Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
47, С. 358-366 опубликовано: 20 января 2022г.


МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Находился в Москве. Основание мон-ря в кон. XIII - нач. XIV в. доказано благодаря археологическим раскопкам под рук. Л. А. Беляева в 70-80-х гг. XX в. и реставрации (архитекторы Б. П. Дедушенко, Н. И. Даниленко) монастырского собора кон. XVII в., которые открыли 2 древних каменных здания и дали убедительный материал для построения хронологии обители, изменив и обогатив ее архитектурную и культурную историю.

История

Поздняя историческая традиция приписывает основание М. Б. м. св. кн. Московскому Даниилу Александровичу. Исследователи, опираясь на историческое сказание о начале М. Б. м. из его «домовой» копийной книги 1680-1682 гг., по-разному определяют это время. Еп. Дмитровский Никодим (Белокуров) временем устроения обители считал 1296 г., акад. М. Н. Тихомиров - 1292 г. Однако основание М. Б. м., по-видимому, следует датировать более широко: кон. XIII - нач. XIV в., но не позднее 1303 г., когда скончался вел. кн. Даниил Александрович и, согласно сказанию, по его приказу «сия пречестная обитель Богоявления во дни государства его сделана и церкви возграждены деревянные, и келии». Существование кладбища XIII в. на месте буд. М. Б. м. позволяет предполагать, что здесь стояла приходская церковь, к-рую позже сменил монастырский собор. Однако точной даты основания монастыря археология не называет.

М. Б. м. стоял на возвышенном плато к востоку от Кремля, недалеко от начала большой дороги (впосл. Никольская ул.) и ближе к р. Неглинной, чем к Москве-реке. Сев. сторона стен М. Б. м. с воротами выходила на торговую дорогу из Москвы в Ростов, а западная - к стенам Кремля. Именно здесь до кон. XVII в. имелся вход в обитель.

Пострижение будущего свт. Алексия, митр. Московского, в Богоявленском мон-ре. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 733)
Пострижение будущего свт. Алексия, митр. Московского, в Богоявленском мон-ре. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 733)

Пострижение будущего свт. Алексия, митр. Московского, в Богоявленском мон-ре. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 733)
С XIV в. М. Б. м. стал привлекать знатных и богатых горожан, принявших решение уйти в обитель. Согласно Житию прп. Сергия Радонежского, ок. 30-40-х гг. XIV в. в обители проживал авторитетный инок Геронтий. В мон-ре нес послушание и, возможно, принял постриг сын боярина Федора Бяконта Елевферий (впосл. митрополит всея Руси Алексий). До 1342-1344 гг. здесь вместе с прп. Стефаном Радонежским они пели на клиросе. М. Б. м. оказался в самом центре политической и социально-экономической жизни Московского великого княжества. К мон-рю благоволили не только влиятельные светские и духовные лица, но и Калитовичи. От Калитовичей, потомков тысяцких Вельяминовых, московских бояр и других вкладчиков М. Б. м. получал земельные и промысловые владения, щедрые денежные и имущественные вклады. В 1382-1571 гг. М. Б. м. неоднократно разорялся во время ордынских нашествий на Москву.

В 1467 г. в М. Б. м. проживало 66 насельников. Устав был келлиотским, или особножитийным, затем в нем стали проявляться черты общего жития. Настоятельство сначала было игуменское, а с авг. 1652 г.- архимандритское. Первым из настоятелей между 22 февр. 1427 и 29 сент. 1455 г. упоминается игум. Арсений. Имя его преемника Прохора приведено в подтвердительной жалованной тарханно-несудимой и заповедной грамоте 29 сент. 1455 г., полученной М. Б. м. от дмитровского кн. Юрия Васильевича. В марте 1471 г. игум. Прохор был хиротонисан во епископа Сарского и Подонского. В 1467 г. игуменом назван Антоний I, в 1478/79 г.- Досифей, в 1482/83 г.- Киприан, между 1 янв. 1486 и 31 дек. 1488 г.- Антоний II. 25 марта 1493 г. в обители не было игумена, позднее им стал Трифон (Дубина), к-рый 14 июля 1499 г. был хиротонисан во епископа Сарского и Подонского. С 1499 г. игуменом был Герасим Поповка, родной брат переводчика и книжника Д. Герасимова.

В синодике М. Б. м., заведенном в 1598 г., при игум. Иове, поминались настоятели Иона, Феодосий, Иосиф, Епифаний, Симеон (дважды), Сергий, Феодосий, Епифаний, Варлаам. Большинство имен этой записи можно отождествить с именами игуменов XVI в., известных по др. источникам (за исключением Епифания и Сергия). Этих игуменов нет и в самом раннем списке синодика М. Б. м., заведенном в 70-80-х гг. XVI в. Поэтому данных игуменов вряд ли стоит считать первыми настоятелями М. Б. м.

В поздней исторической традиции утверждается, что одним из первых игуменов М. Б. м. был прп. Стефан Радонежский. Но в ранних синодиках имени игум. Стефана нет.

На территории М. Б. м. находились деревянный собор с 2 престолами: в честь Богоявления и в честь Благовещения Пресв. Богородицы, кельи. Вскоре постройки сгорели. Согласно историческому предисловию к Копийной книге, незадолго до кончины вел. кн. Иоанн I Данилович Калита заложил в обители каменный Богоявленский собор, а после его смерти постройку храма в нач. 40-х гг. XIV в. продолжил московский тысяцкий Протасий. В возведении мон-ря значительную роль играли Вельяминовы: тысяцкий Василий Васильевич (погребен в М. Б. м.), окольничий Тимофей Васильевич и Полиевкт Васильевич, отец Евпраксии (Евфросинии), жены Дмитровского кн. Петра Дмитриевича (1-е неоспоримое актовое упоминание каменного храма содержит именно ее духовная).

Топонимическая привязка М. Б. м. в источниках с течением времени менялась. Самая ранняя - «Богоявленский монастырь, что на Москве на посаде» (приблизительно до 1547). После этого его стали именовать «Богоявленский монастырь, что на Москве за Торгом». Иногда уточнялось: «в Китай городе». Смена привязки была обусловлена тем, что на посаде между М. Б. м. и Кремлем в зап. части стен возник Торг.

