Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАРТИРИЙ
Т. 44, С. 200-201 опубликовано: 19 апреля 2021г.


Содержание

МАРТИРИЙ

Святители Мартирий и Антоний Новгородские. Фрагмент иконы «Собор Русских святителей». 60-е гг. XIX в. (Князь-Владимирский собор в С.-Петербурге)
Святители Мартирий и Антоний Новгородские. Фрагмент иконы «Собор Русских святителей». 60-е гг. XIX в. (Князь-Владимирский собор в С.-Петербурге)

Святители Мартирий и Антоний Новгородские. Фрагмент иконы «Собор Русских святителей». 60-е гг. XIX в. (Князь-Владимирский собор в С.-Петербурге)

(† 24.08.1199), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский (1193-1199). Был уроженцем новгородского пригорода Русы (ныне Ст. Русса); в новгородской владычной летописи М. (Мартурий, Мантурий) называется «рушанином». В 1192 г. в Русе игумен М. поставил деревянную Спасо-Преображенскую ц. на речном острове, омываемом реками Полистью и Порусьей, положив начало старорусскому на Острову в честь Преображения Господня мужскому монастырю. В игумены М., вероятнее всего, был поставлен Новгородским архиепископом свт. Гавриилом (Григорием) (1186-1193).

После смерти архиеп. Гавриила (24 мая 1193 г.) в соборе Св. Софии М. по жребию был избран нареченным новгородским владыкой. Подробный рассказ об этом сохранился в НПЛ младшего извода (по А. А. Гиппиусу, после редактирования новгородской владычной летописи на рубеже XII и XIII вв.). Двумя другими кандидатами на кафедру, выдвинутыми на вече, были Митрофан, буд. Новгородский архиепископ, и Гречин (свящ. Олисей Гречин?). В вече, на котором «распря бысть немала», помимо полноправных новгородцев участвовали кн. Ярослав Владимирович, игумены, «софияны» (клир собора Св. Софии), представители белого духовенства («попы»). Жребий М. с престола кафедрального храма после литургии снял посланный с веча слепец. После этого нареченный владыка был приведен из Русы и в ходе торжественной церемонии посажен новгородцами на владычном дворе. Об избрании был оповещен митр. Киевский Никифор II, который «присла по нь с честью»; М. отправился в Киев «с передними мужи (представителями новгородской знати.- М. П.), и прия и с любовью князь Святослав (Всеволодович, кн. Киевский.- М. П.) и митрополит» (НПЛ. С. 40, 231-232).

10 дек. 1193 г. новоизбранный Новгородский владыка был хиротонисан в Киеве, хиротонию возглавил митр. Никифор II; 16 янв. 1194 г. М. вернулся в Новгород.

В июне 1194 г. (в Неделю всех святых) в Новгороде произошел большой пожар, уничтоживший 3 церкви и множество дворов (ранее в том же году горел г. Ладога (ныне с. Ст. Ладога Ленинградской обл.), после Новгорода от пожара пострадала родина М. Руса).

В 1194-1195 гг. М. поставил 2 игуменов: Юрьева новгородского мужского монастыря - Савватия, Аркажа (Аркадиевского) в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря - Панкратия.

Закладка свт. Мартирием Новгородским ц. Положения Ризы Пресв. Богородицы на городских воротах и ц. Воскресения мон-ря в Людине. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 444 об.)
Закладка свт. Мартирием Новгородским ц. Положения Ризы Пресв. Богородицы на городских воротах и ц. Воскресения мон-ря в Людине. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 444 об.)

Закладка свт. Мартирием Новгородским ц. Положения Ризы Пресв. Богородицы на городских воротах и ц. Воскресения мон-ря в Людине. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 444 об.)

