(50-е гг. XIV в., г. Галич Мерский, совр. г. Галич Костромской обл.- 30 сент. после 1449/50, Григориев Пельшемский мон-рь), прп. (пам. 30 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых), Пельшемский, Вологодский, основатель Григориева Пельшемского в честь Собора Пресв. Богородицы мужского монастыря.
Г., являющееся основным источником информации о святом, известно в 3 полных и 2 (как минимум) проложных редакциях; сообщаемые в них сведения зачастую противоречат друг другу. Глава, посвященная Г.,- «О Григории Лопоте» содержится в Житии прп. Дионисия Глушицкого, написанном мон. Иринархом в 1495 г.
С большой долей уверенности можно предположить, что первоначальный текст Жития Г., составление к-рого относится, по-видимому, ко 2-й пол. XV в. (описание кончины преподобного изложено в Житии со слов Тихона, к-рый прежде служил Г., затем принял постриг в Пельшемском мон-ре, скончался ранее времени составления Жития), отразился в Первоначальной редакции, известной в единственном списке (Троицком) - РГБ. Ф. 304/I. № 693. Л. 153-170 об., 2-я пол. XVI в. (при создании данного списка первоначальный текст, возможно, подвергся незначительному редактированию, в частности были сделаны изъятия). Автор первоначального текста Жития неизвестен (попытка архиеп. Филарета (Гумилевского) приписать его мон. Иринарху, автору Жития прп. Дионисия Глушицкого (Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 1. С. 154), безосновательна). Источником для Жития Г. послужили не только предания о святом, существовавшие в Пельшемском мон-ре, но и Житие прп. Димитрия Прилуцкого. Первоначальная редакция отличается от др. полных редакций Жития Г. краткостью и отсутствием датировок (искусственных и противоречивых в др. редакциях).
Первоначальный текст Жития Г. спустя нек-рое время был отредактирован, в него были сделаны обширные вставки на основе Жития прп. Дионисия Глушицкого. Этот отредактированный текст послужил общим протографом для 2 др. полных редакций Жития Г., известных в значительном числе списков. Одна из широко распространенных полных редакций встречается исключительно в Четьих Минеях (в Успенском и Царском списках Великих Миней Четьих (ВМЧ) - ГИМ. Син. № 986. Л. 983-988 и № 174. Л. 1073-1111, в Тулуповских Четьих Минеях (ГБЛ. Ф. 301/I. № 665, 1627 г.), в Милютинских Четьих Минеях (ГИМ. Син. № 797) и др.) и потому названа Минейной (опубл. в 1883 по Успенскому списку ВМЧ). Др. полная редакция (Редакция сборников) читается в 7 сборниках разнообразного состава: РНБ. Соф. № 1470, XVI в. (изд. в 2003); РНБ. Погод. № 863, XVI в.; РГАДА. Собр. Оболенского. № 14, XVI в. (фрагмент); БАН. Арханг. Д. 234, XVII в.; РГБ. Ф. 310. № 298, XVII в.; ГИМ. Единоверч. № 219, XVII в.; ГИМ. Увар. № 153-4°, XVII в. Существует вариант этой редакции без Похвального слова в списке РНБ. F.I.774, XIX в.
При создании Минейной редакции и Редакции сборников помимо общего для обеих редакций расширенного первоначального Жития Г. использовались разные источники: Редакция сборников была дополнена по Житию прп. Дионисия Глушицкого, Минейная редакция - по Житию прп. Димитрия Прилуцкого. Это вторичное обращение к последнему произошло при включении Жития Г. в ВМЧ. Тогда было переработано заключающее Житие Похвальное слово Г. (в него введен биографический материал из Жития), образцом для создания к-рого послужило 2-е Похвальное слово прп. Димитрию Прилуцкому. Т. о., оформление Минейной редакции можно отнести к сер. XVI в.- времени создания Успенского списка ВМЧ. Включение Жития в состав ВМЧ скорее всего было связано с канонизацией Г. на Соборе в 1549 г. При включении Минейной редакции в Милютинские Четьи Минеи предисловие к Житию было опущено. Время создания Редакции сборников может быть определено по наиболее ранним сохранившимся спискам 1-й третью XVI в. Неотъемлемой завершающей частью Жития является Похвальное слово святому, не встречающееся вне житийного текста.
