[Лат. Leodegarius; франц. Léger] (ок. 616 - 2.10.677/9), мч. (пам. зап. 2 окт.), еп. г. Августодун (ныне Отён, Франция) (ок. 663 - не ранее 675).
Др. Мученичество Л. (версия B) было составлено мон. Урсином из Локотигиака (ныне Лигюже) по просьбе Аудульфа, аббата мон-ря св. Максенция (ныне Сен-Мексан-л'Эколь), и посвящено еп. Ансоальду, занимавшему кафедру Пиктавия (ныне Пуатье) в 70-х - 90-х гг. VII в. При составлении этого Мученичества была использована версия А. По мнению Круша, версия В была создана в VIII-IX вв., но др. исследователи датировали ее кон. VII в.; вопрос о времени написания Мученичества остается открытым (см.: Fouracre, Gerberding. 1996. P. 206-208). В отличие от версии А, в к-рой повествование ведется с позиции августодунских клириков, в сочинении Урсина представлена т. зр. аквитанцев. Урсин существенно сократил повествование о жизни Л., уделив особое внимание его деятельности во главе мон-ря св. Максенция и перенесению его мощей (спор между епископами Августодуна, Атребата (ныне Аррас) и Пиктавия о праве на хранение останков Л.). Рассказ о гибели святого, основанный на версии А, значительно расширен. Текст версии В сохранился в многочисленных рукописях (самая ранняя - St. Gallen. Stiftsbibl. 548. P. 67-116, рубеж VIII и IX вв.) (BHL, N 4851; изд.: MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 323-356).
Пространное Мученичество Л. (версия С), составленное неизвестным монахом из аббатства св. Симфориана в Августодуне, представляет собой компиляцию обеих ранних версий (из соч. Урсина заимствованы прежде всего сведения о посмертных чудесах святого). Самые ранние рукописи версии С относятся к IX в. (BHL, N 4853; изд.: ActaSS. Oct. T. 1. P. 463-481; см.: MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 267-270). Краткие сведения о гибели Л., вписанные в контекст политической борьбы в гос-ве Меровингов, приведены в «Книге об истории франков» (1-й пол. VIII в.) (Liber Historiae Francorum. 45 // MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 317-319). Вероятно, в IX в. на основе сочинения Урсина было составлено метрическое Житие Л. (BHL, N 4854; изд.: Vita beati Leudegarii martyris // MGH. Poet. T. 3. P. 5-37). Др. стихотворное Житие Л., к-рое датируется кон. X в., является самым ранним примером 8-сложного силлабического стиха на старофр. языке (Saint Léger. 1937). В сер. XI в. мон. Фруланд из бенедиктинского аббатства Мурбах (ныне Мюрбак, Эльзас) составил прозаическое Житие Л., к которому приложены описания чудес святого (BHL, N 4855; изд.: Pitra. 1846. P. 525-568).
Согласно Мученичеству (версия А), Л. род. в знатной франк. семье. Он был воспитан дядей, Пиктавийским еп. Дидоном (до 629 - после 669). В Мученичестве упоминаются также комит Гаэрин, брат Л., и его родственник Ансоальд, впосл. ставший епископом Пиктавия. Дополнительные сведения о родственниках святого приведены в др. источниках, достоверность к-рых не доказана. Известно письмо Л., адресованное его матери Сиграде, жившей в мон-ре Пресв. Девы Марии в Новиомаге (ныне Нуайон) (MGH. Epp. T. 3. P. 464-467). В завещании Л., составленном в пользу Августодунской кафедры, говорится о земельных владениях, к-рые он унаследовал от Бодилона и «посвященной Богу» Сиграды (Testamentum Leodegarii // Diplomata, chartae, epistolae, leges, aliaque instrumenta ad res Gallo-Francicas spectantia / Ed. J. Pardessus. Р., 1849. T. 2. P. 173-174. N 382). В Житии св. Одилии, составленном в IX в., упоминается Берсвинда, мать св. Одилии, к-рая была теткой Л. по материнской линии (Vita Odiliae abbatissae Hohenburgensis. 2 / Ed. W. Levison // MGH. Scr. Mer. T. 6. P. 38). На основании сведений о родственниках Л. высказывалось мнение, что святой по происхождению был связан с бургундской знатью, но эти данные вряд ли достоверны (см.: Fouracre, Gerberding. 1996. P. 197, 216).