Зимой 1194/95 г. «печаловахутся в Новегороде князь и владыка и всь Новъгород» (Там же. С. 233), ожидая сведений о новгородцах - участниках похода за данью в Югру (Сев. Урал), к-рый несомненно благословил М. (во главе новгородцев был воевода Ядрей, скорее всего отец Добрыни Ядрейковича, впосл. Новгородского архиеп. Антония). Как выяснилось впосл., бо́льшая часть новгородской рати погибла. В 1198 г. возглавленный кн. Ярославом Владимировичем поход на Полоцк новгородского, псковского, новоторжского и ладожского войск закончился примирением на оз. Каспле: «Бог бо не вда кръви пролитья крестьяном межи собою» (Там же. С. 44) - записал владычный летописец, выражая, несомненно, мнение самого М.

М. проявил себя прежде всего как активный церковный строитель, основатель новых новгородских и пригородных монастырей, организатор росписи храмов. В 1193/94 г. в Новгороде «срубиша» 2 деревянные церкви: во имя св. Апостолов «на Хълме Живогложю» и во имя св. Иоанна Милостивого на Воскресенских воротах Детинца (Там же. С. 41).

29 янв. 1195 г. М. освятил ц. св. ап. Филиппа на Нутной ул. (на Торговой стороне Новгорода). 4 мая 1195 г. он заложил надвратную (на воротах Детинца, выходящих к Вел. Волховскому мосту) ц. в честь Положения пояса Пресв. Богородицы; 2 авг. того же года строительство завершилось, храм был освящен М. «на праздник Святыя Богородица пояса», т. е. 31 авг. (Там же. С. 234). Церковь была расписана по распоряжению М. в 1196 г. «писцом» Гречином Петровичем, по гипотезе В. Л. Янина - свящ. (иером.?) Олисеем Гречином, одним из кандидатов на архиерейскую кафедру в 1193 г.

Осенью 1195 г. М. заложил каменную ц. в честь Воскресения Господня в Воскресенском монастыре под Новгородом на оз. Мячине. Вместе с сестрами обители владыка избрал в игумении и 29 сент. («на сбор святыя Еуфимие») поставил «кротъку и съмерену именьмь Варвару» (вдову боярина Юрия Олекшинича) (Там же). Через год, 13 сент. 1196 г., Воскресенская ц. была освящена М. (причем, по словам летописца, «владыка тружаяся и горя в день зноемь, а в ноць печялуяся, абы коньцяти и видети церковь съвершену и украшену» - Там же. С. 42). В 1195 г. были поставлены также 3 деревянные церкви (в честь Воздвижения Креста Господня, во имя св. Василия Великого и св. Димитрия Солунского; первые две, очевидно, взамен утраченных в пожаре годом ранее).

19 янв. 1197 г. М. была освящена построенная жителями Славенского конца Новгорода братьями Дмитрием и Константином каменная ц. во имя святых Кирилла и Афанасия Александрийских на о-ве Нелезене в Кириллове (Мало-Кириллове) мон-ре (к югу от Торговой стороны Новгорода, на р. М. Волховец).

В том же году М. поставил ц. во имя св. Никифора (или свт. Николая Чудотворца) «на Острове» (вероятно, на месте буд. ц. свт. Николая на «владычном островке», у юж. оконечности Детинца, на подворье Новгородских владык).

В 1197/98 г. на Запольской ул. Торговой стороны представительницей боярского рода («Полюжая Городьщиниця Жирошкина дъци» - Там же. С. 43, 237; см. также: Дубровин Г. Е. «...Полюжая Городьщиниця дъци...»: (К вопросу об основательнице новгородского Евфимьина мон-ря в Плотниках) // ДРВМ. 2008. № 2(32). С. 109-117) был основан Евфимиин жен. мон-рь, где была построена ц. во имя св. мц. Евфимии; храм, возможно, также освящал М., хотя прямо об этом владычная летопись не сообщает.

