Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МОИСЕЙ БАР КЕФА
46, С. 335-337 опубликовано: 17 ноября 2021г.


МОИСЕЙ БАР КЕФА

[В западносирийском произношении Муше бар Кифо; сир.    ] (ок. 813 или (более вероятно) 833, Балад (ныне Эски-Мосул, Ирак) - 12.02. 903, мон-рь Мар-Саргис (?)), епископ Сирийской яковитской Церкви, богослов и писатель. О М. б. К. известно из 2 жизнеописаний (первое, BHO, N 779, сохр. в 2 редакциях - краткой X в. и более пространной XII в., изд. с нем. пер.: Reller. 1994. S. 24-26, 362-364; второе, BHO, N 780, изд.: Sachau E. Verzeichniss der syrischen Handschriften. B., 1899. S. 685-686. (Die Handschriften-Verzeichnisse der Königlichen Bibliothek zu Berlin; 23), нем. пер.: Reller. 1994. S. 24-26), а также из упоминаний о нем в анонимной сирийской хронике, доведенной до 1234 г. (Chronicon ad A. C. 1234 pertinens / Trad. A. Abouna. Louvain, 1974. Vol. 2. P. 207. (CSCO; 354. Syr.; 154)) и в «Церковной истории» Григория бар Эвройо (Greg. bar Hebr. Chron. eccl. T. 1. Col. 393-396; T. 3. Col. 215-218). М. б. К. обучался в расположенном неподалеку от Мосула мон-ре Мар-Саргис (св. Сергия), где в возрасте 20 лет принял монашество и впосл. с именем Севир был избран епископом городов Бет-Раман и Бет-Кийонайе (южнее Мосула). Источники упоминают его также как епископа Мосула, однако под этим, вероятно, подразумевается окормление им в течение 10 лет проживавших в Мосуле уроженцев Тагрита (ныне Тикрит, Ирак) - на этот факт есть указания в его жизнеописаниях, к тому же имя М. б. К. отсутствует в сохранившихся списках западносирийских епископов Мосула. Известно, что М. б. К. скончался в возрасте ок. 90 (согласно некоторым рукописям - 70) лет, на основании чего вычисляется примерная дата его рождения. Погребен в монастыре Мар-Саргис. В средние века, возможно, почитался в Сирийской яковитской Церкви как святой.

М. б. К. приписывается большое количество сочинений: экзегетические (почти на все книги ВЗ и НЗ), философско-богословские и литургические, а также проповеди, комментарий к трудам свт. Григория Богослова, церковная история, книга против ересей, комментарии к логическим сочинениям Аристотеля и к произведениям др. античных авторов. Сохранились: из экзегетических - «О рае», толкования на Шестоднев, на псалмы (лишь вводная часть), на Евангелия от Матфея, Луки и Иоанна, на Послания ап. Павла, на кн. Деяния св. апостолов (фрагменты); из философско-богословских - «О душе», «О воскресении тел», «О сотворении ангелов», «Об ангельской иерархии», «О свободной воле и предопределении»; из литургических - трактаты о крещении, о Евхаристии, об освящении мира, о рукоположении во епископа, священника и диакона, о пострижении в монахи, об освящении храма, об отпевании умерших, о небесном и земном священстве (в маронитской традиции приписывается Иоанну Марону); из проповедей - «Книга гомилий», состоящая из 38 трактатов, посвященных преимущественно основным церковным праздникам, «Книга объяснений (букв.- причин) праздников», включающая введение и 19 трактатов (по-видимому, основана на более раннем восточносирийском (несторианском) сборнике с таким же названием), а также «Увещевание к сынам святой православной Церкви». М. б. К. приписывается авторство 2 литургий (Ignatius Aphram I Barsoum. 2003. P. 403), однако их принадлежность ему вызывает сомнения у исследователей (Baumstark. Geschichte. S. 282; лат. перевод одной из них: Renaudot E. Liturgiarum orientalium collectio. Fr./M., 18472. T. 2. P. 390-398). Под именем М. б. К. имели хождение нек-рые сочинения его старшего современника митр. Иоанна Дарского († 860); ввиду недостаточной изученности наследия обоих авторов проблема различения их трудов остается не до конца разрешенной. Мн. сочинения М. б. К. сохранились также в араб. переводе.

М. б. К. является 1-м значительным западносир. автором, использовавшим схоластический метод. В его экзегетических трудах встречаются все характерные для этого метода структурные элементы: вопросы, ответы, вымышленные сомнения и возражения, а также примеры и доводы в виде изречений авторитетных авторов. Сочинения М. б. К. тяготеют к жанру суммы, получившему наиболее полное развитие в средневек. лат. схоластике, а в сир. традиции - у Григория бар Эвройо. Материал для своих энциклопедических трудов М. б. К. заимствовал из очень широкого круга греческих и сирийских источников.

