(† 21/23.03.1384, Троице-Сыпанов нерехтский монастырь), прп. (пам. 15 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Нерехтский (Нерехотский), Сыпановский, Костромской. Основатель Пахомиева нерехтского Сыпанова во имя Святой Троицы монастыря (ныне женский, в с. Троица Нерехтского р-на Костромской обл.).
Сведения о жизни П. сохранились в Житии святого. Точное время его написания неизвестно. В. О. Ключевский относил время его составления к кон. XVI в., отмечая при этом, что «поздний биограф имел под руками надежные источники известий об этом подвижнике XIV в.» (Ключевский. Древнерусские жития. С. 311). Л. А. Дмитриев, напротив, пишет, что Житие «было написано в очень близкое время к описываемым событиям» (Дмитриев. 1988. С. 320). Вероятно, один из учеников П. написал его Житие уже в 80-90-х гг. XIV в. Оно известно в 3 списках (ГИМ. Син., № VI (1200), кон. XVI-XVII в.; БАН. 17.5.30. Л. 17-38, кон. XVII в.; РНБ. Q. I. 929, XVIII в.).
Согласно Житию, мирским именем П. было Иаков, он род. во Владимире-на-Клязьме в семье священника Никольской ц. Игнатия и его супруги Анны (во Владимире существовало 3 Никольские церкви - свт. Николая в Галеях (т. н. ц. Николы Мокрого), Никольская Золотоворотская и Николо-Кремлевская).
С детства Иаков любил бывать во владимирском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре, где с 1263 г. находилась чтимая гробница св. блгв. вел. кн. Владимирского Александра Ярославича Невского. Очень рано у Иакова появилось желание стать иноком этой обители.
По-видимому, после смерти отца Иаков получил благословение своей матери и родственников и ушел в Рождественский мон-рь, где принял монашеский постриг с именем Пахомий, в честь одного из основателей христ. монашества прп. Пахомия Великого. Согласно Житию, он принял монашеский постриг в 12 лет (в пересказах Жития XIX - нач. XX в. обычно, однако, указывается др. возраст - 21 год).
В обители П. был отдан под начало некоему старцу, а затем определен в хлебню, где трудился много лет. Рождественский мон-рь того времени являлся одним из главных центров духовной жизни и культуры Сев.-Вост. Руси. Скорее всего именно в его стенах П. овладел искусством иконописания.
Митрополичий наместник во Владимире свт. Алексий рукоположил П. во диакона. Вероятно, это произошло между 1352 и 1354 гг.
Впосл. (вероятно, в 1362) свт. Алексий возобновил в окрестностях города, на высоком берегу р. Клязьмы, мон-рь во имя святых Константина и Елены (Цареконстантиновский), пришедший в упадок после монг. нашествия (упразднен в 1775, впосл. с. Доброе, с 1950 в черте г. Владимира). Игуменом обители свт. Алексий поставил П.
Спустя неск. лет П. сложил с себя игуменство и ушел в Костромскую землю в Нерехту - небольшой город, основанный предположительно во 2-й пол. XII в. у впадения р. Солоницы в р. Нерехту (впервые г. Нерехта упомянут в 1213/14).
В Нерехте П. жил нек-рое время у благочестивого мирянина и ходил по окрестностям, ища место для основания пустыни.
Найденная П. возвышенность на берегу небольшой р. Гридевки, впадающей в р. Солоницу, в ряде документов XVII в. именуется Сыпановым городищем, что позволяет предположить существование здесь в прошлом небольшого укрепленного города. Согласно Житию, во 2-й пол. XIV в. Сыпаново покрывал густой лес.
Урочище Сыпаново принадлежало г. Нерехте, и когда П. попросил его у горожан для устройства мон-ря, нерехтчане, согласно Житию, с радостью исполнили просьбу преподобного. Местные жители помогли П. в расчистке места для обители. На расчищенной площадке П. поставил себе малую бревенчатую келью, а рядом с ней, вероятно, небольшую часовню.
