(Ок. 1610, Галич - 8.09. 1654, Лукианова пуст.), прп. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), основатель Лукиановой в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни и александровского в честь Успения Божией Матери женского монастыря. Сведения о Л. сообщает лит. памятник, известный под названием «Истории о обители Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго и славнаго Ея Рождества, иже именуется Лукианова пустыня, како судьбами всемогущаго Бога... и молитвами угодника ея преподобнаго отца Лукиана обитель сия начало себе восприяла», составленный из 2 текстов к 1766 г.: ГИМ ОПИ. Ф. 195 (Стром.). Ед. хр. № 616 (совр. шифр установлен Е. В. Романенко), 1-я треть XIX в.; РГБ. Муз. № 9662, 1766 г.; РГБ. Троиц. II. № 85, XIX в. В виде 2 отдельных произведений, «Сказание о явленной иконе Рождества» и «Сказание о рождении преподобного отца нашего Лукиана», этот памятник помещен в рукописных материалах иером. Иоасафа (Гапонова), в его «Церковно-историческом и статистическом описании Владимирской епархии» 1853 г. (РГИА. Ф. 834. Оп. 2. № 1788. Л. 238 об.- 257, 269 об.- 272; см.: Романова. 2004. С. 524-525). В 1-й части «Историй...» рассказывается о явлении иконы Рождества Пресв. Богородицы на погосте Псковитиново Раменье Серебужского стана (в 10 верстах от Александровской слободы). Вторая часть, с самостоятельным заглавием «Сказание о рождении преподобнаго отца Лукиана и о пострижении его в монашеский образ и о трудолюбном его житии и о зачатии монастыря, иже именуется Лукианова пустынь», по мнению В. О. Ключевского, может быть датирована ок. 1685 г. В распоряжении исследователя был список XIX в., вероятно РГБ. Троиц. II. Тр. № 85 (по старой нумерации № 37). Датировка Ключевского обоснована тем, что Житие в этом списке заканчивается изложением содержания грамоты царей Иоанна V и Петра I Алексеевичей от 24 дек. 1685 г. Ключевский считал, что сначала было написано Житие Л., а в нач. XVIII в. составили Повесть об иконе Рождества Пресв. Богородицы, поскольку в тексте Повести есть ссылка на Житие. Однако в Житии также присутствует ссылка на Повесть. Перекрестные ссылки появились во 2-й пол. XVIII в., когда тексты были существенно переработаны. Скорее всего оба памятника были созданы почти одновременно, при игум. Авраамии, настоятеле Лукиановой пуст., в 1705-1718 гг. Последнее чудо Повести - «О исцелении беснаго» - датировано янв. 1707 г. К 1712 г. относится самый ранний список Жития «Сказание о рождении преподобнаго отца Лукиана» (ГИМ ОПИ. Ф. 195. Ед. хр. 617. Л. 1-5; совр. шифр установлен Романенко). Он написан на канцелярском ревизском бланке небрежной скорописью XVIII в. и, возможно, представляет собой черновой набросок Жития. Монах Лукиановой пуст., переписывая или составляя Житие, в верхней правой части листа фиксировал сведения о строительстве нового храма. В отличие от других списков этот текст более краткий, без диалогов и душеполезных рассуждений, в нем содержатся только основные биографические сведения о святом. Список 1712 г. можно отнести к краткой редакции Жития, но он представляет собой неполный текст, изложение обрывается на рассказе о мученической кончине мон. Матфея. Автобиографические сведения изложены в Челобитной Л. патриарху Иосифу (ГИМ ОПИ. Ф. 17. Оп. 2. Ед. хр. № 16. Л. 1-2). Рассказ о чудесах святого содержится в Летописи об Успенском александровском монастыре (ГИАХМЗ «Александрова слобода». АМ - 1793/266, 1767 г.) и в «Сказании о Пресвятой Богородицы Успения, что во Александрове слободе во Успенском девичьем монастыре» (ГИАХМЗ «Александрова слобода». АМ - 1793/267, 3-я четв. XVIII в.). По мнению Л. В. Мошковой, «Сказание...» и Летопись об Успенском мон-ре создавались не позднее кон. 80-х гг. XVII в.
