[Лат. Leobinus, Leubinus; франц. Lubin] († 14.03.557), св. (пам. зап. 14 марта), еп. г. Карнута (ныне Шартр, Франция). Основным источником сведений о Л. является Житие (BHL, N 4847), авторство к-рого ранее приписывалось либо его преемнику еп. Калетрику († 573), либо Венанцию Фортунату, еп. Пиктавийскому († ок. 600). В наст. время общепринятой является концепция А. Понсле, согласно которой жизнеописание Л., датируемое IX в., является частью агиографического цикла бенедиктинского аббатства Миси близ Орлеана (Poncelet. 1905); доказательствами этого служат содержащиеся в произведении многочисленные заимствования из др. житий данного цикла; кроме того, составитель Жития хорошо был знаком с местной географией. При написании Жития Л., целью к-рого было создание образа епископа-монаха, автор ориентировался на Житие св. Мартина, еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция) (Helvétius. 2004. P. 113-114); основное внимание автор уделил пребыванию Л. в мон-ре до начала епископского служения. В XIV в. для капитула кафедрального собора в Шартре было написано краткое Житие Л. на среднефранц. языке, повествующее в т. ч. о прижизненных чудесах святого (Legendaires et sermonaires du XIVe siècle. 1867).
Л. род. близ Пиктавия (ныне Пуатье) в крестьянской семье, в детстве был пастухом. Получив образование в мон-ре Локотигиак (ныне Лигюже), где он выполнял обязанности препозита, Л. познакомился с отшельником прп. Авитом. Вскоре Л. выразил желание поступить в Леринский мон-рь (см. Лерен), однако, встретив по дороге монаха, жаловавшегося на образ жизни братии, отправился вместе с ним к св. Лупу (в 538 занимал кафедру Лугдуна (ныне Лион)) и стал насельником возглавляемого последним мон-ря Инсула-Барбара (ныне Иль-Барб в черте г. Лион). Как сообщается в Житии, во время похода франк. кор. Хильдеберта I (511-558) в Бургундию (534) обитель была захвачена; Л. пытали, требуя выдать местонахождение монастырских сокровищ, однако святой, отказавшийся сообщить о нем и оставленный умирать, выжил. Нек-рое время Л. провел при прп. Авите, а после его смерти удалился в лес близ совр. Монмирая, где вел уединенную жизнь с 2 учениками. Через 5 лет Этерий, еп. Карнута († 544), рукоположил Л. во диакона и поставил его во главе монастыря в Брайаке (ныне Бру). Впосл. Л. встретился со свт. Кесарием, еп. Арелата (ныне Арль) († 542 или 543), жившим нек-рое время в Леринском мон-ре и с почтением отзывавшимся о его насельниках. Свт. Кесарий не одобрил желание Л. перейти в Леринский мон-рь, заметив, что ему следует оставаться в той должности, на к-рую он был назначен епископом.
После смерти еп. Этерия кор. Хильдеберт I назначил Л. на Карнутскую кафедру. В Житии сообщается о том, что святой исцелил клирика Калетрика (впосл. епископ Карнута), помазав его елеем, от к-рого начал исходить свет (по словам агиографа, он символизировал буд. епископское служение Калетрика). Л. присутствовал на V Соборе в Аврелиане (ныне Орлеан) (549), а также на Соборе в Паризиях (ныне Париж) (552).
Л. был погребен в ц. св. Мартина в Карнуте. С XIII в. рака с мощами святого находилась рядом со статуей Пресв. Девы Марии. В эпоху Реформации его мощи были уничтожены, однако главу Л. удалось сохранить; в наст. время она находится в ц. св. Николая в Блуа.
Почитание Л. прослеживается с VII в.; он упоминается в мартирологах диоцеза Августодун (ныне Отён) (VIII-IX вв.) и аббатства Санкт-Галлен, в рифмованном Мартирологе, составленном в 848 г. Вандальбертом Прюмским (MGH. Poet. T. 2. P. 594), а также в Мартирологе Узуарда (2-я пол. IX в.) (MartUsuard. 1965. P. 303), где его память указана под 15 сент. Святой изображен на 2 витражах собора в Шартре (1-я пол. XIII в.), на одном из них представлены сцены из Жития Л. (Deremble-Mannes. 1991). Используя данные местных картуляриев, Ж. Ф. Оне пришел к выводу о существовании в XIII в. 28 церквей, которые были посвящены Л. (Honet. 1996). В честь святого были названы 4 населенных пункта на территории совр. деп. Эр и Луар, а также деп. Луар и Шер.