В авг. 1382 г., во время набега хана Тохтамыша, был уничтожен почти весь Китай-город, но М. Б. м., согласно введению Копийной книги, уцелел. По легенде, хан велел сжечь мон-рь, но он не сгорел. Этот факт был оценен современниками как чудо. Но новые пожары не пощадили обитель. В 1451 г., во время набега царевича Мазовши, М. Б. м. сгорел. Вероятно, в 1467 г. вел. кн. Иоанн III Васильевич велел отпускать в М. Б. м. из своего дворца «годовой корм» на помин родителей и на молитву за его здравие - возможно, это указывает на появление каменно-кирпичной трапезной в период правления его или его сына вел. кн. Василия III Иоанновича. В 1547 г. М. Б. м. вновь пострадал от пожара, в мае 1571 г., во время нашествия крымского хана Девлет-Гирея, сгорели его деревянные постройки. По приказу царя Иоанна IV Васильевича Грозного они были восстановлены. В марте 1611 и осенью 1612 г. М. Б. м. оказался в зоне боев за Китай-город между русскими, поляками и литовцами. Интервенты разграбили и сожгли обитель.

Надвратная церковь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Литография К. Эргота. 1864 г.
Надвратная церковь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Литография К. Эргота. 1864 г.

Надвратная церковь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Литография К. Эргота. 1864 г.
Возрождение М. Б. м. начал царь Михаил Феодорович Романов. В 1624 г. был построен новый каменный Богоявленский собор. Престол его нижней церкви был посвящен Казанской иконе Божией Матери, к-рая находилась во Втором ополчении кн. Д. М. Пожарского и К. Минина. По-видимому, в восстановленный храм был помещен один из списков Казанского образа. В связи с рождением 22 окт. 1649 г., в день Казанской иконы Божией Матери, царевича Димитрия царь Алексей Михайлович повелел отмечать 22 окт. как праздник Казанской иконы «во всех городах по вся годы». В 1645 (1647?) г. по его указу игум. Пафнутий доставил из Хлынова в М. Б. м. чудотворную икону с Нерукотворным образом Спасителя. В 1673 г. вдова боярина кн. Б. А. Репнина-Оболенского кнг. Ксения подарила М. Б. м. двор своего дяди кн. Ю. П. Буйносова-Ростовского на Никольской ул., к-рый примыкал к обители. Благодаря этому в мон-ре смогли возвести св. ворота с выходом на Никольскую ул. и надвратную ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. С сев. стороны в стене обители были устроены двое ворот: одни с выходом на «строгую» монастырскую половину, а другие - «общие». Обе половины М. Б. м. с севера на юг были разделены забором.

В 90-х гг. XVII в., при архим. Никифоре, собор М. Б. м. был вновь перестроен в стиле т. н. нарышкинского барокко. 20 янв. 1693 г. 2-ярусный собор был освящен патриархом Московским и всея Руси Адрианом, что было отмечено на памятном предалтарном иконостасе. Храм был возведен на старом подклете 1624 г.: стройный восьмерик на мощном четверике, завершенный граненой маковкой. Его высота от основания до верха креста составила 64 м; высота внутри собора от пола до самой верхней точки купола - 45 м. Внешние стены апсиды и трапезной собора, украшенные декоративной лепной отделкой в контрастном сочетании с красным цветом стен, создавали впечатление богатого убранства. Окна, оконные карнизы, наличники и завершающий верхний фигурный шпиль придавали особую нарядность всему архитектурному сооружению, ставшему доминантой Китай-города. После постройки нового каменного собора М. Б. м. в нем в разное время были освящены престолы: Казанской иконы Божией Матери (1693), Богоявления (1696), свт. Алексия, митр. Московского (1697), вмч. Георгия Победоносца (1747), ап. Иакова Алфеева (1754), Тихвинской иконы Божией Матери (1869), вмч. Пантелеимона (1873), прп. Феодосия Черниговского (1904) и св. Иоанна Предтечи (1910).

В 1693-1697 гг. с зап. стороны М. Б. м. по линии Ветошного ряда были построены каменные кельи, а внутри двора - настоятельский корпус, находившийся под прямым углом к кельям. Во время пожара 1737 г. сгорели глава колокольни, кровля братских келий и конюшенный двор. В 1739 г. над воротами со стороны Ветошного пер. построена колокольня высотой 44 м с ц. во имя св. князей Бориса и Глеба; на ее звоннице находилось 9 колоколов. В 1742 г. надвратная церковь была освящена, а в 1830 г. обновлена на средства Евдокии Власовой, вдовы гвардии капитана, и освящена в честь Нерукотворного образа Спасителя. После обновления осталось 4 колокола. В кон. XVIII в. с зап. стороны к собору была пристроена галерея, соединившая его с настоятельским корпусом и кельями.

Собор в честь Богоявления. 1693–1696 гг. Фотография. 1883 г.
Собор в честь Богоявления. 1693–1696 гг. Фотография. 1883 г.

Собор в честь Богоявления. 1693–1696 гг. Фотография. 1883 г.
М. Б. м. пользовался немалым авторитетом у вел. князей и царей, а также у Киевских и Московских митрополитов и патриархов. За 1-е столетие его существования 4 игумена были хиротонисаны во епископов: двое стали архиереями в Крутицах, по одному - в Твери и Перми. Настоятели М. Б. м. участвовали во мн. исторических событиях. В 1568 г. из Успенского собора Кремля в М. Б. м. по приказу царя Иоанна IV Васильевича на санях-дровнях в изодранном монашеском одеянии был доставлен опричниками митр. Московский свт. Филипп II (Колычев) и заточен в тюрьму. На следующий день он был обвинен в тяжких преступлениях, закован в железные цепи. По приказу царя митр. Филипп из М. Б. м. был переведен в мон-рь Николы Старого на Никольской ул. Москвы.

Уже с начала существования М. Б. м., очевидно, отличался высоким уровнем образованности насельников. Посещавшие Русь при митр. Феогносте греч. монахи иногда останавливались в обители. Достоверно известно, что при вел. кн. Димитрии Иоанновиче Донском на Русь приезжал из Царьграда афонский постриженик мон. Дионисий Святогорец. Он был принят в Кремле и получил от вел. князя персональную келью для проживания в М. Б. м. Благодаря постоянным контактам с греч. монахами в М. Б. м. довольно рано был освоен греч. язык. Богоявленские монахи занимались чтением и переводом греческих книг (напр., митр. Алексий).

