(† 24(25).09.1571, Никольский Веневский мон-рь), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), архиеп. Вел. Новгорода и Пскова (1552-1570).
Происхождение П. остается неизвестным. По предположению архим. Макария (Веретенникова), родителей П. могли звать Феофилакт и Аполлинария - эти имена содержатся в синодике-помяннике рода П. в рукописи XVI в. РНБ. Соф. 1552. Л. 51 (Макарий (Веретенников). 2007. С. 180).
По данным «Соловецкого летописца» 2-й пол. XVI в., до поставления на кафедру П. (в рус. источниках обычно Пимин) был клириком Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (Тихомиров М. Н. Малоизвестные летописные памятники // Он же. Рус. летописание. М., 1979. С. 196; Новикова. 2001. С. 246). По др. сведениям, восходящим к официальному летописанию, он был старцем заволжской Адриановой пуст. (ПСРЛ. Т. 13. С. 228, 526; Т. 29. С. 214; здесь же приводится прозвище П.- «Чернои»). По мнению М. А. Маханько, П. принял постриг в Кирилловом Белозерском мон-ре, но вскоре перешел в располагавшуюся неподалеку Андрианову Пошехонскую пуст. (Маханько. 2005). Известно, что впосл., уже будучи архиепископом, П. внес в Кириллов Белозерский мон-рь крупные вклады - в 100 и 220 р., «да обложил образ Пречистыя Богородицы, что принесен чудотворцем Кириллом, да дал в церковь 4 образа окладные, пядницы» (Сахаров И. П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского монастыря // ЗОРСА. 1851. Т. 1. Отд. 3. С. 85), а также приобрел в этой обители для себя келью за 20 р., вероятно намереваясь со временем уйти на покой на место своего пострижения (Алексеев А. И. Первая редакция вкладной книги Кириллова Белозерского мон-ря (1560-е гг.) // ВЦИ. 2010. № 3/4(19/20). С. 45). А. А. Зимин считал П. сторонником нестяжательства (см. Нестяжатели) на том основании, что он был выходцем из Заволжья (Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного: Очерки соц.-экон. и полит. истории России сер. XVI в. М., 1960. С. 389); этот вывод был оспорен И. В. Курукиным как недостаточно обоснованный (Курукин И. В. Заметки о «нестяжательстве» и «иосифлянстве» // Вопросы источниковедения и историографии истории СССР: Дооктябрьский период. М., 1981. С. 65-69; Он же. 2015. С. 117-118).
После кончины архиеп. Новгородского и Псковского Серапиона (Курцова) во время морового поветрия П. был избран на Новгородскую кафедру и поставлен архиепископом 20 нояб. 1552 г. Хиротонию в московском Успенском соборе возглавил свт. Макарий, митр. Московский и всея Руси. В поставлении П. на Новгородскую кафедру Зимин усматривал следствие влияния при царском дворе священника кремлевского Благовещенского собора Сильвестра - выходца из Новгорода (Зимин. 1964. С. 111; Он же. Опричнина. М., 2001. С. 246; ср.: Курукин. 2015. С. 119-120).
В год поставления П. по царской грамоте часть владений Софийской кафедры (100 обжей (мера обрабатываемой земли) в Рождественском Олонецком погосте, на к-рых было 22 деревни, 202 двора и проживали 214 семей) отошла царю, а вместо них П. было передано такое же количество обжей земли в Водской пятине в Тесове (Греков Б. Д. Новгородский дом Святой Софии: (Опыт изуч. организации и внутр. отношений крупной церк. вотчины) // Он же. Избр. тр. М., 1960. Т. 4. С. 165). Кроме того, 20 февр. 1554 г. царской грамотой за Домом Св. Софии была закреплена подмосковная вотчина - с. Покровское в Тороимакове стане и 4 деревни, к-рые Новгородской кафедре завещал архиепископский дворецкий И. М. Валуев (Макарий (Миролюбов). 1857. С. 104-109; Макарий (Веретенников). 2007. С. 199-201; в публикациях ошибочно указан 1555 год).
При П. в Новгороде были заложены и освящены неск. церквей и приделов. 22 июня 1554 г. П. заложил ц. во имя св. вмч. Пантелеимона над гробом блж. Николая ((Николы) Кочанова). В 1560 г. П. освятил придельную церковь с трапезной во имя святых Космы и Дамиана Андреевской ц. на Щитной ул., в 1566 г.- ц. Рождества Пресв. Богородицы на Волотовском погосте, 8 авг. 1568 г.- новую каменную ц. во имя свт. Николая Чудотворца в мон-ре на Розважей ул. В 1557 г. была отремонтирована Никитинская ц. «под колоколы» с приделами на Микитиной ул., «а обложил владыка Пимин» (ПСРЛ. Т. 30. С. 204). В 1558 г. поновлен придел святых Иоакима и Анны в соборе Св. Софии, в 1560 г. в кафедральном соборе было заново устроено святительское место (трон-киворий). В 1562-м за год была построена ц. в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» на Новгородском подворье Хутынского мон-ря (строительство завершилось 25 сент.- Кат. слав.-рус. рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА. М., 2000. С. 90).
