Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИЦЕТИЙ
51, С. 312-316 опубликовано: 14 февраля 2023г.


НИЦЕТИЙ

Св. Ницетий, еп. Треверский. Миниатюра из Псалтири Эгберта из Трира. 980 г. (Cividale. Museo Archeol. Naz. 136. Fol. 99)
Св. Ницетий, еп. Треверский. Миниатюра из Псалтири Эгберта из Трира. 980 г. (Cividale. Museo Archeol. Naz. 136. Fol. 99)

Св. Ницетий, еп. Треверский. Миниатюра из Псалтири Эгберта из Трира. 980 г. (Cividale. Museo Archeol. Naz. 136. Fol. 99)

[Лат. Nicetius] († 566 или 569), св. (пам. зап. 1 окт.), еп. Треверский (Трирский).

Источники

Сведения о Н. содержатся в сочинении св. Григория Турского (538-594) «Житие отцов» (Greg. Turon. Vit. Patr. XVII). Григорий узнал о святом от его ученика св. Аредия (Аридия). Аквитанец по происхождению, Аредий был воспитан Н. и в юности служил при нем в качестве клирика. Впосл. по указанию епископа он вернулся в Аквитанию и основал мон-рь Аттан (ныне Сент-Ирье-ла-Перш близ Лиможа, Франция) (Greg. Turon. Hist. Franc. X 29; Idem. Vit. Patr. XVII Praef., 5; о пребывании Аредия в Треверах сообщается также в более позднем Житии святого - BHL, N 666; MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 583-585). В повествовании Григория Н. представлен как истинный пастырь, к-рый отважно противостоял сильным мира сего, внушал страх нечестивцам и подавал пример др. галльским прелатам. Биографический очерк в «Житии отцов» дополняется упоминаниями о Н. в др. сочинениях Григория Турского (Greg. Turon. Hist. Franc. X 29; Idem. Glor. conf. 92). Венанций Фортунат в посвященном Н. стихотворении восхвалял епископа за пастырское усердие, аскетический образ жизни, милосердие к нуждающимся и щедрую благотворительность (Venant. Fort. Carm. III 11).

В трирских агиографических и исторических сочинениях XI-XIII вв. Н. представлен как один из св. епископов, прославивших Трирскую Церковь (ActaSS. Ian. T. 1. P. 777; MGH. SS. T. 8. P. 159; Trierer Geschichtsquellen des XI. Jh. / Hrsg. H. V. Sauerland. Trier, 1889. S. 190, 199-200, 210). Приведенные в этих текстах краткие сведения о Н. основаны гл. обр. на «Житии отцов» Григория Турского, которое получило распространение в Трирском архиепископстве не ранее кон. X в. (Krönert. 2010. P. 41, 109). Так, в агиографический сборник кон. X в. из Трира (Vindob. 576. Fol. 24r-32v) включены главы из «Жития отцов» и «Славы исповедников», посвященные Н. Сочинения Григория и Венанция Фортуната были использованы Эбервином, аббатом трирского монастыря св. Мартина, при составлении Жития св. Магнериха, преемника Н. на епископской кафедре (1-я пол. XI в.). Согласно Эбервину, Магнерих, как и Аредий, был учеником Н. (BHL, N 5149; Vita Magnerici // ActaSS. Iul. T. 6. P. 183-184).

В составе «Австразийского собрания» (Epistolae Austrasicae) сохранилось 2 письма Н. и 5 адресованных ему писем, авторами которых были Флориан, аббат Роменского монастыря, находившегося в Медиоланском (Миланском) еп-стве, Руф, еп. Октодура (ныне Мартиньи, Швейцария), Мапиний, еп. Ремский (Реймсский), а также неизвестное лицо (CPL, N 1063-1065; изд.: MGH. Epp. T. 3. P. 116-122, 133-134, 137-138). Высказывалось мнение, что «Австразийское собрание» было составлено в нач. IX в. из текстов, сохранявшихся в треверских архивах со времен Н. (Barrett, Woudhuysen. 2016). Ранее Н. считали автором гомилий «О бдениях рабов Божиих» и «О пользе гимнов» (CPL, N 648-649), которые в действительности принадлежат свт. Никите Ремесианскому (см.: Turner. 1921). Также Н. приписывается фрагмент т. н. Афанасиева Символа веры (см.: Barrett, Woudhuysen. 2016. P. 25-26).

