[греч. Διονύσιος] (1316, Корисос, совр. ном Кастория, Греция - 1388, Трапезунд, совр. Трабзон, Турция), прп. (пам. греч. 25 июня и 25 февр.), афонский подвижник, основатель мон-ря Иоанна Предтечи, известного как Дионисия прп. мон-рь (Дионисиат). Основные источники о жизни Д.: хрисовул трапезундского имп. Алексея III Великого Комнина (1375), Житие прп. Д., составленное иером. Митрофаном (XVI в.), Житие прп. Д. (изд. Агапием Ландосом в сб. Новый Рай (1641)) - переработка Жития, составленного иером. Митрофаном, сделанная до 1644 г. (см.: Λαμψίδου. Σ. 105). Указанные источники имеют разночтения, однако основные сведения о жизни преподобного в них присутствуют.
Д. род. в благочестивой семье земледельцев среднего достатка. Его старший брат свт. Феодосий (1300-1392, митрополит Трапезундский (пам. греч. 11 янв.)) получил образование в К-поле при Патриархии, затем принял постриг, был рукоположен во пресвитера. Через нек-рое время он удалился на Св. Гору в монастырь Филофей, где затем стал игуменом. Д. смог поступить в этот мон-рь под руководство брата по достижении 19-летнего возраста, в 1335 г. и исполнял обязанности экклисиарха. В 30 лет Д. был рукоположен во диакона, а затем во иерея (1346). Вскоре он стал известен как подвижник и пользовался особым уважением. Через 12 лет пребывания в мон-ре, посоветовавшись с духовниками, он тайно покинул многолюдную обитель и затворился в пещере на горе М. Афон, где проводил время в непрестанной молитве, питаясь травой и дикими плодами, а иногда ходил в окрестные мон-ри просить хлеба. Через 3 года подвижничества (1347-1350) к Д. стали собираться ученики, к-рых он сначала не принимал, но затем уступил их просьбам. Вскоре Д. возглавил братство из 18 монахов, к-рые по его предложению построили на той же горе каливы и храм во имя Иоанна Предтечи, а Д. стал называться «игумен калив». Он безмолвствовал в пещере 5 дней недели, а субботние и воскресные дни проводил вместе с братией. Через нек-рое время, страдая зимой от холода, братия с благословения прп. Д. переселилась на зап. часть горы, где также были построены каливы и новый храм во имя Иоанна Предтечи. Продукты доставлялись на лодке, затем монахи на себе переносили их на гору, причем Д. участвовал в этом. Монахам приходилось ночевать на берегу, и тогда большую часть ночи они проводили в славословии Бога под открытым небом. Однажды преподобный увидел на прибрежной скале огненный факел, восходивший к небу. Поскольку видение повторялось много ночей подряд, он рассказал о нем другу, прп. Дометию († 1403/05), подвизавшемуся в местечке Вулевтирии, имевшему дар рассуждения и пророчества. После того как они вместе 3 ночи видели знамение, Дометий предрек существование на этом месте обители и было принято решение строить там мон-рь. На средства приходивших к Д. за советом мирян и монахов была построена башня высотой 20 м для защиты от пиратов (1370).
Брат Д. Феодосий попал в плен к пиратам, был выкуплен христианами и оказался в К-поле, где стал игуменом Манганского мон-ря, а затем митрополитом Трапезундским. В 1374 г. Д. отправился в Трапезунд, чтобы повидать брата и найти средства для строительства монастыря. Митр. Феодосий представил брата трапезундскому имп. Алексею III Великому Комнину (1349-1390), к-рого поразила аскетическая внешность подвижника, его добродетель и мудрое поведение. Д. предложил императору последовать примеру др. правителей и построить на Афоне свой мон-рь, к-рый соответствовал бы его славе и где возносились бы молитвы за него и его близких. Император согласился с условием, что мон-рь будет назван в честь Великого Комнина, в нем вечно будут поминать членов семьи императора, в мон-рь будут принимать всех паломников и желающих стать монахами жителей Трапезунда. На строительство было выдано 50 сомиев (визант. золотая монета, в 1340 соответствовавшая 140 серебряным монетам) с обещанием такой же суммы через 3 года и ежегодного пожертвования 1 тыс. комнинатов (серебряная монета Комнинов Трапезунда).
Во время возвращения на Афон корабль Д. очутился вблизи араб. пиратского судна, но по молитве преподобного пиратам явился Иоанн Предтеча, к-рый устрашил и обездвижил их. По возвращении (1375) на пожертвованные деньги было начато строительство храма во имя Иоанна Предтечи, а также монастырских стен, келий, трапезной и водопровода. Когда средства закончились, Д. 2-й раз поехал к императору (1377), но по возвращении нашел мон-рь разграбленным пиратами, поэтому почти все деньги ушли на поездки в Вифинию, где Д. выкупал на рынках пленных монахов. В 1382 г. Д. ездил в К-поль, чтобы подтвердить права мон-ря на собственность у имп. Иоанна V Палеолога (1341-1391). Число монахов умножалось, а средств для покрытия их нужд и завершения строительных работ не было, поэтому, оставив за игумена Дометия, Д. в 1387 г. снова отправился к императору Трапезунда. Вручив попечение о своей обители брату, митр. Трапезундскому Феодосию, Д. скончался в возрасте 72 лет и был погребен с великими почестями. У его гроба были отмечены исцеления.
День смерти прп. Д. неизвестен. В Житии, составленном иером. Митрофаном, он не указан, а более поздние Жития называют 25 июня датой празднования его памяти в Дионисиате. Однако последнее было установлено согласно афонскому обычаю поминовения ктиторов на 2-й день после престольного праздника обители, т. е. памяти Иоанна Предтечи (24 июня), и является условным. Более правильным было бы считать датой смерти прп. Д. 25 февр., согласно нек-рым историческим исследованиям (см.: Λαμψίδου. Σ. 101-124). Служба Д. содержится в рукописи XV в. № 420 из мон-ря Дионисиат.