[Андрей] (2.10.1637, или 1627, или 1639-16.10.1700), Патриарх Московский и всея Руси. Впервые упомянут в 1678 г. как архимандрит московского Чудова монастыря (1678-1686), где по его благословению был возведен Благовещенский собор. А. ввел в обители строгие порядки: в понедельник, среду и пятницу ворота мон-ря не открывались, на богослужении мужчины стояли отдельно от женщин, для чего были устроены отдельные входы. Во время стрелецкого восстания в мае 1682 г. А. насильно постриг К. П. Нарышкина (отца царицы Наталии). Осенью 1682 г. А. ездил с грамотами Патриарха Иоакима в Троице-Сергиев мон-рь к царевне Софье Алексеевне.
21 марта 1686 г. Патриархом Иоакимом А. был хиротонисан на Казанскую и Свияжскую митрополию. Здесь он написал сочинение против старообрядцев в защиту троеперстия - «О древнем предании святых апостол и святых отец... како подобает всякому христианину на знамение креста и на лице своем руки персты и кия слагати». Во время последней болезни Патриарха (6-17 марта 1690) А. находился в Москве и в качестве доверенного лица Первосвятителя управлял делами Церкви. При поддержке царицы Наталии Кирилловны 22 авг. был избран и 24 авг. 1690 г. поставлен в Патриарха Московского и всея Руси. В послании пастве в связи с возведением на Патриарший Престол А. обосновал соотношение священства и царства («два начальства вышнейших на земле священство и царство») и дополнил его 24 увещаниями к российской пастве, в к-рых призывал хранить церковное предание, соблюдать посты, защищать вдов и сирот, осуждал ростовщичество, неправедный суд, а также «нововводные чужестранные обычаи», в т. ч. брадобритие, европ. одежду и курение табака (Есипов. С. 59-84). Др. окружное послание А. также было посвящено брадобритию: священникам вменялось в обязанность отлучать от Церкви тех, кто следует этому обычаю. Однако А. не распространил это повеление в отношении Петра I. Царь бывал на приеме в Патриарших палатах, и А. благословлял его в 1695 г., перед началом азовского похода, в 1696 г., после взятия Азова, и в 1698 г., по возвращении Петра из «великого посольства». На средства Патриаршей казны по приказу царя были выстроены 2 корабля (1698). Сохранилась (частично опубликована) переписка А. с Петром, а также грамоты Первосвятителя, записанные его секретарем иером. Карионом (Истоминым), воеводам Б. П. Шереметеву, А. С. Шеину, Б. А. Голицыну, гетману И. С. Мазепе и др. (беловые автографы Кариона Истомина - РГБ. Тихонр. № 634. Л. 185-212об.).
С 1696 г. А. был одержим «параличной болезнью», в марте 1697 г. он составил духовное завещание, в к-ром, в частности, наставлял Петра I пребывать в родительском благочестии. Отношения царя и А. обострились после отказа последнего насильно постричь супругу Петра I царицу Евдокию Лопухину (1698). Во время жестокой расправы над стрельцами в 1698-1699 гг. А. выступил с печалованием о казнимых, но его ходатайство было отвергнуто Петром. Известна проповедь, сказанная А. перед благодарственным молебном в Успенском соборе по поводу подавления стрелецкого бунта, в к-рой Первосвятитель просил проявить милосердие к рядовым участникам бунта, однако призыв Патриарха не был услышан, и казни продолжались. Из-за болезни А. часто жил в Перервинском мон-ре свт. Николая под Москвой. В 1698-1699 гг. он окончательно отошел от дел, поручив управление архидиак. Ионе Григорову, в деятельности к-рого П. Ф. Николаевский видел один из поводов для отмены Патриаршества. По мнению совр. исследователя А. П. Богданова, обвинения Ионы Григорова в злоупотреблениях не обоснованы. В последние годы Патриаршества А. назначения епископов часто производились по указанию Петра без согласования с А. Так, в 1699 г. царь распорядился поставить Крутицким митрополитом престарелого митр. Нижегородского Трифиллия (Инихова), в то время как А. желал видеть на этой кафедре архиеп. Афанасия (Любимова). (Крутицкие архиереи традиционно являлись помощниками Первосвятителей в делах общецерковного управления.)
