Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БОНИФАЦИЙ
6, С. 9-12 опубликовано: 7 июня 2009г.


Содержание

БОНИФАЦИЙ

[лат. Bonifatius, от лат. bonum facere - делать добро или bonum fatum - благая судьба; первое имя - Винфрид] (между 672 и 675 близ Эксетера (Уэссекс, Англия) - 5.06.754 близ мест. Доккум (совр. Доккюм), Фрисландия (совр. Нидерланды)), св. (пам. зап. 5 июня), архиеп. Майнцский, «апостол Германии». Сведения о Б. сохранились в его богатом эпистолярном наследии и в ряде житий; наиболее известно написанное после 754 г. англосаксом св. Виллибальдом, первым биографом Б.

Крещение и мученическая кончина св. Бонифация. Миниатюра из Требника. XI в.
Крещение и мученическая кончина св. Бонифация. Миниатюра из Требника. XI в.

Крещение и мученическая кончина св. Бонифация. Миниатюра из Требника. XI в.

Винфрид происходил из знатного рода; от монахов, посещавших дом его родителей, получил начатки религ. образования и в раннем детстве почувствовал призвание к духовному служению. Но его намерение встретило резкий отпор со стороны отца, к-рый только после исцеления от тяжелой болезни дал согласие на вступление сына в мон-рь. В возрасте 7 лет Винфрид был отдан как «посвященный Богу отрок» (puer oblatus) в мон-рь Эдесканкастр (Эксетер) под руководство аббата Вульфхарда. Через 7 лет Винфрид перешел в аббатство Нурслинг, находившееся между Винчестером и Саутгемптоном. Он вел строгую подвижническую жизнь, изучал Свящ. Писание, историю, грамматику, риторику и поэзию, впосл. был назначен начальником монастырской школы. Как в духовном воспитании, так и в лит. опытах Винфрид тяготел к Альдхельму, аббату Малмсбери.

Ок. 700 г. Винфрид был рукоположен во пресвитера; о нем заговорили как об ученом и многообещающем наставнике и проповеднике. Но, несмотря на перспективы духовной карьеры на родине, Винфрид в возрасте 40 лет покинул Англию и отправился на континент, следуя традиции «странствий ради Христа» (peregrinatio pro Christo) и проповеди христианства среди родственных народов, сложившейся у ирл. и англосакс. монахов. Не менее важным для Винфрида было стремление к объединению отдельных Церквей Запада под властью папы Римского. В 716 г. он предпринял первое путешествие во Фрисландию, где уже с кон. VII в. действовали англосакс. миссионеры, в т. ч. святые Вигберт и Виллиброрд (Климент). Фризский герц. Радбод, захвативший юго-зап. часть страны, остался равнодушен к новой религии и не оказал поддержки миссии. Натолкнувшись на сильное сопротивление местного населения, Винфрид осенью 716 г. со своими спутниками вернулся в Англию.

В кон. 717 г. в Нурслинге умер аббат Винберт и его преемником был избран Винфрид. Однако настоятелем мон-ря он оставался недолго. Осенью 718 г., заручившись рекомендательным письмом еп. Винчестерского Даниила, Винфрид с группой помощников отправился в Рим, чтобы получить поддержку Римского престола в проповеди христианства в герм. землях. Связь с Римской Церковью стала руководящим принципом в миссионерской деятельности Винфрида. Он был принят папой Григорием II и 15 мая 719 г. получил от него грамоту с подтверждением его полномочий как миссионера и проповедника христ. веры. В документе он впервые был назван Б., ему предписывалось придерживаться при крещении рим. обряда и «по возможности» сообщать о возникавших трудностях папе.

Летом 719 г. Б. отправился в Тюрингию. Обращенные в христианство св. Килианом герц. Гоцберт и его сын Хетан II были убиты, возможно, из-за попыток распространить христ. веру среди своих подданных. Миссия Б. не имела успеха, он смог обратить в христианство только неск. язычников. Он решил отправиться ко двору франк. майордома Карла Мартелла, чтобы просить его о помощи, но по пути узнал о смерти фризского вождя Радбода и направился во Фрисландию. Здесь он провел 3 года, энергично помогая престарелому еп. Утрехта св. Виллиброрду, к-рый хотел сделать Б. своим преемником, но тот отказался без благословения папы принять сан епископа. Б. покинул Фрисландию и, последовав за армией Карла Мартелла, достиг Тюрингии и Гессена, где крестил мн. жителей. С помощью 2 вождей, обращенных им в христианство, Б. учредил небольшой мон-рь в Амёнебурге (721) на р. Ом в Гессене; обитель должна была стать миссионерским центром для подготовки духовенства из местных жителей.

