(Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?), Иерусалим), прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), Полоцкая, игумения, основательница 2 мон-рей в Полоцке, дочь кн. Святослава (Георгия) Всеславича, внучка полоцкого кн. Всеслава Брячиславича.
Е. сохранилось в большом количестве (не менее 130) списков XVI-XVII вв. в составе сборников и Миней четьих, списки подразделяются на неск. редакций (Воронова Е. М. Житие Евфросинии Полоцкой. С. 147-148; существующие классификации текста не учитывают всех особенностей рукописной традиции и нуждаются в уточнениях). Исследователи (архиеп. Филарет (Гумилевский), В. О. Ключевский, Е. Е. Голубинский, А. И. Соболевский) единодушны во мнении, что первоначальный текст Жития, изобилующий многочисленными историческими реалиями, был создан в домонг. время, однако в дошедших списках представлен вариант, испытавший сильное влияние стиля «плетения словес», к-рый получил известность в рус. литературе не ранее рубежа XIV и XV вв. Наиболее ранний список пространной редакции Жития Е. был найден Б. М. Клоссом - ГИМ. Епарх. № 406, нач. XVI в. Данная рукопись, содержащая также службу Е., происходит из западнорус. земель, создана не в Полоцке (см. ниже). С уверенностью можно говорить о редактировании Жития Е. в 30-х гг. XVI в. при составлении в Новгороде Великих Четьих-Миней (этот вариант представлен и во всех позднейших списках Миней четьих) и при включении Жития в 60-х гг. того же столетия в «Книгу степенную царского родословия». В 1700 г. новая редакция пространного Жития Е., основанная на версии Великих Четьих-Миней, вышла в свет в составе «Книги житий святых» свт. Димитрия Ростовского (К., 1700. Т. 3. Л. 638-642 об.). Пространные редакции Жития Е. создавались в XIX-XX вв.
В ограниченном числе списков XV-XVI вв. известно проложное Житие Е., созданное, вероятно, во 2-й пол. XV в. в Западнорусской митрополии. Древнейший список краткого Жития Е. обнаружил Клосс в Прологе посл. четв. XV в. (БАН. 33.19.8). 2 др. списка данной редакции входят в Прологи из бывш. собрания Виленской публичной библиотеки (ныне ф. 19 БАН Литвы): № 98 (переписан в 1530 для Луцкой кафедры) и № 99 (кон. XV (?) - 1-я четв. XVI в.), в их основе (судя по наличию в обоих списках Жития свт. Игнатия, еп. Ростовского), вероятно, лежит рукопись ростовского происхождения. Новое проложное Житие, отличное от встречающегося в более ранних рукописях, составлено для издания 1662 г. на основе текста в Степенной книге (см.: Кучкин В. А. Первые издания рус. Прологов и рукописные источники издания 1661-1662 гг. // Рукописная и печатная книга. М., 1975. С. 143, 145, 151). Истории Жития Е. в великорус. рукописной и старопечатной традиции (кроме его включения в ВМЧ) присущ определенный политический оттенок. Вполне вероятно, что создание новой редакции пространного Жития для Степенной книги связано со взятием Полоцка рус. войсками в 1563 г., а появление проложной редакции 1662 г.- со сдачей Полоцка в 1654 г. и последовавшим за этим включением в царский титул Алексея Михайловича термина «Белая Русь».
Согласно Житию, Е. была «лепа лицем», умна, мн. женихи добивались ее руки. Однако, утвердившись во мнении о бренности земной жизни, святая в 12 лет решила оставить «красоту и славу мира сего» и посвятить себя служению Богу. Ок. 1116 г., когда умер ее дядя кн. Роман Всеславич, а его вдова стала настоятельницей женского монастыря, Предслава умолила игумению постричь ее в монашество. Княжна получила в иночестве имя в честь прп. Евфросинии Александрийской. С детства Предслава любила учение, много читала, особенно Свящ. Писание, усвоила навыки каллиграфического письма. С разрешения Полоцкого еп. Илии княжна-инокиня поселилась в келье возле полоцкого Софийского собора, имевшего богатую б-ку. Е. переписывала книги по заказам горожан, вырученные деньги раздавала нищим.
Однажды во сне Е. явился ангел и указал новое место для подвигов - загородное Сельцо, подворье Полоцких епископов, с деревянной ц. Спасителя. Еп. Илия, получивший такое же откровение свыше, благословил создание в Сельце полоцкого Евфросиниева женского монастыря и назначил Е. его игуменией. Свидетелями этого акта явились полоцкий кн. Рогволод (Борис) Всеславич, отец Е. кн. Святослав Всеславич, бояре и «честные мужи». Незыблемость монастырского владения была подтверждена грамотой епископа: «Се отдаваю Еуфросинии место святого Спаса при вас, да по моем животе никто же не посудит моего даяния» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 210). Е. основала жен. монастырь в 1127-1128 гг., поскольку в этот короткий период кн. Борис Всеславич сидел на полоцком столе.
Почти сразу же после основания обители при ней открылась школа для девочек, в к-рой, в частности, обучалась младшая сестра Е. Городислава, принявшая в обители постриг с именем Евдокия. Затем в мон-рь пришла двоюродная сестра Е. кнж. Звенислава Борисовна, принявшая здесь иночество с именем Евпраксия (княжны приняли монашество вопреки воле родителей). Е., Евдокия и Евпраксия были в числе первых насельниц Спасского монастыря. Позднее к ним присоединились племянницы Е. Кироанна (в иночестве Агафия) и Ольга (в иночестве Евфимия), в мон-рь также поступали мн. жительницы Полоцка и окрестностей. Насельницы жили «яко едина душа» и выражали «едину мысль в молитвах к Богу». Е. учила монахинь терпению и воздержанию, душевной чистоте и смирению. В Житии приведены 2 фрагмента поучений полоцкой игумении. Их основной темой является преображение внутреннего человека ради приближения к Богу: «Нивы ваша во едину меру стоят, не растуще, ни поступающе горе, а год приспевает во свершение... Потьщитеся, чада моя... сотворитеся пьшенице и смелетеси в жерновах смирением, и молитвами, и постом, да хлеб чист принесетеся на трапезу Христову» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 214). Икона Преображения Господня наряду с поясным образом Спасителя помещалась на печатях Е. (известны фрагменты 3 вариантов печатей святой, 2 обломка печатей были найдены на Городище (княжеская резиденция) в Новгороде, что свидетельствует о контактах Е. с новгородскими князьями; см.: Янин, Гайдуков. 1998. С. 41, 127).
Княжеские пожалования и вклады горожан укрепили материальное положение Спасского мон-ря, что позволило игумении приступить к его обустройству. Под рук. зодчего Иоанна в обители был возведен каменный храм Спасителя (сохр. до наст. времени). Житие Е. сообщает о происшедшем при строительстве чуде. Для завершения здания не хватало плинфы (широкого плоского кирпича), опечаленная Е. обратилась с молитвой к Богу, и на следующее утро в печи оказалось нужное количество плинфы. В тот же день храм был закончен, на нем был водружен крест.
