[Лат. Remigius Autissiodonensis; франц. Remi d'Auxerre] (ок. 841, Бургундия - ок. 908, Париж), монах аббатства св. Германа (Сен-Жермен) в Осере (совр. деп. Йонна, Франция), глава монастырской школы, средневек. богослов, церковный писатель, экзегет, деятель Каролингского возрождения.
О детстве и юности Р. О. ничего не известно. К нач. 60-х гг. IX в. жил в мон-ре св. Германа в Осере. Считается, что его учителем в монастырской школе был Хейрик Осерский († ок. 876, по др. данным - ок. 883), возможно также Луп из Ферьера (ок. 805 - ок. 862). Указание на Хейрика Осерского как на наставника Р. О. содержится в глоссе на полях рукописи последней четв. IX в. с комментарием Р. О. на богословские сочинения Боэция (Eiricus fuit Remigii praeceptor - Bern. Burgenbibl. 510. Fol. 16v). Соответствующая информация встречается также в глоссе к трактату «Десять категорий» в рукописи рубежа X и XI вв. (Heiricus magister Remigii fecit has glossas - Paris. lat. 12929. Fol. 25v) и в «Хронике» Адемара Шабанского (Helias autem Heiricum, Heiricus Remigium et Ucbaldum Calvum monachos heredes philosophiae reliquit - Ademari Cabannensis Chronicon. III 5 // PL. 141. Col. 30). Луп из Ферьера упоминал о Р. О. в 2 письмах, датированных 861 и 862 гг., как об одном из самых близких для него людей (dilectissimus Remigius - MGH. Epp. T. 6. N 115а; carissimus propinquus Remigius - Ibid. N 116). В любом случае Р. О. получил очень хорошее образование и вошел в узкий круг каролингских эрудитов, искушенных в лат. словесности, имевших вкус к научно-педагогической деятельности, знакомых с философией неоплатонизма и обладавших серьезными знаниями в области экзегетики.
Р. О. считается последним и одним из наиболее значительных наставников (наряду с Муредахом (Муретахом) (1-я пол. IX в.), Гаймоном Осерским († 865/6) и Хейриком Осерским) в мон-ре св. Германа в эпоху Каролингов. После смерти Хейрика Р. О. возглавил монастырскую школу, где ранее преподавал свободные искусства (см. Artes liberales). В 883 г. (по др. данным - в 892) Фульк Почтенный, архиеп. Реймсский (883-900), пригласил его и мон. Хукбальда из аббатства св. Аманда (Сент-Аман-лез-О, ныне на территории Бельгии) (ок. 840-930) для восстановления соборной школы в Реймсе и наставления клириков в свободных искусствах и библейской экзегезе (Flodoardi Historia Remensis ecclesia. IV 9 // MGH. SS. Scr. T. 13. P. 574). Среди учеников Р. О. были Сеульф, архиеп. Реймсский (922-925), Герлер, архиеп. Сансский (938-954), а также предположительно Хильдебольд, аббат мон-ря Сен-Мийель (Лотарингия), и Блидульф, архидиак. Мецский.
Вскоре после смерти архиеп. Фулька (900) Р. О. переехал в Париж, где до конца жизни продолжал преподавать, сосредоточившись гл. обр. на диалектике и музыке. Среди его учеников был св. Одон, аббат Клюни (927-942), реформатор зап. монашества (см. Клюнийская реформа). В поминальной книге соборного капитула Осера сохранилась запись о том, что «монах и выдающийся наставник Ремигий» скончался 2 мая (Remigius monachus et egregius doctor - Veterum scriptorum et monumentorum… amplissima collectio / Ed. E. Martène, U. Durand. P., 1729. T. 6. Col. 702).
