Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

РЕМИГИЙ ОСЕРСКИЙ
59, С. 488-489 опубликовано: 10 марта 2025г. 


РЕМИГИЙ ОСЕРСКИЙ

[Лат. Remigius Autissiodonensis; франц. Remi d'Auxerre] (ок. 841, Бургундия - ок. 908, Париж), монах аббатства св. Германа (Сен-Жермен) в Осере (совр. деп. Йонна, Франция), глава монастырской школы, средневек. богослов, церковный писатель, экзегет, деятель Каролингского возрождения.

Жизнь

О детстве и юности Р. О. ничего не известно. К нач. 60-х гг. IX в. жил в мон-ре св. Германа в Осере. Считается, что его учителем в монастырской школе был Хейрик Осерский († ок. 876, по др. данным - ок. 883), возможно также Луп из Ферьера (ок. 805 - ок. 862). Указание на Хейрика Осерского как на наставника Р. О. содержится в глоссе на полях рукописи последней четв. IX в. с комментарием Р. О. на богословские сочинения Боэция (Eiricus fuit Remigii praeceptor - Bern. Burgenbibl. 510. Fol. 16v). Соответствующая информация встречается также в глоссе к трактату «Десять категорий» в рукописи рубежа X и XI вв. (Heiricus magister Remigii fecit has glossas - Paris. lat. 12929. Fol. 25v) и в «Хронике» Адемара Шабанского (Helias autem Heiricum, Heiricus Remigium et Ucbaldum Calvum monachos heredes philosophiae reliquit - Ademari Cabannensis Chronicon. III 5 // PL. 141. Col. 30). Луп из Ферьера упоминал о Р. О. в 2 письмах, датированных 861 и 862 гг., как об одном из самых близких для него людей (dilectissimus Remigius - MGH. Epp. T. 6. N 115а; carissimus propinquus Remigius - Ibid. N 116). В любом случае Р. О. получил очень хорошее образование и вошел в узкий круг каролингских эрудитов, искушенных в лат. словесности, имевших вкус к научно-педагогической деятельности, знакомых с философией неоплатонизма и обладавших серьезными знаниями в области экзегетики.

Р. О. считается последним и одним из наиболее значительных наставников (наряду с Муредахом (Муретахом) (1-я пол. IX в.), Гаймоном Осерским († 865/6) и Хейриком Осерским) в мон-ре св. Германа в эпоху Каролингов. После смерти Хейрика Р. О. возглавил монастырскую школу, где ранее преподавал свободные искусства (см. Artes liberales). В 883 г. (по др. данным - в 892) Фульк Почтенный, архиеп. Реймсский (883-900), пригласил его и мон. Хукбальда из аббатства св. Аманда (Сент-Аман-лез-О, ныне на территории Бельгии) (ок. 840-930) для восстановления соборной школы в Реймсе и наставления клириков в свободных искусствах и библейской экзегезе (Flodoardi Historia Remensis ecclesia. IV 9 // MGH. SS. Scr. T. 13. P. 574). Среди учеников Р. О. были Сеульф, архиеп. Реймсский (922-925), Герлер, архиеп. Сансский (938-954), а также предположительно Хильдебольд, аббат мон-ря Сен-Мийель (Лотарингия), и Блидульф, архидиак. Мецский.

Вскоре после смерти архиеп. Фулька (900) Р. О. переехал в Париж, где до конца жизни продолжал преподавать, сосредоточившись гл. обр. на диалектике и музыке. Среди его учеников был св. Одон, аббат Клюни (927-942), реформатор зап. монашества (см. Клюнийская реформа). В поминальной книге соборного капитула Осера сохранилась запись о том, что «монах и выдающийся наставник Ремигий» скончался 2 мая (Remigius monachus et egregius doctor - Veterum scriptorum et monumentorum… amplissima collectio / Ed. E. Martène, U. Durand. P., 1729. T. 6. Col. 702).

