[Греч. Πρόβος, Τάραχος κα ᾿Ανδρόνικος] († ок. 304), мученики Аназарвские (пам. 12 окт.; пам. греч. 12 окт.; пам. зап. 11 окт.).
Греч. Мученичество П., Т. и А. (BHG, N 1574) впервые было опубликовано в 1680 г. (изд.: Palladii Episcopi Helenopolitani. De Vita S. Johannis Chrysostomi Dialogus: Accedunt Homilia S. Johan. Chrisost. in laudem Diodori, Tarsensis Episcopi. Acta Tarachi, Probi et Andronici / Ed. E. Bigot. Parisiis, 1680. P. 246-290), затем неск. раз переиздавалось (последнее критическое изд.: Actas de los Mártires. 20035) и большинством исследователей XVII-XVIII вв. признавалось аутентичным (см., напр.: Ruinart. Acta. P. 458-492; Tillemont. Memoires. T. 5. P. 285-302, 701-705). В нач. XIX в. И. Делеэ высказал мнение о том, что Мученичество относится к т. н. историческому роману, сюжет к-рого является вымыслом, но содержит отдельные исторические детали (Delehaye. Légendes. P. 114). Впосл. т. зр. болландиста поддержали и др. исследователи. Так, напр., Т. Д. Барнс считает, что Мученичество П., Т. и А. стилизовано под судебный протокол, чтобы придать большую достоверность описанным в нем событиям (Barnes T. D. Early Christian Hagiography and Roman History. Tüb., 2016. P. 58-59). Помимо первоначальной редакции Мученичества известны еще неск. его вариантов, один из которых (BHG, N 1574b) издал Ф. Алькен (Halkin. «Métaphrase». 1963. P. 211-252). Также существует переработка X в., выполненная Симеоном Метафрастом (BHG, N 1575). Сохранились переводы Мученичества на латинский (BHL, N 7982) и сирийский (BHO, N 1001) языки.
Согласно греч. Мученичеству, во время правления имп. Диоклетиана (284-305) в Помпейополе (Πομπηιουπόλις; др. название - Солы) 25 марта были схвачены 3 христианина - П., Т. и А. и доставлены в Тарс на суд к проконсулу Киликии Флавию Гаю Нумерию Максиму (в лат. версии говорится, что арест П., Т. и А. произошел 21 мая при консулах Диоклетиане и Максимиане). Т. на тот момент исполнилось 60 лет (согласно лат. версии, 65), по происхождению он был римлянин из Клавдиополя (ныне Болу, Турция) в Исаврии и до принятия веры служил в войсках, где получил имя Виктор (т. е. победитель). П. род. в г. Сида (близ совр. сел. Селимие, иль Анталья, Турция) в Памфилии, А.- самый юный из них - принадлежал к благородной фамилии Эфеса в Ионии. Все они по очереди предстали перед проконсулом, исповедовали Христа, были подвергнуты различным пыткам (Т. разбили челюсти, П. жестоко били воловьими жилами, А. подвесили к столбу и изранили его ребра) и брошены в темницу. Вскоре Максим устроил 2-й допрос, на к-ром христиане вновь отказались принести жертвы идолам и претерпели еще большие мучения. Т. камнями размозжили лицо, опалили руки огнем, привязали его к столбу и окуривали густым дымом, а в ноздри влили уксус, смешанный с солью и горчицей, пронзили раскаленными клинками сосцы, отрезали уши и содрали кожу с головы, а на череп положили горящие угли. А. строгали железными орудиями и посыпали раны солью. В заключительной части Мученичества сообщается, что по приказу Максима за городскими стенами Аназарва было устроено публичное зрелище - состязание с дикими зверями. Вначале на арену вывели др. осужденных: одних закололи мечами, других растерзали звери. Наконец проконсул повелел воинам вынести П., Т. и А., т. к. после предыдущих пыток они не могли идти самостоятельно. Видя это, многие из зрителей-язычников стали выражать негодование, сочувствуя П., Т. и А., и даже покинули театр. Ни свирепая медведица, ни львица не причинили П., Т. и А. никакого вреда, несмотря на то что сами мученики провоцировали животных напасть на них. Тогда Максим велел гладиаторам заколоть П., Т. и А. мечами, а 10 воинам охранять их тела. Христианам, среди к-рых известны имена Маркиона, Феликса и Вороса (в лат. версии: Маркий, Феликс и Вер), удалось ночью забрать останки мучеников и похоронить их в укромном месте. Согласно добавлению к основному тексту Мученичества, П., Т. и А. пострадали 11 окт. в 1-й год гонения имп. Диоклетиана (в редакции, изданной Алькеном, указано, что мучеников казнили 12 окт.- Halkin. «Métaphrase». 1963. P. 252).
П., Т. и А. считаются одними из самых знаменитых мучеников Киликии, откуда их культ распространился по др. областям Римской империи. Мощи святых хранились в Аназарве. Известно, что в V в. еп. Авксентий Мопсуестийский построил за городскими стенами Мопсуестии базилику во имя П., Т. и А. и получил из Аназарва частицы их мощей (Passio S. Nicitae // AnBoll. 1912. T. 31. P. 214). В 515 г. Севир, патриарх Антиохийский, составил на основе Мученичества П., Т. и А., написанного Симеоном Метафрастом, гомилию о святых (PO. T. 20. Fasc. 2. P. 277-295) и произнес ее 6 сент., т. к. именно в этот день, а также 12 окт. на Востоке отмечалась их память (PO. 10. Fasc. 1. P. 45, 64, 102, 106, 112, 113).
