Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИАКОВ
20, С. 462-464 опубликовано: 14 марта 2014г.


Содержание

ИАКОВ

Прп. Иаков Галичский. Икона. Кон. XIX в. (ц. Введения во храм Богородицы, Галич)
Прп. Иаков Галичский. Икона. Кон. XIX в. (ц. Введения во храм Богородицы, Галич)

Прп. Иаков Галичский. Икона. Кон. XIX в. (ц. Введения во храм Богородицы, Галич)
(† 2-я пол. XV в., Староторжский монастырь (ныне в г. Галиче Костромской обл.)), прп. (пам. 23 янв.- в Соборе Костромских святых), Галичский, основатель Староторжского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря. Основным источником сведений об И. является Житие прп. Паисия Галичского («Сказание вкратце о преподобнем отце нашем архимандрите Паисеи, Галическом чудотворце, и о обители его, в нейже он бе архимандритом, и о образе Пресвятыя Богородицы, иже принесоша два ангела, и чесо ради образ той и обитель прозвася Овиновская»), созданное между 1642 и 1681/82 гг. (старший список: РГБ. Тихонр. № 57, 1697 г.). Одна из частей Жития озаглавлена «О черном священнице Иякове, како во время пожару икону Божия Матере из церкве сквозе пламень изнесе и не врежден бысть от огня силою Богородичною».

И. был пострижен в монашество в Паисиевом Галичском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре прп. Паисием Галичским, к-рый ок. 1434-1440 гг. стал игуменом обители. Как следует из хранившейся в монастырском архиве до 20-х гг. XX в. и впосл. утраченной службы И. XVIII в. (известна в цитатах в трудах историков XIX - нач. XX в.), прп. Паисий был родственником И. Через неск. лет после пострига И. был рукоположен во иерея. В Житии прп. Паисия рассказывается о том, как во время пожара в мон-ре И. спас главную святыню обители - Овиновскую икону Божией Матери: загоревшийся Успенский храм был заперт, и тогда «священник же обители Иаков... взем бревно и разбив двери церковныя, сквозе пламени вниде в церковь, и чудотворную... Пречистыя Богородицы икону взем, изнесе из церкве сквозе пламень». Огонь в храме был настолько сильным, что «сребро и злато, иже бе у чудотворного образа,- венец, и цата, и гривны, от нестерпимого пламени все разлияшася в малые части», однако И. «изыде... из пламени ничем же неврежден, ниже влас главы его опален бяше» (Житие прп. Паисия Галичского. 1898. С. 17-18). По сведениям, содержавшимся в службе И., святой, прожив какое-то время в Успенском мон-ре, по благословению прп. Паисия отправился искать место для основания собственной обители. Близ «Староторжья» (на месте старого торга (рынка), рядом с древним урочищем Столбище, или Старое городище) И. основал Староторжский мон-рь (впервые упом. в писцовых книгах 1635 г. кн. Н. Мещерского, в этом источнике обитель не связывается с И., не сообщается ни о могиле, ни об изображениях святого). Из службы И. известно, что преподобный был погребен на кладбище для странников близ мон-ря, у его гроба больные исцелялись «от лютых трясавиц». Впосл. над местом погребения святого была построена деревянная ц. во имя св. князей Бориса и Глеба. Отождествление основателя Староторжского мон-ря с иером. Иаковом, рассказ о к-ром содержится в Житии прп. Паисия Галичского, по-видимому, имело место в XVIII в. и отразилось в составленной в этом столетии службе святому.