Позднее Е. задумала создать еще одну каменную церковь - во имя Пресв. Богородицы. Когда храм был окончен, его украсили росписью, иконами. При нем был основан муж. мон-рь. Е. решила поместить здесь находившуюся в Эфесе Эфесскую икону Божией Матери, по преданию написанную евангелистом Лукой. Между 1157 и 1169 гг. преподобная послала имп. Мануилу I Комнину и патриарху Луке Хрисовергу «дары многоценные» с просьбой «отпустить» Эфесскую икону в Полоцк. Патриарх и император откликнулись на ее просьбу: посланные ими 700 вооруженных всадников сопровождали икону до К-поля, где она была передана полоцким послам. Е. поставила икону в ц. Пресв. Богородицы, украсив ее «златом и каменьем многоценным». Каждый вторник святыню выносили из храма и обходили с ней все городские церкви. Вероятнее всего, Эфесская икона оказалась в Полоцке ок. 1160 г., поскольку в 1161 г. местный мастер Лазарь Богша выполнил для Е. крест (см. Евфросинии Полоцкой, преподобной, крест), в к-рый были вложены реликвии, очевидно привезенные к тому времени из Византии (частица Древа Креста Господня, частицы камней от Гроба Господня и от Гроба Богоматери, кровь вмч. Димитрия Солунского, частицы мощей первомч. Стефана и вмч. Пантелеимона и др.). Эфесская икона Божией Матери, так же как и крест, не сохранилась. (С иконы, как предполагают, в кон. XIII - нач. XIV в., была сделана копия, к-рая хранится в ГРМ (см.: Шалина. 1996). В 1997 белорус. мастер Н. П. Кузьмич воссоздал крест Е., реликвия находится в Спасском монастыре.) По-видимому, успешным контактам Е. с к-польским двором и патриархом способствовали предшествующие связи полоцких князей с визант. аристократией, установившиеся после того, как в 1030 г., в княжение Мстислава Великого, полоцкие князья были высланы из своих владений в К-поль (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 293).
В конце жизни Е. решила совершить паломничество в Иерусалим. Поручив попечение об обоих основанных ею мон-рях сестре Евдокии, Е. в сопровождении брата кн. Давида и сестры Евпраксии отправилась в путь. Близ К-поля они встретили императора, шедшего «на Угры». Правитель «с великою честью» отправил паломников в столицу. Е. молилась в к-польском храме Св. Софии и др. церквах. Получив благословение патриарха, преподобная отправилась в Иерусалим, находившийся тогда под властью латинян. В Иерусалиме Е. остановилась в рус. мон-ре Пресв. Богородицы. Полоцкая игумения поклонилась Гробу Господню и пожертвовала для него «злата много», золотую кадильницу и «многоразличные фимианы». Вскоре святая заболела. Предчувствуя кончину, она пожелала быть похороненной в лавре св. Саввы. Однако это было невозможно для женщины, поэтому ее тело было погребено в мон-ре прп. Феодосия Великого под Иерусалимом.
Год кончины Е. в Житии не указан. В западнорус. публикациях 1-й пол. XVII в. (виленское (1640) и киевское (1643) издания «Полуустава») в качестве даты смерти Е. указывается 1173 г., эта же дата принята большинством агиографов. Правдоподобность данной версии подтверждается тем обстоятельством, что в 1173 г. скончался венг. кор. Стефан и имп. Мануил I двинулся с войсками в Венгрию с целью посадить на трон своего ставленника Белу III, император остановился в Софии, ожидая прибытия венгерских послов. Во время этого похода император, по-видимому, повстречался с Е. и ее спутниками, направлявшимися в К-поль. Впрочем, также вероятной представляется гипотеза, относящая кончину Е. к 1167 г., когда имп. Мануил I Комнин предпринял масштабный поход на Венгрию. Император некоторое время стоял лагерем на берегу Дуная, куда прибыли послы рус. князей и митрополита.
В 1915 г., когда нем. войска приближались к Полоцку, мощи Е. в числе др. святынь были эвакуированы в Ростов и помещены в Авраамиевом ростовском в честь Богоявления монастыре. В апр. 1920 г. мощи Е. подверглись вскрытию (см. Вскрытие мощей), но вскоре насельницам обители удалось вернуть святыню в Полоцк. 13 мая 1922 г. гробница Е. была вскрыта в Спасо-Евфросиниевом мон-ре, раку власти реквизировали, впосл. она была утрачена. Мощи преподобной были отправлены на атеистическую выставку в Москву, оттуда - в краеведческий музей Витебска. В 1924 г. Спасо-Евфросиниев мон-рь был закрыт, его здания переданы военным. В 1941 г., во время нем. оккупации, верующие витебчане перенесли мощи преподобной в витебскую Покровскую ц., 23 окт. 1943 г. они вернулись в полоцкую Спасо-Евфросиниеву обитель, в к-рой возобновилась монашеская жизнь. В 1960 г. монастырь вновь закрыли, мощи Е. находились на попечении приходской общины, созданной при монастырских храмах, до открытия обители в 1990 г. В 2003 г. началось изготовление новой серебряной раки для мощей Е. (мастер Кузьмич) по образцу утраченной. 3 июня 2007 г. по благословению архиеп. Полоцкого и Глубокского Феодосия (Бильченко) в Крестовоздвиженском соборе Спасо-Евфросиниева мон-ря было совершено частичное переоблачение мощей Е., помещенных в новый кипарисовый гроб (полное переоблачение св. останков совершалось в 2006). 5 июня 2007 г. митр. Минский и всея Белоруссии Филарет (Вахромеев) освятил в Крестовоздвиженском соборе новую раку, в к-рой упокоились мощи Е. Гроб с частицей мощей святой находится в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры.
Е. началось, по-видимому, вскоре после кончины преподобной: в кон. XII - нач. XIII в. Стихира Е. (точнее, «всечестней Еуфросине»), характеризуемой как «осеняющее древо и некопаное корение Русьстей земли», содержится в Стихираре кон. XII - нач. XIII в. РНБ. Соф. № 96. Вариант ее (с указанием «Полоцка града») включен во все известные списки службы преподобной. Полная служба Е. встречается в рукописях гораздо реже, чем пространное Житие, она известна в ряде списков XVI-XVII вв., старший из к-рых, как установил Клосс, находится в сборнике нач. XVI в. (ГИМ. Епарх. № 406). В ряде списков (напр., ГИМ. Син. № 677. Л. 654) в заглавии имеется указание: «творение кир, имеяй разум да разумеет», однако акростих по тропарям не читается (Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 185).
О раннем возникновении почитания Е. свидетельствуют подробности в пространном Житии святой, сохранившиеся в предании. Этому утверждению не противоречит достаточно поздняя датировка списков пространного Жития и службы Е., поскольку аналогичная ситуация наблюдается в отношении большинства рус. святых XI-XIII вв., за исключением св. князей Бориса и Глеба. Почитание св. княжны долгое время носило местный характер, ограничиваясь Полоцкой епархией (если не собственно городом), где особый статус имел Спасо-Евфросиниев мон-рь. В привилеях Полоцкой земле XVI в. (отражающих и более ранние документы) на великокняжескую власть накладывалось обязательство «не вступатися в дом Божий Святыя Софея и в дом Божий Святого Спаса». И епископская кафедра, и Спасо-Евфросиниев мон-рь находились под патронатом Полоцка, назначавшего 2 старост для надзора за их имуществом. Между XIII в. и 1514 г. почитание Е., возможно, установилось в Смоленске, где какое-то время находился драгоценный крест Е.