Согласно Синаксарю К-польской ц. (архетип кон. X в.) и Типикону Великой ц. (IX-XI вв.), в К-поле П., Т. и А. было посвящено 2 базилики: в квартале Нарсеса («та Нарсу») (ἐν τοῖς Ναρσοῦ) и в Пиги, где ежегодно в день их памяти совершалось торжественное богослужение (SynCP. Col. 132; Mateos. Typicon. P. 68). О церкви в Пиги ничего не известно. Квартал «та Нарсу» располагался на склоне холма, спускающегося от Базара к Золотому Рогу (Janin. Églises et monastères. P. 408-409). В византийских источниках содержатся противоречивые сведения о Нарсесе (Ναρσῆς), от имени к-рого произошло название квартала. С одной стороны, согласно «Хронографии» прп. Феофана Исповедника (нач. IX в.), Нарсес был кубикулярием и протоспафарием имп. Юстина II (565-578) (Theoph. Chron. P. 244). В сборнике X в. об истории и о памятниках К-поля (т. н. Псевдо-Кодин) говорится, что Нарсес, бывший патрикием и препозитом во времена имп. Юстина II и его супруги Софии, возвел в визант. столице храм во имя П., Т. и А. (Patria CP. III 95). С др. стороны, Иоанн Зонара († между 1162 и 1166) и Аноним Сафы (XIII в.) писали о Нарсесе - полководце при имп. Фоке, который воздвиг храмы во имя П., Т. и А. и вмч. Пантелеимона и был сожжен заживо в 605 г. (Zonara. Annales. XIV 14; Σάθας. MB. T. 7. P. 107). Впосл. церковь П., Т. и А. в квартале Нарсеса вошла в состав мон-ря. Возможно, этот мон-рь был основан в VII в. (или ранее), т. к. сохранилась свинцовая печать этого времени с упоминанием пресв. Павла из мон-ря «та Нарсу» (ныне в Музее Дамбартон-Окс, см.: Zacos G., Veglery A. Byzant. Lead Seals. Basel, 1972. Vol. 1. Рt. 1. № 1-1095; Pt. 2. № 1096-2671A; Pt. 3. № 2672-3231). Существование мон-ря в XI-XII вв. подтверждается письменными источниками: Михаил Пселл неск. раз упоминал в письмах эту обитель (Mich. Psell. Epist. 126, 127. 1941. Vol. 2. P. 150); в одном из них он указал, что родился недалеко от мон-ря и считает его своей малой родиной (Idem. Epist. 135 // Σάθας. MB. T. 5. P. 378-379). В 1092 г. катехумен обители «та Нарсу» по имени Кирилл был одним из свидетелей примирения синода с митр. Халкидонским Львом (PG. 127. Col. 976). В 1190 г. мон-рь видел анонимный англ. пилигрим, к-рый утверждал, что обитель располагалась недалеко от Форума (Mercati S. G. Santuari e reliquie Constantinopolitane secondo il codice Ottoboniano latino 169 prima della conquista latina (1204) // PARA.R. 1936. Vol. 12. P. 152. Not. 22). Однако, по мнению П. Готье и др. исследователей, данное топографическое указание следует считать неверным, поскольку пилигрим, вероятно, путал Форум Константина с Форумом Феодосия, к северу от к-рого и находился квартал Нарсеса (Gautier. 1976. P. 105). Также Готье опроверг т. зр. Р. Жанена о том, что монастырь «та Нарсу», о котором упоминали Михаил Пселл и анонимный англ. пилигрим, не следует отождествлять с монастырем, на территории которого располагалась церковь П., Т. и А. (Janin. 1937. P. 288-299; Gautier. 1976).
В Иеронимовом Мартирологе память мучеников отмечена под 5 апр., 13 мая, 27 сент., 9, 10 и 11 окт. (MartHieron. Comment. P. 176, 548, 550). Указание «в Палестине» под 13 мая может быть связано с сообщением из Жития прп. Евфимия Великого (BHG, N 647) о том, что спустя 10 лет после кончины преподобного († 473) Иерусалимский епископ заново освятил его мон-рь и поместил под алтарем церкви частицы мощей П., Т. и А. Известно, что это событие произошло 7 мая при еп. Мартирии, дата 13 мая могла возникнуть по аналогии, но относится к освящению др. храма (MartHieron. Comment. P. 251). Под 27 сент. говорится, что П., Т. и А. были казнены в Тарсе Киликийском, тогда как, согласно Мученичеству, в этом городе состоялся 1-й допрос мучеников (Ibid. P. 259). Под 10 окт. место кончины П., Т. и А. не обозначено, и лишь под 11-м числом этого же месяца говорится, что они пострадали в Аназарве Киликийском (Ibid. P. 551). Флор Лионский поместил в составленный им Мартиролог заметку о П., Т. и об А. под 11 окт., указав, что мученики пострадали в Тарсе. Свт. Адон Вьеннский заимствовал у Флора сказание о святых, расширил и дополнил его, обозначив день их памяти под тем же числом (MartAdon. P. 352). В Мартирологах Узуарда и Ноткера Заики заметка о П., Т. и об А. также находится под 11 окт. в несколько сокращенном виде (MartUsuard. 1965. P. 319; Notker Balbulus. Martyrologium // PL. 131. Col. 1158). Кроме того, П., Т. и А. упоминаются в стихотворном Мартирологе Вандельберта Прюмского (MGH. Antiq. Poet. T. 2. P. 596). Цезарь Бароний при составлении Римского Мартиролога (80-е гг. XVI в.) опирался на сведения из более ранних источников и также неверно указал Тарс как место кончины мучеников (MartRom. P. 447). В современной редакции Римского Мартиролога эта ошибка была исправлена и вместо Тарса говорится об Аназарве (MartRom. (Vat.). P. 534).