В период архиерейства П. в Новгороде также отливали колокола, в т. ч. по благословению владыки. Так, в дек. 1554 г. был отлит колокол с молитвенной надписью об избавлении «от смертоносныя язвы и от напрасныя смерти» (Тихомиров. 1895. С. 173). Отлитый по распоряжению архиепископа для Софийского собора мастерами Матфеем и Космой самый большой новгородский колокол, «пименовский» 500-пудовый благовестник, был в 1570 г. вывезен из Новгорода после опричного разорения (Макарий (Миролюбов), архиеп. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 279-283; см. также: Богусевич В. А. Литейный мастер Михаил Андреев // НИС. 1937. Вып. 2. С. 94-95; Гордеев В. А. Два новгородских колокола XVI в. из собр. Музея-заповедника «Коломенское» // ИХМ. 2001. Вып. 5. С. 241-244).
В 1560 г. по благословению П. в Новгородской и Псковской епархии «московским гостем» Ф. Сырковым был основал Тихвинский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женский монастырь: царь «велел богомолцу своему архиепископу Пимину да Федору Дмитриеву сыну Сыркова устроить монастырь общежительный» (Писцовые книги Обонежской пятины XVI в. / Сост.: К. В. Баранов. СПб., 1999. С. 109; см. также: Петров Д. А. Строительство Сырковых // Архив архитектуры. М., 1995. Ч. 1. Вып. 5. С. 74-75). 3 февр. 1560 г. владыка ездил в Тихвин вместе с хутынским архим. Филофеем «монастыря закладывати» (ПСРЛ. Т. 30. С. 160). В мае того же года П. вновь был в Тихвине (Там же. С. 174).
Также по благословению П. Перекомский мон-рь был перемещен с затопляемого места на сухое, а Новгородский владыка сам участвовал в новом перенесении мощей прп. Ефрема Перекомского (Федотова М. А. К вопросу о Житии Ефрема Перекомского // КЦДР. 2001. [Вып.:] Севернорус. мон-ри. С. 186). В 1569 г. царь выделил деньги на строительство нового храма в Клопском Троицком мон-ре под Новгородом (ПСРЛ. Т. 30. С. 175).
Известно также, что П. посещал отдаленный от Новгорода Отенский мон-рь (велика вероятность его знакомства с известным духовным писателем того времени, пребывавшим в этой обители, прп. Зиновием Отенским). После ремонта храма в Отенском мон-ре П. отслужил молебен, в ходе к-рого гробница с мощами свт. Новгородского Ионы Отенского (занимал кафедру в 1459-1470) была поставлена на прежнем месте; когда же архиепископ открыл раку, чтобы приложиться к св. мощам, все почувствовали исходящее от них благоухание (Калугин Ф. Зиновий, инок Отенский, и его богословско-полемические и церковно-учительные произведения. СПб., 1894. Прил. С. 26).
Важнейшим церковным событием архиерейства П. в Новгороде стало открытие в 1558 г. нетленных мощей еп. Новгородского свт. Никиты (1096-1109), что произошло при непосредственном участии архиепископа, повелевшего переложить обретенные мощи в новую деревянную раку взамен истлевшей и перестроившего в Софийском соборе придел святых Иоакима и Анны, где были обретены мощи. О случившемся П. доложил царю и св. митр. Макарию. П. было установлено празднование 30 апр. в честь обретения мощей свт. Никиты. Митрополиту были посланы архиепископом тропарь и кондак святому, а также образ свт. Никиты на бумаге; П. просил митрополита дать повеление писать нового чудотворца без бороды и усов, а также поминать как епископа, а не как архиепископа (Никольский. 1905; Макарий (Веретенников). 2007. С. 217-219).
Обретение мощей свт. Никиты совпало со взятием рус. войсками Ругодива (Нарвы) во время начавшейся в том же 1558 г. Ливонской войны. По распоряжению Иоанна IV Васильевича Грозного П. послал во взятый рус. войсками Ругодив юрьевского архимандрита и протопопа Софийского собора, «а велел город освящати во имя Божие» (ПСРЛ. Т. 13. С. 285). Из Ругодива посланцы архиепископа привезли в Москву чудотворные иконы Божией Матери «Одигитрия» и свт. Николая, чудесно уцелевшие во время пожара (с остановкой в Новгороде, где их торжественно встретил П. с духовенством «на Голыневе»). Вместе с иконами в Москву 26 июля были посланы «ризы Никиты чюдотворца епископа Новгородцкого» (Там же. Т. 30. С. 190). В марте 1561 г. П. по требованию царя отправил после молебнов в Москву 3 иконы из Софийского собора (Там же. С. 174). В том же году им были посланы дары царю Иоанну IV Васильевичу Грозному в связи с вступлением в брак с Марией Темрюковной - 2 креста по 370 р., образы Спаса и Богоматери, каждый по 80 р.; по распоряжению П. архим. Варфоломей привез в Москву еще дополнительно 40 золотых (Там же. С. 175). 24 янв. 1563 г., после взятия Полоцка, П. был совершён торжественный молебен у гробницы свт. Никиты, к-рый тем самым по инициативе архиепископа начал почитаться как покровитель рус. воинства. В 60-х гг. XVI в. по поручению П. игумен Данилова во имя преподобного Даниила Столпника московского мужского монастыря (или переславля-залесского Данилова во имя Св. Троицы мон-ря) Иоасаф написал одну из редакций Жития свт. Никиты Новгородского.
