(Димитрий; 1362/63, Вологда - 1.06.1437, Глушицкий Покровский мон-рь), прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Глушицкий, основатель и 1-й игум. Глушицкого в честь Покрова Пресв. Богородицы муж. мон-ря и Глушицкого Сосновецкого во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-ря, основатель Глушицкого жен. мон-ря во имя свт. Леонтия Ростовского.
Основными источниками сведений о Д. являются его Житие и «Сказание о начале Спасо-Каменного монастыря», составленное Паисием (Ярославовым) в посл. четв. XV в., в «Сказании...» Д. посвящены главы «О преподобном Дионисии Глушицком» и «О Дионисии, глушицком игумене». Повествование Жития начинается с поселения Д. на Кубенском оз.; автор Жития не был знаком с произведением Паисия (Ярославова), в к-ром сообщаются сведения о происхождении преподобного и его жизни до основания им покровского мон-ря. Отдельные текстуальные совпадения между Житием и «Сказанием...» В. О. Ключевский объяснял тем, что игум. Паисий располагал источниками, к-рые легли в основу Жития Д. (Ключевский. С. 194). Кроме того, о Д. говорится в Житиях преподобных Амфилохия Глушицкого (XVI в., извлечение из Жития Д.) и Григория Пельшемского (XVI в.; фрагмент, относящийся к Д., извлечен из Жития Д.).
Богатое фактическим материалом Житие Д. было написано в 1495 г. диак. Глушицкого Покровского монастыря Иринархом на основе монастырских записей летописного характера и рассказов учеников святого (преподобных Амфилохия и Макария Глушицких, а также Михаила), автор был свидетелем мн. чудотворений от гробницы преподобного. Житие известно более чем в 80 списках, из них не менее 37 - XVI в. Ни один из списков не передает в точности текст диак. Иринарха. В них читаются 4 полные древнерус. редакции Жития (Основная, представленная наибольшим числом списков, Минейная и Краткая минейная редакции, встречающиеся только в Четьих-Минеях, Сокращенная, известная в 1 списке), 2 редакции нового времени и значительное число проложных редакций и вариантов.
Наиболее близкие к первоначальному тексту Основная и Минейная редакции, независимо друг от друга к нему восходящие, были составлены, по-видимому, в нач. XVI в. Один из наиболее древних списков Основной редакции - РНБ. Соф. № 438 - датируется 20-ми гг. XVI в. Работа над наиболее ранним, Софийским экземпляром Великих Четьих-Миней, в к-ром содержится Житие Д., велась в 30-х гг. XVI в. Житие Д. включено также в Минею XVI в. домакариевского состава - ГИМ. Син. № 89 (Протасьева Т. Н. Описание рукописей Синодального собрания, не вошедших в описание А. В. Горского и К. И. Невоструева. М., 1970. Ч. 1. С. 170, № 783).
Основная и Минейная редакции во многом совпадают по содержанию, отличаясь друг от друга составом и композицией. Основная редакция включает похвальное слово, Минейная редакция - 2 похвальных слова (1-е, совпадающее с Похвальным словом Основной редакции, по-видимому, имелось уже в первоначальном тексте). В Основную редакцию входит предисловие, в Минейную добавлен развернутый заголовок, по сути представляющий собой 2-е предисловие. 3 списка Основной редакции содержат приписку с указанием на время и место создания Жития, в зашифрованном виде в приписке названо имя автора («Иринарх диакон»). В тексте Минейной редакции приписки нет, зашифрованные сведения об авторе перенесены в предисловие-заголовок. Кроме того, в Минейной редакции сообщается о том, что 2 главы Жития («Поучение архиепископа Ефрема братьи» и «О архимандрите Тарасии Пермьстем») написаны Макарием, учеником Д. (Эти главы, а также глава «Наказание архиепископа к преподобному» отсутствуют в особой разновидности Основной редакции, представленной 2 списками XVI в.: РНБ. Собр. ОЛДП. Q. 94 и РНБ. Погод. № 652.) Основная и Минейная редакции отличаются порядком следования глав. Кроме того, между Минейной редакцией и 2 вариантами Основной редакции есть нек-рые хронологические разночтения.
В XVI в. на материале Основной редакции была составлена Сокращенная редакция Жития Д., сохранившаяся в списке ГИМ. Увар. № 67. 10. В Сокращенной редакции отсутствуют предисловие и похвальное слово. Также в единственном списке известна Краткая минейная редакция Жития Д. в составе июньской Минеи, переписанной в 1637 г. в Соловецком в честь Преображения Господня мон-ре (РНБ. Солов. № 515/534). Данный извод Жития восходит к Минейной редакции, являясь результатом ее сокращения, в нем отсутствуют предисловие и похвала, а также нек-рые фрагменты основной части Жития. Возможно, Краткая минейная редакция была создана в Соловецком мон-ре Калинкой Наумовым Москвитином, писцом июньской Минеи.
