв. (Ibid. P. 17-18). Согласно А. И. Бурже, в прологе были использованы Житие св. Малахии, составленное Бернардом Клервоским (ок. 1150), и письма цистерцианца Адама из Персеня († 1221).
Ларжильер указал на сходство между фрагментами первоначального сказания о К. и Житием св. Ронана (BHL, N 7336), составленным в Кемпере не ранее сер. XII в., вероятно, тем же автором (Largillière. 1925. P. 103-105; Poulin. 2009. P. 465). В Житии Ронана упоминаются чудеса К.- создание им целебного источника и спасение королевы от злобного пса. О К. говорится как об «архимандрите» и о епископе, об аскете и о пастыре, прославленном чудесами. Согласно Житию, «безумие» некоего правителя-отцеубийцы (parricidae tui consulis) и грехи жителей Корнуая были причиной того, что в эпоху бедствий мощи святых Винвалоэ и К. покинули страну. В др. месте упоминается, что мощи св. Ронана хранились в Кемпере, в «базилике св. Коурентина, выдающегося понтифика» (Catalogus codicum hagiographicorum latinorum antiquiorum saeculo XVI qui asservantur in Bibliotheca Nationali Parisiensi. Brux., 1889. T. 1. P. 456-457). Возможно, составитель сказания о К. и Жития св. Ронана также был автором грамоты с перечислением земель, пожертвованных кемперскому собору гр. Аланом Каньяром в благодарность за победы над врагами и исцеление от болезни глаз (Cartulaire de l'Église de Quimper // Bull. de la commission diocésaine d'architecture et d'archéologie / Diocèse de Quimper et de Léon. 1901. T. 1. P. 132-137. N 13; см.: Largillière. 1925. P. 105-107). Повествование об исцелении графа в сказании о К. и в грамоте имеет сходство с преданием об основании Аланом Каньяром и его супругой Юдифью мон-ря Кемперле в благодарность за исцеление от тяжелой болезни (1029). Это предание изложено в грамоте из картулярия аббатства Кемперле, составленного мон. Гурхеденом в кон. 20-х гг. XII в. (Cartulaire de l'abbaye de Sainte-Croix de Quimperlé / Éd. L. Maître, P. de Berthou. Rennes; P., 19042. P. 130-132. N 1).
По мнению большинства исследователей, в повествовании о чудесах К. содержатся указания на события из истории Кемперского епископства XII-XIII вв. Самое надежное из этих указаний связано с конфликтом между епископской кафедрой и аббатствами Ландевеннек и Кемперле. Настоятели этих крупных мон-рей претендовали на независимость от епископа и обращались за утверждением к архиепископу Турскому. В 1166 г. еп. Бернард заключил соглашение с Риваллоном, аббатом Кемперле, который признал духовную власть епископа (Cartulaire de l'Église de Quimper // Bull. de la commission diocésaine d'architecture et d'archéologie. 1903. T. 3. P. 154-155. N 96). По условиям договора 1236 г. монахи Ландевеннека согласились допускать епископа в мон-рь для визитации и представлять ему для утверждения аббата, избранного общиной (Ibid. 1901. T. 1. P. 164-167. N 49). По мнению Бурже, в сказании о К. подразумеваются именно эти события (предупреждение св. Мартина о том, что аббаты мон-рей Ландевеннек и Локтюди будут отвергать власть епископа). Упоминание о Локтюди исследователь связывал со спором между епископом, монахами аббатства Сен-Жильда-де-Рюис и Эрве, сеньором Пон-л'Аббе, о контроле над коллегиальной церковью Локтюди (соглашения 1220 и 1224 гг.