(2-я пол. XI - 1-я четв. XII в.), прп. (пам. 11 дек., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский. Рассказ о святом содержится в древнейшей части Киево-Печерского патерика (далее - КПП). В нем Н. С. посвящено особое повествование - слово «О Никоне» (так в Арсеньевской редакции; в Кассиановской редакции - «О смиреннем и многотерпеливем Никоне черноризце. Слово 17»), написанное ок. 1224-1226 гг. епископом Владимиро-Суздальским свт. Симоном († 22 мая 1226) для печерского мон. Поликарпа († после 1232).
Согласно патериковому повествованию, печерский монах Н. С. во время половецкого набега на Киев попал в плен. Попытка одного из соотечественников выкупить его вместе с др. узниками не увенчалась успехом, монах от этого отказался. Когда о пленении стало известно родственникам святого в Киеве, к-рые были людьми знатными, они сами решили вернуть Н. С. на родину. Но, к их огорчению, он не пожелал свободы, оплаченной богатством, и возложил упование на Господа. Поступок Н. С. вызвал озлобление половцев, к-рые стали нещадно мучить монаха, требуя выкупа: его связывали, бросали в огонь, резали ножами, летом со скованными руками и ногами выставляли под палящие лучи солнца, зимой же выгоняли на снег и мороз, иногда на неск. суток оставляли без еды и питья. Это глумление над святым происходило ежедневно в течение 3 лет. Однажды Н. С. явился св. Герасим (прп. Герасим Иорданский (?), прмч. Евстратий Постник (?) - см. ниже), к-рый сообщил, что молитвами преподобных Антония и Феодосия, а также др. преподобных отцов Киево-Печерских он на 3-й день окажется в стенах родной обители. Об этом узник рассказал половчанину, под властью к-рого находился. Тот, решив, что Н. С. задумал бежать, приказал подрезать ему связки на голени и крепко стеречь. На третий день, когда пленник сидел в окружении стражников, он вдруг стал невидим, а с небес раздался голос: «Хвалите Господа!» Чудесным образом Н. С. был перенесен в Успенский собор Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра), где его встретила братия. Он сначала попытался скрыть от нее все происшедшее, но со временем все же поведал правду. Оковы, с к-рыми Н. С. не сразу пожелал расстаться, были сняты по распоряжению игумена и использованы при изготовлении вещей, необходимых для служения в алтаре. Спустя какое-то время половчанин, державший Н. С. в плену, прибыл в Киев для ведения переговоров о мире и посетил Печерскую обитель, где неожиданно для себя встретил бывш. узника. Пораженный этой встречей, он обо всем рассказал игумену и братии, а затем вместе со своими сородичами принял крещение и стал монахом.
В период своего пленения Н. С. совершил много чудес: с помощью молитвы он исцелял др. невольников и помогал им бежать, а также вернул к жизни своего господина, который, находясь при смерти, завещал после его кончины распять святого. Н. С. поступил так, потому что предвидел его будущие пострижение и покаяние. Свт. Симон пишет, что в монастырском синодике Н. С. именовался Сухим, поскольку «истек кровию и изгни от ран, и исхну» (Абрамович. 1991. С. 110). В заключении автор отмечает, что благодаря св. Герасиму иудеи приняли крещение, а благодаря «страстотерпцу» Н. С. половцы стали монахами.
В рассказе о Н. С. в КПП отсутствуют к.-л. сведения, позволяющие определить время подвига святого. Большинство исследователей связывают его пленение с нападением половцев на Киево-Печерский монастырь, описанным очевидцем в «Повести временных лет» под 6604 (1096) г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 232). А. А. Шахматов также обратил внимание на то, что рассказы свт. Симона о печерских подвижниках располагаются в хронологическом порядке. При этом за повествованием о Н. С. следуют рассказы о сщмч. Кукше и прп. Пимене Постнике, кончина которых скорее всего относится к 1-й четв. XII в. (Карпов. 2016. С. 245).