Родители Л., Димитрий и Варвара, долго не имели детей и дали обет посвятить себя Богу в случае рождения наследника. Семья отличалась благочестием. В Синодике Лукиановой пуст. записан «род священноинока Лукияна»: «Дионисия схимонаха, Еуфимия схимонаха, Гавриила схимонаха, Анисии схимонахини, Еуфимии схимонахини, Иелисея схимонаха, Андреяна схимонаха, Ксении (приписано на правом поле листа.- Е. Р.), священноархимарита Кирила, священноинока Пахомия, [Сергея, Феодора], священнодьякона Серапиона, Лукияна схимонаха, Иякова, Сергия, Гавриила, Никона (над строкой приписано «дед».- Е. Р.), Козму (над строкой приписано «дед».- Е. Р.), [схимонахини Марины], инока Дионисия (над строкой приписано «затворникъ».- Е. Р.), инока Филарета (над строкой приписано «утопоша».- Е. Р.), инока Трифона (над строкой приписано «убиенного».- Е. Р.), схимонаха Ферапонта и Иосифа» (ГИМ. Барятин. № 337. Л. 37-37 об., нач. XVIII в.). Когда мальчику исполнилось 8 лет, родители решили принять монашество. Возможно, это решение было связано с тем, что Галич подвергся сильному разорению в Смутное время. Иларион ушел с отцом в Брынский лес, где помогал ему расчищать место для буд. мон-ря, строил кельи (впосл. здесь возник мон-рь во имя Св. Троицы, существовал в кон. XVII в.). Димитрий, принявший постриг с именем Дионисий, сам обучил сына грамоте. После смерти отца юноша отправился в обитель святых Афанасия и Кирилла Александрийских на Мологе (Зверинский. Т. 1. № 22), здесь был послушником 3 года, затем перешел в Угличский Паисиев в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь, где прожил год, после чего отправился в Александровскую слободу. Из беседы с местными жителями Симеоном и Марком Иларион узнал о существовании заброшенной церкви на погосте Псковитиново Раменье. В 1594 г. на этом месте трижды являлась храмовая икона Рождества Пресв. Богородицы из церкви дер. Игнатьева. По благословению патриарха Иова настоятель свящ. Григорий перенес храм на место явления иконы, а рядом поставил свой дом. В Смутное время священник покинул приход, церковь запустела. Иларион поселился при храме. В 1640 г. на погост пришел из вологодского Прилуцкого мон-ря иером. Феодосий Поморец, а с ним - некие «прихожие старцы». Феодосий рассказал, что ему явилась Пресв. Богородица и попросила спасти от разрушения Ее церковь. Он постриг Илариона в монахи с именем Лукиан, святому было тогда «лет тридесяти и нечто боле». Монахи отремонтировали крышу храма, заготовили лес на строительство мон-ря. Однако архим. Иосиф (Чеус), настоятель владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря, бывший также строителем приписного Симеоновского во имя Св. Троицы мон-ря близ Александровской слободы (Там же. Т. 3. № 2020), вывез в свою обитель приготовленные бревна, братию разогнал, а кельи сжег. Л., закованного в кандалы, архимандрит привез в Москву, где оболгал его перед патриархом, «аки бы не добре жительствует». Л. был сослан «под начал» в Чудов мон-рь, а иером. Феодосий вернулся в Прилуки. В Чудове мон-ре подвижник трудился в хлебне. В 1646 г. по рекомендации чудовского архим. Кирилла и по прошению инока архангельского Кожеручского во имя Всемилостивого Спаса муж. мон-ря Тихона патриарх Иосиф рукоположил Л. во иерея и поставил строителем Спасской обители. Однако вскоре из-за ссоры с Тихоном преподобный вернулся в Псковитиново Раменье. Здесь он постриг в монашество местного жителя Марка с именем Матфей и купца Александровской слободы Михаила с именем Макарий. Вернувшись однажды из слободы, куда иноки отправились по монастырским делам, Л. и Макарий обнаружили в келье избитого Матфея. Его разорванная мантия висела на кусте. Л. едва успел причастить умирающего инока. Из-за угрозы нападений местных жителей Л. вернулся в Чудов мон-рь. В Москве он познакомился с «царским истопничим» А. Ф. Борковым. В 1648 г. Борков и переяславец Т. И. Микулаев (Николаев) подали царю Алексею Михайловичу челобитную и получили разрешение «старый храм разобрать для новаго». В 1649 г. в пустыни был построен новый храм в честь Рождества Пресв. Богородицы. По грамоте царя Алексея Михайловича 1649/50 г. Л. был назначен строителем пустыни (список с грамоты: ГИМ ОПИ. Ф. 17. Оп. 2. Ед. хр. № 16. Л. 12-13). Л. подал челобитную патриарху Иосифу с просьбой разрешить служение в новой церкви и 28 авг. 1650 г. получил благословение (ГИМ ОПИ. Ф. 17. Оп. 2. Ед. хр. № 16. Л. 1-2, на л. 2 об. помета с разрешением). В мон-ре Л. ввел общежительный устав. В Житии святого сообщается, что он обладал особым даром умиления и не мог служить литургию без слез. Кроме того, он был замечательным проповедником.