- Ibid. P. 282-283. N 32; 1902. T. 2. P. 46-48. N 38). В сказании о К. аббаты Ландевеннека и Локтюди названы помощниками епископа Кемперского; согласно Бурже, это связано с правом аббата Ландевеннека созывать диоцезальный синод во время вдовства кафедры (Bourgès. 1998). Др. исследователи отрицали прямую связь между сказанием о К. и борьбой епископов Кемпера за власть над монастырями, т. к. ц. Локтюди, о к-рой говорится в сказании, в XII-XIII вв. не обладала самостоятельностью (Fawtier-Jones. 1925. P. 22; Guillotel. 1995. P. 187). Однако ранее в Локтюди находился крупный мон-рь, основателем к-рого считался св. Тутгуал (Тудин, Тудий; по-видимому, то же лицо, что и чудотворец Тутуал, упомянутый в Житии св. Винвалоэ; см.: Fawtier-Jones. 1925. P. 24-26; Largillière. 1925. P. 87-89; Tanguy B. Hagionomastique et histoire: Pabu Tugdual alias Tudy et les origines du diocèse de Cornouaille // Bull. de la Société archéologique du Finistère. 1986. T. 115. P. 117-142). В списке свидетелей дарственного акта кон. IX - нач. X в. названы важнейшие церковные деятели обл. Корнуай - епископ Кемпера и настоятели мон-рей Ландевеннек («аббат св. Винвалоэ») и Локтюди («аббат св. Тутгуала») (Cartulaire de Landévennec. 1886. P. 561. N 24). Т. о., упоминание Ландевеннека и Локтюди как основных мон-рей Корнуая скорее всего отражает исторические реалии более ранней эпохи.
Согласно Бурже, в рассказе о спасении К. невинного юноши, схваченного «придворными разбойниками», получил отражение конфликт еп. Роберта (1113-1130) с герц. Конаном III (1112/13-1148), в ходе которого епископ наложил интердикт на владения герцога и был изгнан из Бретани (Bourgès. 2012). В рассказе о посещении К. святыми Патерном и Махутом исследователь усматривал намек на то, что в 1-й пол. XIII в. должностные лица еп-ств Ван и Сен-Мало выступали в качестве третейских судей по делам, связанным с епископством Кемпер. Утверждение духовной власти епископа в сказании о К. Бурже связывал с позицией Кемперского еп. Рено (1219-1245) в конфликте гр. Пьера I (управлял герц-ством Бретань в 1213-1237) с бретон. епископами, к-рые отлучили графа от Церкви и наложили интердикт на его владения. Еп. Рено, ставленник Пьера I, единственный из церковных иерархов не выступал против графа и пользовался его расположением. Кроме того, епископ боролся с автономией крупных монастырей и, возможно, вернул в Кемпер часть мощей К. (Idem. 1998).
Многие исследователи вслед за Ф. Дюином связывали составление сказания о К. и Жития св. Ронана с деятельностью еп. Рено в 20-30-х гг. XIII в. (Duine. 1918. P. 87; Largillière. 1925; Merdrignac. 1995. P. 127; Poulin. 2009). Однако Гийотель полагал, что оба произведения были созданы при еп. Бернарде (1159-1167) (Guillotel. 1995. P. 184-188). По мнению Бурже, сказание о К. было составлено в неск. этапов. Автором первоначального текста, скорее всего проповеди о чудесах святого, исследователь считал Кемперского еп. Роберта, к-рый также составил Житие св. Ронана и грамоту об основании аббатства Кемперле (до избрания на кафедру Роберт был монахом в Кемперле). Между 1220 и 1235 гг., при еп. Рено, проповедь была положена в основу пространного Похвального слова К., автором к-рого мог быть сам епископ. Это сочинение было источником кратких версий сказания о святом, сохранившихся в литургических книгах (Bourgès. 1998; Idem. 2012).