В Мученичестве Л., составленном Урсином (версия В), сообщается, что святой воспитывался при дворе короля Нейстрии Хлотаря II (584-629), а затем получил образование в Пиктавии под рук. еп. Дидона. Примерно в 20-летнем возрасте он был поставлен во диакона и вскоре назначен архидиаконом Пиктавийской кафедры. Впоследствие по указанию Дидона он возглавил мон-рь св. Максенция близ Пиктавия и управлял обителью ок. 6 лет (в версии А упом. только о том, что Л. был архидиаконом).
После смерти короля Австразии Сигиберта III († 656) новым правителем стал его сын Дагоберт II. Он оставался на престоле до авг. 659 г., когда власть в Австразии захватил майордом Гримоальд, сын Пипина Старшего. В 660/1 г. Дагоберт II был вынужден принять монашество; его передали под надзор еп. Дидону, который увез Дагоберта в Ирландию, где тот получил религ. образование и стал клириком (Liber Historiae Francorum. 43 // MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 315-316; см.: Picard. 1991. P. 38-41). Королем был провозглашен Хильдеберт, сын Гримоальда, незадолго до рождения Дагоберта усыновленный кор. Сигибертом, но не связанный кровным родством с династией Меровингов. Воцарение Хильдеберта вызвало недовольство в Нейстрии, т. к. местная знать рассчитывала на подчинение Австразии. В это время королем Нейстрии и Бургундии являлся Хлотарь III (657-673), обязанности регента при к-ром выполняла его мать св. Бальтхильда (см. Батхильда; † 680), вдова кор. Хлодвига II (638-657); после убийства Гримоальда и Хильдеберта она также правила в Австразии от имени своего сына Хильдерика II (662-675, с 673 возглавлял объединенное Франкское гос-во).
В кон. 50-х - нач. 60-х гг. VII в. Л. был вызван ко двору кор. Бальтхильды. Стремясь усилить влияние на церковные дела, королева способствовала назначению своих сторонников на ряд важнейших кафедр (Nelson. 1978); в этих городах после смерти кор. Хлодвига II начались беспорядки. Так, после гибели св. Аунемунда, еп. Лугдуна (ныне Лион), его преемником стал св. Генесий (658-678), помогавший Бальтхильде в ее попечении о мон-рях. Назначению Л. епископом Августодуна (ок. 663) предшествовал спор между претендентами на епископскую кафедру, завершившийся гибелью одного из них и изгнанием другого. Часть августодунских клириков отрицательно отнеслась к назначению Л., который был ставленником Бальтхильды и не пользовался поддержкой местной знати.
В Мученичестве упоминается о любви Л. к бедным, к-рых по указанию святого стали кормить при кафедральном соборе; есть сведения об активной строительной деятельности Л., в т. ч. о реконструкции городских ворот и восстановлении мн. зданий Августодуна. Забота о кафедральном городе рассматривалась как обязанность епископа и осуществлялась в согласии с центральной властью (Prinz F. Die bischöfliche Stadtherrschaft im Frankenreich vom 5. bis zum 7. Jh. // Hist. Zschr. 1974. Bd. 217. S. 1-35). По указанию Л. состоялось открытие и перенесение мощей мч. Симфориана, почитавшегося как покровитель Августодуна.
Возможно, Л. созвал Собор, постановления к-рого частично сохранились в неск. рукописях канонического сб. «Старое галльское собрание» (Collectio Vetus Gallica; изд.: Concilia Galliae, A. 511 - A. 695 / Ed. C. de Clercq. Turnhout, 1963. P. 319-320. (CCSL; 148A)). Статус Собора и имена его участников неизвестны. Основная тема постановлений - поддержание монашеской дисциплины. Насельники мон-рей должны были соблюдать бенедиктинский устав (canonum ordo vel regula sancti Benedicti), подчиняться указаниям аббата и препозита; им запрещалось владеть собственностью, а также покидать мон-ри и посещать города без письменного разрешения настоятеля, адресованного архидиакону. Усилия Л., направленные на распространение бенедиктинского устава, следует рассматривать в контексте политики кор. Бальтхильды, которая покровительствовала монашеству. В VII в. на территории Франкского гос-ва бенедиктинский устав сосуществовал с др. монашескими правилами. Также на Августодунском Соборе в качестве обязательного был принят Афанасиев Символ веры (см.: Mordek, Reynolds. 1992; Vogüé A., de. Histoire littéraire du mouvement monastique dans l'Antiquité. P., 2008. Pt. 1. Vol. 12. P. 23-26).
