Сведения о П. содержатся в статьях Лаврентьевской и Ипатьевской летописей. В Кассиановских редакциях Киево-Печерского патерика (1460 и 1462 гг.) читается рассказ о преставлении П. («О преставлении преподобнаго отца нашего Поликарпа, архимандрита Печерьскаго, и Василии попе. Слово 38»), к-рый с незначительными стилистическими изменениями заимствован из статьи 6690 (1182) г. Ипатьевской летописи (Абрамович. 1991. С. 192-193).
Сведения о П. в летописях носят отрывочный характер и связаны с его деятельностью в качестве игумена Киево-Печерского мон-ря и архимандрита Киевского: никаких биографических данных о более раннем периоде жизни источники не сохранили. Б. А. Рыбаков на основе анализа текстов летописей, прежде всего Ипатьевской, а также ряда сугубо гипотетических предположений попытался восполнить этот пробел. Согласно его реконструкции, П. начал свою карьеру при дворе черниговского кн. Святослава (Николая) Ольговича (ок. 1107-1164), где, будучи молодым священником, выполнял функции секретаря, эконома, дипломата и хрониста. По мнению историка, 1-й приезд кн. Святослава в Новгород (1136-1138) был отмечен участием П. в составлении уставной грамоты новгородскому Софийскому собору, определившей получение местной церковной орг-цией судебной десятины с недавно колонизованных территорий в Заволочье, второй (1140-1141) - началом работы над княжеской летописью. П. безотлучно сопровождал своего патрона, пока в 1156 г. не принял постриг в Печерском мон-ре, где начал «вести новую общерусскую летопись, сохраняющую симпатии к Святославу Ольговичу». Этот труд, охватывающий 1141-1171 гг., впосл. стал одним из источников т. н. Киевского свода кон. XII в. (Рыбаков. 1972. С. 58-59). За небольшим исключением (Дива печер. 1997. С. 93; Жиленко. 2001. 195), данная реконструкция не нашла поддержки среди исследователей. Разной степенью участия определяли вклад П. в летописание XII в. А. А. Шахматов, М. Д. Присёлков, Д. С. Лихачёв.
Ростислав просил П. устроить келью, в к-рой он мог бы подражать подвигу святых. И хотя печерский настоятель не возражал («аще сего желаеши, княже, да воля Божия да будеть» - ПСРЛ. Т. 2. Стб. 531), этому намерению не суждено было осуществиться. Спустя время, уже будучи при смерти, князь искренне сожалел, что в тот момент внял уговорам своего духовного отца Симеона и отложил пострижение ради осуществления текущих дел. Летописец отмечает, что Ростислав питал особое уважение к Печерскому мон-рю и его игумену. Он положил за правило каждую субботу и воскресенье Великого поста приглашать к себе на обед 12 иноков и П., а в Лазареву субботу собирать на трапезу всю братию.
П. продолжал пользоваться доверием и уважением при дворе племянника Ростислава - Киевского блгв. кн. Мстислава Изяславича (1167-1169). По сообщению статьи 6677 (1169) г., переговоры между Мстиславом и его дядей, Владимиром Мстиславичем, к-рого подозревали в намерении занять главный «стол» Руси, проходили в стенах Печерского мон-ря (летом 1167). Причем, как отмечает летописец, блгв. кн. Мстислав занимал келью игумена, а его оппонент - келью эконома. Вероятно, П. был посредником в урегулировании этой междукняжеской распри (Там же. Стб. 535-536). В нач. марта 1168 г. печерский настоятель вместе с духовником киевского князя Даниилом отправился в Тумащ (крепость на берегу Стугны, в 35 км к югу от Киева), чтобы забрать тело умершего там брата Мстислава, бужского кн. Ярополка Изяславича (Ɨ 7 марта 1168). Последний планировал принять участие в походе против половцев, но из-за болезни так и не смог догнать основные силы рус. князей, двигавшиеся впереди на расстоянии 3-4-дневных переходов. Поручение было выполнено: останки Ярополка доставили в Киев и захоронили в родовом Феодоровском мон-ре.
