(† ок. 1527?, архангельский монастырь во имя арх. Михаила), прп., Архангелогородский; в совр. богослужебных изданиях Русской Церкви отождествляется с прп. Евфимием Корельским.
Основным источником сведений о Е. является Сказание о явлении в 1647 г. мощей неизвестного по имени святого, о перенесении их и захоронении у ц. Происхождения честных древ Креста Господня и о чудесах от них, совершавшихся в 1647-1665 гг. Этот святой ок. 1650 г. был отождествлен с Евфимием, в 1585-1589 гг. являвшимся игуменом архангельского во имя арх. Михаила мон-ря (игум. Евфимий безрезультатно ходатайствовал перед царем Феодором Иоанновичем о перенесении обители из г. Нов. Холмогоры (основан в 1584, с 1613 Архангельский город, в дальнейшем Архангельск) в более уединенное место). С кон. XVII в. святой, мощи к-рого были обретены в 1647 г. в Архангельске, признается одним лицом с прп. Евфимием Корельским.
Е. В. Крушельницкая, исследовавшая Сказание, выделила 2 редакции памятника. Первая редакция представлена 2 видами: первоначальным текстом и его стилистической разновидностью. Текст первоначального вида сохранился в единственном списке 1674 г. (РНБ. Погод. № 810) и непосредственно восходит к записям чудес, к-рые велись при канцелярии архангельского воеводы, а затем при ц. Происхождения честных древ Креста Господня (последнее датированное сообщение относится к 1665). Данный вид текста, отражающий начальный этап почитания чудотворца, характеризуется тем, что записи в нем не подвергнуты обработке, не сохранена их хронологическая последовательность, свидетельства часто противоречат друг другу. Стилистический вариант 1-й редакции, отличающийся от первоначального вида большей упорядоченностью текста, известен в неск. списках (ВОКМ. № 2625/34, 60-е гг. XVIII в.; ГИМ. Барс. № 867, XVIII в.; РГБ. Ф. 212. № 75, 1-я четв. XIX в.; БАН. Арханг. № 509, 1829 г.).
Вторая редакция («Повесть, собраная вкратце, о обретении мощей преподобнаго Евфимия Архаггелоградскаго, новаго чюдотворца, и о чюдесех его»), сохранившаяся в 4 старообрядческих списках XVIII-XIX вв. (ГИМ. Муз. № 1510, 20-40-е гг. XVIII в. («Поморский сборник», происходящий из Выголексинского общежительства); ГИМ. Увар. № 911, XVIII в.; Там же. Барс. № 966, нач. XIX в., и БАН. Друж. № 295, сер. XIX в.; 1-я рукопись является протографом 3 других), представляет лит. переработку Сказания. «Повесть...» состоит из 2 частей: рассказа об обретении и о перенесении гроба святого и 15 рассказов о посмертных чудесах Е. (чудеса датируются не позднее 1649-1650). Автор редакции провел последовательную стилистическую переработку первоначального текста в сторону большей литературности, при изложении чудес придерживается хронологического порядка, даты он опускает (имеется лишь указание в начале текста на год обретения мощей Е.). Автором «Повести...» считают игум. Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря прп. Феодосия Сийского (1644-1652, 1663-1687), которому в 1650 г. Новгородский митр. Никон (впосл. патриарх Московский и всея Руси) повелел освидетельствовать мощи новоявленного святого и провести расследование о чудесах. По-видимому, ответом на это повеление и стало создание «Повести...», в к-рой святой был отождествлен с игум. Михаило-Архангельского мон-ря Евфимием (основания для отождествления неизвестны).
Мощи Е. были обнаружены 7 июля 1647 г. холмогорским кузнецом Е. Трофимовым, копавшим яму для установки кузнечного горна на дворе кн. Ю. П. Буйносова-Ростовского, архангельского воеводы с июня 1646 по 1648 г. (Барсуков А. П. Списки городовых воевод и др. лиц воеводского управления Московского гос-ва XVII ст. СПб., 1902. С. 65, 557; ПСРЛ. 1977. Т. 33. С. 174). Двор воеводы находился неподалеку от ц. Происхождения честных древ Креста Господня, возведенной на месте, где до пожара в Архангельске 15 июля 1636 г. располагался Михаило-Архангельский мон-рь, после пожара возобновленный уже в отдалении от города. Церковь Происхождения честных древ Креста Господня имела придел арх. Михаила и принадлежала Михаило-Архангельскому мон-рю. Первое чудо от мощей произошло сразу после их обнаружения: прервав работу и выказав непочтительное отношение к останкам, Трофимов вдруг заболел «трясовицей» и получил исцеление лишь после панихиды, отслуженной по повелению воеводы над обретенным гробом. 9 июля 1647 г. гроб с мощами неизвестного чудотворца перенесли и похоронили у ц. Происхождения честных древ Креста Господня. При перенесении мощей видели, что деревянный гроб почти не тронут временем, а вода в вырытой могиле возле церкви вдруг чудесным образом исчезла. Над захоронением поставили деревянную гробницу, у которой в скором времени стали совершаться чудотворения (хотя местные жители не сразу уверовали в новоявленного святого).