На локальный характер почитания преподобной как в древнейший период, так и по крайней мере до XVI в. указывает отсутствие ее памяти (даже в качестве позднейших приписок) в месяцесловах не только в пергаменных Евангелиях (даже в кодексах, созданных либо бытовавших в Полоцке, таких как РНБ. Погод. № 12 («Полоцкое Евангелие»), кон. XII - нач. XIII в.; Там же. F. п. I. 17, 2-я пол. XIV в.), в Апостолах и Обиходниках XIII - 1-й пол. XV в., в к-рых рус. материал вообще скуден (см.: Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001), но и в более богатых в этом отношении списках Иерусалимского устава, Псалтирей с восследованием и Часословов XV - 1-й пол. XVI в. Имени Е. нет в месяцесловах, написанных и изданных в Зап. Руси в XV-XVI вв., напр., в месяцесловах при краковском Часослове 1491 г. и в Великом Требнике Киевской митрополии ок. 1541 г. (Б-ка Ватикана. Borg. Illir. 15; cм.: Ваврик М. Цiнний пам'ятник обрядовости Киïвськоï митрополii XV-XVI ст. // Analecta OSBM. 1963. Vol. 4(10). Fasc. 3/4. P. 391-460; Джурова А., Станчев К., Япунджич М. Опис на славянските ръкописи във Ватиканската б-ка. София, 1985. С. 172). Служба Е. отсутствует в майском томе Миней служебных, переписанных в 1487-1488 гг. в Вильно по заказу маршалка Великого княжества Литовского А. А. Солтана (РГАДА. Ф. 181. № 422). Пространное Житие преподобной не было включено в составленный во 2-й четв. XVI в. в Зап. Руси (в Супрасльском мон-ре или при митрополичьей кафедре в Новогрудке) 3-томный Торжественник минейный (Вильнюс, БАН Литвы. Ф. 19. № 105; см.: Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публичной библиотеки, церковнославянских и русских. Вильна, 1882. С. 221-228). Показательно полное отсутствие списков службы и Жития Е. в собраниях Польши, где сосредоточены по преимуществу рукописи западноукр. (галицийского) происхождения (Naumow A., Kaszlej A. Rękopisy cerkiewnosłowianskie w Polsce: Katalog. Kraków, 2004; единственный упоминаемый здесь список службы (С. 282-284; № 592 - Варшава, Нац. б-ка. Akc. 2715) великорус. происхождения либо восходит к великорус. оригиналу). В Западнорусской митрополии вплоть до нач. XVII в. (периода, последовавшего за Брестской унией) не сформировалось в отличие от Московской Руси понятие Собора святых. Причиной этому отчасти была концентрация большинства русских святых домонг. времени в Киеве (исключение в этом смысле составляли лишь Е. и прп. Авраамий Смоленский).
Ок. рубежа XV и XVI вв. тексты, посвященные Е., появляются в западнорус. рукописях не полоцкого происхождения. В сборнике нач. XVI в. (ГИМ. Епарх. № 406), содержащем, по наблюдениям Клосса, один из старших списков службы и пространного Жития Е., сохранилась запись, возможно копийная, к-рая представляет собой отрывок из послания некоего Давида («Давыдища») к неустановленному архиерею («твоей честной святыни») с просьбой помочь книгами, в которых после разорения Киева и его окрестностей в 1482 г. ордой Менгли-Гирея («киевщина») даже в Киево-Печерском мон-ре испытывали недостаток (КЦДР: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991. С. 401). Судя по наличию в сборнике также Жития прп. Авраамия Смоленского, просьба была обращена в Полоцк (епископ к-рого Иона (Глезна) после 1488 стал Киевским митрополитом) или в Смоленск. Краткое Житие Е. находится в составе Пролога сводной редакции (соединяющей стишную и нестишную версии), переписанного в 1530 г. в Луцке для кафедрального собора (Вильнюс, БАН Литвы. Ф. 19. № 98). Однако в дальнейшем эта практика не получила широкого распространения, и списки проложного Жития Е. встречаются гораздо реже, чем списки пространного Жития. Включение памяти Е. в месяцесловы при печатных Часословах («Полууставах»), изданных в 1640 г. в Вильно и в 1643 г. в Киево-Печерском мон-ре (а также в более поздние издания), следует связывать с деятельностью митр. св. Петра (Могилы) по обустройству и упорядочению церковной жизни митрополии. Е. (называемая «радование полоцкое и девам сияние») вспоминается в 8-й песни канона Печерским святым, составленного ок. 1643 г. по благословению митр. Петра (Могилы) протосинкеллом и экзархом К-польского патриарха Мелетием Сиригом (Дива печер лаврьских. С. 148; впервые канон опубликован в киево-печерском издании 1693 г. «Акафисты со стихирами и канонами»).
В XVI в. под влиянием почитания Е. и в значительной мере в противовес ему возникает, первоначально, вероятно, среди полоцких католиков, легенда о «двойнике» Е.- католичке Параскеве-Пракседе, совершившей паломничество в Рим, построившей там храм и в нем погребенной (Сапунов А. Католическая легенда о Параскеве, княжне полоцкой. Витебск, 1888; Пуцко В. Г. Славянская надпись на кресте-реликварии из Полоцка // Slovo. Zagreb, 1980. Br. 30. S. 101-122). Первые упоминания о ней содержатся в пространных («младших») белорусско-литов. летописях XVI в. (ПСРЛ. М., 1975. Т. 32 (по указ.); М., 1980. Т. 35 (по указ.)).
Много неясного остается в истории почитания Е. в Московской Руси. Память святой до сер. XVII в. не была включена в рукописные и печатные месяцесловы (как в самостоятельные издания святцев, так и в помещаемые при богослужебных книгах). Взятие в 1563 г. рус. войсками Полоцка, несмотря на то что в походе армию сопровождал чудотворный крест Е., не оказало заметного воздействия на распространение ее почитания, либо оно было кратковременным. В Московской Руси служба Е. отсутствует в служебных и праздничных Минеях, нет ее в «Минеях новым чудотворцам» сер. XVI-XVII в., включающих преимущественно службы и жития святых, канонизированных на Соборах 1547 и 1549 гг. и в более раннее время (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2 (= ЧОИДР. Кн. 4). С. 185, 194-235; № 486-490; Калиганов И. И. Георгий Новый у восточных славян. М., 2000. С. 460-495). А. В. Горский и К. И. Невоструев констатируют отсутствие этой службы как в современной им, так и в старопечатных Минеях. Редкое исключение составляют праздничные Минеи рус. святым: ГИМ. Син. № 677 (сер.? XVI в.); Там же. Увар. № 681-F и РГБ. Егор. № 914 (обе рукописи написаны по заказу Строгановых для их вотчинных церквей ок. 1591/92 и восходят, вероятно, к одному оригиналу); Варшава, Нац. б-ка. Akc. 2715 (1-я пол. XVII в.), отличающиеся исключительной полнотой набора памятей рус. святых и праздников (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 172-194; № 485; Калиганов. Георгий Новый. 2000. С. 467-473; № 4, 5; Naumow, Kaszlej. Rękopisy cerkiewnosłowianskie w Polsce. 2004. S. 282-284; N 592). Память Е. приведена в Месяцеслове келаря Троице-Сергиева монастыря Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. № 201. Л. 318 об.), в нек-рых списках «Описания о российских святых» (С. 259-260; сочинение известно в рукописях XVIII-XIX вв.). В качестве дней памяти Е. иногда указываются 22 и 24 мая.