Проложные редакции Жития Г. не изучены. Одна из них - собственно Проложная редакция (опубл. А. И. Пономарёвым) - является результатом радикального сокращения Минейной редакции, другая - Редакция печатного Пролога - зафиксирована в изданиях Пролога с 1659 г. и представляет сокращенный и обобщенный вариант собственно Проложной редакции.
Святой происходил из боярского рода, представители к-рого служили галичским князьям («от славных родитель болярска роду, иже многым богатством и славою живущим, и от князь почтени» - РГБ. Ф. 304/1. № 693. Л. 154). (Год рождения святого, отмеченный в Минейной редакции,- 1322 - не может быть признан достоверным.) В Житии прп. Дионисия Глушицкого приведено прозвище Г.- Лопот, т. е. крик, плач.
В Первоначальной редакции рассказывается о том, что Г., от юности возлюбив Бога, не увлекался детскими играми, не принимал почестей от слуг, но прилежал чтению священных книг. Вскоре он решил оставить мир и удалился в «великый монастырь Святыя Богородица в Галицкой державе близ езера», где и принял монашество (Там же. Л. 154 об.). В Минейной редакции и в Редакции сборников более подробно рассказывается о постриге святого. В Редакции сборников сообщается, что, когда юноше было 15 лет, родители решили женить его, но свадьба не состоялась из-за внезапной кончины родителей. Похоронив их, юный боярин раздал имение нищим и отпустил холопов на свободу, наделив каждого частью своей собственности. Затем юноша удалился в «великий» Богородицкий мон-рь близ озера, где принял постриг от не названного по имени архимандрита. В Минейной редакции утверждается, что уход Г. в мон-рь состоялся при жизни родителей, причем это никак не связывается с предстоящей женитьбой. В соответствии с данной редакцией Жития преподобный принял постриг от прп. Макария Унженского († 1444) в Макариевом Желтоводском во имя Св.Троицы жен. мон-ре . Однако это невозможно, поскольку данный мон-рь был основан прп. Макарием ок. 1434 г.
Вероятно, Г. принял монашество в первом по времени основания мон-ре Галичской земли - Авраамиевом Новозаозерском в честь Успения Божией Матери, находившемся на сев.-вост. (противоположном от города) берегу Галичского оз. (ныне с. Умиление Галичского р-на Костромской обл.). Обитель была основана прп. Авраамием Галичским при кн. Димитрии Борисовиче Галичском (1360-1363). Менее вероятно, что святой стал насельником Паисиева Галичского в честь Успения Пресв. Богородицы мужского монастыря, находившегося на юж. берегу Галичского оз.; предание об основании мон-ря, сохранившееся в Житии прп. Паисия Галичского (известно в списках с XVII в.), не имеет хронологической приуроченности и малодостоверно.
Преподобный со смирением и послушанием служил братии, поучаясь день и ночь в молитвах, был «постник чюден», так что иноки удивлялись его терпению, смирению и кротости. Спустя нек-рое время Г. принял священнический сан. Согласно Минейной редакции, преподобный стал «игуменом у Святыа Богородица честнаго Ея Рождества близ езера» (ВМЧ. Стб. 2270). Рождество-Богородицкий мон-рь, располагавшийся в 11 верстах к северо-востоку от Галича на р. Едомше, впервые упоминается в данном источнике (Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в.: Ист.-геогр. исслед. по мат-лам мон-рей. Л., 1985. С. 120). В связи с сообщением об игуменстве Г. в Галичском мон-ре в Минейной редакции имеются и др. уникальные (по-видимому, малодостоверные) известия: к Г. любил приезжать галичский кн. Георгий (Юрий) Димитриевич (1389-1434), святой крестил его сыновей, к Г. за благословением обращался вел. кн. Василий I Димитриевич (1389-1425).