Судя по сохранившимся источникам, П. находился в постоянной переписке с московскими церковными и светскими властями. 7 авг. 1555 г. свт. Макарий послал П. грамоту, в которой говорилось о соборном рассмотрении обыскного списка на соловецкого игум. Филиппа (см. Филипп II (Колычев), сщмч., митр.) и о признании его правым; соловецкого инока Зосиму предписывалось направить в др. мон-рь «под начал» (Крушельницкая Е. В., Тутова Т. А. Старцы Соловецкого монастыря XVI в. по упоминаниям в грамотах ризничной коллекции и другим док-там: (Указ. имен) // КЦДР. 2001. [Вып.:] Соловецкий монастырь. С. 70, 131). 18 дек. 1555 г. свт. Макарий написал П. по делу об иером. Авраамии из Юрьева новгородского мужского монастыря, служившем Божественную литургию без епитрахили; архиепископу предписывалось запретить в служении Авраамия и юрьевского архим. Геннадия до особого указа митрополита (Макарий (Веретенников). 2007. С. 209-211). 27 февр. 1557 г. свт. Макарий написал грамоту П. с предписанием о совершении молебнов по случаю голода; также в Новгород была послана св. вода, освященная 24 янв. «с животворящаго Креста и со всех святых мощей» (ДАИ. Т. 1. № 221. С. 366-370; Макарий (Веретенников). 2007. С. 211-217). 6 февр. 1558 г. глава Русской Церкви написал архиепископу Новгородскому о священнике, упавшем в обморок во время литургии после «Достойно есть», и дал совет, как поступить в этом случае (РГБ. Ф. 90. № 209. Л. 807-809 об., нач. XVII в.; Макарий (Веретенников). 2002. С. 432-434). Когда в 1566 г. Новгород и Новгородская земля вновь пострадали от эпидемии, 10 сент. П. сообщил об этом царю; моровое поветрие продолжалось еще 8 месяцев (ПСРЛ. Т. 13. С. 404).
В период своего архиерейства П. неоднократно бывал в Москве. Выехав в дек. 1554 г. по царскому вызову из Новгорода, 3(7) февр. 1555 г. он участвовал в хиротонии свт. Гурия (Руготина), архиеп. Казанского. Вероятнее всего, во время этого визита он обратился к царю Иоанну IV Васильевичу Грозному по вопросу о взимании податей с псковских соборских старост «по старине», о чем царем была послана во Псков соответствующая грамота (ДРВ. М., 17902. Ч. 15. С. 18). Обратно П. вернулся вместе с игуменом Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря Мартирием в апр. 1555 г., после 24-недельного пребывания в столице (ПСРЛ. Т. 30. С. 184). В том же году «по всем монастырем новгородцким збирали денги на владыку Казаньского на Гурья, да и книги певчи имали по манастырем, апостолы и еуангелиа и четьи в Казань» (Там же. С. 183).
Новгородский архиепископ вместе с др. церковными иерархами неоднократно «печаловался» (ходатайствовал) за попавших в царскую опалу: в апр. 1562 г.- за кн. И. Д. Бельского, 2 июня 1565 г.- за боярина И. П. Яковлева (СГГД. Ч. 1. № 177. С. 484-486; № 182. С. 503, 505; № 183. С. 507; Опись архива Посольского приказа 1626 г. М., 1977. Ч. 1. С. 63; Макарий (Веретенников). 2007. С. 227-228). 12 апр. 1566 г. П. был одним из церковных иерархов, поручившихся за кн. М. И. Воротынского; подпись П. стоит первой из церковных иерархов (СГГД. Т. 1. № 189. С. 534-536).
Вскоре после кончины свт. Макария (31 дек. 1563), в февр. 1564 г., П. принял участие в соборных заседаниях во главе с царем, посвященных утверждению права митрополита всея Руси носить белый клобук «с рясами и с херувимом», подобно Новгородским архиепископам (см. Сказание о белом клобуке), а также пользоваться, как и архиепископы Новгородский и Казанский, красновосковой печатью в отличие от черновосковой, к-рую использовали др. церковные иерархи. Была составлена утверждающая эту практику соборная грамота, подписанная в т. ч. П., к-рый в летописном сообщении и грамоте указывался первым среди архиереев (ПСРЛ. Т. 29. С. 330-331; Т. 13. С. 378-379). П. возглавил избрание и интронизацию нового митрополита - Афанасия.
В самом начале провозглашенной царем политики опричнины П. вместе с архимандритом кремлевского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря Левкием возглавил отправленную митр. Афанасием в Александрову слободу делегацию, 5 янв. 1565 г. обратившуюся к Иоанну IV Васильевичу с прошением о снятии государева гнева с опальных и о возвращении в Москву.
9 июня 1566 г. П. сослужил др. архиепископам - сщмч. Герману Казанскому и Никандру Ростовскому - на воскресной литургии в московском Успенском соборе (СбРИО. 1892. Т. 71. № 16. С. 364). После того как митр. Афанасий оставил кафедру, П. возглавил духовенство на Земском соборе 28 июня - 2 июля 1566 г., на к-ром было решено продолжить войну с Литвой; подпись Новгородского владыки была в приговорной грамоте, к-рую он также скрепил своей печатью (ПСРЛ. Т. 13. С. 402-403; Т. 29. С. 350-351; Антонов А. В. Приговорная грамота 1566 г. // РД. 2004. Вып. 10. С. 172, 180).
25 июля того же года состоялся Собор, избравший митрополитом Московским и всея Руси соловецкого игум. сщмч. Филиппа (Колычева). Среди участников его интронизации из высшего духовенства первым после митрополита назван П. (ПСРЛ. Т. 13. С. 403; Т. 29. С. 351).