По мнению Шахматова, которое было поддержано М. Д. Присёлковым, основным источником рассказа о Н. С. было не дошедшее до нас Житие прп. Антония Печерского. Из него свт. Симон заимствовал и сведения о прп. Евстратии Постнике, рассказ о к-ром в КПП предшествует повествованию о Н. С. Евстратий, как и Н. С., оказался в половецком плену, был продан некоему торговцу-иудею, от рук которого впосл. претерпел мученическую кончину. Шахматов предположил, что Герасим, упоминаемый в рассказе о Н. С. дважды, и Евстратий - одно и то же лицо. У Симона, как полагал исследователь, «был письменный источник, где Герасим отождествлялся с Евстратием (мирское и монашеское имя), а таким источником… могло быть именно Житие Антония» (Шахматов. 2003. С. 148). По мнению Ю. А. Артамонова, краткие сведения о Евстратии и Н. С. были заимствованы свт. Симоном не из Жития Антония Печерского, которое было хорошо известно его адресату - Поликарпу, а из синодика Киево-Печерского мон-ря (ср.: о Евстратии - «Сего ради Протостратор зоветься в поминании вашем»; о Н. С.- «Сий же убо Никон Сухый именуется в поминании нашем»). Не дошедшее до нас Житие основателя Киево-Печерского мон-ря содержало рассказ о св. Герасиме, вероятно младшем современнике Антония, благодаря подвигу к-рого какая-то часть иудеев приняла святое крещение. Поэтому оно послужило лишь примером для свт. Симона при составлении рассказов о Евстратии и Н. С. (Артамонов. 2001. С. 16-19).
Мощи Н. С. почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Согласно результатам медико-антропологических исследований, проводившихся в 1988-1990 гг., Н. С. преставился в возрасте приблизительно 60-65 лет, имел рост 166 см (Дива печер лаврських. 1997. С. 93).
Имя Н. С. указано в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638) в перечне святых, чьи мощи находятся в Ближних пещерах (см.: Евгений (Болховитинов). 1847. С. 289); он также упоминается в 4-м тропаре 6-й песни составленного по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. Канона преподобным отцам Печерским, автором которого считается протосинкелл и экзарх К-польского Патриарха Мелетий Сириг (Дива печер лаврських. 1997. С. 147).
В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском; впосл. митрополит Киевский), было установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена служба Собору; с 1886 г. по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент.
Общецерковное почитание святого установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. имя Н. С.) в общецерковные московские Месяцесловы; с 1843 г. совершается празднование Собору Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Отдельный день памяти Н. С. был установлен не позднее 1836 г.
Для Н. С. составлена особая служба (Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Дек. С. 106); кроме того, он упоминается в 6-м тропаре 4-й песни «Службы Собору преподобных отцов Печерских, их же нетленные мощи в Ближней пещере почивают» (Минея (МП). Сент. 2003. Ч. 1. С. 824; см. также: Службы прп. отцам Печерским, ихже мощи в Ближней и Дальней пещере нетленно почивают. К., 1763).
