Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПИРМИН
56, С. 533-535 опубликовано: 18 июня 2024г.


ПИРМИН

[Лат. Pirminus] (ок. 700 - ок. 753), св. (пам. зап. 3 нояб.). Основным источником сведений о П. является его Житие (BHL, N 6855; изд.: ActaSS. Nov. T. 2. Pars 2. P. 2-56), написанное ок. 830 г. в основанном им мон-ре Хорнбах. Происходящие от него 2 позднейшие Жития, прозаическое (BHL, N 6856) и метрическое (BHL, N 6857), самостоятельной исторической ценности не представляют.

Св. Пирмин. Витраж в капелле Сан-Леоне в Эгисхайме, Эльзас. 1894 г. Фото: Philippe Sos-son/Wikimedia Commons
Св. Пирмин. Витраж в капелле Сан-Леоне в Эгисхайме, Эльзас. 1894 г. Фото: Philippe Sos-son/Wikimedia Commons

Св. Пирмин. Витраж в капелле Сан-Леоне в Эгисхайме, Эльзас. 1894 г. Фото: Philippe Sos-son/Wikimedia Commons

П. род. не ранее последней трети VII в. (Hauswald. 2006. S. 8). Первым местом, где он подвизался, была обитель под названием Melcis (Meltis) castellum (возможно, совр. Мелсбрук, Бельгия (Ibid. S. 9), или Мо, Франция (см.: Усков. 2001. С. 171)). Проповеди и наставления П. на латинском и франкском языках быстро стали известны даже в удаленных областях герм. земель. К этому моменту П. уже был епископом, но, по всей вероятности, не имел кафедры (Там же. С. 172-176).

Согласно Житию, благочестивый дворянин алеманнского происхождения Синлац попросил П. приехать на его земли для просвещения народа, к-рый еще соблюдал языческие обычаи. П. принял приглашение, но вначале решил посетить Рим и получить от папы позволение на проповедь в области, находившейся в юрисдикции др. епископов. Римский папа (по имени не назван) отнесся к П. с пренебрежением, но был вразумлен чудесным знамением, совершившимся во время молитвы святого у мощей ап. Петра, и благословил П. на служение.

После поездки в Рим П. отправился ко двору Теодориха IV, где был с почетом принят королем и сонмом епископов как посланник апостольского престола, и приступил к просветительской деятельности. В 724 г. П. пребывал на Боденском озере на о-ве Sinlazesowa (по-видимому, алеманнское название; лат. Augia Dives, ныне Райхенау), проповедуя окрестным жителям. Когда П. ступил на берег острова, оттуда исчезли все ядовитые гады. Там же святой собственноручно начал строительство общежительного мон-ря Райхенау, к-рый со временем стал играть большую роль в жизни Юж. Германии. В VIII в. мон-рь Райхенау стал одной из наиболее процветающих обителей христ. Запада. Там П. подвизался в течение 3 лет, но был вынужден покинуть обитель под давлением алеманнского дукса Лантфрида, считавшего подвижника сторонником франков. Преемником П. стал аббат Хеддо. Святому также приписывается основание в 724 (по иной версии - 714) г. по просьбе франкского гр. Рютарда мон-ря Аморбах (Seiters J. C. A. Bonifacius, der Apostel der Deutschen. Mainz, 1845. S. 246), в к-ром он оставил в качестве настоятеля своего сподвижника св. Амора (Stamminger J. B. Franconia Sancta. Würzburg, 1881. S. 318), однако историческая достоверность этого рассказа не вполне установлена. Ранее в научной лит-ре высказывалось мнение о неоднородности текста устава, составленного из элементов правил св. Венедикта и св. Колумбана, для монастырей, основанных П., однако Н. Ф. Усков убедительно показал, что обители, к-рые были созданы святым, руководствовались вариантом бенедиктинского устава (Усков. 2001. С. 172-175).

