(† 1499?), прп. (пам. 23 февр., 20 окт.- в Соборе святых Брянской митрополии), Брянский. История жизни П. не подтверждена документально. В «Книге, глаголемой Описание о российских святых» приведена условная дата преставления святого - «в лето 7000» (1492). В т. н. Алфавите старообрядческого мон. Ионы Керженского 1807-1811 гг. о святом говорится: «О рождении сего преподобнаго Поликарпа, каковых родителей и от котораго града повести не обретается, а толко повествует о нем в древлеписменных месяцесловах, яко он был игуменом во граде Брянске, в монастыре Спасском, преставися в лето 7007-е, тамо и подобие его описано сицевое: сед, брада аки Сергиева, ризы иноческия, память его положена преставления его февраля в 23 день» (ЯМЗ. Инв. № 15544. Л. 364). В краеведческой литературе XIX-XX вв. содержится неск. преданий о святом. Согласно одному из них, П. был основателем Преображенского монастыря в Брянске, позже получившего название - Поликарпов мон-рь. Др. предание сообщает о том, что в кон. XVII в. П. пришел в обитель в сане иеромонаха и подвизался 15 лет. Преподобный неск. раз покидал Брянск, а однажды сказал о городе, что тот «будет ни сыт - ни голоден и с тоски и печали весь разойдется». Перед смертью П. завещал похоронить себя при «празе (пороге.- Авт.)» церковном (Попов. 1893. С. 623).
В «Истории российской иерархии» иером. Амвросия (Орнатского) указана дата кончины преподобного - 1699 г., поскольку составитель считал, что брянский Преображенский мон-рь был основан в 1694 г., когда князья Барятинские начали строить в обители каменную ц. Рождества Пресв. Богородицы (ИРИ. Ч. 5. С. 588). Эту дату позже воспроизвел краевед прот. В. И. Попов в ст. «Святыни г. Брянска» (1893). Новую дату преставления святого - 1621 г.- ввел в оборот историк П. Н. Тиханов («Преподобные князь Олег и Поликарп, Брянские чудотворцы: Мат-лы для русской агиологии». СПб., 1893). По мнению исследователя, она согласуется со списком игуменов и строителей Поликарпова мон-ря, представленном в труде П. М. Строева (Строев. Списки иерархов. 1877. Стб. 913), к-рый начинался с игум. Корнилия (1620-1634). Однако преставление святого в вышеперечисленных исследованиях датировано явно ошибочно, поскольку память П. под 23 февр. указана уже в Коряжемских святцах 1621 г.: «Преподобнаго отца нашего Поликарпа Брянскаго новаго чюдотворца» (РГБ. Унд. № 237. Л. 137 об.). Это сообщение свидетельствует о том, что святой преставился задолго до составления святцев. Ошибка Тиханова возникла из-за того, что он воспринял сокращенное обозначение Коряжемских святцев в труде архиеп. Сергия «1621 г.» как год кончины П.
На самом деле в труде архиеп. Сергия (Спасского) преставление святого датировано 1449 г. Возможно, это опечатка, поскольку святцы, на к-рые ссылался архиеп. Сергий, сообщают о 1499 г. как о дате преставления П. В т. н. месяцеслове сер. 50-х гг. XVII в. троицкого келаря Симона (Азарьина) сказано: «...в день 23 преподобнаго отца нашего Поликарпа Брянскаго чюдотворца в лето 7007 (1499.- Авт.)» (РГБ. МДА. № 201. Л. 312), та же дата приведена и в др. святцах XVII в.: ГИМ. Син. № 901. Л. 104 об. («Брянскии Поликарп бе в лето 7007»), Барс. № 723. Л. 165, в месяцеслове, известном А. Ф. Бычкову (Бычков. 1882. С. 310). Тот же год или близкий к нему фигурирует в трудах архим. Игнатия (Малышева) - 1498-й и архиеп. Филарета (Гумилевского) - 1499-й.
Следуя за своей поздней датировкой кончины П., Тиханов предположил, что преподобный - это принявший монашество кн. Петр Иванович Барятинский, служивший московским государям в 1566-1599 гг. По мнению краеведа, родство основателя обители с Барятинскими подтверждают богатые вклады, сделанные в 1694-1697 гг. князьями Даниилом и Алексеем Афанасьевичами Барятинскими на сооружение каменных церквей и колокольни Поликарпова мон-ря.
