Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПОЛИКАРП
57, С. 128-132 опубликовано: 21 июля 2024г. 


Содержание

ПОЛИКАРП

Прп. Поликарп, архим. Печерский. Икона. После 1842 г. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры)
Прп. Поликарп, архим. Печерский. Икона. После 1842 г. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры)

Прп. Поликарп, архим. Печерский. Икона. После 1842 г. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры)
(† 24.07.1183, Киево-Печерский монастырь), прп. (пам. 24 июля, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, архимандрит Киевский, игумен Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (см. Киево-Печерская лавра).

Сведения о П. содержатся в статьях Лаврентьевской и Ипатьевской летописей. В Кассиановских редакциях Киево-Печерского патерика (1460 и 1462 гг.) читается рассказ о преставлении П. («О преставлении преподобнаго отца нашего Поликарпа, архимандрита Печерьскаго, и Василии попе. Слово 38»), к-рый с незначительными стилистическими изменениями заимствован из статьи 6690 (1182) г. Ипатьевской летописи (Абрамович. 1991. С. 192-193).

Сведения о П. в летописях носят отрывочный характер и связаны с его деятельностью в качестве игумена Киево-Печерского мон-ря и архимандрита Киевского: никаких биографических данных о более раннем периоде жизни источники не сохранили. Б. А. Рыбаков на основе анализа текстов летописей, прежде всего Ипатьевской, а также ряда сугубо гипотетических предположений попытался восполнить этот пробел. Согласно его реконструкции, П. начал свою карьеру при дворе черниговского кн. Святослава (Николая) Ольговича (ок. 1107-1164), где, будучи молодым священником, выполнял функции секретаря, эконома, дипломата и хрониста. По мнению историка, 1-й приезд кн. Святослава в Новгород (1136-1138) был отмечен участием П. в составлении уставной грамоты новгородскому Софийскому собору, определившей получение местной церковной орг-цией судебной десятины с недавно колонизованных территорий в Заволочье, второй (1140-1141) - началом работы над княжеской летописью. П. безотлучно сопровождал своего патрона, пока в 1156 г. не принял постриг в Печерском мон-ре, где начал «вести новую общерусскую летопись, сохраняющую симпатии к Святославу Ольговичу». Этот труд, охватывающий 1141-1171 гг., впосл. стал одним из источников т. н. Киевского свода кон. XII в. (Рыбаков. 1972. С. 58-59). За небольшим исключением (Дива печер. 1997. С. 93; Жиленко. 2001. 195), данная реконструкция не нашла поддержки среди исследователей. Разной степенью участия определяли вклад П. в летописание XII в. А. А. Шахматов, М. Д. Присёлков, Д. С. Лихачёв.

Заточение Поликарпа, игумена Печерского, митр. Константином II. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 233. Л. 242)
Заточение Поликарпа, игумена Печерского, митр. Константином II. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 233. Л. 242)

Заточение Поликарпа, игумена Печерского, митр. Константином II. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 233. Л. 242)
Первое безусловно достоверное упоминание о святом читается в рассказе Ипатьевской летописи о преставлении Киевского св. блгв. кн. Ростислава (Михаила) Мстиславича (1159-1167, с перерывами) под 6676 (1168) г. Здесь, в частности, говорится, что кн. Ростислав неоднократно обращался к настоятелю Печерского мон-ря П. с просьбой о пострижении. Одно из таких обращений последовало за известием о внезапной кончине в Чернигове кн. Святослава Ольговича (Ɨ 15 февр. 1164). Это свидетельство позволяет заключить, что в 1164 г. П. уже был игуменом Печерской обители, но определить доподлинно, когда состоялось его возведение в должность, возможности нет.

Ростислав просил П. устроить келью, в к-рой он мог бы подражать подвигу святых. И хотя печерский настоятель не возражал («аще сего желаеши, княже, да воля Божия да будеть» - ПСРЛ. Т. 2. Стб. 531), этому намерению не суждено было осуществиться. Спустя время, уже будучи при смерти, князь искренне сожалел, что в тот момент внял уговорам своего духовного отца Симеона и отложил пострижение ради осуществления текущих дел. Летописец отмечает, что Ростислав питал особое уважение к Печерскому мон-рю и его игумену. Он положил за правило каждую субботу и воскресенье Великого поста приглашать к себе на обед 12 иноков и П., а в Лазареву субботу собирать на трапезу всю братию.

