(Сер. XI - нач. XII в.), прп. (пам. 7 авг., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, Многострадальный (Многоболезненный). Рассказ о П. читается в древнейшей части Киево-Печерского патерика (далее: КПП), где ему посвящено особое повествование - «О Пимине Печернице» (в Арсеньевской редакции; в Основной - «Слово о преподобнем черноризце Пимине»; в Феодосиевской - «Слово о Пимине, его же ангели постригоша в черньци»; в Кассиановской второй - «О преподобнем и многострадалнем отци Пимине и о хотящих преже смерти в иноческый образ. Слово 35»), написанное мон. Поликарпом по просьбе киево-печерского архим. прп. Акиндина на рубеже 20-х и 30-х гг. XIII в.
Согласно рассказу КПП, П. появился на свет уже больным и, когда повзрослел, стал просить родителей о разрешении стать монахом. Но они, желая иметь наследника, отказывали ему в этой просьбе. Спустя время изнемогающего от болезни П. перенесли в Киево-Печерский мон-рь, чтобы он здесь либо получил исцеление, либо принял постриг. Отец и мать находились рядом, побуждая монахов молиться о выздоровлении своего чада. Но молитвы эти не приносили пользы, поскольку больной втайне просил у Бога усиления болезни, полагая, что в случае исцеления родители заберут его из мон-ря. И, поскольку просьба о пострижении по-прежнему не встречала у них сочувствия, П. возложил все свои надежды на Господа.
Однажды ночью, когда в мон-ре все спали, в комнату, где лежал больной, вошли со свечами люди, похожие на скопцов. Они принесли с собой все необходимое для пострижения, к-рое и совершили по всем правилам монашеского устава. Покидая П., они зажгли свечу, сказав, что та будет гореть в течение 40 дней, и забрали с собой в платке прядь его волос, к-рую затем положили на раку прп. Феодосия Печерского в Успенском соборе обители. Один из постригавших, внешне похожий на игумена, сказал П., что ему суждено пострадать в болезни, к-рая отступит только в день преставления. В ту пору он освободится от недуга и сам понесет собственное ложе.
П. остался в мон-ре, где ему отвели больничную келью. Через какое-то время рядом поместили др. монаха: по причине болезни он также не мог заботиться о себе сам. Вместе они переживали все лишения, часто из-за нерадения служащих не получая необходимой пищи и питья. Эти затруднения подвигли П. помолиться об исцелении собрата, предварительно взяв с него обещание всегда усердно заботиться о нем и о др. болящих. Молитва святого была услышана. Но со временем исцеленный монах стал пренебрегать взятыми на себя обязательствами, втайне гнушаясь П. из-за смрада, к-рый от него исходил. Возмездие не заставило себя долго ждать: лежа однажды на кровати, он внезапно почувствовал сильное жжение и лишился сил двигаться. Спустя 3 дня о случившемся сообщили П., по молитве которого согрешивший брат вновь выздоровел. Для себя святой не просил исцеления и мужественно переносил все лишения, следуя евангельскому слову: «Претерпевший же до конца спасется» (Мф 10. 22; 24. 13).
В день преставления П., как было предсказано, недуг отступил, и преподобный, обходя кельи, кланялся, просил прощения и объявлял братии о своей скорой кончине. Все больные по молитве святого стали здоровыми и собрались его проводить в последний путь. В церкви П. причастился, а затем, взяв свое ложе, направился в пещеру - монастырский некрополь, где поклонился мощам прп. Антония Печерского и определил место своего погребения. Здесь, указав на место захоронения 3 иноков, он сказал, что один из них, к-рый вел праведный образ жизни, но из-за бедности не был пострижен в схиму, будет обретен в одежде схимника. Второго брата, положенного в схиме, найдут без нее, потому что он принял великий ангельский образ в преддверии смерти, что говорит о суетности его веры. Наконец, истлевшие останки 3-го брата, похороненного много раньше первых двух, будут найдены в неповрежденной схиме, к-рая сохранена ему «на обличение ради многочисленных грехов». Сказав это, П. сообщил, что за ним пришли те, кто его постригли, после чего он лег и преставился. Раскопки, проведенные в том месте, на к-рое указывал П., подтвердили справедливость его слов о 3 погребенных монахах.
