Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДИОНИСИЙ БАР САЛИБИ
15, С. 324-325 опубликовано: 27 июня 2012г.


ДИОНИСИЙ БАР САЛИБИ

[Иаков бар Салиби; сир.     ] († 2.11.1171), сиро-яковитский митр., богослов и писатель, одна из центральных фигур т. н. Сирийского Возрождения (XII-XIII вв.). Род. в Мелитине (ныне Малатья, Турция). Был ритором и диаконом в родном городе, до епископства носил имя Иаков. Получил известность после того, как в числе проч. вступил в полемику с Иоанном, еп. Мардинским, отрицавшим действие Промысла в ниспослании бедствий (на фоне жестокой борьбы за Эдессу мусульман с крестоносцами в 1144 и 1146), и написал против него трактат (не сохр.). Епископ счел недопустимым принять критику от лица диакона и подал на него жалобу патриарху Афанасию VIII (1138-1166), к-рый, не вникая в суть дела, осудил Иакова. Однако после обращения последнего в Синод патриарх был вынужден ознакомиться с сочинением, в результате чего не только снял с автора запрещение, но и возвел его в 1154 г. во епископа Мараша (древняя Германикия; ныне Кахраманмараш, Турция). В следующем году Д. б. С. принял управление епархией Иераполя (Маббуг, ныне Манбидж, Сирия), по всей видимости сохраняя за собой и первую кафедру, поскольку в 1155-1156 гг. он был взят в плен при захвате армянами Мараша, но сумел бежать. По смерти патриарха Афанасия Д. б. С. принял участие в избрании его преемником Михаила Сирийца, с к-рым его сближал интерес к лит. деятельности и к-рому при его интронизации он произнес похвальную речь, вошедшую впосл. в чин поставления яковитских архиереев. В свою очередь патриарх Михаил высоко ценил Д. б. С., называя его «светилом своего поколения», и уже в 1166 г. перевел его на митрополию Амиды (ныне Диярбакыр, Турция), от к-рой тот отказывался при патриархе Афанасии. Здесь Д. б. С. скончался и был погребен в ц. Пресв. Богородицы, к-рую незадолго до этого отреставрировал.

Как у большинства сир. авторов этого периода, значительную часть творений Д. б. С. составляют компилятивные и экзегетические труды. Ему принадлежат комментарии почти на все библейские книги, в основном суммирующие толкования прп. Ефрема Сирина, свт. Иоанна Златоуста, Моисея бар Кефы и Иоанна, еп. Дарского. На ВЗ (комментарий практически не изд.) Д. б. С. обычно дает 2 толкования: «вещественное» (буквальное) и «духовное» (символическое), а в нек-рых случаях - также по 2 сир. переводам: Пешитте (с евр. языка) и т. н. Сиро-гекзаплам (с Септуагинты; см. в ст. Библия // ПЭ. Т. 5. С. 126-128). Комментарий на НЗ охватывает весь корпус; он пользовался популярностью у переписчиков и переводился на араб. язык (в наст. время изд., за исключением комментария на Послания ап. Павла). Через экзегетические сочинения Д. б. С. дошли фрагменты толкований сщмч. Ипполита Римского и его противника пресв. Гаия на Евангелие от Матфея и Апокалипсис (Gwynn. 1890). Помимо Свящ. Писания Д. б. С. комментировал труды философов (в 1148 «Исагог» Порфирия, «Категории», «Об истолковании», «Аналитики» Аристотеля) и отцов Церкви (сохр. комментарий на центурии Евагрия Понтийского (1165)), богослужебные тексты (последование св. Евхаристии, чины рукоположения и освящения мира, Никейский Символ веры и яковитское исповедание). Среди его сочинений упоминаются компендии Житий «отцов, святых и мучеников», апостольского канона и богословия. Д. б. С. известен и как полемист (обширный трактат в 5 ч., изданных по отдельности: против магометан, иудеев, несториан, дифизитов (православных) и армян), как автор и редактор богослужебных текстов (2 анафоры, различные молитвы, вступления и седры, книги церковных служб на все дни недели, пересмотр чина крещения), оратор (Слово о Страстях Господних; Слово о лишении Св. Даров тех, кто не причащались более 40 дней) и канонист (каноны исповеди и разрешения грехов - Dauvillier. 1949). Памятниками сир. духовной поэзии стали его поэмы: 2 - на захват мусульманами Эдессы (1144), 3 - на взятие армянами Мараша, 2 - о преследовании мусульманами мафриана Игнатия, благословившего на брак с христианином девушку-христианку, чей отец принял ислам (1159). Д. б. С. интересовался анатомией (трактат «О строении человека»), астрономией и историей. Михаил Сириец приводит отрывки из его несохранившейся хроники с ремаркой о том, что она планировалась как всемирная, но в действительности кратко повествует о событиях, совр. автору (Michel le Syrien. 1963. T. 1. P. 147-151; T. 3. P. 257, 265, 272, 300).