Весть о явлении нового чудотворца в Архангельске распространилась далеко за пределы города. Люди разных званий, обращавшиеся к нему с молитвами в Холмогорах, с. Емецком, Мезени, на Белом м., получали помощь и исцеление. Свидетельства об исцелениях и о явлениях святого тщательно собирались и записывались. По-видимому, главным инициатором сбора свидетельств был воевода кн. Буйносов-Ростовский. По его указанию в нояб. 1647 г. в воеводской канцелярии были собраны «росписи речей» посадских людей, служилых людей и духовенства о чудесах новоявленного святого, дополненные «допросными речами», зафиксированными в дек. 1647 г. К собранным материалам были присоединены свидетельства о событиях июля и нояб. 1647 г., записанные со слов кн. Буйносова-Ростовского, его жены и служанки.
«Допросные речи» не выявили имени святого (в записях чудес повторяется формула «а имя его Бог весть»). Нек-рые люди, свидетельствовавшие о чудотворениях, говорили, что, являясь им, святой называл свое имя, но они «запамятовали» или что святой скрывал его, полагаясь на Божественную волю («Прославит-де меня Бог, и имя мое явственно будет, как Бог изволит по времени»). Служанке кн. Буйносова-Ростовского святой будто бы назвался «Естифеем (Евстафием) Нифонтовым», но др. люди, которым являлся святой, это не подтвердили. Явившись в 1647 г. жителю Архангельска Е. Нестерову, святой сказал, что со времени его кончины прошло 120 лет (РНБ. Погод. № 810. Л. 276-276 об.), т. о., святой преставился ок. 1527 г. (что исключает возможность отождествления его с игум. Евфимием). В 1650 г. Е., представ перед служителем Михаило-Архангельского монастыря К. Игнатьевым, назвал свое имя (Евфимий) и сообщил: «Родом аз от Вознесения, а лета мне срочныя уже приходят» (Там же. Л. 137).
2 янв. 1649 г. кн. Буйносов-Ростовский известил Новгородского митр. Никона об обнаружении гроба новоявленного чудотворца, «а в том гробу лежащаго без вести имя». Грамотой митр. Никона от 7 сент. 1650 г. игум. Антониева Сийского мон-ря Феодосию предписывалось провести расследование о происшедших чудесах и освидетельствовать мощи. Итогом расследования игум. Феодосия явилось подтверждение святости новоявленного чудотворца, отождествленного с игум. Михаило-Архангельского мон-ря Евфимием. По-видимому, тогда распоряжением митр. Никона совершилась местная канонизация Е. Как свидетельствует грамота 1683 г. архиеп. Холмогорского и Важеского Афанасия (Любимова), игум. Феодосий после освидетельствования мощей велел написать образ Е. (Макарий (Миролюбов). 1878. С. 69-70). Были составлены тропарь и кондак святому (приведены в рукописной Псалтири XVII в. игум. Феодосия - БАН. Арханг. № 231. Л. 559-559 об.), в них Е. прославляется как чудотворец и покровитель Архангельска. Тропарь и кондак переписывались в XVIII-XIX вв. (РНБ. Тит. № 123, XVIII в.; Поморский сб. кондаков и тропарей русским святым - РНБ. F.I.772, XIX в.). С 60-х гг. XVIII в. в рукописной традиции известен канон Е. (ВОКМ. № 2625/34; публ.: Минея (МП). Янв. Ч. 2. С. 197-203). В протоколе заседания ОИДР от 24 апр. 1895 г. зафиксировано предложение студента СПбДА А. Кононова (впосл. Белгородский еп. сщмч. Никодим) издать канонизационные акты Е. (ЧОИДР. 1896. Кн. 4. С. 22). Публикация не состоялась, но, судя по изданию, осуществленному архим. Никодимом в 1901 г., он располагал рукописью XIX в. БАН. Арханг. № 509 и актовыми документами (Никодим (Кононов). 1901. С. 5-13, 43-58).