В период книгопечатания и книжной справы при патриархе Московском и всея Руси Филарете (Романове) активным ее участником стал игум. Илия. Он хорошо знал греч. язык и вместе с другими работал в «Правильной палате» Московского Печатного двора на Никольской ул. В 1627 г. по поручению патриарха Филарета игум. Илия и справщик Печатного двора Григорий Анисимов участвовали в рассмотрении рукописи Катехизиса литов. протопопа Лаврентия Зизания, предложенного патриарху к печати в Москве. Критически рассмотрев рукопись зизаниевского Катехизиса, справщики провели полемические беседы с его автором («Прения»). В результате собеседований Зизаний отказался от спорных мест своего текста, найденных образованными справщиками.

В 1685 г. в М. Б. м. была временно устроена славяно-греч. школа известных ученых греков-просветителей братьев Иоанникия и Софрония Лихудов. Для вновь образованной на территории М. Б. м. школы возвели деревянное здание. Эта школа действовала 2 года, а затем была переведена в новое здание рядом с Заиконоспасским в честь Нерукотворного образа Спасителя монастырем и стала называться Спасской. Среди первых выпускников школы были буд. глава Московского Печатного двора и Синодальной типографии Федор Поликарпов и духовный писатель монах Чудова московского мон-ря Иов. Позднее Богоявленскую школу преобразовали в Славяно-греко-латинскую академию. 31 мая 2007 г. в честь педагогических заслуг греч. монахов-просветителей Лихудов на средства правительства Греческой Республики за алтарем Богоявленского собора им установили бронзовый памятник.

Со временем М. Б. м. стал крупным вотчинником, его владения находились в Московском, Бежецком, Волоцком, Дмитровском, Звенигородском, Коломенском, Стародуб-Ряполовском и Нижегородском уездах. В 1511 г. вел. кн. Василий III Иоаннович жалованной тарханной и заповедной грамотами подтвердил владельческие и льготные права М. Б. м. на 5 сел с деревнями. Подобные общие жалованные тарханные и заповедные грамоты М. Б. м. получал от царей Иоанна IV Грозного, Бориса Феодоровича Годунова и Михаила Феодоровича Романова. При этом царь Иоанн Грозный не только подтвердил ему пожертвования от разных лиц, но и передал мон-рю от себя 24 янв. 1548 г. неск. деревень в Мещерской вол. Коломенского у. и наделил их судебным иммунитетом.

Наиболее ранние жалованные и вкладные грамоты М. Б. м. на вотчинные земли датируются 2-й четв. XV в. Одна из них связана с именами дмитровского кн. Петра Дмитриевича и его вдовы кнг. Евфросинии Полуектовны Вельяминовой. От них М. Б. м. получил на помин души кн. Петра с. Дятелинское с деревнями и пустошами в Дмитровском у. 29 сент. 1455 г. новый дмитровский кн. Юрий Васильевич жалованной тарханно-несудимой грамотой подтвердил права обители на земли, пожертвованные его дядей Петром Дмитриевичем. Впосл. эти права подтверждали волоцкий кн. Федор Борисович, дмитровский кн. Юрий Иванович, брат Василия III, и кн. Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат Иоанна IV Грозного.

С. Б. Веселовский предполагал, что к числу ранних земельных вкладов в М. Б. м. относятся подмосковное с. Вельяминово и дер. Марфина, бывш. вотчинные владения рода Вельяминовых, и связывал их поступление в М. Б. м. с родоначальником Протасием-Вельямином, боярином Иоанна I Калиты. Однако высказывается и иная т. зр., связывающая поступление этого земельного комплекса с последним московским тысяцким Василием Васильевичем Вельяминовым, принявшим в сент. 1374 г. схимнический постриг с именем Варсонофий и похороненным в обители. От представителей боярского рода Вельяминовых в 1543 г. и в 1-й четв. XVII в. поступили и др. земли, находившиеся в составе Дмитровского у.

Крупные земельные вклады в М. Б. м. связаны с князьями Ромодановскими-Стародубскими и Буйносовыми-Ростовскими, дворовыми детьми боярскими Львом Шереметом Григорьевым, сыном Хлуденёва, Григорием Ивановичем Кулычевым, Лукьяном Третьяковым, сыном Раковым, дьяком Поместного приказа и опричного казначея Путила Михайловича Митрофанова и его сыном Никитой Путиловым Михайловым, богоявленским старцем Ионой (Протопоповым), его отцом, известным протопопом Благовещенского собора и духовником вел. кн. Василия III, Василием, родовой некрополь к-рого находился в обители. Некоторых монастырских земель М. Б. м. лишался в результате продажи или обмена, в т. ч. с московскими государями, к-рые иногда брали «на себя» понравившиеся земли М. Б. м. и взамен передавали обители свои земли. По переписи 1678 г. за монастырем числился 141 крестьянский двор, в 1700 г.- 216, а через 44 года ему принадлежали уже 1014 крестьян.

В 1-й четв. XVIII в. царь Петр I восстановил Монастырский приказ, контролировавший все церковно-монастырские доходы и чинивший суд над монастырскими крестьянами. Согласно указу царя от 27 февр. 1702 г., Монастырский приказ получал право распоряжаться пустующими земельными владениями мон-рей вплоть до отчуждения таких земель и раздачи или продажи их «челобитчикам» и другим светским лицам с правом селить на них крестьян и устраивать «вечные заводы». Эти новшества коснулись и М. Б. м. В частности, запустевшие земли подмосковной Нефимоновской вотчины, данные вкладом в М. Б. м. еще в 1571 г. Никитой Путиловым на «помин души» своего отца П. М. Митрофанова и его родственников, были отчуждены от М. Б. м. и ок. 1705 г. пожалованы московскому дворянину стольнику Ивану Артемьевичу Возницыну, сыну думного дьяка Разрядного приказа Артемия Богдановича Возницына. В числе этих пожалованных земель оказались запустевшие монастырское с. Нефимоново и дер. Бабкино.

В 1764 г. М. Б. м. был определен по штатам во 2-й класс и стал ежегодно получать содержание из гос. казны. После 1764 г. экономическое положение и строительная деятельность обители могли поддерживаться лишь денежными пожертвованиями вкладчиков.

В 1788 г. М. Б. м. стал местом пребывания викарных епископов Московской епархии и был возведен в 1-й класс вместо упраздненного московского Симонова монастыря. В 1795 г. М. Б. м. вновь был обращен во 2-й класс в связи с восстановлением Симонова мон-ря. В 1799 г. викарные епископы Московской епархии были переведены из М. Б. м. в Саввин Сторожевский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь. С 1863 г. настоятелями М. Б. м. стали викарные епископы Дмитровские. Среди последних викарных епископов - настоятель (1901-1914) обители Трифон (Туркестанов).