Приблизительно к этому времени относится обострение давнего спора о возможности употребления скоромной пищи в постные дни - в среды и пятницы, когда на них приходятся великие праздники: Господские, Богородичные, Собора 12 апостолов (Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 550). Позиция П. в этом вопросе была умеренной: он допускал употребление в указанные дни мяса (для мирян) и молока. Иной т. зр. придерживался прибывший летом 1167 г. из Византии митрополит грек Константин II (1167-1169). По сообщению В. Н. Татищева, для разрешения возникшего спора блгв. кн. Мстислав инициировал созыв церковного Собора, на к-рый в Киев съехалось до 150 представителей духовенства. Однако прийти к согласию участники Собора не смогли: одни разделяли мнение Константина II, другие поддерживали П., третьи предлагали положиться на суд патриарха, наконец, большинство присутствующих, не желая вступать в конфронтацию с одной из сторон, отговаривались неведением. Нерешительность в данном вопросе проявил и Мстислав, к-рый опасался за свою власть, полагая, что нек-рые епископы могут настроить против него князей др. земель. Поэтому, когда сторонники П. покинули Киев, митрополит беспрепятственно осудил печерского игумена на заточение (Татищев В. Н. История Российская: Ч. 2 (2-я ред.) // Он же. Собр. соч.: В 8 т. М., 1995. Т. 2/3. С. 87-88). Большинство исследователей скептически относятся к данному рассказу. Между тем, по крайней мере частично, он находит подтверждение в тексте Лаврентьевской летописи. Под 6676 (1168) г. хронист отмечает, что захват Киева 12 марта 1169 г. коалицией из 11 рус. князей во главе с Мстиславом, старшим (на тот момент) сыном владимирского блгв. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского (1157-1174), в ходе которого в числе прочего были разграблены многочисленные храмы и мон-ри города, стал возмездием за неправедное осуждение митр. Константином II печерского игумена П.: «Се же здеяся за грехы… паче же за митрополичю неправду, в то бо время запретил бе Поликарпа игумена Печерьскаго про Господскые праздникы» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 354). По вопросу о том, что представлял собой этот «запрет», единого мнения в науке нет. Одни исследователи вслед за В. Н. Татищевым писали о заточении П. (Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 303; Голубинский. С. 405), другие - о наложении на него епитимии (Поппэ. 1996. С. 459; Карпов. 2016. С. 360). По мнению Ю. А. Артамонова, П. был лишен сана Киевского архимандрита (о нем см. ниже), хотя по факту продолжал сохранять за собой старейшинство среди настоятелей столичных монастырей (Артамонов. 2017. С. 128).
В нач. февр. 1170 г. киевский кн. Глеб Юрьевич (1169-1171) поручил П. вместе с игуменом Симеоном, настоятелем киевского Андреевского мон-ря, доставить из Вышгорода в Киев для погребения тело своего двоюродного брата, дорогобужского кн. Владимира Андреевича (Ɨ 29 янв. 1170). Сложность этой миссии состояла в том, что Владимир был участником взятия и разграбления Киева в марте 1169 г., поэтому его дружина отказалась следовать за гробом князя, опасаясь мести со стороны киевлян. По той же причине не увенчалась успехом попытка П. сформировать похоронный эскорт из дружинников вышгородского кн. Давида Ростиславича; в итоге пришлось прибегнуть к помощи местного духовенства, силами которого тело Владимира и было доставлено в Киев.
В нач. июля 1171 г. П. участвовал в торжественной встрече нового киевского кн. Романа Ростиславича (1171-1176, с перерывами). В сообщении об этом событии печерский игумен впервые назван архимандритом (именование архимандритом печерского игум. Феоктиста в Ипатьевском списке ПВЛ под 6616 (1108) г. является более поздней вставкой). По мнению А. В. Поппе, этот титул П. получил от К-польского патриарха Михаила III Антиоха (1170-1178), к-рый таким способом надеялся преодолеть разногласия в рус. обществе по вопросу о постах. Патриарх возвел настоятеля Печерского мон-ря в сан архимандрита, а вместо Константина II поставил на кафедру нового митрополита, грека Михаила II, к-рый по прибытии в Киев (июнь 1171) уведомил П. о патриаршей милости (Поппэ. 1996. С. 460). Я. Н. Щапов считал, что инициатива возведения печерского игумена в сан архимандрита исходила не от церковных иерархов, патриарха или митрополита, а от княжеской власти. Поэтому Киевскую архимандритию, возникшую в период 1169-1171 гг., он рассматривал «как институт, противопоставленный митрополиту» (Щапов. 1989. С. 159-160; Он же. 2004. С. 68). Согласно т. зр. Артамонова, возведение П. в сан архимандрита, согласованное с К-полем, следует относить к лету-осени 1165 г. Оно стало возможно благодаря поддержке киевского кн. Ростислава Мстиславича и оформлению русско-визант. союза, направленного против Венгрии (Артамонов. 2017. С. 126-128).
П. преставился 24 июля 1183 г. (в поздней печерской традиции - 1182), по всей видимости, будучи уже в весьма преклонном возрасте. Неслучайно летописец называет его «блаженным архимандритом» и «старцем» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 626-627). Погребение было организовано братией в соответствии с завещанием П.
В 1987 г. по методу М. М. Герасимова экспертом-криминалистом С. А. Никитиным была осуществлена пластическая реконструкция облика П. (Никитин. 2014. С. 60-61).