Сочинения

Р. О., как выдающийся эрудит своего времени, пользовался уважением у современников и потомков, хотя он был не оригинальным мыслителем, а скорее умелым интерпретатором и компилятором. В мон-ре св. Германа он продолжал экзегетическую традицию, заложенную ирл. грамматиком Муредахом, а затем развитую Гаймоном Осерским (в отношении библейских текстов) и Хейриком Осерским (в гомилиях и комментариях к текстам классических античных авторов). Р. О. оставил богатое лит. наследие, большая часть его до наст. времени не издана: обширные (в сотни и даже тысячи страниц) комментарии к книгам Свящ. Писания, а также сочинениям лат. языческих и христ. авторов. Будучи прежде всего грамматиком, Р. О. занимался толкованием священных и профанных текстов, при этом рассматривая собственно грамматическую экзегезу в качестве необходимого условия для изучения богословия. Он считается одним из создателей нового типа глоссирования, позволявшего осмыслить языческое лит. наследие в контексте христианской традиции, а затем успешно интегрировать его в процесс преподавания (подробнее о глоссах на Свящ. Писание см. ст. Катены).

Сферу интересов Р. О. как глоссатора можно условно разделить на 3 части: богословие, грамматика и классическая литература (обзор его сочинений см.: Jeudy C. Remigii Autissiodorensis Opera: Clavis // L'école carolingienne. 1991. P. 457-500). К 1-й группе относятся комментарии к кн. Бытие (Expositio super Genesim. 1999; текст с тем же названием, опубликованный в PL. 131. Col. 53-134, принадлежит не Р. О., а Гаймону Осерскому) и Псалтирь (не издан; текст, опубликованный в PL. 131. Col. 133-844, написан не Р. О.), а также комментированный разбор христианской литургии (Expositio missae. 1589) и глоссы на богословские трактаты Боэция (опубл. фрагменты). Вторую группу сочинений Р. О. составляют комментарии к грамматическим трудам Элия Доната, Фоки, Присциана, Евтихия и св. Беды Достопочтенного. Третья группа объединяет комментарии и глоссы к «Утешению философией» Боэция, «Двустишию Катона», поэтические произведения Ювенала, Персия, Аратора, Целия Седулия и Пруденция. Наибольшую ценность представляет пространный комментарий к сочинению Марциана Капеллы «О бракосочетании Филологии и Меркурия» (De nuptiis Philologiae et Mercurii), сыгравший ключевую роль в накоплении и трансляции знаний по филологии и лингвистике, прежде всего латинской и отчасти греческой.

Спорным является принадлежность Р. О. толкования на Евангелие от Матфея (не опубл.) и глосс к сочинениям Вергилия. По-видимому, не принадлежат Р. О. ранее приписывавшиеся ему глоссы к книгам малых пророков (скорее всего глоссы были составлены Гаймоном Осерским) и к анонимному трактату по логике «Десять категорий» (Decem categoriae; в средние века его автором ошибочно считался блж. Августин).

В работе Р. О. использовал труды и комментарии блж. Иеронима Стридонского, Сульпиция Севера, еп. Исидора Севильского, блж. Августина, Беды Достопочтенного, Флора Лионского, Эриугены Иоанна Скота, Дунгала, Мартина Ланского, Седулия Скота, Гаймона Осерского, Хейрика Осерского, Рабана Мавра, Ангелома, Адревальда из Флёри, а также имевшиеся в его распоряжении рукописи с анонимными глоссами (напр., к трактатам Беды Достопочтенного «О природе вещей» (De natura rerum) и «О временах» (De temporibus)) и самостоятельные сборники глосс (напр., «Scholica graecarum glossarum»; ок. 860-876/7). Свою задачу Р. О. видел в пояснении «темных мест» (loca obscura) - непонятных грамматических конструкций, незнакомой или редко употребляемой лексики, неологизмов, грецизмов и т. д. В ряде случаев сугубо грамматические комментарии он подкреплял цитатами (с примерами словоупотребления) из различных авторитетных сочинений и даже сопровождал краткими историческими экскурсами. Иногда авторские пояснения существенно превосходили объемом основной текст.