Трудно определить степень достоверности сведений, изложенных в сказании о К. Бóльшая часть эпизодов основана на агиографических топосах, в т. ч. имевших локальное распространение в Бретани, и на фольклорных мотивах. А. де Ла Бордери низко оценивал значение сказания о К. как исторического источника, но предположил, что в нем сохранились отрывочные сведения о создании церковной иерархии в Арморике (Бретань) в V-VI вв. в результате соглашения между бриттами и епископом-митрополитом Тура (La Borderie. 1905. P. 320-321). Однако др. исследователи скептически отнеслись к попыткам «извлечь из легенды о Корентине больше сведений, чем она содержит» (Duine. 1906. P. 126-127). Обилие фантастических подробностей и отсутствие исторического контекста деятельности К. показывают, что составители сказания не располагали достоверной информацией о святом, в их распоряжении не было более ранних источников (Smith. 1990. P. 327-328).
Почитание К. как покровителя еп-ства Кемпер получило распространение в Бретани и в нек-рых регионах Франции. Как правило, К. включали в число 7 святых покровителей Бретани (с XII-XIII вв.; см.: Oheix A. Le culte des Sept Saints de Bretagne au Moyen-Âge // Bull. de la Société d'Émulation des Côtes-du-Nord. 1911. T. 49. P. 11-22; Cassard J.-C. Le Tro-Breiz médiéval: Un mirage historiographique? // Kreiz: Études sur la Bretagne et les Pays celtiques. Brest, 1997. N 6. P. 93-120). В честь святого г. Кемпер часто именовали Кемпер-Корантен (Kemper-Corentin; среди ранних примеров - название Kemper Courentini в грамотах нач. XII в. (Cartulaire de l'abbaye de Sainte-Croix de Quimperlé. Rennes; P., 19042. Р. 206, 289); см.: Waquet H. De Coriosopitum à Conflans-Saint-Corentin // Mélanges bretons et celtiques offerts à M. J. Loth. Rennes; P., 1927. P. 14). По указанию еп. Рено в Кемпере началось строительство готического собора во имя Девы Марии и К. (хор возведен в 1239-1336, неф и трансепт - в XV в.). Поминовение святого обычно совершалось 5 мая, но с XV в. память К. в литургических книгах чаще всего указывали под 12 дек. (напр., в рукописных миссалах из Нанта и Сен-Мало (XV в.), в часослове герц. Пьера II († 1457), в печатном бревиарии еп-ства Леон (1516) - Duine. 1922. P. 165, 170, 193, 215). В Кемпере основным днем памяти К. стал зимний праздник 12 дек. (об этом говорится в индульгенции папы Римского Евгения IV (1436) для паломников, посещавших Кемпер в день памяти святого), но сохранилось также празднование 1 мая, к-рое иногда совершали в 1-е воскресенье мая и считали днем перенесения мощей К. (ActaSS. Mai. T. 1. P. 5; Duine. 1922. P. 206).
В XVII в. укрепление почитания К. в Бретани было связано с деятельностью католич. миссионеров среди населения, говорившего на бретон. языке. Иезуит блж. Жюльен Монуар (1606-1683), «апостол Бретани», составил стихотворное Житие К. на бретон. языке (Vita S. Corentini Aremorici. Corisopiti, 1685. Quimper, 1821; см.: Kerviler. 1898. P. 246; Duine. 1922. P. 265-266), а также стихотворные сказания о чудесах святого, молитвы и песнопения в его честь, которые использовал для проповеди (Ar Buhez St. Caurintin // Maner J. Canticou spirituel hac instructionou profitabl evit disqui an hent da vont d'ar barados. Quemper, 1686. P. 5-59). Монуар посвятил К., «апостолу, покровителю и первому епископу Корнуая», составленный им катехизис с грамматикой и со словарем (Idem. [Maunoir I.] Le Sacré Collège de Iésus, divisé en cinq classes. Quimper-Corentin, 1659), оказавший существенное влияние на развитие бретонского языка. К образу святого обращались и др. проповедники; почитание К. получило отражение в видениях бретон. мистика Катерины Даниелу (1619-1667) (см.: Thomas. 1887. P. 316-325; Peyron P. Catherine Daniélou: Une voyante à Quimper au XVIIe siècle // Bull. de la commission diocésaine d'architecture et d'archéologie. 