20 окт. 1567 г. П. выехал под Новгород, в Бронницы, для встречи царя Иоанна IV Васильевича и царевича Иоанна Иоанновича, которым были преподнесены иконы. 22 окт. П. возглавил новгородскую делегацию, встретившую в Новгороде царя и царевича, а также удельного кн. Владимира Андреевича Старицкого, еп. Суздальского Пафнутия и настоятелей московских мон-рей - архим. Андроникова мон-ря Феодосия и игум. Воздвиженского мон-ря Никона. Гости 8 дней оставались в Новгороде, П. совершал молебны в Софийском соборе о здравии царя и царевича и давал пиры на Владычном дворе, на к-ром остановился царевич Иоанн Иоаннович, «а владыко жил в чашниковой кельи» (Там же. Т. 30. С. 157). 31 авг. 1568 г. сам П. отправился в Москву, где оставался неск. месяцев («на Москве был 15 недель без дву ден» - Там же. С. 158).
В столице в это время велось следствие по делу митр. сщмч. Филиппа II и готовился соборный суд над ним. Св. митр. Филипп с марта 1568 г. открыто обличал царскую политику опричнины. Согласно Житию св. митр. Филиппа кон. XVI в., П. содействовал смещению сщмч. Филиппа с кафедры 4 нояб. 1568 г. Агиограф показал П. в ряду архиереев (среди них также назван Пафнутий Суздальский и Филофей Рязанский), к-рые были «злобе пособницы, творящии же угодие царю», «иже угожающеи царю» (Колобков. 2017. С. 574, 581). Во время соборного суда священномученик обвинил архиепископа Новгородского в том, что тот сам хочет занять митрополичью кафедру, и, согласно агиографу, предсказал П., что тот лишится архиепископского сана: «И тщишися чужий престол восхитити, но и своего помале извержен будеши» (Там же. С. 581).
Кн. А. М. Курбский, резко осуждавший царя за несправедливые бессудные расправы, дал противоречивую характеристику П., учитывая аскетический образ жизни последнего, его участие в суде над свт. Филиппом и будущую царскую расправу над самим Новгородским владыкой: «Той-то был Пимин чистаго и зело жестокого жительства, но дивных был обычаев, бо глаголют его похлебователи мучителю и гонити с ним вкупе на Филиппа митрополита, а мало последи и сам смертную чашу испил от него» (Курбский. 2015. С. 180; см. также: РИБ. 1914. Т. 31. Стб. 319).
Вполне вероятно, что П. возглавил интронизацию митр. Кирилла III, избранного на митрополичью кафедру после сщмч. Филиппа.
В дек. 1569 г. Иоанн IV Васильевич выступил из Александровой слободы во главе опричного войска в поход на Вел. Новгород, обвинив его в измене. Главой новгородских «заговорщиков» царь считал П. В хранившемся в Посольском приказе статейном списке «из сыскного из изменного дела 78-го году» имя владыки стояло на 1-м месте. Новгородцам инкриминировалось желание «Новгород и Псков отдати литовскому королю, а царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Руси хотели злым умышленьем извести, а на государство посадити князя Володимера Ондреевича» (ДДГ. С. 480; Опись архива Посольского приказа 1626 г. М., 1977. Ч. 1. С. 257). При въезде в Новгород 8 янв. 1570 г. царь не только не взял благословение у архиепископа, но и публично обвинил его в измене. Затем Иоанн Грозный проследовал в Софийский собор, где П. провел богослужение, после чего пригласил царя на пир во Владычную палату. Вскоре после начала пира царь приказал разграбить Владычный двор и архиепископскую казну, а самого П. арестовать (НовгорЛет. С. 341, 399). Начался разгром Новгорода опричниками, сопровождавшийся массовыми казнями и грабежами, в т. ч. церквей, включая Софийский собор, и монастырей. Были казнены или сосланы мн. из детей боярских, служивших при владычном дворе.
Согласно сведениям, приводимым А. Шлихтингом, бывшим в то время слугой и переводчиком личного врача Иоанна IV Васильевича, опричники сорвали с П. архиепископское облачение, в т. ч. белый клобук. Царь сказал, что П. недостоин быть архиепископом, ему следует стать скоморохом и жениться. Присутствовавшим при этом настоятелям мон-рей было приказано внести деньги на шутовскую свадьбу. Затем Иоанн Грозный велел посадить архиепископа задом наперед на беременную белую кобылу, к-рую назвал его женой, святителю вручили муз. инструменты и заставили на них играть. Архиепископу было повелено отправиться в «Московию» и записать свое имя в список скоморохов. Привязанный к лошади П. был вывезен из Новгорода (Шлихтинг. 1935. С. 29-30; см. также: Записки о Московии XVI в. сэра Дж. Горсея. СПб., 1909. С. 46; Штаден. 1925. С. 90; Гваньини А. Описание Московии. М., 1997. С. 117). Как отметил Б. Н. Флоря, «такой способ публичного поругания был избран неслучайно, так поступали визант. императоры с патриархами, замешанными в заговорах против них» (Флоря. 1999. С. 238-239).