П. продолжал пользоваться доверием и уважением при дворе племянника Ростислава - Киевского блгв. кн. Мстислава Изяславича (1167-1169). По сообщению статьи 6677 (1169) г., переговоры между Мстиславом и его дядей, Владимиром Мстиславичем, к-рого подозревали в намерении занять главный «стол» Руси, проходили в стенах Печерского мон-ря (летом 1167). Причем, как отмечает летописец, блгв. кн. Мстислав занимал келью игумена, а его оппонент - келью эконома. Вероятно, П. был посредником в урегулировании этой междукняжеской распри (Там же. Стб. 535-536). В нач. марта 1168 г. печерский настоятель вместе с духовником киевского князя Даниилом отправился в Тумащ (крепость на берегу Стугны, в 35 км к югу от Киева), чтобы забрать тело умершего там брата Мстислава, бужского кн. Ярополка Изяславича (Ɨ 7 марта 1168). Последний планировал принять участие в походе против половцев, но из-за болезни так и не смог догнать основные силы рус. князей, двигавшиеся впереди на расстоянии 3-4-дневных переходов. Поручение было выполнено: останки Ярополка доставили в Киев и захоронили в родовом Феодоровском мон-ре.

Приблизительно к этому времени относится обострение давнего спора о возможности употребления скоромной пищи в постные дни - в среды и пятницы, когда на них приходятся великие праздники: Господские, Богородичные, Собора 12 апостолов (Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 550). Позиция П. в этом вопросе была умеренной: он допускал употребление в указанные дни мяса (для мирян) и молока. Иной т. зр. придерживался прибывший летом 1167 г. из Византии митрополит грек Константин II (1167-1169). По сообщению В. Н. Татищева, для разрешения возникшего спора блгв. кн. Мстислав инициировал созыв церковного Собора, на к-рый в Киев съехалось до 150 представителей духовенства. Однако прийти к согласию участники Собора не смогли: одни разделяли мнение Константина II, другие поддерживали П., третьи предлагали положиться на суд патриарха, наконец, большинство присутствующих, не желая вступать в конфронтацию с одной из сторон, отговаривались неведением. Нерешительность в данном вопросе проявил и Мстислав, к-рый опасался за свою власть, полагая, что нек-рые епископы могут настроить против него князей др. земель. Поэтому, когда сторонники П. покинули Киев, митрополит беспрепятственно осудил печерского игумена на заточение (Татищев В. Н. История Российская: Ч. 2 (2-я ред.) // Он же. Собр. соч.: В 8 т. М., 1995. Т. 2/3. С. 87-88). Большинство исследователей скептически относятся к данному рассказу. Между тем, по крайней мере частично, он находит подтверждение в тексте Лаврентьевской летописи. Под 6676 (1168) г. хронист отмечает, что захват Киева 12 марта 1169 г. коалицией из 11 рус. князей во главе с Мстиславом, старшим (на тот момент) сыном владимирского блгв. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского (1157-1174), в ходе которого в числе прочего были разграблены многочисленные храмы и мон-ри города, стал возмездием за неправедное осуждение митр. Константином II печерского игумена П.: «Се же здеяся за грехы… паче же за митрополичю неправду, в то бо время запретил бе Поликарпа игумена Печерьскаго про Господскые праздникы» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 354). По вопросу о том, что представлял собой этот «запрет», единого мнения в науке нет. Одни исследователи вслед за В. Н. Татищевым писали о заточении П. (Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 303; Голубинский. С. 405), другие - о наложении на него епитимии (Поппэ. 1996. С. 459; Карпов. 2016. С. 360). По мнению Ю. А. Артамонова, П. был лишен сана Киевского архимандрита (о нем см. ниже), хотя по факту продолжал сохранять за собой старейшинство среди настоятелей столичных монастырей (Артамонов. 2017. С. 128).