По мнению А. А. Шахматова, сообщение о смерти П. читалось в не дошедшей до нас Печерской летописи (иначе - 1-й редакции «Повести временных лет»; далее - ПВЛ, см. Летописание), составленной ок. 1110 г. Основанием для такого вывода стало сообщение мон. Поликарпа о том, что в момент преставления П. над Киево-Печерским мон-рем было явление 3 столпов, о к-рых «реченно бысть в летописци» (Абрамович. 1991. С. 183). Сначала столпы встали над трапезной церковью, а затем перешли на верх Успенского собора. В Лаврентьевском и Ипатьевском списках ПВЛ рассказ об этом знамении читается под 6618 (1110) г., но с той разницей, что речь в нем идет не о 3 столпах, а об одном, к-рый стал предвестником поражения половцев в битве с рус. князьями на р. Сальнице (27 марта 1111). Этот комментарий и сокращение числа столпов Шахматов относил на счет редактора Печерской летописи, полагая, что в оригинальном тексте говорилось о явлении 3 столпов, к-рые знаменовали не победу рус. оружия, а преставление в один и тот же день 3 Печерских подвижников - преподобных Пимена Постника, священномученика Кукши (Купши) и его ученика, прмч. Никона (см. ст. Кукша). О единовременной кончине этих святых сообщает еп. Владимиро-Суздальский свт. Симон в рассказе КПП «О Купши и о Никоне» (в Арсеньевской редакции; в Кассиановской второй - «О святем священномученице Кукши и о Пимине Постнице. Слово 18»), написанном ок. 1224-1226 гг. Шахматов полагал, что Пимен Постник и П. есть одно и то же лицо (Шахматов. 2003. С. 155-158, 173). По мнению Ю. А. Артамонова, оговорка мон. Поликарпа о том, что только Господь ведает истинную причину явления 3 столпов над Киево-Печерским монастырем («Свесть же Господь, знамение показавый или сего деля блаженаго (т. е. Пимена.- Ю. А.), или иное кое смотрение бысть Божие»), свидетельствует об отсутствии каких бы то ни было пояснений на этот счет в источнике (Артамонов. 1996. С. 171). А значит, агиограф приурочил преставление П. к знамению 1111 г., основываясь на собственных умозаключениях (возможно, на хронологических указаниях монастырского синодика). Поэтому нет оснований считать, что летописный источник мон. Поликарпа содержал биографические сведения о П.
Мон. Поликарп пишет, что П. пролежал в болезни 20 лет. Рака с мощами прп. Феодосия, на к-рой братия обнаружила волосы постриженного П., была установлена в Успенском соборе обители 14 авг. 1091 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 209-211). Значит, ранее этой даты святой не мог принять постриг.
Мощи П. почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Согласно результатам медико-антропологических исследований, проводившихся в 1988-1990 гг., П. преставился в возрасте ок. 50 лет и имел рост 174 см (Дива печер. 1997. С. 93).
Имя П. указано в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Ближних пещерах; он также упоминается в 5-м тропаре 5-й песни составленного по благословению Киевского митр. свт. Петра (Могилы) ок. 1643 г. Канона преподобным отцам Печерским, автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг (Дива печер. 1997. С. 147).
В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском; впосл. митрополит Киевский), было установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена и служба Собору; с 1886 г. по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент.
Общецерковное почитание святого установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. П.) в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших.
Самое раннее связанное с П. изображение хотя и не несет его образ, но фиксирует событие, сопровождавшее чудесное исцеление преподобного перед кончиной: на миниатюре в Радзивилловской летописи (БАН. 34.5.30. Л. 154 об., кон. XV в.) представлено появление над трапезной Киево-Печерского мон-ря огненного столпа, «…показано ли знамение ради того блаженного, или по какомо-либо иному Божиему усмотрению, знает один Господь» (Дятлов В. Печерский Цветник: Собор Киево-Печерских святых: Агиогр. энциклопедия. К., 2019. С. 589).