Ок. 727 г. П. основал по поручению эльзасского гр. Эброхарда (Эберхарда) в его владениях общежительную обитель под названием Vivarius Рeregrinorum (ныне мон-рь Мюрбак). 13 мая 728 г. этот мон-рь получил от Видегерна, еп. Страсбургского, по ходатайству святого т. н. бóльшую свободу - фактическую независимость от правящего архиерея; этот статус давал право избрания настоятеля исключительно из числа насельников мон-рей, основанных П. и живших по установленному им уставу (Там же. С. 173). Страсбургский викарий при этом должен был просить у аббата разрешение на посещение обители (Semmler. 1989. S. 102). П. провел в этом монастыре 3 года, назначив в 730 г. его настоятелем мон. Романа.

Сведения о том, как протекала жизнь П. с 730 по 740 г., не сохранились. Незадолго до 742 г. П. основал еще один мон-рь по просьбе франкского гр. Варнхариуса и при содействии Сигебальда, еп. Меттиса (ныне Мец). Согласно Житию, место, где был построен мон-рь, называлось Gamundium (ныне Хорнбах), 1-й храм был посвящен Пресв. Деве Марии. В отличие от обители Vivarius Рeregrinorum право утверждения избранного настоятеля принадлежало ктитору мон-ря. Здесь совершилось еще одно чудо: по молитве П. амфоры наполнились освященным маслом. По преданию, в этом мон-ре П. также навестил св. Бонифаций, еп. Майнцский. Здесь же П. и скончался 3 нояб. 753 г. В Житии также говорится, что помимо мон-ря Райхенау П. основал еще 10 обителей, однако их названия не упоминаются и достоверность этого сообщения остается сомнительной.

Одни исследователи считают П. ирландцем, другие - англосаксом или визиготом (Angenendt. 1972. S. 7). Э. Хаусвальд на основании имени святого, к-рое он характеризует как «романское в германском произношении», делает вывод о фризском происхождении П. (Hauswald E. Introd. // Pirminus. 2010. P. XI). Однако испан. ученые считают П. выходцем с Пиринейского п-ова, к-рый он был вынужден покинуть в 711 г. в связи с араб. завоеванием (Andrés Sanz. 2011. P. 1). Это предположение может подтвердить и тот факт, что П. хорошо знал сочинения Исидора Севильского, к к-рым он обращался в своем единственном сохранившемся соч. «Скарапсус». Х. Перес де Урбель и Сантьяго убедительно показал, что святой носил имя Пимен (Pimenio), вполне распространенное в вестготской Испании (Pérez de Urbel. 1920. P. 133), доказывая тем самым несостоятельность теории о фризском происхождении П.

«Скарапсус»

Текст катехитического характера, к-рый сохранился под названием Dicta abbatis Pirminii или Scarapsus (искаженное лат. excarpsus - выдержки), полное заглавие: De singulis libris canonicis scarapsus (Выдержки из различных канонических книг). Вопрос о времени и месте составления этого текста остается спорным. Так, Хаусвальд предположил, что «Скарапсус» был написан между 724/5 и 750 гг. (Hauswald. 2006. S. 15) на территории Алеманнии. По его мнению, текст хорошо вписывался в традицию миссионерской лит-ры нач. VIII в., к-рая имела место на франкской и англосаксонской землях.

Аббат Адельберг вручает книгу св. Пирмину. Миниатюра из Сакраментария (Цен-тральная б-ка в Золотурне (Швейцария). Cod. U 1. Fol. 8v)
Аббат Адельберг вручает книгу св. Пирмину. Миниатюра из Сакраментария (Цен-тральная б-ка в Золотурне (Швейцария). Cod. U 1. Fol. 8v)

Аббат Адельберг вручает книгу св. Пирмину. Миниатюра из Сакраментария (Цен-тральная б-ка в Золотурне (Швейцария). Cod. U 1. Fol. 8v)