В Патриаршество А. состоялись 2 Собора (оба в 1698). На Соборе в июле рассматривалось дело диак. Петра Артемьева, принявшего и распространявшего католичество. Артемьев был осужден и приговорен к ссылке сначала в Холмогоры, потом в Соловецкий мон-рь, где и умер. На втором Соборе обсуждалось дело Юшки Микляева (Михеева), дьячка Шелонской пятины Новгородской земли, к-рый, не будучи рукоположен, совершал крещения, венчания и отпевания: эти обряды были признаны Собором недействительными. Важным памятником деятельности А. по управлению Церковью является «Наказ старостам поповским и благочинным строителям» (кон. 1697), определявший сферы обязанностей, с одной стороны, выборных поповских старост и, с др.- назначавшихся архиереем благочинных. «Управители» (благочинные) должны были в соответствии с «Наказом» разбирать определенного рода тяжбы между клириками, надзирать за епархиальным духовенством, за правильностью совершения богослужения, за благочестием паствы, а также за своевременным сбором податей. Сбором податей занимались поповские старосты, являвшиеся, по «Наказу», посредниками между «управителями» и духовенством. Поповские старосты должны были защищать интересы духовенства в суде, а также сообщать в Патриаршие приказы о злоупотреблениях «управителей». «Наказ» устанавливал сферы компетенции епархиального и Патриаршего церковного суда, ограждал церковный суд от вмешательства светских властей. К «Наказу» прилагались 13 статей указа Петра о замене во всяких делах судов и очных ставок (т. е. состязательного судебного процесса) розыском (расследованием). В 1700 г. в связи с подготовкой нового гос. уложения по поручению А. были составлены «Статьи о святительских судах» («О святых судах») с целью защитить церковный суд, а также имущество и права Церкви в новом законодательстве.
Сохранилась обширная переписка А. в связи с управлением Киевской митрополией. Своим невмешательством в церковный суд митрополии А. способствовал укреплению авторитета Киевского митр. Варлаама (Ясинского). А. издал распоряжение запретить служение в церквах странствовавшим по Украине многочисленным «неведомым греческим архиереям» и определить их на жительство в мон-ри. В 1695 г. А. отказал Холмогорскому архиеп. Афанасию в требовании полностью подчинить ему Соловецкий мон-рь, Патриарх сохранил в мон-ре архимандритию и право обращаться непосредственно к Патриарху. Исследователи отмечают мягкость судебных решений А., его незлобивость и желание соборно решать спорные вопросы. А. пытался путем откладывания Собора защитить от пыток Тамбовского еп. Игнатия (Шалгина), к-рый был замешан в деле Григория Талицкого, обличавшего политику Петра.
При А. по требованию Иерусалимского Патриарха Досифея II Нотара из Москвы в авг. 1694 г. были изгнаны братья Иоанникий и Софроний Лихуды, что привело к упадку Славяно-греко-латинской академии. В 1700 г. при содействии А. ректором Академии стал игум. Палладий (Роговский). В кон. 1698 г. А. написал «Извещение о церковно-школьном образовании», где изложил свою беседу с царем о необходимости поставлять на священные степени грамотных людей, для чего нужно устраивать новые школы и следить за порядками в уже существующих. В «Извещении» говорится о вреде обучения у иностранцев и необходимости иметь рус. учителей. В 1700 г. было введено новое летосчисление - от Р. Х., началом года стали считать не 1 сент., а 1 янв. Тогда же было отменено совершавшееся в Вербное воскресенье «шествие на осляти».
А. является автором служб святым Донату, Ипатию, Даниилу Московскому и Даниилу Переяславскому (1696). Г. А. Скворцов указывает 34 произведения А., но при этом отмечает, что «Патриарху принадлежит инициатива, тон и характер, иногда редакция, а не самое написание». А. оказал поддержку свт. Димитрию Ростовскому в деле составления Четьих-Миней.
Непротивление А. антицерковной политике Петра I вызывало резкие отзывы современников (известны обличения юродивого Ивана Нагого, митр. Сибирского и Тобольского Игнатия (Римского-Корсакова)) и критику со стороны позднейших историков (напр., А. В. Карташёва).
А. был погребен в Успенском соборе Московского Кремля, царь на погребении не присутствовал.