В 1847 г. в Спасо-Евфросиниевом мон-ре во имя Е. был освящен храм. В 1900 г. по просьбе настоятельницы обители игум. Евгении (Говорович) иером. сщмч. Никодим (Кононов) написал акафист святой. Совр. служба на преставление Е. утверждена Синодом в 1893 г., в 1911 г. была составлена и издана служба на перенесение мощей преподобной из Киева в Полоцк. Канонизация Е. подтверждена включением ее имени в Собор Белорусских святых (празднование установлено в 1984 по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова)). В 2007 г. решением Синода Белорусского Экзархата 24 мая (6 июня) установлено празднование в честь перенесения мощей Е. из Киева в Полоцк и введена в церковное употребление служба, составленная в 1911 г. В 1995 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил храм во имя Е. в Минске. Посвященные преподобной храмы действуют в Вильнюсе, Карсаве (Латвия), Новосибирске и др. городах.
В нач. XX в. в Полоцке существовало Евфросиниевское братство, членами к-рого были служащие кадетского корпуса и полоцкое городское духовенство, братство содержало приют для беспризорных детей на 9 чел. В нач. 90-х гг. XX в. в Минске в правосл. приходе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» начало работу Свято-Евфросиниевское сестричество, члены которого помогают детям-сиротам, больным и немощным людям, работают в домах инвалидов. В совр. Белоруссии существует неск. общественных орг-ций, носящих имя Е.: с 1993 г. действует Всебелорусский жен. фонд Е., в кон. XX в. был создан Центр правосл. просвещения им. Е.
Сравнительно недавно обнаружен подлинный ктиторский «портрет» Е., написанный при входе в ее келью в юго-зап. части на хорах Преображенской ц. (Сарабьянов. 2007. С. 21, 157, 165). Она представлена в рост, в монашеском одеянии и куколе, подносящей храм Иисусу Христу, лик утрачен. Нимб отсутствует, что указывает на создание фрески вместе со всем комплексом росписей кельи предположительно в нач. XIII в., по др. версии, в 50-х гг. XII в. (ок. 1161), когда началось почитание Е.
Иконография Е. получила развитие преимущественно в Новое время в России, на Украине и в Белоруссии. В текстах иконописных подлинников XVIII в. под 23 мая внешний облик святой уподобляется прмц. Евдокии (БАН. Строг. № 66. Л. 109, кон. XVIII в.; Большаков. Подлинник иконописный. С. 101). В рукописи Г. Д. Филимонова содержится более подробное описание: «И преподобныя матере нашея Евфросинии девицы, игумени обители святаго Спаса в Полоцке; подобием бледа лицем от пощения, ризы преподобническия, как у преподобномученицы Евдокии. Тщанием сея преподобныя принесен из Ефеса образ пресвятыя Богородицы Одигитрии, что Евангелист Лука написал, во град Полоцк, и поставлен во обители и в церкви Всемилостиваго Спаса» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 351-352). В руководстве для иконописцев 1910 г. о внешности Е. сказано: «...типа русскаго, преклонных лет, собой красива, но очень худа от поста и бледна, ростом высока; одежды монахинь... Ей можно писать хартию с ея изречением: Никакоже хотяше сочетатися земному смертному мужу, уязвлена бывши желанием Безсмертнаго Н[е]б[ес]наго Жениха Хр[ис]та С[ы]на Б[о]жия, весь бо ум свой преложи на любовь Б[о]жественную» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 291).
К наиболее ранним сохранившимся изображениям святой в иконописи принадлежит небольшая (86×33 см) деисусная ростовая икона, находящаяся в верхнем ряду иконостаса в приделе во имя мц. Софии Смоленского собора Новодевичьего мон-ря. Икона написана в 1685 г. под рук. Ф. Е. Зубова (ГИМ). Святая представлена в молении, в мантии и в куколе, вполоборота вправо («одесную» Иисуса Христа), рядом с прмц. Евдокией. В том же ряду помещены изображения др. преподобных жен («Обитель пресветлая и дивно украшенная...»: К 480-летию основания Новодевичьего мон-ря: Путев. по экспозиции. М., 2004. С. 15-17; Гос. ист. музей: Альбом. М., 2006. С. 594. (Гос. музеи России)). Е. изображена также на шитом оплечье фелони с образами Киево-Печерских преподобных 1750 г. (НКПИКЗ), где в 2 ряда представлены святые перед образом Успения Пресв. Богородицы над Успенским собором Киево-Печерской лавры. Е.- в 1-м ряду крайняя справа, рядом с прп. Пименом Многоболезненным, в рост, фронтально, десница прижата к груди, в опущенной левой руке - четки. Оплечье является вкладом серпуховского купца В. Кушкина в Успенский собор лавры (Вклади та вкладники Успенського собору Києво-Печерськоï лаври XVI - поч. XX ст.: (Сакральнi тканини i вироби з металлу у зiбраннi НКПИКЗ): Кат. К., 2005. С. 32. № 59; Духовна спадщина подвижникiв Христа вiдлунням пам'ятi жива. К., 2001. С. 31. Ил.).
В 1-й трети XIX в. было создано большое полотно с фигурой Е. (находится в трапезной ц. во имя Е. Евфросиниева мон-ря в Полоцке), стоящей в келье вполоборота вправо возле стола с крестом, книгами и четками, в левой руке крест работы ювелира Лазаря Богши (1161 г., см. Евфросинии Полоцкой, преподобной, крест), правая - ладонью указывает на княжеские регалии (горностаевую мантию, скипетр и венец; этот жест встречается преимущественно на изображениях вел. кн. блгв. Александра Невского). Взор святой, обращенный вверх - характерная особенность произведений академической живописи, восходящая к искусству XVIII в. Е. облачена в монашеское одеяние с наперсным крестом; фон темный с небольшим высветлением возле головы. В 1960-1991 гг., когда обитель была закрыта, приходская община Преображенской ц. совершала с этой иконой крестные ходы вокруг монастырских храмов в дни памяти Е. Судя по надписи, с иконы из Преображенской ц. обители в 30-х гг. XIX в. выполнена литография (ГИМ) необычного извода: преподобная в апостольнике, с нимбом католич. типа смотрит вниз, она стоит в келье возле окна с видом на церковь, рядом с ней стол с крестом на горностаевой мантии и аналой с раскрытой книгой, руки разведены; из окна на ее лицо падает луч света. В 1-й пол. XIX в. написан аналойный поколенный образ Е. с крестом и четками в руках, с частицей св. мощей, к-рый хранится в жировицком Успенском мон-ре.