Известны неск. проложных редакций Жития Д., 2 из к-рых датируются XVI в.: 1-я проложная редакция (нумерация основана на датировке списков), дошедшая в списке РНБ. Собр. Михайловского. F. 223, и редакция Стишного Пролога, сохранившаяся в рукописи РГБ. Вологодское собр. № 20. В единственном списке XVII в. (РГИА. Ф. 834. Оп. 2. № 1296) известна 2-я проложная редакция. Наиболее распространенной из проложных редакций стала редакция печатного Пролога (Житие Д. впервые было опубл. в Прологе в 1643), к-рая уже в XVII в. существовала в 2 вариантах (основном, известном в 8 списках XVII-XIX вв., и в варианте Афанасия Каркина в единственном списке - РНБ. Собр. ОЛДП. Q. 109). Проложные редакции возникли независимо друг от друга путем выборки отдельных эпизодов из полных редакций Жития. Создатель 2-й проложной редакции в качестве источника использовал не только одну из полных редакций, но и «Сказание о начале Спасо-Каменного монастыря». Вариант Афанасия Каркина является результатом обработки основного варианта редакции печатного Пролога, но список сделан не с печатного Пролога, а, возможно, с его протографа, поскольку рукопись РНБ. Собр. ОЛДП. Q. 109 датируется 1642 г. по многочисленным писцовым записям.
Редкость в рукописной традиции кратких Житий Д. (кроме перечисленных см. Торжественник 2-й четв. XVII в.- РГБ. Собр. Един. пост. № 205. Л. 239-241; Калиганов. 2000. С. 345, 348) указывает на то, что создание проложного Жития не связано с канонизационными Соборами сер. XVI в.
В месяцеслове в рукописи РНБ. Погод. № 637, XVII в., читается Месяцесловная редакция Жития Д., являющаяся, по-видимому, результатом сокращения редакции печатного Пролога в ее основном варианте. В XIX в. Основная редакция Жития Д. перерабатывалась путем заимствования сведений из «Сказания о начале Спасо-Каменного монастыря».
По «Сказанию о начале Спасо-Каменного монастыря», Д. в юности принял постриг в Спасо-Каменном мон-ре от игум. св. Дионисия Грека (впосл. епископ Ростовский), при к-ром в обители был введен общежительный устав по образцу афонских мон-рей. Д. был отдан под начало «старцу духовну наказати его иноческому житию» (Прохоров. Сказание. 2005. С. 35). Через 9 лет Д. испросил у игумена благословение «наедине безмолствовати». Покинув Спасо-Каменный мон-рь в 1392/93 (6901) г. вместе с иноком Пахомием, Д. возобновил иноческую жизнь в запустевшем общежительном мон-ре в местности Св. Лука (Лучица). Сначала иноки поставили келью, затем церковь, к-рая была освящена во имя свт. Николая Чудотворца. Д. принял сан священника. После неск. лет пребывания на этом месте святой задумал создать общежительный мон-рь и покинул пустынь, оставив там Пахомия, к-рому посоветовал найти для пустыни еще одного инока.
В 15 верстах от Никольской пуст. святой выбрал подходящее место, к-рое было ему указано услышанным во сне колокольным звоном, на р. Глушице, левом притоке р. Сухоны, поставил там крест, который принес с собой, и небольшую келью (близ кельи Д. росла черемуха, долго сохранявшаяся в Покровском монастыре, ее ягоды по молитвам к преподобному исцеляли от зубной боли). Обойдя выбранное место, он разметил его «по лаврьскому строению» (Житие. 2005. С. 108). Через некоторое время к Д. пришел некий старец, а затем и др. монахи, с которыми святой поделился замыслом основать киновию. Помощь Д. оказал св. кн. Димитрий Васильевич Заозерский, владевший землями вдоль берега Кубенского оз. и в бассейне р. Кубены. По просьбе святого он даровал братии землю для основания на ней обители, а также прислал «делателей», к-рые выкорчевали деревья, и на этом месте вскоре были возведены кельи. В 1402 г. святой испросил у Ростовского еп. св. Григория благословение на основание на Глушице общежительной обители. В 1403 г. в мон-ре были построены небольшая ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы и трапезная. Число братии вскоре достигло 15 чел. и продолжало умножаться. В 1412 г. было завершено строительство новой, большой Покровской ц. Об обители стало известно в округе. Многие из приходивших в обитель давали вклады.