Вскоре слава о добродетелях святого широко распространилась в Галиче. Родственники преподобного, «вси велможи земли тоя», др. люди похваляли его благородство, смирение и воздержание. Избегая молвы, Г. покинул Галичскую землю и «род свой». В изложении дальнейших событий редакции Жития Г. существенно расходятся. Согласно Первоначальной редакции, преподобный из Галича направился на север, в вологодские земли, и на р. Пельшме, неподалеку от дер. Пельшмы, основал мон-рь. Минейная редакция и Редакция сборников содержат рассказ о пребывании святого после ухода из Галича сначала в Ростове, затем у прп. Дионисия Глушицкого в Сосновецкой пуст. (см. Глушицкий Сосновецкий во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-рь ).
В соответствии с Минейной редакцией и Редакцией сборников, уйдя из Галича, Г. поселился в Авраамиевом ростовском в честь Богоявления мужском монастыре. Через нек-рое время, как сообщается в Редакции сборников, Ростовский архиеп. св. Дионисий Грек (1418-1425) не без труда упросил Г., к-рый считал себя недостойным, стать архимандритом ростовского Спасо-Преображенского Княгинина мон-ря на Песках. 2 года святой управлял обителью, прославившись как духовный наставник и благотворитель. По Минейной редакции, Г. в 1394 (6902) г., при свт. Григории, еп. Ростовском и Ярославском (свт. Григорий занимал Ростовскую кафедру в 1396-1416), стал «архимандритом Ростову граду» (т. е. возглавил ростовское черное духовенство). Через нек-рое время, избегая мирской славы, святой вновь решил удалиться в пустынное место. Ночью покинув мон-рь, Г. направился на север и пришел к прп. Дионисию Глушицкому, к-рый дал ему келью в Сосновецкой пуст. Стремясь к совершенному подвижничеству, Г. вскоре испросил благословение у прп. Дионисия на полное пустынножительство и покинул Сосновецкую пуст. В соответствии с Минейной редакцией, Г. пришел к прп. Дионисию в 1412 (6920) г., покинул Сосновецкую пуст. в 1422 (6930) г. уже 100-летним старцем. В обеих редакциях содержится рассказ о чудесных знамениях, предшествовавших основанию Пельшемского мон-ря.
По-видимому, главным источником повествования в Минейной редакции и Редакции сборников о пребывании Г. в Ростове и в Сосновецкой пуст. было Житие прп. Дионисия Глушицкого. В нем сообщается о том, что Г. «от града Галича, бывый архимандрит во граде Ростове» пришел к прп. Дионисию и «пребываше в послушании святаго» (Жития. С. 117). Через нек-рое время Г. испросил у прп. Дионисия благословение на уход из пустыни ради совершенного отшельничества. Прп. Дионисий благословил это желание, и Г. основал на Пельшме общежительный мон-рь, в к-ром в 1426 г. трудами преподобного был построен храм в честь Собора Пресв. Богородицы.
В Первоначальной редакции Жития Г. сообщается, что на устройство Пельшемского мон-ря святому предоставили земли «тамо сущи житилие христолюбци... мужие благонарочитии» (РГБ. Ф. 302/I. № 693. Л. 156 об.). В Минейной редакции благотворителем святого назван «благонарочитый муж» Мартын (ВМЧ. Стб. 2274). Святой установил на месте буд. обители крест, построил келью. Преподобный сочетал неустанные труды по устройству мон-ря и возделыванию земли с молитвой и постом. Подвизаясь, он неоднократно испытывал бесовские нахождения: бесы в виде змей и зверей пытались прогнать преподобного с этого места, но он побеждал их крестным знамением и молитвой. Вскоре в обители были возведены храм в честь Собора Пресв. Богородицы, трапезная и кельи.