Житие

О времени и месте рождения Н. точных сведений нет. По свидетельству Григория Турского, у новорожденного на голове была отметина, напоминавшая тонзуру, поэтому его родители решили, что ребенок должен стать клириком (Greg. Turon. Vit. Patr. XVII 1). Когда мальчик вырос, его отдали на воспитание в мон-рь, где впосл. он был избран аббатом и благодаря строгому нраву стал известен франк. кор. Теодориху I (511-533/4). Гипотеза о происхождении Н. из Лемовиков (ныне Лимож) основана на мнении трирского агиографа Эбервина, который считал, что Н. был земляком Аредия. Хотя это предположение не имеет достаточных подтверждений, Н. мог быть уроженцем вост. части Аквитании, входившей в состав королевства Теодориха I. Возможно, он был в числе «многих клириков из числа арвернских граждан», к-рых король направил для служения в Треверы (Greg. Turon. Vit. Patr. VI 2).

В V в. Треверы, ранее служившие имп. резиденцией и адм. центром рим. Галлии, подвергались нападениям различных варварских народов. Город был разграблен и частично разрушен, его население сильно сократилось. Вероятно, поэтому Теодорих I послал в Треверы аквитанских клириков, чтобы восполнить недостаток духовенства (Anton. 1984. S. 37-38; Idem. 1989. S. 61-63). После кончины еп. св. Апрункула треверские клирики попросили Теодориха назначить его преемником диак. св. Галла, жившего при королевском дворе. Однако Галл предпочел получить назначение на кафедру родного г. Арверн (ныне Клермон-Ферран), освободившуюся после кончины св. Квинциана. Вместо него на Треверскую кафедру был возведен Н. (Greg. Turon. Vit. Patr. VI 3). Назначение св. Галла обычно датируют 525 г. (см., напр.: PLRE. Vol. 3. P. 502-503; Heinzelmann. 2001. P. 12). Следов., Н. стал епископом Треверским в 525 или 526 г. (Anton. 1987. S. 132).

Согласно Григорию Турскому, кор. Теодорих вызвал Н. в Треверы, не сообщив ему о своем намерении. Однако святой предвидел, что король захочет сделать его епископом. В пути сопровождавшие Н. королевские слуги сделали ночной привал и, расседлав коней, пустили их пастись на поля бедных земледельцев, где росла пшеница. Н. приказал немедленно увести оттуда лошадей, пригрозив сопровождавшим, что в противном случае они будут отлучены от Церкви. Люди короля лишь посмеялись, указывая ему на то, что он не сможет отлучить их, не будучи епископом. Тогда Н. заявил, что не столько король, сколько Господь призвал его в Треверы, чтобы сделать там епископом. После этого святой вывел коней с полей (Greg. Turon. Vit. Patr. XVII 1).

Св. Григорий Турский подчеркивал, что Н., как строгий поборник справедливости, боялся Бога, а не людей, даже весьма знатных и могущественных (Ibid.). Он был 1-м епископом, который вступал в конфликты с франк. королями и их приближенными; обычно в эпоху Меровингов прелаты стремились поддерживать хорошие отношения с королями и знатью, однако Н. твердо требовал соблюдения церковных правил и отказывался идти на уступки. По словам Григория Турского, епископ конфликтовал с кор. Теодебертом I (534-548) и его окружением, неоднократно отлучал от Церкви Хлотаря I (король всех франков в 558-561). Григорий приводит неск. эпизодов, которые свидетельствуют о непримиримом отношении Н. к людям, пренебрегавшим церковными правилами. Однажды во время воскресного богослужения король явился в церковь, и в его свите были люди, к-рых Н. ранее подверг отлучению от Церкви. После чтений из Свящ. Писания Н. прервал богослужение, потребовав, чтобы отлученные и нераскаявшиеся покинули церковь. По мнению К. Убля, епископ поступил с отлученными, как с кающимися или оглашенными, к-рые могли присутствовать на литургии оглашенных, но не на литургии верных (Ubl. 2008. S. 146). Григорий Турский упоминал о покушении на святого: однажды некий знатный франк. воин набросился на Н. с мечом во время проповеди, будучи раздосадован и пристыжен его словами о недопустимости нарушения церковных норм брака (Greg. Turon. Vit. Patr. XVII 2).