Согласно Житию, к Д. обратился бохтюжский кн. Юрий Иванович с предложением любого «имениа на потребу». Бохтюжское княжество существовало в XV в., располагалось по притокам Сухоны Бохтюге и Глушице (Кучкин В. А. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в Х-XIV вв. М., 1984. С. 280-282). Кн. Юрий Иванович происходил из рода ростовских князей и, вероятно, умер в моровое поветрие 1426-1427 гг. Он часто посещал святого и заповедал своим сыновьям (из к-рых известен Семен, выдававший грамоты Глушицкой Покровской обители во 2-й пол. XV в.) заботиться о мон-ре. По жалованной грамоте кн. Юрия Ивановича Покровскому мон-рю (АСЭИ. Т. 3. № 259) обитель была освобождена от всех податей и повинностей в пользу князя и приобрела право суда в своих владениях (кроме случаев убийства). Взамен игумен мон-ря был обязан давать «кормы» на Рождество Христово - «полоть мяса да десятеро хлебов» и на Петров день - «десятеро хлебов да боран» или же денежный эквивалент в «белах». Меновная грамота от имени Д. посвящена обмену пустошами с докладом волостелю кн. Юрия Ивановича (Там же. № 258).
По свидетельству Жития, Д. имел дар иконописца. Новая Покровская ц. была украшена «иконами чудне» - не исключено, что кисти Д. В церковно-краеведческой лит-ре XIX - нач. XX в. с именем Д. (к-рого предание и гипотезы смешивали порой, по всей вероятности, с иконописцем Дионисием) связывалось ок. 40 икон (Лебедев В. К. Иконописные труды прп. Дионисия Глушицкого, чудотворца. Вологда, 1900). При реставрации этих произведений в XX в. были открыты памятники широкого хронологического диапазона (от 1-й пол. XIV до 1-й пол. XVI в.), из к-рых только 3 образа относится к периоду жизни Д.: икона прп. Кирилла Белозерского (ГТГ. Инв. 28835), образ Успения Богоматери (КБМЗ. Инв. 298) и «Св. Иоанн Предтеча в пустыне» (ВГИАХМЗ. Инв. 7873) (2 последние иконы происходят из Семигородной пуст. в Кадниковском у.) (Вздорнов Г. И. «Богоматерь Умиление Подкубенская» // ПКНО, 1977. М., 1977. С. 193, 196; Смирнова Э. С. Иконы Сев.-Вост. Руси: Ростов, Владимир, Кострома, Муром, Рязань, Москва, Вологодский край, Двина. Сер. XIII - сер. XIV в. М., 2004. С. 262-263).
Образ Успения Богородицы почитался чудотворным, известен перечень чудес от него, зафиксированных в XVII в. в Семигородной пуст.: РГБ. Унд. № 398. Л. 111-114 об. Чудотворным считался также образ «Св. Иоанн Предтеча в пустыне». Однако данные памятники в силу стилистических отличий не могут быть приписаны кисти одного мастера (Живопись Вологодских земель XIV-XVIII вв.: Кат. выст. М., 1976. С. 14-15, 22, 28, 30, 32, 34; № 8, 9; Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры художественной культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. Кат. 29, 30).
Агиограф пишет о подвигах Д.: о строгом посте (пищей святого был хлеб, к-рый он ел раз в день, и небольшое количество воды, лишь на Пасху он вкушал молочную пищу), об умерщвлении плоти (зимними ночами святой стоял на морозе), о непрестанной молитве, о борении против бесовских нападений, о прилежании к чтению, о нищелюбии, о любви к ближнему, о мн. трудах в монастырском хозяйстве (святой плел корзины, был молотобойцем). Св. игумен строго следил за соблюдением общежительного устава, запрещал инокам иметь имущество в кельях, воспитывал в братии строгое послушание.
Стремясь к безмолвию, Д. ок. 1420 г. удалился из Покровского мон-ря в уединенную болотистую местность Сосновец, в 4 верстах к югу от мон-ря, на берегу Глушицы, и поселился в келье у большой сосны. Братия вскоре узнала о его местопребывании и убедила святого остаться игуменом Покровского мон-ря. В Сосновецкой пуст. Д. поставил ц. во имя св. Иоанна Крестителя, к-рая была освящена по благословению Ростовского еп. св. Дионисия Грека († 1425), полученному при посещении преподобным Ростова в 1418/19 (6927) г.; архиерей также дал Д. икону Пресв. Богородицы с Младенцем и церковную утварь. Преподобный переселил на Сосновец часть братии и ввел в новой пустыни общежительный устав, время от времени он посещал Покровский мон-рь. В Сосновецкой пуст. Д. подвизался «жесточайшим пребыванием», воздерживаясь много дней от сна, употребляя только хлеб с солью и воду. Е. Е. Голубинский высказал предположение, что новый мон-рь служил также местом погребения братии.
С Д. Житие связывает создание жен. мон-ря во имя свт. Леонтия, еп. Ростовского, находившегося в 2 верстах севернее Покровской обители. Кроме того, преподобный основал церкви в честь Воскресения Господня в 18 верстах к югу от «болшиа лавры» «на прихождение православному христианству», а также по просьбе местных жителей в с. Двиница, причем в Житии сообщается об украшении святым этих храмов иконами (вероятно, собственного письма).