В большинстве визант. синаксарей память П., Т. и А. обозначена под 12 окт., при этом краткие сказания о них отличаются нек-рыми деталями. Так, в Синаксаре К-польской ц. сообщается, что мученики были арестованы при имп. Диоклетиане в Помпейополе, далее упоминается лишь Тарс Киликийский. В синаксарях по рукописям 1050 г. и XII в. (Laurent. S. Marco. 787; Paris. gr. 1589) содержится более подробное сказание о П., Т. и об А., составленное на основе их Мученичества, однако место казни святых не указано (SynCP. Col. 131-134). Из заметки в Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) можно сделать вывод, что П., Т. и А. были обезглавлены в Мопсуестии (PG. 117. Col. 105).
В славянском Прологе, переведенном с греческого языка в кон. XI или нач. XII в., под 12 окт. содержится краткое сказание о П., Т. и об А., оригинал к-рого близок к заметке из Минология имп. Василия II (слав. и греч. текст см.: Славяно-рус. пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. Т. 1. С. 198-200); в Прологе пространной редакции текст был незначительно переработан. В слав. стишном Прологе, переведенном в Болгарии в XIV в., под 12 окт. также имеются сказание о мучениках, оригинал к-рого близок к сказанию из визант. синаксарей Laurent. S. Marco. 787 и Paris. gr. 1589, и посвященное им двустишие (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 2. С. 39-30). В восточно- и южнослав. книжности представлен перевод греч. Мученичества, возможно, в разных редакциях (Творогов О. В. Переводные жития в рус. книжности XI-XV вв.: Кат. М.; СПб., 2008. С. 101; Иванова. Biblioth. hagiogr. С. 244-245). Впосл. в ВМЧ митр. Макария были включены 3 сказания о мучениках: 2 кратких (из обычного и стишного Прологов) и пространное, составленное на основе греч. Мученичества (ВМЧ. Окт. Дни 4-18. Стб. 934-935, 938-949). Следует отметить, что в слав. традиции имя Тарах передается как Тарх. В «Книге житий святых» свт. Димитрия Ростовского также содержится Мученичество П., Т. и А. ([Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 205 об.- 210) - перевод актов из «Анналов» Барония, который датировал казнь мучеников 290 г. (Baronius C. Annales ecclesiastici. Lucae, 1738. T. 3. P. 254-263; Державин А. М., прот. Радуют верных сердца: Четии-минеи Димитрия, митр. Ростовского, как церковноист. и лит. памятник. М., 2012. Ч. 1. С. 113-114).
В Типиконе Великой церкви IX-XI вв., отражающем особенности кафедрального постиконоборческого богослужения К-поля, содержатся указания о том, что службу мученикам следует совершать в их мартирии в к-польских кварталах Нарсеса и Пиги - это говорит о высоком почитании мучеников в К-поле в то время (Mateos. Typicon. T. 1. P. 68).
В студийских памятниках - в Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (древнейшей сохранившейся редакции студийского Синаксаря), в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (малоазийской редакции Студийского устава), в Мессинском Типиконе 1131 г. (южноиталийской редакции Студийского устава) - представлено последование мученикам с пением на «Бог Господь» тропаря 4-го гласа Οἱ μάρτυρές σου Κύριε̇ ( общий мученикам) и как известный, так и неизвестный по совр. книгам гимнографический материал: кондак, канон плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа авторства Иосифа, на «Господи, воззвах» 3 стихиры-подобна 4-го гласа, славник на стиховне вечерни 4-го гласа авторства Анатолия, стихира-подобен плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа на стиховне утрени; седален; ексапостиларий, а также чтения на литургии (Пентковский. Типикон. С. 289-290; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 293-294; Arranz. Typicon. P. 39).
В древнейших слав. рукописных Минеях студийской эпохи (XI-XII вв.) служба мученикам включает общий тропарь мученикам 4-го гласа; кондак с икосом (приписаны на полях в одной из Миней в XIV-XV вв.); канон 8-го гласа; на «Господи, воззвах» 3 стихиры-подобна 4-го гласа (в одной из Миней в XIV-XV вв. на полях был приписан славник); славник на стиховне вечерни; 2 седальна - 8-го и 4-го гласов (Ягич. С. 84-90; Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 18-19).
В ранних редакциях Иерусалимского устава XII-XIV вв. указана служба мученикам с пением тропаря плагального 1-го, т. е. 5-го, гласа; также в последовании приведены славники - 4-го гласа на «Господи, воззвах» и 1-го гласа на стиховне вечерни; в серб. Типиконе архиеп. Никодима 1319 г. также есть указания на канон святым и кондак (Lossky. Typicon. P. 177; Миркович. Типикон. Л. 51б). В нек-рых рукописях указана память П., Т. и А. и свт. Феофана, архиеп. Никейского, без богослужебного последования (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 31). С нач. XV в., в рус. редакциях Иерусалимского устава и в «Оке церковном», в т. ч. в первопечатных Типиконах, служба мученикам объединена со службой прп. Косме Маюмскому и соответствует помещенной в совр. рус. изданиях.