Предположение Тиханова было поддержано прот. В. И. Поповым. Против этой т. зр. выступили проф. КДА Н. И. Петров и проф. СПбДА И. Е. Евсеев (От редакции [Письмо проф. И. Е. Евсеева] // Попов. 1907. С. 30). Петров считал, что П. был выходцем из Киева, поскольку ему, по преданию, принадлежал наперсный крест, выполненный в стиле южнорусских крестов-энколпионов. Из местного предания известно о том, что святой по Десне плавал в Киев помолиться Печерским святым. Однако легенда, созданная Тихановым, стала наиболее популярной версией Жития преподобного, на основе которой в кон. ХХ в. создали Житие святого и акафист ему; в этих текстах утверждается, что П., как представитель рода Барятинских, происходит «от благочестиваго корене страстотерпца Михаила великаго князя Черниговскаго» (О святынях и святых угодниках Божиих города Брянска (с акафистами). Брянск, 1999. С. 96-100, 107).
Брянский историк Ю. П. Соловьёв считает, что преподобный «мог быть монахом Троице-Сергиева монастыря, не заставшим, скорее всего, в живых самого основателя обители, но знавшим младшее поколение учеников преподобного Сергия» (Соловьёв. 2012. С. 158-159). На это обстоятельство, по мнению Соловьёва, косвенно указывает иконография святого: П. изображен на фреске Успенского собора Троице-Сергиева мон-ря (1684); на иконе, размещавшейся над башенными воротами брянской городской Николаевской ц.,- святой был представлен вместе с прп. Сергием Радонежским припадающим к стопам Всемилостивого Спаса.
Наперсный крест П. (по др. версии, святой носил его на веригах) хранился в обители как реликвия, а после ее упразднения в 1764 г. был передан в ризницу Преображенского приходского (бывш. монастырского) храма, к-рый в 1798 г. стал городским собором с новым посвящением - в честь Покрова Пресв. Богородицы. На рубеже XIX и ХХ вв. крест в особом ковчежце с надписью размещался при иконе П. в иконостасе храма на левом клиросе (Попов. 1893. С. 624-625). Реликвия значительно пострадала во время пожара 1875 г., поэтому часть изображения и надписей в нач. XX в. читалась плохо. «Крест этот медный (а не железный), складной, в форме древних энколпионов дотатарского периода... На лицевой стороне его: в средине - распятый Спаситель, с неправильною надписью ХС. СЛ.: на верхнем конце - неопределенная фигура, может быть нерукотворенный Спас; на концах поперечника - предстоящие Богоматерь (МР. ΘЕУ.) и Иоанн Богослов (IωA). Оборотная сторона... оплавилась во время пожара... На нижнем конце ее виден низ длинной женской одежды, дающей основание предполагать здесь изображение Богородицы, а на концах поперечника, в медальонах,- по одному лицу. Над главою предполагаемого изображения Богородицы хорошо сохранилась трехстрочная надпись... но эта надпись почти закрыта оплывами меди с боков» (Он же. 1907. С. 12-13). Крест нередко приносили в дома жителей Брянска для возложения на больных.
Осенью 1924 г. Покровский собор закрыли, 23 окт. того же года крест П. («железный крест с гробницы Поликарпа (энколпион домонгольского времени)») передали Брянскому губ. краевому музею (Соловьёв. 2012. С. 160). В годы Великой Отечественной войны крест вместе с экспонатами музея был похищен.
Канонизация П., вероятно, состоялась уже в XVI в., поскольку в 1626-1629 гг. на территории Преображенского монастыря находилась весьма ветхая ц. во имя преподобного (Пясецкий. 2011. С. 47). В XVIII в. изображения святого фиксируют иконописные подлинники (РГБ. Ф. 212. № 53. Л. 103, не ранее 1732; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 47).
Чудотворения по молитве к преподобному начинают фиксировать с 1662 г. (Филарет (Гумилевский). 1865. С. 135). В XIX - нач. XX в. чудеса святого записывались в особой книге при брянском Покровском соборе. К наиболее известным относится исцеление в нач. 60-х гг. XIX в. тяжелобольной дочери местного помещика - Клавдии Петровны Гуровой, к-рой явился старец в монашеском облачении и повелел из С.-Петербурга ехать в Брянск, чтобы посетить «церковь на горе».