Прп. Иаков Галичский. Фрагемент дверей. XIX в. (?), кон. XX - нач. XXI в. (Паисиев Галичский мон-рь)
Прп. Иаков Галичский. Фрагемент дверей. XIX в. (?), кон. XX - нач. XXI в. (Паисиев Галичский мон-рь)

Прп. Иаков Галичский. Фрагемент дверей. XIX в. (?), кон. XX - нач. XXI в. (Паисиев Галичский мон-рь)

Вероятно, И. был прославлен как местночтимый святой после общерус. канонизации прп. Паисия Галичского, состоявшейся ок. 1682 г. «Описание о российских святых» (по списку Савваитова, XVIII в.) называет И. «новым чудотворцем»: «На посаде на Староторжи, под церковию Бориса и Глеба, под олтарем. Подобием аки Зосима Соловецкий. Положен на правой стране, на гробе его образ, а в церкви другой. Схима на плечах» (Барсуков. Источники агиографии. Стб. 236). И. изображен вместе с прп. Паисием Галичским на вост. вратах ограды Паисиева мон-ря (кон. XVIII в.). Описание образа святого помещено под 4 апр. в Строгановском иконописном подлиннике (БАН. Строг. № 66. Л. 94, кон. XVIII в.) и в «Сводном иконописном подлиннике» XVIII в., изданном Г. Д. Филимоновым (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 50). В сб. РНБ. Колоб. № 578. Л. 137-143 об., XVIII в., включены посвященные И. канон («Канон Иякову праведному») и тропарь («Отечество и род оставил еси...») (см.: ИРЛИ. Электр. каталог «Источники русской агиографии»).

В 1668 г. Староторжский мон-рь был преобразован в женский. По штатам 1764 г. он был отнесен к числу третьеклассных. В 1766 г. Костромской и Галичский еп. Дамаскин (Аскаронский) сообщил в Святейший Синод, что при Староторжском жен. мон-ре существует ветхая деревянная Борисоглебская ц., в к-рой под алтарем «от давних лет» устроена гробница с написанным на ней образом И. Еп. Дамаскин выразил мнение, что церковь следует сломать, а образ хранить в приличном месте. Синод согласился с этим предложением, и в 1770 г. Борисоглебскую ц. разобрали. В 1824-1833 гг. над местом погребения И. на территории Староторжского мон-ря был возведен небольшой 2-этажный каменный храм. В 1833 г. верхний храм освятили в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», нижний храм, где была устроена гробница И., в 1858 г. был освящен во имя первомч. Стефана. В 1857 г., незадолго до освящения нижнего храма, жители Галича обратились к Костромскому и Галичскому еп. Платону (Фивейскому) с ходатайством о разрешении церковного чествования И. В прошении говорилось, что ранее над ракой святого служили молебны и 30 мая (память прп. Паисия Галичского) праздновалась память И. Еп. Платон наложил на прошение резолюцию: «Не вижу в настоящее время возможности заняться исследованием по сему прошению... Может быть, некогда Сам Господь укажет время сему делу» (цит. по: Орлов. 1913. С. 9). До закрытия Староторжского мон-ря у гробницы И. служились панихиды. В 1884 г. в нижнем храме был освящен еще один престол - во имя прп. Исаакия Далматского, память которого празднуется 30 мая. К нач. XX в. в Староторжском мон-ре имелись 2 почитаемые иконы И.: одна находилась на гробнице святого, а вторая - в медно-посеребренной ризе с серебряным венчиком - в Никольском приделе Троицкого собора.

В нач. XX в. И. считался канонизированным святым. В «Верном месяцеслове всех русских святых» (М., 1903), составленном по донесениям, присланным в Святейший Синод из епархий в 1901-1902 гг., память И. указана под 30 мая и 4 апр.

Староторжский мон-рь был закрыт в 1925 г. По воспоминаниям старожилов, в нач. 30-х гг. могила И. была вскрыта, мощи извлечены, их дальнейшая судьба неизвестна. Вскоре храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» был разрушен. В наст. время в уцелевших зданиях обители размещается Галичское педагогическое уч-ще. Канонизация И. подтверждена включением его имени в Собор Костромских святых, празднование к-рому установлено в 1981 г.