Будучи строителем Лукиановой пуст., Л. постриг в монашество настоятеля Троицкого храма в Александровской слободе свящ. Феодора, вдовую попадью Анну (в монашестве Анисия), вдовицу Феклу (в монашестве Феодора). Инокини жили при приходском храме Рождества Христова в слободе. Благодаря хлопотам Л. в 1650 г. царь Алексей Михайлович разрешил монахиням поселиться при храме Успения Пресв. Богородицы в Буграх на Государевом дворе и создать жен. мон-рь. Имя Л. названо первым в перечне духовников синодика александровского Успенского мон-ря (ГИМ. Епарх. № 776. Л. 17 об.; кон. XVII - XVIII в.). После того как число монахинь в обители достигло семи, Л. ввел общежительный устав. Опасаясь нападений на монахинь, подвижник не разрешал им общаться с мирянами, даже пожертвования они принимали через окно.
Известны прижизненные чудеса святого. В 1653 г. в Лукианову пуст. привезли больную жительницу с. Авксентьева Александровского у. Антонину. В течение 6 месяцев женщина не могла наступать на больную ногу. Перед чудотворной иконой она молилась, поддерживаемая своими дочерьми. После молебна, совершенного Л., Антонина покинула храм без посторонней помощи и в благодарность пожертвовала убрус на запрестольную Смоленскую икону Божией Матери. Чудо 2-е «Сказания...» о Л. повествует об исцелении бесноватого Иоанна, жителя того же с. Авксентьева. Он оставался в обители несколько дней, все это время Л. с братией непрестанно молились о больном. Чудо 1-е «Сказания о Пресвятой Богородицы Успения...» рассказывает об исцелении по молитвам Л. в александровском Успенском мон-ре иером. Гурия, «одержимого нечистым духом». Л., обладавший даром пророчества, предсказал мор 1653-1654 гг. В «Сказании об Успенском монастыре» сообщается, что после мора в обители осталось только 6 стариц.
15 авг. 1654 г., «в моровой год», как говорится в этом Сказании, Л. освятил Успенский храм Александровского мон-ря, тогда из Лукиановой пуст. в мон-рь была принесена с крестным ходом икона Рождества Пресв. Богородицы (в 1771 традиция совершать крестный ход с чудотворным образом была возобновлена и приурочена к 6-му воскресенью после Пасхи). Л. преставился в праздник Рождества Пресв. Богородицы. В этот день он причастился Св. Христовых Таин и долго молился перед чудотворной иконой. Когда подвижник ослабел, ученики вывели его на монастырский двор и положили на траве, здесь братия простилась с настоятелем.
Архим. Леонид (Кавелин) относил преставление Л. к 1655 г. (см.: Леонид (Кавелин), архим. 1884. С. 35), поскольку в «Сказании об Успенском монастыре» говорится, что преподобный прожил еще 5 лет после устроения жен. обители. Н. С. Стромилов в Житии Л. (ГИМ ОПИ. Ф. 195 (Стром.). Ед. хр. № 616. Л. 33 об.), напротив текста о преставлении святого в 7163(1654) г., поставил карандашом: 1653. На полях он проставлял даты из монастырского Летописца. Но указанный год не согласуется с датой освящения ц. Успения - 15 авг. 1654 г.
После преставления Л. в пустынь пришел старец Тихон, в свое время изгнавший святого из Кожеручского мон-ря, и отслужил панихиду на могиле Л. Архим. Иосиф, раскаявшись в том, что имел вражду на святого, просил нового строителя прп. Корнилия Александровского взять Симеоновский монастырь под свою опеку, но Корнилий отказался (обитель была передана Троице-Сергиеву мон-рю). На рубеже XVII и XVIII вв. над могилой Л. построили часовню. На гробнице святого находилась икона с изображением преподобного в рост (литографии с иконы были сделаны в кон. XIX в. попечением Н. С. Стромилова). Существовал также живописный образ Л. на холсте. На стенах часовни размещались «летописи» с изложением пророчеств святого, его Жития и истории основания александровского Успенского мон-ря. На гробнице Л. было написано его завещание, зафиксированное в тексте Жития и в монастырском Летописце («Братие, храните веру в послушании безроптивомъ...» - Стромилов. 1893. С. 22. Примеч. 1). Впосл. в часовне был установлен 2-ярусный иконостас, в 1916 г. написан новый надгробный образ Л. Икона преподобного находилась также в больничной ц. во имя вмц. Екатерины. Ежегодно в праздник Рождества Пресв. Богородицы в часовне служили панихиду по Л. 8 сент. 1893 г., в день празднования 300-летия обретения чудотворной иконы Божией Матери, в Екатерининской ц. была совершена заупокойная литургия по основателю обители. Торжественный крестный ход вокруг мон-ря с чудотворной иконой завершился панихидой в часовне.
