В XVIII-XIX вв. З. отождествляли с отроком Захарией (см. Иоанн и Захария, преподобные, Киево-Печерские), к-рый упоминается в 5-м Слове Киево-Печерского патерика, где повествуется о чуде в монастырской Успенской ц. перед иконой Божией Матери в кон. XI в. (Патерик Киевского Печерского мон-ря / Ред.: Д. И. Абрамович. СПб., 1911. С. 9-10; см.: Модест. 1885. С. 17-19).
В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике З. сказано: «Сед, брада доле Сергиевой, на главе клабук, риза преподобническая багор, испод киноварь разбелной, руки у сердца, длани вверх» (БАН. Строг. № 66. Л. 318, «левыя страны» 41-й). На надгробной иконе 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры у раки З. в Дальних пещерах, согласно тропарю преподобному («Постническаго ради твоего жития…»), З. изображен по пояс, вполоборота влево, средовеком с правильными чертами лица, со впалыми щеками и с русой бородкой средней величины, раздвоенной на конце, облачен в схиму, на голове куколь, на прижатой к груди деснице четки, левая рука ладонью выставлена вперед; вокруг нимба надпись: «С: Пр(д)б. Захарiй постникъ».
В композиции «Собор Киево-Печерских святых» З. представлен, как правило, в правой группе святых, за прп. Феодосием, в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах (известно более 15 вариантов гравюр). Его изображение как средовека с небольшой бородой в куколе помещено в 7-м ряду 1-м слева на иконе посл. трети XVIII в. (1771 г.? ИОХМ), на гравюре 1-й четв. XIX в. (РГБ; по иконографии близка к листу № 1513 из собрания Д. А. Ровинского - Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 624). Он представлен на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ), на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) - оглавно, как средовек, лицо индивидуализировано (надпись: «пре захарiи спос»), на большом эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии). На иконе посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария), на тонолитографии 1893 г. (ГЛМ) и хромолитографии 1894 г. из мастерской Киево-Печерской лавры (РГБ) наименован «постником». На раскрашенном литографском переводе из мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ - Рус. мон-ри: Искусство и традиции: Альбом / ГРМ. СПб., 1997. С. 169) святой с таким именем изображен дважды как средовек: в правой части композиции в 3-м ряду крайним слева с непокрытой головой (надпись: «пре. Захарiи спо.») и в верхней части левой группы преподобных Ближних пещер, в клобуке, с надписью: «Захарiи» (прп. отрок Захария?). На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание - И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. [57]) преподобный с именем «[З]ах[о]рiй» (в клобуке, с небольшой седой бородой) находится в левой части последним в 8-м ряду.
На большой иконе «Собор преподобных отец, нетленно почивающих в пещере преподобного Феодосия» 1890 г. работы лаврской иконописной мастерской (расположена при нижнем входе в Дальние пещеры лавры) во 2-м ряду помещена полуфигура З.- средовека в куколе в небольшом повороте влево, голова немного склонена, взор опущен, десница возле груди. Образ З. присутствует среди 34 Киево-Печерских святых в росписи 70-х гг. XIX в. храма Христа Спасителя - на лестнице, ведущей на хоры юж. части зап. крыла, в верхнем ряду (худож. К. А. Горбунов, см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 86). З. включен в группу подвижников Дальних пещер XIV в. в стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре (живопись в акад. стиле кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.).
В ряду чудотворцев Дальних пещер З. также представлен в иконографии «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной под рук. свт. Афанасия (Сахарова) иконописцем мон. Иулианией (Соколовой) - иконы 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239).