В Киево-Печерской лавре, где до 1910 г. пребывали мощи Е., имеется неск. ее изображений. В Дальних пещерах остались рака и икона с частицей мощей Е. (рядом пространная надпись: «На сем месте 737 лет почивали св. мощи преподобной Евфросинии... 20 апреля 1910 года сии св. мощи по неоднократным, усиленным просьбам полочан... перенесены в благословенный град Полоцк в Спасо-Евфросиниев монастырь... здесь, где покоились мощи, поставлена сия святая икона преподобной с частицею св. мощей ее»). Это изображение, созданное ок. 1910 г. лаврским иконописцем В. Сониным, представляет святую, лежащую во гробе, в схиме, с куколем на голове, со сложенными крестообразно на груди руками, глаза закрыты (см., напр., воспроизв. раки Е. с гравюры кон. XIX в. в кн.: Арлоў. 1992. Вкл.).
Над ракой находится икона 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры: Е. представлена возле стола или аналоя, правая рука лежит на раскрытой книге с текстом: «Блажени вси боящиися Г[оспо]да, ходящии в путех его…» (Пс 127. 1), левая возле груди повернута ладонью вовне; надпись: «С. Прп(д)ная Ефросиния Игумения Полоцкая». Эта иконография часто воспроизводилась в традиц. иконописи (икона 10-х гг. XX в., ЦАК МДА), в живописи и печатной графике, как на хромолитографии 1910 г. из мастерской Киево-Печерской лавры (ГМИР). Такая икона Е. с частицей мощей имеется в Успенском храме Святогорского мон-ря в пос. Пушкинские Горы; хромолитография этого извода находится в Преображенском храме полоцкого Евфросиниева мон-ря в изголовье ложа возле кельи Е. (Аляксееў, Лукашэвiч. 2004. С. 86). Подобная икона хранится и в Богоявленском соборе Полоцка (Мон-рь у ц. Спаса. 2000. С. 5).
В пещерных храмах Киево-Печерской лавры имеются росписи с образом Е., выполненные в реалистической манере в сер. XX в. (поновлены в нач. XXI в.), очевидно, на основе более ранней стенописи, уже существовавшей в сер. XIX в. В ц. во имя прп. Феодосия в Дальних пещерах на своде написан ростовой образ Е., на стене в подземной ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы- фронтальная фигура Е. в монашеской одежде, в левой руке - книга, правая прижата к груди. Узнаваемый образ Е., в апостольнике и клобуке, с наперсным крестом, посохом и четками в руках, без подписи, помещен в композиции Собора чудотворцев Дальних пещер в стенописи 1900-1902 гг. перед входом в лавру (иконописец Сонин).
Ко времени перенесения мощей Е. относится икона (ок. 1910, ГМИР), где святая изображена поколенно, в близкой к «киево-печерскому» изводу позе, но с др. атрибутами: большим 6-конечным крестом, воспроизводящим крест 1161 г., ветвью и четками, на обороте автограф, свидетельствующий о том, что икона была подарена вел. кнг. прмц. Елисаветой Феодоровной, к-рая участвовала в торжествах перенесения мощей Е. из Киево-Печерской лавры в полоцкий Евфросиниев мон-рь 22 мая 1910 г., вел. кнж. Ольге, старшей дочери имп. мч. Николая II («Дорогой Ольге от тети Элла 1910 Май 22»). Примером паломнической реликвии, изготовленной к этому событию, является небольшой образок на жести (ок. 1910, ГИМ).
На эмалевом образке 1915 г. (ГМИР) представлена полуфигура Е. со склоненной к левому плечу головой, с крестом в правой руке и ветвью в левой, в правом верхнем углу - благословляющий Иисус Христос, на обороте - надпись на красном бархате: «Благословение Преподобной Евфросинии Игумении Княж[ны] Полоц[кой] Ее И[мператорскому] В[ысочеству] В[еликой] Княжне Ольге Николаевне. 1915 г.». Подобные произведения ростовской финифти создавались в 1915-1920 гг. (ГМЗРК), когда после начала первой мировой войны мощи Е. были эвакуированы в Ростов и находились в Авраамиевом Богоявленском мон-ре.
Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. были широко распространены списки почитаемого образа Е. из Евфросиниева монастыря, к-рый датируется с XII по XVI в. (см., напр.: Сапунов А. П. Полоцкий Спасо-Евфросиниевский девичий мон-рь. Витебск, 1888. Ил. на форзаце). Икона утрачена после 1917 г., но ее иконография и отчасти стиль повторяются в сохранившихся образцах иконописи, монументальной живописи, графики. На первообразе Е. была представлена в рост, стоящей на облаке, в монашеском одеянии, с наперсным крестом, в деснице - крест 1161 г., четки на локте, в левой руке - белая лилия, на слегка склоненной вправо голове - закрытый венец, 2 слетающих с небес ангела венчают ее зубчатой короной. Под фигурой - пейзаж с видами полоцких храмов и мон-рей. В формировании этого извода использованы мотивы католич. церковного искусства (коронование, зубчатая корона западноевроп. типа, лилия - символ духовной и телесной чистоты, реалистическая трактовка образа).
Подобную иконографию воспроизводит, в частности, ряд икон кон. XIX - нач. XX в., в т. ч. в окладах (2 в ГМИР, Полоцкая худож. галерея), образ с благословением и датой 1901 г. на обороте из ц. свт. Николая Чудотворца в Ст. Изборске (Мон-рь у ц. Спаса. 2007. С. 5), а также ряд эстампов, напр. литография Г. А. Малкина по рис. Гребнева и Швейцера, изданная свящ. М. Дубровским и А. Сапуновым в Витебске в 1887 г. (ГМИР), хромолитография нач. XX в. товарищества И. Д. Сытина в Москве (ГМИР, см. также: Крест в России: Альбом / Авт.-сост.: С. В. Гнутова. М., 2004. С. 194. Ил. 206), хромолитография, выполненная Е. И. Фесенко в 1911 г. в Одессе (частное собрание). В нач. XX в., по-видимому во владимирских иконописных селах, была заказана серия небольших золотофонных икон упрощенного извода: фигура Е. с крестом и цветком в руках, увенчание ее короной, вид обители (Полоцкая худож. галерея, частное собрание). Существовали поясные иконы Е. с крестом 1161 г. в руках, созданные на основе гравированных изображений в посвященных Е. изданиях (см., напр.: «Служба на пренесение честных мощей преподобныя матере нашея Евфросинии, игумении Полотския, от града Киева во град Полотск». СПб., 1911).