Минейная редакция и Редакция сборников сообщают о приходе на Пельшму свящ. Алексия (он принял постриг с именем Александр и впосл. стал 2-м игуменом мон-ря) и других, стремившихся к монашеству. Согласно указанным редакциям, в 1426 (6934) г. святой получил благословение на устройство общежительного мон-ря у Ростовского архиеп. Ефрема (вступил на кафедру 13 апр. 1427, как архиепископ упом. в дек. 1448). В новом мон-ре «съдружебника своего» посетил прп. Дионисий Глушицкий, освятивший монастырскую церковь. С собой прп. Дионисий принес иконы Господских праздников (возможно, написанные им самим) и Пролог, бережно сохранявшиеся с того времени в Пельшемском мон-ре (источником этого рассказа, отсутствующего в Первоначальной редакции Жития Г., было Житие прп. Дионисия Глушицкого - Жития. С. 118).
Пельшемский мон-рь разрастался, принимая новых насельников, желавших подвизаться под духовным руководством Г. Святой «неослабно» наставлял в духовной жизни как иноков, так и мирян, говорил, что «брашно и питие не поставит нас пред Богом» (РГБ. Ф. 304/I. № 693. Л. 160-160 об.). Г. постоянно трудился, «сонную отгоняще тягость», творил молитвенное правило, переписывал книги (по описи 1645 г., в Пельшемском мон-ре хранились 9 Миней месячных и Устав, написанные Г., их совр. местонахождение неизвестно). Во время голода в обители находили пристанище нуждающиеся, святой помогал неимущим должникам. Миряне («христолюбцы») делали в мон-рь вклады, в т. ч. недвижимым имуществом. Однажды ночью воры обокрали обитель, однако вскоре были пойманы местными жителями и вернули монастырское имущество.
Последние годы жизни Г. пришлись на междоусобную феодальную войну, во время к-рой он проявил себя как миротворец и заступник простых людей. В ходе осады Вологды войсками кн. Димитрия Юрьевича Шемяки зимой 1449/50 г. (Редакция сборников ошибочно датирует осаду 1430 (6938) г., Минейная редакция - 1431 г.), когда войска Шемяки грабили окрестные селения, множество разоренных, голодающих крестьян нашли убежище в Пельшемском мон-ре. Все редакции Жития Г. сообщают о том, что святой вступился за вологжан перед Шемякой, за что по приказу князя был сброшен с «помоста». Придя в себя, пожилой игумен вернулся в свою пустынь. Шемяка вскоре снял осаду и увел войска в Галич, где они «побиени быша... гневом Божиим» (видимо, имеется в виду разгром войск Шемяки под Галичем в 1450). В Минейной редакции, кроме того, содержится уникальный рассказ о том, как святой, появившись в 1431 (6939) г. в Москве (до осады Вологды Шемякой), просил Георгия Димитриевича, ставшего вел. князем, отказаться от престола в пользу его соперника Василия II Васильевича. Указанная в Житии дата ошибочна вне зависимости от степени достоверности сообщения; скорее всего, это сообщение - позднейшая вставка, содержащая промосковскую трактовку событий. (По мнению В. Д. Назарова, описанное событие могло произойти весной 1434 (Назаров В. Д. Георгий (Юрий) Димитриевич // ПЭ. Т. 11. С. 101-102), но в Житии говорится о даровании Василию II Коломны, что случилось при первом занятии кн. Юрием московского престола весной 1433.)
Преподав последнее наставление братии и оставив после себя игуменом мон-ря иером. Александра, Г. преставился 30 сент. Во всех редакциях Жития сообщается, что святой заповедал братии не хоронить его тело, а, «влекуще за нозе», кинуть в болото. Первоначальная редакция не содержит год смерти святого. В Минейной редакции и Редакции сборников указан 1448 (6957) г. (противоречащий рассказу о конфликте святого с Димитрием Шемякой, присутствующему во всех редакциях Жития). Архиеп. Филарет (Гумилевский), Н. П. Барсуков, Е. Е. Голубинский приводят 1441 г., архим. Леонид (Кавелин), И. Мартинов и Г. В. Маркелов - 1442 г.; по-видимому, исследователи основывались на поздних месяцесловах. В Первоначальной и Минейной редакциях, со слов мон. Тихона, после кончины Г. принявшего постриг в Пельшемском мон-ре, рассказывается, что Г. умер вне обители, в ц. Бориса и Глеба (видимо, сельской), где служил его духовный отец иером. Варсонофий. Почувствовав приближение смерти и попрощавшись с братией, преподобный ушел, желая приготовиться к отшествию ко Господу. Братия, обнаружив игумена усопшим, привезла его мощи в мон-рь.