Благодаря исследованиям еп. Амфилохия (Сергиевского-Казанцева) известно, что кондак мученикам 2-го гласа и 3 икоса встречаются в греч. Кондакарях XII-XIII вв. и в слав. рукописях (рус. Кондакарь XI в., серб. Минея XIV в.) (Амфилохий. Кондакарий. С. 64-65, 163-164).
Последование П., Т. и А. в совр. греч. Минеях представлено в виде самостоятельной службы, в русских- объединено с последованием прп. Косме Маюмскому с приоритетом мученикам. Оно включает тропарь плагального 1-го, т. е. 5-го, гласа Τῶν ῾Αγίων Μαρτύρων τὰ κατορθώματα̇ ( ); кондак 2-го гласа Τριάδος ἡμῖν, τὴν δόξαν ἐμφανίσαντες̇ ( ) с икосом; канон плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа с акростихом, в к-ром указано имя автора, Иосифа (Émereau C. Hymnographi Byzantini // EO. 1924. Vol. 23. N 135. P. 278),- Μέλψοιμι τῶν σῶν Μαρτύρων Σῶτερ κλέος. ᾿Ιωσήφ ( ), нач.: Μαρτυρικαῖς ἠγλαϊσμένοι χάρισι̇ ( ), с ирмосом ῾Αρματηλάτην Θαραὼ ἐβύθισε̇ ( ); на «Господи, воззвах» 3 стихиры-подобна 1-го гласа (в рус. Минеях - др. 3 стихиры-подобна, 4-го гласа) со славником 4-го гласа авторства Анатолия (в греч. Минеях эта же стихира предложена как славник на стиховне утрени); славник на стиховне вечерни 1-го гласа авторства Андрея Иерусалимлянина (т. е. свт. Андрея, архиеп. Критского - Ibid. 1922. Vol. 21. N 127. P. 269); седален плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа Τῆς ῾Αγίας Τριάδος τὴν κραταιάν̇ ( ); ексапостиларий (разные в русских и греческих Минеях).
В рукописях встречаются 2 канона мученикам визант. авторов, не вошедшие в печатные издания. Канон 1-го гласа представлен в 4 рукописях: в сборнике смешанного содержания XIII в. из собрания Национальной б-ки Франции в Париже, в Минее XIII в. собрания б-ки Ватикана, в Минее XVI в. коллекции Барберини б-ки Ватикана и в Минологии XVII в. из собрания б-ки Ватикана; нач.: Τριάδος ὑπέρμαχοι τῆς παναγίας στερρο̇ ( ), с ирмосом ᾿Ωιδὴν ἐπινίκιον̇ ( ). Канон дошел в 3 версиях, во всех довольно значительно отличаются состав и число тропарей; в 1-й версии есть троические тропари, в 1-й и 2-й версиях представлен кондак 2-го гласа Τριάδος ἡμῖν, τὴν δόξαν ἐμφανίσαντες̇, в 3-й версии представлен седален плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа Τῆς ῾Αγίας Τριάδος τὴν κραταιάν̇ (AHG. T. 2. P. 107- 126). Др. канон, плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа сохранился в Минее XI-XII вв. из собрания Национальной б-ки Франции в Париже и в Минее XII в. из б-ки мон-ря Гроттаферрата. Канон имеет 2-ю песнь и акростих, в котором указано имя автора, Георгия: Χορὸς τριφεγγὴς εὐλογείσθω μαρτύρων. Γεωργίου (Трисиянный хор да восхвалится мучеников. Георгия); нач.: Χορο ἀγγέλων ἐπ γῆς προκύψαντες̇ (Хоры ангелов, выглядывающие на землю:), с ирмосом ῾Αρματηλάτην Θαραὼ ἐβύθισε̇ ( ); также в каноне указан кондак 2-го гласа Τριάδος ἡμῖν, τὴν δόξαν ἐμφανίσαντες̇ (Ibid. P. 127-138).
Иконография святых развивается в связи с житийными текстами и церковным календарем; сыграл свою роль и тот факт, что уже в ранневизант. время в К-поле существовал посвященный им мон-рь, где находились их мощи, в квартале Нарсеса.
Наиболее ранние образцы иконографии П., Т. и А. иллюстрируют Мученичество святых. В Ватиканском Минологии (Vat. gr. 1613. P. 109, 1-я четв. XI в.) миниатюра выполнена Панталеоном, одним из ведущих художников. Показана казнь святых через усечение мечом. На миниатюре первым гибнет пожилой исповедник (последовательность имен в надписи не совпадает со ставшим позднее традиционным обликом святых), чье тело, облаченное в драгоценную, расшитую золотом на ожерелье и поручах пурпурную тунику, лежит на первом плане, а на протянутые вперед руки падает отсеченная голова с седыми короткими волосами и бородой. Остальные 2 мученика молоды, оба в драгоценных туниках белого цвета: стоящий под мечом палача, в центре миниатюры,- безусый, с кудрявыми волосами, ожидает гибели, а тот, чья фигура находится у края композиции,- с короткой русой бородкой. Действие происходит на фоне ландшафта, где помимо 2 горок показан храмовый ансамбль: однонефная базилика и арочная лоджия с пурпурными сводами и колоннами. Для минейных циклов начиная с сер. XI в. характерна сокращенная схема этой композиции: на заключительной миниатюре лицевого Минология на окт. из афонского мон-ря Кутлумуш (ГИМ. Син. греч. 175. Л. 68 об., сер. XI в.) и на иконе из состава тетраптиха (4-частного ансамбля икон) с греч. и груз. надписями, заказанного (или созданного?) груз. мон. Иоанном Цохаби на Синае, с минеей на осенние месяцы (в клейме на 12 окт., XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) показана казнь одного из святых, на синайской иконе - старшего, седого, в красном платье, в то время как юные, безбородые мученики уже обезглавлены (Σοτιρίου. 1956. Τ. 1. Πιν. 138; Τ. 2. Σ. 121-123; Лидов А. М. Визант. иконы Синая. М.; Афины, 1999. Кат. 12. С. 60-61); на миниатюре Минология из ГИМ обезглавлен средовек, старший склоняется под мечом, младший поднимает руки в жесте оранта (Саенкова, Герасименко. 2008. С. 177). Похожая схема сохранится вплоть до палеологовского времени: на миниатюре в Минологии деспота Димитрия Палеолога под 12 окт. над обнаженными обезглавленными телами 2 из них (седого старца и юноши с длинными волосами) склонился с ножом палач; последний из мучеников, в синей ризе, ожидает своей участи, стоя с краю. Композицию венчает полуфигура прп. Космы Маюмского; в надписи упоминаются Т. и П. (Bodl. Theol.gr. 1. Fol. 14r, 1322-1340 гг.).