В 1812 г. М. Б. м. пострадал во время захвата Москвы армией имп. Наполеона I. Самые ценные реликвии архим. Гедеон (Фомин) вывез из Москвы в Вологду. Др. предметы были спрятаны в М. Б. м. казначеем Аароном и др. монахами, оставленными в обители для присмотра. 3 сент. 1812 г. в М. Б. м. ворвались солдаты-мародеры, но не обнаружили ценных вещей. Франц. мародерам помешало то, что в настоятельском корпусе разместился один из маршалов имп. Наполеона I. Еще до оставления французами Москвы в Богоявленском соборе с 17 сент. 1812 г. совершались богослужения. Впосл. в М. Б. м. были восстановлены теги верхнего храма, лопнувшие в результате мощного взрыва в Кремле, который был произведен французами в окт. 1812 г. по приказу отступившего из Москвы имп. Наполеона I. Устранены были и др. повреждения, вызванные этим взрывом. После ухода французов викарный еп. Московской митрополии Августин (Виноградский) избрал М. Б. м. местом своего пребывания в 1812-1813 гг. и занялся восстановлением храмов и святынь Московского Кремля. С 1837 по 1841 г. настоятелем М. Б. м. был историк архим. Филарет (Гумилевский).

Во 2-й пол. XIX в. М. Б. м. был тесно связан с афонскими греч. монастырями. В 1867 г. из испытывавшего материальные трудности Русского Пантелеимонова мон-ря на Афоне с разрешения имп. Александра II была привезена в Москву икона Божией Матери «Скоропослушница», а вместе с ней и др. святыни: частицы мощей вмч. Пантелеимона, крест с частицей Животворящего Древа, часть от камня Гроба Господня в Иерусалиме. Доставивший эти святыни в Москву иером. Арсений остановился в М. Б. м., здесь же, в соборе, они были выставлены для поклонения всех верующих.

Иконостас верхнего храма Богоявленского собора. Фотография. 1903 г.
Иконостас верхнего храма Богоявленского собора. Фотография. 1903 г.

Иконостас верхнего храма Богоявленского собора. Фотография. 1903 г.
В 1873 г. в Богоявленском соборе был устроен придел во имя вмч. Пантелеимона и на юж. углу Никольской ул. и Богоявленского пер. для привезенных святынь возведена Афонская часовня, настоятелем которой стал иером. Арсений. В 1880 г. московский потомственный почетный гражданин Иван Сушкин, брат настоятеля афонского Пантелеимонова мон-ря, подарил М. Б. м. участок земли на Никольской ул., расположенный ближе к Владимирским воротам мон-ря. Дар был обусловлен необходимостью строительства более вместительной Афонской часовни (1881-1883). Архит. А. С. Каминский, к-рому было поручено возведение новой часовни, удачно воспроизвел фасад прежней часовни возле Никольских ворот Китай-города. После кончины о. Арсения 2-м настоятелем часовни стал иеросхим. Аристоклий Афонский (Амвросиев).

Настоятели М. Б. м. разрешали афонским насельникам, пребывавшим в Москве, совершать богослужения в соборном храме, в т. ч. в дни афонских праздников в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» и вмч. Пантелеимона.

Иконостас нижнего храма Богоявленского собора. Фотография. 1903 г.
Иконостас нижнего храма Богоявленского собора. Фотография. 1903 г.

Иконостас нижнего храма Богоявленского собора. Фотография. 1903 г.
В нач. XX в. в М. Б. м. числилось всего 14 монахов и 18 послушников во главе с игуменом - викарным епископом. Обитель владела лишь 65,4 га земли. Однако в соответствии с действующими штатными определениями гос. казна ежегодно продолжала выплачивать на содержание монастыря сумму в размере 1249 р. 36 к.

В XX в. Богоявленский собор был поновлен и украшен. У входа разместили иконы 4 великих Московских святителей - Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, которые знаменовали тесную связь истории М. Б. м. с Москвой и ее заступниками. На барабане соборного купола были написаны образы 8 Московских святителей. Вместе с тем при установке в храме парового отопления были уничтожены погребения с белокаменными надгробиями и фрагменты нек-рых др. древних сооружений. В 1905 г. в М. Б. м. были снесены угловые постройки и старинная надвратная ц. Рождества св. Иоанна Предтечи со св. воротами на Никольской ул. На этом месте в 1910 г. мон-рь возвел 4-этажный доходный дом в стиле модерн. Вместо разрушенной надвратной Иоанно-Предтеченской ц. на Никольской ул. в нижнем храме Богоявленского собора был устроен одноименный придел.

В XVIII - нач. XX в. в М. Б. м. имелась богатая ризница, в к-рой хранились напрестольные серебряные кресты, священные сосуды, потиры, тарели, лжицы, 8 архимандричьих митр, 2 напрестольных печатных Евангелия в окладах и т. д. Один из ризничных крестов, гладкий и позолоченный, был пожертвован в М. Б. м. для вечного поминовения боярина В. Ф. Шереметева (Ɨ 14 июня 1718), еще один, такой же, был в 1747 г. дан кнг. Е. А. Долгоруковой в ц. вмч. Георгия в М. Б. м. для поминовения ее покойного мужа кн. Ю. Ю. Долгорукова. Др. крест чеканной работы с позолотой и накладным распятием был вложен по кн. Я. А. Долгорукову в 1754 г. его сестрой кнж. М. А. Долгоруковой. Еще один вызолоченный крест, с изображением чернью, был вложен в М. Б. м. Дмитровским еп. Серапионом (Александровским) в 1787 г. Среди напрестольных Евангелий в ризнице хранилось московское издание 1681 г. с серебряным позолоченным окладом на верхней крышке, которое было «построено» на московском дворе братьев князей Петра, Владимира и Василия Михайловичей Долгоруковых на Тверской ул. в Москве и 8 апр. 1694 г. вложено «по обещанию» в Алексиевскую ц. «по себе и по родителях своих, в вечное поминовение». Др. напрестольное Евангелие (1693) «построено» на средства «купеческого человека» Московской гостиной сотни Алексея Васильевича Богомолова и в апр. 1766 г. вложено в обитель. Книга имела серебряный позолоченный оклад, местами чеканный, с изображением на верхней крышке Спасителя в короне из золота с алмазами и изумрудами.