Будучи иконописцем, П. в Нерехте написал образ Пресв. Троицы, вплоть до нач. XX в. бывший храмовой иконой мон-ря, а затем приходской церкви.
Вскоре на Сыпанове начала создаваться небольшая монашеская община. С одним из иноков П. отправился в Москву, к свт. Алексию, за благословением на строительство храма во имя Св. Живоначальной Троицы. Эта их встреча со св. митр. Алексием, видимо, оказалась последней, т. к. 12 февр. 1378 г. святитель скончался. Алексий после беседы с П. дал ему благословенную грамоту на построение мон-ря и антиминс на освящение церкви. Вскоре на Сыпанове деревянный храм усилиями П. и братии был построен и украшен иконами (какую-то часть икон, вероятно, написал сам основатель обители). П. освятил храм во имя Св. Живоначальной Троицы; это произошло, вероятно, в конце 70-х гг. XIV в.
Некий посадский человек нерехтчанин пожертвовал для храма 2 колокола, 3-й удалось купить на пожертвования боголюбцев. Благодаря этому возле храма была построена звонница с 3 колоколами. После храма на Сыпанове были построены кельи для братии и др. строения, за оградой возвели гостиницу, в которой П. «з братиею и с приходящими гостьми хлебствующе». Община начала заниматься земледелием: «Святый же начать… вне монастыря место разчищати и нивы насевати рожь и жито, рекше ячмень и овес» (Житие. 1914. С. 14).
Обители преподобным был дан общежительный устав: «Устави же святый келаря и казначея, четца же и певца, и еклисиарха, все по чину монастырскому и оттоле прослы он монастырь Пресвятыя и Живоначальныя Троица, иже на Костроме на месте, нарицаемом на Сыпанове, еже есть и доднесь, имянуется Пахомиева пустыня Сыпанов монастырь в Нерехте» (Там же). Со временем за обителью на р. Гридевке закрепилось наименование Троице-Сыпанова мон-ря.
Основанная прп. Пахомием в окрестностях Нерехты обитель была 1-м мон-рем в Нерехтском крае и одним из первых общежительных мон-рей в Костромском крае.
Незадолго до кончины П. собрал братию и предложил ей избрать себе преемника. По выбору братии П. благословил на игуменство старца Феодора, к-рый также был пострижеником Рождественского мон-ря во Владимире.
После кончины П. его ученики при стечении множества народа погребли его тело справа от алтаря Троицкой ц.
В Житии П. ничего не говорится о том, что он был как-то связан с прп. Сергием Радонежским. Версия о том, что П. является учеником прп. Сергия, базируется на сочинении гр. М. В. Толстого (Толстой. 1898. С. 164). Очевидно, основой предположения об ученичестве у прп. Сергия послужил тот факт, что П. также посвятил свой мон-рь Св. Живоначальной Троице, широкое почитание к-рой на Руси началось именно с эпохи прп. Сергия.
По данным прот. М. Диева, 22 июня 1592 г. в честь П. в Нерехте была освящена деревянная церковь (Диев М. Я., прот. История г. Нерехты. Кострома, 2014. С. 13, 14).
Время составления службы П. точно неизвестно. По-видимому, ее древнейший текст помещен в Синодальном сборнике с Житием святого кон. XVI или нач. XVII в. (см. также: Минея (МП). Март. Ч. 2. С. 118-126).
Обретение нетленных мощей П. произошло 5 мая 1675 г., при игум. Харлампии, во время рытья рвов под фундамент при строительстве каменного Троицкого храма. Прот. М. Диев полагал, что о мощах было доведено до сведения царя и патриарха Иоакима и испрошено благословение на закладку придельного храма во имя прп. Пахомия (Там же. С. 24), но документов об этом не сохранилось. По-видимому, Пахомиевский придел был заложен с юж. стороны Троицкого храма в том же 1675 г. Об обретении мощей П. с точной датой сообщала надпись 1678 г. на плите на паперти собора; в наст. время эта плита утрачена.