В то же время испан. исследователи относят составление «Скарапсуса» к более раннему периоду жизни П. (Andrés Sanz. 2011. P. 1). В частности, А. К. Вега на основании предполагаемой близости сочинения П. к тексту письма архидиак. Евантия Толедского «Против тех, кто считают кровь нечистой» (см.: Vega A. C. Una herejia judaizante del siglo VIII en España // La Ciudad de Dios. Madrid, 1941. Vol. 153. N 2. P. 84-87) отметил, что сочинение могло быть написано в Испании. Однако письмо Евантия посвящено только вопросу о допустимости употребления крови в пищу, он критикует тех, кто воспрещают его христианам, усматривая в такого рода запретах иудейство и проявление невежества (Evantius. Epistula contra eos, qui immundum putant esse sanguinem // CSMA. 1973. Vol. 1. P. 1-5). П., напротив, считает употребление крови недопустимым (Pirminus. 2010. P. 70-71), но для него это не более чем один из множества затронутых им в сочинении нравственных вопросов, и он не уделяет ему особого внимания. В отсутствие весомых аргументов в пользу написания «Скарапсуса» в Испании следует, вероятно, принять версию о его создании во время миссионерского служения П. в Алеманнии.

Помимо основных источников, к-рыми были De catechizantibus rudibus блж. Августина, De correctione rusticorum Мартина Брагского, а также текст, сохранившийся под названием Doctrina cuiusdam sancti viri, П. постоянно обращался к творениям Исидора, еп. Севильского, а также, вероятно, к различным существовавшим в то время флорилегиям или суммам. К ним предположительно относится Florilegium Frisingense (Hauswald. 2006. S. 22). Большинство цитат из Свящ. Писания приводится по Вульгате.

Цель автора заключалась в том, чтобы в доступной форме и простым языком изложить основы христ. веры, последовательно приводя при этом цитаты из Свящ. Писания и опираясь на патристическую лит-ру. Текст, вероятнее всего, представляет собой пособие для миссионеров, находящихся среди уже крещенного народа. Однако, возможно, 1-я часть является материалом для проповеди катехуменам, а 2-я - крещеным (Old. 2007. P. 138). На то, что автором является монах, указывают не только цитаты из Пс 33. 12; 94. 8, к-рые также встречаются в прологе устава Венедикта, но и многочисленные цитаты из Библии.

«Скарапсус» состоит из 3 частей. В 1-й ч. (Cap. 1-12) автор кратко излагает историю искупления от Сотворения мира и грехопадения до воскресения Иисуса Христа, Его вознесения и Пятидесятницы. В тексте впервые приводится Апостольский Символ веры в той версии, к-рую принято было использовать на Западе (Old. 2007. P. 139); также воспроизводится легенда о составлении апостолами этого Символа, причем каждому из 12 усваивается авторство одного члена исповедания. Затем излагается учение о крещении, к-рое описано как договор (pactum) между человеком и Богом, учение о сущности христианства, к-рую П. видит в подражании Христу (imitatio Christi), и об Aнгеле-хранителе.

Вторая часть (Cap. 14-27) посвящена нравственным наставлениям. В главах 14, 15, 17 и 20 описаны различные грехи. В гл. 16 П. подробно изложил учение о христ. браке, в гл. 19 перечислил виды пищи, к-рые не следует употреблять христианину, в гл. 21 о грехе аборта. В гл. 22 П. описал и осудил виды идолопоклонства, суеверий и гаданий, характерные для его времени. Гл. 23 посвящена тому, как важно часто участвовать в богослужении и выполнять предписания, как следует проводить воскресный день. В главах 24 и 25 автор объяснил таинства покаяния и причастия, в главах 26 и 27 рассказано об основах добродетельной христ. жизни. В 3-й ч. (Cap. 28-34) автор сжато повторяет все сказанное прежде. В тексте также даны отдельные указания относительно годового и седмичного богослужебного круга.

Почитание

Почитание П. началось на месте его захоронения в Хорнбахе и было связано с чудесами, совершавшимися от его мощей (описаны в Liber de miraculis sancti Pirminii (ActaSS. Nov. T. 2 Pars 2. P. 50-54)). До 1556 г. мощи П. находились в Хорнбахе, однако в период Реформации были перенесены в Инсбрук, покровителем к-рого П. считается до наст. времени (Ammerich. 2002. S. 19). Впервые память П. указана в созданной в монастыре Райхенау рукописи Иеронимова Мартиролога (Bibliothecae publicae Turicensis. Hist. 28) под 3 нояб. (см.: MartHieron. P. 584). В Римском Мартирологе 80-х гг. XVI в. под тем же днем указана память «св. пирмина, еп. Мельденского» (MartRom. P. 493),- вероятно, искаженное Melcis Castellum (см. MartRom. Comment. P. 495). В византийской (и позднее - славянской) традиции литургического почитания П. не сложилось. Однако в XXI в. его имя было включено в состав Собора святых, память которых была утверждена для местного почитания Ассамблеей православных епископов Испании и Португалии.