В рус. хронограф - Лицевой летописный свод 70-х гг. XVI в.- вошла миниатюра, иллюстрирующая заточение П. митр. Киевским Константином II (Лаптевский том - РНБ. F.IV.233. Л. 242). Изображение разделено на 2 сцены. Слева - митрополит, сидя на высоком престоле с подножием, указывает перстом на стоящего перед ним игумена, осуждая его, позади митрополита - монашествующие, один из к-рых хватает П. за одежду; все - в мантиях и куколях. Справа - толпа в разноцветных одеждах гонит печерского игумена к узилищу, П. озирается на них. В обеих сценах он представлен в охристой рясе и коричневой мантии, на голове - серый куколь; седовласый, с бородой, сужающейся книзу; имеет достаточно выразительную жестикуляцию, передающую одновременно обескураженность происходящим и смирение.
В мастерской Киево-Печерской лавры (руководитель иером. Иринарх) после 1842 г. была создана надгробная икона преподобного, находящаяся при его мощах. Как и на мн. др. подобных иконах, выполненных во время масштабных работ по запечатлению памяти преподобных, покоящихся в Ближних и Дальних пещерах, П. изображен по пояс и показан в небольшом развороте вправо с благословляющей троеперстно десницей, на левой руке он держит кодекс. Облачен в темную мантию, на ней справа - темно-красного цвета, отделанная золотом скрижаль (скрижаль с левой стороны не просматривается), к-рая уравновешена по цвету темно-коричневым кодексом с орнаментом на крышке. На груди - крест с распятием. На голове - клобук. По облику П.- старец с тонкими чертами лица, с недлинной бородой темно-каштанового цвета с обильной сединой.
В композициях Собора Киево-Печерских святых, в т. ч. на иконах, не связанных происхождением с лаврой, сохраняется «киевский» тип изображения П., т. е. он представлен в богослужебном облачении. Создание соборного изображения Киево-Печерских чудотворцев подытоживало процесс «формальной канонизации» Печерских святых при митр. Петре Могиле и осуществлялось параллельно формированию иконографий отдельных святых мастерами-граверами типографии Киево-Печерского монастыря. Так, на фронтисписе к «Пречестным Акафистам» (К., 1665) помещена композиция работы иером. Илии «Древо Киево-Печерского монастыря», в к-рую включены 38 образов святых. Повторением станковой гравюры (1643-1676, ДМКДУ) мастера Акима стали иконы 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ; см.: Горстка. 2006. Ил. 110) и 1686 г. из ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери Рождественского мон-ря в Ростове (ГМЗРК), где в числе 52 святых, возможно, имеется изображение П.
Из Ризоположенского мон-ря в Суздале происходит икона «Богоматерь Печерская, с Киево-Печерскими святыми», написанная игум. Корнилием (Улановым) в 1724 г. (ГВСМЗ). Как следует из надписи под троном Пресв. Богородицы, избранные святые, предстоящие Божией Матери,- преподобные, «яже обретаются напечатаны в патерике киевопечерском» - всего 39 фигур. Образ П. расположен в правой группе, возглавляемой прп. Феодосием Киево-Печерским, вторым во 2-м ряду, вслед за прп. игум. Никоном. Он в орнаментированной золотом темно-бордовой фелони с золотым орнаментированным же оплечьем, на голове - «шапка архимандрическая», руки сложены на груди; борода длинная, округлая на конце; надпись в нимбе: « » (см.: Иконы Владимира и Суздаля / ГВСМЗ. М., 20082. С. 528-533. Кат. 111). Подобный вариант, но с 30 фигурами святых, представлен на иконе «Богоматерь Печерская, с избранными Печерскими святыми», очевидно созданной по заказу старообрядцев (1786, Москва (?), частное собрание; атрибуция И. В. Злотниковой). П. изображен в левой группе, в 1-м ряду (над фигурой прп. Антония Киево-Печерского), вместе с игум. Стефаном; облачен в красного цвета фелонь с оплечьем, украшенным камнями, голова не покрыта.