В нач. февр. 1170 г. киевский кн. Глеб Юрьевич (1169-1171) поручил П. вместе с игуменом Симеоном, настоятелем киевского Андреевского мон-ря, доставить из Вышгорода в Киев для погребения тело своего двоюродного брата, дорогобужского кн. Владимира Андреевича (Ɨ 29 янв. 1170). Сложность этой миссии состояла в том, что Владимир был участником взятия и разграбления Киева в марте 1169 г., поэтому его дружина отказалась следовать за гробом князя, опасаясь мести со стороны киевлян. По той же причине не увенчалась успехом попытка П. сформировать похоронный эскорт из дружинников вышгородского кн. Давида Ростиславича; в итоге пришлось прибегнуть к помощи местного духовенства, силами которого тело Владимира и было доставлено в Киев.

В нач. июля 1171 г. П. участвовал в торжественной встрече нового киевского кн. Романа Ростиславича (1171-1176, с перерывами). В сообщении об этом событии печерский игумен впервые назван архимандритом (именование архимандритом печерского игум. Феоктиста в Ипатьевском списке ПВЛ под 6616 (1108) г. является более поздней вставкой). По мнению А. В. Поппе, этот титул П. получил от К-польского патриарха Михаила III Антиоха (1170-1178), к-рый таким способом надеялся преодолеть разногласия в рус. обществе по вопросу о постах. Патриарх возвел настоятеля Печерского мон-ря в сан архимандрита, а вместо Константина II поставил на кафедру нового митрополита, грека Михаила II, к-рый по прибытии в Киев (июнь 1171) уведомил П. о патриаршей милости (Поппэ. 1996. С. 460). Я. Н. Щапов считал, что инициатива возведения печерского игумена в сан архимандрита исходила не от церковных иерархов, патриарха или митрополита, а от княжеской власти. Поэтому Киевскую архимандритию, возникшую в период 1169-1171 гг., он рассматривал «как институт, противопоставленный митрополиту» (Щапов. 1989. С. 159-160; Он же. 2004. С. 68). Согласно т. зр. Артамонова, возведение П. в сан архимандрита, согласованное с К-полем, следует относить к лету-осени 1165 г. Оно стало возможно благодаря поддержке киевского кн. Ростислава Мстиславича и оформлению русско-визант. союза, направленного против Венгрии (Артамонов. 2017. С. 126-128).

П. преставился 24 июля 1183 г. (в поздней печерской традиции - 1182), по всей видимости, будучи уже в весьма преклонном возрасте. Неслучайно летописец называет его «блаженным архимандритом» и «старцем» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 626-627). Погребение было организовано братией в соответствии с завещанием П.

В 1987 г. по методу М. М. Герасимова экспертом-криминалистом С. А. Никитиным была осуществлена пластическая реконструкция облика П. (Никитин. 2014. С. 60-61).

Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 354; Т. 2. Стб. 529-531, 535-536, 539, 545-548, 568, 579, 626-627; Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. К., 1991р. С. 192, 209; Жиленко I. Патерик Києво-Печерський. К., 20012. С. 176.
Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 230; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 460-461; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 12-13; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Июль С. 272-274; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 222; Верный месяцеслов. С. 27; Шахматов А. А. Киево-Печерский патерик и Печерская летопись // ИОРЯС. 1897. Т. 2. Кн. 3. С. 795-844; Лихачев Д. С. Рус. летописи и их культурно-ист. значение. М.; Л., 1947. С. 230-231; Рыбаков Б. А. Рус. летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972. С. 36-59; Щапов Я. Н. Государство и Церковь Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989. С. 159, 160, 199, 200; он же. Соборные церкви и монастырские организации в рус. городе до XV в. // Он же. Очерки рус. истории, источниковедения, археографии. М., 2004. С. 66-71; Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киево-Печерской лавры // Он же. Вибрани працi з iсторiï Києва. К., 1995. С. 355; Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 2. С. 303-304, 335-336; Поппэ А. Митрополиты и князья Киевской Руси // Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 19962. С. 459-460; Дива печер лаврських. К., 1997 (по указ.); Жиленко I. Патерик Києво-Печерський. К., 20012. С. 195; Присёлков М. Д. Очерки по церк.-полит. истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 20032. С. 199, 200, 219-221; Никитин С. А. Воссозданные облики Киево-Печерских святых // Рос. история. М., 2014. № 1. С. 58-61; Карпов А. Ю. Рус. Церковь X-XIII вв.: Биогр. слов. М., 2016. С. 358-361; Артамонов Ю. А. Время и обстоятельства возникновения первой рус. архимандритии // ДРВМ. 2017. № 4(70). С. 120-129.
Ю. А. Артамонов

