(† 1178, Вологда), прп. (пам. 4 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель вологодского во имя Св. Троицы муж. мон-ря на Кайсаровом ручье. Основной источник сведений о Г.- Сказание о чудесах святого, созданное ок. 1666 г.; описанные в нем чудотворения относятся к 1-й пол.- сер. XVII в., т. е. к времени восстановления мон-ря после разгрома Вологды в 1612 г. польско-литов. отрядами. Списки Сказания немногочисленны: «Месяца августа в 19 день, память преподобнаго отца нашего Герасима, Вологодского чюдотворца» (ГИМ. Увар. № 107. 1°. Л. 69-81 об., нач. XVIII в., содержит 25 чудес; 19 авг. считалось днем пришествия Г. в Вологду), «Месяца марта в 4 день, преподобнаго отца нашего Герасима Вологодскаго, началника Троицкаго монастыря, иже у Кайсарова ручья» (в составе «Алфавита» старообрядческого мон. Ионы Керженского - ЯМЗ. Инв. № 15544. Л. 110 об.- 111 об., 1807-1811 гг.). Ионе Керженскому была известна «особенная книжица древняго письма», в к-рой чудеса святого излагались в 37 статьях, выбранные «вкратце» из нее чудеса он внес в «Алфавит».
Во вступлении к Сказанию сообщается, что древнее Житие Г. сгорело во время разорения Вологды польско-литов. отрядами. Ссылаясь на запись в «старых вологодских летописцах», Сказание повествует о том, что святой пришел из Киева на р. Вологду в 1147 г. И. М. Верюжскому был известен список Сказания из б-ки вологодского Софийского собора, в к-ром местом монашеского пострига Г. назван Глушенский мон-рь близ Киева, по предположению еп. Амвросия (Орнатского), речь идет о Гнилецкой Успенской пуст. близ Киево-Печерского мон-ря. В 1-й редакции «Летописца» И. Слободского (1716) сказано, что Г. был пострижеником Глушицкого мон-ря, что является анахронизмом (мон-рь основан в XV в.).
Согласно Сказанию, Г. поселился близ городского посада, в лесу за Кайсаровым ручьем. Через нек-рое время на месте его хижины возник мон-рь во имя Св. Троицы. В повествование об основании мон-ря Сказание вносит реалии более позднего времени. В частности, рассказ о конфликте Г. с местным землевладельцем Пятнышевым, заявлявшим свои права на монастырскую землю, после чего Г. предсказал Пятнышеву, что весь его род не достигнет процветания, по-видимому, отражает земельные споры мон-ря, имевшие место в кон. XVI - нач. XVII в. Кондак Г. прославляет его как христ. просветителя Вологодской земли.
После разорения Свято-Троицкой обители в 1612 г. место погребения ее основателя было утрачено. 1-е чудо Г. связано с обретением его могилы. Святой явился во сне женщине, страдавшей 12 лет слепотой, и повелел отслужить панихиду на его могиле. Для того чтобы больная смогла ее найти, Г. взял у женщины платок, к-рый наутро с помощью родственников она нашла в углу мон-ря. После того как на этом месте была отслужена панихида, женщина прозрела. На могилу святого начали приходить множество людей, здесь была поставлена часовня, устроена рака, над к-рой поместили пядничную (ок. 20 см высотой) икону Г. В возглавии гробницы находился «лист» со сведениями о святом. Через нек-рое время неподалеку от часовни была построена деревянная ц. во имя Св. Троицы. 6 июля 1649 г. Вологодский и Великопермский архиеп. св. Маркелл, ставший свидетелем исцеления больного на могиле Г., повелел свящ. Троицкой ц. Григорию Попову вести запись чудес и исцелений; в 1649-1666 гг. их было записано 37. Служба святому составлена в сер. XVII в.
В 1691 г. игум. вологодского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-ря Авраамий, братия мон-ря и вологодцы «всяких чинов» послали челобитную патриарху Адриану, в к-рой писали о том, что «просияша внутрь и окрест Вологды града чудесы преподобный отец Герасим, и преподобный Галактион, и Игнатий, и мощи их нетленны, и чудеса сотворяють недугующим многая». Челобитчики просили об освидетельствовании мощей этих Божиих угодников и о том, чтобы «церковною честию и пением, яко сущих чудотворцев, почествити и прославити». Патриарх поручил Вологодскому архиеп. Гавриилу провести дознание. В дек. 1699 г. Гавриил прислал Первосвятителю отчет, в к-ром, в частности, говорилось: «Галактион и Герасим, какова чина в мире быша, и како пожиша, и в кая лета, известия совершеннаго несть; точию обретается, не в подлинность же, яко бы Герасим бяше прежде в лето 6605-е и скончася в лето 6686-е месяца марта в день, пострижен в монахи Киево-Печерскаго монастыря». Рассказав о почитании вологжанами гробниц подвижников, архиеп. Гавриил выразил сомнение в действительности чудотворений: «Пришедше люди в монастыри их поют по них панихиды и молят о них Бога, а они будто целят, и с гробов емлют землю и мешают с водою святою, юже чином святят в церкве, и тем болезненныя вреды мажут, и пиют, и целбы приемлют... Обитающии же в монастырях и прочии люди старии сказаша, что чудес явных от сих Галактиона и Герасима никогда не видеша. Над кем же быша якобы целбы от них писаны имяны во граде Вологде и инде, никтоже сказася... на лице». В 1691/92 г. патриарх Адриан издал указ относительно Вологодских подвижников, в к-ром говорилось: «Из земли мощей их... изимати не повелеваем, такожде и прославляти в церкви яко совершенных мнимых чудотворцев пением и почитанием и на иконах изображении возбраняем, зане в незнании почитати не подобает» (цит. по: Голубинский. Канонизация святых. С. 432-434). Однако почитание святых, по-видимому, сохранялось. Преставление «преподобного отца Герасима, начальника Троицкаго монастыря у Кайсарова ручья» 4 марта 1178 г. отмечено в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). Еп. Евгений (Болховитинов) включил Г. в свой список вологодских святых (1811). Местная канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г. еп. Иннокентием (Борисовым).