Уже при жизни основателя Покровский мон-рь скопил немалые средства, к-рые святой активно тратил на дела благотворительности. Во время голода обитель щедро снабжала нуждающихся хлебом, в Житии содержится косвенное свидетельство о том, что Д. давал деньги на выкуп из холопского состояния. Мон-рь подвергался нападениям разбойников (в т. ч. Василия Тяжелова и Ивана Чурчина, убивших в кон. XIV в. преподобных Григория и Кассиана Авнежских и угнавших 7 коней из Глушицкого Покровского мон-ря). Д. учил не гневаться на грабителей, а молиться о них.
Житие сохранило свидетельства о взаимоотношениях между Д. и др. подвижниками Вологодского края. Когда прп. Павел Обнорский в 1421/22 г. поселился в 2 верстах от Сосновецкой пуст., желая основать мон-рь, Д. послал к нему монаха со смиренной просьбой оставить это место, что тот и исполнил. Прп. Григорий Пельшемский пришел к Д. с просьбой дать ему келью, к-рая и была предоставлена ему в Сосновецкой обители. В Житии отмечается, что прп. Григорий «пребываше в послушании» Д., при этом оба святых «едину волю иместа духовною любовию» (Житие. 2005. С. 117). В 1426 г. прп. Григорий с благословения Ростовского архиерея и Д. основал в 28 верстах от Сосновца общежительную пустынь на р. Пельшме (см. Григориев Пельшемский Лопотов в честь Собора Пресв. Богородицы муж. мон-рь), в которой «съдружебника своего» посетил Д., принеся в дар новой обители иконы (вероятно, им же написанные) и книги. В 1426/27 (6935) г. из Вел. Перми к Д. пришел с просьбой принять его в братию обители игум. прп. Тарасий Глушицкий, принесший с собой «имениа некаа». Д., высоко оценив его смирение, предоставил ему келью в Покровском мон-ре. Ближайшими учениками Д. были Глушицкие преподобные Амфилохий (преемник Д. на посту игумена), Макарий (по-видимому, духовный отец Д. в последние годы жизни, с 1452 игумен Покровского мон-ря) и Феодосий.
Возможно, в 1427 г. (менее вероятно, в 1437) Покровский мон-рь по пути в Устюг посетил Ростовский еп. Ефрем (вступил на кафедру 13 апр. 1427, о визите владыки сообщается до рассказа о приходе в мон-рь прп. Амфилохия, относимом в списке РНБ. Соф. № 1491 к 1426/27 (6935)). Архиерей дал «милостыню доволну в монастырь и учреди велми святаго и братию» (Житие. 2005. С. 122). Епископ обратился к инокам с поучением о послушании духовным наставникам, что, возможно, косвенно свидетельствует о внутренних нестроениях в обители.
Сохранилась в подлиннике на бумаге духовная грамота Д. (АСЭИ. Т. 3. № 252). В ней указываются принадлежащие монастырю книги: помимо богослужебных названы сборник творений прп. Ефрема Сирина, «Лествица» прп. Иоанна Синайского, «Египетский патерик», сб. «Златая чепь» и др. В перечне нельзя найти свидетельства об интересе Д. к традициям афонского исихазма. С Д. предание (отразившееся в подстрочной записи полууставом XVI (?) в. на л. 2-5: «Сия книга Дионисия, чудотворца и отца святаго, на Сосновце») связывает также пергаменную Цветную Триодь нач. XV в. (датировка А. А. Турилова, в лит-ре ркп. относят к XIV в. и даже к 1-й его пол.), до нояб. 1990 г. находившуюся в коллекции амер. собирателя П. М. Фекулы; ее местонахождение после продажи на аукционе «Сотби» неизвестно (описание и воспроизведение отдельных листов см.: Matejič Ĕ. Slavic Manuscripts from the Fekula Collection: A Description. Columbus (Ohio), 1983. P. 51-54, N 8; Russian Manuscripts from the Fourteenth to the Nineteenth Century. From the Paul M. Fekula Collection. London, 1990. Обложка и Р. 8-9, N 58). Не исключено, что это одна из 2 Триодей, упомянутых в духовной грамоте преподобного. В духовной грамоте также расписаны церковная и хозяйственная утварь, земли, данные вкладами к тому времени. Грамоту писал духовный отец Д. «Макареи поп» (по-видимому, прп. Макарий Глушицкий), при этом присутствовали преподобные Григорий Пельшемский, Амфилохий, «да и братья вся». Духовная была написана незадолго до 11 янв. 1436 г., когда она была явлена Ростовскому еп. Ефрему, к-рый привесил к ней свою печать. Житие сохранило описание внешности Д.: «Мал телом и сух излише плотию, главу име немалу, брови окружене, лице долго, влущене скрани (впалые щеки.- Авт.), тихи име очи, браду име до перси, не густа, у скранеи тонка, власы светлыи русы, вполы сед» (Житие. 2005. С. 132; ср.: С. 169, 211, 213).