21 мая 1198 г. М. «в своемь манастыре» (НПЛ. С. 237) в Русе заложил каменную Спасо-Преображенскую ц., строительство к-рой продолжалось до 31 июля, а в день Успения Пресв. Богородицы храм был освящен архиепископом. В сообщении об освящении храма в НПЛ приводится молитва М. По словам владычного летописца, «и веселяшеся блаженыи душею и теломь, устроив собе память вечньую и всем крестьяном честьныи манастырь» (Там же. С. 44). В 1199 г. храм был расписан.

Кончина свт. Мартирия Новгородского. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 499)
Кончина свт. Мартирия Новгородского. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 499)

Кончина свт. Мартирия Новгородского. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 499)

8 июня 1198 г. по распоряжению новгородского кн. Ярослава Владимировича близ княжеской резиденции на Городище началось строительство каменной ц. в честь Преображения Господня на Нередице, заложенной в память о 2 безвременно скончавшихся сыновьях князя, Изяславе и Ростиславе. Строительство храма завершилось в сент. того же года, в следующем году он был расписан (по гипотезе Янина, живописные работы возглавил Олисей Гречин). В частности, был написан образ св. Мартирия - св. покровителя М.

В том же году была заложена каменная ц. во имя св. пророка Илии на Холме в Славенском конце Новгорода.

В 1199 г. женой кн. Ярослава Владимировича Еленой был построен деревянный храм в честь Рождества Пресв. Богородицы в Молоткове в основанном ею Михалицком мон-ре. По позднейшему Сказанию (публ. см.: НовгорЛет. С. 198-200), М. повелел основать мон-рь после того, как ему сообщили о чуде от просфоры, от к-рой «изошел огонь» на месте буд. обители.

У М., судя по имеющимся косвенным данным, сложились хорошие отношения с кн. Ярославом Владимировичем, к-рый правил в Новгороде довольно продолжительное время (1181-1184, 1187-1196, 1197-1199) и пользовался уважением среди новгородцев (см.: Гиппиус А. А. Князь Ярослав Владимирович и новгородское общество кон. XII в. // Церковь Спаса на Нередице: От Византии к Руси. М., 2005. С. 11-25). На кон. XII в. приходится важный этап становления новгородской республиканской государственности. Незадолго до избрания М., не позднее 1191 г. (по акад. Янину, в 1185-1191 гг.- Янин В. Л. Новгородские посадники. М., 20032. С. 155), складывается независимый от князя институт тысяцкого. Вслед за этим появляется новгородская архимандрития - институт избираемого на вече архимандрита, представляющего новгородское монашество, к-рым мог быть только игумен Юрьева мон-ря. Янин отнес возникновение архимандритии в Новгороде ко времени игуменства в Юрьевом мон-ре Савватия (1194-1226) (Он же. Очерки комплексного источниковедения: Средневек. Новгород. М., 1977. С. 136-149). По более обоснованному мнению Гиппиуса, опирающегося в т. ч. на данные текстологического исследования владычной летописи, этот республиканский институт складывается в период святительства М. ок. 1194 г., когда с таким титулом упоминается почивший настоятель Юрьева мон-ря Дионисий (НПЛ. С. 234; Янин считал это упоминание позднейшей вставкой - Янин. 1977. С. 142). Согласно исследователю, «преобразование юрьевского игуменства в архимандритию было приурочено к поставлению нового игумена в 1194 г.»; Янин объяснял появление архимандритии содействием кн. Ярослава, желавшего, как и при учреждении института тысяцкого, «ограничить влияние непредсказуемого в своем политическом выборе новгородского боярства путем введения новых влиятельных общественных институтов, представляющих более широкие слои населения» (Гиппиус. 2005. С. 20). Тезис Янина о «независимой от владыки организации новгородского черного духовенства» (Янин. 1977. С. 146; см. также: Хорошев. 1980. С. 118-121; Щапов. Гос-во и церковь. 1989. С. 160-161), самим исследователем впосл. скорректированный (зависимость от архиепископа «только в области церковно-канонического права» - Янин В. Л. Мон-ри средневек. Новгорода в структуре гос. институтов // Он же. Средневек. Новгород: Очерки археологии и истории. М., 2004. С. 242), представляется умозрительным. Несомненно, без санкции М. такой институт возникнуть не мог; в то же время повседневное управление делами монашества требовало нек-рой автономии от владычной администрации. Черное духовенство по правовым нормам (в т. ч. по Уставу св. равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича) подчинялось владыке; в сообщениях о церковной деятельности М. отсутствуют сведения о существовании независимой от его власти организации черного духовенства (см. выше), что также подтверждается данными последующего времени, приведенными В. Ф. Андреевым (Андреев В. Ф. Северный страж Руси. Л., 19892. С. 103-106), О. В. Кузьминой (Кузьмина О. В. Новгородская архимандрития в XIV-XV вв. // Прошлое Новгорода и новгородской земли: Мат-лы науч. конф., 2005 г. Вел. Новг., 2006. С. 53-56) и Д. Г. Давиденко (Давиденко Д. Г. Монастыри-архимандритии в городах Сев.-Вост. и Сев.-Зап. Руси в XIV-XV вв. // Средневек. Русь. М., 2012. Вып. 10. С. 311-317).