Творчеству М. б. К. можно найти параллели в предшествующей и современной ему греческой и арабской лит-ре. Так, 1-я (вводная) книга толкования на Шестоднев М. б. К. представляет собой философско-богословский трактат, в котором обсуждаются познание истины, существование и свойства Бога (единственность, вечность, неограниченность, непостижимость, неизменность и триипостасность), тварный мир и пророчество. В близком ключе многие из этих тем обсуждает уже прп. Иоанн Дамаскин († до 754) в «Точном изложении православной веры». Однако непосредственным интеллектуальным контекстом для творчества М. б. К. было развивающееся ислам. богословие, а именно современный ему калам. Хотя сочинения мутазилитов IX в. в основном не сохранились, об их содержании можно судить, напр., по «Книге единобожия» Абу Мансура аль-Матуриди (ум. в 944), который обсуждает те же темы, но в несколько другой последовательности (познание, мир, Бог, пророчество). С одной стороны, существует мнение (Rudolph. 1994. S. 305) о том, что М. б. К. пересказывает некий современный ему мутазилитский трактат о единобожии, внося при этом необходимые изменения (напр., в разделе о пророчестве говорит о Моисее вместо Мухаммада). С другой стороны, та же последовательность, что и у аль-Матуриди, отражена в арабских трактатах иудейских мыслителей: в «Двадцати главах» Давида ибн Марвана аль-Мукаммаса (IX в.) и в «Книге верований и мнений» Саадии Гаона (ум. в 942). Первый из них учился у западносирийского богослова диак. Нонна Нисибинского, поэтому возможно, что он стал посредником в распространении этой композиционной модели из христианской в др. монотеистические традиции. Данный трактат М. б. К. оказался востребован в сир. лит-ре, приводимые в нем доводы в пользу существования Бога, Его единственности и прочие воспроизводят, часто дословно, такие авторы, как Дионисий бар Салиби и Иаков бар Шакко. В области экзегезы имеются параллели между библейскими толкованиями М. б. К. и комментарием на Коран его мусульм. современника ат-Табари (Schlimme. 1977. S. 30-31).

Совр. исследователи нередко считают сочинения М. б. К. лишенными оригинальности компиляциями, а изучение его наследия сводят преимущественно к выяснению использованных им источников. Однако такая оценка представляется поспешной ввиду особого места, которое личность и сочинения М. б. К. занимают в западносир. традиции, а также его влияния на последующих авторов. Обширное лит. творчество М. б. К. является важнейшим связующим звеном между более ранним западносир. богословием (Иаков Саругский, Филоксен Маббугский, Иаков Эдесский) и т. н. сир. ренессансом XII-XIII вв. (Дионисий бар Салиби, Григорий бар Эвройо).

Сочинение М. б. К. «О рае» было переведено на лат. язык Андреасом Мазиусом, одним из первых европ. сирологов, и опубликовано в Антверпене в 1569 г. Впоследствии перевод неоднократно переиздавался, в т. ч. в «Патрологии» Ж. П. Миня (PG. 111. Col. 481-608). Возможно, Дж. Мильтон был знаком с этим переводом и использовал некоторые из представленных там толкований в «Потерянном рае» (McColey. 1941).