Незадолго до кончины Д. беседовал с прп. Амфилохием, к-рого особо любил, рассказал об обетовании, данном ему Богородицей, сохранять Покровскую обитель. Затем преподобный призвал для последней беседы братию, заповедал им искать помощи в молитвах к Пресв. Деве, хранить смирение, нелицемерную любовь, чистоту душевную и телесную, умеренность в житейских потребах. Д. благословил Покровскому и Сосновецкому мон-рям иметь одного игумена, настоятелем святой поставил прп. Амфилохия. Перед кончиной Д. причастился Св. Христовых Таин, лицо его просветилось, а вокруг его главы прп. Амфилохий видел сияющий венец, от тела святого изошло благоухание.
Преподобный, согласно завещанию, был погребен в Сосновецком мон-ре, в могиле, к-рую сам выкопал за 7 лет до кончины. К кон. XV в. над местом погребения Д. и прп. Амфилохия (похороненного рядом с учителем в 1452) была сооружена рака, в 1640 г. купец Бахтеяр Булгаков с детьми Иваном и Василием устроил новую гробницу. После того как в 1744-1745 гг. в Сосновецком мон-ре был выстроен 2-этажный каменный собор, посвященный Д., прп. Амфилохию и св. Иоанну Предтече, рака над погребением преподобных оказалась в нижней Предтеченской ц. за левым клиросом. В 1924 г. Сосновецкий монастырь был ликвидирован. В наст. время от монастырского храма сохранился фундамент, место погребения преподобных устанавливается приблизительно.
Местное почитание Д. началось в XV в., о чем свидетельствует составление Жития святого в 1495 г. В Житии содержатся сведения о чудотворениях, совершавшихся у гробницы преподобного: «Слепым прозрение дает, от бесов свобождение, раслабленым стягнутиа, скорчющим рукам протяжение, и всем болезнем здравие дает не токмо ракы его приближением, но идеже имя его призовет с верою, здравие приемлют» (Там же. С. 133).
Общерус. почитание Д. было установлено Собором 1547 г. В окружной грамоте митр. св. Макария от 26 февр. 1547 г. говорится: «Пети и праздновати повсюду июня в 1 день новому чудотворцу преподобному игумену Дионисию Глушицкому и Вологодскому» (ААЭ. Т. 1. С. 203, № 213). В «Похвальном слове русским святым», написанном во 2-й пол. XVI в. иноком Григорием Суздальским, говорится: «Кто не весть блаженаго Дионисия Глушитцкаго, смирение показавшего... Той же и тръпение показа с кротостию... Той же пролитию слезам источник бе... Той же иноком предобрый наставниче и благое украшение, и виде Господь его добродетели, даром чюдес обогати его» (Макарий (Веретенников), архим. Эпоха новых чудотворцев: Похвальное слово новым рус. святым инока Григория Суздальского (1) // АиО. 1997. № 2(13). С. 139).
Празднование Д. 1 июня отмечено в Уставе церковных обрядов московского Успенского собора (ок. 1634; РИБ. Т. 3. Стб. 79), в «Палинодии» архим. Киево-Печерской лавры Захарии (Копыстенского) 1621-1622 гг. (РИБ. Т. 4. Стб. 853), в Коряжемских святцах 1621 г. (РГБ. Унд. № 237. Л. 199-199 об.), в Месяцеслове Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. № 201. Л. 319 об., 50-е гг. XVII в.; дата кончины ошибочна - 1411/12 (6920)). В «Похвальном слове русским преподобным» соловецкого инока Сергия (Шелонина) 1645-1647 гг. Д. называется «кратким, досяжущем же небеса» (Панченко О. В. Из археогр. разысканий в обл. соловецкой книжности: I. «Похвальное слово русским преподобным» - соч. Сергия (Шелонина) // ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 584). Имя Д. включено в «Описание о российских святых» кон. XVII-XVIII в. (С. 125; указана неверная дата кончины - 1406/07 (6915)). Согласно 4-й уставной записи кремлевского Успенского собора, между 1666 и 1743 гг. торжественное празднование в соборе памяти Д. было прекращено («в соборе поют рядовым, Дионисию не празднуют» - Голубинский. Канонизация святых. С. 421).
Создание службы Д., по-видимому, связано с его канонизацией. Архиеп. Филарет (Гумилевский) и еп. Сергий (Спасский) датируют службу 1548 г. Ф. Г. Спасский, отметив наличие в службе Д. общих песнопений со службой прп. Григорию Пельшемскому, предположил зависимость службы Д. от службы прп. Григорию, однако эта гипотеза неубедительна, поскольку зависимость Житий святых - обратная. Спасский полагал, что Житие Д. и служба ему написаны разными авторами (Спасский Ф. Г. Рус. литург. творчество: (По совр. Минеям). П., 1951. С. 196-197). Служба Д. неоднократно издавалась с XVII в. (1-е изд.: Минея Служебная: Июнь. М., 1625. Л. 7-18), опубликована в совр. Минее (Минея (МП). Июнь. С. 13-27). В кон. XVII в. была составлена общая служба преподобным Д. и Амфилохию Глушицким (ГИМ. Син. № 610. Л. 80, нач. XVIII в.; Минея (МП). Окт. С. 325-336).