1909. T. 9. P. 112-119). Сказания о К. были включены в сборники Житий бретон. святых, составленные доминиканцем Альбером Ле Граном (1599-1641) и мавристом Г. А. Лобино (1666-1727). Сказание Альбера Ле Грана основано на чтениях в «старых бретонских бревиариях», но автор дополнил составленную им биографию К. вымышленными подробностями, чтобы придать ей более «научный» вид. Согласно этому сказанию, К. род. ок. 375 г.; став отшельником, он познакомился с правителем Градлоном, к-рый снабдил его средствами для основания монастыря. По инициативе жителей Корнуая святой принял епископское рукоположение в Туре, после чего Градлон подарил ему свой дворец, на месте которого впосл. возник г. Кемпер. Кончину К. Альбер Ле Гран датировал 12 дек. 401 г. Эти хронологические построения критиковал Лобино, указавший на ошибки и внутренние противоречия в агиографической легенде о К. По мнению мавриста, святой жил не ранее кон. V в., но его деятельность трудно датировать. Возможно, в сказании о К. получили отражение реальные события, связанные с организацией еп-ств в Арморике после ее заселения бриттами (впосл. эту т. зр. разделял Ла Бордери). Среди исследователей, пытавшихся определить время деятельности К., был Плен; по его мнению, святой род. ок. 460 г., был возведен на епископскую кафедру ок. 500 г. и скончался не позднее сер. VI в. (Plaine. 1886. P. 70-71).
Во имя К. были освящены церкви в Карноэте, Ле-Вьё-Буре, Сен-Коннане и Трегорнане (деп. Кот-д'Армор) и Бильо (деп. Морбиан; до XIX в.), а также ряд капелл, гл. обр. в обл. Корнуай (Ibid. P. 79). Как правило, святого изображали в епископском облачении, нередко с рыбой в руках или у ног. Самые ранние изображения К. относятся к XV-XVI вв. (см.: Kerviler. 1898. P. 247-249). Среди них - картина «Корентин исцеляет рыбу и отпускает ее на свободу» (ц. Нотр-Дам в Ландевеннеке; XVI в.). В кемперском соборе изображения святого сохранились на витражах окон верхнего яруса (XVI в.; существенно переделаны в XIX в.; см.: Le Men. 1877. P. 25-26, 132-133, 142), сцены из его жизни представлены на рельефных барочных медальонах кафедры проповедника (1679). В 1810 г. в соборе были установлены монументальные (высота 2,6 м) статуи Девы Марии и К. (в наст. время в ц. св. Нонны в Пенмарке). Бóльшая часть иконографических памятников, хранившихся в соборе, была утрачена в годы Французской революции; убранство храма, воссозданное во 2-й пол. XIX в., включает статуи, росписи и витражи со сценами из жизни и изображением чудес К. (см.: Thomas. 1904).
Поминовение К. совершается в еп-стве Кемпер и Леон (празднование обычно происходит в воскресенье после 12 дек.), а также в еп-стве Сен-Бриё и Трегье. Память святого внесена в Римский Мартиролог.
Мощи К. в средние века находились в различных мон-рях Франции. Первоначально реликвии хранились в Париже, в мон-ре св. Маглория, основанном выходцами из Бретани. Мощи К. упоминаются в описях монастырских реликвий XII в. и 1319 г. (Documents parisiens tirés de la Bibliothèque du Vatican (VIIe-XIIIe siècle) / Éd. L. Auvray. P., 1892. P. 27, 30). Части мощей были переданы в жен. бенедиктинский мон-рь Сен-Корантен-ле-Мант, основанный кор. Филиппом II Августом (1180-1223), и в другие церкви. В 1572 г. монашеская община аббатства св. Маглория была переведена в ц. Сен-Жак-дю-О-Па; после упразднения мон-ря (1620) мощи бретон. святых хранились в этой церкви, переданной ораторианской семинарии св. Маглория. Во время конфискации церковных ценностей и реликвий (1793) мощи были спрятаны в земле, а после свержения диктатуры якобинцев помещены в главном алтаре церкви (1797). Во время освидетельствования мощей в 1835 г. выяснилось, что из-за утраты ярлыков было невозможно определить принадлежность всех останков (ActaSS. Oct. T. 10. P. 779-780); в 1871 г. реликварии пострадали при пожаре. По инициативе аббата Алексиса Пресса мощи Самсона, Маглория, К. и др. святых, хранившиеся в Париже, были возвращены в Бретань; 27 авг. 1953 г. состоялась торжественная встреча реликвий в аббатстве Бокен (деп. Кот-д'Армор) (мон-рь восстановлен траппистами в 1936, с 2011 принадлежит католич. экуменическому об-ву «Новый путь» (Chemin Neuf)).