Соч.: [Толкование на Шестоднев:] Bakoš J. Die Zoologie aus dem Hexaëmeron des Môše  bar Ke p(h)a  // Archiv Orientální. Praha, 1930. Vol. 2. N 2. P. 327-361; N 3. P. 460-491; Rickards R. R. The Hexaemeron of Moses Bar Kepha: A Critical Analysis and Translation of the Second Memra: Diss. Melbourne, 1974; Schlimme L. Der Hexaemeronkommentar des Moses bar Kepha: Einleit., Übers. und Untersuchungen. Wiesbaden, 1977; [О рае:] Masius A. De Paradiso commentarius, scriptus ante anno prope septingentos à Mose Bar-Cepha Syro, episcopo in Beth-Raman, & Beth-Ceno, ac curatorum rerum facrarum in Mozal, hoc est Seleucia Parthorum. Antverpiae, 1569; Mozes bar Képha. Paradicsom-kommentár / Ed. A. Köver e. a. Bdpst, 2001; [Толкование на Пс:] Diettrich G. E. S. Eine jakobitische Einleitung in den Psalter in Verbindung mit zwei Homilien aus dem grossen Psalmenkommentar des Daniel von Salah. Giessen, 1901; Vosté J.-M. L'introduction de Moše bar Kepa aux Psaumes de David // RB. 1929. Т. 38. P. 214-228; [Толкование на Лк:] Saadi, Abdul-Massih. Moshe bar Kepha's Commentary on Luke: A Ninth Century Apology: Diss. Chicago, 1999; [Толкование на Ин:] Schlimme L. Der Johanneskommentar des Moses bar Kepha. Wiesbaden, 1978-1981. 4 Bde; [Толкование на Рим:] Reller J. Mose bar Kepha und seine Paulinenauslegung, nebst Edition und Übersetzung des Kommentars zum Römerbrief. Wiesbaden, 1994; [О душе:] Braun O. Moses bar Kepha und sein Buch von der Seele. Freiburg i. Br., 1891; Gismondi E. Linguae syriacae grammatica et chrestomathia cum glossario scholis accommodata. Beirut, 19002. P. 68-72 [2-я паг.]; [О крещении:] Aytoun R. A. The Mysteries of Baptism by Moses bar Kepha Compared with the Odes of Solomon // The Expositor. Ser. 8. L., 1911. Vol. 2. P. 338-358; Haggenmüller L. Die Tauferklärung des Moses bar Kepha: Diss. W., 1943; Haggenmüller O. Heilige Gottesgeburt: Ein Altsyrischer Traktat über die Taufe. Beurong, 1947. (Wort der Wahrheit; 1); Varghese B. Moses bar Kepha: Commentary on Baptism // The Harp. Kerala, 2009. Vol. 24. P. 55-82; [О Евхаристии:] Connolly R. H., Codrington H. W., ed. Two Commentaries on the Jacobite Liturgy by George, Bishop of the Arab Tribes, and Moses Bar Kepha, together with the Syriac Anaphora of St. James and a Document Entitled The Book of Life. L.; Oxf., 1913; [Об освящении мира:] Strothmann W. Moses Bar Kepha: Myron-Weihe. Wiesbaden, 1973; Varghese B. Moses Bar Kepha: Commentary on Myron. Piscataway (N. J.), 2014; [О пострижении в монахи:] Vosté J.-M. Pontificale iuxta ritum Ecclesiae Syrorum Occidentalium id est Antiochiae: Versio Latina. Pars 3. Vat., 1942. P. 333-342; Aydin E. Comparing the Syriac Order of Monastic Profession (teksa  d-su fa ra  d-dayra ye ) with the Order of Baptism (teksa  da-‘ma da ) both in External Structure and in Theological Themes: Diss. Princeton, 2011. P. 313-331; [О небесном и земном священстве:] Breydy M. La doctrine syro-antiochienne sur le Sacerdoce dans sa version Maronite. Jounieh, 1977; [Книга гомилий:] Nurse F. E. A Homily by Moses bar Cepha // AJSL. 1910. Vol. 26. N 2. P. 81-95; Nau F. L'homélie de Moyse bar Cépha sur les confesseurs du vendredi // ROC. Ser. 2. 1914. Vol. 9(19). N 2. P. 192-195; idem. Sur la fête de la croix: Analyse d'une homélie de Moyse bar Cépha et du ms. grec 1586 de Paris // Ibid. N 3. P. 225-246; Coakley J. F. The Homilies of Moše bar Kepha on the Early Chapters of the Gospels: Diss. Camb., 1977; Aydin E. Comparing the Syriac Order. Princeton, 2011. P. 332-353.