Мощи преподобного в течение неск. лет, пока велось строительство собора, скорее всего находились в деревянной Покровской ц.- 2-м храме мон-ря. Затем их вновь предали земле в Пахомиевском приделе - видимо, примерно в том самом месте, где П. и был погребен в 1384 г. Над мощами установили каменную гробницу, находящуюся в аркосолии (нише в виде арки в стене храма). Освящение каменного Троицкого храма состоялось 6 окт. 1678 г. К этому времени обустройство Пахомиевского придела, вероятно, уже завершилось.
По-видимому, при устройстве гробницы в Пахомиевском приделе над ней была сделана упоминаемая гр. М. В. Толстым «иссеченная на камне» надпись, в к-рой П. назывался учеником прп. Сергия Радонежского. Надпись эта существовала до нач. 30-х гг. XIX в., когда произошла капитальная перестройка Пахомиевского придела.
Особым почитанием в XIX - нач. XX в. пользовался образ с изображением П., лежащий на гробнице святого. В нач. XIX в. помещик П. П. Протасьев из с. Иванникова (Костромской у.) после своего исцеления от слепоты у раки П. пожертвовал для украшения образа серебряную ризу весом ок. 7 кг, которую изготовил в 1805 г. костромской мастер В. Тевяков.
В 1830-1831 гг. Пахомиевский придел был расширен и перестроен в стиле классицизма (автор проекта - костромской губ. архит. П. И. Фурсов). В это же время на гробницу П. установили медную посеребренную раку, изготовленную на пожертвования городского головы Нерехты Б. И. Дьяконова. Обновленный Пахомиевский придел 5 июля 1838 г. освятил еп. Костромской и Галичский Владимир (Алявдин).
Особого размаха почитание прп. Пахомия в Нерехтском у. достигло в 1848 и 1853 гг., во время смертоносных эпидемий холеры. В обоих случаях по просьбам жителей настоятель М. Я. Диев с надгробным образом П. обходил дома и улицы Нерехты, селения в окрестностях города на 20-30 верст вокруг (Диев М. Я., прот. История города Нерехты. Кострома, 2014. С. 103-105).
В XIX - нач. XX в. Троицкий храм в с. Сыпанова Слобода (Троица) с покоящимися в нем под спудом мощами П. являлся главным центром духовной жизни Нерехты и Нерехтского у. Почитание П. распространялось на юж. часть Костромского и вост. часть Ярославского уездов.
День памяти П. в дореволюционный период чтился 15 мая, в день памяти прп. Пахомия Великого (это был день местного празднования святому), и 23 марта, в день преставления П. (этот день был высчитан на основании сообщения Жития, что 21 марта святой причащался, а скончался спустя день после этого - Филарет (Гумилевский). РСв. С. 166. Примеч. 1). Архиеп. Филарет (Гумилевский) в сер. XIX в. отмечал, что «в приходском храме закрытого Сыпанова монастыря в день памяти преподобного бывает многочисленное стечение народа, и верующие получают исцеления» у раки П. (Там же. С. 166).
Весной 1922 г., во время всероссийской кампании по изъятию церковных ценностей, подкомиссия губ. комиссии по изъятию конфисковала в Троицком храме в т. ч. посеребренную раку с гроба преподобного, серебряную ризу с его надгробного образа, серебряный оклад с храмового образа Св. Троицы, по преданию написанного П. После закрытия в марте 1941 г. Троицкого храма только в мае 1944 г. власти согласились вернуть бывш. прихожанам надгробную икону с изображением П. 9 июня 1944 г. многолюдным крестным ходом икона была перенесена в Крестовоздвиженскую кладбищенскую ц.- единственный действующий храм г. Нерехты. В первые послевоенные годы местная община безуспешно пыталась вернуть верующим Троицкий храм. В обращении на имя патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) представители общины писали, что уже более 2 лет просят представителей власти открыть церковь, «которая по священному значению имеет историческую ценность как хранитель мощей преподобного Пахомия Нерехотского чудотворца» (ГА Костромской обл. Ф. Р-2102. Оп. 6. Д. 403. Л. 9).
