[лат. Eucharius] (III в.), свт. (пам. зап. 8 дек.), 1-й еп. г. Треверы (ныне Трир, Германия). Достоверные сведения о Е. не сохранились. В средневек. списках Треверских епископов его преемниками названы Валерий, Матерн и Агреций, последний присутствовал на Арелатском Соборе 314 г. (Conciles Gaulois du IVe siècle / Éd. J. Gaudemet. P., 1977. P. 60). Вероятно, епископское служение Е. относится к сер. III в.
По преданию, святитель был похоронен к югу от городских стен; кладбище было обнаружено во время археологических раскопок 1957-1967 гг. под аббатством св. Матфия (Санкт-Маттиас). Впосл. над могилой Е. была сооружена часовня (cella). Согласно соч. «Деяния треверцев» (XII в.), там был похоронен также свт. Агреций (Gesta Treverorum. 23 // MGH. SS. T. 8. P. 153). В сер. V в. еп. Кирилл восстановил часовню, построил поблизости мон-рь и перенес туда мощи святителей Е. и Валерия; впосл. там был похоронен и сам епископ (Ibid. P. 158). Сохранилась эпитафия святителям, возможно изготовленная по повелению Кирилла. Свт. Григорий Турский в соч. «Житие отцов» сообщает о почитании в кон. VI в. святых - покровителей города: Е., Максимина и Ницетия (Greg. Turon. Vita Patr. XVII 4). Мон-рь Е. в пригороде Треверов (monasterium S. Eucharii(?) in suburbio trevirensi) впервые упоминается лишь в 702 г. (Усков Н. Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего средневековья. СПб., 2001. С. 91). Над могилой святителей была сооружена базилика, разоренная норманнами (882). Память Е. впервые упоминается в Мартирологе Рабана Мавра († 856) (PL. 110. Col. 1185).
Ко 2-й пол. X в. сформировалась легенда, согласно к-рой Е. был одним из 70 апостолов, учеником ап. Петра, к-рый рукоположил его во епископа и направил для проповеди христианства в Галлию (Herigerus. Gesta episcoporum Leodiensium. I 5-11 // MGH. SS. T. 7. P. 167-170). Спутниками Е. были диак. Валерий и субдиак. Матерн. По дороге, в Элегии (ныне Эль, Франция), Матерн заболел и умер. Миссионеры отправились в Рим, где ап. Петр вручил им свой посох. Вернувшись в Элегию, они коснулись посохом Матерна и воскресили его, после чего обратили местных жителей в христианство и построили церковь. Затем миссионеры прибыли в Треверы и начали проповедь христ. веры, совершив ряд чудес. Е. стал епископом города, впоследствии он был похоронен в построенной им кладбищенской ц. св. Иоанна Богослова. После Е. кафедру занимали святители Валерий и Матерн. Эти сведения вошли в «Деяния треверцев», где приведена датировка событий (прибытие миссионеров в Треверы - 54, смерть Е.- 77). Во 2-й пол. XIII в. было составлено Житие святых, приписанное мон. Гольдшеру (XII в.). В нем подробно рассказывается о чудесах, совершенных Е. в Треверах.
Почитание Е. как св. покровителя Трира поддерживалось монахами посвященного ему аббатства (оно находилось в состоянии конфронтации с др. крупным трирским мон-рем - св. Максимина). В 1127 г. в аббатстве Е. были обретены мощи ап. Матфия, якобы привезенные в город имп. равноап. Еленой. Мон-рь стал крупным центром паломничества, а почитание Е. отошло на 2-й план. В XII в. был построен новый храм в романском стиле (освящен Римским папой Евгением III в 1148), и монастырь получил название во имя ап. Матфия. В наст. время аббатство принадлежит ордену бенедиктинцев, церковь во имя Е. имеет статус малой базилики (с 1920). В крипте храма находятся саркофаги святых Е. и Валерия.