Важным этапом в развитии иконографии Е. стал монументальный образ на вост. грани юго-зап. столпа в центральном нефе Владимирского собора в Киеве, написанный худож. В. М. Васнецовым в 1885-1896 гг. Святая представлена в рост, в небольшом повороте вправо в образе молодой женщины в монашеской одежде, к-рая смотрит вверх, ладони рук соединены в «замок» возле груди (в кн. «Собор св. равноап. кн. Владимира в Киеве» (К., 1898) на с. 88-89 ошибочно названа кнг. Евдокией Московской). Сохранился эскиз этой росписи, исполненный акварелью и гуашью (ГТГ, см.: ГТГ: Кат. собр. М., 2007. Т. 2: Рисунок XIX в. Кн. 1: А-В. С. 293-294. Кат. 1716. (Рисунок XVIII-XX вв.)), справа внизу авторская подпись карандашом: «В. В.». Известны живописные списки этой иконографии на пейзажном фоне, напр. в Успенском соборе г. Речица Гомельской обл. (Белоруссия), где останавливался пароход со св. мощами Е. при их перенесении в Полоцк.
По пути следования св. мощей Е. из Киева в Полоцк в храмах всех населенных пунктов процессию встречали с изображениями святой. Специально к этому событию были написаны большие ростовые иконы Е. В нек-рых городах они сохранились до наст. времени: в соборе Покрова Пресв. Богородицы в Речице, в кафедральном соборе Трех святителей в Могилёве, в оршанском Успенском жен. мон-ре и в Евфросиниевой обители в Полоцке. В г. Карсава на российско-латв. границе, в храме во имя Е., имеется 5 ее ростовых икон кон. XIX - нач. ХХ в. (2 с частицами мощей).
В монументальной живописи изображение Е. встречается среди рус. святых в росписи 70-х гг. XIX в. худож. М. Н. Васильева в приделе блгв. Александра Невского в храме Христа Спасителя (Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 78). Ок. 1869 г. московский живописец Е. Зотов выполнил росписи в соборе во имя апостолов Петра и Павла в Минске, в перечне рекомендованных настоятелем для изображения святых указана Е. (не сохр., см.: Ярашэвiч. 2006). Образ Е. 2-й пол. XIX в. (в рост, в схиме, со склоненной к плечу головой) имеется в верхнем регистре на юго-зап. стене Успенского собора Почаевской лавры. В стенописи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре, в академическом стиле представлено шествие рус. святых (работа кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. лаврских иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В композиции с фигурами подвижников XII в. Е. изображена в профиль, в княжеской одежде, с короной на голове между прп. Еразмом Киево-Печерским и вел. кн. блгв. Ростиславом Мстиславичем; вверху надпись: «св. Евфросиния кн. Полоцкая 1173». Скульптурный образ Е. в ряду рус. святых находится на юж. внутренних дверях (автор И. П. Витали, 1846-1850) в Исаакиевском соборе в С.-Петербурге.
Иконы Е. почитались и за рубежом. В лавре прп. Феодосия Великого близ Иерусалима, где первоначально была погребена Е., хранится ее ростовая икона - работа рус. иконописца нач. XX в. Святая изображена прямолично, в куколе, со скрещенными на груди руками, на золотом фоне, за ее спиной,- изображение обнесенного белой крепостной стеной мон-ря с златоглавым белокаменным храмом. В описи Валаамского мон-ря 1942 г. (АФВМ. Bd: 15. Л. 37) упоминается образ «Св. Евфросиния, кн. Полоцкая» на темном фоне (26×22 см), на оборотной стороне написано пожелание, чтобы «эта икона всегда находилась в дому Игумена, от монахини Минадоры» (предположительно образ хранится в Нововалаамском мон-ре в Финляндии). Изображение святой, выполненное в XX в., помещено в нише над входом в ц. во имя Е. в г. Саут-Ривер (США). Оно воспроизводит почитаемый образ из Евфросиниева мон-ря в Полоцке (Арлоў. 1992. Вкл.).
Известны изображения преподобной в составе избранных святых. Вместе с кнг. блгв. Евпраксией Псковской Е. в необычном одеянии (коричневая мантия, синий параман с Голгофскими крестами и белый плат), в правой руке - светлые четки возле груди, представлена на одном из клейм иконы «Собор всех святых Российских великих князей, княгинь и княжон рода царского» 60-х гг. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге). На иконе 10-х гг. XX в. (кафедральный собор в честь Сошествия Св. Духа в Минске) Е. в «васнецовском» типе изображена вместе с прп. Анной Кашинской, почитание к-рой было восстановлено в 1909 г., незадолго до перенесения мощей Е. из Киево-Печерской лавры в Евфросиниев мон-рь (Ярашэвiч. 2006. Ил. 36).
На иконе «Преподобные Исаакий Далматский и Анна Кашинская, с вмц. Екатериной, блгв. вел. кн. Александром Невским, вмч. Феодором Стратилатом и прп. Евфросинией Полоцкой» (ГМИР), являющейся вкладом некоего Федора в кафедральный Исаакиевский собор С.-Петербурга - в 1911 г., Е. представлена на левом поле на верхнем клейме - в монашеском одеянии и короне, с крестом и лилией. В верхней части - Тихвинская икона Божией Матери, которая считалась покровительницей сев.-зап. земель, в Исаакиевском соборе находился чтимый список этого образа. Надпись на иконе объясняет ее создание «в память светлых торжеств»: празднования в 1908 г. 50-летия освящения собора, возобновления почитания прп. Анны Кашинской и перенесения мощей Е. («...их же молитвами спаси, Господи, и раба Твоего Феодора. СПб. 8-го февраля 1911 г.»). Кроме того, здесь помещены фигуры небесных покровителей заказчика и, вероятно, членов его семьи.
Во 2-й пол. XIX в. возникла иконография «Собор святых жен, просиявших в Русской земле». На хромолитографии из ц. во имя ап. Иоанна Богослова подворья Леушинского мон-ря в С.-Петербурге представлено шествие св. жен (справа налево), во главе к-рого кнг. равноап. Ольга, за ней в числе других Е. Икона была обретена в 2002 г. в дер. Дмитриево Череповецкого р-на Вологодской обл. на берегу Рыбинского водохранилища, возможно происходит из Леушинского мон-ря (см.: Рус. жены-мироносицы: Обретение уникальной иконы // Леушино: Газ. 2004. № 8(85). 25 апр. С. 1-2).
Образ Е. неизменно вводился в композицию «Собор Киево-Печерских святых», к-рая со 2-й пол. XVIII в. получила большое распространение в иконописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (15 гравюр с этим сюжетом указаны Д. А. Ровинским - Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-633. № 1505-1520; Т. 4. С. 761-763. № 1505а, 1517). Обычно фигура Е. в клобуке, со сложенными на груди руками, с четками помещена крайней справа в 1-м ряду, в группе преподобных, мощи к-рых почивают в Дальних пещерах, напр. на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР); в иконописном среднике 2-й пол. XIX в. 3-створчатого складня (ЦМиАР); на ростовской финифти в форме овала сер. XIX в. (ЦМиАР, см.: Рус. эмаль XVII - нач. XIX в.: Из собр. музея им. Андрея Рублева. М., 1994. С. 127-129, 227-228. Ил. 160-162); на большой эмалевой иконе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии); на раскрашенном офорте 1-й четв. XIX в. (РГБ); на раскрашенной литографии 1883 г. из мастерской А. Абрамова в Москве (ГРМ, см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции / ГРМ. [СПб.], 1997. С. 169); на тоновой литографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. издания Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ) и др. На хромолитографии 1890 г. В. Васильева (Москва) (РГБ) Е. представлена во 2-м ряду правой группы святых; аналогичная иконография на хромолитографии 1882 г. (мастерская Кона и Одерфельда в Ченстохове) (РГБ). На иконе 2-й пол. XIX в. из собрания В. А. Бондаренко («И по плодам узнается древо...»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. [57]) оплечный образ Е. в схиме находится в верхнем ряду правой группы 1-й от центра. На живописной иконе «Собор преподобных отец, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» (1890), выполненной в лаврской мастерской (находится при нижнем входе в Дальние пещеры), фигура Е. со сложенными на груди крестообразно руками помещена в 1-м ряду слева.