После 1650 г. записи о чудесах, совершавшихся у гробницы Е., велись при ц. Происхождения честных древ Креста Господня. Не позднее 9 июля 1651 г. мощи были перенесены в эту церковь, к-рая наполнилась дымом, исходившим от гробницы святого. Впосл. клирики храма видели, что от тепла, идущего от гроба Е., церковная стена и часть гроба с покровом индевели, «аки снег». В описи Михаило-Архангельского монастыря 1676 г. указывается, что гробница Е. стояла в церкви с правой стороны (Сибирцев. 1896. С. 2-3). Митр. Никон, направлявшийся в 1652 г. за мощами митр. св. Филиппа в Соловецкий в честь Преображения Господня мон-рь, слушал молебен в ц. Происхождения честных древ Креста Господня.
Почитание Е. было запрещено Холмогорским архиеп. Афанасием в 1683 г. в целях борьбы с распространением старообрядчества: пальцы десницы святого были сложены для крестного знамения двуперстно (см. Двоеперстие), на иконе Е. также был изображен с двуперстным сложением (незадолго до этого, в 1677-1678, патриарх Иоаким по той же причине отменил установленное в 1650 празд. блгв. кнг. Анне Кашинской). Кроме того, обращалось внимание на тот факт, что мощи святого нельзя было уверенно связать с игум. Евфимием, настоятелем Михаило-Архангельского мон-ря. Архиеп. Афанасий вывел ц. Происхождения честных древ Креста Господня из ведения Михаило-Архангельского мон-ря, приписав ее к городскому собору. При перестройке храма (2-престольная церковь стала однопрестольной в честь Чуда арх. Михаила в Хонех) место погребения Е. было скрыто. В 1684 г. решетка от гроба Е. находилась в архиерейском доме в Холмогорах (возможно, это обстоятельство дало основание некоторым исследователям считать, что и «мощи святого покоились в Троицком храме г. Холмогор» - Северные письма: Собр. АМИИ: Кат. / Сост.: О. Н. Вешнякова, Т. М. Кольцова. Архангельск, 1999. С. 109). В нач. 20-х гг. XVIII в. вместо обветшавшего Михаило-Архангельского храма была построена деревянная 3-престольная церковь (престолы: в честь Чуда арх. Михаила в Хонех, во имя вмц. Екатерины, в честь Тихвинской иконы Божией Матери), сгоревшая 4 июля 1738 г. В 1743 г. на ее месте возвели каменную церковь. В кон. XIX в. было записано местное предание, повествующее о том, что когда в 60-х гг. XIX в. в храме ремонтировали помост, то под полом в левом приделе нашли гроб, не подвергшийся тлению, гроб оставили в земле (Сибирцев. 1896. С. 2-3). Михаило-Архангельский храм не сохранился.
С кон. XVII в. Е. отождествлялся с прп. Евфимием Корельским (впервые - в Описании о российских святых. С. 158-159; сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). В изданиях XIX в. это отождествление стало общепринятым (см.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 185-186; Никодим (Кононов). 1901. С. 12; ср.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. № 163. С. 101). Для такой т. зр. есть серьезные основания. Прп. Евфимий Корельский преставился, вероятно, в нач. XVI в. (не исключено, что в 1527). Последнее место его подвигов - Корельский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь - расположено недалеко от Михаило-Архангельского монастыря, куда прп. Евфимий мог перейти в конце жизни. В Николо-Корельском мон-ре неизвестна гробница прп. Евфимия.
Первая икона Е. была написана после освидетельствования его мощей. Очевидно, уже тогда существовала традиция изображения преподобного с двуперстием. Сохранилось описание ранней иконы Е. (в надписи назван «новым чудотворцем»), в 1914 г. находившейся в архангельском во имя арх. Михаила муж. мон-ре: «Согласно с сказаниями о явлениях преподобного разным лицам, он изображен «великий ростом, с большою бородою, в монашеской мантии и епитрахили»: правая рука его простертая, несколько отклоненная в сторону (в молитвенном положении, а не для благословения), имеет двуперстное сложение, а левая держит и жезл игуменский и свиток. В таком изображении нельзя не видеть тенденциозного намерения изобразить прославленного угодника времени патриарха Иосифа: очевидно естественнее было изобразить святого настоятеля монастыря с жезлом в одной руке и свитком - в другой, между тем удержав эти два иконописные атрибута преподобнаго в левой руке (что совсем неудобно), правую, приподнятую вверх, в отклоненном положении изобразил так, что трудно понять - молитвенное положение руки он имел в виду или для благословения; но изображение говорит более в пользу первого» (Кириллов А. В. Мон-рь св. архистратига Михаила в г. Архангельске: (Церк.-ист. очерк). Архангельск, 1914. С. 47).