Ист.: Житие прп. Паисия Галичского по списку 1-й пол. XVIII в. // ПС. 1898. Ч. 2. Прил. С. 1-40 (отд. изд.: Житие прп. Паисия Галичского по списку 1-й пол. XVIII в. / Публ. М. Петровского. Каз., 1891).
Лит.: ИРИ. Т. 6. С. 319-320; Муравьев. ЖСвРЦ. Май. 1858. С. 371-382; Крживоблоцкий Я. Материалы для географии и статистики России, собр. офицерами Ген. штаба по Костромской губ. СПб., 1861. С. 475; Памятная кн. Костромской губ. на 1862 г. Кострома, 1862. С. 330-331; Самарянов В. Памятная кн. Костромской еп. Кострома, 1868. Отд. 1. С. 66; Мухин В. Восп. об обители прп. Паисия, близь города Галича (Костромской губ.), о самом Галиче и о находящихся в нем и близь него святых храмах и обителях. М., 1884. С. 8; Зверинский. Т. 2. С. 235-236. № 1005; Ключевский. Древнерус. жития. С. 357; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 560; Голубинский. Канонизация святых. С. 327; ПБЭ. Т. 6. Стб. 111; Сырцов И. Две недели с чудотв. Феодоровской иконой Божией Матери в Галиче в 1904 г. // Костромские ЕВ. 1905. № 20. Ч. неофиц. С. 606; Орлов В. Галичский Староторжский Николаевский жен. мон-рь. М., 1913. С. 8-9, 12, 25; Маркелов. Святые Др. Руси. 1998. Т. 1. С. 113-114; Т. 2. № 227; Авдеев А. Г. Галичский Успенский Паисьев мон-рь по документам XV-XVII вв. // РД. 2001. Вып. 7. С. 314-336; Авдеев А. Г., Семячко А. С. Житие Паисия Галицкого // СККДР. Вып. 3. Ч. 4: Доп. С. 399-405.
Н. А. Зонтиков

Иконография

Преподобные Иаков Галичский и Аркадий Новоторжский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». 1-я пол. XIX в. (ГМИР)
Преподобные Иаков Галичский и Аркадий Новоторжский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». 1-я пол. XIX в. (ГМИР)

Преподобные Иаков Галичский и Аркадий Новоторжский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». 1-я пол. XIX в. (ГМИР)
В иконописных подлинниках под 4 апр. внешность И. уподобляется облику прп. Зосимы Соловецкого: «...надсед, брада Зосимы Соловецкого, схима на плечах» (кон. XVIII в.- БАН. Строг. № 66. Л. 94 об.); «аки Зосима, схима, ризы преподобническия» (30-е гг. XIX в.- ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 143 об.). В подлиннике XVIII в. представлено описание И., «иже на посаде на Сторожье, Галическаго новаго чудотворца; положен у церкви Бориса и Глеба под алтарем на правой стране; образом и подобием по всему аки Зосима Соловецкий, и ризами; схима на плечах» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 50). Подобное описание И. с добавлением: «...на гробе его образ, а в церкви другий» - приводится в «Описи предметов старины Галичскаго Николаевскаго Староторжскаго женскаго монастыря» (ГА Костромской обл. Ф. 130. Оп. 4. Д. 2486. Л. 80 об.- 81), составленной в 1904 г. настоятельницей мон-ря игум. Ангелиной, к-рая указала, что при создании описи использовалась рукопись XVII в., принадлежащая ОИДР. В описи сообщается, что в 1770 г. деревянный храм во имя блгв. князей Бориса и Глеба и деревянная гробница И. были разобраны по указу Костромской духовной консистории, а образ с гробницы отправлен на хранение в архиерейскую ризницу. Среди монастырских икон игумения особенно выделяет икону И. «древняго письма, выш. в один аршин и пять вершков, шир. в 15 вершков. Риза на иконе из медной фольги. Венец серебряный 84-й пробы, весом в 52 золотника. Икона находится в притворе соборного храма, записана в главной описи под № 185-5» (Там же. Л. 82, 102 об., указанные иконы не сохр.). В уникальном рукописном сб. «О живописцах и о честных иконах» 1-й пол. XIX в. дважды представлено миниатюрное изображение И. (Там же. Ф. 558. Оп. 2. Д. 538. Л. 9, 23).