В составе Соборов русских святых Е. изображена на поморских иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. иконописца П. Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ - Icônes russes: Les saintes / Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse), Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52) - в правой группе св. князей в верхнем ряду 3-я справа, вполоборота влево, в молении, за прп. Софией Суздальской. На иконе сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ - Ibid. P. 144-147. Cat. 53) она написана в правом верхнем ряду среди преподобных жен.
Е. изображена на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. письма мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ, СДМ - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239); на совр. списках этого извода, напр. в московских храмах свт. Николая в Клённиках (1997, Н. Е. Алдошина), Воскресения Христова в Сокольниках (2002, М. В. Пыжов), кн. равноап. Владимира (2001, М. Проскурова), в ц. свт. Николая Чудотворца на Глинках в Вологде (2004-2005, Н. В. Масюкова, см.: Совр. иконопись: Москва / Авт.-сост.: А. Л. Николаева. М., 2006. С. 43, 52-53, 110-111) и др. На нек-рых рус. иконах Миней (см., напр., кон. XX в.: ПЦК, 2003 г. М., 2002. Вкл.) под 23 мая помещена фигура Е.
В Евфросиниевом мон-ре мощи Е. были помещены в кипарисовую раку, обложенную серебром с позолоченными рельефами, эмалевыми изображениями и орнаментами. Рака была выполнена на пожертвования в 1910 г. по проекту П. А. Зыкова «в византийском стиле XII века». На лицевой стороне помещался рельеф с изображением перенесения мощей Е. из Иерусалима в Киево-Печерскую лавру (копия барельефа на раке святой в Киево-Печерской лавре), на др. стороне - закладка ц. Преображения Господня в Полоцке. На торце раки в изголовье был изображен крест 1161 г. в сиянии, напротив - древний вид Полоцка. Икона Е. на крышке раки была написана на кипарисе в реалистической манере иконописцем Ф. Е. Егоровым в С.-Петербурге: преподобная в схиме, с куколем на голове и крестом в руках представлена фронтально, глаза закрыты, чеканный оклад оставлял открытым только личное (Мон-рь у ц. Спаса. 2000. С. 38-39; Арлоў. 1992. Вкл.; Мон-рь у ц. Спаса. 2007. С. 70-72). В Евфросиниевом мон-ре хранится поясной живописный фрагмент нач. XX в. (вырезан по контуру фигуры), иконографически близкий к изображению Е. на раке. С него в 2006 г. был сделан список для восстановленной раки (брестский худож. И. Романчук). В кон. XIX в. в Преображенской ц. Евфросиниева мон-ря стоял ковчег с частицей мощей Е. (со средним перстом десницы), икона на его крышке аналогична изводу на раке Е. (Мон-рь у ц. Спаса. 2007. С. 43). В 1921-1922 гг. рака Е. была изъята из мон-ря и пропала. Работы по ее воссозданию проводились брестским худож.-ювелиром Кузьмичом и были закончены в 2007 г. До этого мощи святой находились в Преображенском храме Евфросиниева мон-ря в деревянной раке посл. четв. XX в. с декоративной резьбой. Крышка раки с внутренней стороны украшена шитым покровом совр. работы мон. Феофании (Вепровой) из С.-Петербурга с образом Е. в зеленой рясе, коричневой мантии, синем парамане и голубом куколе, с крестом в правой руке и со свитком в левой (Мон-рь у ц. Спаса. 2000. С. 49).
Хотя Е. особенно почитается в Белоруссии, на территории России также существовали храмы, приделы, часовни, освященные во имя этой святой. Их появление в кон. XIX в. связано, вероятно, с тем, что день ее памяти близок к дате коронации имп. мч. Николая II, состоявшейся 14 мая 1896 г. Так, часовня во имя Е. и свт. Николая Чудотворца в С.-Петербурге строилась «в память о короновании Государя» (Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга: Христ. ист.-церк. энцикл. СПб., 2003. С. 318-319. № 450). В 10-х гг. XX в., после торжественного перенесения мощей Е., белорус. правосл. общины в России нередко посвящали храмы покровительнице Белоруссии, для них писались ее иконы.
В Саратове в приделе прп. Сергия Радонежского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» находится поясная икона Е. (с крестом и четками в руках) кон. XX в. с частицей мощей, переданная епархии по благословению еп. Полоцкого и Глубокского Феодосия (Бильченко). В храме во имя Е. в Новосибирске почитается поясная икона святой (с крестом и храмом) с частицей мощей - дар митр. Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева). Оглавный образ Е. введен в группу рус. святых на левой створке живописных входных врат нач. XXI в. в Валдайском Иверском мон-ре. На алтарном образе в технике витража (ок. 2000) в приделе вмч. Пантелеимона ц. Введения Пресв. Богородицы во храм в г. Висагинасе (Литва) Е. представлена за спиной Богоматери в Деисусе.
Большое внимание иконографии Е. уделяют совр. белорус. иконописцы, работающие в традиц. канонической стилистике. Е., как правило, облачена в схиму, крест в руке точно воспроизводит особенности креста 1161 г. На большой иконе, выполненной в иконописной мастерской Гродно, Е. изображена прямолично, в рост, с крестом в правой руке и моделью церкви в левой, к доске прикреплен ковчег с частицей мощей. Поясной вариант этого извода (на груди Е.- наперсный крест) представлен иконой 1996 г. работы Э. Н. Громыко (Мельников. 1997. С. 102). Небольшой оплечный образ Е. принадлежит кисти А. В. Антонова (Орша). Поясная икона-пядница Е. находится в ц. во имя Е. прихода храма-памятника иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Минске. Ростовой образ Е. с поднятой десницей и моделью храма на левой руке, в звездчатом сегменте неба - крест 1161 г., создан Ф. Каркатадзе для кафедрального собора во имя прп. Симеона Столпника в Бресте, содержит частицу св. мощей (Мон-рь у ц. Спаса. 2007. С. 113). На некоторых иконах преподобная написана в светлом плате, по-видимому на основе приписанного ей изображения на фреске в Преображенской ц. (иконописец А. В. Косиков). Для кафедрального Феодоровского собора в Пинске Косиков написал икону Е., прав. Софии Слуцкой и кнж. прп. Иулиании Ольшанской.