В 1981 г. имя П. было включено в Собор Костромских святых, в 1982 г.- в Собор Владимирских святых.
28 мая 1990 г. в традиц. день памяти П. к руинированному Троицкому храму в Сыпаново из Нерехты впервые за мн. десятилетия пришел многолюдный крестный ход, возглавляемый еп. Костромским и Галичским Александром (Могилёвым). 22 дек. 1992 г. по ходатайству еп. Александра Синод РПЦ принял определение о возрождении мон-ря как жен. обители. Первым был открыт Пахомиевский придел, куда в мае 1993 г. из Крестовоздвиженской ц. Нерехты перенесли надгробный образ с изображением П. и вновь положили на гробницу святого. 28 мая 1993 г. еп. Александр совершил малое освящение Пахомиевского придела, где был установлен временный иконостас. 22 июля 1994 г. в мон-ре патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) отслужил молебен у гробницы П.
В нач. 2011 г. произошло извлечение мощей П. из-под спуда. 19-20 марта 2011 г. в мон-ре состоялось церковное торжество в честь этого события. 19 марта архиеп. Костромской и Галичский Алексий (Фролов) совершил в Троицком храме всенощное бдение, а 20 марта - Божественную литургию. 20 марта после литургии 4 священника перенесли раку с мощами П. в Пахомиевский придел и установили ее в аркосолии (нише в стене). 9 февр. 2019 г. митр. Костромской и Нерехтский Ферапонт (Кашин) совершил великое освящение придела во имя П.
Празднования в честь П. проводятся в мон-ре трижды в году: 21 марта - в день преставления, 6 мая - в память обретения мощей и 15 мая - в день ангела святого.
Сохранились воспроизведения образа, лежавшего на св. мощах П.: поясное прямоличное изображение преподобного с разделенными на прямой пробор волнистыми седыми волосами до плеч и окладистой бородой до середины груди; на святом мантия и схима, куколь на плечах, пальцы правой руки сложены в именословное благословение (ладонью к груди), в левой - свиток; вверху образ Св. Троицы; в надписи П. именуется Нерехтским чудотворцем (Костромские ЕВ. 1896. № 5. Ч. неофиц. Приб.; «копия с образа, лежащего на мощах препод. Пахомия»). Первая икона П., написанная иноком Иринархом, сохранялась в Троицком храме до его закрытия, где находится образ после 1941 г., неизвестно. Сохранившаяся до наст. времени нагробная икона с изображением П. (находится в приделе во имя П. Троицкого собора), исполненная в масляной технике, датируется 1-й пол. XIX в., закрыта посеребренным латунным окладом посл. трети XIX в. с позолоченным венцом (в 1944-1993 пребывала в ц. Воздвижения Креста в Нерехте; реставрирована в мастерской ТСЛ в 10-х гг. XX в., вставлена в раму 1-й трети XIX в. (фрагмент раки?)). Образ П. сходен по иконографии с опубликованной в 1896 г. копией нагробной иконы (на левой, держащей свиток руке П. четки, на груди черные воскрилия клобука, волосы преподобного более кудрявые и пышные на концах). Можно предположить, что этот образ был изготовлен вместе с ракой П. в нач. 30-х гг. XIX в. («подправлен» в 1876).
В иконописных подлинниках кон. XVIII - 1-й трети XIX в. под 9 июля и 21 марта даны краткие описания внешности П.: «…сед, брада покороче Власиевы, в схиме, ризы преподобнические» (ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 183; см. также: РНБ. Погод. № 1931. Л. 128 об.; БАН. Строг. № 66. Л. 122 об., добавлено: «…схима на плечах»; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 62). В Житии П. из сб. Синодальной б-ки о его облике сказано: «Преподобный Пахомий Костромской чюдотворец Сыпанова монастыря пишется леты стар, возрастом средний, телом сух, мало возлыс, брада аки у Иоанна Богослова бела вся, риза преподобническая и схима есть; в руце держит свиток, в свитце пишет: «Братие, терпите находящая на ны скорби на сем месте, да обрящем благодать Божию». Яко писать стоящего то над главою его Святая Троица аки у Павла Обнорского десная рука выспрь крестообразна, в шуице свиток, а когда молящегося то Троица на дцке во угле аки у Александра Свирского» (Житие прп. Пахомия Нерехотского // Тр. IV обл. ист.-археол. съезда в г. Костроме, в июне 1909 г. Кострома, 1914. С. 17).