В 538 г. кор. Теодеберт I обратился через посла к папе Вигилию с вопросом: какое церковное покаяние ему следует выполнить за то, что он женился на супруге своего брата. Папа Римский поручил св. Кесарию, еп. Арелатскому, дать королю подробный ответ (Jaffe. RPR. T. 1. N 905-906; MGH. Epp. T. 3. P. 57-58). По предположению Убля, король решил обратиться к папе Римскому, чтобы оградить себя от упреков со стороны Н. (Ubl. 2008. S. 148). В письме еп. Мапиния сообщается, что Н. отлучил от Церкви нек-рых знатных франков за близкородственные браки и подвергся за это гонениям; по требованию Н. кор. Теодебальд (548-555) созвал австразийских епископов на Собор в Тулле (ныне Туль), к-рый должен был состояться 1 июня (вероятно, 550 г.) (MGH. Epp. T. 3. P. 126-127). Сославшись на то, что приглашение не было доставлено вовремя, Мапиний отказался присутствовать на Соборе, очевидно, из-за соперничества Треверской и Ремской (Реймсской) кафедр (см.: Hefele, Leclercq. Hist. des conciles. T. 3. Pt. 1. P. 164-165; о соперничестве между кафедрами см.: Schmidt. 1929. S. 21-27).

Кор. Хлотарь I неоднократно угрожал отправить Н. в изгнание и осуществил это намерение незадолго до своей кончины (561). По словам Григория Турского, др. франк. епископы одобрили решение короля, и даже треверская паства не поддержала святого (Greg. Turon. Vit. Patr. XVII 2-3). Но вскоре король умер, и его преемник, Сигеберт I (561-575), поспешил принести покаяние от имени покойного отца и вернул Н. на кафедру. Сохранилось письмо неизвестного лица с поздравлениями по поводу благополучного возвращения святого в Треверы (MGH. Epp. T. 3. P. 137-138).

Н. стремился укрепить положение Треверской кафедры и повысить ее статус; присутствовал на мн. Соборах галльских епископов. В частности, его подпись есть под постановлениями Собора 535 г. в Арверне (MGH. Conc. T. 1. P. 70; Concilia Galliae A. 511-A. 695. 1963. P. 429-430), общефранк. Собора 549 г. в Аврелиане (ныне Орлеан), 2-го Собора в Арверне (после 549) (MGH. Conc. T. 1. P. 109; Concilia Galliae A. 511-A. 695. 1963. P. 148-161). Вероятно, Н. присутствовал на Соборе в Паризиях (ныне Париж) (552) проходившем под председательством свт. Германа, еп. Паризийского. Под решениями Собора стоит подпись еп. Этнеция (Etnecius), отождествляемого с Н. (MGH. Conc. T. 1. P. 117; Concilia Galliae A. 511-A. 695. 1963. P. 110-111, 157, 168). На Соборе обсуждался важный для Н. вопрос близкородственных браков, весьма распространенных среди франков. Ок. 550 г. с разрешения кор. Теодебальда Н. созвал еще один Собор в Тулле (ныне Туль, Франция), на к-ром обсуждались неканонические браки, и где сам Н. председательствовал. В связи с этим Собором произошел конфликт из-за старшинства между Н. и еп. г. Ремы Мапинием, приглашенным на Собор (Ep. Austras. 11; см.: Anton. 1987. S. 131-138).