В полоцком Евфросиниевом мон-ре имеется много икон Е. кон. XX - нач. XXI в. Одним из первых иконографических изводов стал поясной прямоличный образ святой на охристом фоне с крестом и моделью храма в руках (иконописец П. А. Жаров). В наст. время этот образ находится при веригах Е. в Крестовоздвиженском соборе обители (Там же. С. 55). На иконе 1992 г. (собор Воздвижения Креста) Е. представлена в рост, вполоборота влево, с развернутым свитком в руке (надпись: «Блажени вси боящиися Г[оспод]а…» (Пс 127. 1)) - обращена к благословляющему Иисусу Христу в сегменте неба; на ростовой иконе 2000 г. иконописца А. Дмитриева из Крестовоздвиженского собора Е. с крестом в руке предстоит благословляющей деснице Бога в правом верхнем углу средника (Там же. С. 13, 102). Житийная иконография была разработана витебским иконописцем А. Цынкаловым на иконе с 16 клеймами - согласно надписи на обороте, «смиренное приношение» автора мон-рю к 900-летию со дня рождения Е. (2005; трапезная ц. во имя Е.), а также в иконописной школе при МДАиС - икона с 14 клеймами письма Т. Жук (2006; находится над ракой Е. в Крестовоздвиженском соборе). В обоих произведениях отражены все основные события жизни и почитания Е.- от рождения преподобной до перенесения св. мощей из Киева в Евфросиниев мон-рь.
После реставрации в 1985 г. в храме блгв. кн. Александра Невского на военном кладбище в Минске на своде были написаны образы Белорусских святых - Е., свт. Кирилла Туровского, прмч. Афанасия Брестского. В росписи 1987-1988 гг. ц. Покрова Пресв. Богородицы в МДА образ Е. со склоненной головой и сложенными крестообразно руками помещен в числе первых рус. святых на зап. стене, рядом с прп. Анной Новгородской. В стенописи кафедрального Никольского собора в Калининграде, в приделе Всех русских святых, среди фигур благоверных князей, святителей, мучеников, преподобных и блаженных - изображение Е. 1988 г. работы московского иконописца В. Александрова (Совр. правосл. икона. М., 1994. С. 215, 219). На зап. стене над входом в собор Никольского жен. мон-ря в Могилёве Е.- с крестом и со свитком (нач. XXI в., рядом представлены Царственные мученики, св. Тихон, патриарх Московский и всея России, см.: Аляксееў, Лукашэвiч. Спадчына Беларусi. 2004. С. 225). Совр. монументальный образ Е. находится на стене у иконостаса придела свт. Николая Чудотворца в кафедральном Вознесенском соборе Новосибирска.
В связи с установлением в 1984 г. по инициативе митр. Минского Филарета празднования Собору Белорусских святых возник соответствующий иконографический извод, созданный Б. Кошелевым и Т. Мадировой. На одной из икон кон. XX в. представлены Белорусские святые на фоне белокаменного храма - минского кафедрального собора в честь Сошествия Св. Духа, в верхнем ряду слева, рядом с кн. блгв. Ростиславом, изображена Е. (ПЭ. Т.: РПЦ. С. 359; Ярашэвiч. 2006. Ил. 43). На аналойной иконе кон. XX - нач. XXI в. письма витебского мастера Е. Триханкиной образ святой включен в левую группу, на правой руке она держит модель одноглавого белокаменного храма, в левой - крест; на иконе нач. XXI в. из гродненского кафедрального собора Покрова Пресв. Богородицы ее полуфигура с моделью церкви в руке помещена в 3-м ряду 3-й справа.
Образ Е. разрабатывается не только в церковном искусстве, но и в творчестве совр. белорус. и рус. художников. На полотне М. А. Савицкого «Погребение прп. Евфросинии Полоцкой» (1992) на фоне пейзажа изображена похоронная процессия, 3 священника несут на плечах одр. Известны картины «Прп. Евфросиния Полоцкая» А. Марочкина (1986), П. Свентоховского (1991), Н. Счастной (1997 - Счастная Н. Искры моей жизни. Минск, 2001. С. 97. Ил.), С. А. Лагуновича-Черепко и А. Липского (1993) (Мельников. 1997. С. 92, 94, 96, 102), свящ. Сергия Симакова (1989), к-рый является также автором образа «Призвание прп. Евфросинии Полоцкой» - коленопреклоненная Е. в молитвенном обращении к ангелу, осеняющему жен. фигуры в монашеской одежде, в центре - одноглавый храм на фоне зимнего пейзажа, вверху - Эфесская икона Божией Матери.
Худож.-график А. М. Кашкуревич создал цикл рисунков, посвященных Житию Е. (прощание Е. с отцом, встреча с сестрой Городиславой и др.); на его литографии «Прп. Евфросиния Полоцкая - просветительница» (1987) молодая женщина в монашеском одеянии, стоящая на фоне Преображенской ц., в руках держит раскрытую книгу, на кисти висят четки, на груди - большой 6-конечный крест (Там же. С. 22-26, 31, 45; Магилеўскi абласны мастацкi музей iмя П. В. Масленiкава. Мiнск, 2003. Ил. 150). В. Васюк и Л. Гомонов являются авторами плакатов с образом Е. (1990, 1991), Я. Кулик - триптиха с фигурами Е., зодчего Иоанна и ювелира Лазаря Богши (1996), Ю. В. Пискун - гобелена «Полоцкие колокола» (1990; см.: Мельников. 1997. С. 95, 97, 100).
На территории Белорусского гос. ун-та установлен памятник Е. (1999, скульптор И. Голубев). Святая представлена с наперсным крестом, пером и книгой в руках, рядом стоит небольшой столик с бумагой и чернильницей. В 2000 г. в Полоцке был открыт бронзовый памятник Е. (скульптор В. Голубев) на гранитном постаменте: святая в монашеском одеянии, в правой руке держит крест, в левой опущенной - четки. На памятнике в Минске (2002, скульптор А. Артимович) Е. держит крест, на плечах - 2 голубка. Оплечный скульптурный образ Е. выполнен Т. Васюк (1996; см.: Там же. С. 97). Памятник-часовня во имя Е. возведен на берегу Днепра близ Речицы на историческом месте - там, где в 1910 г. останавливался крестный ход со св. мощами Е. (1995, архит. Э. Агунович).
В 2001 г. Национальный банк Белоруссии выпустил посвященные 900-летию Е. серебряную и медно-никелевую монеты (худож. С. П. Заскевич). На лицевой стороне монет - герб Белоруссии, на обороте в центре - рельефное изображение креста 1161 г. и входа в келью Е. (выполнено золотом), справа - профильное ростовое изображение святой в схиме, с благословляющей десницей и четками в левой руке. В 2002 г. был учрежден приз Президента Белоруссии «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве», к-рый представляет собой образ часовни (увенчанная куполом арка с колоколом), внутри которой помещена фигура Е. В 2004 г. Белорусским Экзархатом учреждены и в 2007 г. изготовлены орден и медаль Е. с ее поясным изображением на лицевой стороне. В 2007 г. отчеканена памятная серебряная монета «Крест Евфросинии Полоцкой».