Икон П. сохранилось немного, в основном они связаны с костромскими землями. Одна из ранних единоличных поясных икон П. датируется 1-й третью XVIII в. (собрание И. В. Возякова). На ней святой представлен в соответствии с иконографией нагробного образа (благословляющая рука обращена ладонью к груди, свиток свернут), пропорции полуфигуры святого немного отличаются (голова крупная, плечи узкие), волнистые волосы падают на куколь, на голове, вероятно, гуменцо, борода округлая с сединой; на верхнем поле иконы в облачном сегменте изображена Св. Троица; надпись: «БРА(з) СТАГО ПРП(д)БНАГО (т)ЦА НШГО ПАХОМИА Сыпановъскаго Чюдотво(р)ца».
Ростовой образ П. сер. XIX в. (с поздними поновлениями живописи на фоне и одеждах; происхождение неизвестно, находится в нерехтской ц. Владимирской иконы Божией Матери) типологически примыкает к группе икон, воспроизводящих нагробный образ в уменьшенном варианте, написанных для храмов и часовен Нерехтского у. Важной отличительной особенностью этого образа является жест рук преподобного: правая, с четками, лежит на груди, свиток в левой развернут (надпись: «Братïе, терпите находящыя на ны скорби да обрящемъ на семъ месте благодать Божïю,»), а также направление его взгляда (вправо от предстоящего иконе, а не на него). У П. короткие волнистые волосы и ровная удлиненная борода с проседью, конец к-рой закрыт рукой. Иконографическими признаками нагробного образа в большей мере обладает ростовой образ кон. XIX - нач. XX в. (частное собрание), выполненный в академической манере (схима или епитрахиль надета поверх мантии, седая борода прямая, волосы с проседью; запечатлен на фотографии 1993 г. рядом с сестрами возрожденного Сыпанова мон-ря).
Др. тип иконографии П. сформировался в 1-й пол. XIX в. (выявляется по неопубликованным памятникам). Возможно, его появление связано с деятельностью иконописца Соколова, работавшего ок. 1841 г. над росписью монастырского Троицкого собора, а также Николая Трусова (дворовый помещика Одинцова), трудившегося там же в нач. 30-х гг. XIX в. (Новосельский. 1897. № 1. Ч. неофиц. С. 10). На большой иконе храмового размера 2-й четв. - сер. XIX в. (происхождение не установлено, в наст. время находится в ц. Воздвижения Креста в Нерехте на юж. стене трапезной; утрачена левая часть композиции, где, очевидно, помещалось изображение Св. Троицы) П. представлен в коленопреклоненном молении, со сложенными «лодочкой» руками, схима одета поверх мантии; за фигурой святого видны клубящиеся облака, заполняющие пространство фона. Лик П. (исполнен в академической манере) худощавый, с удлиненным прямым носом, морщинами на лбу, пышной седой бородой, слегка раздвоенной на конце, и длинными седыми, с плешью, волосами; взор слегка прикрытых глаз устремлен вверх. Под изображением написан текст тропаря П. Икона скорее всего была местночтимой наряду с древними образами П., на что указывает наличие ее фотографий кон. XIX-XX в., оформленных в виде помещенных в киоты икон (ц. Воздвижения Креста в Нерехте, частное собрание). Этому образу иконографически и стилистически близка икона того же времени аналойного размера (Успенская ц. Тетеринской пуст., находится на столбе возле сев. придела свт. Николая Чудотворца). П. также представлен коленопреклоненным, молящимся в келье образу Св. Троицы, словно спускающемуся к нему на облаке (напоминает живописные иконы XVIII в.: с фантазийным горным пейзажем, мягко спущенным пологом-балдахином, овальным столом). При очевидной схожести (особенно в типе лика) с иконой из Крестовоздвиженской ц. данный образ имеет ряд отличий: святой представлен не сосредоточенным на молитве, а с разведенными, словно в удивлении, руками, в левой держит свиток (надпись: «Владыко многомилостиве»), его лик направлен к иконе Св. Троицы; на П. светлая ряса, синяя схима поверх черной мантии. К этой же группе памятников по нек-рым приемам живописи можно отнести упомянутый ростовой образ П. из ц. Владимирской иконы Божией Матери.