Сохранилось обличительное послание Н. к визант. имп. Юстиниану I (527-565), связанное с непринятием на Западе постановлений Вселенского V Собора (553) и осуждением «Трех Глав». Эти меры, осуществленные императором с целью сближения с антихалкидонитами (см. ст. Монофизитство), рассматривались многими, в т. ч. на Западе, как удар по авторитету Вселенского IV Собора в Халкидоне (451) и уступка еретикам. Развивавшееся Юстинианом неохалкидонское богословие, к-рое представляло собой синтез христологии Собора 451 г. и учения свт. Кирилла, архиеп. Александрийского († 444), должно было стать основой согласия между сторонниками Халкидонского ороса и антихалкидонитами. Галльские епископы сочувствовали противникам Вселенского Собора Среди этих ревностных противников осуждения «Трех Глав» был Медиоланский еп. св. Датий, скончавшийся в 552 г. в К-поле. Еще не зная о кончине Датия, медиоланские клирики известили епископов Галлии о притеснениях, к-рым визант. император подвергал несогласных с ним церковных иерархов (MGH. Epp. T. 3. P. 438-442). О событиях в Византии Н. мог узнать и от своего корреспондента, аббата Флориана, к-рый просил его молиться об упокоении Датия (Ibid. P. 117). Вероятно, под влиянием италийских противников религ. политики Юстиниана Н. обратился к императору с призывом вернуться в правосл. веру, прекратить гонения на православных и перестать поддерживать 2 противоположные ереси - доктрины Евтихия и Нестория. В частности, Н. обвиняет Юстиниана в том, что тот якобы считает Христа «простым человеком» (purus homo; ср. греч. ψιλὸς ἄνθρωπος), хотя в действительности император отвергал данное учение, приписывая его несторианам (см., напр., анафематизмы V Вселенского Собора против «Трех Глав»: АСО. T. 4. Vol. 1. P. 241 (греч.); 216 (лат.); ДВС. Т. 4. С. 471). Однако Н. утверждал, что все зап. христиане рассматривали Юстиниана как «сына диавола и врага праведности» (MGH. Epp. T. 3. P. 118-119). В письме можно обнаружить аллюзии на заявления и документы против осуждения «Трех Глав», к-рые были опубликованы в К-поле в 551 г., в период самого разгара противостояния. Вероятно, Н. не понимал сути богословских споров, происходивших на Востоке, однако настаивал на точном следовании догматическому определению Халкидонского Собора (см.: Pohlsander. 2000; Wood. 2007).

Возможно, последнее по времени послание Н. (MGH. Epp. T. 3. P. 121) адресовано Хлодосвинте (Хлодезинде), дочери франк. кор. Хлотаря I, ставшей супругой короля лангобардов Альбоина. Хлодосвинта вышла замуж за Альбоина не ранее 556 г. и скончалась ок. 565 г., т. о. этот год является самой поздней датой для времени создания послания. В этом письме Н. советует королеве приложить усилия к тому, чтобы убедить своего мужа отказаться от арианства, и ссылается на пример св. Клотильды - ее бабки, сподвигнувшей короля франков Хлодвига отойти от язычества (Ibid. 8).