Соч.: Liturgia Dionysii Episcopi Amid, qui et Barsalibi // Renaudot E. Liturgiarum orientalium collectio. P., 1716. T. 2. P. 449-452; Gwynn J. Hippolytus and his «Heads against Caius» // Hermathena. Dublin, 1888. Vol. 6. P. 397-418; idem. Hippolytus on St. Matthew XXIV 15-22 // Ibid. 1890. Vol. 7. P. 137-150; Expositio Liturgiae / Ed., lat. interpr. H. Labourt. P., 1903. (CSCO; 13-14. Syr.; 93); Comment. in evangelia / Ed., lat. interpr. I. Sedlácek, J.-B. Chabot, A. Vaschalde. P., 1906, 1915-1922, 1931-1935, 1939-1940. (CSCO; 15-16, 77, 85, 95, 98, 113-114. Syr.; 15-16, 33, 40, 47, 49, 60-61); The Treatise Against the Jews: Pt. 1 / Ed. J. de Zwaan. Leiden, 1906; Discours de Jacques (Denys) Bar Salibî à l'intronisation du patriarche Michel le Syrien / Éd. J.-B. Chabot // J. Asiatique. Sér. 10. P., 1908. Vol. 11. P. 87-116; In Apocalypsim, Actus et Epistolas Catholicas / Ed., lat. interpr. I. Sedlácek. P., 1909-1910. 2 vol. (CSCO; 53, 60. Syr.; 18, 20); The Treatise Against the Melchites / Ed., transl. A. Mingana. Camb., 1927. P. 1-95; The Treatise Against the Armenians / Ed., transl. A. Mingana. Camb., 1931 (арм. пер. П. Эссабаляна: Handes Amsorya. W., 1938. T. 52. P. 89-101, 185-197); Enarratio in Ioannem / Ed. R. Lejoly. Dison, 1975. 4 vol.; Kohelet-Kommentar / Hrsg. W. Strothmann. Wiesbaden, 1988 [коммент. на Екклесиаста]; Pu a qa  d-mawa ta  de-qadd a  Ma r Ewagrs h da ya  / Ed. J. Y. Çiçek. Losser, 1991 [коммент. на Евагрия]; Comment. on the Eucharist / Transl. B. Varghese. Kottayam, 1998; Die Eucharistiefeier in der Deutung syrischer Liturgieerklärer: Die Liturgiekommentare von Georg dem Araberbischof (Ɨ 724), Mose bar Kepha (Ɨ 903), Dionysius bar Salibi (Ɨ 1171) / Hrsg. A. Heinz. Trier, 2000; Ryan S. D. Dionysius Bar Salibi's Factual and Spiritual Comment. on Psalms 73-82. P., 2004 [крит. изд. с пер. и исслед.]; A Response to the Arabs / Ed., transl. J. P. Amar. Lovanii, 2005. 2 vol. (CSCO; 614-615. Syr.; 238-239); Comment. on Myron and Baptism / Ed. B. Varghese. Kottayam, 2006.