При М. ведение новгородской владычной летописи было продолжено; как показал лингвистический анализ Гиппиуса, этим занимался тот же летописец, к-рый работал при архиеп. Гаврииле вслед за Германом Воятой. После кончины М. летописание, связанное с периодом его архиепископства, подверг редакторской обработке новый владычный летописец, что отразилось в годовых статьях НПЛ как старшего, так и младшего изводов. Согласно исследованию Т. В. Гимона, годовые записи при М. велись достаточно регулярно, кроме единственного исключения, вносились ежегодно, как правило по итогам строительного сезона.

Строительство свт. Мартирием Новгородским Спасо-Преображенского мон-ря в Новгороде. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 493 об.)
Строительство свт. Мартирием Новгородским Спасо-Преображенского мон-ря в Новгороде. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 493 об.)

Строительство свт. Мартирием Новгородским Спасо-Преображенского мон-ря в Новгороде. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 493 об.)

Известны владычные печати М. с изображением Божией Матери «Знамение» на одной стороне и русской надписью, прочтенной Яниным как «Мартирии еп[иско]п новгородскыи»,- на другой (Актовые печати. Т. 1. С. 56; № 60. С. 177-178, 254, 287). Именование М. на печати епископом, казалось бы, подтверждает гипотезу о том, что архиепископский титул еще являлся в XII в. личным пожалованием от митрополита Киевского или патриарха К-польского (Я. Н. Щапов, Янин и др.). Во владычной летописи М. в основном именуется архиепископом и лишь однажды, в конце статьи 1196 г.,- епископом (НПЛ. С. 43). В таком случае надпись на печатях должна отражать тот период святительства М., когда он был еще в сане епископа (так, 2 этапа титулования Новгородских владык 2-й пол. XII в. отражены в печатях свт. Иоанна (Илии)), или, как полагают Гиппиус и В. В. Седов, «использование его (титула.- М. П.) новгородскими иерархами домонгольского времени носило непоследовательный характер» (Гиппиус, Седов. 2015. С. 490). По замечанию А. В. Назаренко, однако, на владычной печати М. «под титлом над «еп(иско)пъ» достаточно отчетливо просматривается выносная х», т. е. М., вполне вероятно, титуловался на ней все же архиепископом; т. о., ко времени святительства М. «этот титул из индивидуального достоинства архиерея (Нифонт, Илия) превратился в достоинство новгородской кафедры» (Назаренко А. В. Архиепископы в Рус. Церкви домонгольского времени // ДРВМ. 2015. № 4(62). С. 69. Примеч. 18). «Архи(епископом)» М. именуется и в фрагментарно сохранившейся прижизненной надписи-граффито 1198 г. в алтаре Георгиевского собора Юрьева мон-ря, посвященной погребенным в нем в том году княжичам Изяславу и Ростиславу Ярославичам (Гиппиус, Седов. 2015. С. 481, 484).