В 659 г. при поддержке кор. Бальтхильды майордомом Нейстрии стал Эброин, позднее участвовавший в заговоре против королевы, в результате к-рого она была удалена на покой в мон-рь Кала (ныне Шель близ Парижа) (ок. 665). Хотя формальным поводом для этого стало достижение Хлотарем совершеннолетия, причиной отстранения Бальтхильды от власти было недовольство ее политикой, в т. ч. церковной. В некоторых источниках говорится об ответственности королевы за гибель 9 епископов (см.: Wood. 1994. P. 224-225). После смерти кор. Хлотаря III (673) Эброин, ставший одной из важнейших политических фигур Франкского гос-ва, возвел на престол Теодориха III, однако Л., его брат комит Гаэрин и др. представители знатных родов Нейстрии и Бургундии свергли Теодориха и провозгласили королем Хильдерика II, правившего в Австразии. Эброин был сослан в монастырь Луксовий (см. Люксёй), а Теодорих III - в аббатство св. Дионисия (см. Сен-Дени). По-видимому, Л. и майордом Вульфоальд возглавили группировку знати, управлявшую впосл. королевством.
Вскоре Л. вступил в конфликт с австразийскими советниками Хильдерика II, к-рые пытались лишить автономии Нейстрию и Бургундию. Поводом для столкновения, которое произошло на Пасху 675 г. в Августодуне, был спор между Гектором, патрицием Массилии (ныне Марсель), и св. Прейектом, еп. Арверна (ныне Клермон-Ферран) (об этом сообщается также в Мученичестве Прейекта - MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 212-248). Л. выступил на стороне Гектора, а король (и, вероятно, Вульфоальд) поддержал Прейекта. Во время празднования Пасхи противники Л. и Гектора убедили короля в существовании заговора. Осознав опасное положение, в к-ром они оказались, епископ и патриций перед рассветом бежали из города. Настигнувшие их воины убили Гектора на месте, а Л. привели к королю, к-рый по совету прелатов и знати сослал его в Луксовий. На Августодунскую кафедру был возведен Герменарий, аббат монастыря св. Симфориана (в древнейшем Мученичестве (версия А) говорится, что Герменарий убедил короля пощадить Л., хотя его ложно причисляли к врагам святого). В том же году Хильдерик был убит, а майордом Вульфоальд бежал в Австразию. По-видимому, тогда же в Луксовии Л. и Эброин заключили соглашение, благодаря которому епископу удалось вернуться в Августодун, а Эброину - собрать отряд сторонников. Согласно Мученичеству, Эброин намеревался расправиться с Л., но ему помешал еп. Генесий Лугдунский со своими воинами.
Теодорих III, вновь ставший королем Нейстрии и Бургундии (675), назначил майордомом Леудезия, которого поддержали Л. и Гаэрин. Однако вернувшийся из ссылки Эброин провозгласил королем малолетнего Хлодвига III. Захватив Теодориха в плен, Эброин убил Леудезия и занял должность майордома при поддержке св. Авдуина, еп. Ротомагского (Руанского). Чтобы укрепить свое положение, он объявил законным правителем Теодориха III, а не Хлодвига. Эброин стал преследовать политических противников, многие из них бежали в Юж. Галлию (среди подвергшихся репрессиям был св. Филиберт). Сторонники Эброина - Дезидерат (Дидон), еп. Кабиллона (ныне Шалон-сюр-Сон), Бобон, бывш. еп. Валенции (ныне Валанс), и дукс Ваимер, осадили Августодун, где укрылся Л., главный противник майордома. Согласно Мученичеству, клирики и горожане попросили епископа забрать церковные ценности и покинуть город, но тот отказался. Посланный горожанами аббат Мероальд предложил осаждавшим город выкуп, но те заявили, что их единственная задача - схватить епископа. Тогда Л. сдался сторонникам Эброина, к-рые ослепили его, а затем забрали хранившиеся в городе сокровища (их стоимость составляла 5 тыс. солидов). Охрану пленного епископа поручили комиту Ваимеру, к-рый отвез его к майордому Эброину. Тем временем Дезидерат, Бобон и австразийский дукс Адальрик Этихон направились в Лугдун, чтобы захватить св. Генесия. Однако лугдунцы, в отличие от жителей Августодуна, отказались сдаться и не выдали своего епископа врагам.