В XIX в. мощи Г. почивали под спудом в сев.-зап. углу каменной Троицкой ц., построенной в 1717 г. по благословению Вологодского и Белозерского еп. Павла на месте обветшавших церкви и часовни. Над мощами была устроена рака. 14 янв. 1894 г. Вологодская городская дума постановила отмечать день пришествия Г. в Вологду крестным ходом, что было утверждено указом Синода 25 янв. 1895 г., в соответствии с к-рым разрешалось «совершать ежегодно 19 августа крестный ход от Спасо-Всеградской ц. и других церквей и монастырей г. Вологды в градскую же Троице-Герасимовскую ц. в память пришествия... в Вологду преподобного Герасима» (Старая Вологда: XII - нач. XX в.: Сб. док-тов и мат-лов. Вологда, 2004. С. 421, 517).
Наиболее ранняя из сохранившихся икон с образом Г., созданная во 2-й пол. XVII в. (ВГИАХМЗ), происходит из местного ряда главного иконостаса Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье в Вологде (построена в 1717 на месте основанного святым мон-ря), где находилась слева от царских врат, у сев. стены. На иконе кроме Г., образ к-рого идентифицируется по более поздней надписи на фоне, представлены фронтально в рост прп. Димитрий Прилуцкий и свт. Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский (ему посвящен юж. придел храма). Г., изображенный справа, облачен в коричневую мантию, охристый подрясник и параман темно-зеленого цвета с киноварной орнаментацией, куколь на плечах; обеими руками он держит вертикально свиток. Аскетичный лик преподобного, с высоким лбом и впалыми щеками, обрамляют короткие, слегка волнистые волосы и лопатообразная раздвоенная борода.
На иконе-пяднице «Преподобные Галактион и Герасим, Вологодские чудотворцы» 1-й пол.- сер. ХVIII в. из порошинской Казанской ц. Шепяковской вол. Вологодского у. (ВГИАХМЗ) святые изображены в рост, вполоборота к центру, в молении иконе Божией Матери «Знамение» в верхней части композиции; фон пейзажный, со слегка холмистым поземом, с травами и с рекой, за к-рой большие деревья с зонтичными кронами окружают одноглавый храм Галактионовой пуст. Г. облачен в охристую рясу и темно-лиловую мантию, складки к-рой разделаны серебром; короткие волосы с седым чубом обозначены серовато-белыми штрихами по коричневой подготовке, брови прямые, с сединой, борода до середины груди, широкая и волнистая по краю.
Особенности указанной иконографии Г. сохраняются на мн. иконах Спаса Вседержителя с предстоящими и припадающими Вологодскими святыми XVIII-XIX вв. (все указанные - в собрании ВГИАХМЗ). Одним из лучших является изображение Г. в числе 24 чудотворцев на иконе «Спас Вседержитель (Смоленский) с Вологодскими святыми» 1779 г., созданной, судя по надписи на нижнем поле, местным иконописцем Дмитрием Сумароковым с сыном Иваном «радением вологодского купца Николая Иванова Бовыкина» для ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды. Фигура молящегося Г. расположена в левой группе, во 2-м ярусе сверху, вместе с прп. Иосифом Заоникиевским; внешний облик Г. близок к изображению на иконе местного ряда Троицкой (Герасимовской) ц., одеяния отличаются ярким колоритом с «золотопробельным» письмом.
На иконе того же извода 1-й пол. ХVIII в., происходящей из ц. равноапостольных Константина и Елены, согбенная фигура Г. находится в нижней части композиции у правого поля, рядом с прп. Галактионом Вологодским; на образе 1-й пол. ХVIII в. из ц. Преображения на Болоте в Вологде - справа в 3-м сверху ряду, у него «шапка» вьющихся волос и широкая борода средней длины, с прямыми прядями, тронутыми сединой. Немного отличается по иконографии изображение Г. с длинными до плеч волнистыми волосами и широкой пушистой бородой, помещенное слева, в верхних рядах, на иконе нач. ХIХ в. из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского в Вологде. Преподобный введен в левую группу предстоящих на иконе «Явление Богородицы и свт. Николая Чудотворца пономарю Юрышу с избранными святыми» XVIII в., находившейся некогда в той же ц. Спаса Преображения на Болоте.
В ХVIII в. образ Г. входил в состав деисусного чина Троицкой (Герасимовской) ц., но при раскрытии авторской живописи ХVII в. на этой иконе обнаружено изображение прп. Антония Сийского, т. е. при поновлении образа на вновь позолоченном фоне была сделана др. надпись (хотя сохр. прежняя иконография), что можно считать подтверждением возросшего почитания Г. после освидетельствования его мощей.
В составе Собора Русских святых изображение Г. встречается на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР); в ряду подвижников XII в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского, в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.); на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» кисти мон. Иулиании (Соколовой): кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (келейный образ свт. Афанасия, еп. Ковровского), нач. 50-х гг. XX в. (обе в ризнице ТСЛ), кон. 50-х гг. XX в. (Данилов муж. мон-рь в Москве), а также на совр. повторениях этой композиции - на этих иконах Г. изображен в центре 2-го ряда группы Вологодских святых. В числе местных святых бронзовый рельефный образ Г. в молении представлен на левой перекладине креста, установленного в 1997 г. на месте Всеградского собора во имя Спаса Всемилостивого в Вологде (скульптор А. В. Климков).