Местное предание связывало с Д. колодец в Сосновецком мон-ре, над которым была устроена часовня, в 1883 г.- колокольня. К 10-м гг. XX в. в обители хранились резная икона Божией Матери «Одигитрия», создание к-рой предание приписывало Д., и часть его трости. В Покровском мон-ре в 1661 г. во имя преподобных Д. и Амфилохия Глушицких был построен деревянный шатровый храм (разобран в 1840). В 1900 г. во имя этих святых был переосвящен построенный в 1841 г. деревянный храм в честь Рождества Христова. Храм был закрыт в 1937 г., в 1992 г. возобновлен как приходский, в 2006 г. приписан к Димитриеву Прилуцкому в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня муж. мон-рю.
Д. в ряду изображений др. Вологодских святых отличается богатством и разнообразием. Это отразилось, в частности, в иконописных подлинниках XVII-XIX вв., где облик Д. описывается подробно, со ссылками на Пролог, и уподобляется внешнему виду разных святых - обычно преподобных Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского или Кирилла Белозерского. Так, напр., в подлиннике 2-й четв. XVII в. под 1 июня о Д. сказано: «Рус, брада с Сергиеву» (РНБ. Соф. 1523. Л. 168 об.); в рукописи посл. трети XVII в.: «Надсед, аки Варлаам Хутынский, схима на плечах» (РНБ. Погод. 1930. Л. 130); в сводном подлиннике Г. Д. Филимонова XVIII в. более пространно: «Подобием: власы светлорус, с малою сединою, брада долга до персей и густа, ризы преподобническия. По Прологу: бе же видом святый мал телом и сух излише плотию, главу имеяше не малу, брови окружены, лице долго, влущени скрании, тихи имея очи, браду имея до персей густу, власы светлорусы в пол седины» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 358; ср. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 104); в выговской рукописи 3-й четв. XVIII в. под 23 нояб.: «Подобием аки Кирилл Белозерский, брада поболши, кругла» (РНБ. О.XIII.1. Л. 123 об.); в подлиннике 40-х гг. XIX в.: «Рус, брада Василия Кесарийскаго» (ИРЛИ (ПД). Отд. поступления. Оп. 23. № 294. Л. 178 об.). Высказано мнение о контаминации описания святого в подлинниках с изображением прп. Кирилла Белозерского, которое приписывается авторству Д. (икона 1424 г.? (ГТГ) - Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 305-307. Кат. 246). В руководстве для церковных художников 1910 г. предложено изображать святого подобным образом: «Типа русскаго, ростом мал, телом очень худ, голова большая, лицо продолговатое, щеки впалые, глаза скромные, брови круглые, борода до ключицы густа, волосы светло-русы, с большою проседью; одежды монашеские и в епитрахили. В руках можно писать хартию с его изречением: Братие, видите врагов наших борения, и не устрашимся их» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 301).
Наиболее ранние известные изображения Д.- на северной иконе сер. XVI в. из собрания А. И. Анисимова (святой представлен фронтально в рост) и в числе др. рус. святых - на иконе-двухряднице «Избранные святые» кон. XVI в. работы мастера Троице-Сергиева мон-ря из собрания А. М. и А. В. Мараевых (обе в собр. ГТГ) (Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 184-185, 240. Кат. 587, 662). В числе др. визант. и рус. святых его фигура вырезана на одной из дробниц 2-й пол. XVI-XVII в. на подвесной пелене 80-90-х гг. XVIII в. (ГММК, см.: Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле: Кат. выст. / ГММК. М., 2003. С. 339-341. Кат. 119). К группе единоличных изображений относится ростовой образ XVII в. (ВГИАХМЗ) - благословляющая десница Д. отведена в сторону, в др. руке - развернутый свиток с текстом: «Не скорбите оубо братие моя но посе[му о]бразу разумно д[а] будет вам аще дела моя…» Судя по размерам, икона могла находиться в местном ряду иконостаса одного из храмов Глушицкого Сосновецкого мон-ря. Из этой обители происходит аналойная икона XVII в. (ВГИАХМЗ) в басменном окладе с поясным изображением благословляющего Д., держащего развернутый вверх свиток под образом Новозаветной Троицы в поддерживаемой ангелами сфере. Аналогичное поясное изображение святого - на иконе XVII в. из ц. св. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пуст. Вологды (ВГИАХМЗ), а также на иконе 2-й пол. XVII в. из придела Д. в ц. прп. Сергия Радонежского в Кирилловом Белозерском монастыре (КБМЗ) - у святого темные волосы и длинная, почти прямая борода, свиток в руке свернут (Рыбаков. 1995. Кат. 30).