В нач. июня 1900 г. исцелилась расслабленная Евдокия Петровна Донцова, крестьянка дер. Лбы Карачевского у., которую на руках принесли в Покровский собор. Во время молебна на больную возложили крест П. Через неделю женщина самостоятельно, без посторонней помощи, приехала поклониться преподобному (Ивановский. 1900. С. 1816-1817). В апр. 1901 г. исцелился от ревматизма священник с. Коростовка Брянского у. Василий Данков. В ночь на 1 сент. 1901 г. крестьянка дер. Летошники Брянского у. Анна Васильевна Муравьёва видела во сне некоего человека среди людей, сопровождавших крестный ход с чудотворной иконой. Для облегчения болезни он велел женщине пойти в Покровский собор и возложить на себя крест от мощей. На следующий день после молебна у мощей П. крестьянка исцелилась.
До 1895 г. в Брянске не было особого дня празднования памяти преподобного, не существовало и отдельной службы святому, «по крайней мере, она не сохранилась» (Брянский Спасо-Поликарпов мужской мон-рь. 1910. С. 3). 1 марта 1893 г. на братском собрании духовенства 1-го участка Брянского у. постановили торжественно праздновать 23 февр.- в день сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского, память Брянского святого (Попов. 1893. С. 622). 20 марта 1895 г. Брянская городская дума приняла постановление № 239, в котором ходатайствовала перед Синодом об установлении почитания вел. кн. Черниговского и Брянского Олега (Леонтия) Романовича и П. Указом Синода № 3.643 от 11 июля 1897 г. разрешалось совершать ежегодно в Брянске торжественное празднование дней памяти П. и вел. кн. Олега (Леонтия), а также возглашать их имена на отпустах и носить их иконы вместе с образом Божией Матери Свенской в ежегодном крестном ходе вокруг Брянска 11 авг. В нояб. 1900 г. была устроена и освящена рака с балдахином над предполагаемым местом погребения преподобного в левой части Покровского храма.
Канонизация П. подтверждена включением его имени в Собор Брянских святых (с 26 янв. 2015 Собор святых Брянской митрополии), установленный в 2003 г.
К ранним изображениям относилась икона П. в киоте, упомянутая 23 сент. 1684 г. в описании городского имущества при передаче Брянской крепости из ведения одного воеводы другому. Она находилась на городской Николаевской надвратной башне: «...над вороты той башни в стенах устроены две иконы, одна Всемилостиваго Спаса со умолением преподобных отец Сергия Радонежскаго да Поликарпа Брянского, чюдотворцов, да пресвятые Богородицы Печерские» (цит. по: Соловьёв. 2012. С. 158). В Преображенской ц. Поликарпова мон-ря (сгорела в 1875) на лестнице справа «была изображена река и на ней монах в челне, с лицом, обращенным по течению Десны» (ГАБО. Ф. 543. Оп. 1. Д. 69. Л. 8 об.). По местному преданию, это П., плывущий в Киев к Печерским чудотворцам. На внешней стене брянского Новопокровского (Преображенского) собора, возведенного в 1862-1897 гг. на месте Поликарпова монастыря, в нише между колоннами помещался ростовой образ преподобного в мантии и светлой епитрахили, правая рука молитвенно прижата к груди, в левой, опущенной вниз, свиток; у П. прямая, раздвоенная на конце борода, длинные волнистые волосы разделены на прямой пробор (Попов. 1907. Ил. 3). Очевидно, что изображение (перед ним горела неугасимая лампада) находилось над местом предполагаемого захоронения П.
В храмах Поликарпова мон-ря хранились 2 иконы П. «весьма древнего письма» (Брянский Спасо-Поликарпов муж. мон-рь. 1910. С. 3-4, 6). В ц. Рождества Пресв. Богородицы между иконостасом и правым клиросом был установлен в специальной нише образ святого. В 1893 г. в Новопокровском соборе находились 4 иконы П.: одна из них стояла в местном ряду правого иконостаса у левого клироса, самая древняя, поновленная в нач. 90-х гг. XIX в., помещалась на св. воротах собора (Попов В. И., свящ. Святыни г. Брянска // Орловские ЕВ. 1893. № 19. Отд. неофиц. С. 625).