По просьбе Н. в Треверы прибыли италийские строители, к-рых прислал Руф, еп. Октодурский (MGH. Epp. T. 3. P. 133-134). Согласно Венанцию Фортунату, Н. восстановил пришедшие в ветхость церкви и епископскую резиденцию (domus - Venant. Fort. Carm. III 11). По данным археологических раскопок, треверский епископский храм, возведенный в IV в., представлял собой ансамбль из 2 параллельных базилик, баптистерия и др. зданий. Храм сильно пострадал во время нападений варваров в V в. С деятельностью Н. археологи связывают восстановление сев. базилики, лежавшей в руинах; при этом были использованы античные колонны из развалин рим. храмов (см., напр.: Weber W. Antike Kirchenanlage im Bereich von Dom und Liebfrauen // Antiquité Tardive. 1996. Vol. 4. P. 82-83; Piva P. Osservazioni sull'evoluzione e la cronologia del gruppo episcopale di Treviri // Ibid. P. 84-86). Н. также приписывается восстановление др. городских церквей (см.: Anton. 1987. S. 107, 134). Вероятно, епископ превратил в церковь погребальную базилику на пригородном некрополе, где находились захоронения св. епископов Максимина и Агриция. Высказывалось мнение о том, что Н. основал при базилике мон-рь (см.: Resmini. 2016. S. 67, 194-196, 711). В стихотворении Венанция Фортуната описывается крепость с 30 башнями и дворцом, построенная Н. на скалистом утесе, к-рый возвышался над р. Мозеллой (Мозель). Очевидно, укрепление было предназначено для защиты земельных владений епископской кафедры, т. к. поблизости от него находились водяные мельницы, виноградники и яблоневые сады (Venant. Fort. Carm. III 12). По одной из версий, крепость находилась близ совр. сел. Ноймаген-Дрон (ок. 20 км к северо-западу от Трира) (напр.: Gauthier. 1980. P. 185; см. также: Meckseper C. Der Palast des Nicetius - oder: ganz jenseits von Bauforschung // Architectura. 1994. Bd. 24. S. 161-169). Вероятно, о Н. идет речь в письме австразийского майордома Гогона Петру, еп. Меттиса (ныне Мец): майордом просил епископа поприветствовать от его имени некоего человека, «чье учение украшает дворцы королей», неустанно посещавшего гробницы святых и построившего величественную церковь на берегу Мозеллы (MGH. Epp. T. 3. P. 135).

Григорий Турский со слов аббата Аредия сообщал о чудесах, к-рые Н. совершил при жизни, в т. ч. об изгнании демонов и об усмирении бури во время путешествия по реке. Согласно «Житию отцов», жители Треверов были избавлены от чумы благодаря молитвам Н. и его предшественников, св. епископов Евхария и Максимина (Greg. Turon. Vit. Patr. XVII 4-5).

Время кончины Н. трудно установить. Последнее событие их жизни святого, дата к-рого известна, - его возвращение из ссылки, в к-рую его отправил кор. Хлотарь I (561 или немного позднее). На основании косвенных свидетельств кончину Н. обычно относят к 566 или 569 г. (см.: Anton. 1987. S. 132). Первое точно датированное упоминание о его преемнике Магнерихе относится к событиям 585 г. (см.: Duchesne. Fastes. T. 3. P. 38).

Почитание

По свидетельству Григория Турского, от гробницы Н. в базилике св. Максимина совершались исцеления (Greg. Turon. Vita Patrum. XVII. Praef., 6; Idem. Glor. conf. 92). Описывая чудеса святого, Григорий, вероятно, стремился укрепить его почитание. Однако самые ранние сведения о литургическом почитании Н. и о его гробнице в Трире относятся лишь к эпохе Каролингов. Впосл. культ святого существовал почти исключительно в Трирском архиеп-стве, его центром была базилика (впосл. аббатство) св. Максимина.

В сер. IX в. св. Адон, архиеп. Вьеннский, внес память Н. под 5 дек. в составленный им «исторический» мартиролог (см.: Quentin. 1908. P. 480, 485). В трирских календарях память Н. указывалась начиная с X в., как правило, под 1 или 3 окт. (Miesges. 1915. S. 88-89, 108-109; Krönert. 2010. P. 38; Resmini. 2016. S. 611; ср.: MartHieron. P. 128). В др. текстах поминовение святого обычно отмечали 5 дек. (Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh. / Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 3. S. 1355, 1358, 1563-1564. (MGH. Lib. Mem.; 2)). Под этой датой память Н. указана в каролингском мартирологе Узуарда, впоследствии использованном при составлении Римского Мартиролога, в к-ром поминовение святого также было приведено под 5 дек. (MartRom. Comment. P. 566, 568). Однако в действующую редакцию Римского Мартиролога память Н. внесена под 1 окт. (MartRom. (Vat.). P. 518). В Трирском архиеп-стве поминовение святого совершается 3 окт.