Комментарии Р. О. постепенно оттеснили на задний план мн. комментарии авторов, на к-рых он опирался. Глоссы сохранились в десятках рукописей и оставались востребованными вплоть до конца средневековья. В разное время к ним обращались католич. св. Фома Аквинский (в комментариях к Свящ. Писанию), Гуго Сен-Викторский (в «Дидаскаликоне»), Джованни Боккаччо (в «Генеалогии языческих богов»), Колюччо Салютати (в соч. «О подвигах Геркулеса») и др.

Соч.: Expositio missae // Sacra Bibliotheca sanctorum Patrum seu Scriptorum ecclesiasticorum / Ed. M. La Bigne. P., 1589. T. 6. Col. 1149-1174; Commentum in Donati Artem maiorem / Ed. H. Hagen // Anecdota Helvetica. Lpz., 1870. P. 219-274. (Grammatici Latini; 8); In Artem Donati minorem commentum / Ed. W. Fox. Lpz., 1902; Commentaire anonyme sur Prudence: D'après le manuscrit 413 de Valenciennes / Éd. J. Burnam. P., 1910; Commentum in Martianum Capellam / Ed. C. Lutz. Leiden, 1962-1965. 2 vol.; Commentariis et Glossis Remigii Avtissiodorensis: E codice Valentianense 390 / Ed. M. H. King // Bedae Venerabilis Opera. Turnhout, 1975. Pars 6/1: Opera didascalica. (CCSL; 123A); Expositio super Genesim / Ed. B. Van Name Edwards. Turnhout, 1999. (CCCM; 136); Remigiana // Serta mediaevalia: Textus varii saeculorum X-XIII: Tractatus et epistulae / Ed. R. B. C. Huygens. Turnhout, 2000. (CCCM; 171); Excerpta ex Remigii Expositione in Paschale Carmen // Sedulii Opera omnia / Ed. V. Panagl. W., 2007. P. 316-359. (CSEL; 10).
Лит.: Huemer J. Über ein Glossenwerk zum Dichter Sedulius // SAWW. Filos.-hist. Kl. 1880. Bd. 96. S. 505-551; Rand K. Johannes Scottus I: Der Kommentar des Johannes Scottus zu den «Opuscula Sacra» des Boethius; II: Der Kommentar des Remigius von Auxerre zu den «Opuscula Sacra» des Boethius. Münch., 1906; Stewart H. F. A Commentary by Remigius Autissiodorensis on the «De consolatione philosophiae» of Boethius // JThSt. 1915. Vol. 17. P. 22-42; Lutz C. E. The Commentary of Remigius of Auxerre on Martianus Capella // Mediaeval Studies. Toronto, 1957. Vol. 19. P. 137-156; eadem. Remigius Autissiodorensis // Catalogus Translationum and Commentariorum: Medieval and Renaissance Latin Translations and Commentaries. Wash., 1971. Vol. 2. P. 367-370; Geschichte der lateinischen Literatur des Mittelalters. Münch., 1975. Bd. 1: Von Cassiodor bis zum Ausklang der karolingischen Erneuerung / Hrsg. F. Brunhölzl. S. 486-489, 572-574; Jeudy C. Israël le grammairien et la tradition manuscrite du commentaire de Remi d'Auxerre à l'«Ars minor» de Donat // Studi medievali. Ser. 3. Spoleto, 1977. Vol. 18. P. 185-248; eadem. Remi d'Auxerre // DSAMDH. 1987. Vol. 13. P. 338-343; eadem. Remi d'Auxerre et le livre II de l'«Ars maior» de Donat // La tradition vive: Mélanges d'histoire des textes en l'honneur de L. Holtz / Éd. P. Lardet. P., 2003. P. 131-142; Bouhot J.-P. Les sources de l'Expositio missae de Remi d'Auxerre // REAug. 