Б. послал в Рим, к папе Григорию II, одного из своих учеников с письмом, где сообщал об успехах миссии и просил о дальнейшем руководстве. В ответ папа пригласил Б. посетить Рим. 30 нояб. 722 г. в Риме Б. был рукоположен во епископа и принес клятву верности ап. Петру и папе Римскому. Впервые рукоположение епископа неиталийского происхождения было совершено по чину, употреблявшемуся исключительно для епископов рим. митрополичьего округа. Клятва верности Римскому престолу, данная Б., была выражением присущего мн. англосакс. монахам той эпохи стремления к сохранению канонических принципов церковной жизни, хранительницей к-рых на Западе считалась Римская Церковь. Нек-рые исследователи усматривают в этой клятве якобы уже тогда проявившуюся приверженность Б. «папизму», хотя в ней не содержится ничего противоречащего каноническим принципам Церкви: Б. клялся быть верным Римской Церкви, не сообщаться с епископами, к-рые не придерживались канонических предписаний, бороться с их деятельностью или же возвращать их в лоно Церкви. Поставив Б. епископом, папа Григорий II отослал его назад с письмами, в к-рых требовал от духовенства в Тюрингии и Гессене повиноваться Б. В письмах к Карлу Мартеллу, взявшему Б. под свою защиту, папа Григорий II просил его помогать новому епископу. Вернувшись в Гессен, Б., чтобы показать язычникам, насколько бессильны их боги, срубил в Гайсмаре близ г. Фрицлар дуб, посвященный герм. богу грома Донару. На этом месте была возведена деревянная часовня во имя Иисуса Христа. Падение «гайсмарского дуба» стало символом заката язычества в Германии.

Глава св. Бонифация. Кафедральный собор в Фульде
Глава св. Бонифация. Кафедральный собор в Фульде

Глава св. Бонифация. Кафедральный собор в Фульде

Б. удалось собрать вокруг себя значительную группу помощников, гл. обр. англосаксов, продолживших его начинания: святых Бурхарда, Вигберта, Витту (Альбина), Стурма, Виннебальда, Виллибальда (как считают мн. исследователи, благодаря последнему Б. и его сподвижники познакомились с уставом прп. Венедикта Нурсийского; этого Виллибальда не следует путать с одноименным автором жития Б.), а также прп. Лиобу, святых Вальпургу, Бригитту, Теклу и др. Число христиан, как отмечается в Житии Б., непрестанно росло, в особенности за счет знатных и образованных германцев, они помогали строить церкви и часовни: в Тюрингии был учрежден первый мон-рь Ордруф на р. Орн, аббатисой мон-ря Китцинген была назначена св. Текла, мон-ря Бишофсхайм - св. Лиоба, а мон-ря Хайденхайм - св. Вальпурга.

В февр. 731 г., после смерти папы Римского Григория II, на престол вступил Григорий III. Б. поспешил отправить к нему посольство и принести уверения в своей преданности. В 732 г. он вновь написал в Рим, упомянув среди проч. и о том, что работы стало слишком много для одного человека. Григорий III, оценив достигнутые Б. успехи, отправил ему архиепископский паллий, разрешил Б. самостоятельно учреждать епархии и ставить на служение епископов, но не определил центр для митрополии. В 737 г. Б. в сопровождении многочисленных учеников в 3-й раз отправился в Рим. Папа наделил его полномочиями легата и поручил установить канонический порядок в церковной жизни Баварии. В Риме к нему присоединился свт. Лулл, впосл. ставший его преемником на Майнцской кафедре и одним из ближайших учеников.

По возвращении Б. с помощью герц. Одилона и баварской знати начал работу по реформированию на канонических началах Церкви в Баварских землях. Он определил новые границы епархий и назначил епископов на кафедры в Зальцбург, Фрайзинг и Регенсбург, было создано также еп-ство в Айхштетте, куда в окт. 741 г. епископом был поставлен св. Виллибальд. В Тюрингии и Гессене им были основаны еп-ства Бюрабург, Эрфурт; новым епископом Вюрцбурга стал Бурхард. Б. обращал особое внимание на каноничность рукоположений духовенства и отстранял от служения «неканонических» клириков.