О почитании гробницы Н. впервые упоминается в дарственной грамоте Эрканфриды, вдовы Трирского гр. Нитхада, «монастырю св. Максимина, где почивает [этот] святой... вместе со св. Агрицием и св. Ницетием» (1 апр. 853 - Urkunden- und Quellenbuch zur Geschichte der altluxemburgischen Territorien bis zur burgundischen Zeit / Hrsg. C. Wampach. Luxemburg, 1935. Bd. 1. S. 80-84. N 88). Во время освящения главного алтаря нового монастырского храма (13 окт. 942) гробницы 3 святых были установлены в небольшой крипте под хором церкви (см.: Resmini. 2016. S. 69, 78). Во время археологических раскопок (1936) в крипте были обнаружены 3 позднеантичных саркофага, в к-рых, вероятно, почивали мощи св. епископов (Ibid. S. 599, 611). О почитании «святых исповедников Максимина, Агриция и Ницетия» как покровителей мон-ря, в котором хранились их мощи, упоминается в грамоте папы Агапита II (950 - Papsturkunden, 896-1046 / Hrsg. H. Zimmermann. W., 1984. Bd. 1. N 121) и в надписи на золотом антепендии аббата Виллера (945-957) (Die christlichen Inschriften der Rheinlande / Hrsg. F. X. Kraus. Fr./B.; Lpz., 1894. Tl. 2. S. 190-191), а также в более поздних источниках (см.: Resmini. 2016. S. 591, 593). В 1611 г. папа Павел V даровал отпущение грехов паломникам, к-рые посещали монастырскую церковь в дни памяти святых Максимина и Н. для молитвы о благополучии католич. Церкви и об искоренении ересей (папская индульгенция повторно издавалась в 1623 и 1651; см.: Ibid. S. 73).