Б-ка мон-ря начала складываться практически с момента его основания. Одними из постоянных источников ее формирования служили книжные вклады, к-рые поступали от разных лиц с целью спасения душ вкладчиков и их родственников. О составе книжного собрания М. Б. м. до 1627 г. судить невозможно, поскольку оно после пожаров и разорений утрачивалось и вновь восстанавливалось. Имевшаяся во времена царя Иоанна Грозного б-ка М. Б. м., а именно ее основная древнейшая часть, очевидно, была утрачена 24 мая 1571 г. и в 1611-1612 гг. Однако часть древних монастырских книг в Москве, видимо, уцелела от огня. В частности, в период Смуты, когда в М. Б. м. пребывал польско-литов. военный гарнизон, неск. пергаменных рукописных книг в окт. 1612 г. было найдено в соборе М. Б. м. находившимися в осаде приезжими киевскими мещанами, к-рые, будучи голодными, сварили пергаменные книги и съели их. По отписным книгам 1637 г., в б-ке обители хранились 24 рукописные и печатные книги. Большинство составляли богослужебные книги, но в их составе находились также книги богословско-учительного характера. Среди этих книг были рукописи с сочинениями свт. Иоанна Златоуста, прп. Исаака Сирина, прп. Петра Дамаскина, святых Григория Беседовника, Феодора Эдесского, Саввы Сербского. В 1820 г. несколько рукописей из монастырской б-ки исчезли и оказались в частном собрании московского коллекционера гр. Ф. А. Толстого. В числе этих рукописных книг было 2 монастырских синодика XVI-XVII вв. В составе раннего из них, как выяснил С. Б. Веселовский, находился один из опальных списков царя Иоанна IV Грозного с пофамильной расшифровкой жертв опричного террора (синодики хранятся в Основном собрании рукописных книг РНБ. F. IV.196 и Q.IV.129; еще один - в ГИМ. Епарх. собр. № 706). Очевидно, ряд сохранившихся рукописных книг б-ки утрачен после 1917 г. Известно, что в 1927 г. в Епархиальное собрание отдела рукописей и старопечатных книг ГИМ были включены 5 рукописей упраздненного М. Б. м., которые были зашифрованы под № 705-709. В число этих рукописей входил синодик М. Б. м., заведенный при игум. Иове, в 1598 г., и дополненный позднее поминальными записями; этот кодекс еще во 2-й трети XIX в. использовался И. М. Снегирёвым и еп. Дмитровским Никодимом (Белокуровым) при описании истории М. Б. м.

Архив М. Б. м. сохранился плохо. Известно, что в нем находились подлинные жалованные тарханные грамоты московских Калитовичей на монастырские вотчинные села и деревни, духовные, данные и купчие грамоты, вкладные и кормовые книги, переписные книги мон-ря, платежницы, выписи из писцовых книг и мн. др. акты и архивные материалы. В составе архива имелись как подлинники, так и копии актов на земельные владения М. Б. м., которые иногда использовались в суде во время земельных споров. Не исключено, что в составе архива находились также и ранние сборники с частью списков грамот монастырского архива, списанных с подлинников. От XIV в. не осталось ни одного документального подлинника, и все известные монастырские акты XIV-XVI вв. сохранились только в списках. Тем не менее известно, что еще при царе Борисе Феодоровиче Годунове, вскоре после 1 февр. 1604 г., в М. Б. м. была составлена копийная книга актов, в к-рой использовались не только списки подлинных документов, но и отдельные сохранившиеся подлинники. Возможно, эта книга после написания хранилась в Поместном приказе, поскольку следующая копийная книга - 1680-1682 гг.- представляла собой уже «список з домовые книги Богоявленского монастыря», была изготовлена в Поместном приказе при дьяке Григории Близнякове и справлена по подлинной книге подьячим Василием Фёдоровым. После скрепления этой книги подписями поместного дьяка Г. Близнякова и архим. Амвросия копийная книга актов 1680-1682 гг. поступила в казну мон-ря. Вероятно, составление этой копийной книги было вызвано необходимостью правовой защиты земельных владений мон-ря в связи с посягательствами на них дворцового дьяка Семена Кудрявцева. 15 нояб. 1700 г. эта копийная книга была представлена в Поместный приказ казначеем М. Б. м. Иосифом для регистрации в соответствии с указом царя Петра I об обязательной записи крепостных книг в данном приказе. После регистрации книга была возвращена в М. Б. м. Дальнейшая судьба книги неясна, т. к. в XIX в. она оказалась на хранении в б-ке Гос. совета, образованного манифестом 1 янв. 1810 г. имп. Александра I. По крайней мере в 1843 г. с этой копийной книги в М. Б. м. была снята копия, к-рая имела некоторые редакционные отличия по сравнению со своим протографом. Возможно, изготовление этой копии в 1843 г. было связано с передачей протографа в Гос. совет. В пользу данного предположения говорит тот факт, что к моменту составления еп. Никодимом (Белокуровым) описания М. Б. м. в казне мон-ря копийной книги 1680-1682 гг. уже не было и он пользовался копией 1843 г. После 1917 г. кодекс был передан в петроградский Исторический архив, а затем в архив Синода (РГИА). В 30-х гг. XX в. с этой книги 1680-1682 гг. были изготовлены машинописные копии для С. Н. Валка и Веселовского. Но значительная часть архива была утрачена, несомненно, уже при закрытии М. Б. м. в 1919 г. К 2017 г. сохранившаяся часть находилась в Центральном историческом архиве Москвы (ЦГИАМ. Ф. 1176) и насчитывала, по данным путеводителя, 330 ед. хр. за 1702-1919 гг.

Некрополь М. Б. м. восходит к кон. XIII или к нач. XIV в. Возможно, одним из первых здесь был похоронен Федор Бяконт, отец митр. Алексия, однако с течением времени точное место его погребения было забыто. В 1805 г. потомок боярина статский советник Никанор Плещеев с разрешения митр. Московского и Коломенского Платона (Левшина) установил в нижней Казанской ц. Богоявленского собора у юж. стены символическую надгробную плиту (после закрытия собора М. Б. м. в 1929 эта плита была перенесена в музей при бывш. Донском мон-ре в Михайловской ц.).

После возведения нового, 2-ярусного Богоявленского собора погребать стали в нижней церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. Среди храмовых захоронений были могилы сподвижников имп. Петра I ген.-аншефа кн. Г. Д. Юсупова († 1730), ген.-адмирала кн. М. М. Голицына († 1764), кн. А. А. Меншикова († 1764), сына кн. А. Д. Меншикова, представителей княжеских родов Голицыных, Долгоруковых, Репниных, Щербатовых, Юсуповых и др., представителей старомосковских боярских родов Плещеевых, Салтыковых, Шереметевых и мн. др. представителей дворянских родов.