В музейных и частных собраниях хранятся небольшие поясные и ростовые образки П. XIX в., исполненные местными мастерами и предназначавшиеся для паломников. Тип изображения традиционный: святой представлен в монашеском одеянии, правая рука в благословляющем жесте (ладонью к груди), в левой - свиток (иногда развернут). Непокрытая голова с большими проплешинами, короткими волосами и волнистой или округлой седой бородой (иногда волосы длинные и густые); вверху образ Св. Троицы. Эта иконография тиражировалась в литографиях нач. XX в. На выявленных расхожих ростовых образках П. представлен в 3/4-ном повороте, в молении Иисусу Христу, со слегка склоненной головой, приложившим правую руку к груди. Надписи с именем преподобного различаются, он назван Нерехтским, Нерехоцким, Нереховским. Последний вариант косвенно свидетельствует об изготовлении «раздаточных» икон вне Костромского региона, возможно в иконописных селах Владимирской губ.
На иконе «Избранные Костромские преподобные» 1886 г., происходящей из ц. свт. Николая Чудотворца в с. Верховье Солигаличского р-на Костромской обл. (филиал КГИАХМЗ - Нерехтский краеведческий музей им. Н. П. Родионовой), П. изображен в числе 9 основателей монастырей в Костромской земле, в правой части в верхнем ряду, как средовек с русыми волосами, разделенными на прямой пробор, и бородой средней величины, почти без проседи. Редкий случай включения образа П. в число Радонежских святых на хромолитографии с Собором Радонежских чудотворцев, клеймами Жития прп. Сергия Радонежского и видом Троице-Сергиевой лавры, отпечатанной в 1891 г. в московской мастерской М. Т. Соловьёва «в память 500-летия блаженной кончины» прп. Сергия (ГИМ, под № 42; П.- средовек с небольшой окладистой бородой).
На иконе кон. XIX в. с фигурным навершием (ц. Воздвижения Креста в Нерехте), исполненной профессиональным мастером во Мстёре или в Москве, П. изображен вместе с прп. Сергием Радонежским. Оба святых показаны прямолично, у каждого правая рука в благословении, в левой развернутый свиток (надпись соответствует упом. в иконописных подлинниках). П.- средовек с едва тронутой сединой бородой, волосы полностью закрывает куколь. Позем живописный, с характерным скалистым пейзажем, небольшими постройками вдали и скудной растительностью, фон золотой с чеканкой и полями, имитирующими полихромную эмаль. На иконе 2-й пол. XIX в. П. (или др. преподобный с именем Пахомий, надпись без уточнения) представлен в рост, вполоборота влево, на пейзажном фоне с рекой, вместе со св. царевичем Димитрием Угличским. У П. длинные волосы до плеч и раздвоенная борода, на нем епитрахиль, надетая поверх мантии, правая рука поднята в молении, в левой - развернутый свиток (надпись: Пс 115. 6).