Уже в средневизант. время святых изображали в чине мучеников в наосе в виде оглавных «портретов» в медальонах - как на вост. поверхности юго-зап. столпа в ц. вмч. Георгия Диасорита на Наксосе (XI в.; Νάξος̇ Ψηφιδωτά τοιχογραφίες. Αθήνα, 1989. Σ. 68-69 (датировка - рубеж XI и XII вв.)). Портретные характеристики святых и их расположение относительно друг друга могут быть неустойчивыми. На начальной миниатюре Минология сер. XI в. святые представлены в варианте мужчин 3 возрастов (в центре седовласый мученик, по одну сторону от него средовек, по другую - безусый юноша; ГИМ. Син. греч. 175. Л. 62: Саенкова, Герасименко. 2008. С. 176); в Минологии Евангелия (Vat. gr. 1156. fol. 260r, 3-я четв. XI в.) фигуры святых размещены рядом с днем их памяти, Т. и П. (такова последовательность надписаний) показаны седовласыми, с такого же оттенка клиновидными бородами мужами, а А.- черноволосым, с короткой бородой.
Вероятно, к-польскими образцами и источниками программы объясняется присутствие в росписях Софии Киевской (40-е гг. XI в.) самого раннего в древнерус. искусстве изображения П., Т. и А.- наиболее хорошо сохранился образ Т., с короткими темными волосами и небольшой бородой: он облачен в хитон и плащ с тавлионом, в руке держит крест; находившиеся рядом фигуры П. и А. были почти полностью переписаны в XIX в. С прославлением региональных святых либо с воспоминанием о почитании святых в столице могло быть связано их появление в мозаиках монастырского кафоликона в Дафни близ Афин (кон. XI в.). В зап. части этого храма расположены «портреты» святых из разных мест (Севастийские, Персидские мученики). В «портретах» Киликийских святых проявляются приемы античного искусства: ракурсы голов, обращенные друг к другу взгляды; возможно, именно такими были художественные особенности более раннего, несомненно, к-польского образца. Вероятно, включение образов Тарсийских святых имело значение с т. зр. почитания «триад» святых, т. к. напротив, на предалтарном столпе, помещены медальоны также 3 мучеников: Мины, Виктора и Викентия, память к-рых отмечается в один день, 11 нояб. (то же сопоставление «портретных медальонов» наблюдается в росписи кафоликона Великой Лавры (1534/35, мон. Феофан Критский): на арке, соединяющей сев.-зап. столп с зап. стеной, помещены медальоны с П., Т. и А., в то время как напротив - со святыми Гурием, Самоном и Авивом).
Образы 3 мучеников часто встречаются в росписи церквей Каппадокии. Они представлены в сев. апсиде Куббели-килисе № 1 (св. Апостолов) в долине Соганлы (2-я пол. X в.), в Чарыклы-килисе в Гёреме (XI в.), в ц. св. Феодора в Тагаре (ныне Ешилоз, XI в.), в триконхе в Тагаре, Баллы-килисе (Jerphanion G., de. 1925-1928. Vol. 2. P. 193), где сохранилась только полуфигура Т. (рядом изображены святые Гурий, Самон, Авив), и в ц. св. Варвары в Соганлы (1006/21, где в нартексе они сопоставлены с др. триадой святых - Миной, Виктором и Викентием (Idem. P. 312-313. Pl. 194.1)). В рост в обрамлении арок они изображены в нартексе Каранлык-килисе в Гёреме (XI в.) и в сев.-вост. компартименте ц. Креста в Ачиксарае (окрестности Гюльшехира), XI-XII вв. (Jolivet-Lévy. 1991. P. 215, 225, 257, 264). Поясные фигуры святых включает роспись в пещерной Эльмалы-килисе (церковь Яблока), Гёреме (1190/1200), вероятно восходящая к столичным образцам: мученики облачены в драгоценные, сплошь расшитые узорами туники из легкой ткани (белой у седого Т., цвета слоновой кости у средовека П.), позволяющей длинным широким рукавам образовывать пышные складки у шитых золотом поручей; их пурпурные плащи отделаны золотыми шитыми вставками-тавлионами вдоль края и на правом плече, в руках - 4-конечные белые кресты.
