(XII в.), прп. (пам. 8 мая, 7 авг., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерский, игум. Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий. Хронологические сведения о времени игуменства П. в Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра) неизвестны. Поскольку в позднейших списках печерских игуменов имя П. следует за именем игум. Тимофея (упом. в 1129), в историографии предполагается, что он возглавлял обитель между игуменствами Тимофея и Феодосия II (упом. в 1148 и 1156), обычно его игуменство датируется 1131/32 - 1141/42 гг. (Евгений (Болховитинов). 1847. С. 132; Строев. Списки иерархов. Стб. 12; Древнерус. патерики. 1999. С. 403, 420).
П. упоминается в Киево-Печерском патерике. В его игуменство в мон-ре подвизались преподобные Спиридон и Никодим, к-рые по благословению П. занимались выпеканием просфор (Древнерус. патерики. 1999. С. 67).
В патериковом «Слове о прп. Онисифоре», составленном в 1222-1226 гг. еп. Владимиро-Суздальским свт. Симоном, сообщается о чуде, бывшем «в игуменьство Пиминово в Печерском манастыри» (Там же. С. 22). Агиограф повествует о чуде, ссылаясь на «блаженых тех старец», к-рые в свою очередь, по их словам, узнали о чуде от свидетелей происшедшего. Поэтому имеются основания предполагать, что событие, легшее в основу повествования свт. Симона, могло иметь место за много десятилетий до записи рассказа.
Печерский инок прп. Пимен постник, упоминаемый в «слове» об отгнании беса от юного затворника Никиты (см. Никита, свт., Новгородский), вероятно, был не П., а прп. Пименом Постником, погребенным впосл. в Ближних пещерах (о его буд. игуменстве не говорится, хотя агиограф упом. в этом тексте ряд лиц, ставших иерархами - Древнерус. патерики. 1999. С. 38).
П. как преподобный указывается в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах (см.: Евгений (Болховитинов). 1847. С. 287; Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 80). Тем не менее в отличие от соименных Киево-Печерских святых - прп. Пимена Постника и прп. Пимена Многострадального - П. не указан в составленном по благословению Киевского митр. свт. Петра (Могилы) ок. 1643 г. Каноне преподобным отцам Печерским, автором которого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг. В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником сведений для архиеп. Модеста (Стрельбицкого) при написании «Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер» (1-е изд.- 1862), П. не назван игуменом и был, вероятно ошибочно, отождествлен с прп. Пименом Постником, почивающим в Ближних пещерах (Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 50-51). То же отождествление присутствует в «Описании Киево-Печерской лавры» митр. Евгения (Болховитинова) (Евгений (Болховитинов). 1847. С. 113), в труде архиеп. Филарета (Гумилевского) (Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 473) и в работе архим. Леонида (Кавелина) (Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 10-11). Предполагаемая ошибка основана, по всей видимости, на том, что в одном из мест Патерика, принадлежавшего иноку Поликарпу (1-я пол. XIII в.), П. также назван постником (в Слове «О Спиридоне-проскурнице и Алимпеи-иконнице»: «...повелением игумена нашего Пимина Постника» - Древнерус. патерики. 1999. С. 67).
Местная канонизация П. совершена при архим. Варлааме (Ясинском), настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг. (впосл. митрополит Киевский), когда был установлен Собор преподобных отцов, почивающих в Дальних пещерах. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба Собору преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в к-рой прп. Пимен Постник прославляется в 5-м тропаре 4-й песни канона (Канон Собору прп. отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих // Минея (МП). Авг. Ч. 3. С. 133). Однако в службе не упоминается игуменство П., прославляются лишь аскетические подвиги святого, и не исключено, что на самом деле имеется в виду постник прп. Пимен, почивающий в Ближних пещерах.
Общецерковное почитание П. установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., которыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. П.) в общецерковные месяцесловы.
В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших.
Это описание отражает традиц. схему композиции «Собор Киево-Печерских святых» в варианте, сложившемся к сер. XVIII в. и воспроизводившемся на иконах и эстампах вплоть до кон. XIX в. (согласно Д. А. Ровинскому, наиболее ранние изображения отмечаются на гравюрах кон. XVII и 1-й пол. XVIII в., см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. № 1506, 1507). Одними из первых сохранившихся памятников являются киевская гравюра мастера Василия Белецкого (1751; 1756 - РГБ) и икона 1766 г., Харьков (частное собрание), практически идентичные по иконографически-композиционному решению. П. размещен в правой группе святых, почивающих в Дальних пещерах, в 8-м снизу ряду, крайним в «пятерице» святых (диак. Ахилы, диак. Мартирия, Нестора Некнижного и Меркурия Постника); в этом ряду у обоих постников, П. и Меркурия, в руках крест, более ни у кого из преподобных в обеих группах не встречающийся. П.- седовласый старец в рясе, мантии, на голове - куколь. Памятники подобной иконографии: гравюра почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского, гравюра 1771/74 г. работы Иоанна Кончаковского (см.: Там же. Кн. 3. С. 621-633. № 1505-1518; Кн. 4. С. 761-763. № 1505а, 1517), раскрашенная гравюра 1-й трети XIX в. (ГЛМ), офорт 1-й четв. XIX в. (РГБ), тонолитография 1893 г. (ГЛМ), хромолитография 1894 г. (ГЛМ, РГБ), икона 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ), икона посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ), икона 1-й трети XIX в. (КБМЗ), икона 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР), эмалевый образок 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) и мн. др.
При мощах святого находится икона с его единоличным поясным изображением, созданная в лаврской иконописной мастерской под рук. иером. Иринарха после 1842 г. (с прописями кон. XX в.). Святой - старец с длинной седой бородой, правильными чертами лица, со взором сосредоточенным, но умиленным, представлен в легком развороте вправо; фигура П. совершенно скрыта под темными монашескими одеждами, на фоне к-рых особенно выделяется жест его рук, молитвенно сложенных у груди ладонь к ладони, перстами вместе.