В 1922 г. пустынь закрыли, в 1926 г. разрушили часовню преподобного, к 2016 г. сохранился только фундамент, ведется реставрация памятника. Лукианова пуст. была возобновлена в 1991 г. В советские годы мощи святого оставались под спудом, в 1992 г. состоялось их обретение, в наст. время они находятся в храме Богоявления. Святой канонизирован в составе Собора Владимирских святых в 1982 г.
Несмотря на то что церковное прославление Л. произошло только в 1982 г., его почитание не прерывалось на протяжении более 3 столетий, о чем свидетельствует, в частности, существование изображений святого. Внешний облик Л. в Житии XIX в. имеет достаточно определенную характеристику: «Бяше же преподобный по плотскому образу, возрастом мал, лицем блед, очи имея воглубленны, нос продолговат и тонок, ланиты влущени, браду имея русу и широку но продолговату и мало проседу» (РГБ Троиц. II. № 85. Л. 41); «будучи сорока пяти лет, казался уже дряхлым старцем» (Стромилов. 1903. С. 22).
На обложке кн. «Акафист, житие и молитвы прп. Лукиану Александровскому» (Св.-Лукианова муж. пуст., 2014) воспроизведена икона воронежского иконописца С. С. Красавина (2012), на к-рой Л. изображен в рост.\tab
После прославления Л. были созданы его поясные прямоличные образы, напр., на выносной 2-сторонней иконе, где на одной стороне изображен Л., на другой - прп. Корнилий Александровский (1999, алтарь Богоявленской ц.). Л. представлен с благословляющей десницей и с развернутым вверх свитком в левой руке; на свитке текст повторяет начальные строки надписи с литографии 1868 г. (см.: Акафист. 2014. С. 16). Еще один вариант иконографии Л.- с «моделью» пустыни в руках - представлен на иконе, находящейся над ракой Л. в Богоявленской ц. (2000, иконописец Ю. С. Крупичева (Елисеева), выпускница Иконописной школы при МДА, см.: Там же. С. 2). На обеих иконах Л. с непокрытой головой.
Особый извод представлен на иконе, написанной в 2003 г., из алтаря Богоявленской ц. Лукиановой пуст. (иконописец К. В. Фёдорова, Иконописная школа при МДА; см.: Лука (Головков). Традициям верны. С. 69). Здесь использована композиция Печерской иконы Божией Матери, где Л. (слева) и прп. Корнилий (справа) молитвенно предстоят Пресв. Богородице. Этот образ был повторен в 2014 г. Н. Н. Перепоновой (московская артель «Святая Русь»). В притворе Богоявленского храма находится вариант изображения Л. и прп. Корнилия, предстоящих Пресв. Богородице (Л. с «моделью» пустыни).
В настенной композиции «Богоматерь на престоле, с преподобными», выполненной в 1895 г. на своде ц. Успения Пресв. Богородицы александровского Успенского мон-ря в академической стилистике, после ее реставрации и поновления в нач. 90-х гг. XX в. изображение схимника, расположенное слева, было подписано как прп. Лукиан. Судя по тексту свитка в руке святого, первоначально это была Печерская икона Божией Матери с преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими.
Образ Л. включен в многофигурную композицию «Собор Александровских чудотворцев», напр. на иконах нач. 2000-х гг. из собрания митр. Евлогия (Смирнова) (иконописец мон. Амвросия (Митрофанова)), из алтаря Троицкого собора александровского Успенского мон-ря (владимирские иконописцы). Как правило, святой представлен в 1-м ряду вместе с прп. Корнилием. Ок. 2010 г. для местного ряда иконостаса Троицкого собора александровского Успенского мон-ря мастером Л. А. Оксаничевым выполнен большой 5-фигурный образ «Собор святых града Александрова». Л. изображен также на современных иконах «Собор Владимирских чудотворцев» (напр., в Княгинином мон-ре во Владимире).