Ист.: CPL, N 1063-1065; BHL, N 6090-6092; Epistulae Austrasicae. 5-8, 11, 21, 24 // MGH. Epp. T. 3. P. 110-153; Concilia Galliae A. 511-A. 695 / Ed. C. de Clercq. Turnhout, 1963. P. 110-111, 157, 168; Greg. Turon. Liber vitae patrum. XVII // MGH. Scr. Mer. T. 1. Pars 2. P. 277-283; idem. Glor. conf. 92 // Ibid. P. 357; idem. Hist. Franc. XVII 6; Venant. Fort. Carm. III 11-13; Венанций Фортунат. Никетию, епископу Треверскому, о замке над Мозеллой // ПСЛЛ, IV-VII вв. С. 370-371; Vita Aridii abbatis Lemovicini. 6-7 // MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 583-585; MartRom. Comment. P. 568.
Лит.: Kayser F. Über das Leben and die Schriften des hl. Nicetius. Trier, 1872; Bannett S. A. Nicetius (3) // DCB. 1887. Vol. 4. P. 38-39; Mohr J. Die Heiligen der Diözese Trier. Trier, 1892. S. 278-285; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen-Age: Étude sur la formation du martyrologe romain. P., 1908. P. 480; Duchesne. Fastes. 1915. Vol. 3. P. 37-38; Miesges P. Der Trierer Festkalender, seine Entwicklung und seine Verwendung zu Urkundendatierungen. Trier, 1915; Turner C. H. Documents Niceta of Remesiana De Vigiliis and De Psalmodiae bono. L., 1921; Lanzoni. Vol. 1. P. 1048; Schmidt H. Trier und Reims in ihrer verfassungsrechtlichen Entwicklung bis zum Primatialstreit des neunten Jh. // ZSRG.K. 1929. Bd. 49. S. 21-27; Winheller E. Die Lebensbeschreibungen der vorkarolingischen Bischöfe von Trier. Bonn, 1935. P. 3-9; Ewig E. Trier im Merowingerreich: Civitas, Stadt, Bistum. Trier, 1954. P. 97-106; Rabikauskas P. Nicezio di Treveri // BiblSS. Vol. 9. Col. 900-901; Gauthier N. L'évangelisation des pays de la Moselle: La province romaine de Première Beligique entre Antiquité et Moyen-Âge (IIIe-VIIIe siècles). P., 1980. P. 172-189; Anton H. H. Trier im Ubergang von der römischen zur fränkischen Herrschaft // Francia. Bd. 12. Ostfildern, 1984. S. 1-52; idem. Trier im frühen Mittelalter. Paderborn et al., 19872. S. 131-142; idem. Die Trierer Kirche und das nördliche Gallien in spätrömischer und fränkischer Zeit // La Neustrie Les pays au nord de la Loire de 650 a 850: Colloque hist. intern. / Ed. H. Atsma. Sigmaringen, 1989. T. 2. S. 61-63; Heinz A. Nicetius // BBKL. 1993. Bd. 6. Sp. 656-657; Pohlsander H. A. A Call to Repentance: Bishop Nicetius of Trier to the Emperor Justinian // Byz. 2000. Vol. 70. P. 456-473; Heinzelmann M. Gregory of Tours: History and Society in the 6th Century. Camb., 2001; Geschichte des Bistums Trier. Bd. 1: Im Umbruch der Kulturen: Spätantike und Frühmittelalter / Hrsg. H. Heinen et al. Trier, 2003; Wood I. The Franks and Papal Theology, 550-660 // The Crisis of the Oikoumene: The Three Chapters and the Failed Quest for Unity in the 6th-Century Mediterranean. Turnhout, 2007. P. 223-241; idem. The Burgundians and Byzantium // Western Perspectives on the Mediterranean: Cultural Transfer in Late Antiquity and the Early Middle Ages, 400-800 AD. L.; N. Y., 2014. P. 31; Ubl K. Inzestverbot und Gesetzgebung: Die Konstruktion eines Verbrechens (300-1100). B., 2008. S. 145-148; Krönert K. L'exaltation de Trèves: Écriture hagiogr. et passé hist. de la métropole mosellane (VIIIe-XIe siècle). P., 2010; Дюмезиль Б. Королева Брунгильда. СПб., 2012. С. 64-65; Bailey L. K. Religious Worlds of the Laity in Late Antique Gaul. L. e. a., 2016. P. 94-95; Barrett G.; Woudhuysen G. Assembling the Austrasian Letters at Trier and Lorsch // Early Medieval Europe. Oxf., 2016. Vol. 24. N 1. P. 31; Resmini B. Die Benediktinerabtei St. Maximin vor Trier. Die Bistumer der Kirchenprovinz Trier. Das Erzbistum Trier 13. // Germania Sacra. F. 3. B., 2016. Bd. 11. Tbd. 1. S. 73, 194-195, 610-611; Mathisen R., Shanzer D. Society and Culture in Late Antique Gaul: Revisiting the Sources. N. Y., 20172. P. 190, 193.
Д. В. Зайцев
Ключевые слова:
Епископы Римско-католической Церкви Святые Римско-католической Церкви Почитание святых в Римско-католической Церкви Ницетий, († 566 или 569), епископ Треверский (Трирский)., святой (пам. зап. 1 окт.)
См.также:
ГЕРМАН (ок. 495 - 576), еп. г. Паризии, св. (пам. 28 мая)
ЕВСЕВИЙ († 371), еп. г. Верцеллы (ныне Верчелли, Италия), церковный деятель и богослов, боролся с арианской ересью, свт. (пам. зап. 15 дек.)
ИЛАРИЙ (ок. 315 - 367), свт. (пам. зап. 13 янв.), еп. Пиктавийский, богослов, отец и учитель Церкви
ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ († 636), еп. Гиспальский, лат. церковный писатель, богослов, энциклопедист; католич. св. (пам. 4 апр.)
ИУЛИАН (до 644 - 690), св. (пам. зап. 14 янв., 29 янв.), еп. г. Толет, церковный писатель
КЕНТИГЕРН († 612 или 614?), св. (пам. зап. 13 янв.), еп., почитается как основатель еп-ства Глазго (Шотландия)
КОРЕНТИН [Коурентин] (VI в.?), св. (пам. зап. 12 дек.), по преданию, 1-й еп. Кемпера (ныне еп-ство Кемпер и Леон, Бретань, Франция)
ЛЕАНДР († ок. 600), св. (пам. зап. 27 февр., 13 марта), еп. г. Гиспалис (ныне Севилья, Испания)