Полный вариант «соборной» иконографии Печерских чудотворцев формируется ближе к 80-м гг. XVII в. в связи с установлением в это время почитания Собора всех Киево-Печерских святых. В центре изображения - Великая лаврская церковь и над ней - Киево-Печерская икона Успения Пресв. Богородицы, по сторонам - 2 группы святых, разделенных по принципу пребывания их св. мощей в Ближних (левая группа, с прп. Антонием Печерским во главе) и Дальних (правая группа, с прп. Феодосием Печерским во главе) пещерах. Последовательность изображений 130 святых в композиции Собора с кратким их описанием имеется в Строгановском толковом иконописном подлиннике кон. XVIII в. Об облике П. сказано: «Надсед, брада Феодосиева (прп. Феодосия Печерского.- Авт.), власы с ушей, на главе шапка, ризы поповския, оплечие золото, верх лазорь, испод бакан, патрахиль золото, левою ногою стоит впрям, обема рукама держит Евангелие»; месторасположение: «левыя страны», 3-й (БАН. Строг. № 66. Л. 315; то же в т. н. Клинцовском подлиннике - РНБ. Тит. № 4765, кон. XVIII в.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 201). Согласно предположению Г. В. Маркелова, составитель описаний в Строгановском подлиннике в качестве источника мог использовать неизвестную «фризовую роспись правой и левой стен в храме (?)» (см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 260). Традиционной же стала схема, известная по многочисленным эстампам и иконам с кон. XVII в.- этим временем Д. А. Ровинский датирует одну из наиболее ранних гравюр (грубой работы, на нижнем поле - следы счищенных надписей, см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. № 1506). П. занимает в ней место в левой группе святых (2-й во 2-м ряду) с образами преподобных игуменов печерских (Никона, Варлаама и Авраама), позади прп. Николая Святоши; облачен в фелонь с оплечьем, на голове - митра, иногда просматривается священнический крест на цепи. К этой композиции неоднократно обращались как граверы, так и иконописцы. Гравюры: Василия Белецкого (1756, РГБ), Мартина Нехорошевского (сер. XVIII в.; Там же. № 1509), почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского (Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 621. № 1505), Иоанна Кончаковского (1771/74; Там же. № 1510), Герасима Проценко (1821; Там же. С. 623. № 1511) и мн. др. (см.: Там же. № 1512-1518; Кн. 4. С. 761. № 1505а; С. 761-763. № 1517). Иконы: написанная в Харькове в 1766 г. (частное собрание); из мастерской Киево-Печерской лавры (2-я пол. XVIII в., НКПИКЗ; сер. XIX в., Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове и др.); иконописца из посада Клинцы Суражского у. Черниговской губ. (ныне город в Брянской обл.) (2-я пол. XIX в., частное собрание) и мн. др. Как правило, в нимбе сохраняется указание на то, что П. был архимандритом, напр., на иконе посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ): « ».
В монументальной живописи образ П. был представлен в числе 60 игуменов и архимандритов «стыя великия чудотворныя лавры Печерския Киевския». Эта композиция была выполнена в период работ по обновлению живописи Успенского собора Киево-Печерской лавры в 1722-1730 гг., осуществленных художниками лаврской иконописной мастерской; известна по описанию 20-30-х гг. XVIII в., где в списке святых имя П. упомянуто 12-м: «Архимандрит Поликарп, прпд.; сей списа жития стых печерских, Симоном блженным, епис[ко]пом суждальским, свидетельствованная; в старости глубоцей 1182, июля в 20 д., преставися» (Истомин М. П. К вопросу о древней иконописи Киево-Печерской лавры. К., 1897. Прил.: Описание иконописи Киево-Печерской лавры. С. 6).
Изображение П. есть среди 14 Киево-Печерских святых, почивающих в Ближних пещерах, в росписи трапезной палаты Трапезной ц. (во имя преподобных Антония и Феодосия) Киево-Печерской лавры (1902-1910, худож. И. С. Ижакевич). Седоволосый старец показан в момент раздумий в интерьере с книгами и иконами. Он стоит, опустив голову, обеими руками держит у груди книгу, в правой руке перо. Облачен в темные подрясник и рясу, поверх к-рых надета синяя мантия с зелеными скрижалями, его епитрахиль украшена вышитыми изображениями херувимов и орнаментом, голова не покрыта; белоснежная борода пышная, достигает середины груди. Это изображение было тиражировано в хромолитографиях, изданных в типографии П. Плахова в Киеве (эскизы получили цензурное разрешение от окт. 1903). Учениками лаврской школы (под рук. Ижакевича) был написан образ святого в росписи храма ц. Всех святых над Экономическими воротами Киево-Печерской лавры (1906). В группе святых XI в. образ П. (оглавно, последний в своем ряду, в монашеском куколе, в мантии со скрижалями) представлен в росписи иеродиаконов Паисия и Анатолия (кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновления - 70-е гг. XX в., ок. 2010) в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского, в Почаевской Успенской лавре.
В XX в. изображение П. вошло в композицию «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанную мон. Иулианией (Соколовой) под рук. священноисп. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского, в 30-50-х гг. XX в. (иконы из ТСЛ, СДМ), а также представлено на восходящих к этой композиции иконах кон. XX - нач. XXI в.- на всех П. в группе чудотворцев Ближних пещер.