В 1199 г. вел. кн. Владимирский Всеволод (Димитрий) Юрьевич Большое Гнездо лишил новгородского стола кн. Ярослава Владимировича, позвав во Владимир владыку, посадника Мирошку Несдинича и «вячьшии мужи» (представителей знати), к-рые должны были привести в Новгород его сына Святослава. По дороге во Владимир 24 авг. М. скончался на оз. Селигер. В Георгиевском соборе Юрьева мон-ря в 1214 г. был обнаружен фрагмент граффито, где, по мнению Гиппиуса, читалась надпись о кончине М. с точной датой (сохр. только указание на авг.) в ряду сообщений о кончине др. новгородских владык кон. XII - 1-й трети XIII в. (см.: Гиппиус А. А., Седов Вл. В. Находки в Георгиевском соборе Юрьева монастыря: Новые фрески и новые надписи // Тр. Отд. ист.-филол. наук РАН, 2015. М., 2016. С. 202).

Похоронен М. был в юж. паперти («притворе») новгородского Софийского собора, которая впоследствии получила по его имени название Мартириевской и стала традиционным местом захоронения Новгородских владык.

Местная канонизация М. произошла при Новгородском архиепископе свт. Евфимии II Вяжицком в 1439 г. вместе с установлением почитания нек-рых др. Новгородских святителей кон. X - нач. XV в. (Иоакима, Луки, Германа, Аркадия, Гавриила, Антония, Василия Калики и Симеона). Панихида им служилась 4 окт. (с XVII в.- 10 февр.).

Согласно продолжению Новгородской IV летописи в Голицынском списке (ок. 1516) и Новгородской летописи по списку Дубровского (отражает владычный свод 1539), в 1510 г. совершилось чудо с гробницами Новгородских святителей М. и Симеона (1415-1421), к-рое новгородский летописец связал с актуальными политическими событиями: «...после Велика дни (Пасхи.- М. П.) на четвертои неделе, к пятнице на ночь, на память святаго отца нашего Феодора Секиота, скрыся (судя по контексту, вскрылись.- М. П.) гробы в Маньтирьевском притворе у Святые Софеи святых архиепископов Новгородцких Маньтирьев да Семионов, но бываеть сие многащи явление, но не тако, якова же ныне бысть: свися вся камка (шелковая узорчатая ткань.- М. П.) середи гробов в одно место, и сиа знаменья бывають у тех гробов не безделна, и ко взятью Пьскова скрыся и сведению архиепископову и к замешни земли Рускыя с Литовьскою» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 461-462; ср.: Там же. Т. 43. С. 214; присоединение Пскова к Российскому гос-ву произошло в нач. 1510, удаление Новгородского архиеп. Серапиона с Софийской кафедры, после чего она на мн. годы осталась вакантной,- в 1509, очередная русско-литов. война, с обеих сторон в к-рой сражались православные, началась в 1512). По «Летописцу новгородскому церквам Божиим» XVII в., «перед взятием Великаго Новаграда» в 1471 г. на гробах этих же святителей «кровь явися» (НовгорЛет. С. 305; не исключено, что это позднейшее переосмысление случившегося в нач. XVI в.).

О гробнице М. в Мартириевской паперти имеются сведения в памятнике «О святей соборной церкви Софии Премудрости Божии, иже в Велицем Новеграде, и о новгородских чудотворцех, идеже койждо лежит» (создан при митр. Киприане (Старорусенкове), 1626-1634) как о находящейся рядом с нетленными мощами Новгородского свт. Луки; М. указан среди архиепископов, которые «недоведомы», т. е. мощи которых не открывались (см.: Янин. 1988. С. 13, 218). При этом захоронение М. не отмечено в Описи новгородских святынь 1634 г., составленной по распоряжению царицы Евдокии Лукьяновны (Забелин И. Е. Описание новгородской святыни в 1634 г. // ЧОИДР. 1862. Кн. 4. Отд. 5. С. 50-56; Янин. 1988. С. 221-224).