Житийная икона посл. четв. XVII в. (ВГИАХМЗ) поступила в музей из дер. Великий Двор Сокольского р-на Вологодской обл. По сведениям Н. И. Федышина, икона находилась в иконостасе каменного собора Глушицкого Сосновецкого мон-ря, а после его закрытия была перенесена церковным сторожем в подклет сохранившейся до наст. времени деревянной ц. во имя преподобных Д. и Амфилохия Глушицких. Несомненно, икона была создана в одном из основанных Д. мон-рей - возможно, как храмовый образ построенной в 1661 г. в Глушицком Покровском мон-ре ц. во имя преподобных Д. и Амфилохия.
В среднике иконы Д. изображен в рост вместе с прп. Амфилохием в традиц. монашеских облачениях, в молении Спасителю в облаках. Вокруг изображения 18 житийных клейм в следующем порядке: 1. Д. и Пахомий строят ц. во имя свт. Николая Чудотворца на Глушице. 2. Ростовский еп. Григорий благословляет святого. 3. Д. водружает крест на Глушице. 4. Святой ставит келью «при древе черемухе». 5. Ангел повелевает Д. поставить ц. в честь Покрова Богородицы и благословляет его. 6. Д. благословляет «делателей» церкви. 7. Святой воздвиг ц. в честь Покрова Богородицы. 8. Д. освящает Покровскую ц. и создает мон-рь. 9. Д. «ископа» себе могилу на Сосновце. 10. Святой во время молитвы видит бесов и изгоняет их. 11. Прп. Павел пустынник принимает благословение Д. 12. Святой благословляет прп. Амфилохия. 13. Д. дает келью прп. Амфилохию. 14. Д. благословляет и «поручает» братию прп. Амфилохию. 15. Святой молится Пресв. Богородице о мире и спасении. 16. Преставление Д. 17. Гроб святого «повезоша» в Сосновецкую обитель. 18. Погребение Д. на Сосновце.
Иконографическая программа клейм основана на Житии Д.: здесь опущены изображения рождения святого, научения грамоте, пострижения, рассказ начинается непосредственно с прихода Д. на Св. Луку и строительства ц. во имя свт. Николая. Особое внимание автор уделяет сюжетам, которые сопровождаются небесными знамениями, повествуют об основании монастырей и строительстве храмов, а также о даре наставничества святого. Неск. клейм посвящено рассказу о преставлении Д. Особенностью иконографии является отсутствие изображений чудесных исцелений у гроба святого. Ничего не сказано о святом как о талантливом иконописце, что объясняется, по-видимому, точным следованием мастера тексту Жития (даже в деталях - напр., устройство кельи «при древе черемухе»). Клеймо с изображением Д., пишущего «портрет» прп. Кирилла Белозерского, помещено на створке киота 1614 г. письма Н. Ермолова из ц. прп. Кирилла Белозерского Кириллова Белозерского мон-ря (КБМЗ), созданного для иконы 1424 г. (?) (Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 306; Рыбаков. 1995. Кат. 29). Сюжеты Жития Д. встречаются также в росписи 2-й пол. XIX в. вологодской ц. ап. Андрея Первозванного во Фрязинове.
Особую группу составляют изображения Д. (как правило, в левой части композиции) в рост вместе со своим учеником прп. Амфилохием. На иконе ХVII в. из ц. ап. Андрея Первозванного во Фрязинове в Вологде (ВГИАХМЗ) Глушицкие чудотворцы предстоят Св. Троице Новозаветной, в нижней части - вид основанного ими монастыря (на записи XIX в.- 2-этажный 5-главый собор с примыкающей к нему 3-ярусной колокольней). На подобной иконе XVIII в. (ГРМ) с изображением обители святые обращаются в молитве к Спасу Еммануилу, на иконе-пяднице нач. XVII в. из Глушицкого Сосновецкого монастыря (ВГИАХМЗ) - к Нерукотворному образу Спасителя, внизу между ними - 6-гранный колодец под сенью (возможно, надкладезная часовня мон-ря). На обороте двусторонней иконы «Спас Нерукотворный. Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие» сер. XVIII в. (ЦМиАР) святые представлены на фоне условного пейзажа, на прориси с образа XVIII в. (?) (ГРМ) они поддерживают руками обитель с 5-главым собором (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 93). Образ XIX в. (ВГИАХМЗ) в отличие от большинства изображений представляет святых в виде седовласых старцев, левая рука Д. прижата к груди, правая с раскрытой ладонью опущена.