Сразу после кончины от тела преподобного стало исходить благоухание и получил исцеление «бесныи» (сообщение об этом содержится во всех редакциях Жития Г. и в Житии прп. Дионисия Глушицкого). Когда гроб стоял посреди церкви, у инока Сергия при прощании со святым прошла глазная болезнь. Г. был погребен по правую сторону от алтаря у монастырского храма в честь Собора Пресв. Богородицы. Над могилой иноки установили гробницу, на к-рой находились иконы Спасителя и Богородицы. В Первоначальной редакции Жития отмечены 4 посмертных чуда Г. (излечение инока Сергия от глазной болезни, исцеление бесноватого Иоанна, избавление от бесовского нахождения инока Вассиана по молитвам к Г., исцеление от слабоумия отрока Самуила), в Минейной редакции - 8 чудес (4 чуда совпадают с рассказом в Первоначальной редакции), в Редакции сборников отмечены 2 чуда, последовавшие непосредственно после погребения (с Сергием и Иоанном). В Похвальном слове святому говорится о том, что по молитвам к Г. мн. слепые прозрели, глухие избавились от глухоты, исцелились хромые и страдавшие от паралича («скорчащаа руки исправи» - РГБ. Ф. 304/I. № 693. Л. 170).
По переписной книге Пельшемского мон-ря 1667 г., в обители существовала ц. во имя Г., в к-рой почивали мощи святого. В 1683 г. она сгорела, над мощами возвели часовню. В 1706 г. часовню заменил привезенный со Знаменского погоста монастырской вотчины храм, освященный во имя Г., в к-ром мощи святого почивали под спудом близ сев. стены. В 1810 г. над мощами устроили раку с балдахином, обложенную медными чеканными посеребренными листами. На раке находился образ преподобного в серебряной ризе. При раке хранились железные вериги, железные полумантия и кольчатая рубашка, в к-рых святой, по преданию, совершал всенощные бдения. В 1833 г. на месте обветшавшего деревянного храма была возведена каменная ц. во имя Г., в 1844 г. в ней была установлена новая рака с деревянным балдахином. В февр. 1926 г. Пельшемский мон-рь был окончательно закрыт, к 2006 г. бывш. монастырский храм во имя Г. находится в руинированном состоянии, мощи святого покоятся под спудом.
По мнению Голубинского и В. П. Васильева, Г. был канонизирован Собором 1549 г. (Голубинский. Канонизация святых. С. 104; Васильев В. П. История канонизации рус. святых. М., 1893. С. 186). Память Г. отмечена под 30 сент. в «Палинодии» Захарии (Копыстенского) 1621 г. (РИБ. Т. 4. Стб. 849-850) и в Месяцеслове Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. № 201. Л. 304, сер. 50-х гг. XVII в.). О праздновании памяти Г. свидетельствует Устав церковных обрядов московского Успенского собора (ок. 1634): «[Сентября] в 30-й день Григорью Пелшемскому, трезвон середней, а поют с полиелеосом по уставу» (РИБ. СПб., 1876. Т. 3. С. 28).
Служба Г. (Минея (МП). Сентябрь. С. 766-775) была составлена неизвестным автором, вероятно, в XV в. на основе службы прп. Сергию Радонежскому на 25 сент., известна в списках с XVII в. (1698). Служба Г. имеет также общие песнопения со службой прп. Дионисию Глушицкому (Ф. Г. Спасский предположил зависимость последней от службы Г., но это маловероятно, учитывая обратную зависимость Житий святых). В 1884 г. издан акафист Г.