Память М. до нач. XX в. отмечалась 10 февр., 4 окт. (в Соборе Новгородских святителей) и (отдельно) 24 авг. Тем не менее ни один из дней памяти святителя не был указан в офиц. синодальном «Верном месяцеслове всех русских святых» (М., 1903). По-видимому, почитание М. носило исключительно местный характер.

Канонизация М. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, восстановление почитания которого произошло в 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова). Имеются тропарь и кондак святителю (Святые Новгородской земли. 2006. С. 139).

Ист.: НовгорЛет. (по указ.); НПЛ (по указ.); ПСРЛ. Т. 4. Вып. 1. Ч. 1 (по указ.); Т. 6. Вып. 1. Стб. 248, 252; Т. 16. Стб. 47, 316; Т. 30 (по указ.); Т. 42. С. 78-80; Т. 43. С. 76, 77, 214.
Лит.: ИРИ. Т. 1. С. 70-71, 276; СИСПРЦ. 1836. С. 173; Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 55, 73, 333, 376, 506-507, 542-543; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 357-358; Новгородский месяцеслов / Сост.: А. А. Усинин. СПб., 1882. С. 24-26; Описание о российских святых. С. 14; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 44-45; Тихомиров П. И., прот. Кафедра Новгородских святителей: Со времени введения христианства в Новгороде (в 992 г.) до покорения его Московской державе (в 1478 г.). Новг., 1891. Т. 1. С. 108-113 (То же // Кафедра новгородских святителей: Жития, сведения и биогр. очерки: В 3 т. / Сост.: Г. С. Соболева. Вел. Новг., 2011. Т. 1. С. 153-159); Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 6. С. 119-124; Голубинский. Канонизация святых. С. 157; Хорошев А. С. Церковь в соц.-полит. системе Новгородской феод. республики. М., 1980. С. 38-41, 50, 93-96; он же. Мартирий Рушанин // Великий Новгород: История и культура IX-XVII вв.: (Энцикл. слов.). СПб., 2009. С. 287; Янин В. Л. Некрополь новгородского Софийского собора: Церк. традиция и ист. критика. М., 1988. С. 11, 12, 13, 32-36, 55-57, 189, 192, 208-209; Щапов Я. Н. Государство и Церковь Древней Руси, X-XIII вв. М., 1989. С. 64, 65, 106, 176, 201, 207; Макарий. История РЦ. Кн. 2 (по указ.); Гиппиус А. А. К истории сложения текста Новгородской первой летописи // НИС. 1997. Вып. 6(16). С. 23-34; Где Святая София, там и Новгород. СПб., 1998. С. 202-209; Успенский Б. А. Царь и патриарх: Харизма власти в России: (Визант. модель и ее рус. переосмысление). М., 1998. С. 282, 290, 294, 297, 298; Paul M. C. Episcopal Election in Novgorod, Russia 1156-1478 // Church History. Chicago etc., 2003. Vol. 72. N. 2. P. 251-275; Гимон Т. В. Как велась Новгородская погодная летопись в XII в.? // ДГВЕ, 2003. М., 2005. С. 316-352; он же. Историописание раннесредневек. Англии и Др. Руси: Сравн. исслед. М., 2012 (по указ.); Святые Новгородской земли. Вел. Новг., 2006. Т. 1. С. 134-139; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 78, 83-84; Печников М. В. Новгородцы и кафедра Св. Софии в сер. XII-XIII вв. // Средневек. Русь. М., 2011. Вып. 9. С. 18-24; он же. Мартирий // ДРСМ. С. 477; Секретарь Л. А. Мон-ри Вел. Новгорода и окрестностей. М., 2011. С. 26-27, 160, 296, 489, 493; Гиппиус А. А., Седов Вл. В. Надпись-граффито 1198 г. из Георгиевского собора Юрьева мон-ря // Города и веси средневек. Руси: Археология, история, культура. М.; Вологда, 2015. С. 478-490; Мусин А. Е. Загадки Дома Св. Софии: Церковь Вел. Новгорода в X-XVI вв. СПб., 2016. С. 6, 24, 61, 97, 99.
М. В. Печников