В палеологовское время с распространением минейных циклов в стенописи и др. видах церковного искусства фигуры святых все чаще входят в состав декорации храма или рукописи. Возможно, на это повлиял тот факт, что имя Андроник для династии Палеологов было семейным и преемственным, а 3 Аназаврских/Тарсийских мученика могли почитаться как покровители не только столицы, но и правящей династии. В росписях Успенской ц. Протата работы Мануила Панселина (ок. 1300; Τουτός, Θουστέρης. 2010. Σ. 55) все 3 мученика изображены в жертвеннике на сев. стене, так что П. находится рядом с арх. Гавриилом из сцены «Благовещение». Их образы могут составлять «групповой вариант» семейного античного портрета: «триада» святых в прямоугольной рамке включена в роспись зап. стороны сев.-вост. подкупольного столпа (в нижнем ярусе) Успенской ц. мон-ря Грачаница (1321-1322), где они изображены по пояс; юный, безбородый А.- позади 2 средовеков, волосы и бороды к-рых уже имеют проседь; все святые облачены в античные одежды с тавлионами (Миjовић. Менолог. С. 292, 293). Юный А. в белом хитоне и багряном гиматии изображен еще раз в той же Успенской ц.- на фреске юж. стены в юж. части нефа: он стоит рядом с Пяточисленными мучениками; его появление на столь почетном месте, вероятно, связано с патрональной программой росписи.
Наиболее представительны образы святых, украшающие экзонартекс ц. Христа Спасителя в к-польском мон-ре Хора (Кахрие-джами), 1316-1321 гг. Здесь же проявляется неустойчивость в плане соответствия имен: как Т. подписан образ мученика - средовека с волнистыми русыми волосами и короткой, слегка раздвоенной бородой. Святые по одному (4-м является вмч. Георгий Каппадокийский) представлены на склонах арок, обрамляющих композиции «Собор св. Иоанна Предтечи» и «Искушение Христа в пустыне» в одном из вспарушенных сводов экзонартекса. Все святые в придворных, богатых облачениях (фигура П. сохр. частично), отчасти напоминающих античные и сходные с изображениями македон. ренессанса: золотое оплечье с драгоценными камнями и жемчугом, украшающее багряную тунику юного А., имеет по центру вытянутый вниз элемент с завершающим «медальоном», что напоминает украшение белой туники святого на миниатюре из Минология имп. Василия II. Золотом отделаны подолы, поручи и каймы одежд, пурпурная обувь. Однако плащ повторяет форму античного гиматия только на плохо сохранившейся фигуре П. У др. святых они покрывают оба плеча и спускаются ровными складками, придавая силуэтам фигур колоколовидную форму. Зеленый плащ А. не имеет фибул или иных застежек, розовый покров Т. застегнут у горла своеобразным украшением, возможно передающим вид реальных муж. декоративных предметов того времени: 2 золотые планки соединены круглым элементом; на этой же линии находится крест в правой руке святого, что образует на его фигуре крестообразную конструкцию, возможно, указывающую на мученическую символику. Левая рука А.- в жесте принятия благодати, у Т. она скрыта плащом. Повторение такой особенности, как изображение Т. в облике средовека с небольшой русой бородкой, а не старца, его появление в чине св. воинов может быть связано со столичным происхождением программы росписи того или иного храма в поздневизант. период. Напр., в росписи ц. свт. Николая Чудотворца в мон-ре Куртя-де-Арджеш (ок. 1375) расположенные рядом фигуры, вероятно П. и А., изображены в хитонах.
В произведениях XIV в., ориентированных на визант. столичную традицию, святые соединены вместе. В рукописи лицевого годового Служебника (Ath. Kutl. 412. Fol. 30v, XIV в.) «портреты» святых исполнены в антикизирующем стиле (The Treasures of Mount Athos. 1974. P. 294. Il. 378): в круглом медальоне с окантовкой желтого цвета (имитацией золота) на голубом фоне размещены портретные «бюсты» святых в античных одеждах, плащах, застегнутых на правом плече фибулами. Святые на переднем плане - средовеки: у левого, П., борода короткая и круглая, а волосы кудрявые, Т. с клиновидной бородой и густыми волосами с проседью. Юный, безусый А. позади.
Тройной «портрет» святых написан на полях Киевской Псалтири (РНБ. ОЛДП. F 6. Л. 90 об., 1397 г.) рядом с текстом Пс 68. 3. Под круглым медальоном с образом Христа стоит в центре мученик с короткими кудрявыми волосами и такой же бородой: судя по подписи, это Т. По сторонам его 2 юных святых - П. и А. Одежды с разделкой золотым ассистом: у П.- синий хитон и лиловый плащ, Т.- в красном хитоне и синем гиматии (на переднем крае - золотой тавлион), А.- в светло-изумрудном хитоне и красном плаще, у всех в правой, поднятой перед грудью руке - белый 8-конечный крест, левые руки скрыты под плащами.