В Макариевом Желтоводском мон-ре в 1785 (1786) г. в одной из башен был устроен храм во имя Г. (ныне действующий). С кон. XVIII в. в г. Кадникове Вологодской обл. известна часовня во имя Г. (вновь освящена во имя преподобного в 2002).
Произведений с образом Г., несмотря на его большое почитание в вологодских землях, известно не много. «Древние» иконы чудотворца находились в ц. в честь Собора Пресв. Богородицы («за правым клиросом») и в ц. во имя Г. («икона храмовая... с житием») в Григориевом Пельшемском Лопотове мон-ре (Суворов Н. И. Лопотов Богородицкий мон-рь Вологодской епархии. Вологда, 1875. С. 15-16, 18; Степановский И. К. Вологодская старина: Ист.-археол. сб. Вологда, 1890. С. 250-251). Икона в серебряной ризе была положена на раку святого (Верюжский. Вологодские святые. С. 297).
Наиболее раннее изображение сохранилось на шитом покрове на раку, исполненном в сер. XVI в. вскоре после канонизации (ВГИАХМЗ). Надгробные образы нередко сохраняли особенности внешнего облика святого. На покрове Г. представлен фронтально в рост, с прижатой к груди десницей и со свитком в левой руке, облачен в схиму с куколем на голове и в мантию, завязанную под поясом узлом, у него тонкие, благородные черты лица: прямой нос, большие, близко посаженные глаза, дугообразные брови, впалые скулы, широкая прямая борода до груди. Колорит произведения сдержан, шитье выполнено в достаточно простой технике - непряденым шелком «в раскол», нимб и свиток - золотными и серебряными прядеными нитями.
Поясное изображение святого помещено в росписи 1686-1688 гг. Софийского собора в Вологде, созданной артелью ярославских мастеров под рук. Д. Г. Плеханова. Наряду с др. Вологодскими святыми Г. изображен в круглом клейме под композицией «Служба вселенских святителей» в диаконнике: на нем - монашеская мантия вишневого цвета, охристая ряса и зеленовато-синий параман, в руке - свиток, в отличие от изображения на покрове куколь опущен на плечи, борода чуть длиннее и шире.
В иконописных подлинниках внешний вид святого уподобляется облику прп. Сергия Радонежского (под 30 сент.) или ап. Иоанна Богослова (под 30 окт.): «Сед, брада Сергиева, риза дичь, испод празелень» (БАН. Дружин. 975. Л. 38; посл. четв. XVII в.); «сед, плешив, брада Богословля» (РНБ. Погод. 1930. Л. 130; посл. треть XVII в.); «подобием сед, брада аки Иоанна Богослова, власы главныя густы с ушей, на плечах схима, ризы преподобническия, рука благословенна, в другой свиток» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 37; XVIII в.); «образом сед аки Сергий, а инде сед, брада мало поменьше и поуже Сергиевы, власы главныя густы, седы, с ушей, схима на плечах, рукою благословляет, а в другой свиток» (БАН. Дружин. 981. Л. 88; ок. 1848 г.; аналогичный текст см.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 35). В пособии для иконописцев В. Д. Фартусова содержится своеобразный вариант описания: «Седой старец с густыми волосами на голове и узкой бородой менее средней величины, типа русскаго... одежды на нем монашеския и епитрахиль. В хартию ему можно писать его изречение: Егда душа моя от тела разлучится, никоеяже чести мене сподобите, но тако просто по земли влекуще за нозе мои, предайте мя блату» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 32). Изображение Г. имелось в Строгановском лицевом подлиннике (не сохр.) с кратким пояснительным текстом (Маркелов. Т. 2. С. 301).