В 741 г. умер майордом Карл Мартелл; ему наследовали его сыновья Карломан и Пипин Короткий. Умершего в том же году папу Римского Григория III сменил папа Захария. Б., завоевавший к тому времени огромный авторитет, заручился поддержкой Карломана и приступил к реформе франк. Церкви, где жизнь духовенства мало чем отличалась от жизни франк. аристократии. Особенно строго Б. относился к соблюдению духовенством целибата, предписывал за его нарушение наказывать священника бичеванием и 2-годичным тюремным заключением. Б. восстановил практику регулярного созыва Соборов, в к-рых принимали участие не только епископат, но и аристократия во главе с Карломаном и Пипином. Первый восточнофранк. Собор, т. н. Consilium Germanicum, состоялся в 742 или 743 г. (место его проведения точно неизвестно). Б. принял в нем участие как архиепископ и «посланник св. Петра» (missus S. Petri). Среди постановлений этого и последующих Соборов (744-745, 747) наиболее важными были декреты о строгом подчинении духовенства епископу и о запрете духовным лицам принимать участие в войнах, носить оружие и охотиться. Б. удалось добиться от епископов присяги на верность Римскому престолу. Для монахов и каноников был принят устав прп. Венедикта Нурсийского. Были также установлены законы, определявшие степень допустимого родства при вступлении в брак. Своей деятельностью Б. способствовал сближению Каролингов с папством.

После смерти еп. Утрехта св. Виллиброрда (744) Б. принял его епархию под свое управление. Примерно в то же время умер Рагенфрид, архиеп. Кёльнский, папа Захария хотел поставить Б. на Кёльнскую митрополию (745), но этому воспротивилось местное духовенство. Тогда папа передал Б. Майнцскую кафедру (сместив архиеп. Гевилиоба) и назначил его примасом Германии.

Много сделал Б. для укрепления духовной жизни в мон-рях, особенно в аббатстве Фульда, учрежденном в 744 г. под покровительством Б. его учеником св. Стурмом. Б. ежегодно приезжал в Фульду преподать наставление монахам, жившим по бенедиктинскому уставу, и провести неск. дней в молитве и богомыслии. По его просьбе папа Захария грамотой от 751 г. защитил аббатство от посягательств местных епископов, подчинив его непосредственно Римскому престолу.

Гробница св. Бонифация
Гробница св. Бонифация

Гробница св. Бонифация

Получив благословение папы и согласие Пипина Короткого, Б. летом 753 г. оставил Майнцское архиеп-ство своему ученику свт. Луллу и возглавил фризскую миссию. Он с успехом проповедовал во Фрисландии, но подвергся нападению разбойников, полагавших, что миссионеры имеют при себе сокровища. 5 июня 754 г. близ мест. Доккум на р. Борн Б. был убит вместе со своими спутниками (по разным версиям, их было от 37 до 52). Он призывал своих учеников не сопротивляться язычникам и со смирением принять мученический венец. По преданию, Б. защищался от меча книгой (в наст. время хранится в музее кафедрального собора г. Фульда). Тело Б. перенесли сначала в Утрехт, затем благодаря свт. Луллу в Майнц, а еще позже, согласно желанию, к-рое много раз выражал сам Б., в аббатство Фульда. Могила Б. очень скоро стала местом поклонения.

Б. почитали не только как мученика, в IX в. Рабан Мавр писал, что Германия может гордиться им так же, как Рим - ап. Петром, а Эфес - ап. Иоанном. В 1160 г. Б. впервые был назван «апостолом Германии». 11 июня 1874 г. папа Римский Пий IX распространил почитание святого на всю католич. Церковь. С 1867 г. при гробнице Б. проходят ежегодные конференции католич. нем. епископов. Своим покровителем Б. считают портные, пивовары и резчики.

На рубеже XIX-XX вв. в рус. историографии существовало мнение о невозможности почитания правосл. Церковью Б. Его миссионерские заслуги отрицались на основании довода, что его труд состоял «не столько в проповедании христианства, сколько в распространении папизма» (см.: Бонифаций // ПБЭ. Т. 2. Кол. 942-943). О несостоятельности такой т. зр. свидетельствуют мученическая кончина Б., его самоотверженная жизнь, отданная распространению христ. веры, и многочисленные чудеса, совершающиеся от его мощей. В наст. время во мн. правосл. приходах Зап. Европы, особенно в Голландии и Германии, почитают Б. как небесного покровителя и заступника. Православные совершают паломничества к месту его мученической кончины в Доккум, где бьет чудотворный источник, а также в Фульду, где в кафедральном соборе покоятся мощи святого.