Лит.: Assemani. BO. T. 2. P. 127-131; Райт. Очерк. С. 146-148; Baumstark. Geschichte. S. 281-282; Vries W., de. Sakramententheologie bei den syrischen Monophysiten. R., 1940. (OCA; 125); McColley G. Milton and Moses Bar-Cepha // Studies in Philology. Chapel Hill, 1941. Vol. 38. N 2. P. 246-251; Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 229-232; Vööbus A. Discovery of the Exegetical Works of Mo še  bar Ke pha : The Unearthing of Very Important Sources for the Exegesis and History of the New Testament Text in the Version of the Vetus Syra. Stockh., 1973; Graffin F. Moïse bar Képha // DSAMDH. 1980. T. 10. Col. 1471-1473; Coakley J. F. The Explanations of the Feasts of Moše bar Kepha // IV Symposium Syriacum, 1984. R., 1987. P. 403-410. (OCA; 229); idem. Mushe Bar Kepha and a Lost Treatise of Henana on Palm Sunday // Le Muséon. Louvain, 2007. Vol. 120. N 3/4. P. 301-325; Griffith S. H. Free Will in Christian Kalâm: Moshe bar Kepha Against the Teachings of the Muslims // Ibid. 1987. Vol. 100. P. 143-159; Rudolph U. Christliche Bibelexegese und mu‘tazilitische Theologie: Der Fall des Moses bar Kepha (gest. 903 n. Chr.) // Oriens. Leiden, 1994. Bd. 34. S. 299-313; Reller J. Iwannis von Dara, Mose bar Kepha und Bar Hebräus über die Seele, traditionsgeschichtlich untersucht // After Bardaisan: Studies on Continuity and Change in Syriac Christianity in Honour of Prof. H. J. W. Drijvers / Ed. G. J. Reinink, A. C. Klugkist. Louvain, 1999. P. 253-268. (OLA; 89); idem. Zur Deutung des Heilswerkes Christi in der syrischsprachigen Paulinenauslegung von Johannes Chrysostomos über Mose bar Kepha bis Dionysius bar Salibi // Trinitäts- und Christusdogma: Ihre Bedeutung für Beten und Handeln der Kirche: FS f. J. Martikainen / Hrsg. J. Reller, M. Tamcke. Münster, 2001. S. 67-90; Heinz A. Die Eucharstiefeier in der Deutung syrischer Liturgieerkläre: Die Liturgiekommentare von Georg dem Araberbischof († 724), Mose bar Kepha († 903), Dionysius bar Salibi († 1171). Trier, 2000; idem. Die Gottesanrede im Vaterunser: Patristisches Traditionsgut im Liturgiekommentar von Mose bar Kepha († 903) // Syriaca: Zur Geschichte, Theologie, Liturgie und Gegenwartslage der syrischen Kirchen: 2. Deutsches Syrologen-Symposium (Juli 2000, Wittenberg) / Ed. M. Tamcke. Münster, 2002. P. 381-397; Saadi, Abdul-Massih. Moshe Bar Kepha and the Christian Communities: The Search for Nonpartisan (Ecumenical) Theological Understanding // The Harp. 2002. Vol. 15. P. 161-173; idem. Ninth Century Syriac Exegete and Apologist: Moshe Bar Kepha's Commentary on Luke // Hugoye. Piscataway, 2017. Vol. 20. N 1. P. 231-256; Ignatius Aphram I Barsoum, patr. The Scattered Pearls: A History of Syriac Literature and Sciences / Transl. M. Moosa. Piscataway, 20032. P. 398-404; Thekeparampil J. Introduction to the Book of Psalms by Moses Bar Kepha // Bringing Light to the World: Syriac Tradition Re-visited / Ed. Sh. Cherian. Tiruvalla, 2008. P. 41-49; Teule H. G. B. Moses bar Kepha  // Christian-Muslim Relations: A Bibliogr. History / Ed. D. Thomas e. a. Leiden; Boston, 2010. Vol. 2. P. 98-101; Moss Y. Scholasticism, Exegesis, and the Historicization of Mosaic Authorship in Moses Bar Kepha's «On Paradise» // HarvTR. 2011. Vol. 104. N 3. P. 325-348; idem. Fish Eats Lion Eats Man: Saadia Gaon, Syriac Christianity, and the Resurrection of the Dead // JQR. 2016. Vol. 106. N 4. P. 494-520; Ruani F. Sur les traces syriaques des manichéens: Les réfutations de Moïse bar Kepha (IXe s.) et de Jacques bar Šakko (XIIIe s.) // Gnose et manichéisme: Entre les oasis d'Égypte et la Route de la Soie / Éd. A. Van den Kerchove e. a. Turnhout, 2017. P. 299-332.
М. Ю. Толстолуженко
Ключевые слова:
Богословы сирийские Епископы Сиро-Яковитской Церкви Моисей Бар Кефа (ок. 813 или (более вероятно) 833), епископ Сирийской яковитской Церкви, богослов и писатель
См.также:
ИОАНН (1095-1165), еп. Мардинский и Харранский, богослов, св. Сирийской яковитской Церкви (пам. 12 июля)
АНТОНИЙ ИЗ ТАГРИТА мон. мон-ря на горе Тагрит, сир. поэт, писатель и богослов (IX в.)
АФРААТ (ок. 260 или 275 - после 345), восточнохрист. писатель
АФРЕМ НИСИБИНСКИЙ см. Ефрем Сирин
БАРДЕСАН (154–222), крупнейший деятель ранней сирийской культуры
ВАРДЕСАН - см. Бардесан