Иконография

Прп. Поликарп, архим. Печерский. Гравюра иером. Илии. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 г. Л. 281 (РГБ)
Прп. Поликарп, архим. Печерский. Гравюра иером. Илии. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 г. Л. 281 (РГБ)

Прп. Поликарп, архим. Печерский. Гравюра иером. Илии. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 г. Л. 281 (РГБ)
Сложение иконографии П. происходило в стенах Киево-Печерского мон-ря и связано в первую очередь с деятельностью граверов - создателей иллюстраций для изданий, отпечатанных в типографии обители. В 1-е издание Киево-Печерского Патерика (КПП) вошла ксилография мастера иером. Илии, оставившего свою подпись внизу 2-частной композиции (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661; повторения - в изданиях 1678 и 1702 гг.; ксилография вошла в тетрадь на 20 листах с 32 изображениями, см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 631-632; Кн. 4. С. 762). Ксилография из цикла 40 изображений в КПП, предваряющих Жития святых, включает в основной, верхней, части единоличный образ святого: П. показан в рост, фронтально, двуперстно благословляющим правой рукой и с книгой в левой (руки расположены на уровне груди и пояса, соответственно); в богослужебном облачении, к-рое составляют подризник, фелонь (выделено оплечие), епитрахиль, палица, поручи, митра; на груди - крест на объемной цепи. Возрастная характеристика недостаточно ясна: П.- зрелый муж с бородой средней длины, разделенной надвое на конце, с залысинами на лбу, к-рый прорезан морщинами, брови густые, черные. Он стоит на пейзажном фоне с холмами лесистыми и без растительности, справа - храм, слева - городские строения. По сторонам нимба, под облачками, надпись: «         ». Ниже, во 2-й части композиции,- заключенная в картуш сцена, озаглавленная: «       ». Преподобный изображен в келье сидящим за столом, перед ним - раскрытый кодекс с текстом, у него в руке - перо; облачен в рясу, монашескую мантию, куколь лежит на плечах.

Прп. Поликарп, архим. Печерский. Гравюра Леонтия Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702 (дек). Л. 265 (РГБ)
Прп. Поликарп, архим. Печерский. Гравюра Леонтия Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702 (дек). Л. 265 (РГБ)

Прп. Поликарп, архим. Печерский. Гравюра Леонтия Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702 (дек). Л. 265 (РГБ)
В КПП 1702 г. (дек.) и в последующие переиздания XVIII в. (напр., 1762 и 1768) вошла гравюра мастера, ориентировавшегося на западноевроп. барочное искусство,- Леонтия Тарасевича. Он предложил одночастную композицию, в которой П.- седой муж с вьющимися до плеч волосами и сужающейся книзу бородой средней длины - изображен стоящим под сводом кивория, у покрытого тканью стола, с книгами и скульптурным Распятием на нем и вазой с букетом. Слева - вид на Успенский собор мон-ря и площадь перед ним с 2 фигурами монахов. Значительность образу святого, показанного в небольшом развороте вправо - к столу, придают богослужебное облачение (состав тот же, что и на ксилографии иером. Илии) со сплошь орнаментированной фелонью и украшенной по низу растительным декором ризой и особенно высокий жезл со змеевидным навершием - в правой руке; ладонь левой руки - на книге на столе. Над нимбом надпись: «      ».