Создание отдельной иконографии П. связано с работами мастеров-граверов для изданий типографии Киево-Печерского мон-ря. Изображение преподобного вошло в цикл иллюстраций для 1-го издания КПП. Выполненная в 1656 г. ксилография мастера иером. Илии предваряет Житие святого и дает представление не только о его образе, но и о наиболее важном событии жизни (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 241; повторения - в изданиях 1678 и 1702 гг.; тетради на 20 листах, куда вошли изображения с досок 1-го издания, см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 630; Кн. 4. С. 763-764). В основном поле разделенной на 2 части ксилографии П. показан прямолично, с нимбом, стоящим на пейзажном фоне с изображениями Великой лаврской церкви (справа) и пещеры (слева); у него правильные черты лица, на лбу - морщины, борода аккуратная, округлой формы; облачение составляют подвязанная поясом ряска, мантия, куколь на голове, характерной чертой его иконографии здесь являются босые ноги; левая рука развернута ладонью вовне у груди, правая опущена, словно указывает на вход в пещеру; вверху по 2 сторонам надпись: « Ï Ï». Под этим образом - картуш со сценой пострига П. ангелами (подпись: « »): на одре лежит П. в монашеском облачении, в куколе, в его правой руке горит высокая свеча, у одра - позади и справа - 4 крылатые фигуры в одеждах монахов с куколями на головах, с нимбами: двое со свечами, 3-й, что в центре, в левой руке держит книгу, правой касается плеча П., еще один, слева,- наблюдает за чином пострига.
Автор гравюр в издании КПП 1702 г. (дек.), яркий представитель барочной графики XVII в. Леонтий Тарасевич, в целом придерживаясь общей схемы иером. Илии, переработал композицию. Изображение зеркально по отношению к ксилографии 1-го издания КПП, пейзаж стал значительно живописнее, действие перенесено на берег Днепра, но нет ни церкви, ни пещеры. Фигура святого представлена в 3/4-ном повороте, жестикуляция не изменена; в отличие от 1-го изображения П. показан с потупленным взором, из-под рясы видны мысы обуви. Тарасевич изменил и житийную сцену, подчеркнув в ней немощь П., к-рого во время пострига, поддерживая за плечи, приподнимает на ложе ангел в монашеских одеждах, 2 др. ангела совершают чин. Гравюры Тарасевича вошли в последующие киевские издания КПП XVIII в.
Вероятнее всего, образ именно П. представлен в ранних гравированных и иконописных памятниках (XVII в.) с изображением Собора святых из числа тех, чьи Жития вошли в КПП. На гравюре фронтисписа к «Пречестным Акафистам» (К., 1665) в композиции «Древо Киево-Печерского монастыря» показаны образы 38 святых. На станковой гравюре мастера Акима (монограмма «АК») (1643-1676, ДМКДУ), как и на ее иконописных повторениях (иконы 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе, УИХМ (см.: Горстка. 2006. Ил. 110), и 1686 г. из ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери Рождественского мон-ря в Ростове, ГМЗРК), образ П. помещен в правой части композиции и идентифицируется по надписи, содержащей только имя. Полуфигура (в повороте влево) святого вписана в чашу, образованную листьями лозы (в 1-м ряду, на крайней ветви лозы); у него средней длины округлая рыжеватая борода, он в мантии, схиме, на голове куколь, правая рука прижата в молении к груди.
П. можно видеть в образе святого с этим именем в нимбе (« ») на иконе «Богоматерь Печерская, с Киево-Печерскими святыми», созданной игум. Корнилием (Улановым) для Ризоположенского мон-ря в Суздале (1724, ГВСМЗ). В этот вариант Собора Киево-Печерских святых, согласно тексту внизу в среднике иконы, вошли Киево-Печерские отцы, «яже обретаются напечатаны в патерике киевопечерском». Образ П. размещен в правой группе святых, крайним в 5-м ряду; у него довольно длинная, округлая на конце борода с проседью, но голове клобук (схима не просматривается), руки воздеты в молении (см.: Иконы Владимира и Суздаля / ГВСМЗ. М., 20082. С. 528-533. Кат. 111).