В 1919 г. М. Б. м. был закрыт. Монахов изгнали, главный собор и надвратная Спасская ц. на Никольской ул. были обращены в приходские храмы. В числе прихожан осталось много верующих из числа бывш. монастырской братии. 23 февр. 1922 г. Президиум ВЦИК опубликовал декрет, к-рый обязывал местные Советы «изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий, по описям и договорам все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Народного Комиссариата Финансов для помощи голодающим». В 1922 г. под предлогом борьбы с массовым голодом в Поволжье и др. районах России из закрытого М. Б. м. было изъято все серебро в количестве неск. пудов. Кампания по изъятию ценностей сопровождалась репрессиями. Настоятель Богоявленского прихода архим. Евфимий (Дацюк) был арестован. После этого приход возглавил архим. Феодосий (Кудрявцев). В 1929 г. Богоявленский собор был закрыт. Наиболее ценные предметы внутреннего убранства и утвари переданы в ГИМ и Оружейную палату, др. имущество испорчено или уничтожено.

В 20-30-х гг. XX в. были разрушены соборные алтари, надгробия, купол с крестом, разобраны Спасская надвратная ц. на Никольской ул. и Афонская часовня на юж. углу Никольской ул. и Богоявленского пер. На ее месте позднее устроили сквер. Монастырские стены, ворота и многие прежние постройки также уничтожили. Благолепный и величественный внешний вид собора был существенно обезображен неупорядоченными хозяйственными пристройками. В нижнем храме закрытого Богоявленского собора по предписаниям властей в разное время размещались мучной склад Всесоюзного гос. акционерного об-ва «Союзхлеб», склад Метростроя и даже цех металлообработки. Отдельные помещения использовались Историческим музеем и Московской книжной палатой. В нач. 20-х гг. здесь временно размещалась мастерская Ассоциации художников революционной России, в к-рой одновременно проживало до 20 молодых беспризорных художников. В верхнем храме собора первоначально было устроено общежитие студентов Горной академии, позднее помещение было отдано Научно-исследовательскому ин-ту по проектированию предприятий («Гипронииполиграфу»). Как правило, все эти орг-ции приспосабливали помещения бывш. собора под свои нужды. В 1940 г. 4-этажное здание бывш. доходного дома М. Б. м., выстроенного на Никольской ул., было перестроено и в нем разместилось адм. здание НКВД СССР. Настоятельский корпус и кельи были заняты также этим органом власти. Др. монастырские храмы, ограда и ворота были разрушены, в т. ч. в 20-х гг.- надвратная Спасская ц. под колокольней.

В 1941 г., в начале Великой Отечественной войны, на 3-этажный дом рядом с Богоявленским собором упал сбитый советскими зенитчиками нем. бомбардировщик. Взрывной ударной волной верхняя барабанная часть собора была снесена. Долгое время собор стоял без этой части. В 1980 г. началась его реставрация. В 1986-1987 гг. на его территории также были начаты археологические раскопки: найдены 4 столпа от белокаменного храма 40-х гг. XIV в., а также некрополь Вельяминовых-Воронцовых. После проведенной реставрации Богоявленский собор был передан Гос. академическому рус. хору им. А. В. Свешникова для певческо-муз. использования. Здесь были устроены репетиционный и концертный залы. В кон. 1990 г. было принято решение вернуть Богоявленский собор общине верующих. После возвращения в мае 1991 г. собор вновь получил статус приходского храма. Настоятелем прихода стал прот. Геннадий Нефёдов. Одновременно с Богоявленским собором РПЦ были переданы и сохранившиеся игуменский и братский корпуса.

К кон. 1991 г. в верхней части Богоявленского собора был отреставрирован придел во имя свт. Алексия: восстановлены многоярусный резной с позолотой иконостас, росписи, лепнина, скульптуры петровского времени, «царские врата» в виде креста с изображением в центре креста канонического Благовещения Пресв. Богородицы, а на концах креста - апостолов-евангелистов. На барабане соборного купола вновь были написаны образы 8 святителей. В 1998 г. верхний храм Богоявленского собора был освящен патриархом Московским и всея Руси Алексием II. При соборе учреждена Московская регентско-певческая семинария; к собору также были приписаны 2 храма из Китай-города: Никольский («Красный звон») и Козмодамиановский («в Старых Панех»). В Богоявленском соборе действуют воскресная школа для детей и взрослых, вечерние певч. регентские курсы, студии хорового церковного пения, иконописания и рисования, приходская б-ка и лекторий.

А. В. Кузьмин, Ю. Д. Рыков

Археологические раскопки 1986-1987 гг.

Археологические раскопки 1986-1987 гг. имели особое значение для реставрации собора и М. Б. м. и были наиболее плодотворным периодом в восстановлении обители. Культурный слой внутри собора сохранял остатки: поселения 1-й трети - сер. XIII в.; деревянной церкви и кладбища при ней (они сменили жилой участок) кон. (?) XIII-XIV в.; белокаменного храма (построен до 1-й четв. XV в.) и пристроенной к нему с запада во 2-й пол. XV - сер. XVI в. каменно-кирпичной трапезной; сложившегося вокруг этих построек кладбища с погребениями усопших высокого социального статуса.

Находки резных камней наружного декора собора обогатили историю раннемосковского христ. искусства. Изучение многочисленных надгробий XIII - кон. XVII в. и саркофагов XVI-XVII вв. вместе с ритуальной погребальной посудой для остатков елея помогло расширить знания о развитии обряда захоронения. Надписи надгробий пополнили монастырский синодик именами лиц, которые ранее не соотносились с М. Б. м., а также подтвердили и уточнили представления о связях с обителью рода бояр Вельяминовых и их потомков в XVI-XVII вв. Важную роль сыграло открытие уровней XIII-XV вв. (наименее изученного периода) для истории планировки и заселения древнейших частей Москвы.

Участок М. Б. м. был освоен в XIII в., когда входил в ближний от Кремля пригород: слои того же времени отмечены в районе Красной пл., на участке Воскресенского проезда и Казанского собора, и к юго-западу от мон-ря, во дворе Теплых рядов. Сведения о планировке этого периода фрагментарны, но ясно, что дорога к воротам Московского Кремля (буд. Никольским) имела в XIII-XIV вв. несколько иное направление.

Древнейший уровень хозяйственного обживания на месте М. Б. м. представлен золистым слоем с крупной обожженной галькой, золой и угольками из очагов, крупными кусками сосудов, костями животных, следами построек. Жизнь поселения вскоре прервалась, его перекрыли толстым слоем песка (практика, типичная в московском быту), и бытовые отложения более не возобновлялись.

