Местная канонизация подвижника совершилась в XVII в., когда киево-печерский архим. (Варлаам Ясинский; 1684-1690, впосл. митрополит Киевский) установил празднование Собору преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, тогда же была составлена служба Собору. В 5-м тропаре 1-й песни канона преподобным отцам Дальних пещер И. прославляется как «пастырь иночествующих и целитель болящих». Общецерковное почитание святого установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым разрешалось печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. Существуют тропарь и кондак И., написанные, по-видимому, в XVII в. Отдельный день памяти святому - 20 дек. установлен во 2-й пол. XIX в.
В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике И. сказано: «Надсед, брада Сергиева, власы с ушей, на главе шапка, риза поповская бакан, испод празелень, и патрахиль [епитрахиль] злато, видно на исподней ризе, обема рукама держит Евангелие, прижал у сердца» (БАН. Строг. № 66. Л. 314 об., «левыя страны» 2-й).
Единоличный образ И. сохранился в местном ряду 3-ярусного иконостаса пещерной ц. прп. Феодосия Киево-Печерского в Дальних пещерах лавры (1-я пол. XVIII в., поновление - 1863, иером. Пафнутий (Львов); живопись исполнена на металле). И. изображен в рост в небольшом повороте влево, с непокрытой головой, в мантии и епитрахили, с благословляющей именословно десницей, в левой руке - архимандритский жезл (с навершием в виде посоха). Поясной вариант иконографии - преподобный в мантии со скрижалями, в поручах и клобуке, с наперсным крестом, надпись: «С: Пр(д)б: Игнатiй Архимандри(т). Печер(с).» - представлен на находящейся у раки И. в Дальних пещерах иконе 40-х гг. XIX в. письма иером. Иринарха с учениками из лаврской мастерской. Облик И. имеет индивидуальные особенности (впалые щеки, седая раздвоенная борода).
Изображение И. в основном встречается в композиции «Собор Киево-Печерских святых», как правило в правой группе святых, за прп. Феодосием Киево-Печерским, в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах (известно более 15 гравюр и много литографий), иногда ошибочно он писался в святительском облачении. Одно из ранних изображений - на иконе Собора Киево-Печерских святых посл. трети XVIII в. (1771?, Иркутский обл. худож. музей - Крючкова Т. А. Иркутские иконы: Кат. / Иркутский обл. худож. музей. М., 1991. С. 62. Кат. 28), где И. представлен в 1-м ряду 3-м справа (за свт. Феофилом Новгородским), с окладистой бородой с проседью и длинными волосами, ниспадающими на плечи, в фелони, поручах и митре, с наперсным крестом, с жезлом в левой руке, в надписи назван архимандритом. На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) он в архиерейской мантии, омофоре и митре, с панагией на груди, с Евангелием в левой руке, небольшая седая борода раздвоена, надпись на нимбе: «С. Игнатiй архим.». Подобное изображение И., но с высоким жезлом в руке - на аналойной иконе 2-й пол. XIX в. (СГХМ - «Азъ есмь Путь…»: Святыни путевые и паломнические: Кат. выст. Саратов, 2005. Кат. 45. Ил.). С Евангелием в руках, в мантии, омофоре и митре И. изображен на иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание, см.: И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. [57]). Его фигура помещена необычно - в левой группе святых (третьим в 1-м ряду), за прп. Антонием Киево-Печерским, но рядом с др. подвижниками Дальних пещер; на нимбе надпись: «Игнатiй». На большом полотне «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере преподобного Феодосия» 1890 г., написанном в мастерской лавры (находится при нижнем входе в Дальние пещеры), И.- старец с длинными седыми волосами и окладистой, немного раздвоенной бородой, изображен прямолично в рост в 1-м ряду, в священническом облачении - крещатой фелони, поручах, митре, в руках держит большое Евангелие.
В произведениях тиражной графики И. представлен, как правило, в 1-м ряду 3-м справа, старцем без выраженных индивидуальных особенностей, в фелони, омофоре и митре, с жезлом, иногда с Евангелием в руке: на гравюре 1-й четв. XIX в. (РГБ, иконографически близка к изображению на листе № 1513 из собрания Д. А. Ровинского - Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 624), на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ), на раскрашенном литографском переводе 1883 г. из мастерской А. Абрамова (ГРМ, см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции / ГРМ. СПб., 1997. С. 169). На тоновой литографии 1893 г. (ГЛМ) и хромолитографии 1894 г. из мастерской Киево-Печерской лавры (РГБ), а также на большом эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии) и на иконе посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария) И. в священнической фелони и митре с крестом, в левой руке жезл (на тонолитографии и финифти в деснице крест).
Образ И. вводился в монументальные циклы. В росписи на сев. стене трапезной части лаврской ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских (нач. XX в., худож. И. С. Ижакевич) он предстает вполоборота вправо на фоне интерьера с иконами и с раскрытой книгой на аналое, в мантии архимандрита, в епитрахили и клобуке, в левой руке посох, правая прижата к груди. В числе подвижников XV в.- в стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в акад. стилистике кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.).
И. включен в группу чудотворцев Дальних пещер в иконографии «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова), в частности на ее иконах 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (2 в ризнице ТСЛ, СДМ, см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на списках иконописцев кон. XX - нач. XXI в. (храм Христа Спасителя, ц. свт. Николая в Клённиках, ц. свт. Николая Чудотворца на Глинках в Вологде и др.). На лицевых святцах рус. святых 1959-1962 гг., выполненных мон. Иулианией в виде прорисей (частное собрание; см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints = Святые Руси / Ed. N. Aldošina. [Jyväskyla], 2000. P. 45), И. в фелони и клобуке, с раздвоенной на конце бородой, с благословляющей десницей и жезлом в левой руке изображен под 19 дек. вместе с прп. Илией Муромцем.