(XIII-XVII вв.?), прп. (пам. 19 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, Постник, в Ближних пещерах почивающий. Не упоминается в ранних источниках о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.,- Киево-Печерском патерике, «Повести временных лет» (см. Летописание) и Житии прп. Феодосия Печерского. Указание на XII в. как на период жизни М. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 18; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 57) следует признать необоснованным. Согласно позднейшим святцам, М. прославился постничеством (Там же). Имя М. отсутствует в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. Каноне преподобным отцам Печерским, автором которого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг. Впервые местонахождение мощей М. указано на планах Ближних пещер 1744/69 г. (Дива печер. С. 131).
В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском; впосл. митрополит Киевский), было установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена служба Собору; с 1886 г. по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент.
Общецерковное почитание святого установлено указами Синода от 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. М.) в общецерковные московские месяцесловы; с 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Отдельный день памяти М. был установлен не позднее 1836 г. (совпадает с днем памяти прп. Макария Великого Египетского).
Описание облика М. есть в Строгановском толковом иконописном подлиннике (т. н. Клинцовском подлиннике) кон. XVIII в. (без указания памяти, в Соборе Киево-Печерских святых): «Сед, плешив аки Никола, на плечах клобук черной, руки у сердца, длани вверх, ризы преподобническия, узлом связаны, испод бакан, правою ногою стоит впрям» (кон. XVIII в.; БАН. Строг. № 66. Л. 313 об.- «правая страна», 43-й). Над ракой со св. мощами М. в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры находится икона, созданная в лаврской иконописной мастерской под рук. иером. Иринарха в 40-х гг. XIX в. (под записью кон. ХХ в.). Святой представлен в мантии, с куколем на голове. У него темно-каштановая окладистая средней длины борода. Ладонь левой руки прижата к груди, на запястье - четки; ладонь правой руки лежит поверх левой.
В композиции «Собор Киево-Печерских чудотворцев» образ святого находится в левой группе преподобных Ближних (Антониевых) пещер. Оглавное или оплечное (реже) изображение М. помещалось в 12-м снизу ряду левой группы преподобных, 2-м от края. Это расположение, как и типологические черты образа М., изображаемого с непокрытой головой, седым, является постоянным для данной композиции. Причем окружение святого может меняться. Так, на ранних памятниках М. представлен между преподобными Варлаамом Трудолюбивым и Еразмом: напр., на гравюрах И. Гошемского (работал в типографии Почаевской лавры, 2-я треть XVIII в.), М. Н. Нехорошевского (сер. XVIII в.), И. Кончаковского (1771, 1774), В. Белецкого (1751; 1756, РГБ) - волосы седые, слегка вьющиеся, лоб с залысинами, ладонь правой руки обращена к центру. На литографии 1893 г., выполненной в типографии Киево-Печерской лавры (ГЛМ), М. изображен так же и в том же ряду, но между преподобными Анатолием и Еразмом.
Ранней традиции изображения следует композиция икон «Собор Киево-Печерских чудотворцев»: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ), 1-й трети XIX в. (КБМЗ), сер. XIX в., из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского женского мон-ря в Александрове). Схема извода сохранена и на иконе посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ), однако на ней М. предстает юным, безбородым, с короткими темными вьющимися волосами. На иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР) образ святого помещен между изображениями преподобных Никифора и Герасима.
Неясным остается замысел переработки композиции «Собор Киево-Печерских чудотворцев» на московской иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. [57]). В результате изменений святые из правой и левой групп, традиционно разделяемых по принципу местонахождения мощей в пещерах Дальних и Ближних соответственно, представлены в произвольном порядке. Так, святой с куколем на голове и с надписью в нимбе: «Макарiй» - находится в правой группе святых, традиционно связываемой с изображениями преподобных, почивающих в Дальних пещерах лавры; этот образ можно идентифицировать как образ М. благодаря традиционно изображаемым рядом с ним преподобным Еразму и Варлааму.
На эмалевых иконах «Собор Киево-Печерских чудотворцев» образы святых в верхних рядах, как правило, не распознаются из-за отсутствия подписей. Однако благодаря устойчивости иконографии М.- старца с непокрытой головой - и постоянству его расположения в этой композиционной схеме образ святого узнаваем, напр. на эмалевой иконе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия).
В монументальной живописи изображение М. встречается в группе святых XII в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (художники иеродиаконы Паисий и Анатолий, кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010): у святого рыжеватая, разделенная надвое борода средней длины, на голове куколь.