Согласно кн. А. М. Курбскому (не всегда точному в сообщаемых им сведениях), царь во время новгородского разгрома повелел утопить П. в р. Волхов: «Потом убил архиепископа Великого Новаграда Пимина... Бо приехав сам в Новград Великий, в реце его утопити повелел» (Курбский. 2015. С. 180; см. также: РИБ. 1914. Т. 31. Стб. 319). Это сообщение в наст. время считается недостоверным. По летописным данным, П. попал в опалу 14 февр. 1570 г. (Новикова. 2001. С. 246; НовгорЛет. С. 148). По-видимому, эта дата обозначает день, когда П. был вывезен из Новгорода.
При разгроме опричниками Новгорода в янв. 1570 г. подверглась опустошению владычная казна, духовенство епархии было обложено новыми податями. Монастырские ризницы были опечатаны, а старцы, священники и игумены подвергнуты «правежам» (битью кнутом). С икон снимали драгоценные оклады и уборы (НовгорЛет. С. 341, 343, 399-402). Позднее, 30 авг. 1570 г., Иоанн IV Васильевич забрал жалованные грамоты новгородским мон-рям (ПСРЛ. Т. 30. С. 158), а 13 окт. 1570 г. из Новгорода была вывезена казна, собранная по новгородским мон-рям (всего на 13 тыс. р.) (Там же. С. 160). Кроме того, Новгородская и Псковская епархия понесла большие территориальные потери: «...взято было из Ноугородския архиепископьи к Вологодской епископьи Двина, Колмогоры, Каргополь, Турчасово, Вага, и с уезды» (ААЭ. Т. 3. № 123. С. 170).
П. отправили в заключение в Александрову слободу в сопровождении опричника Ф. Ошанина (Опись архива Посольского приказа 1626 г. М., 1977. Ч. 1. С. 315). На церковном Соборе, состоявшемся в Москве под председательством митр. Кирилла III во 2-й пол. июля 1570 г., П. был запрещен в служении («за его безчинье священная не действовати»); царской грамотой митрополиту было велено «сану б с нево до полинного сыску и до соборного уложенья не снимати» (Там же; Гос. архив России XVI ст.: Опыт реконструкции / Подгот. текста, коммент.: А. А. Зимин. М., 1978. Ч. 2. С. 437; ср. в «Повести о разорении Новгорода»: «И как государь приехал изо Пскова в богоспасаемый град Москву, и повеле со владыки новгородцкого Пимина сан сняти и в заточение послати в монастырь» (НовгорЛет. С. 404; ср.: Там же. С. 345)).
Святитель был сослан «на Резань... к Николе чюдотворцу на Веневу» (Новикова. 2001. С. 246), т. е. в Венев во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь (ныне Тульской и Белёвской епархии). По местному преданию, святитель был заточен там в каменный мешок под Никольской ц. обители, где и скончался. В летописях приводятся различные даты смерти опального иерарха - 24 сент. (Тихомиров М. Н. Малоизвестные летописные памятники // Он же. Рус. летописание. М., 1979. С. 198; Новикова. 2001. С. 250-251) или 25 сент. 1571 г. (ПСРЛ. Т. 30. С. 159; НовгорЛет. С. 107). Отмечается, что П. «после своего владычества жил год и два месяца без шести день» и после него Новгородская кафедра вдовствовала «два года без семи недель и два дни» (ПСРЛ. Т. 30. С. 159). В Новгороде 26 авг. 1570 г. по царскому распоряжению начали разбирать изготовленное по заказу П. архиепископское место в Софийском соборе и стали «нарежати место новое государское», т. е. изготавливать царское место (Там же).
П. погребен в Никольской ц. Венева мон-ря. Мощи святителя находились под спудом.
П. принадлежит 2 послания. Первое из них написано 20 авг. 1556 г. и адресовано духовенству Пскова (сохр. в единственном списке XVI в. ГИМ. Хлуд. № 82, где оно завершает постановления Собора 1551 г.; изд.: Царские вопросы. 1890; Макарий (Веретенников). 2007. С. 202-209). Оно содержит наставления местному духовенству по поводу «неустроениа церквам во граде Пскове», о к-ром узнал святитель. В начальной части П. цитирует предисловие к постановлениям Собора 1273 г. из Кормчей книги о постигших Русь бедствиях за грехи (ПДРКП. № 6. Стб. 86): этот текст близок к фрагменту одного из Слов свт. Серапиона Владимирского (БЛДР. Т. 5. С. 375). В послании говорится о направленной ранее во Псков грамоте (не сохр.), в к-рой есть информация о выборе поповских старост «по соборному уложению», т. е. согласно решению Стоглавого Собора, и о приезде в Новгород протоиерея псковского Троицкого собора Илариона, к-рый сообщил архиерею о результате выборов в Пскове поповских старост из местного духовенства. Далее святитель напомнил о высоком предназначении священнического чина и о необходимости избегать пороков и мирских соблазнов, дал советы о принятии исповеди, о совершении литургии, об устроении семейных дел. Псковскому духовенству предписывается регулярное совершение молебнов в соборном храме Св. Троицы с прошениями о здравии царя Иоанна Васильевича, царицы Анастасии, царевича Иоанна Иоанновича и царевны Евдокии, а также об удельных князьях, о боярах, воинстве и об «устроении земском», «чтобы Господь Бог избавил наше православное христианство от бесерменства и от латынства и устроил бы Господь и Бог наш православное царство мирно и вечно в род и на веки» (Макарий (Веретенников). 2007. С. 206). Затем содержатся наставления со ссылками на каноны о достойном совершении богослужений, об уклонении духовенства от пьянства, о послушании младших членов клира старшим, об избежании ссор, раздоров и драк. Духовенству предписывается штрафовать уклоняющихся от участия в общегородских крестных ходах, не присылать на поставление к архиепископу недостойных кандидатов во священники и диаконы. Духовенство должно было следить, чтобы христиане не держали у себя еретических книг и не ходили к чародеям и звездочетам.