Иконография

К числу исторических портретов М. можно отнести 3 миниатюры в Лаптевском томе Лицевого летописного свода. На всех владыка представлен как храмоздатель. Под 6700(1192) г. (РНБ. F.IV.233. Л. 438) изображена закладка ц. Спаса (Преображения Господня) «в Роусе на острове», т. е. в Преображенском мон-ре в Ст. Руссе. Святитель с группой монахов указывает строителям, к-рые трудятся над фундаментом или стенами одноглавого храма. Он в игуменских одеждах, с недлинной седой бородой, в черном клобуке (ср. в Новгородской I летописи: ПСРЛ. 1950. Т. 3. С. 231). Под 6703(1195) г. (РНБ. F.IV.233. Л. 444 об.) миниатюра представляет комментарий к тексту о закладке 2 каменных церквей в Новгороде: ц. в честь Положения Ризы Пречистой Богородицы на городских воротах и ц. в честь Воскресения Господня в мон-ре в Людином конце (сравни в Новгородской I летописи: ПСРЛ. 1950. Т. 3. С. 234). Святой изображен дважды: на закладке надвратной церкви он стоит в городской ограде, среди каменных башен, на закладке храма в кончанском монастыре - в центре округлого рва. Оба храма одноглавые, показаны кирпичные стены, арочные проемы. Хотя М. поименован владыкой, он в монашеском игуменском облачении, на нем черный клобук, коричневая мантия и охряной подрясник, он раздает указания мастерам, поднимая руку, у него короткая округлая седая борода. Композиция под 6706(1198) г. (РНБ. F.IV.233. Л. 493 об.) показывает, как М. основал «для себя» и построил мон-рь с ц. Преображения Господня (ср. в Новгородской I летописи описание закладки каменного храма и его строительства в период с 21 мая по 31 июля: ПСРЛ. 1950. Т. 3. С. 237). На миниатюре в деревянной ограде за вратами слева стоит М., перед ним работают строители, еще двое трудятся на крыше одноглавой церкви. Святой в коричневой мантии с красными источниками и в черном клобуке, с седой клинообразной недлинной бородой.

Из письменных источников известна икона в церковной казне Спасо-Преображенского мон-ря в Ст. Руссе. Это Спас в серебряном окладе со святыми на полях: почитаемые на русском Севере и в Новгороде преподобные Зосима и Савватий Соловецкие и «два святые стоячие - Мантырей и Еуфимей», т. е. святители Новгородские М. и Евфимий II Вяжищский (Флоря. 2015. С. 113). Упоминание такой иконы с именем святого в его речевом варианте, повторяющем памятники еще домонг. новгородского летописания (в Новгородской I летописи имя владыки читается как «Мантурии» или «Мантуреи»), свидетельствует о возможно древнем местном почитании М. в основанном и построенном им мон-ре. Не исключено, что местное почитание М. активизировалось после чудес, произошедших рядом с его погребением. В Мартирьевской паперти на гробницах М. и архиеп. Симеона, умершего в 1421 г., «явися кровь» в 1462 г. Это событие воспринималось позднее как предвозвещение грядущего завоевания города вел. кн. Иоанном III Васильевичем в 1471 г. (Новгор. Лет. 1879. С. 241).