Значительная часть мощей К. хранилась в аббатстве Мармутье близ Тура. О происхождении святыни точных сведений нет. Вероятно, реликвии были доставлены в Тур из Парижа после того, как кор. Филипп I передал монашескую общину св. Маглория при дворцовой капелле св. Варфоломея под контроль аббатства Мармутье (1094 - Recueil des actes de Philippe Ier, roi de France (1059-1108) / Éd. M. Prou. P., 1908. P. 333-337. N 132). Самое раннее датированное упоминание о мощах К. в Мармутье содержится в грамоте об основании приората св. Мартина в Жослене (1105): аббат Гийом де Комбур (1105-1124) передал приорату частицы мощей ряда святых, в т. ч. К. (Morice H. Mémoires pour servir de preuves à l'histoire ecclésiastique et civile de Bretagne. P., 1742. T. 1. Col. 511-512). Т. о., мощи К. были перенесены в Мармутье скорее всего между 1094 и 1105 гг. (Oheix. 1906. P. 166; Oury. 1979. P. 102). Проприй мессы в день памяти К. включен в сакраментарий, выполненный в Мармутье после 1096 г.; в молитвах святой прославляется как епископ и исповедник, упоминается о его мощах, к-рые почивали в мон-ре (Paris. lat. 9431. Fol. 84-85; см.: Duine. 1922. P. 61-62; Samaran Ch., Marichal R. Catalogue des manuscrits en écriture latine portant les indications de date, de lieu ou de copiste. P., 1974. T. 3. P. 111). Чудеса от мощей К. описаны в соч. «О событиях в Мармутье» (De rebus gestis in Maiori monasterio; XII в.). Некий насельник мон-ря, молившийся в церкви после утрени в день Всех святых, узрел чудесную процессию монахов во главе с 3 епископами: это были покровители Мармутье святые Мартин, К. и Фульгенций. Во время засухи монахи устроили шествие с мощами святых из обители в базилику св. Мартина. После мессы они попытались поднять раку К., чтобы отнести ее в мон-рь, но не смогли сдвинуть ее с места. Некий старец Хильдебранд ударил реликварий посохом и упрекнул святого в том, что он, как «чванный бретонец», позавидовал драгоценным ракам святых Мартина и Брикция. Хильдебранд обещал святому, что позаботится об украшении его «убогого» деревянного реликвария; только после этого монахам удалось поднять раку с мощами и отнести ее в монастырь (ActaSS. Bened. Saec. VI. Pars 2. P. 402, 405). Согласно описи 1505 г., мощи К. хранились в бюсте-реликварии из позолоченного серебра; по-видимому, этот реликварий был утрачен во время разграбления мон-ря гугенотами (1562). Новый серебряный бюст-реликварий был изготовлен в 1646 г. В описании перенесения мощей уточняется, что в Мармутье хранились череп и бóльшая часть останков К. (Martène. 1875. P. 590-591; Plaine. 1886. P. 162-166). После закрытия аббатства в годы Французской революции (1789-1799) монастырские святыни были утрачены, сохранилась лишь частица мощей К., которую в 1809 г. передали епископу Кемпера.