Наиболее распространенной стала композиция «Собор Киево-Печерских святых» в ее расширенном варианте (согласно Ровинскому, самые ранние изображения относятся к кон. XVII в.), известном на многочисленных эстампах и в произведениях иконописи. Две группы святых изображены в соответствии с местами своего упокоения в Ближних и Дальних пещерах. У каждого из них в нимбе надписаны имя и, как правило, прозвание. Эти данные являются достаточными для идентификации того или иного святого. Однако в данной композиции среди святых Ближних пещер образ П. невозможно указать точно, поскольку в левой части изображения представлены 2 святых, поименованных как Пимен Многоболезный (Многоболезненный): один святой - 1-м в 6-м ряду, другой - 5-м в 8-м ряду. У обоих не только одинаковые надписи в нимбах, но и сходный облик - это старцы с округлыми бородами, их головы не покрыты клобуком/куколем. Нек-рую ясность может внести очередность изображения святых. Схема композиции предусматривает регламентацию образов: а именно, древние преподобные, чьи Жития вошли в первые редакции КПП, занимают места в первых (нижних) рядах. Поэтому, возможно, П., к-рому во 2-й части КПП посвящено отдельное житийное повествование, открывает «пятерицу» святых в 6-м ряду. По крайней мере в Строгановском иконописном подлиннике именно этому святому, 48-му по общему порядку святых, предписывается уподобление свт. Николаю Чудотворцу. Тогда как др. св. Пимен, названный многоболезненным, изображается также на «левыя страны», но выше - 57-м и подобным прп. Сергию Радонежскому (по типу бороды; БАН. Строг. № 66. Л. 319; тот же порядок святых по именам и прозваниям см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 762). Такое композиционное расположение характерно для всех памятников «Собора Киево-Печерских святых» традиционной иконографии (напр., киевская гравюра Василия Белецкого (1751; 1756 - РГБ), гравюра почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского, гравюра 1771/1774 г. работы Иоанна Кончаковского (см.: Там же. Кн. 3. С. 621-633. № 1505-1518; Кн. 4. С. 761-763. № 1505а, 1517), раскрашенная гравюра 1-й трети XIX в. (ГЛМ), офорт 1-й четв. XIX в. (РГБ), тонолитография 1893 г. (ГЛМ), хромолитография 1894 г. (ГЛМ, РГБ), икона 1766 г. (Харьков, частное собрание), икона 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ), икона посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ), икона 1-й трети XIX в. (КБМЗ) и мн. др.).
В 40-х гг. XIX в., в период масштабных работ по созданию галереи икон Киево-Печерских святых при их мощах в Ближних и Дальних пещерах лавры, был также написан образ П., находящийся над его ракой (после 1842, с прописями кон. XX в.; мастерская Киево-Печерской лавры, руководитель иером. Иринарх). Святой представлен по пояс, в легком развороте влево, сидящим у стола с книгой, на к-рой покоится правая рука с четками; жест левой, расположенной перед грудью, ладонью вовне, видимо, заимствован из иллюстраций КПП. На голове П.- клобук, у него седая борода округлой формы, средней длины.
Образ П. в монументальной живописи вошел в композицию с изображением Собора всех русских святых (расположены в хронологическом порядке) в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского, в Почаевской Успенской лавре (кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010, мастера - иеродиаконы Паисий и Анатолий). Он представлен в рост в группе святых XII в.: седовласый, с бородой средней длины, на голове куколь.
Изображение П. в группе чудотворцев Ближних пещер представлено и в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова) в 30-50-х гг. XX в. (иконы из ТСЛ, СДМ). Его образ имеется и на восходящих к этой композиции иконах кон. XX - нач. XXI в.