Изображение Д., в монашеском одеянии, с непокрытой головой, с темной бородой среднего размера, как правило, рядом с прп. Амфилохием, встречается на мн. иконах Спаса Вседержителя с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами, происходящих из церквей Вологды (в наст. время в собр. ВГИАХМЗ): напр., на образе 3-й четв. XVII в. (под записью XIX в.) из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком монастыре; на иконе XVIII в. из ц. Сретения Владимирской иконы Божией Матери - в правой группе в поясном поклоне; на иконе XVIII в. из ц. Рождества Богородицы на кладбище - в числе 4 наиболее почитаемых местных святых, в коленопреклоненном молении вместе с прп. Амфилохием; на иконе XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье; на образе 1779 г. работы Димитрия Сумарокова с сыном Иваном из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе; на иконе XVIII в. из ц. Рождества Богородицы на Верхнем долу - в правой группе святых; на образе «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами» 3-й четв. XVIII в.- в левой группе; на иконе нач. ХIХ в. из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского и др. Деисус (Седмица) XVII в. из Димитриева Прилуцкого мон-ря (ВГИАХМЗ) дополнен 2 фигурами припадающих к стопам Иисуса Христа наиболее чтимых Вологодских преподобных - Димитрия Прилуцкого (слева) и Д. (справа).
Иконы Д. в молении входят в состав 2 деисусных чинов иконостаса - сер. XVII в. из Глушицкой Покровской обители (с развернутым свитком в руке) и кон. XVII - нач. XVIII в. из ц. Успения Богородицы Александрова Куштского мон-ря (обе в собр. ВГИАХМЗ), в обоих случаях Д. изображен в левой части Деисуса. Преподобный представлен на поле левой створки складня ««О Тебе радуется». Суббота всех святых. Шестоднев с избранными святыми» нач. XVII в. строгановской мастерской из собрания П. М. Третьякова (ГТГ) - вместе с прп. Димитрием Прилуцким (Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 352-353. Кат. 836). Образ Д. помещен в верхнем ряду левой группы на иконе избранных святых XVIII в. из ц. ап. Андрея Первозванного во Фрязинове в Вологде (ВГИАХМЗ), а также в числе святых на полях - на образе «Спас Нерукотворный с избранными святыми» 1-й пол. XVIII в. из вологодской ц. Сретения Господня (ВГИАХМЗ). На двусторонних иконах XVIII в. (ВГИАХМЗ) с изображением Смоленского образа Божией Матери (на лицевой стороне) Д. представлен в молении Спасителю вместе с прп. Онуфрием Великим (на обороте). В минейных циклах Д. изображается под 1 июня рядом с мч. Иустином Римским - напр., на минейной иконе кон. XVI в. и на резных деревянных святцах XVII в. (ВГИАХМЗ).
В монументальной живописи погрудное изображение Д. в медальоне встречается в росписях 1686-1688 гг. Софийского собора Вологды - в приделе св. Иоанна Предтечи (в диаконнике) на вост. стене под конхой. В живописном убранстве храма Христа Спасителя образ Глушицкого чудотворца был помещен среди др. рус. святых - на зап. арке придела блгв. вел. кн. Александра Невского (70-е гг. XIX в., худож. В. Д. Фартусов) (Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 77).
В поморских композициях «Собор русских святых» Д. представлен в правой группе преподобных во главе 3-го ряда, рядом с прп. Корнилием Комельским и др. Вологодскими чудотворцами: на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК); на образе 1814 г. письма Петра Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 454-455) - погрудно, с непокрытой головой и небольшой бородой, десница поднята с двуперстием; на иконе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ) - поясное изображение с поднятыми в молитве руками. На иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) - Д. в правой группе преподобных последний в 3-м ряду, волосы и борода с проседью, надпись: «п Деонисiи Глушидси». На иконе этого сюжета сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ) святой написан в 5-м ряду 4-м слева, тоже вполоборота к центру; на иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) его фигура с благословляющей десницей и свитком в левой руке помещена 2-й слева в 1-м ряду.
В церковном искусстве XX в. образ Д. встречается в группе Вологодских святых (крайний слева в 1-м ряду, с покровенными руками) на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» кон. 20-х - нач. 30-х гг. письма мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ) и на ее повторениях (Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239); на рисунках для издания богослужебных Миней работы прот. Вячеслава Савиных - под 1 июня единолично в рост и под 12 окт. вместе с прп. Амфилохием (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 246, 44); на бронзовом рельефе в нижней части креста, установленного в 1997 г. на месте Всеградского собора во имя Спаса Всемилостивого в Вологде (скульптор А. В. Климков),- вместе с прп. Григорием Пельшемским; на изразцовом рельефе с видом Дионисиева Глушицкого монастыря 1999 г. работы Климкова (частное собр.) в серии изображений рус. мон-рей и их основателей; в росписи 2005 г. ц. Владимирской иконы Божией Матери в Оптиной Введенской пуст. (с иконой Божией Матери в руке).