24 янв. 1563 г. П. отправил царю под осаждаемый царскими войсками Полоцк послание, включенное в состав офиц. летописи (ПСРЛ. Т. 13. С. 350-353; Т. 29. С. 306-308; АИ. Т. 1. № 302. С. 549-551; Макарий (Веретенников). 2007. С. 223-227). В тексте поучения, призывающего царя продолжать борьбу с иноверцами ради защиты Православия, исследователи усматривают влияние послания архиеп. Ростовского Вассиана (Рыло) вел. кн. Иоанну III Васильевичу, написанного во время Стояния на Угре в 1480 г. (Кудрявцев И. М. «Послание на Угру» Вассиана Рыло как памятник публицистики XV в. // ТОДРЛ. 1951. Т. 8. С. 183-184; Буланин. 1989. С. 187). Вместе с посланием царю были отправлены также образ Св. Софии Премудрости Божией, св. вода и просфора.
Сохранилось неск. грамот П. адм. назначения. 25 янв. 1561 г. он дал тарханную грамоту соловецкому игум. сщмч. Филиппу (Колычеву) о невзимании дани с приписной к Соловецкому мон-рю церкви в с. Пузыреве в Бежецком Верхе, подтверждая прежние грамоты архиепископов Новгородских свт. Макария и Феодосия (Акты социально-экон. истории севера России кон. XV-XVI вв.: Акты Соловецкого мон-ря, 1479-1571 гг. / Сост.: И. З. Либерзон. Л., 1988. № 250. С. 163; Макарий (Веретенников). 2007. С. 221). Архиеп. Новгородский Александр (1576-1591) подтвердил жалованную грамоту Кириллову Белозерскому мон-рю, выданную ранее П. (ААЭ. Т. 1. № 319. С. 380-381; РИБ. Т. 32. Ч. 1. № 307. С. 601-602). 19 марта 1663 г. П. выдал ставленую грамоту иноку Иакову Васильеву сыну, свидетельствующую поставление последнего в чтецы, поддиаконы и диаконы к ц. св. Георгия Победоносца Юрьева мон-ря (Макарий (Веретенников). 2007. С. 222). Обращались к владыке и простые люди, о чем говорит адресованная П. челобитная житничного ключника, бывш. псковского подьячего (не позднее 1563) (РГБ. Ф. 256. № 9; Макарий (Веретенников). 2007. С. 219-221).
Известны распоряжения П. литургического характера, сохранившиеся в позднем списке «Окозрительного устава» Новгородского свт. Геннадия (Гонзова): «В лето 7075-е (1566/67.- архим. М., М. П.) прилучилось Сретение в Неделю сыропустную, такожде владыка Пимин пети не велел «на рецы вавилонстей», ни на 9 песни припевов»; «в лето 7074-е (1555/56.- архим. М., М. П.) прилучилось Обретение честныя главы Иоанна Предтечи в Неделю сырную: пели по обычаю с полиелеосом, а «На рецы вавилонстей» владыка Пимин не велел пети» (Окозрительный устав архиеп. Новгородского Геннадия / Публ. подгот.: архим. Макарий (Веретенников). [М.,] 2000. С. 37).
В XIX в. хранилось Евангелие, переписанное рукой П. (Здравомыслов. 1897. С. 33-34). Автограф П. представляет рукопись «Масленик соборной» (РНБ. Кир.-Бел. № 519/776), сохранившаяся в числе книг келейной б-ки священника кремлевского Благовещенского собора Сильвестра. В 1521-1533 гг., еще будучи в Кирилловом Белозерском мон-ре, П. переписал Требник РНБ. Кир.-Бел. № 519 (776) (Пуцко В. Г. Многолетия рус. князьям по рукописям Кирилло-Белозерского мон-ря // Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 1998. Вып. 3. С. 50-55). В книгохранилище Кириллова Белозерского мон-ря, согласно описи 1601 г., находился также «Стихораль архиепископа Ноугородцкого Пимина в полдесть» (Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г. СПб., 1998. С. 126), т. е. Стихирарь - рукописный сборник стихир, песнопений для праздников церковного календаря. При П. был переписан ряд датированных рукописей, происходящих из Новгородской и Псковской епархии,- Кормчие, Евангелия, Апостолы, Псалтирь, Иерусалимский устав, Киево-Печерский патерик, Златоуст годовой, Пролог, Торжественник, сборники (см.: Усачев А. С. Книгописание в России XVI в.: По мат-лам датированных выходных записей. М.; СПб., 2018. Т. 1. С. 97, 118, 121-122, 177-178, 190; Т. 2. С. 227-228, 231-233, 244, 249, 253, 257, 259-260, 266, 283, 287-288, 292).