1980. Vol. 26. P. 118-169; D'Onofro G. Giovanni Scoto e Remigio di Auxerre: A proposito di alcuni commenti altomedievali a Boezio // Studi Medievali. Ser. 3. 1981. Vol. 22. Р. 587-693; Marenbon J. From the Circle of Alcuin to the School of Auxerre: Logic, Theology, and Philosophy in the Early Middle Ages. Camb., 1981; Frakes J. C. Remigius of Auxerre, Eriugena, and the Greco-Latin circumstantiae-formula of Accessus ad Auctores // The Sacred Nectar of the Greeks: The Study of Greek in the West in the Early Middle Ages / Ed. S. A. Brown, M. W. Herren. L., 1988. P. 229-255; L'école carolingienne d'Auxerre: De Murethach à Remi, 830-908 / Éd. D. Iogna-Prat, C. Jeudy, G. Lobrichon. P., 1991; Rosier-Catach I. Rémi d'Auxerre face aux étymologies d'Isidore de Séville // L'étymologie, de l'Antiquité à la Renaissance / Éd. C. Buridant. Lille, 1998. P. 81-96; Atkinson Ch. Martianus Capella 935 and its Carolingian commentaries // The J. of Musicology. Berkeley (Calif.), 1999. Vol. 17. N 4. Р. 498-519; Петров В. В. Каролингские школьные тексты: Глоссы из круга Иоанна Скотта и Ремигия из Осерра // Философия природы в античности и в ср. века / Ред.: П. П. Гайденко, В. В. Петров. М., 2000. С. 530-591; Krotz E. Remigius von Auxerre und die «Ars Prisciani» // ALMA(G). 2014. Vol. 72. P. 21-82.
А. И. Сидоров
Ключевые слова:
Богословы средневековые Экзегеты латинские Церковные писатели французские Экзегеты католические Каролингское возрождение, период культурного подъема в Зап. Европе в кон. VIII - кон. IX в. Ремигий Осерский (ок. 841 - ок. 908), монах аббатства св. Германа (Сен-Жермен) в Осере (совр. деп. Йонна, Франция), глава монастырской школы, средневековый богослов, церковный писатель, экзегет, деятель Каролингского возрождения
См.также:
АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
АЙЛЕРАН МУДРЫЙ († 665), раннесредневековой ирландский богослов, экзегет, св. (пам. зап. 29 дек.)
АМАЛЬРИК БЕНСКИЙ († 1205 или 1207), франц. богослов
АМБРОЗИАСТЕР (Псевдо-Амвросий), условное имя автора трактата " Толкования на 13 посланий ап. Павла"
АМВРОСИЙ Аврелий (ок. 339-397), еп. Медиоланский, один из великих зап. отцов Церкви, свт. (пам. 7 дек.)
АНГЕЛОМ († ок. 855), диак. в мон-ре Люксёй, автор компилятивных комментариев на книги ВЗ
АНСЕЛЬМ ЛАНСКИЙ (ок.1050-1117), католич. богослов и экзегет, возглавл. Ланскую школу схоластики
АППОНИЙ (Апоний; † нач. V в.), латинский церковный писатель, экзегет
БЕА Августин (1881-1968), иезуит, кардинал, экзегет
БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (672 - 735), св., богослов, экзегет (пам. в День всех святых Британских о-вов, 3-я неделя по Пятидесятнице; в католич. Церкви - 27 мая)
БЕРНАРД КЛЕРВОСКИЙ (1090 - 1153), католич. св. (пам. католич. 20 авг., 14 нояб.)
БРУНО АСТИЙСКИЙ (между 1045-1049 - 1123),, еп. Сеньи, экзегет, св. католич. Церкви (пам. 18 июля)