Создание иконографии Н. С. приходится на сер. XVII в. и связано с деятельностью мастеров-граверов, работавших для изданий типографии Киево-Печерского мон-ря. Во 2-й пол. 50-х гг. XVII в. мастер иером. Илия награвировал образ Н. С. (ксилография не датирована, без подписи автора), вошедший в цикл 40 изображений, предваряющих Жития Киево-Печерских святых в «Патерике, или Отечнике, Печерском» (1-е изд.: 1661 г. (Л. 225), в т. ч. раскрашенный вариант (экземпляр в РГБ, инв. № 5137); повторения - в изданиях 1678 и 1702 гг., отдельный оттиск - в тетради на 20 листах с 32 изображениями святых, см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 630). Ксилография иером. Илии представляет собой первый творчески осмысленный опыт создания иконографии Н. С. на основе обобщения сведений его Жития. Образ преподобного в исполнении этого мастера получил яркую, знаковую характеристику и повлиял на последующие изображения Н. С. Преподобный представлен в рост, фронтально, в одной из древнейших поз, ассоциирующихся в первую очередь с вознесением молитвы, а именно как орант - с воздетыми руками. Благодаря тому, что фон, на к-ром показан Н. С., разделен пополам изображением пейзажа и полукругом небесного сегмента из лучей и облаков, жест святого оказывается вынесенным в зону неба и поэтому воспринимается не только как молитвенный, но и как победный, триумфальный. В то же время в облике святого подчеркнут момент его уничижения: на нем самое скромное облачение - ряска, не скрывающая шею, из-под ее истрепанного подола видны голени; ноги босые, щиколотки скованы крупной цепью, закрытой на замок. У святого средней длины разделенная на конце надвое борода, волосы убраны за уши, на лбу лежат «скобкой», на темени выстрижено гуменцо (тонзура); у него большие глаза, прямой нос, крупные уста, лицо испещрено морщинами, в т. ч. под скулами, что подчеркивает изможденность; на плечах лежит куколь. Пейзажный фон состоит из разновеликих горок, поросших кустарником и деревьями, вдали, на линии горизонта, открывается вид на мон-рь, огороженный крепостной стеной, ближе справа - довольно крупные постройки (место пленения?). В полукруге небесного сегмента по сторонам фигуры Н. С.- надпись: « ». Основное изображение сопровождают 3 житийные сцены, расположенные уровнем ниже, каждая с комментирующей надписью. В 1-й сцене (« ») люди в вост. головных уборах ввергли Н. С. в огонь и он в длинном рубище лежит на пылающих поленьях. Во 2-й сцене (« ») святой сидит у стены некоего дома, его руки сложены крестообразно на груди, на ногах - оковы, перед ним - человек рус. типа, указывающий на оковы, половчанин и охрана. В 3-й сцене (« ») преподобный изображен перенесенным в оковах под своды Великой церкви Киево-Печерского монастыря, свидетели чуда - изумленный игумен (с нимбом) и некий монах позади него. В житийных сценах Н. С. представлен с нимбом: в 1-й - с непокрытой головой, в 2 следующих - в куколе. Под нижней рамкой ксилографии помещена надпись, к-рая входит в общую композицию и прославляет подвиг Н. С.: « ».
Тип изображения Н. С. в основном поле на ксилографии иером. Илии лег в основу гравюры Леонтия Тарасевича для издания «Патерика, или Отечника, Печерского» 1702 г. (дек.; Л. 129; внизу в центре - инициалы L. T.; гравюры и ее варианты использованы в последующих переизданиях Патерика в XVIII в. (напр., в 1762 и 1768)). Однако иконография и композиция были кардинально переработаны в духе западноевроп. искусства эпохи барокко и выразительно воплощены стилистически. Изображение также разбито на 2 поля, заключенные в картуши с растительными элементами, но под основным полем помещена только одна житийная сцена - с чудесным возвращением Н. С. в обитель. Две др. сцены Жития, по варианту иером. Илии, были перемещены Тарасевичем в основное поле композиции и представлены как действие, совершающееся на фоне центрального изображения с фигурой молящегося Н. С. Преподобный представлен в рост, в развороте влево, лик обращен к небу, руки воздеты горе (тип оранта); на нем темная, стянутая в поясе ремнем ряска, на плечах - куколь, щиколотки босых ног - в оковах на замке. Слева от фигуры - сцена попаления огнем: святой привязан к бревну, огонь высоко поднимается над ним, вокруг - прислужники, поддерживающие огонь, тут же половчанин на коне, указывающий на Н. С. перстом. Справа изображен сидящий у входа в шатер в окружении половчан Н. С. На дальнем фоне по всей линии горизонта - городские строения. Справа от нимба преподобного надпись: « ». В нижнем поле, под комментирующей надписью (« »),- Н. С. с крестообразно сложенными на груди руками и смиренно опущенной головой вступает в пространство храма, свидетели его появления - игумен (с нимбом) во главе группы монахов изумленно вскинул руки.