Прп. Поликарп, архим. Печерский. Роспись трапезной палаты Трапезной ц. Киево-Печерской лавры. 1902–1910 гг. Худож. И. С. Ижакевич
Прп. Поликарп, архим. Печерский. Роспись трапезной палаты Трапезной ц. Киево-Печерской лавры. 1902–1910 гг. Худож. И. С. Ижакевич

Прп. Поликарп, архим. Печерский. Роспись трапезной палаты Трапезной ц. Киево-Печерской лавры. 1902–1910 гг. Худож. И. С. Ижакевич
В иконописных подлинниках сводной редакции XVIII в. под отдельным днем празднования П. (24 июля) дается описание его внешности, близкое к вариантам в КПП: «…подобием стар и сед, власы с ушей, брада аки Иоанна Богослова, но мало поуже и покороче, на главе шапка архимандрическая» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 398). В подлиннике 20-х гг. XIX в. из собрания М. П. Погодина приведено уподобление облика П. облику прп. Сергия Радонежского, это описание близко к изображению на ксилографии иером. Илии: «Сед, брада пошире Сергиевы, на конце немного раздвоилась, в ризах и на ней на плечах крест на цепочке, со оплечием, без амфора, в руке Евангелие, а другая благословенна» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 193; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. № 406. С. 201). Акад. В. Д. Фартусов при составлении пособия для иконописцев (1910) оставил без внимания фигурирующий во всех ранних подлинниках сан архимандрита (в т. ч. через указание головного убора - митры, или шапки) и так охарактеризовал его одежды: «…преподобническия и епитрахиль» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 362).

В рус. хронограф - Лицевой летописный свод 70-х гг. XVI в.- вошла миниатюра, иллюстрирующая заточение П. митр. Киевским Константином II (Лаптевский том - РНБ. F.IV.233. Л. 242). Изображение разделено на 2 сцены. Слева - митрополит, сидя на высоком престоле с подножием, указывает перстом на стоящего перед ним игумена, осуждая его, позади митрополита - монашествующие, один из к-рых хватает П. за одежду; все - в мантиях и куколях. Справа - толпа в разноцветных одеждах гонит печерского игумена к узилищу, П. озирается на них. В обеих сценах он представлен в охристой рясе и коричневой мантии, на голове - серый куколь; седовласый, с бородой, сужающейся книзу; имеет достаточно выразительную жестикуляцию, передающую одновременно обескураженность происходящим и смирение.

В мастерской Киево-Печерской лавры (руководитель иером. Иринарх) после 1842 г. была создана надгробная икона преподобного, находящаяся при его мощах. Как и на мн. др. подобных иконах, выполненных во время масштабных работ по запечатлению памяти преподобных, покоящихся в Ближних и Дальних пещерах, П. изображен по пояс и показан в небольшом развороте вправо с благословляющей троеперстно десницей, на левой руке он держит кодекс. Облачен в темную мантию, на ней справа - темно-красного цвета, отделанная золотом скрижаль (скрижаль с левой стороны не просматривается), к-рая уравновешена по цвету темно-коричневым кодексом с орнаментом на крышке. На груди - крест с распятием. На голове - клобук. По облику П.- старец с тонкими чертами лица, с недлинной бородой темно-каштанового цвета с обильной сединой.

В композициях Собора Киево-Печерских святых, в т. ч. на иконах, не связанных происхождением с лаврой, сохраняется «киевский» тип изображения П., т. е. он представлен в богослужебном облачении. Создание соборного изображения Киево-Печерских чудотворцев подытоживало процесс «формальной канонизации» Печерских святых при митр. Петре Могиле и осуществлялось параллельно формированию иконографий отдельных святых мастерами-граверами типографии Киево-Печерского монастыря. Так, на фронтисписе к «Пречестным Акафистам» (К., 1665) помещена композиция работы иером. Илии «Древо Киево-Печерского монастыря», в к-рую включены 38 образов святых. Повторением станковой гравюры (1643-1676, ДМКДУ) мастера Акима стали иконы 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ; см.: Горстка. 2006. Ил. 110) и 1686 г. из ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери Рождественского мон-ря в Ростове (ГМЗРК), где в числе 52 святых, возможно, имеется изображение П.