Иконография

Изображения святого известны с кон. X в. (древнейшее - на крышке переплета «Codex aureus» из г. Эхтернаха, 983/991). Б. изображается как бенедиктинский монах, в нек-рых случаях как епископ. Его иконографическими символами являются срубленный дуб, топор, евангелиарий, пронзенный мечом. К нач. XV в. относится цикл сцен из жизни святого, представленный в витражах кафедрального собора в Эрфурте.

Соч.: PL. 89. P. 687-892; Sancti Bonifatii et Lulli epistolae / Ed. M. Tangl // MGH. EpSel. T. 1; Poësis // MGH. Poet. T. 1. S. 1-23.
Ист.: Vitae S. Bonifatii archiepiscopi Moguntini / Ed. W. Levison // MGH. Script. rer. Germ. 1905 [Vita Bonifatii auctore Willibaldo. P. 11-57]; Vita Bonifatii auctore Willibaldo / Ed. G. H. Pertz // MGH. SS. T. 2. P. 331-353.
Лит.: Flaskamp F. Das hessische Missionswerk des hl. Bonifatius. Duderstadt, 1926; idem. Willibrord-Klemens und Wynfrith-Bonifatius // St-Bonifatius: Gedenkgabe zum zwölfhundersten Todestag. Fulda, 1954. S. 157-172; Schieffer Th. Winfrid-Bonifatius und die christliche Grundlegung Europas. Freiburg i. Br., 1954; Büttner H. Bonifatius und das Kloster Fulda // Fuldaer Geschichtsblätter. 1954. Bd. 30. S. 66-78; Tangl M. Bonifatiusfragen // Idem. Das Mittelalter in Quellenkunde und Diplomatik: Ausgew. Schriften. Graz, 1966. Bd. 1. S. 241-271; Angenendt A. Bonifatius und das Sacramentum initiationis // RQS. 1977. Bd. 72. S. 133-183; idem. Pirmin und Bonifatius // Mönchtum, Episkopat und Adel zur Gründungszeit des Klosters Reichenau. Sigmaringen, 1974. S. 251-304; Padberg L., von. Studien zur Bonifatiusverehrung: Zur Geschichte des Codex Ragyndrudis und der Fuldaer Reliquien des Bonifatius. Fr./M., 1996; Kehl P. Die Bonifatiusverehrung: Kult und Nachleben des hl. Bonifatius im Mittelalter (754-1200). Fulda, 1993; Schipperges S. Bonifatius ac socii eius: Eine sozialgeschichtliche Untersuchung des Winfrid-Bonifatius und seines Umfeldes. Mainz, 1996; Semmler J. Instituta S. Bonifatii: Fulda im Wiederstreit der Observanzen // Kloster Fulda in der Welt der Karolinger und Ottonen. Fr./M., 1996. S. 79-104; Усков Н. Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего Средневековья. М., 2001. С. 193-200, 213-255; Евфимий (Моисеев), иеродиак. Миссионерская деятельность Бонифация, просветителя германских народов. Серг. П., 2002.
Иеродиак. Евфимий (Моисеев), А. М. Перлов
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Архиепископы Римско-католической Церкви Христианство на территории разных стран. Германия Бонифаций (между 672 и 675 - 754), архиепископ Майнцский, «апостол Германии», святой (пам. зап. 5 июня) Иконография святых
См.также:
АГРЕЦИЙ († ок. 333), еп. Трирский, св. (пам. зап. 13 или 19 янв.)
АДАЛЬГАР КОРВЕЙСКИЙ († 909), архиеп. Бременский и Гамбургский , свт. (пам. зап. 9 мая)
АДОН (ок. 819 - 874 или 875), архиеп. Вьеннский, свт. (пам. зап. 16 дек.)
АМВРОСИЙ († ок. 455), архиеп., свт. (пам. зап. 3 сент.)
АНСГАР (Анскарий, Ансгарий; 801-865), архиеп. Гамбургский и Бременский, миссионер и церковный деятель, св. (пам. зап. 3 и 4 февр.)
АНСЕЛЬМ (1033-1109), архиеп. Кентерберийский, богослов, католич. св. (пам. зап. 21 апр.)
АНТИДИЙ († ок. 411), архиеп. Безансонский, сщмч. (пам. зап.17 и 25 июня)
АПОЛЛИНАРИЙ († 611), архиеп. Битуригский (современная Франция), свт. (пам. зап. 6 окт.)
БАЗИН († 705), архиеп. Трирский, свт. (пам. зап. 4 марта)
БАРДО (ок. 980 - 1051), архиеп. Майнцский, свт. (пам. зап. 10 июня)