На новой поверхности построили деревянный храм; в нее же вкапывали могилы 1-го кладбища, над к-рыми укладывали надгробия. К следам деревянного храма, чья площадка свободна от захоронений, относятся: толстая подсыпка песка, промазанная обожженной глиной; линии сгоревших бревен; 2 фрагмента плиток пола (с углублением на оборотной стороне) из слоя разрушения - они типичны для настилки полов в ранних деревянных церквах.

Изучено ок. 30 погребений древнейшего некрополя, но общее число могил было значительно больше. Типологически это плотно заполненное городское кладбище с устойчивым обрядом христ. погребения: предписания Церкви строго соблюдались. На высокий статус погребенных указывают: обилие орнаментированных плит, в XIII-XIV вв. еще редких; остатки и следы саркофагов; фрагмент «ожерелка» из златошитой к-польской ткани (XIII в.); стеклянный браслет на руке девочки-подростка (XIII-XIV вв.).

Состав древнейших надгробных плит, ключевых для культуры Москвы, в М. Б. м. уникален и образует важнейшее звено в истории этих артефактов. Древнейшие гладкие белокаменные доски без орнамента, вытянутых пропорций, прямоугольные (без расширения в изголовьях), иногда выпуклые и со стесанным краем, обнаружены над могилами XIII (?) в. (6 случаев). Сохранились фрагменты еще 5-7 надгробий (XIII-XIV вв.), в т. ч. с рельефом на поверхности, фасетками и зубчатой каймой по краю, и 5 тонких (6,5-11 см) белокаменных «досок» XIV-ХV вв. с архаичным орнаментом (единичное центральное клеймо, центральная полоса, Y-образные композиции). Все древние плиты остались без надписей. По облику этот некрополь близок к остаткам древнейшего кладбища на месте Успенского собора Кремля.

Важная особенность кладбища и деревянного храма - устойчивая и традиционная для Руси ориентировка алтаря на восток с допустимым весенним отклонением восхода на широте Москвы (62-64° ВСВ). Это резко отличается от направления осей обоих каменных соборов, фактически северного (43-44° ССВ и 40° ВСВ), продиктованного перепланировкой монастырского участка в соответствии с новой линией Никольской ул. в XV-XVI вв.

Храм и кладбище существовали достаточно долго, в течение неск. десятилетий: после новых погребений нарушали предыдущие, а общий диаметр площадки для погребений превзошел 30 м (полная площадь неизв.). Кладбище погибло вместе с храмом при сильном пожаре (часть надгробий обгорела до состояния извести) и было заброшено: горелый слой могилами не нарушался.

После кратковременного запустения на месте пожарища приступили к постройке каменного храма: были изучены выбросы из рвов, следы работы с известняком и раствором, обратная засыпка рвов, заполнение цокольного пространства толстым слоем отесков камня. Наиболее поздние фрагменты керамики из слоя строительства датируются сер. XIV - нач. XV в. Вероятно, этот белокаменный собор можно считать 1-м каменным храмом вне Кремля. Ранее известный по упоминаниям в копийной книге и немногих документах, он приобрел теперь нек-рые конкретные черты.

К моменту строительства собора планировка участка изменилась, так что ось пришлось резко повернуть. Общая ширина собора близка к 11,5 м (изнутри 8-8,4 м), длина (с апсидой) достигает 17,5 м, толщина стен по подошве - не более 2,2 (в чистой кладке менее 1,5 м), сторона столба в основании - до 1,4-1,5 м. Продольные нефы узкие: ширина центрального 2,6-2,8 м; северный (1,2-1,5 м) шире южного (1,1-1,3 м), что можно объяснить значением жертвенника в ходе богослужения. Наиболее широкий неф - поперечный неф средокрестья (3,6 м). Он почти на четверть превосходит центральный, так что подкупольный квадрат сильно растянут по продольной оси; по ширине зап. поперечный неф (2-2,5 м) существенно превосходит восточный (ок. 1,5 м), общая глубина центральной апсиды от грани восточных столбов - 3,5 м. Внутри собор имел 3 алтарных полукружия и снаружи был, видимо, 3-апсидным.

Это сравнительно крупный храм, максимально расширенный в западной и средней частях,- вероятно, потому, что вся восточная отводилась под алтарь: вдоль зап. фаса вост. столбов стоял каменный темплон (сохр. его основание). Боковые проемы, возможно, сдвигались к западу от оси средокрестья с целью образовать пространство перед алтарной преградой; найдены 4 столпа от белокаменного храма, очевидно относящиеся к 40-м гг. XIV в.

Храм предположительно был одноглавым, со световым барабаном и с позакомарным покрытием. Он не имел подклета, но стоял на высоком (1,5 м) засыпном цоколе, типичном для раннемосковских церквей, верх к-рого имел развитую профилировку. Между порталами и окнами по фасаду проходил резной пояс с характерным для 2-й пол. XIV-XV в. резным растительным орнаментом. На нек-рых блоках сохранились фрагменты фресок, а шероховатая теска поверхности многих камней показывает, что собор готовили к росписи изначально.

В кон. XV - 1-й пол. XVI в. с запада к храму пристроили трапезную палату, кирпично-каменную, архаичной планировки: центральная палата расположена на одной оси с храмом, к северу от нее проходит осевой коридор с помещениями далее к северу и к северо-востоку; развитие на юг неизвестно; вдоль зап. фасада проходила аркада. Трапезная существенно шире храма, с подклетным и не менее чем 2 наземными этажами. Подклет включал поварню и хлебопекарню с отопительным узлом (изучены остатки печей), а также ледники, кладовые для припасов.

В кон. XVI - нач. XVII в. мон-рь пережил большой пожар, но белокаменный собор и трапезная в то время не пострадали и погибли при пожаре 1684 г., следы от к-рого сохранились на полах трапезной. После этого пожара комплекс разобрали, подклет забутовали строительными остатками и надгробиями, а на остатках фундаментов и стен основали ныне существующий собор в стиле нарышкинского барокко. Новый храм повторял осевую композицию старого и следовал принятой в Китай-городе ориентировке на ближайшую Никольскую ул., но был длиннее.