Из Ризоположенского мон-ря в Суздале происходит икона «Богоматерь Печерская, с Киево-Печерскими святыми», написанная игум. Корнилием (Улановым) в 1724 г. (ГВСМЗ). Как следует из надписи под троном Пресв. Богородицы, избранные святые, предстоящие Божией Матери,- преподобные, «яже обретаются напечатаны в патерике киевопечерском» - всего 39 фигур. Образ П. расположен в правой группе, возглавляемой прп. Феодосием Киево-Печерским, вторым во 2-м ряду, вслед за прп. игум. Никоном. Он в орнаментированной золотом темно-бордовой фелони с золотым орнаментированным же оплечьем, на голове - «шапка архимандрическая», руки сложены на груди; борода длинная, округлая на конце; надпись в нимбе: «      » (см.: Иконы Владимира и Суздаля / ГВСМЗ. М., 20082. С. 528-533. Кат. 111). Подобный вариант, но с 30 фигурами святых, представлен на иконе «Богоматерь Печерская, с избранными Печерскими святыми», очевидно созданной по заказу старообрядцев (1786, Москва (?), частное собрание; атрибуция И. В. Злотниковой). П. изображен в левой группе, в 1-м ряду (над фигурой прп. Антония Киево-Печерского), вместе с игум. Стефаном; облачен в красного цвета фелонь с оплечьем, украшенным камнями, голова не покрыта.

Полный вариант «соборной» иконографии Печерских чудотворцев формируется ближе к 80-м гг. XVII в. в связи с установлением в это время почитания Собора всех Киево-Печерских святых. В центре изображения - Великая лаврская церковь и над ней - Киево-Печерская икона Успения Пресв. Богородицы, по сторонам - 2 группы святых, разделенных по принципу пребывания их св. мощей в Ближних (левая группа, с прп. Антонием Печерским во главе) и Дальних (правая группа, с прп. Феодосием Печерским во главе) пещерах. Последовательность изображений 130 святых в композиции Собора с кратким их описанием имеется в Строгановском толковом иконописном подлиннике кон. XVIII в. Об облике П. сказано: «Надсед, брада Феодосиева (прп. Феодосия Печерского.- Авт.), власы с ушей, на главе шапка, ризы поповския, оплечие золото, верх лазорь, испод бакан, патрахиль золото, левою ногою стоит впрям, обема рукама держит Евангелие»; месторасположение: «левыя страны», 3-й (БАН. Строг. № 66. Л. 315; то же в т. н. Клинцовском подлиннике - РНБ. Тит. № 4765, кон. XVIII в.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 201). Согласно предположению Г. В. Маркелова, составитель описаний в Строгановском подлиннике в качестве источника мог использовать неизвестную «фризовую роспись правой и левой стен в храме (?)» (см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 260). Традиционной же стала схема, известная по многочисленным эстампам и иконам с кон. XVII в.- этим временем Д. А. Ровинский датирует одну из наиболее ранних гравюр (грубой работы, на нижнем поле - следы счищенных надписей, см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. № 1506). П. занимает в ней место в левой группе святых (2-й во 2-м ряду) с образами преподобных игуменов печерских (Никона, Варлаама и Авраама), позади прп. Николая Святоши; облачен в фелонь с оплечьем, на голове - митра, иногда просматривается священнический крест на цепи. К этой композиции неоднократно обращались как граверы, так и иконописцы. Гравюры: Василия Белецкого (1756, РГБ), Мартина Нехорошевского (сер. XVIII в.; Там же. № 1509), почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского (Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 621. № 1505), Иоанна Кончаковского (1771/74; Там же. № 1510), Герасима Проценко (1821; Там же. С. 623. № 1511) и мн. др. (см.: Там же. № 1512-1518; Кн. 4. С. 761. № 1505а; С. 761-763. № 1517). Иконы: написанная в Харькове в 1766 г. (частное собрание); из мастерской Киево-Печерской лавры (2-я пол. XVIII в., НКПИКЗ; сер. XIX в., Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове и др.); иконописца из посада Клинцы Суражского у. Черниговской губ. (ныне город в Брянской обл.) (2-я пол. XIX в., частное собрание) и мн. др. Как правило, в нимбе сохраняется указание на то, что П. был архимандритом, напр., на иконе посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ): «    ».