Наиболее ранние сохранившиеся изображения И. в иконописи встречаются в композициях Собора русских святых. Так, на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) иконография И. не соответствует описанию иконописных подлинников: он изображен в темно-зеленом куколе с красными крестами, с окладистой бородой, в правой группе преподобных (в 3-м ряду 3-й от центра), на нимбе надпись: «   » (в отличие от прп. Иакова «Костромского» в верхнем ряду справа). По мнению Г. В. Маркелова (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 114), И. в куколе (по надписи «Костромский») представлен в верхнем ряду правой группы преподобных на иконе 1814 г. письма старообрядческого мастера Петра Тимофеева (ГРМ, прорись см.: Там же. Т. 1. С. 460-461), но скорее всего это прп. Иаков Железноборовский, к-рый традиционно изображался «в схиме» (аналогичные иконы поморского извода: кон. XVIII - нач. XIX в. в МИИРК, 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. в ГТГ, см.: Icônes russes: Les saintes / Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse), 2000. P. 142-143. Cat. 52).

В ц. Введения Богородицы во храм г. Галича Костромской обл. хранится небольшой образ И., выполненный в кон. XIX в. в технике хромолитографии (наклеена на доску), извод к-рого, возможно, восходит к ранним изображениям. Преподобный представлен прямолично, по пояс, в золотисто-охристой рясе, темно-коричневой мантии, темно-синем парамане с Голгофскими крестами и с куколем на плечах, десницей именословно благословляет, в левой руке четки и развернутый вверх свиток с текстом: «Братiе терпит жа». Нимб очерчен белой тонкой линией, на фоне надпись: «СВ: ПРЕПОД:/IАКОВЪ.». В Успенском соборе Паисиева Галичского жен. мон-ря находятся двери с образом И. на правой створе (на левой - прп. Паисий Галичский), к-рые являлись входными на сев. фасаде собора (расписаны с внутренней стороны). Авторская живопись сохранилась фрагментарно (И. идентифицируется предположительно как местночтимый святой), двери полностью поновлены совр. художником. И. представлен в рост, вполоборота влево, в облачении схимника, с непокрытой головой. Образ И. был написан на столпах св. ворот в вост. части монастырской ограды (Авдеев А. Г. Исследования в Паисиевом Галичском мон-ре в 1996 г. М., 1997. С. 35. Ркп.). Изображение И. (в 4-м ряду левой группы, без куколя, с острой на конце бородой) включено в Собор Костромских чудотворцев на иконе 2001 г. работы Е. П. Тисова (Богоявленский собор Анастасиина мон-ря в Костроме).

Лит.: Самарянов А. В. Памятная книга для Костромской епархии. Кострома, 1868. С. 72; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 350; Св. угодники Божии и подвижники костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. Кострома, 1879. С. 124; Орлов В. Галичский Староторжский Николаевский жен. мон-рь. М., 1913; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 454-455; Т. 2. С. 113-114; Святыни и святые земли Галичской / Сост.: Г. Н. Островская. Галич, 2008. С. 55-60.
О. С. Куколевская
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Иконография преподобных Монашество Русской Православной Церкви (муж.) Основатели монастырей Русской Православной Церкви Собор святых Костромской митрополии(23 января) Иаков († 2-я пол. XV в.), преподобный Галичский (пам. 23 янв.- в Соборе Костромских святых) Староторжский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь
См.также:
АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых)
АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ прп. (пам. 17 янв., 24 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIв. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей)
АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVв. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)
ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ВАРНАВА ВЕТЛУЖСКИЙ прп., (пам. 11 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых)
ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)
ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)
ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых)
ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
ЕФРЕМ Новоторжский, прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)