[Геллерт; лат. Gerhardus; итал. Gerardo; венг. Gellért] (23.04.980, Венеция - 24.09.1046, Буда), св. (пам. зап. 24 сент.), еп. Чанадский, первый мученик в Венгрии. Род. в семье венецианских патрициев, при рождении получил имя Джорджo (Георгий). Его отец Джерардо (Герхард) Сагредо был купцом. В 5 лет мальчик тяжело заболел, родители отдали его в бенедиктинский мон-рь св. Георгия Победоносца, дав клятву, что в случае выздоровления он примет постриг и станет членом ордена. После выздоровления Джорджо остался в монастырской школе и в раннем возрасте привлек внимание преподавателей успехами в учебе. В 995 г. отец Джорджо, совершая паломничество в Св. землю, скончался. В память об отце сын сменил имя на Герхард. После смерти аббата мон-ря св. Георгия Г. по настоянию монахов занял его место (ок. 1012). Через 3 года он отказался от этого поста, желая, как и отец, посетить Св. землю.
По пути в Иерусалим в Далмации в мон-ре св. Андрея в Заре (совр. Задар, Хорватия) Г. встретился с венг. мон. Разином, аббатом мон-ря в Паннонхальме, к-рый возвращался в Венгрию из Рима и уговорил Г. идти вместе с ним. 3 мая 1015 (1020?) г. они прибыли в венг. г. Печ, откуда в сопровождении аббата Астрика Г. отправился в венг. столицу - Секешфехервар. На праздничном богослужении по случаю дня Успения Пресв. Богородицы Г. произнес в храме проповедь, к-рая понравилась кор. Стефану I (Иштвану). Через нек-рое время Стефан I назначил Г. учителем и воспитателем своего сына, герц. Эмериха (Имре). По-прежнему стремясь к уединению, в 1023 г. Г. поселился в скиту в Баконьбеле, в горах Баконь.
В 1-й пол. XI в. Венгрия находилась в процессе становления территориального единства. Кор. Стефан I подчинил своей власти земли в Карпатско-Дунайском регионе, способствовал распространению христианства в Венгрии, при нем христ. вера стала официальной. Однако правители нек-рых земель (напр., Коппань) все еще оставались язычниками. В то же время в вост. районы страны (Трансильвания) проникало и распространялось христианство из Византии. Победой кор. Стефана I над Айтонем (ок. 1008 или 1028), правителем земель к югу от долины Мароша до Дуная и союзником визант. императора, было устранено последнее препятствие распространению новой церковной организации, связанной с Римом, на всю страну венгров, тем самым было приостановлено влияние визант. духовенства. На эти земли с целью создания нового еп-ства и обустройства церковной жизни был отправлен Г. с помощниками. После освящения храма в г. Оросламоше (совр. Банатско-Аранджелово, Сербия) Г. поселился в мон-ре св. Иоанна Предтечи. Через нек-рое время переехал в г. Марошвар, впосл. названный Чанад (совр. Ченад, Румыния), основал там мон-рь вмч. Георгия и получил от короля титул епископа. До смерти короля Г. оставался его советником и ближайшим соратником.
После смерти Стефана I (1038) началась борьба за престол между племянником по жен. линии венецианцем Пьетро Орсеоло (буд. венг. кор. Петер I (1038-1041, 1044-1046)) и мужем младшей сестры Стефана I Аба Шамуэлом, узурпировавшим в 1041-1044 гг. венг. престол. Г. был ярым противником последнего и после того, как Аба Шамуэл во время Великого поста 1053 г. обманом заманил к себе и приказал до смерти забить палками 50 политических противников, отказал тому в коронации и осудил в проповеди. Г. пытался сделать все возможное, для того чтобы политическое противостояние не нанесло урона церковной жизни. Междоусобные распри привели к усилению противников реформ кор. Стефана I, видевших в христианстве отказ от древних венг. традиций. В 1046 г. в вост. части Венгрии вспыхнуло восстание сторонников язычества. Для вступления на престол и прекращения беспорядка Г. предложил вызвать из Киева сыновей Вазула, двоюродного брата Стефана I, Эндре (буд. венг. кор. Эндре I (1046-1060)) и Левенте, к-рые бежали на Русь после того, как отец был наказан за участие в организации покушения на кор. Стефана I.
В Буде вышедшие навстречу прибывшему из Киева Эндре Г. и его спутники были схвачены языческой толпой и 24 сент. 1046 г. в телеге сброшены с крутого обрыва горы, к-рая с тех пор носит имя Г. Останки Г. были погребены в Буде, затем их перенесли в Чанад, однако могила в эпоху тур. владычества была разрушена, и ее место утеряно. Г. канонизирован папой Григорием VII в 1083 г.
Единственное сохранившееся произведение Г.- «Deliberatio supra hymnum trium puerorum» (Толкование на «Песнь трех отроков»), неканоническое добавление к книге пророка Даниила; минускульный кодекс XI в. с этим сочинением Г. находится в Мюнхене, в Баварской гос. б-ке (Monac. Clm 6211. 1r). Г. известен как богослов, комментатор Свящ. Писания, соединивший зап. лат. ученость с правосл. мистицизмом. В герменевтической системе Г. важное место занимают творения св. Дионисия Ареопагита и др. богословские сочинения (св. Максима Исповедника и, вероятно, Иоанна Дамаскина), известные в то время лишь в греч. оригиналах. В «Deliberatio...» упоминаются др. произведения Г.: толкования нек-рых посланий ап. Павла и догматический трактат о троичности Бога. Согласно житиям, Г. написал гомилии на каждый день года.
Жизнеописание Г. сохранилось до наст. времени в виде 2 житий, т. н. пространного и малого (BHL, N 3424 и 3426), его фактологическая достоверность спорна. Самый древний список малого Жития датируется рубежом XII и XIII вв. Оно сохранилось в венецианском кодексе XIII в. и в парижском кодексе XV в.; пространное - в 2 кодексах XV в. Несмотря на совпадение редакций, нельзя утверждать, что одна была составлена на основе другой, скорее обе восходят к некоему утерянному источнику сер. XII в. Малое Житие предназначено для чтения во время богослужения.
Упоминания о жизни Г. встречаются в хронике Шимона Кезаи (XIII в.), стихотворном переложении жизнеописания Г. XIII в. и иллюстрированной хронике XIV в. (Képes Krónika).