В монументальной живописи образ П. был представлен в числе 60 игуменов и архимандритов «стыя великия чудотворныя лавры Печерския Киевския». Эта композиция была выполнена в период работ по обновлению живописи Успенского собора Киево-Печерской лавры в 1722-1730 гг., осуществленных художниками лаврской иконописной мастерской; известна по описанию 20-30-х гг. XVIII в., где в списке святых имя П. упомянуто 12-м: «Архимандрит Поликарп, прпд.; сей списа жития стых печерских, Симоном блженным, епис[ко]пом суждальским, свидетельствованная; в старости глубоцей 1182, июля в 20 д., преставися» (Истомин М. П. К вопросу о древней иконописи Киево-Печерской лавры. К., 1897. Прил.: Описание иконописи Киево-Печерской лавры. С. 6).

Изображение П. есть среди 14 Киево-Печерских святых, почивающих в Ближних пещерах, в росписи трапезной палаты Трапезной ц. (во имя преподобных Антония и Феодосия) Киево-Печерской лавры (1902-1910, худож. И. С. Ижакевич). Седоволосый старец показан в момент раздумий в интерьере с книгами и иконами. Он стоит, опустив голову, обеими руками держит у груди книгу, в правой руке перо. Облачен в темные подрясник и рясу, поверх к-рых надета синяя мантия с зелеными скрижалями, его епитрахиль украшена вышитыми изображениями херувимов и орнаментом, голова не покрыта; белоснежная борода пышная, достигает середины груди. Это изображение было тиражировано в хромолитографиях, изданных в типографии П. Плахова в Киеве (эскизы получили цензурное разрешение от окт. 1903). Учениками лаврской школы (под рук. Ижакевича) был написан образ святого в росписи храма ц. Всех святых над Экономическими воротами Киево-Печерской лавры (1906). В группе святых XI в. образ П. (оглавно, последний в своем ряду, в монашеском куколе, в мантии со скрижалями) представлен в росписи иеродиаконов Паисия и Анатолия (кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновления - 70-е гг. XX в., ок. 2010) в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского, в Почаевской Успенской лавре.

В XX в. изображение П. вошло в композицию «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанную мон. Иулианией (Соколовой) под рук. священноисп. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского, в 30-50-х гг. XX в. (иконы из ТСЛ, СДМ), а также представлено на восходящих к этой композиции иконах кон. XX - нач. XXI в.- на всех П. в группе чудотворцев Ближних пещер.

Лит.: Иркутские иконы: Кат. / ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28; Гончарук В. М., Кабанець Є. П. Дереворит сер. XVII ст. «Родословне древо Киево-Печерського монастиря» як джерело з исторiï Печерськой канонизацiï // Могилянськi читання, 1999. К., 2000. С. 56-63; Горстка А. Н. Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича // ПКНО, 1999. М., 2000. С. 300-314; он же. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006. С. 130-131, 190. Кат. 67; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117.
Э. В. Шевченко
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Иконография преподобных Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских Собор Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах (прп. Антония) почивающих (28 сентября) Монашество Киево-Печерской лавры Собор всех святых, в Малой России просиявших (2-я Неделя Великого поста) Поликарп († 24.07.1183), преподобный (пам. 24 июля, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, архимандрит Киевский, игумен Киево-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря
См.также:
АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Cобор всех святых, в Малой России просиявших)
АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)
ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
ИСАИЯ (XI-XII вв.), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 15 мая, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих и в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
НЕКТАРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп. , Киево-Печерский, Послушливый (пам. 29 нояб., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
НИКОЛАЙ (Святоша, Святослав Давидович; † ок. 1143), прп. (пам. 14 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе святых Брянской митрополии, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Киево-Печерский
НИКОН ВЕЛИКИЙ († 1088), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, игум., прп. (пам. 23 марта, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
НИКОН СУХОЙ (2-я пол. XI - 1-я четв. XII в.), прп., Киево-Печерский (пам. 11 дек., 28 сент.- в Соборе Киево-ППечерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
ПИМЕН (сер. XI - нач. XII в.), прп. (пам. 7 авг., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, Многострадальный (Многоболезненный)
АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
АЛЕКСИЙ ЗАТВОРНИК Киево-Печерский, прп., в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 апр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, в неделю 2-ю Великого поста – в Соборе святых, в Малой России просиявших)
АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 3 июля, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)