Со 2-й пол. (кон.?) XVIII в. в иконописных подлинниках встречается отдельно день памяти Н. С. под 11 дек.; в тексте описания его внешности борода уподобляется по типу бороде свт. Николая Чудотворца. Так, в подлиннике сводной редакции XVIII в. по списку Г. Д. Филимонова (опубликован в 1874) о преподобном говорится: «…подобием сух излише плотию, и блед видением, сед власы, брада доле Николины, на концы раздвоилась, ризы преподобническия, бос» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 210). То же уподобление сохранено и в подлиннике 20-х гг. XIX в. из собрания М. П. Погодина, но описание святого носит более детальный характер - напр., упомянуты оковы Н. С., соответствующие изображению на ксилографии иером. Илии к Житию преподобного в Патерике: «Сед, брада доле Николины, на концы раздвоилась, на главе клобук, в одной ряске, без схимы, бос и железы на ногах с замком» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 76 об., под 11 дек.). В пространной версии описания облика Н. С. в пособии для иконописцев (1910), составленном акад. В. Д. Фартусовым, характеристика внешности святого, очевидно, основана на тексте из подлинника по списку Филимонова: «Старец русского типа, лицом и телом очень худ, как бы скелет, обтянутый тонкой кожей, бледен, сед, со средней величины, на конце раздвоенной на пряди, бородой, волосы просты, выражение лица, полное веры и надежды; во власянице и короткой мантии, босой. Можно писать ему хартию с его изречением: «Никакоже всуе истощайте имение ваше: аще бы хотел Господь свободна мя имети, не бы предал мя в руце беззаконных сих: Той бо Сам предаст в плен крепость ихже хощет: но мы аще благая прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим»» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 100).
Среди немногочисленных единоличных изображений Н. С.- икона из собрания Ф. Р. Комарова. Создание этой иконы, видимо, носит патрональный характер, поскольку ее автором был иконописец, соименный Н. С., что зафиксировано в надписи на тыльной стороне доски: «Писал йеродиаконъ Никонъ [далее неразборчиво] 1821 год» (см.: Русские святые: Избранные иконы из коллекции Ф. Комарова. М., 2016. С. 75 - описание И. В. Злотниковой). Злотникова предполагает, что эта икона могла быть создана в Киево-Печерской лавре; возможно, ее автором был единственный упомянутый в документах архива обители художник и насельник лавры с именем Никон, к-рый трудился при типографии как гравер, а также обучался изготовлению финифти (Уманцев Ф. Матерiали до словника вiтчизняних мистцiв, ремiсникiв, керiвникiв художнiх робiт та меценатiв XVIII - початку XX ст. (за док-ми архiву Києво-Печерськоï лаври) // Студiï мистецтвознавчi. К., 2008. № 1 (21). С. 118). Н. С. на иконе представлен фронтально, в рост, на пейзажном фоне с небольшой постройкой справа. Это средовек с недлинной рыжеватой бородой, со впалыми щеками. На нем серо-голубая ряса, мантия с красным подкладом, на голове клобук; в правой руке, расположенной у груди, он держит длинные четки с белыми бусинами, левой, опущенной вниз и отведенной в сторону, он указывает на лежащие слева на земле оковы. Нимб решен в виде декоративного бело-розово-зеленого венка из цветов, к-рый на голову святого опускает голубь (Св. Дух). Внизу, под линией позема,- прославляющая надпись (с утратами). Очевидно, в мастерской Киево-Печерской лавры (руководитель иером. Иринарх) после 1842 г. была создана надгробная икона преподобного, находящаяся при его мощах. Ростовое прямоличное изображение выполнено в традициях академической живописи; композиция восходит к гравюре Тарасевича (детали фона исключены).