Наряду с отдельными фигурами святых в чинах мучеников или их «групповой» композицией в росписи тех же церквей включаются минейные композиции, напр. в нефе Вознесенского собора мон-ря Дечаны (1348-1350). Изображения в виде фигур или полуфигур встречаются в росписях монастырских кафоликонов, прежде всего на Афоне: плохой сохранности полуфигура А.- на фреске в проходе между притвором и нефом ц. вмч. Георгия мон-ря Джурджеви Ступови (Георгиевские башни, XIII в., ныне Стари-Рас, Сербия), на сев. стене лити кафоликона мон-ря Хиландар в один ряд с мучениками Виктором, Викентием и Миной (1321/22, под записью 1803 г.; Манастир Хиландар / Приред.: Г. Субботић. Београд, 1998. С. 232); все 3 - на зап. наружном фасаде трапезной Великой Лавры (2-я четв. XVI в., мастер мон. Феофан Критский); на арке между юж. стеной и юго-зап. колонной в наосе кафоликона мон-ря Кутлумуш (1539/40, мастер мон. Макарий). Юный А. в виде полуфигуры оранта написан в люнете, на обрамляющих стенах к-рого изображены седые П. и Т.,- в наосе кафоликона в афонском мон-ре Дионисиат (1547, мастер Дзордзис Фукас); по такому же образцу, вероятно, эти святые были написаны мастером мон. Даниилом в парекклисионе вмч. Георгия в том же мон-ре (1609), а близ них были повторены фигуры мучеников Виктора, Викентия и Мины (Τουτός, Θουστέρης. 2010. Σ. 77, 188, 239, 276, 301). Часто их образы в медальонах украшают компартименты храмов: ярус над нижним окном в юж. певнице в наосе мон-ря Дохиар (1567/68, мастер Дзордзис Фукас) и в стенописи его трапезной (ок. 1700, иером. Дамаскин из Янины); по разные стороны арки вокруг сев. певницы в кафоликоне мон-ря Ватопед (1311/12, под записью кон. XVIII - нач. XIX в.- по тому же принципу: в кафоликоне мон-ря Пантократора (1363-1380), Ивирон (ок. 1577/78, иером. Марк Иверский); в декоре перекрытия в парекклисионе Акафиста в кафоликоне мон-ря Дионисиат; на юж. арке в парекклисионе Панагии Парамифии в Ватопеде, 1677/78; в росписи парекклисиона вмч. Георгия в мон-ре прп. Павла, 1686; Ibid. Σ. 85, 120, 172, 251, 320, 342, 355, 371). Возможно, воспоминанием о к-польских образцах наподобие мозаик нартекса Кахрие-джами продиктовано размещение фигур святых не рядом в медальонах, а по сторонам одного объема: в кафоликоне мон-ря Ставроникита (1545/46, мон. Феофан Критский с сыном Симеоном) Т. и П. написаны в 2 ярусах на юж. стене, в то время как А. в паре со св. Миной Калликеладом - на сев. стене; все святые в богатых одеждах; такая же расстановка - в росписях старого кафоликона монастыря Ксенофонт (Ibid. Σ. 381, 404). Рядом все 3, как пример «3 возрастов»,- седой П., средовек Т. и юный А.- в медальонах на фресках Преображенского мон-ря в Зрзе (1368/69); с поднятыми крестами, в ракурсе - в росписи кафоликона мон-ря Николая Анапавса в Метеорах (1527, мастер Феофан Стрелицас Бафас); юный Т.- на арке притвора в ц. во имя св. апостолов в Печской Патриархии (1561). Их полуфигуры могут соседствовать со Страстным циклом, как в росписи наоса кафоликона монастыря прор. Илии στουσ γεωργουτσατεσ в Дрополи, Сев. Эпир (1585/86, «зограф» Никифор) (Χουλιαράς. 2014. Σ. 203. Εικ. 18).
В поздних лицевых рукописях св. «портреты» отличались разнообразием, представляя выработанные визант. искусством типы их иконографии. В подлиннике греко-груз. рукописи святые как 2 средовека с юным А. представлены каждый в медальоне: 1-й раз - рядом с др. святыми и персонификациями весенних месяцев; 2-й раз - с др. мучениками в качестве иллюстраций к стихотворному молитвенному тексту; в мученических одеждах втроем - в минейной части (Евсеева. Афонская книга. С. 207, 216, 244).
Сцены мученичества святых - усечение мечом: в центральном проеме притвора Георгиевской ц. в Старо-Нагоричино на сев. стене, над капителью колонны, где расширяющаяся раструбом поверхность позволила сопоставить сходные страдания мучеников Евлампия и Евлампии (1317-1318); в притворе Вознесенского собора мон-ря Дечаны: 2 святых средовеки, один - юн, все облачены в богатые античные одежды, со смирением в преклонении ожидают казни; так же - в притворе Троицкого собора в мон-ре Козия (между 1390 и 1391); в притворе кафоликона Печской патриархии (1561) все святые преклонили колена, голова одного из средовеков уже отсечена (Миjовић. Менолог. С. 194, 322, 351. Сл. 29, 183, 236). В минейных циклах росписей художники старались в нек-рых случаях подробно иллюстрировать казнь святых. Каждый принимает муки от своего палача, которые разными орудиями (секирой, молотом) расчленяют полуобнаженных мучеников; 2 из них средовеки, с бородами разной длины, один - юный: в мон-ре Филантропион, Янина (1542), в лити кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне (1547, мастер Дзордзис Фукас). В составе минеи осенней святые изображены в сев. угловом компартименте лити кафоликона мон-ря Кутлумуш (1539/40, мон. Макарий), на стене трапезной мон-ря Дионисиат (1553), на сегменте крестового свода центральной ячейки в лити кафоликона мон-ря Дохиар (1567/68, мастер Дзордзис Фукас). «Рассечены были ножами» - так описывает мученичество святых в минейном разделе Ерминии иером. Дионисий Фурноаграфиот (ок. 1730-1733), указывая при этом, что старшим по возрасту среди святых был П., Т.- «юный», А.- «с бородою едва показающеюся» (Ерминия ДФ. § 22. С. 202).