Вокруг каменного храма и трапезной в XV-XVII вв. сложился некрополь, включавший погребения рода Вельяминовых и их свойственников. В зап. аркаде трапезной сохранились 2 уровня белокаменных гробов-саркофагов, вероятно, знатнейших и наиболее близких к мон-рю донаторов. Учитывая, что и позднее к западу от трапезной хоронили потомков Вельяминовых-Воронцовых (отмечено неск. надгробий кон. XVI - 2-й пол. XVII в.), следует считать эту зону их родовым участком. Ось погребений четко соответствует оси нового собора, отличаясь этим от древнейшего кладбища, причем могилы с такой ориентировкой появляются не ранее кон. XV в.

За алтарем белокаменного собора, прямо напротив его апсиды, обнаружены еще 2 белокаменных саркофага, 6 фрагментов надгробий над могилами и много перемещенных. Это плиты кон. XV - нач. XVI в., частью надписные. Два древнейших - с граффити 7009 (1500/01) г. (это одно из первых надписных надгробий Москвы) и с надписью: «Орина, жена Семена Кленова» (имя и фамилия мужа указывают, возможно, на известного еретика из Новгорода; эпиграфическая дата в пределах 90-20-х гг. XV-XVI вв.).

С XVI в. здесь погребали не только представителей родовой знати и насельников мон-ря, но и служилых людей, диаконов, горожан. Близ мон-ря в 30-х гг. XX в. нашли плиту Федора Ивановича Наумова († 1546). От сер. XVI в. сохранились надгробия Спиридона Семеновича Медоварцева (в мон-ре Николы Старого работал до 30-х гг. XVI в. книжник М. Я. Медоварцев) и 2 плиты Воробьёвых 60-х гг. XVI в. (дьяк Василий Александрович (в иночестве Вассиан), и его жена), от конца столетия - Ульяны († 1595; жена известного воеводы Леонтия Ивановича Аксакова) и Андрея (Батрака?) Воронцова-Вельяминова († 1595). Эти надгробия лежали над могилами и в перемещенном состоянии к западу от трапезной, рядом с камнями Зубовых (Илья Иванович и его сын Василий Ильич умерли в 1639 в Поволжье; Даниил Иванович - в 1658; Василий Васильевич - в 1670). В том же ряду находились камни Воронцовых-Вельяминовых (Алексей Алексеевич убит под Вильной в 1655; Иоанн Алексеевич ум. в 1682); Агафья (схим. Анисия), жена Ивана Петровича Головина,- в 1654; Евфимия Дмитриевна, жена Алексея Кирилловича,- в 1654; Мария Ивановна, жена Ивана Федоровича Загряжского,- в 1689) и семьи Гагариных.

Надгробия XVII в. отмечены южнее собора (Марфа, жена Василия Яковлевича Колтовского, † 50-е гг. XVII в.) и севернее (Мария, ее супруг Иван Андреевич Безобразов и их дочь Гликерия, † 1642; кнж. Мария, дочь Осипа Тимофеевича Плещеева, жена окольничего Григория Константиновича Волконского, † 1637; Прокофий Демьянович Самойлов). Часть плит происходит с новой территории мон-ря и с прилегающей ул. Никольской. В XVIII в. внутри собора сложился новый некрополь западноевроп. типа, разрушенный после закрытия обители и устройства в храме заводского цеха; археологически прослежены только его остатки.

По завершении раскопок и реставрации собора в его зап. части удалось создать небольшую «крипту», в которой сохраняются и демонстрируются фрагменты кладки трапезной кон. XV-XVI в., часть белокаменных саркофагов и крипт. Это один из первых опытов создания «археологических реликвариев», обнаруженных после раскопок в древнейших храмах России.

Л. А. Беляев
Лит.: Ундольский В. М. Опись книгам, в степенных мон-рях находившимся, составленная в XVII в. // ЧОИДР. 1848. Кн. 6. Отд. 4: Смесь. С. I-IV, 1-44; Снегирёв И. М. Богоявленский мон-рь в Москве на Никольской ул. М., 1864; Григорий (Воинов-Борзецовский), архим. Архим. Митрофан, настоятель моск. Богоявленского мон-ря // ДЧ. 1868. Ч. 3. Кн. 10. С. 126-147; Кн. 11. С. 165-182; Иосиф (Левицкий), архим. Путеводитель к святыне и священным достопамятностям Москвы. М., 1876; Никодим (Белокуров), еп. Из истории Богоявленского мон-ря в Москве. М., 1877; он же. Описание моск. Богоявленского мон-ря. М., 1877; Зверинский. 1890. Ч. 1; Дмитриев Д. С. Ист. очерк моск. Богоявленского первокл. мон-ря. М., 1902; По Москве: Прогулки по Москве и ее художеств. и просветительным учреждениям. М., 1917; Сорок сороков: Кр. иллюстр. история всех моск. храмов. М., 1992. Т. 1; Беляев Л. А. Древние мон-ри Москвы (кон. XIII-XV вв.) по данным археологии. М., 1994; он же. Русское средневек. надгробие: Белокаменные плиты Москвы и Сев.-Вост. Руси XIII-XVII вв. М., 1996; он же. Собор Богоявленского мон-ря за Торгом и Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры: (Ист.-худож. параллели) // ДРИ: Сергей Радонежский и худож. культура Москвы XIV-XV вв. СПб., 1998. С. 400-409; Кириков Б. А., Даниленко Н. И. Богоявленский мон-рь в Москве, что за Ветошным рядом. М., 1995; Богоявленский мон-рь / Подгот. текста: Т. Н. Алексинская, В. Д. Назаров; коммент. и предисл.: В. Д. Назаров // АРГ: АММС. 1998. С. 89-220; Алексеев А. И. Роспись главам древнейшего Синодика Моск. Богоявленского мон-ря // Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность. СПб., 2001. Вып. 4. С. 7-33; Правосл. Москва: Справ. монастырей и храмов. М., 2001; Топычканов А. В. Храм Богоявления Господня бывш. Богоявленского мон-ря. М., 2009; Летопись жизни и служения свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского. М., 2010. Т. 2. С. 29, 145, 147, 271, 296, 369; Рыков Ю. Д. Вклады государева дьяка П. М. Митрофанова в рус. мон-ри в эпоху царя Ивана Грозного // Рус. средневековье: Сб. ст. в честь проф. Ю. Г. Алексеева. М., 2012. С. 471-526.
А. В. Кузьмин, Ю. Д. Рыков
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Московский в честь Богоявления мужской монастырь, находился в Москве Археология российская
См.также:
АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.
АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону
АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в кон. XIV в.
АВРААМИЕВ НОВОЗАОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл., первый мон-рь в Галичской земле
АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро
АВРААМИЕВ СМОЛЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Авраамиев Богородицкий училищный)