[Севир бар Шакко; сир. ] († 1241), философ, богослов и писатель Сирийской яковитской Церкви. Род. в Барталле (близ Мосула, Сев. Ирак), стал монахом в мон-ре Мар-Маттай, где изучал богословские дисциплины. Изучал грамматику и логику под рук. несторианского ученого Иоанна бар Зоби, а также логику и философию у мусульм. ученого Камаль ад-Дина ибн Юнуса в Мосуле. Впосл. был рукоположен во епископа (вероятно, с именем Севир) в мон-ре Мар-Маттай, при этом выполнял только обязанности настоятеля мон-ря. Погребен в том же мон-ре.
И. б. Ш.- представитель т. н. сирийского ренессанса XII-XIII вв., одной из характерных черт к-рого было активное использование арабо-мусульманских источников. Из произведений И. б. Ш. помимо 2 писем сохранились 2 компендиума (иногда характеризуемые как суммы). Оба сочинения представлены большим количеством списков в европ. и ближневост. б-ках, но изданы лишь частично.
Первый компендиум «Книга сокровищ» (1231) состоит из 4 частей, имеющих богословское содержание: о Троице, о Боговоплощении, о Божественном Провидении и о сотворенном мире (в последнюю часть входят также описание и анализ явлений природы, приводятся многочисленные сведения по географии). В трактате обсуждаются вопросы, связанные с ересями, церковными таинствами, ангелами, душой, раем, воскресением и вечными муками; уделяется внимание апологетике христианства. Одним из основных источников «Книги сокровищ» были сочинения еп. Моисея бар Кефы (IX в.). Полное критическое издание этого сочинения с переводом и анализом источников в наст. время готовит М. Ю. Толстолуженко (Ин-т восточнохристианских исследований Неймегенского ун-та Радбауда, Нидерланды).
Второй компендиум «Книга диалогов» считается лучшим произведением И. б. Ш. Он состоит из 6 трактатов, написанных в форме вопросов и ответов и посвященных грамматике, риторике, поэтике, сир. языку, логике и философии; в последнем трактате автор касается также проблем, связанных с музыкой, геометрией, астрономией и др. Поставив перед собой цель создать новый тип сир. научной лит-ры с опорой как на сирийские, так и на ставшие к тому времени нормативными арабо-мусульм. источники, И. б. Ш. предвосхитил подход еп. Григория бар Эвройо, сочинения к-рого стали более известными, чем наследие И. б. Ш. Весь круг источников, использованных И. б. Ш., пока не выявлен, но на основании изученных частей можно проследить его зависимость от таких сир. авторов, как Иаков Эдесский (VII - нач. VIII в.), Антоний из Тагрита (IX в.), Иов Эдесский (VIII-IX вв.), а также параллели с мусульм. авторами Фахр ад-Дином ар-Рази (XII - нач. XIII в.), Закарией ибн Мухаммадом аль-Казвини (XIII в.). Помимо этого И. б. Ш. в значительной степени опирался на переводы античных философских и естественнонаучных сочинений (в частности, на соч. «О мире» Псевдо-Аристотеля).