Редким образцом житийной иконографии Г. является икона с 12 клеймами (авторская живопись XVII в. под записью ХIХ в.) из вологодской ц. Рождества Богородицы на Нижнем долу (ВГИАХМЗ), один из приделов к-рой был посвящен Г. В среднике иконы - поясное фронтальное изображение святого в монашеской мантии, с непокрытой головой (слегка волнистые волосы, широкая борода до середины груди), с благословляющей десницей и с развернутым свитком в левой руке с текстом: «Не скорбите оубо братия моя благодать бо Господа Иис[уса] Христа да пребудет с вами во ве[ки]». Вокруг средника помещены клейма: 1. Приход святого в Богородицкий мон-рь на берегу Галичского оз. 2. Беседа с галичским кн. Георгием (Юрием) Димитриевичем, упрашивающим Г. стать крестным отцом своих сыновей. 3. Пострижение в монашество. 4. Молитва святого иконе Божией Матери «Умиление». 5. Поставление во иерея. 6. Архиеп. Ростовский Дионисий благословляет Г. во архимандрита Спасского мон-ря на Песках в Ростове. 7. Моление святого об уединении. 8. Приход в Глушицкий Сосновецкий мон-рь. 9. Приход на р. Пельшму и моление об основании обители. 10. Сообщение братии о близкой кончине. 11. Преставление Г. 12. Погребение святого. В клеймах Г. предстает в 3 возрастах - безбородым юношей, средовеком и старцем, причем в последних 2 композициях его образ по внешнему облику и одеянию во многом совпадает с изображением на покрове. Близкая аналогия со средником житийной иконы - образ Г. на иконе-пяднице ХVII в. из той же церкви (ВГИАХМЗ), но со свернутым свитком.
Образ Г. присутствует в ряде икон Господа Вседержителя с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами - в мантии с опущенным на плечи куколем, с короткими волнистыми волосами, почти не прикрывающими высокого лба, с окладистой бородой, руки подняты в молении. Примерами являются иконы из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре (1-я пол. XVIII в.), из ц. Спаса Преображения на Болоте в Вологде (3-я четв. XVII в., под записью XIX в.), из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье в Вологде (XVIII в.), из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды работы Димитрия Сумарокова с сыном Иваном (1779), из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского (нач. ХIХ в.; все в собр. ВГИАХМЗ).
В монументальном искусстве поясной образ Г. наряду с др. святыми рус. земель (рядом с прп. Саввой Крыпецким) был включен в программу росписи сев. хорной арки в зап. части храма Христа Спасителя, исполненной в 70-х гг. XIX в. худож. П. Ф. Плешановым (Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. части Б. Споров]. М., 1996п. С. 85). По-видимому, Г. представлен и в составе Новгородских святых на иконе 1728 г. письма свящ. Георгия Алексеева (ГТГ).
В композициях «Собор русских святых» погрудное изображение Г. помещено в правой группе преподобных, в ряду Вологодских чудотворцев: на старообрядческой поморской иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК) - с непокрытой головой, с густой шапкой волос; на подобных иконах 1814 г. письма Петра Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись - Маркелов. Т. 1. С. 454-455) и 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ). Разные варианты изображения преподобного встречаются на др. по составу иконах данного сюжета. Так, на иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) Г. назван Вологодским, волосы у него расчесаны на прямой пробор, на иконе сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ) изображен с куколем на голове. На иконе Собора рус. святых 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) среди преподобных, согласно надписям на нимбах, трижды представлен прп. Григорий Вологодский (по-видимому, в одном случае подразумевался прп. Григорий Авнежский).
В XX в. образ святого включен в группу Вологодских чудотворцев в центре 1-го ряда на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. письма мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ) и на ее повторениях, на рисунке для Миней МП работы прот. Вячеслава Савиных (Изображения Божией Матери и святых правосл. Церкви. М., 2001. С. 32). В числе Вологодских святых вместе с прп. Дионисием Глушицким фронтально в рост (в основе - изображение на покрове) Г. представлен на бронзовом рельефе в нижней части креста, установленного в 1997 г. на месте Всеградского собора во имя Спаса Всемилостивого в Вологде (скульптор А. В. Климков).