При дворе П. была создана артель резчиков по дереву во главе с Иваном Белозерцем, по-видимому земляком П.; артель работала в т. ч. в Софийском соборе (Гордиенко. 2001. С. 406-407; Бочаров Г. Н., Горина Н. П. Об одной группе новгородских изделий кон. XV и XVI вв. // ДРИ. 1977. [Вып.:] Проблемы и атрибуции. С. 307-311; Никитина Ю. И. Монументально-декоративная резьба моленных мест из новгородской Софии // ПКНО, 1986. Л., 1987. С. 350-363). Известны 2 посоха П.: от одного (датируемого 1554 г.) сохранилась только верхняя часть со сканым узором, второй был изготовлен в 1570 г. Сохранилась также панагия святителя с образом Св. Софии Премудрости Божией и с погрудными изображениями святителей Новгородских Никиты и Иоанна, преподобных Варлаама Хутынского и Сергия Радонежского; оглавие панагии украшено камеей XII в. на сапфире с погрудным изображением Христа (НГОМЗ; Гордиенко. 2001. С. 402-404; Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1960. Ч. 2. С. 212-213, 261-262).
В агиографических справочниках XIX в. отмечалось, что П. не канонизирован (Барсуков. Источники агиографии. Стб. 456; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 198). Однако «святый Пимен архиепископ» отмечен среди святых Новгородских в нескольких списках XVIII-XIX вв. «Книги глаголемой Описание о российских святых» (Описание о российских святых. С. 262; наиболее ранние списки с упоминанием П. как святого - РГАДА. Ф. 188. Оп. 1. № 1199. Л. 20. 1718 г.; НБ МГУ. № 293. Л. 417 (сборник Симеона Федорова Моховикова, нач. XVIII в.)). В Кирилловом Белозерском мон-ре «корм братии» по П., постриженику и вкладчику обители, «творился» 8 авг. (Сахаров И. П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского мон-ря // ЗОРСА. 1851. Т. 1. Отд. 3. С. 85). Его имя записано в монастырский синодик (Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство до 2-й четв. XVII в. СПб., 1897. Т. 1. Вып. 1. Прил. С. LXXI). Память П. также чтилась в Тихвинском монастыре. В Кормовой книге 1590 г. записано: «Корм по Пимине архиепископе Великаго Новграда: колачи, шти...» (Тихомиров. 1895. С. 179).
Е. Е. Голубинский в кон. XIX - нач. XX в. указывал, что П. почитается как святой в новгородском Софийском соборе в ряду Новгородских владык (Голубинский. Канонизация святых. С. 157). В XIX в. также отмечался факт народного почитания П. в Веневе Николаевском жен. монастыре, где на гробнице П. из нижней церкви Никольского собора обители служили много панихид (Там же. С. 343; Сахаров И. П. Достопамятности Венева мон-ря. М., 1831. С. 2-3, 13). Каменный храм во имя свт. Николая Чудотворца в Веневе мон-ре построен в 1696 г. Каменное надгробие святителю в XVIII - нач. XIX в. было украшено красным бархатным покровцом. В 1827 г. вместо каменной гробницы была поставлена деревянная. В 1986 г. частицы мощей П. были изъяты из-под пола Никольского храма (в то время приходского) и положены в ковчежец в нижней церкви. В наст. время частицы мощей П. покоятся в ковчежце в особой каменной нише нижней церкви (по преданию - в месте заточения святителя) обители, восстановленной в 1999 г., над нишей находятся совр. икона святителя и лампада.
Канонизация П. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование которому было установлено 10 июля 1981 г. по благословению митр. Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова).
Раннее изображение П. предположительно сохранилось на Тихвинской иконе Божией Матери на нижнем поле рамы с 16 клеймами Сказания сер. XVI в. (из Благовещенского собора Московского Кремля, ГММК). В клейме представлено моление царя Иоанна IV Васильевича Грозного со свитой и с духовенством перед чудотворным образом, к-рое интерпретируется исследователями по-разному: как паломничество Иоанна IV к иконе перед его венчанием на царство (1547); как основание тихвинского Успенского мон-ря (1560); как символическое обобщенное отображение событий времен правления Василия III и Иоанна IV. Согласно 2-й версии, за спиной свт. Макария, митр. Московского (возглавляет левую группу), немного склонившись, стоит П. с приподнятыми в молитве руками (не исключено, что это архиеп. Новгородский Феодосий или условный образ главы Новгородской кафедры). На нем - темно-синий подризник, светлая крещатая фелонь, омофор, епитрахиль и палица, на голове архиерейская шапка (митра). Святитель не стар, у него небольшая борода с едва заметной проседью. Иконография нижнего клейма (с изменениями в колорите) воспроизведена на аналогичной по программе иконе 60-х гг. XVI в. (из Успенского собора в Дмитрове, ЦМиАР). Клеймо с основанием Тихвинского мон-ря или молением вел. князей и святителей перед Тихвинской иконой Божией Матери встречается и в более поздних произведениях со Сказанием о чудотворном образе (2-я четв. XVII в., икона поступила из Тихвинского музея, ГИМ), где из 2 архиереев его образ опознаётся по облачению (изображен в фелони, а не в саккосе). Рассказ о паломничествах вел. князей в Тихвин и об устроении обители имеется в составе клейм на раме со Сказанием о Тихвинской иконе Божией Матери нач. XVII в. (из собрания М. И. Чуванова, ГМИИ (отдел личных коллекций)). В композициях нижнего регистра изображен архиерей в саккосе, омофоре и архиерейской шапке, без нимба, в последнем клейме он благословляет игумена обители. Возможно, образ П. встречается также в иллюстрированных рукописях со Сказанием о Тихвинской иконе Божией Матери XVII-XIX вв. Изображений П. с именующей подписью в составе циклов не выявлено.