По указанию Эброина комит Ваимер спрятал Л. и объявил о его смерти. Позднее майордом организовал суд над епископом и его братом Гаэрином, обвинив их в убийстве кор. Хильдерика II. Гаэрин был казнен, а епископу отрезали губы и язык и проволокли по улицам города. Согласно Мученичеству, когда Л. страдал от увечий в темнице, за ним ухаживал Герменарий, к-рого епископ простил, хотя прежде они враждовали. По приказу майордома дворцовый комит Ванинг отвез Л. в свои владения, находившиеся в Сев. Галлии, и поместил в основанный им мон-рь Фисканн (ныне Фекан), где святой провел почти 2 года. Согласно древнейшему Мученичеству (версия А), автор которого посетил Л. в ссылке, через нек-рое время епископ чудесным образом вновь мог свободно говорить и совершать мессу. Тем временем Эброин решил окончательно избавиться от влиятельного противника и велел доставить Л. к себе, чтобы лишить его священного сана. После низложения, проведенного собравшимися епископами (на Л. «разорвали облачение, чтобы он не мог служить и не решался более совершать таинство»), майордом велел дворцовому комиту Хродберту отвести святого в уединенное место и отрубить ему голову. Палачи спрятали тело Л. в лесу, но некая благочестивая женщина похоронила его и построила над могилой небольшой ораторий (согласно Урсину, могила Л. находилась в мест. Сарцинг, вероятно, близ совр. сел. Сен-Леже в деп. Па-де-Кале). В версии А кончина святого датирована 3 окт., но в версии В говорится, что его погребение состоялось 2 окт. Урсин сообщает, что Л. был казнен примерно через 2 года после возвращения к власти Эброина, а через 3 года после смерти епископа Эброин погиб. Т. о., казнь Л. следует датировать 677, 678 или 679 г. (см.: Fouracre, Gerberding. 1996. P. 250).
На месте погребения Л. совершались чудеса. Эброин и его сторонники препятствовали почитанию святого, но после убийства майордома (680 или 681) епископа стали открыто почитать как мученика. По свидетельству Урсина, епископы Ансоальд Пиктавийский, Герменарий Августодунский и Виндициан Атребатский оспаривали право на хранение мощей Л. Спор был решен в пользу Ансоальда при помощи жребия. Мощи святого доставили в Пиктавий (в версии В подробно описывается перенесение мощей, которое сопровождалось чудесами), а затем - в мон-рь св. Максенция, где еп. Ансоальд и аббат Аудульф построили базилику в честь Л. Вероятно, память освящения этого храма праздновалась 30 окт., как сообщается в концовке древнейшего Мученичества (версия А).
Поминовение святого внесено в некоторые рукописи Иеронимова мартиролога под 2 и 3 окт. (MartHieron. Comment. P. 537). В мартирологе Флора Лионского память Л., к-рый «подвергся многообразным притеснениям и мучениям за правду и был убит королевским майордомом Эброином», указана 2 окт. Под этой датой поминовение святого значится в большинстве раннесредневековых календарей и мартирологов (Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh. / Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 3. S. 1359-1362). В Римском мартирологе указана также память св. Гаэрина, брата Л.
Галликанские молитвы мессы в день памяти Л. сохранились в Готском сакраментарии, созданном на рубеже VII и VIII вв. в Августодунском еп-стве. В молитвах упоминаются ссылка святого и страдания, к-рые он претерпел; о Л. говорится как о добром пастыре и мученике, следовавшем за Христом до самой смерти (Missal. Goth. P. 312-316, 512-515). Молитвы, чтения и песнопения в день памяти святого содержатся в средневек. богослужебных книгах еп-ства Отён. С 1458 г. по указанию кард. Жана Ролена поминовение Л. стало обязательным для всех церквей диоцеза. В память о спасении города от гугенотов (1591) был установлен также праздник явления святого 21 июня (изд.: Pellechet. 1883. P. 285-309; см. также: ActaSS. Oct. T. 1. P. 452-455; Pitra. 1846. P. 436-437, 443-444).
В VIII-IX вв. центром почитания Л. был мон-рь св. Максенция, где покоились мощи Л. Об этой святыне упоминается в нескольких королевских и имп. грамотах IX в., изданных в пользу монастыря (Chartes et documents pour servir à l'histoire de l'abbaye de Saint-Maixent / Éd. A. Richard. Poitiers, 1886. T. 1. P. 5-7, 9, 14). В Сен-Мексан-л'Эколь сохранились саркофаги, в к-рых покоились мощи святых Л. и Максенция (в крипте бывш. монастырской церкви), а также руины приходской ц. во имя Л. В годы правления кор. Карла Простоватого (893-923) из-за нападений норманнов, разорявших обл. Пуату, насельники покинули мон-рь и укрылись в Оверни, где король предоставил им усадьбу Эбрёй. Впоследствии одни монахи вернулись в Пуату, забрав мощи св. Максенция, другие остались в Эбрёе, где была построена церковь во имя Л. (15 марта совершалась память положения мощей святого в этом храме). Об этом повествуется в сказании о перенесении мощей Л. (BHL, N 4856; изд.: Catalogus. 1890). В сказании упоминаются и другие известные автору частицы мощей святого, напр., его голова, хранившаяся в Мурбахе, и глаз Л. (unus... oculus), от которого совершались исцеления, находившийся в королевской капелле. В средние века Эбрёй был одним из крупнейших бенедиктинских аббатств Оверни (в 1115 ему подчинялись 56 церквей и мон-рей - Jaffé. RPR. N 6376). На рубеже X и XI вв. началось строительство новой монастырской церкви во имя Пресв. Девы Марии, апостолов Петра и Павла и Л.; в 1-й пол. XII в. был возведен романский портик с массивной башней, на рубеже XII и XIII вв.- готическая алтарная часть с деамбулаторием (см.: Courtillé A. Auvergne et Bourbonnais gothiques. Nonette, 1990. T. 1. P. 75-102; Larouzière-Montlosier D., de. L'invention romane en Auvergne: De la poutre à la voûte (fin Xe-XIe siècle). Nonette, 2003. P. 168-175). Мощи Л. и Гаэрина хранились в главном алтаре церкви. В годы Французской революции (1789-1799) святыни были утрачены, как сообщалось в письме приходского священника епископу Отёнскому с просьбой прислать частицу мощей Л. (1833 - Pitra. 1846. P. 439-440). В наст. время в Эбрёе хранится реликварий XVI в., в к-ром некогда находились мощи святого.