Образ Н. С. входит в композиции с избранными святыми, соответствующими по замыслу соборной тематике изображения Киево-Печерских святых, чьи Жития включены в КПП. Основой для такой иконографии стало широко известное в средневек. традиции изображение «Древо Иессеево». Одной из первых и наиболее развернутых по составу святых является ксилография для фронтисписа к «Пречестным Акафистам» (К., 1665) «Древо Киево-Печерского монастыря» с 38 образами святых работы иером. Илии. Вероятный ученик этого мастера, Аким (монограмма «АК»), переработав изначальный вариант «Древа...», создал станковую гравюру (1643-1676, ДМКДУ), к-рая в свою очередь стала основой для иконописных повторений (иконы из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе, 60-е гг. XVII в., УИХМ (см.: Горстка. 2006. Ил. 110) и из ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери Рождественского мон-ря в Ростове, 1686, ГМЗРК). Образ Н. С. показан в правой части композиции; его полуфигура (в развороте влево) находится в чаше-соцветии, в ответвлении 2-й от центра лозы древа, к-рая произрастает со стороны прп. Феодосия Великого,- т. о., его чаша расположена 2-й от центра, в 5-м снизу ряду. В правой, прижатой к груди руке святого - закрытый свиток, левая - у пояса. У Н. С. клиновидная рыжеватая борода, облачен в светло-коричневую мантию, охристую рясу, темные схиму и куколь (на голове) округлой формы.
Согласно надписи программного характера в среднике иконы «Богоматерь Печерская, с Киево-Печерскими святыми» (1724, ГВСМЗ; происходит из Ризоположенского мон-ря в Суздале), иконописец игум. Корнилий (Уланов) избрал для образа преподобных, «яже обретаются напечатаны в патерике киевопечерском», др. тип композиции. Ее первоисточником послужила иконография «Богоматерь Печерская», но в состав предстоящих трону Пресв. Девы святых иконописец помимо фигур преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских включил соборное изображение их 37 сподвижников. Образ Н. С. (полуфигура, в развороте влево) помещен в правой группе святых, возглавляемой прп. Феодосием Киево-Печерским, в 6-м снизу ряду, вторым за мч. Евстратием. Голова Н. С. не покрыта - куколь лежит на плече, мантия, как и на гравюрах в КПП, отсутствует - т. о., из одежд - лишь светло-охристая ряска. У преподобного вьющиеся светло-каштановые волосы с проседью, борода также кудрявая, недлинная, округлая; левая рука в молении, правая прижата к груди; в нимбе надпись: « » (см.: Иконы Владимира и Суздаля / ГВСМЗ. М., 20082. С. 528-533. Кат. 111). На иконе «Богоматерь Печерская, с избранными Печерскими святыми» из собрания Ф. Р. Комарова (1786, Москва (?)) представлен тот же извод, но с образами 30 святых; подписи поновлены, имя Н. С. не фигурирует, однако вероятность того, что преподобный, изображенный на иконе, изначально входил в число этих святых, существует.
Ближе к 80-м гг. XVII в. в мон-ре разрабатывался и развитой вариант «соборной» иконографии Киево-Печерских чудотворцев. В наст. время остается неизвестным иконографический источник поименного описания облика 130 святых Собора, включенный в Строгановский толковый иконописный подлинник кон. XVIII в. Но, несмотря на то что порядок следования имен в подлиннике не соответствует ставшей традиционной и известной по многочисленным эстампам и иконам схеме изображения Собора Киево-Печерских святых, характеристика облика большинства из них, в т. ч. Н. С., совпадает с описанной в этом памятнике (Г. В. Маркелов предполагает, что автор описаний в подлиннике мог использовать как источник неизвестную «фризовую роспись правой и левой стен в храме (?)», см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 260). Согласно этому подлиннику, Н. С. «сед, брада кругла аки Сергиева (прп. Сергия Радонежского.- Э. Ш.), на главе клабук черн, ризы преподобническия, испод празелень, руки сложил вместе, держит у сердца» (БАН. Строг. № 66. Л. 312; то же в т. н. Клинцовском подлиннике - РНБ. Тит. № 4765, кон. XVIII в.; см. также: Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 762-763).
