[Персид. араб. ], термин, обозначающий старца, суфийского наставника, руководителя шиитской общины. Используется также йезидами, в суфизме - ираноязычными народами и в Индии. Ранние суфии цитировали хадис о том, что П. (шейх) подобен пророку среди народа. Поздние суфии в связи с возросшим почитанием пророка Мухаммада стали учить о «небытии (растворении) в наставнике», что в итоге приводило к «небытию (растворению) в Пророке». П. постепенно мог взойти на высшие уровни пути (араб. тарикат) через стадии пророков - от Адама до Исы. П., соединившийся с «реальностью Мухаммада» (араб. хакика мухаммадия), становился совершенным человеком (араб. аль-инсан аль-камиль) и получал т. о. полномочия непосредственно от Аллаха.
Связь между П. и мюридом (учеником) воплощалась, напр., в мысленной концентрации на П. (араб. таваджух). Это было характерно прежде всего для тариката Накшбандия. Таваджух помогал полноценному выполнению зикра (сверхдолжной суфийской молитвы). П., осуществлявший таваджух, входил в «дверь сердца мюрида» и давал ему охрану и защиту. П. регулярно беседовал (араб. сухбат) со своими мюридами и давал им индивидуальные наставления. Персид. П. и поэт XII в. Аттар Фарид ад-Дин писал: «Пир - красная сера, а его грудь - зеленый океан.// Да умрет всякий - будь он чист или нечист,- кто не сделал бальзам // для своих глаз из праха из-под ног пира». Считается благочестивым и полезным посещение могилы П.
Суфизм в Бангладеш называется «пиризм», а сама страна считается страной П. Известные П. новейшего времени - Абдул Гафур Хали (1929-2016), суфийский поэт, писавший стихи на читтагонгском диалекте, и композитор и певец Сеид Рашид Ахмед Джаунпури (1889-2001), знаток Корана и хадисов.
Слово «пир» широко используется в различных шиитских течениях. Так, у алавитов (нусайритов) считается, что их П.- прямые потомки имама Али. У исмаилитов-низаритов, напр. в Афганистане, титул П. наследственный. Имам Ага-хан IV является для последователей исмаилизма-низаризма верховным П.
Йезиды, последователи синкретической религии, проживают преимущественно на севере Ирака. Их священническое сословие делится на 3 группы: шейхов (высшая группа), П. (средняя) и низшее духовенство. По вероучению йезидов П.- наставник, учитель, покровитель, блюститель порядка. П. с шейхами (или без них) исполняют религ. функции и участвуют в ритуальных обрядах. В их обязанности входит разъяснение религ. канонов в своей общине, помощь в обучении вверенных ему семей основам веры и разрешение возникающих конфликтных ситуаций. Йезидские шейхи носят белое одеяние, белый головной убор и черный пояс, П. одеты во все черное.