Ранний пример изображения П. в монументальном искусстве известен в росписи 1707 г. собора Сретенского монастыря в Москве, в диаконнике на оконном откосе,- борода широкая, в руке свиток. Образ П. встречается в убранстве храмов Нерехты, напр. в стенописи 1810 г. ц. Воздвижения Креста (под поздними записями, худож. А. Т. Демидов) в арке между четвериком и иконостасом (напротив - свт. Николай Чудотворец), в росписи 1867 г. на столбе трапезной ц. Богоявления (свт. Николая Чудотворца) (в руках святого четки и раскрытый свиток), а также в храмах Нерехтского р-на. В Троицком Сыпановом мон-ре сохранился фрагмент стенописи с изображением преподобного, предположительно П. (находился на юж. стене четверика Троицкого собора возле иконостаса, перенесен на новую основу при игум. Алексии (Ремизовой). Уцелевший образ связывают, по преданию, с работой худож. Соколова после явления ему П. в 1841 г. Иконография святого близка к использованной на иконе 2-й четв.- сер. XIX в. из ц. Воздвижения Креста: старец представлен вполоборота влево, в молении, со сложенными перед грудью руками и поднятым «горе» взором. В группу святых XIV в. П. включен в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновления в 70-е гг. XX в., ок. 2010). Поясной образ П. с книгой в руках представлен в одном из клейм в стенописи трапезной части Успенской ц. Тетеринской пуст. (ок. 1906-1908, артель Трубниковых).
В иконописи XX в. образ П. (в группе Костромских чудотворцев, борода средней величины с проседью, руки под мантией) включали в композицию «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанную мон. Иулианией (Соколовой). Он представлен на келейной иконе свт. Афанасия (Сахарова) 1934 г., на иконах 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ), а также эскизах с Костромскими святыми из альбома кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (частное собрание). Совр. иконы П. относятся к разным изводам. Кроме традиц. поясных изображений святого в монашеском облачении с развернутым свитком в руке (аналойный образ из Сыпанова мон-ря, 2000, мон. Иоанна (Романова)) написан его образ в фелони и черном клобуке с воскрилиями, в руках - образ Св. Троицы. По особой иконографической программе в древней стилистике создана икона П. с 20 клеймами жития (2001, иконописец М. Г. Науменко), находящаяся в местном ряду иконостаса Троицкого собора Троицкого Сыпанова мон-ря. П.- старец с высоким лбом с залысинами и острой бородой, на его левой, покрытой мантией руке - модель основанной им обители. В одном из клейм показано, как П. пишет образ Св. Троицы, в последних 2 композициях - чудо о первообразе святого. Аналогичный тип изображения преподобного представлен в росписи алтарной части Троицкого собора мон-ря (ростовой образ седовласого старца, на свитке текст: «Братие терпите бѣды и скорбь да на семъ мѣсѣ брщете блгдть бга»), выполненной в 2004 г. А. В. Алёшиным, на иконе в иконостасе придела П. возле раки святого (ок. 2017, мастерская Алёшина). С ориентацией на древнерус. образцы написана ростовая прямоличная икона, находящаяся на крышке раки П., изготовленной в 2008-2010 гг. (Н. Е. Алдошина; оклад - нижегородский ювелир Н. И. Камакин); на передней стороне раки в клеймах - рельефные сцены Жития святого: свт. Алексий Московский благословляет П. на созидание обители, П. благословляет братию перед кончиной (мастерская А. А. Лавданского). В совр. иконописи получил распространение извод с изображением П. в куколе (нач. XXI в., В. Т. Еремченко), в т. ч. с моделью храма в руке (икона из местного ряда иконостаса Преображенской ц. в Нерехте, нач. XXI в., иконописцы школы «Просопон»).
На рисунке для Миней МП работы прот. Вячеслава Савиных и Н. Д. Шелягиной П. изображен прямолично в рост, голова покрыта куколем, правая рука возле груди, в левой свиток с надписью: «Братïе терпите находщï на ны скорби на семъ мѣсте». По образцу этой прориси П. написан крайним слева в 1-м ряду на иконе «Собор Костромских чудотворцев» (2001, Е. П. Тисов) из собора Богоявленско-Анастасиина мон-ря в Костроме. Образ П. введен в программу Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», со св. иконописцами на полях (1999, А. В. Конюшевский, дипломная работа в иконописной школе при МДА).