Особое почитание Л. сложилось в мон-ре Мурбах, основанном ок. 730 г. св. Пирмином и гр. Эберхардом. Первоначально мон-рь был посвящен Пресв. Деве Марии, ап. Петру и Л. (Levillain L. et al. Charte du comte Eberhard pour l'abbaye de Murbach (1er février, 731/732) // Bibl. de l'École des chartes. 1938. T. 99. N 1. P. 38); в грамоте кор. Теодориха IV, сфабрикованной в кон. VIII в., названо др. посвящение - Деве Марии, арх. Михаилу, апостолам Петру и Павлу и Л. (Die Urkunden der Merowinger / Hrsg. T. Kölzer. Hannover, 2001. Tl. 1. S. 468-471. N 188). Впосл. в мон-ре хранилась голова Л.; чудеса, которые совершались по молитвам перед святыней, описаны мон. Фруландом в Житии Л. (BHL, N 4855). 25 авг. в обители совершали память ослепления Л. (Pellechet. 1883. P. 295-296; см. также: ActaSS. Oct. T. 1. P. 434-440; Pitra. 1846. P. 506-524). Под влиянием традиции мон-ря почитание святого получило распространение в Эльзасе и в соседних регионах. Так, между 1182 и 1230 гг. по инициативе насельников Мурбаха была возведена романская ц. во имя Л. в Гебвиллере. В 1759 г. монахи переселились из Мурбаха в Гебвиллер, забрав с собой святыни и ценности. В наст. время частицы мощей Л. хранятся в приходских храмах в Гебвиллере (напр., в ц. Нотр-Дам - реликварий с нижней челюстью святого). С XIII в. Л. почитается как покровитель Люцерна (до 1178 город принадлежал аббатству Мурбах). В честь святого освящен главный католический храм города (коллегиальная ц. Санкт-Леодегар-им-Хоф; существующее здание возведено в 1633-1639). После закрытия в 1798 г. жен. аббатства Масмюнстер (ныне Мазво, Эльзас) в Люцерн была доставлена хранившаяся в обители голова Л.; в наст. время серебряный бюст-реликварий со святыней находится в ризнице церкви.
Частицы мощей Л. хранились во многих церквах и мон-рях Франции и соседних стран (см.: ActaSS. Oct. T. 1. P. 457-463; Pitra. 1846. P. 409-411, 435-443; Camerlinck. 1910. P. 170-171). Большая часть реликвий была утрачена во время религиозных войн во Франции и Французской революции. В аббатстве святых Андрея и Л. в Мемаке (совр. деп. Коррез) хранился серебряный реликварий с мощами святого; в наст. время в бывшей монастырской церкви находится деревянный бюст-реликварий с фрагментом его черепа. Неск. фрагментов черепа Л. хранятся в кафедральном соборе в Аррасе, в раке св. Виндициана (см.: Van Drival E. Le trésor sacré de la cathédrale d'Arras. Arras, 1860. P. 136-139).
В средние века почитание Л. получило широкое распространение на территории Франции, Бельгии, Германии и Швейцарии. Так, во Франции ему были посвящены 7 бенедиктинских аббатств (Мемак, Мазво, Мурбах, Сен-Леже в Суасоне, Сен-Леже-де-Прео, Сен-Лигюэр в Ньоре, Эбрёй), более 30 приоратов, ок. 220 церквей. В честь святого названо не менее 70 населенных пунктов.