Ист.: Assemani. BO. T. 2. P. 156-211; Greg. bar Hebr. Chron. eccl. 1872. T. 1. P. 503, 513-515, 559-562; T. 2. P. 351; Michel le Syrien. Chronique / Éd. J.-B. Chabot. Brux.,1963r. T. 3. Passim.
Лит.: Райт. Очерк. С. 176-179; Duval. Littératures. P. 399-401; Nau F. Analyse du traité écrit par Denys bar Salibi contre les nestoriens // ROC. 1909. Vol. 14. P. 298-320; Baumstark. Geschichte. S. 295-298; Schulze D. H. The Comment. of Dionysius Bar Salibi on the Historical Books of the Old Testament: Diss. Chicago, 1933; Roehrs W. R. Bar Salibi on the Psalms: Diss. Chicago, 1934; Chabot. Lit. syr. P. 122-125; Dauvillier J. Denys bar Salibhi // DDC. 1949. T. 4. Col. 1128-1131; Aalst A. J., van der. Denis bar Salibi, polémiste // Proche-Orient Chrétien. 1959. Vol. 9. P. 10-23; Van Roey A. Denys bar Salîbî // DHGE. 1960. Vol. 14. Col. 253-256; Moss C. Cat. of Syriac Printed Books and Related Literature in the British Museum. L., 1962. Col. 301-304 [Библиогр.]; Vööbus A. Discovery of New Exegetical Manuscript Sources Containing Comment. of Dionysios bar Salibi on the Apostolos // Abr-Nahrain. Leuven, 1969/1970. T. 9. P. 39-42; idem. Neue Funde über die handschriftliche Überlieferung der alttestamentlichen Kommentare des Dionysius bar Salibi // ZAW. 1972. Bd. 84. S. 246-249; Graffin F. Jacques (Denys) bar Salibi // DSAMDH. 1974. T. 8. Col. 29-30; Bundy D. The Genesis Commentary of Dionisius Bar Salibi // StPatr. 1993. Vol. 25. P. 244-252. Hill P. Spiritualising the Spiritual - Bar Salibi On the Prophets // Phronema. Sydney, 1998. Vol. 13. P. 41-52; idem. Bar Salibi and the Trisagion // Orientale Lumen II: Australasia and Oceania. Strathfield, 2004. P. 169-182; Russel J. R. The Armenians, the Holy Cross, and Dionysius Bar Salibi // St. Nersess Theol. Rev. New Rochelle (N. Y.), 2002/2003. Vol. 7/8. P. 1-12; Ebied R. Dionysius Bar Salibi's Syriac Polemical Treatises: Prejudice and Polarization towards Christians, Jews and Muslims // Harp: A Rev. of Syriac and Oriental Stud. Kerala, 2006. Vol. 20; idem. The Syriac Polemical Treatises of Dionysius bar Salibi, Metropolitan of Amid (d. 1171 AD) // Parole de l'Orient. Kaslik, 2006. Vol. 31.
Т. К. Кораев
Ключевые слова:
Богословы сирийские Писатели сиро-яковитские Дионисий Бар Салиби [Иаков бар Салиби] († 1171), сиро-яковитский митрополит, богослов и писатель, одна из центральных фигур т. н. Сирийского Возрождения (XII-XIII вв.) Митрополиты Сиро-Яковитской Церкви
См.также:
АНТОНИЙ ИЗ ТАГРИТА мон. мон-ря на горе Тагрит, сир. поэт, писатель и богослов (IX в.)
ИОАНН [Иваннис ] (Ɨ 860), митр. Дарский в юрисдикции Сирийской яковитской Церкви, западно-сир. богослов и литургист
АФРААТ (ок. 260 или 275 - после 345), восточнохрист. писатель
АФРЕМ НИСИБИНСКИЙ см. Ефрем Сирин
БАРДЕСАН (154–222), крупнейший деятель ранней сирийской культуры
ВАРДЕСАН - см. Бардесан
ГАВРИИЛ КАТРАЯ бар Лифе (нач. VII в.), восточносир. писатель, автор значительного для истории сир. литургической традиции соч. «Толкование служб»
ДАНИИЛ БАР МУШЕ сир. яковитский писатель