О мощах К., хранившихся в монастыре Сен-Сольв в Монтрёе, известно с 1424 г.; в 1692 г. их поместили в серебряный реликварий. Согласно описаниям монастырской ризницы, мощи К. были смешаны с останками св. Коногана, к-рого считали преемником святого на епископской кафедре Кемпера. Как и бóльшая часть святынь мон-ря, мощи К. и Коногана были уничтожены в 1793 г. (Oheix. 1906. P. 165-171).
В Кемпере самые ранние упоминания о мощах К. относятся к 1219 и 1241 гг.: на Евангелии и на руке святого (brachium sancti Chorentini) давали клятвы при заключении договоров (Cartulaire de l'Église de Quimper // Bull. de la commission diocésaine d'architecture et d'archéologie. 1901. T. 1. P. 278-279. N 28; 1902. T. 2. P. 229-230. N 57). Деревянный, окованный серебром реликварий в форме руки, в к-ром хранились кость руки и зуб К., назван среди ценностей соборной ризницы в описи 1273 или 1274 г. (Ibid. 1903. T. 3. P. 352-355. N 114). По мнению Бурже, часть мощей К. была доставлена в Кемпер из парижского аббатства св. Маглория по инициативе еп. Рено. Несмотря на то что К. считали покровителем Кемпера, его мощи не пользовались особым почитанием, о них редко упоминается в документах. Важнейшей святыней собора скорее всего были мощи св. Ронана, раку для которых изготовили по указанию еп. Рено (Smith. 1990. P. 327-331). К XVII в. хранившаяся в Кемпере рука К., по-видимому, была утрачена. Еп. Гийом Ле Претр де Лезонне (1614-1640) получил от монахов аббатства Мармутье др. руку святого, к-рую после смерти епископа передали в кафедральный собор. Реликварий со святыней, установленный на алтарной преграде собора, опускали для поклонения лишь в исключительных случаях (напр., в 1768, когда из-за продолжительных дождей возникла угроза гибели урожая).
Во время диктатуры якобинцев в Кемпере было запрещено отправление католич. культа, началась кампания дехристианизации. На заседании совета коммуны (11 дек. 1793) было решено переименовать г. Кемпер-Корантен в Монтань-сюр-Оде (в честь политической группировки монтаньяров), ликвидировать священные изображения и др. предметы культа. На следующий день убранство собора и городских церквей было уничтожено; 12 дек., в день памяти К., состоялось публичное сожжение статуй и реликвий святых. Незадолго до этих событий столяр Д. Сержан и субдиак. Д. Мужа тайно вынесли из собора нек-рые святыни, в т. ч. мощи К., и спрятали их в доме священника в Эрге-Армеле (см.: Savina J. Quimper sous la Terreur: Le brulis des saints de la cathédrale // Bull. de la Société archéologique du Finistère. 1936. T. 63. P. 3-68). В 1795 г. мощи К. были возвращены в собор, однако в 1824 г. поклонение святыне было прекращено (среди причин этого были сомнения в подлинности святыни, а также тот факт, что в 1795 реликвию освидетельствовали представители «конституционного» («схизматического») духовенства). После повторного освидетельствования (1886) еп. Ансельм Нувель де Ла Флеш признал святыню подлинной. Для хранения мощей К. был изготовлен неоготический реликварий с фигурами епископов Сальватора Алетского, Гийома Ле Претра де Лезонне и других церковных деятелей, связанных с историей святыни. Реликварий установили в кафедральном соборе, в капелле во имя К., освященной 12 дек. 1889 г. (в 1997 реликвия была похищена; об истории руки К. см.: Le Men. 1877. P. 352-358; [Marc'hallac'h.] 1885; Albert Le Grand. 1901. P. 692-696). Частицы руки К. были переданы в приходские церкви в Плоневе-Порзе (в 1819) и в Пломодьерне (1893); в 1900 г. была освящена капелла во имя К. у источника его имени близ сел. Пломодьерн.