В рус. искусстве образы святых связаны с минейными циклами, встречаются с XVI в.: на годовой иконе-минее 1-й пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен; Бенчев. 2007. С. 330), на октябрьской иконе-минее из вологодской ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке (Иконы Вологды XVI-XVII вв. М.; Вологда, 2017. Кат. 13. С. 158, 162). На годовой минее 1-й пол. XVI в. все 3 - с короткими бородами, как средовеки, но с разными по длине волосами и в разного цвета плащах. Редким примером включения П., Т. и А. в сонм св. мучеников и воинов являются фрески Московского Успенского собора (1642-1643). Русские подлинники описывают святых только как мучеников, упоминая их воинское достоинство лишь в связи с возрастом: в Строгановском подлиннике, как и в восходящем к нему подлиннике С. Т. Большакова, самым старшим указан Т.- «воин честию» в ризах (нижняя зеленая, верхняя красная), седой, с бородой, как у ап. Иоанна Богослова, только уже; П. и А. подобны мученикам Косме, т. е. средовеку, и Флору, т. е. юноше; однако в иллюстративной части все 3 святых показаны с бородами, более короткие у П. и А. (Иконописный лицевой подлинник. СПб., 1869 (под 12 окт.); Большаков. Подлинник иконописный. С. 38. Ил. 21-22; то же - в подлиннике 2-й четв. XVII в.: Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 27). Соответствие 3 возрастам: «римского типа» мученики - седовласый старец, чернобородый средовек и юноша - описано в поздних руководствах (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 44).
Мощи святых, могли быть известны в Др. Руси еще в визант. период. Древнейший пример - рус. наперсный серебряный крест-мощевик кон. XIII-XIV в., один из самых ранних образцов рус. мощевика с надписью о вложенных святынях. В его надписи упоминается только П. (Моршакова. 2011. С. 344-356. Ил. 2, 3; Она же. 2013. Кат. 37; Зюзева, Орленко. 2018. С. 219-220), в то время как в описи Благовещенского собора Московского Кремля за 1721 г. подпись на кресте процитирована как: «мучеников Прова, Тараха и прочих святых» (Зюзева, Орленко. 2018. С. 77). Вероятно, из этого креста частица мощей П. была взята для вложения в серебряный крест-мощевик нач. XVII в., к-рый также хранится в сокровищнице кремлевского Благовещенского собора (ныне ГММК; Христ. реликвии. 2000. С. 134-136. Кат. 36; Зюзева, Орленко. 2018. С. 76, 213. Кат. 123). Крест имеет лицевые изображения в технике гравировки с золочением. Рядом с надписью о мощах П. находится надпись о частице мощей «царя Константина Нового». В нек-рых визант. синаксарях X-XII вв. под 3 сент. обозначена память с такими же указаниями (см.: SynCP. Col. 9-11): вероятно, речь идет об имп. Константине III (641). Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что мощи, включенные в крест, или их часть происходили из бывш. византийской столицы.
Мощи П. помещены в золотом кресте-мощевике (1619-1633), принадлежавшем царю Михаилу Феодоровичу. Крест был «благословением» государева отца, патриарха Филарета Никитича (ныне в ГММК; Моршакова Е. А., Стерлигова И. А. Крест-мощевик царя Михаила Феодоровича // Христ. реликвии. 2000. С. 66-67. № 14; Журавлева И. А. Об одном из типов драгоценных реликвариев на Руси в XVI-XVII вв. // ДРИ. М., 2003. [Вып.:] Рус. искусство позднего средневековья: XVI в. С. 404-405). Часть мощей П., возможно связанных с этим золотым крестом-мощевиком, находилась в личной патриаршей казне, опись к-рой была проведена в 1630 г. (РИБ. Т. 3. Стб. 877); в тексте отмечено, что мощи представляли костную частицу («уделена кость»). В описи Образной палаты московских царей за 1669 г. мощи одного П. упоминаются в числе св. частиц между резным крестом с Молдавской земли и вощанкой с иерусалимскими святынями (Успенский. 1902. С. 55; см. также: Забелин И. Е. Домашний быт рус. царей. М., 2003. Т. 3: Мат-лы к Т. 1. Ч. 1. Мат-лы. С. 720).
Частицы мощей П., Т. и А. находятся под престолами: придела в честь Рождества Пресв. Богородицы московской ц. свт. Николая Чудотворца в Голутвине; Ильинской ц. Выборга (первоначально - 1796 г., восстановлена в нач. 90-х гг. XX в.), ц. прп. Иоанна Лествичника в семинарском корпусе Троице-Сергиевой лавры (1893-1896, архит. А. А. Латков; освящен в февр. 1994), кафедрального собора в честь Казанской иконы Божией Матери в г. Элисте (сер. 90-х гг. XX в.), Владимирского собора г. Новочебоксарска (1990-2000, архит. А. В. Орешников), Константиноеленинской ц. г. Абакана (нач. XXI в.); положены в антиминс ц. в честь Феодоровской иконы Божией Матери, домового храма Российского гос. социального ун-та в Москве (освящен 31 авг. 2006); хранятся в мощевике в ц. св. Луки Евангелиста при Военно-морском госпитале (микрорайон Купавна, г. Балашиха Московской обл., освящен 14 окт. 2000). Частица мощей П. доступна для поклонения в Знаменском храме Вознесенской Давидовой пуст. во Владимирской обл., в ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери в Оптиной пуст. (освящена в 1998).