Вероятнее всего, развитие иконографии М. в чине святителей совпадает с почитанием Новгородских святых, почивающих в соборе Св. Софии. В новгородском месяцеслове, составленном гр. М. В. Толстым и напечатанном в 1862 г., имени М. нет, но указаны праздники 10 февр. и 4 окт. как дни общей памяти всех угодников, святителей и князей, покоящихся на территории кафедрального собора. На иконах собора новгородских святых образ М. встречается уже с XVIII в., напр., на прориси с иконы «Образ новгородских чудотворцев» (XVIII в.) из собр. А. М. Постникова - во втором ряду в правой группе, между владыками Пименом и Александром. М. в клобуке, у него округлая и окладистая борода. На иконе «Собор всех святых Новгородских угодников» из алтаря ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде (кон. XIX - нач. XX в.) М. во втором ряду справа, в белом клобуке, голубой епитрахили с красными крестами, красном саккосе, правая рука положена на грудь, левая поднята в молении, у святого широкая недлинная седая борода. На хромолитографии с тем же названием, отпечатанной в типографии Е. И. Фесенко в Одессе (1902), М. стоит в 1-м ряду, как один из древнейших владык Вел. Новгорода; держит на левой руке закрытое Евангелие, правая приложена к груди. Он сед, длинные белые волосы лежат по плечам, борода закрывает грудь. На нем святительская митра с украшениями, красная фелонь, белый омофор, синий подризник, на правом боку - палица. К этой иконной композиции, очевидно, восходит и образ М. на иконе «Собор Новгородских святых» из местного ряда иконостаса нижнего придела ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде (60-е гг. XX в.). Святитель стоит в первом ряду, он облачен в крещатые ризы и шапку, в левой руке держит Евангелие, правая сложена в благословении у груди. У него длинные с проседью волнистые волосы, видна прядь за правым плечом, недлинная борода разделена на 2 пряди. Образ святого представлен и на иконе «Образ всех российских чудотворцев» письма мон. Иулиании (Соколовой) (20-30-е гг. XX в., ризница Троице-Сергиевой лавры), а также в авторских повторениях и списках кон. XX - нач. XXI в.

Имя М. увековечено в названии крытого притвора или паперти с юж. стороны новгородского собора Св. Софии, а также в устроении надземной гробницы, украшенной фресковой росписью (Штендер Г. М. «Деисус» Мартирьевской паперти Софийского собора в Новгороде // ДРИ. М., 1980. [Вып.:] Монументальная живопись XI-XVII вв. С. 77-92).

Ист.: Писцовые и переписные книги Ст. Руссы кон. XV-XVII в. / Публ. подгот. И. Ю. Анкудинов и др. М., 2009. С. 266.
Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. № 198. С. 399, 618-619; Т. 2. С. 156-157; Флоря Б. Н. Особенности почитания святых в разных регионах России раннего XVII в. // ДРВМ. 2015. № 4(62). С. 113-115.
М. А. Маханько
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Святители Русской Православной Церкви Собор Новгородских святых (3-я Неделя по Пятидесятнице) Архиепископы Русской Православной Церкви Иконография святителей Мартирий († 24.08.1199), архиепископ Новгородский (1193-1199), святитель (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
См.также:
ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых)
ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский
АНТОНИЙ (Добрыня Ядрейкович; † 1232 ), архиеп. Новгородский, писатель, свт. (пам. 8 окт., 10 февр.)
АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых)
АРКАДИЙ († 1163), еп. Новгородский, свт. (пам.18 сент. и в Соборе Новгородских святых)
АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
ВАССИАН I (Рыло; † 23 марта 1481), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 марта, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 1785 - 1862), архиеп. Рязанский и Зарайский, свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)
ГЕОРГИЙ (Конисский Григорий Осипович; 1717 - 1795), архиеп. Могилёвский, богослов, свт. (пам. 24 июля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)