Соч.: Pirminus. Scarapsus / Hrsg. E. Hauswald. Hannover, 2010. (MGH. QGGMA; 25).
Ист.: ActaSS. Nov. T. 2. Pars. 2. P. 2-56.
Лит.: Pérez de Urbel J. De Patrologia española: San Pimenio // Boletín de la Real Academia de la Historia. Madrid, 1920. Vol. 77. P. 132-150; Engelmann U. Pirmin: Monch, Bischof und Missionar // Benediktinische Monatsschrift. Beuron, 1953. Bd. 29. S. 452-459; idem. Der heilige Pirmin und sein Pastoralbüchlein. Sigmaringen, 1976; Schreiber G. St. Pirmin in Religionsgeschichte, Ikonographie, Volksfrömmigkeit: Irische und spanische Problematik-Methodik der Forschung // Archiv f. Mittelrheinische Kirchengeschichte. Mainz, 1953. Bd. 5. S. 42-76; Bloch P. Das Hornbacher Sakramentar und seine Stellung innerhalb der frühen Reichenauer Buchmalerei. Basel, 1956; Gugumus J. E. Pirmino // BiblSS. Vol. 10. Col. 927-931; Angenendt A. Monachi Peregrini: Studien zu Pirmin und den monastischen Vorstellungen des frühen Mittelalters. Münch., 1972; idem. Pirmin und Bonifatius: Ihr Verhältnis zu Mönchtum, Bischofsamt und Adel // Mönchtum, Episkopat und Adel zur Gründungszeit des Klosters Reichenau. Sigmaringen, 1974. S. 251-304; Semmler J. Pirminius // Mitteilungen des Historischen Vereins der Pfalz. Speyer, 1989. Bd. 87. S. 91-113; Richter M. Neues zu den Anfängen des Klosters Reichenau // Zschr. f. die Geschichte des Oberrheins. Karlsruhe, 1996. Bd. 144. S. 1-18; Усков Н. Ф. Христианство и монашество в Зап. Европе раннего средневековья. СПб., 2001; Ammerich H. Das Bistum Speyer und seine Geschichte. Kehl am Rhein, 2002. Bd. 5: Hl. Pirminius; Antoni R. Leben und Taten des Bischofs Pirmin: Die karolingische Vita. Heidelberg, 2005; Hauswald E. Pirmins Scarapsus: Einleitung und Edition: Diss. Konstanz, 2006; Old H. O. The Reading and Preaching of the Scriptures in the Worship of the Christian Church. Grand Rapids, 2007. Vol. 6: The Modern Age; Andrés Sanz M. A. Pirmenio. Madrid, 2011.
А. Грюнерт, П. А. Пашков
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Почитание святых в Римско-католической Церкви Пирмин (ок. 700 - ок. 753), святой (пам. зап. 3 нояб.)
См.также:
ВАРВАРА († ок. 306), вмц. (пам. 4 дек., пам. зап. 15, 17 дек.)
ВОЛХВЫ в НЗ персонажи повествования о Рождестве Христовом (Мф 2. 1-12)
ВЯЧЕСЛАВ (ок. 907 - 28.09.935), блгв. кн. Чешский, (пам. 4 марта и 28 сент.)
ГЕОРГИЙ [Победоносец] († 303), вмч. (пам. 23 апр., 3 нояб., пам. рус. 26 нояб., пам. груз. 10 нояб.)
ГЕРАЛЬД АВРИЛАКСКИЙ (ок. 855 - 909), гр. Аврилакский, основатель аббатства св. Петра в Орийаке, св. (пам. зап. 13 окт.)
ГЕРМАН (ок. 495 - 576), еп. г. Паризии, св. (пам. 28 мая)