Р. О., как выдающийся эрудит своего времени, пользовался уважением у современников и потомков, хотя он был не оригинальным мыслителем, а скорее умелым интерпретатором и компилятором. В мон-ре св. Германа он продолжал экзегетическую традицию, заложенную ирл. грамматиком Муредахом, а затем развитую Гаймоном Осерским (в отношении библейских текстов) и Хейриком Осерским (в гомилиях и комментариях к текстам классических античных авторов). Р. О. оставил богатое лит. наследие, большая часть его до наст. времени не издана: обширные (в сотни и даже тысячи страниц) комментарии к книгам Свящ. Писания, а также сочинениям лат. языческих и христ. авторов. Будучи прежде всего грамматиком, Р. О. занимался толкованием священных и профанных текстов, при этом рассматривая собственно грамматическую экзегезу в качестве необходимого условия для изучения богословия. Он считается одним из создателей нового типа глоссирования, позволявшего осмыслить языческое лит. наследие в контексте христианской традиции, а затем успешно интегрировать его в процесс преподавания (подробнее о глоссах на Свящ. Писание см. ст. Катены).
Сферу интересов Р. О. как глоссатора можно условно разделить на 3 части: богословие, грамматика и классическая литература (обзор его сочинений см.: Jeudy C. Remigii Autissiodorensis Opera: Clavis // L'école carolingienne. 1991. P. 457-500). К 1-й группе относятся комментарии к кн. Бытие (Expositio super Genesim. 1999; текст с тем же названием, опубликованный в PL. 131. Col. 53-134, принадлежит не Р. О., а Гаймону Осерскому) и Псалтирь (не издан; текст, опубликованный в PL. 131. Col. 133-844, написан не Р. О.), а также комментированный разбор христианской литургии (Expositio missae. 1589) и глоссы на богословские трактаты Боэция (опубл. фрагменты). Вторую группу сочинений Р. О. составляют комментарии к грамматическим трудам Элия Доната, Фоки, Присциана, Евтихия и св. Беды Достопочтенного. Третья группа объединяет комментарии и глоссы к «Утешению философией» Боэция, «Двустишию Катона», поэтические произведения Ювенала, Персия, Аратора, Целия Седулия и Пруденция. Наибольшую ценность представляет пространный комментарий к сочинению Марциана Капеллы «О бракосочетании Филологии и Меркурия» (De nuptiis Philologiae et Mercurii), сыгравший ключевую роль в накоплении и трансляции знаний по филологии и лингвистике, прежде всего латинской и отчасти греческой.
Спорным является принадлежность Р. О. толкования на Евангелие от Матфея (не опубл.) и глосс к сочинениям Вергилия. По-видимому, не принадлежат Р. О. ранее приписывавшиеся ему глоссы к книгам малых пророков (скорее всего глоссы были составлены Гаймоном Осерским) и к анонимному трактату по логике «Десять категорий» (Decem categoriae; в средние века его автором ошибочно считался блж. Августин).
В работе Р. О. использовал труды и комментарии блж. Иеронима Стридонского, Сульпиция Севера, еп. Исидора Севильского, блж. Августина, Беды Достопочтенного, Флора Лионского, Эриугены Иоанна Скота, Дунгала, Мартина Ланского, Седулия Скота, Гаймона Осерского, Хейрика Осерского, Рабана Мавра, Ангелома, Адревальда из Флёри, а также имевшиеся в его распоряжении рукописи с анонимными глоссами (напр., к трактатам Беды Достопочтенного «О природе вещей» (De natura rerum) и «О временах» (De temporibus)) и самостоятельные сборники глосс (напр., «Scholica graecarum glossarum»; ок. 860-876/7). Свою задачу Р. О. видел в пояснении «темных мест» (loca obscura) - непонятных грамматических конструкций, незнакомой или редко употребляемой лексики, неологизмов, грецизмов и т. д. В ряде случаев сугубо грамматические комментарии он подкреплял цитатами (с примерами словоупотребления) из различных авторитетных сочинений и даже сопровождал краткими историческими экскурсами. Иногда авторские пояснения существенно превосходили объемом основной текст.
Комментарии Р. О. постепенно оттеснили на задний план мн. комментарии авторов, на к-рых он опирался. Глоссы сохранились в десятках рукописей и оставались востребованными вплоть до конца средневековья. В разное время к ним обращались католич. св. Фома Аквинский (в комментариях к Свящ. Писанию), Гуго Сен-Викторский (в «Дидаскаликоне»), Джованни Боккаччо (в «Генеалогии языческих богов»), Колюччо Салютати (в соч. «О подвигах Геркулеса») и др.