Игум. Антониева Сийского мон-ря Феодосий, проводивший в 1650 г. расследование о новоявленных мощах Е., предположительно стал инициатором и автором создания его иконописного образа, поскольку сам был иконописцем (Макарий (Миролюбов), еп. Ист. сведения об Антониевом Сийском мон-ре // ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 68; Никодим (Кононов), иером. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 121). В Сийском подлиннике изображение Е. отсутствует, но имеется 2 близких по иконографии рисунка прп. Евфимия Великого (Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. СПб., 1895. Вып. 1. С. 202), возможно тезоименитого святого Е. (их память праздновалась в один день). Скорее всего образ нового архангельского чудотворца старались приблизить к типу известного христ. святого. В 1683 г. архиеп. Холмогорский Афанасий (Любимов) писал настоятелю Сийского мон-ря, что видел образы Е. (Голубинский. Канонизация святых. С. 579-580). После запрещения почитания святого в кон. ХVII в. его изображения могли быть изъяты из иконописных подлинников. По-видимому, к этому времени неск. икон преподобного было создано иконописцами по заказу Антониева Сийского мон-ря, а также мастерами холмогорской артели.
Описание внешнего облика Е. с характерными атрибутами в левой руке встречается в иконописных подлинниках ХVIII - 30-х гг. XIX в. под 20 янв.: «Сед, брада доле Сергиевы, в клобуке черном, правой благословляет, в левой свиток и ключ [клюка]» (1-я треть XVIII в.- РНБ. Q.XIII.11. Л. 80 об.); «преподобнаго отца нашего Евфимия, иже у города Архангельскаго новаго чудотворца; подобием сед, брада подоле Сергиевой, ризы преподобническия, на главе клобук черный, правая рука аки благословенна, а в левой свиток и клюка» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 43; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 67; более поздние рукописи - БАН. Строг. № 66. Л. 74 об.; ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 114).
Известны 2 единоличные иконы с изображением Е. На более ранней, кон. XVII - нач. XVIII в. (АМИИ. Инв. 278-држ. 32,2´ 27,2 см), святой представлен фронтально, в полный рост, десница приподнята в благословляющем жесте, в левой руке - игуменский жезл и свернутый свиток (очевидно, в основе иконографии - ранний оригинал из Архангельского мон-ря). Е. облачен в монашескую рясу, мантию и схиму с черным куколем, имеет длинную бороду темно-коричневого цвета. Фигура помещена в киворий с килевидным завершением, к-рый напоминает орнаментальные рамки-заставки из печатных гравированных книг того времени; на верхнем поле - погрудное изображение Иисуса Христа Еммануила, надпись с именованием чудотворца новоявленным. По стилистическому исполнению образ можно отнести к холмогорским памятникам.
Др. образ Е. ХVIII в. (с поздними чинками; АОКМ. Инв. 173 ГУ. 9×10 см, складень - 26×34 см) выполнен иконописцем Алексеем Денисовым, возможно связанным с основателями старообрядческого Выголексинского общежительства (см. Денисовы). Прямоугольный образ с погрудным изображением святого укреплен на темно-синем фоне центральной части 3-створчатого складня. Е. с округлой удлиненной бородой, одет в коричневую ризу и мантию, на голове - черный клобук; в левой руке держит жезл, правая - с двуперстным благословением - направлена вверх. По-видимому, бытовавший в ХVII в. образец использовался и старообрядцами, что подтверждает надпись на обороте центральной створки: «...писалъ да строил образ сей преподобнаго и богоноснаго отца ншего Ефимея Оликсей Денисовъ. Сей убо стый ненавидимъ бысть отъ лютаго гонителя истинныя веры Офонасiя. Понеже почивах мощи его с двуперстиемъ чеснымъ. Токмо наша вера сего… цтитъ и в веки цтить будем. Аминь». Имеется в виду архиеп. Афанасий, запретивший почитание Е. На створках складня изображены др. ревнители правосл. веры, мученики, особо чтимые в старообрядческой среде, обращены к Е. в среднике. Слева прп. Антоний Сийский (как напоминание о начале почитания нового святого в Сийском мон-ре) и мц. Параскева Пятница, справа - св. кн.-страстотерпец Борис и сщмч. Антипа.
Изображение Е. включено в композицию «Собор русских святых» на поморских иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. письма мастера-старообрядца Петра Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА (в наст. время в ГРМ; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 452-453) - в левой группе преподобных, в 4-м ряду 2-м или 3-м слева, погрудно, в черном клобуке округлой формы, с крестом, с немного седоватой бородой средней величины. На иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) Е. представлен дважды: в правой группе князей, в 1-м ряду, в рост, в мантии и схиме с куколем на голове, с небольшой темной бородой, с левой рукой в молении, и в правой группе преподобных, тоже в 1-м ряду, в монашеской одежде и черной округлой шапке, в руке развернутый свиток с текстом: «Чту и пою и покланяюся Оцу и Сну...»; в обоих случаях на нимбе надпись: «п Ефимiи архангельскiи».