Наиболее раннее известное изображение П. находится в алтарной части (придел вмч. Феодора Стратилата) Успенского собора ТСЛ. В 1684 г. ярославские и троицкие иконописцы артели под рук. Д. Г. Плеханова (поновления - 1859, 1865-1866, художники палехской мастерской Сафоновых) написали слева поколенный прямоличный образ П. в круглом медальоне: на преподобном охристая ряса, коричневая мантия и синяя схима (куколь лежит на плечах), руки разведены в стороны (персты правой сложены для крестного знамения, в левой - свиток). У П. короткие густые волосы с сединой и раздвоенная седая борода средней длины; надпись: «ПРЕП(д)БНЫИ ПОЛИКА(р)ПЪ брнскïй». В росписи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа в академической манере иеродиаконов Паисия и Анатолия кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010), П. представлен дважды: в группе святых XV в. (в профиль, старец с длинной седой бородой, в куколе) и в композиции с подвижниками XVII в. (аналогичное изображение).
С 1894 г. официально разрешили издание печатных изображений Брянских святых, преподобных вел. кн. Олега (Леонтия) и П., а также изготовление их металлических образков. На бумажных иконах-хромолитографиях, отпечатанных в мастерской Е. И. Фесенко в Одессе, преподобные изображены в рост (П. справа, голова не покрыта, борода седая, округлая, волосы спадают на плечи), вполоборота к центру, с обеих сторон поддерживают икону Божией Матери (ГЭ, см.: Госкаталог РФ. № 8902173; см. также: Альбом изображений св. икон: Изд. хромолитографии Е. И. Фесенко в Одессе. [Од., б. г.]; экземпляр в РГБ). Особенностью этой иконографии является использование разных Богородичных образов в руках у святых. Очевидно, это было связано с местонахождением заказчика и почитаемыми в регионе иконами Богоматери. Наиболее часто в руках у Брянских преподобных изображали Иверскую, Почаевскую и Казанскую (главную святыню брянского Петропавловского мон-ря) иконы Божией Матери. В иконописных вариантах встречаются также местные изводы: преподобные вел. кн. Олег и П. с Челнской иконой Божией Матери (церковное собрание, Брянск; под образом Божией Матери - небольшая фигура свт. Амфилохия). Икона преподобных П. и вел. кн. Олега была поднесена вел. кн. Михаилу Александровичу 26 авг. 1903 г. (Попов. 1907. С. 16-17).
На иконе триптиха с рус. святыми кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ) прямоличная фигура П. помещена в нижнем регистре среди преподобных разных регионов России, его иконография необычна: преподобный в островерхом схимническом куколе, борода длинная и узкая на конце, правая рука лежит на груди, в левой - свиток.
Мон. Иулиания (Соколова) включила П. вместе с прп. вел. кн. Олегом в число Брянских чудотворцев, изображенных на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. (келейный образ священноисп. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского, 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ)) и их совр. списках. В иконописи кон. XX - нач. XXI в. получили распространение единоличные образы П. (напр., в 90-х гг. XX в. в ц. Св. Троицы в Бежичах, Брянск; многие из них не сохр.) и извод с преподобными вел. кн. Олегом и П. с иконой Божией Матери в руках (в т. ч. со Свенской, с Тихвинской иконами, иногда на фоне Поликарпова мон-ря; Покровская ц. в Брянске с приделом во имя преподобных Олега и Поликарпа Брянских). На иконе «Избранные Брянские святые» (2-я пол. 90-х гг. XX в., иконописцы А. В. и Л. М. Недоступенко, Воскресенская ц. в Брянске) П., на 1-м плане справа, изображен вместе с прмч. Кукшей, преподобными Олегом Брянским и Александром (Пересветом) в молитвенном предстоянии Печерской (Свенской) иконе Божией Матери. На иконе «Собор Брянских святых» (1996, иконописец С. Г. Чикалин) П. представлен крайним слева в мантии и епитрахили, со сложенными на груди руками, без куколя. После установления празднования Собору Брянских святых на основе композиции «О Тебе радуется» была разработана иконография праздника (ок. 2005, иконописец мон. Варнава (Карцева), неск. списков - кафедральный Троицкий собор в Брянске). В 2005 г. художественно-производственное предприятие РПЦ «Софрино» изготовило икону «Собор всех святых, в земле Брянской просиявших», на к-рой образ П. (в молении Свенской иконе Божией Матери) находится в 1-м ряду справа.