По сторонам Великой лаврской церкви с Киево-Печерской иконой Успения Пресв. Богородицы над ней представлены 2 группы святых: левую группу святых, почивающих в Ближних пещерах, возглавляет прп. Антоний Печерский, правую, чьи мощи покоятся в Дальних пещерах,- прп. Феодосий Печерский. Если в подлинниках относительно местоположения Н. С. сказано: «правая страна, 25-й», то в этой композиции его образ помещается в левой группе, в 9-м снизу ряду, открывающим «пятерицу» святых - Дамиана Целебника, Агапита Врача, Матфея Прозорливого, Иеремии Прозорливого (расположение образа Н. С. рядом с образами святых Киево-Печерских врачевателей обусловлено его почитанием как целителя от болезней ног). Н. С. изображен оглавно, в клобуке (или в куколе). Самые ранние примеры гравюр со ставшей классической схемой Собора Киево-Печерских святых упоминает Д. А. Ровинский: кон. XVII в., грубой работы, на нижнем поле следы счищенных надписей, и 1-й пол. XVIII в. (без монограммы гравера) (Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. № 1506, 1507). В XVIII и XIX вв. такие композиции воспроизводились на эстампах, были распространены в иконописи, в т. ч. в вариантах миниатюрной живописи, напр. на эмалевых иконках. Примеры гравюр: почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского (Там же. С. 621. № 1505); Мартина Нехорошевского (сер. XVIII в. Там же. № 1509); Иоанна Кончаковского (1771/74; Там же. № 1510); Герасима Проценко (1821; Там же. С. 623. № 1511) (Там же. № 1512-1518; Кн. 4. С. 761. № 1505а; С. 761-763. № 1517) и мн. др. Примеры икон: из Кириллова Белозерского мон-ря (1-я треть XIX в., КБМЗ); из Киево-Печерской лавры (2-я пол. XVIII в., НКПИКЗ, см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117); из мастерской Киево-Печерской лавры (сер. XIX в., Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове); иконописца из посада Клинцы Стародубского уезда Черниговской губ. (ныне город в Брянской обл.) (2-я пол. XIX в., собрание Ф. Р. Комарова); на палехской иконе 1-й пол. XIX в. (частное собрание, см.: Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр. / Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. статей: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87) и мн. др. Редко, но встречаются варианты др. иконографии святого в этой композиции при сохранении размещения его фигуры в общей схеме. Так, напр., на иконе посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ) Н. С. показан «беседующим» с прп. Дамианом Целебником, т. е. обращенным от центра влево (Иркутские иконы: Кат. / ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28). Как правило, в нимбе при имени святого указано его прозвание, в т. ч. на поздних памятниках: напр., на иконе посл. четв. XIX в. из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария) - «прп. Никонъ Сухий». За недостатком места на миниатюрных эмалевых иконках надпись нередко отсутствует, но образ Н. С. опознается в своем ряду благодаря сохранению схемы композиции, как, напр., на иконке из ЦМиАР.
В монументальной живописи в композиции с изображением Собора всех рус. святых (расположены в хронологическом порядке) образ Н. С. представлен в росписи иеродиаконов Паисия и Анатолия (кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010) в галерее, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского, в Почаевской Успенской лавре. Он показан в рост, в череде святых XII в.; в схиме, с куколем на голове, обеими руками держит перед собой четки.
В XX в. традиционное для иконописи, следующей канонам византийской и древнерусской живописи, изображение Н. С. вошло в композицию «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанную мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова) в 30-50-х гг. XX в. (иконы из ТСЛ, СДМ),- в группе чудотворцев Ближних пещер. Его образ представлен и на восходящих к этой композиции иконах кон. XX - нач. XXI в.