По мнению Э. А. Гордиенко, поругание П. во время разгрома Новгорода опричниками в 1570 г. (или аллюзия на это событие) изображено на иконе «Видение пономаря Тарасия» 1574-1584 гг. (из юж. придела Преображенского собора Хутынского мон-ря, НГОМЗ) и, очевидно, на повторениях этой композиции.
В 70-х гг. XVI в. образ П. был включен в цикл иллюстраций последних томов Лицевого летописного свода. Так, в одной из композиций Царственной книги (миниатюры выполнены в графической манере) представлено, как свт. Макарий, митр. Московский, поставляет П. архиепископом Вел. Новгорода и Пскова (ГИМ. Син. № 149. Л. 652; см. также л. 652 об.- 653). На П. богослужебное облачение (фелонь, омофор), голова не покрыта, на покровенных руках - Евангелие; он склонился перед благословляющим его свт. Макарием. На следующей миниатюре изображены царь Иоанн IV Васильевич и свт. Макарий, к-рые вносят «мощи всех святых отец да, молив Бога и святя воды», отпускают П. в Новгород: на заднем плане композиции - П. в архиерейской мантии и клобуке прощается с царем и въезжает в ворота Новгорода. Далее показано богослужение П. в соборе Св. Софии «на Николин день» (святитель в окружении духовенства, на его голове архиерейская шапка). На всех миниатюрах облик П. без индивидуальных признаков, у него густые короткие волосы и округлая борода средней величины. В Синодальном томе проиллюстрированы: присылка «чюдных» икон по благословению П. из Ругодива (Нарвы) в Москву, создание уложения о ношении белого клобука, избрание и поставление на Московскую кафедру митр. Афанасия, постриг кнг. Иулиании Дмитриевны в Новодевичьем мон-ре, избрание и поставление митрополитом Московским свт. Филиппа (Колычева) и др. (ГИМ. Син. № 962. Л. 379, 523 об.- 525, 531-533 об., 539 об., 590 об., 591 об., 594 об.- 595, 600). П. представлен, как правило, в белом клобуке и архиерейской мантии, реже - в богослужебной одежде, в группе епископов его фигура не выделена (имени нет).
Согласно тексту иконописного подлинника кон. XVIII в., «преосвященный» П. «сед, брада шире Власиевы (сщмч. Власия Севастийского.- Авт.), в клабуке, ризы святительския» (БАН. Строг. № 66. Л. 152 об.; в отдельном перечне без указания дня памяти). В иконографии П. неизвестно изображений его панагии и посохов, хранившихся в соборе Св. Софии в Новгороде (НГОМЗ).
Оплечный образ П., созданный, очевидно, в кон. XIX - нач. XX в. в древнерус. стилистике, находился на его гробнице в нижней ц. свт. Николая Чудотворца Успенского собора Венева мон-ря под Тулой. Святитель был представлен вполоборота вправо, голова покрыта белым клобуком с воскрилиями и крестами, борода раздвоена, вокруг головы - нимб.
В композиции «Собор Новгородских святых» изображения П. встречаются редко, в основном на ранних иконах расширенного состава, куда включали фигуры местночтимых подвижников. Напр., на иконе «Древо Новгородских чудотворцев» 1728 г. письма свящ. Георгия Алексеева (ГТГ) он представлен молящимся в «цветке» древа в верхнем регистре слева (на нем - зеленоватая фелонь, розовый омофор, белый клобук с красным крестом; надпись: «с. пиминъ»). На многофигурной иконе «Собор Новгородских святых, с образом Софии Премудрости Божией» нач. XVIII в. (из собрания А. М. Постникова, с 1888 хранилась в Троицкой ц. Гатчинского дворца, ГРМ) и на выполненном с нее обратном переводе (Успенский М. И., Успенский В. И. Древние иконы из собр. А. М. Постникова. СПб., 1899. Табл. 69) П. возглавляет 2-й ряд святых слева и соответственно справа. На том же месте образ святого разместили в иконописной композиции с группами Новгородских чудотворцев и 3 иконами в клеймах: «София Премудрость Божия», «Св. Троица», образ Божией Матери «Знамение», вероятно XVIII в. (частное собрание). В этих изображениях у П. окладистая борода с сединой, пряди волос вьются. На миниатюрной иконе «Собор Новгородских святых, с образом Софии Премудрости Божией» 1-й четв. XVIII в. (из собрания П. И. Щукина, ГИМ), согласно надписи на обороте, П. представлен во 2-м ряду слева, между святителями Мартирием и Иоакимом.
Совр. единоличные иконы П. находятся в Никольском жен. мон-ре в с. Венев-Монастырь, в частности в каменной келье - предполагаемом месте его заточения, и в храме над ракой с частицами св. мощей П. На первой он изображен по пояс, в святительском облачении (фелонь светлого киноварного цвета), на голове - белый клобук, правая рука в благословении, в левой - Евангелие. На второй - аналогичный ростовой образ; в обоих произведениях у П. борода средней величины с проседью, более узкая на конце. На деревянной крышке раки вырезан рельефный образ П. такой же иконографии; на надгробие возложен шитый покров с изображением святителя под образом Св. Троицы (ок. 2019). П. представлен также в композициях «Собор Тульских святых» и «Собор Новгородских святых» кон. XX - нач. XXI в.
Изображения П. встречаются на картинах, посвященных разгрому Новгорода опричниками (напр., «Опричнина (Иван Грозный в Вел. Новгороде в 1570 г.)», 1999, О. Г. Бетехтин).